Издание газет и журналов для детей в первой половине xix века кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

1. Детские журналы первой и второй половины XIX века

3. ДЕТСКАЯ ПЕРИОДИКА СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

Первая четверть XIX века — время застоя в детской
литературе. Большинство журналов прожили недолго,
хотя в то время были практически единственными
изданиями для детей. Ведущие писатели обращали мало
внимания на чтение для детей, интерес к сказкам на
время угас, новые журналы не достигали уровня,
заданного Новиковым. Публиковались в основном
переводы.

4. В ЭТО ВРЕМЯ ВЫХОДЯТ:

6. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ ПЕРИОДА РОМАНТИЗМА

11. ОБЗОР ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ ПЕРИОДА РЕАЛИЗМА

С 1870-х гг. литературные темы, сюжеты и стихи
привносится существенное разнообразие. Героями теперь
становятся и бедные крестьяне, и рабочие. Становится
больше профессиональных детских писателей.
Преобладает литература реалистической
направленности, но и сказки и фантастическая
литература сохранили свое значение.Детская литература
освобождается от недоверия и презрения, растет
уважение к педагогическим исследованиям и
педагогической практике.Признание важности литературы
и растущая сеть школ обеспечивали расширение
читательского круга.

Редакторами-издателями были
братья Острогорские. В нем
печатались биографии ученых и
писателей, русские пословицы,
поговорки и песни. Переводы
Диккенса, Гарта, Топелиуса. Но они
подвергались значительной
переработке. Редакторы не
одобряли фантастической
литературы и волшебных сказок.

Задача его состояла
вразвитии любви к родному и
семейному очагу.Сначала
выходил в 4 разных
вариантах: от самых
маленьких до чтения
взрослыми.Публиковались
азбуки, сказки, пьесы,
биографии, лучшие
произведения русских
писателей, мелкие статьи по
всем отраслям знаний

Таким образом, предпосылки появления первыхдетских
журналов тесно связаны с социальным развитием
общества, расцветом национально-культурной
политики.Своим появлением первые журналы обязаны не
профессиональным редакторам-издателям, а известным
просветителям, общественным и литературным
деятелям.Публикации в основном характеризовались
простотой, доступностью изложения, использованием
образных средств, эмоциональной речи.Значение первых
журналов велико. Появившись как методические
публикации, они трансформировались в совершенно
новый, самостоятельный вид литературы для детей,
востребованный современным юным читателем.

20. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С. Глинка. А. Ишимова, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фурман, Б.Федоров и др.

Несмотря на то что Белинский о некоторых из них отзывался весьма резко, нельзя не признать благородства их усилий и их литературной одаренности.

Многие детские писатели сами издавали журналы для детей.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Морализаторские рассказы, помещенные в эти книги, отличались открытой дидактичностью: учили детей быть терпеливыми, осмотрительными, разумными в выборе друзей, уметь отличать злых людей от добрых и т. п. Большое место Федоров отводил религиозным писателям, а также переводам зарубежных авторов-моралистов.

В 60-х годах детская журналистика значительно расширила сферу своего существования и влияния за счет обращения к более мас­совому числу читателей. Этому способствовала происходившая в тот период либерализация образования, школа становилась зна­чительно демократичнее, охватывала все более широкие круги россиян. Это побуждало издателей детских журналов к иному, чем в начале века, подбору материалов, точнее отвечающих устремле­ниям передовых педагогов к активному формированию и просве­щению детского читателя. В лучших журналах того времени публи­куются известные русские прозаики и поэты, ученые и педагоги, хорошие переводы зарубежной детской литературы. Все это спо­собствовало становлению личности, прививало передовые для того времени знания и взгляды.

В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С. Глинка, А. Ишимова, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фур­ман, Б. Федоров и др.

Несмотря на то, что Белинский о некоторых из них отзывался весьма резко, нельзя не признать благородства их усилий и их литературной одаренности.

Многие детские писатели сами издавали журналы для детей.

Морализаторские рассказы, помещенные в эти книги, отлича­лись открытой дидактичностью: учили детей быть терпеливыми, осмотрительными, разумными в выборе друзей, уметь отличать злых людей от добрых и т. п. Большое место Федоров отводил ре­лигиозным писателям, а также переводам зарубежных авторов-моралистов.

Александра Осиповна Ишимова(1805—1881) сыграла особую роль в развитии литературы для детей первой половины XIX века.

УЧЕБНАЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Учебная и познавательная литература для детей в этот период сделала большой шаг вперед по сравнению с XVIII веком. Ее раз­нообразие поистине изумляет. Для детей выпускались книги по истории, естествознанию и географии, по технике и медицине, книги о культуре и быте русского и других народов России и т.д. Большинство таких изданий осуществлялось с участием ученых и талантливых популяризаторов, поэтому строгая научность сочета­лась в них с живостью и занимательностью изложения.

В это же время вырабатываются и утверждаются на многие годы вперед жанры научно-популярной литературы и виды изданий. Появляются жизнеописания выдающихся людей, азбуки-картин­ки, хрестоматии, альманахи, лото и другие игры с картинками, книжки-картинки, альбомы с гравюрами и текстом и т.п. Осо­бенно же популярными становятся энциклопедии для юных чита­телей.

Впервые в детской исторической литературе была обрисована у Полевого грандиозная роль Петра I. В более объективном и яр­ком свете предстали у него такие исторические деятели, как пат­риарх Никон, как возглавившие народное ополчение в 1611 году Кузьма Минин и князь Димитрий Пожарский.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА

За промежуток времени от Крымской войны (1853—1856) и реформ 60-х годов до начала революционных событий (1905) дет­ская литература прошла этап своего окончательного утверждения в русской культуре. Творчество для детей стало восприниматься большинством писателей как почетное и ответственное дело. Утверждалось и отношение к детству как к суверенному миру с собственными духовными и этическими началами, своим быто­вым укладом. Разнообразие педагогических систем свидетельство­вало о постановке новых вопросов, касающихся детства и взаи­моотношений взрослых и детей.

Эпоха потребовала от детской литературы актуального содер­жания и современной художественной формы. Противоречия, порожденные реформами, могли быть разрешены только буду­щими поколениями, поэтому маленьким читателям предлагались книги современного звучания — здоровая духовная пища для пра­вильного развития личности.

Расцвет реалистического искусства оказал решающее влияние на детскую литературу, качественно изменил прозу и поэзию для детей (не дав, впрочем, заметного толчка детской драматургии).

Усиливается противоборство двух давних в детской литературе тенденций.

Противоборство двух мировоззренческих тенденций вполне отражают детские журналы. Сохраняют свою популярность став­шие привычными для общества журналы А.О. Ишимовой. Су­ществуют и другие детские журналы сентиментально-охрани­тельного толка. Появляются журналы новые, уже демократиче­ской направленности. В них утверждаются ценности народни­ческой идеологии и разъясняются идеи материализма и дарви­низма.

Детство как лирическая тема, открытая в творчестве Шишко­ва, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, получила окончатель­ное утверждение в поэзии второй половины века. При этом боже­ственные, ангельские черты в образе ребенка сменяются чертами сугубо реалистическими, хотя образ ребенка не утрачивает своей идеальности. Если поэты первой половины века видели в ребенке идеал современной им эпохи, который сходит на нет по мере взросления, то в восприятии их поздних преемников ребенок иде­ален в смысле его будущих деяний на благо общества.

Более прочные позиции в детской прозе занимает теперь жанр рассказа. Наряду с традиционными моралистическими и художе­ственно-познавательными получают развитие рассказы социаль­но-бытовые, героико-приключенческие, исторические. Общие их черты — реализм, углубление подтекста, уход от однозначности в решении конфликта, усложнение общей идеи.

Достижения литературы второй половины XIX века явились мощной основой обновления детской литературы в начале следу­ющего столетия и подпитывали ее дальнейшее развитие.

В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С. Глинка. А. Ишимова, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фур­ман, Б.Федоров и др.

Несмотря на то что Белинский о некоторых из них отзывался весьма резко, нельзя не признать благородства их усилий и их литературной одаренности.

Многие детские писатели сами издавали журналы для детей.

Виктор Бурьянов (это литературный псевдоним Владимира Бурнашева, 1812—1888) также был приверженцем патриархальной старины.

Морализаторские рассказы, помещенные в эти книги, отлича­лись открытой дидактичностью: учили детей быть терпеливыми, осмотрительными, разумными в выборе друзей, уметь отличать злых людей от добрых и т. п. Большое место Федоров отводил ре­лигиозным писателям, а также переводам зарубежных авторов-моралистов.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Детская периодика в России от Петра I до наших дней


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель нашей работы: выяснить, нужны ли детские журналы и газеты современным детям; показать одноклассникам и их родителям, что чтение детских журналов и газет делает досуг интересным, полезным.

изучить историю возникновения периодических изданий в России;

узнать историю возникновения периодических изданий для детей;

познакомить с разнообразием детских журналов; показать отличия журнала от газеты и книги;

узнать, какие журналы читали наши бабушки и дедушки; представить современные детские журналы;

обобщить полученный материал и сделать выводы.

Мы предположили, что история детских периодических изданий берет свое начало в изданиях для взрослых и продолжает развиваться в современном мире.

Объект исследования: История развития детских периодических изданий Предмет исследования: Современные детские журналы и их востребованность Методы исследования:

- опрос ближайших родственников о том, какие периодические издания были в их детстве;

- обобщение полученных данных.

Практическая значимость: Учитывая большое значение реформ Петра I для истории России и в связи с исполняющимся в 2022 году 350-летием со дня его рождения, данный проект можно будет использовать на уроках литературы, а также на уроках истории, при изучении жизни деятелей, внесших вклад в развитие отечественной периодики.

2. Основная часть

Из истории периодической печати

В 1705 г. в Москве у Спасского моста в Китай-городе была основана первая типография для печатания светских книг. Во главе ее был поставлен Киприянов. При типографии Петр велел открыть библиотеку.

Необходимость издания большого количества книг на светскую тему потребовала реформы алфавита. Рисунки нового алфавита были выполнены в 1707―1708 гг. чертежником и рисовальщиком Куленбахом по эскизам самого Петра. В 1710 г. Петром I новая азбука была утверждена. Сократилось количество букв с 43 до 32 (потом под давлением церкви некоторые буквы были восстановлены), изменилось и стало более красивым написание букв (сложная кириллица была латинизирована), для обозначения чисел были введены арабские цифры (вместо неудобной системы обозначения буквами церковного алфавита). Отныне светские книги печатались новым шрифтом, прежним, церковнославянским шрифтом печатались книги религиозного содержания.

2.2. Журнал, газета, книга – сходство и отличия

Отличие журнала от газеты

Газета и журнал – самые распространенные печатные издания, которые дают читателям актуальную информацию о событиях политической, социальной, экономической и культурной жизни людей. Журнал отличается от газеты и по форме, и по содержанию.

Газета – периодическое издание, ориентированное на быструю публикацию текущих событий. Журнал отличается от газеты форматом выпуска, объемом публикуемых материалов, более долгим циклом выпуска. Газеты бывают ежемесячными, еженедельными и ежедневными, такими же, как и журналы. В газетах могут быть репортажи, зарисовки, обзоры и заметки, интервью и статьи. Журналы, как и газеты, издают для определенной аудитории и различают по тематике. Они могут быть региональными, местными, для определенных групп и возрастов. Газетный материал верстают по разделам и рубрикам, традиционно закрепившимся за газетной полосой, в журнале постоянные разделы могут дополняться. Журнал, как и газету, можно читать в любом месте. Но все-таки солидные журнальные издания благодаря качеству бумаги и плотности обложки хранятся значительно дольше газет.

Отличие журнала от книги

Книга – это печатное издание, содержащее информацию научного, справочного, публицистического или художественного содержания, имеющее определенный формат выпуска. Книжные страницы сшиты и заключены в переплет – мягкую или твердую обложку, на которой указывается заглавие книги и ее автор. Структура книги имеет форзац – первый иллюстрированный разворот, хотя иллюстрации не являются обязательным книжным элементом. Второй разворот называется титулом. На титульных страницах повторно помещают имя автора или указывают, под чьей редакцией выпущена книга.

В отличие от книги, журнал не бывает в твердой обложке, не имеет форзаца, а титульной страницей в нем является журнальный переплет: на его лицевой стороне обязательно печатается название, полная дата выхода и номер журнала. На обложке есть иллюстрация. Книга представляет собой композицию с делением художественного текста на главы, на отдельные статьи, которые печатаются полностью. Журнал разделен на рубрики и тематические разделы, в которых публикуемый материал может быть размещен по частям или главам и иметь продолжение в следующем номере.

2.3. Появление детских периодических изданий в России

С 19 века начинает появляться и отдельная детская периодика — журналы, в них не было ярких иллюстраций и развлекательных материалов, а содержание состояло из полезных дидактических материалов. Первая развлекательная периодика для детей стала появляться только к началу 20 века.

В 1860 г. вышла первая "Газета для русских детей" (1860-1862), а в 1865 г. в Петербурге стала издаваться "Еженедельная газета для русских детей среднего возраста" под общим названием "Калейдоскоп".

Последующие газетные издания для детей увидят свет лишь после первой русской революции 1905 г. ("Что нового" [1908], "Детская газета"[1910], "Газетка для детей и юношества" 1910).

2.4. Журналы и газеты, которые читали наши бабушки и дедушки

Вместе с бабушкой мы сходили в библиотеку и нашли там эти журналы разных годов выпуска.

Юный натуралист (1928 — настоящее время)

2.5. Современные детские журналы и газеты

В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем.

Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме, рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как правило, освещается одна сквозная тема.

Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией: включают в себя несколько рубрик, посвященным разным темам.

У подростков возникает потребность в знаниях, выход за пределы школьных программ, появляется интерес к различным сферам деятельности - науке и технике, литературе и искусству, истории и археологии и т.д. Поэтому журналы становятся более содержательными.

Детские журналы в первую очередь призваны прививать детям любовь к чтению, развивать их способности, расширять кругозор, предоставлять возможности практического применения полученных знаний, и, конечно, развлекать. Выбирая современный детский журнал, следует учитывать и возрастные особенности, и интересы своего ребёнка.

В настоящее время выпускается много разных интересных журналов для детей и подростков. Среди них особое место занимают журналы экологической направленности, которые позволяют получить представления о природе, знакомят с жизнью на других континентах, рассказывают много удивительного из жизни животных и растений. Кроме этого, они способствуют эстетическому воспитанию: умению видеть прекрасное в природе и радоваться встрече с ним, развивают эмоции и чувства. Закладывают такие нравственные основы, как желание помогать и оказывать помощь слабому, учат сочувствию и любви, не оставляют равнодушными к происходящему вокруг. Если вы, так же как и мы любите природу и хотите как можно больше узнать о ней, тогда посмотрите на подборку журналов о природе и экологии:

Он-лайн версии некоторых журналов и газет:

2.6. Наши коллекции и любимые журналы

В нашей коллекции очень много журналов. Сейчас мы расскажем о ней.

Коллекция Ульяны

Коллекция Алексея

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования мы познакомились с различными документальными источниками по данной теме. Мы выяснили, что современные газеты и журналы очень сильно отличаются от первых изданий. Они разнообразны, более содержательны, ярко и красочно оформлены. Но, несмотря на это, их значение в развитии ребёнка осталось неизменным. Детские газеты и журналы - проводники в мир чтения. Изменилось лишь отношение детей к периодическим изданиям.

В ходе работы над проектом мы узнали, когда появились первые детские журналы в России, познакомились с разнообразием детских журналов, узнали, какие журналы читали наши бабушки и дедушки, представили современные детские журналы, рассказали о своих коллекциях журналов и любимом журнале, обобщили полученный материал и сделали выводы. Поставленные в работе задачи выполнены, цель достигнута. Проведенные исследования позволяют нам считать гипотезу о том, что история детских периодических изданий берет свое начало в изданиях для взрослых и продолжает развиваться в современном мире, верной.

Каким должен быть журнал?

Яркое запоминающееся название. Оно может быть связано с именами известных героев.

Красочное оформление. Обилие фотографий, рисунков придает журналу в целом живость и легкочитаемость.

Использование разных шрифтов.

Рубрики на разные темы: познавательные и развлекательные.

Постоянными могут быть страницы с различными головоломками, фантастическими историями, юмористическими рассказами.

Разнообразные конкурсы для читателей.

Мы рады, что проект дал нам возможность познакомиться с разными журналами. Работая над темой проекта, мы убедились, что детские журналы помогают учиться, приобретать новые знания и в то же время развлекаться с пользой. Детская газета или журнал - источник творческих идей, возможность проявить себя, найти друзей, проводник в мир чтения. Осталось только найти достойное издание, которое будет для нас интересно.

4. ЛИТЕРАТУРА

Алексеева М.И. Советские детские журналы 20-х годов. М., Издательство Московского Университета, 1982.

Бабушкина А. П. История русской детской литературы / А. П. Бабушкина. – М.: Учпедгиз, 1948. – С. 96–108, 405–408.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук.

Читайте также: