Проблема соотношения бытия и мышления кратко

Обновлено: 04.07.2024

Философия как особая форма мышления и знания возникла на заре человечества и сыграла ключевую роль в становлении и формировании общества.

По своей природе потребность в философском знании – общественная, а не личная, и потому философия как социальный феномен объективна, как любое общечеловеческое теоретико-методологическое знание.

Философия включает в себя учение об общем принципе бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии человека (социальная философия и философия истории) и учение о человеке и его бытии во всем мире (философская антропология), проблему творчества, этику, эстетику.

Суть основного вопроса философии

Основной вопрос философии – это философская и историческая концепция в марксистской философии, которая заключается в том, что главной проблемой философии на протяжении всей ее истории является вопрос об отношении сознания к материалу, мышления к бытию, духа ко всему сущему.

Имеет онтологический и гносеологический аспекты

В этом вопросе речь идет не только о соотношении бытия и сознательного, но и о соотношении человека, природы и мысли — трех систем.

Различные философы по-разному интерпретируют эти системы, их соотношение, место и вовлеченность мышления в движение. Согласно Платону, идея находится внутри вещей; согласно Аристотелю, идеи находятся вне вещей; по мнению Канта — идеи находятся в реальности (в голове человека), а Гегель утверждал, что идеи передвигаются (в природе) и возвращаются в исходное состояние абсолютного идеала. Это традиционная постановка вопроса в философии. Однако есть разные мнения философов по этому вопросу.

Как трактуют основные вопросы философии разные мыслители

АвторПостановка основного вопроса философии
ДекартСуществую ли я?
ЭпикурКак стать безмятежным и счастливым?
КантЧеловек – это что такое?
Ф. ЭнгельсЧто первично: материя или мысль?
М. ХайдеггерКакой смысл в этом мире, и что он из себя представляет?
Р. РотриКем мы являемся?
А. КамюА стоит ли жизнь того, чтобы жить?

Проблема основного вопроса философии

В чем заключается первостепенное, определяющее, вытекающее одно из другого – бытие или сознание?

Схема основного вопроса философии

В мировоззренческой проблеме отношения человека и мира, как правило, присутствует проблема соотношения бытия и сознания. И эта проблема может быть сформулирована различными способами – но само ее существование обусловлено наличием человеческого разума и души.

Два основных вопроса философии

Есть две стороны основного вопроса философии, над ним задумываются философы — онтологическая и гносеологическая.

По отношению к первой стороне, которая представляет собой онтологическую сторону, можно определить первичность бытия и сознания. Вторую сторону – гносеологическую – можно определить, как вопрос о познаваемости, то есть вопроса о том, как соотносятся наши идеи и окружающий мир, правильны ли наши представления о мире?

Два основных вопроса философии

Главный вопрос философии – это вопрос о том, как разрешить все философские проблемы. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить и развить те или иные философские течения и школы.

Онтологическая сторона вопроса

Есть две точки зрения на онтологическую проблематику решения основного вопроса философии, которые разделяют философов на две категории – идеалистов и материалистов. С одной стороны, первые говорили, что природу и материю породил духовный мир; с другой же – что первичен духовный мир или природа.

Стоит отметить, что философы, размышляя на тему первичности, решают не вопрос о том, кто появился первым — материя или сознание, а вопрос об их соотношении — как они между собой соотносятся, чем они между собой связаны. В то же время, идеалисты и материалисты по-разному трактуют онтологическое отношение между миром и субъективным сознанием.

Основные философские направления 1

Существует три варианта решения первой стороны вопроса (монистическая философия): материализм, субъективный и объективный идеализм.

Материализм

Внешний мир не зависит от нашего сознания, сознания и мышления, он — первичен. Зарождение материализма происходит в Древнем мире (Древняя Индия – даосизм, Древняя Греция – милетский стиль, Древняя Греция – греческая школа). Согласно этой форме материальный мир развивался, одна форма сменялась другой — от натуралистического материализма античной эпохи до механизированной формы Нового времени и диалектической формы во второй половине 20 века. Представители механистического материализма: Ф. Бэкон, Гоббс, Гольбах, Дидро, Декарт и др. В соответствии с этой формой материальный мир – механизм, в котором все необходимо, обусловлено и имеет причину. Но это относится только к природе, но не к обществу, в котором действует принцип морали, а не механические причины.

Основные философские направления 2

Сегодняшняя форма материализма – это диалектическая. Основатели: К. Маркс и Фр. Энгельс. В основе его лежит ориентация на науку и практику, а также мобилизация сил на качественное изменение жизни общества.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Субъективный идеализм

Внешний мир – это продукт деятельности человеческого сознания и существует благодаря нему.

Для того чтобы понять суть субъективного идеализма необходимо обратиться к работам таких мыслителей как Беркли (1685- 1753), Фихте (1761 - 1814) и других.

Объективный идеализм

Компромиссное учение – деизм (Г.Чербери, Вольтер, Ньютон, Радищев и др.). Философы этого направления полагали, что Бог сотворил мир вещей и человека, но они были убеждены, что Бог не участвовал в развитии созданного мира.

Гносеологическая сторона вопроса

Для того чтобы понять возможности человеческого мышления по отношению к миру существует множество точек зрения и мнений, которые могут быть разными. Большая часть людей, в том числе и философских деятелей, считают, что мир познаваем. Это гносеологический оптимизм или гностицизм.

Агностицизм

Но, к сожалению, это не так. Агностицизм как решение основного вопроса философской мысли. В античности агностицизм был распространен в форме скептицизма. Скептики рассуждали о природе вещей, отношении человека к ним и последствия этого отношения. Однако философы говорили о том, что природа вещей нам не известна, а относиться к вещам следует с недоверием, избегая категорических суждений. Такое поведение принесет вам безмятежность и счастье (отсутствие страданий) Представители скептического направления в эпоху Возрождения: М. Монтень и П. Бейль.

Основной вопрос философии – вопрос о соотношении бытия и мышления. Существует две стороны основного вопроса философии, над решением которых размышляют философы – онтологическая и гносеологическая. Первая сторона подразумевает определение первичности бытия и сознания. Вторая сторона – соотношение наших мыслей и окружающего мир.

Основной вопрос философии кратко (онтология бытия) обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Основной вопрос философии кратко (онтология бытия)

Суть основного вопроса философии

Это вопрос не только о соотношении бытия и сознания, а вопрос о соотношении человека, природы и мышления – трех систем. Философы по-разному трактуют эти системы, их соотношение, местонахождение и вовлеченность мышления в движение. Так, Платон считает, что идеи находятся вне вещей, по мнению Аристотеля, – идеи находятся в действительности, по мнению Канта, – мышление в голове человека, а Гегель утверждал, что идеи перемещаются – в природу, далее в человека и возвращаются в исходное состояние Абсолютной Идеи. (Горелов А.А.)

Такая постановка вопроса является традиционной, однако существуют различные мнения философов относительно основного вопроса философии.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Трактовки основного вопроса философии разными мыслитилями

Автор Постановка основного вопроса философии
Декарт Существую ли я?
Эпикур Как стать безмятежным и счастливым?
Кант Что такое человек?
Ф.Энгельс Что первично: материя или мышление?
М.Хайдеггер В чем смысл бытия?
Р.Ротри Кто мы?
А.Камю Стоит ли жизнь того, чтобы жить?

Решение основного вопроса философии

Что является первичным, основополагающим, вытекающим одно из другого – бытие или сознание?

Основной вопрос философии

Основной вопрос философии

Мировоззренческая проблема взаимоотношения человека и мира подразумевает под собой проблему соотношения бытия и сознания. Это проблема может быть сформулирована различными способами, но само ее существование обусловлено наличием человеческого мышления и души.

Две стороны основного вопроса философии

Существует две стороны основного вопроса философии, над которым размышляют философы – онтологическая и гносеологическая. Первая сторона – онтологическая – подразумевает определение первичности бытия и сознания. Вторая сторона – гносеологическая – вопрос о познаваемости, то есть вопрос о том, как соотносятся наши мысли и окружающий мир, верны ли наши представления о мире, в состоянии ли мы познавать мир?

Решение основного вопроса философии

Решение основного вопроса философии

Решение всех философских проблем начинается с ответа на главный вопрос философии. В зависимости от специфики ответа на этот вопрос определяются и развиваются философские направления и школы.

Онтологическая сторона вопроса

Существует две точки зрения на онтологическую проблему решения основного вопроса философии, разделившие философов на две категории – идеалисты и материалисты. Первые утверждали, что природу и все материальное бытие было порождено духовными сущностями, вторые же, напротив, были уверены, что первичным являются природа и материя.

Следует отметить, что философы, размышляя над вопросом первичности, решают не вопрос о том, что появилось или возникло раньше – материя или сознание, а вопрос их соотношения – как они между собой соотносятся, что является первичным по отношению друг к другу. Идеалисты и материалисты по-разному понимают онтологическое отношение между миром и сознанием.

Субъективизм и объективизм как решение основного вопроса философии

Субъективизм и объективизм как решение основного вопроса философии

Существует три варианта решения первой стороны вопроса (монистическая философия): материализм, субъективный и объективный идеализм.

Материализм

Внешний мир существует вне зависимости от нашего духа, сознания и мышления и является первичным по отношению к ним.

Зарождение материализма произошло в Древнем мире (Древний Китай – даосизм, Древняя Индия – чарвакалокаята, Древняя Греция – милетская школа). На протяжении своего развития одна форма сменяла другую – от натуралистического материализма античности до механистической формы Нового времени и диалектической формы в 19-20 вв. Представители механистического материализма: Ф.Бэкон, Гоббс, Гольбах и др. В соответствии с этой формой материальный мир – механизм, в котором все необходимо, обусловлено и имеет причину. Однако это касается только природы, но не общества, в котором, по мнению материалистов, действуют принципы морали, а не механические причины.

Материализм как решение основного вопроса философии

Материализм как решение основного вопроса философии

Современная форма материализма – диалектическая. Основоположники: К. Маркс и Ф.Энгельс. Суть его – ориентация на науку и практику, мобилизацию сил на качественное изменение жизни общества.

Субъективный идеализм

Объективный идеализм

Представители объективного идеализма считают, что существует высший разум, благодаря которому появился мир вещей и человеческое сознание. В различных философских учениях этот разум (высшее духовное начало) имеет разное имя: Дух, Идея, Брахман т.п.

Поскольку этот мировой разум существует вне зависимости от человеческого сознания, отсюда и название – объективный идеализм. Представители этого направления: в Европе – Платон, Фома Аквинский, Гегель, ортодоксальные даршаны – в Индии.

Компромиссное учение – деизм (Г.Чербери, Вольтер, Ньютон, Радищев и др.) . Философы этого направления допускали, что Бог создал мир вещей и человека, но считали, что далее не принимал участие в развитии сотворенного мира.

Гносеологическая сторона вопроса

Агностицизм как решение основного вопроса философии

Агностицизм как решение основного вопроса философии

В античности агностицизм был представлен в форме скептицизма. Скептики размышляли над вопросом природы вещей, отношения человека к ним и последствия этого отношения к ним. Философы утверждали, что природа вещей нам неизвестна, а относиться к вещам следует скептически, избегая категорических суждений. Это повлечет за собой невозмутимость и счастье (отсутствие страданий). Представители скептицизма эпохи Возрождения: М. Монтень, П.Бейль. Представители агностицизма Нового времени: Юм и Кант.

Основной вопрос философии остается неразрешенными теряет свою актуальность. Философы утверждают, что основной вопрос философии может измениться, и главной проблемой станет вопрос о существовании человека, его самоидентификации, поиска смысла жизни и счастья.

Полезные источники

Основной вопрос философии кратко (онтология бытия) обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проблема бытия и мышления

Вам давно знакомо то,

что вы имеете в виду,

а мы верили когда-то,

что понимаем это,

но теперь пришли в замешательство.

Человек всегда задумывался над проблемой, что такое мир, развивается ли он? Если развивается, то существуют ли закономерности такого развития? Является ли мир системой, чем-то целым, или нет? Что лежит в основе мира: возник ли он естественным путем или есть акт божественного творения, един ли он или множествен и т.д.?

Ответы на эти вопросы я нахожу в утверждении, что жизнь – это стойкое стремление к чему-то новому, лучшему, великолепному, к совершенству. И совсем неважно материально это стремлении или идеально, главное, чтобы оно было гармонично, конструктивно, благородно по природе.

Таким образом, придерживаясь онтологического принципа в философии, мы отождествляем бытие и мышление, например, бытие геометрии – это точка, линия, луч, бытие литературы – это стих, идея, поэт и др., бытие любого из нас – это дом, работа, профессия, семья и др. В онтологии ставятся следующие вопросы. Един ли мир в своем существовании? Является ли мир неизменным, или он постоянно развивается? Подчиняется ли мир в своем развитии законам, или он изменяется произвольным образом? Обладает ли мир системностью или он является конгломератом различных элементов?

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия: мифологическое истолкование бытия, натуралистическая онтология, философия И. Канта.

На мой взгляд, в истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы, для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Например, для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) – то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина, начало движения; целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется.

Позже христианство проводит различие между божественным и сотворенным бытием, между богом и миром, резкий отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда получил общее признание культ материального бытия, природы, телесного.

Затем, важно отметить философию Спинозы, который сделал центральным пунктом своей онтологии тождество бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, а в метафизике Декарта берет начало иной способ истолкования бытия, при котором бытие определяется на пути рефлективного анализа сознания, И. Кант рассматривает бытие не как свойство вещей, а как связку, в системе Г. Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная и весьма неопределенная ступень в восхождении духа к самому себе.

1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия бытия (онтология) // Философия, изд. 3-е. М., 2004. – С. 420-424.

2.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. – С.64.

3.Разумовский О.С. Время: иллюзия или реальность? // Полигнозис, 1998, № 1. – С. 35-47.

Философия как методология наук

Ни один человек не может считать себя

законченной личностью. Личность не закончена,

она должна себя реализовать,

это великая задача, поставленная человеку,

задача осуществить образ и подобие Божие,

вместить в себе в индивидуальной форме

универсальное, полноту. Личность творит себя

на протяжении всей человеческой жизни.

Бердяев Н. А.

Откуда пришел человек? Почему он устроен так, а не по другому? Почему мы не знаем, как и кем был сотворен мир? Являемся ли мы могучими и ответственными представителями Вселенского разума или мы – не более чем побочный результат слепой звездной эволюции?

Найти начало – это самое трудное. Трудность эта заключается в естественной простоте этого начала. С чего начинается поиск? Особенно научный? Прежде всего, с задающего этот вопрос. Но поиск не требует, чтобы на него тратили время и не подразумевает последовательности механических действий, это, скорее, способ мышления. Таким образом философское знание – это особый метод познания в любой из наук, не только в бытие личности.

Главная тема философской картины мира – это соотношение человека и мира. Этот вопрос раскрывается в различных аспектах, познавательном и онтологическом, аксиологическом и деятельностном. Поэтому философские картины мира множественны и не похожи друг на друга. Их всегда отличает критичность и сомнение в своих утверждениях. Философское миропонимание изначально глубоко метафорично и непосредственно связано с языком и мифологической образностью, но в отличие от нее упорядочивает мир как целостность, согласно Логосу, вносит единообразие на основе идеи порядка и закона. Модели мира и человека приобретают умозрительный характер, понятийную форму выражения. Поиски единого первоначала, первоосновы всего сущего, происхождения мирового закона и порядка получают статус знания о мире.

Или другой пример. Анализируя общественное бытие, реальный процесс жизнедеятельности людей, социология не может не опираться в своих выводах на результаты конкретных изысканий в области философии. Философия обобщает конкретный научный материал истории, психологии, этнографии, социологии, культурологии, политологии и других наук. Но при этом она стремится дать общую картину мира в целостности, выявить интегративные свойства различных процессов, происходящих в обществе.

Методологическая функция философии по отношению к другим общественным наукам и естественнонаучным наукам обнаруживаются в формулировках основных тем и вопросов любой из наук: сущность общества, природные основы общественной жизни, общество как целостная социальная система, основные сферы общественной жизни, материальная и духовная жизнь общества, смысл истории и др.

Например, в теории права при объяснении таких ее категорий и вопросов, как правосознание, право, правовая справедливость, гуманизм права, толкование норм права (закона), правовой нигилизм и т.д. невозможно обойтись без понимания основных философских категорий.

Еще одна область человечества, где есть философский метод познания – искусство. Но искусство, в отличие от науки, ничего не доказывает, оно лишь знакомит с собственными автономными проекциями. Творец обладает свободой воли, значит, его творения имеют право на дальнейшее самоопределение. Путь творца – в его бесконечных исканиях. В настоящем творчестве нет границы между творцом и его произведением. Такого рода слияние происходит вследствие когнитивного аспекта творчества. В этом смысле каждый человек, независимо от того является ли он человеком искусства или нет, – творец. Особые творческие продукции образного мышления человека оказывают на него влияние, как бы исходящее извне. В этом случае созданная мыслеформа начинает существовать независимо от её создателя как автономное существо, продолжительность жизни которого зависит от силы первоначального импульса. Если же данная мыслеформа образуется группой людей со схожими убеждениями, то по силе своей она может превосходить каждого человека в отдельности, образуя некий высший ореол вокруг данной идеи. Если данная идея поглощает достаточное количество умов, то она считается общенациональной, а значит, философский метод познания включается в о весь процесс жизни.

Таким образом, можно утверждать, что философский метод – это общие приемы теоретического освоения действительности другими науками. Философское знание является отражением законов развития действительности. Мы согласимся со словами Ф.Бэкона, который сравнивал философский метод познания с факелом, освещающим путь ученого и творца.

Если кратко резюмировать вопрос о методах философии, то можно отметить основополагающие начала материализма и идеализма, диалектику и метафизику, диалектику вещей, метод познания вещей и явлений в статике.

Также важно отдельно отметить следующие методы философии.

Сенсуализм (от лат. sensus чувство) – методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.).

Рационализм (от лат. ratio разум) – метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.).

Иррационализм – философский метод, который отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.).

Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методология познания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает, как уже говорилось, и как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти два качества философии тесно взаимосвязаны между собой.

1. Каменский З. А. История философии как наука./ Отв. ред. В. М. Богуславский; РАН. Ин-т философии. - М.: Наука, 1992.-123 с.

2. Целлер Э. История философии, ее цели и пути / Пер. М. Вырской // Логос.- 2006.- № 1 (52).- С. 103-108.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 20, с. 537-538.
2 Плотин. Enn, V.1.81. Ср.: Маковельский А. Досократики. Казань, 1915, ч. II, с. 39.
3 Платон. Софист, 230 d. См.: Платон. Сочинения. Москва, 1879, т. 5, с. 505.
4 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Москва, 1932, т. 10, с. 312.
5 Аристотель. О софистических опровержениях, I, 165а, 3-10.
6 Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 29, с. 327.
7 Аристотель. Метафизика. Москва — Ленинград, 1934, с. 21.
8 Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 29, с. 326.

Читайте также: