Культура османской империи в 16 17 веках кратко

Обновлено: 08.07.2024


Оттоманская культура развивалась в течение нескольких столетий, когда правящая элита турок поглощала, адаптировала и модифицировала культуры завоеванных земель и их народов.

Было сильное влияние со стороны обычаев и языков исламских обществ, турецкий официальный язык для империи, особенно арабский из-за происхождения ислама, в то время как персидская культура внесла значительный вклад через сильно персинизированных турок-сельджуков, предшественников османов.

Несмотря на более новые слияния, османская династия, как и их предшественники в Султанате Рум и в империи Сельджуков, были полностью персианизированы в своей культуре, языке, привычках и обычаях, и, следовательно, империя была описана как империя Персидского моря.


На протяжении всей своей истории Османская империя имела значительное количество подданных православных, армян, евреев и ассирийцев, которым была предоставлена определенная автономия в рамках конфессиональной системы османского правительства, и чьи отличительные культуры обогатили это Османского государства.

По мере расширения Османской империи она ассимилировала культуру многочисленных регионов под своим правлением и за ее пределами, особенно находясь под влиянием Византии, арабской культуры исламского Ближнего Востока и персидской культуры Ирана.

Литература

Как и во многих формах османского турецкого искусства, поэзия, созданная для придворного круга Османской империи, имела сильное влияние классических персидских традиций; большое количество персидских заимствованных слов вошло в литературный язык, и использовались персидские метры и формы (такие как те из Газели).

К 19 веку и эпохе реформ Танзимата в турецкой поэзии стало проявляться влияние турецкой народной литературы, которая до этого была в значительной степени устной, а влияние европейской литературы усиливалось; был соответствующий упадок в классической придворной поэзии. Тевфик Фикрет, родившийся в 1867 году, часто считается основателем современной турецкой поэзии.


Архитектура

Османская архитектура была синтезом иранско-влияющих сельджукских архитектурных традиций, которые можно увидеть в зданиях Коньи, мамлюков и византийской архитектуры; Наибольшее развитие оно достигло в крупных общественных зданиях, таких как мечети и караван-сараи, в 16 веке.


Наиболее значимой фигурой в этой области, архитектором и инженером 16-го века Мимаром Синаном, был мусульманский новообращенный армянского происхождения, имеющий образование в янычарах. Его наиболее известными работами были мечеть Селимие в Эдирне и мечеть Сулеймана в Константинополе. Один из его учеников, Седефкар Мехмед Ага, спроектировал Голубую мечеть начала 17-го века, которая считается последним великим зданием классической османской архитектуры.

Декоративное искусство

Каллиграфия имела престижный статус при Османской империи, ее традиции были сформированы работами аббасидского каллиграфа Багдада Якута аль-Мустасими, чье влияние распространилось по всему исламскому миру, а сам аль-Мусташими, возможно, имел анатолийское происхождение.

Сценарий Дивани — это строгий и отчетливо османский стиль арабской каллиграфии, разработанный в 16 и начале 17 веков. Он был изобретен Хусамом Роуми, достигшим наибольшего развития при Сулеймане I Великолепном (1520–66).


Очень декоративный сценарий отличался сложностью линий и близким расположением букв в словах. Другие формы включали в себя плавный, округлый шрифт Nashki, изобретенный каллиграфом Аббасида 10-го века Али Мухаммедом ибн Муклой, и Ta’liq, основанный на персидском стиле Насталик.

Среди известных османских каллиграфов Сейид Касим Губари, Эйх Хамдулла, Ахмед Карахисари и Хафиз Осман.

Оттоманская традиция рисовать миниатюры для иллюстрации рукописей или использования в специальных альбомах находилась под сильным влиянием персидской художественной формы, хотя она также включала элементы византийской традиции освещения и живописи. Греческая академия художников Nakkashane-i-Rum была основана во дворце Топкапы в 15 веке, а в начале следующего столетия была добавлена аналогичная персидская академия Nakkashane-i-Irani.

Ковроткачество и текстильное искусство

Стилизованная подпись султана Махмуда II Османской империи была написана выразительной каллиграфией. В нем говорится, что Махмуд-хан, сын Абдулхамида, навсегда победил.


Искусство ковроткачества было особенно значимым в Османской империи, ковры имели огромное значение как в качестве декоративной мебели, богатой религиозной и другой символикой, так и в качестве практического решения, поскольку принято снимать обувь в жилых помещениях.

Плетение таких ковров возникло в кочевых культурах Центральной Азии (ковры были легко транспортируемой формой отделки) и в конечном итоге было распространено в устоявшихся обществах Анатолии. Турки использовали ковры, коврики и узорчатые килимы не только на полах комнаты, но и в качестве подвесных на стенах и дверных проемах, где они обеспечивали дополнительную изоляцию. Их также обычно жертвовали в мечети, которые часто собирали их большие коллекции.


Ювелирные изделия

Османская империя была отмечена качеством своих золотых и серебряных дел мастеров, и особенно ювелирными изделиями, которые они производили. Ювелирные изделия имели особое значение, так как их обычно дарили на свадьбах, как подарок, который можно было использовать как форму сбережений.

Серебро было самым распространенным материалом, а золото предназначалось для более престижных предметов; дизайны часто отображали сложные филигранные работы и включали персидские и византийские мотивы. Разработки в дизайне отражали вкусы Османского двора, например, искусство персидского Сефевида стало влиять после османского поражения Исмаила I после битвы при Халдиране в 1514 году.

В сельских районах Империи ювелирные изделия были проще и часто включены золотые монеты (Османская алтина), но конструкции Константинополя тем не менее распространились по всей территории Османской империи и нашли свое отражение даже в металлоконструкциях Египта и Северной Африки.

Султан Турции

Большинство ювелиров и ювелиров были христианами-армянами и евреями, но интерес османов к родственному искусству часового дела привел к тому, что многие европейские ювелиры, часовщики и граверы по драгоценным камням переехали в Константинополь, где они работали в квартале иностранцев, Галате.

Театр

Помимо музыкальных традиций своих народов, Османская империя развивала особый стиль придворной музыки, османской классической музыки. Это была преимущественно вокальная форма с инструментальным сопровождением, построенная на макамларе, наборе мелодических систем, с соответствующим набором ритмических паттернов, называемых усул.

Другой отличительной чертой османской музыки были mehterân, военные оркестры, используемые янычарами и в свите высокопоставленных чиновников. Эти группы были предками современных военных оркестров, а также духовых ансамблей, популярных в традиционной балканской музыке.

Танцы были важным элементом османской культуры, которая включала в себя фольклорные танцевальные традиции разных стран и земель на трех континентах; от Балканского полуострова и черноморских регионов до Кавказа, Ближнего Востока и Северной Африки.


Танцы были также одним из самых популярных развлечений в дворце Гарем Топкапы.

Танцовщицы живота по имени Ченги были в основном из общины рома. Сегодня, живя в ромских кварталах Стамбула, таких как Сулукуле, Куштепе, Ченнет и Касымпаша, они по-прежнему доминируют в традиционных шоу танца живота и музыкальных развлечений в традиционных городских тавернах.

Были также танцоры по имени Кечек, которые принимали участие в развлекательных шоу и праздниках в сопровождении цирковых акробатов по имени Камбаз, которые выполняли сложные трюки и другие шоу, которые вызывали любопытство.

Медда (шоу одного человека)

Медда или рассказчик играли перед небольшой группой зрителей, например, аудиторией в кофейне. Пьеса, как правило, была посвящена одной теме, в которой медда играла разных персонажей, и, как правило, вводилась путем привлечения внимания к морали, содержащейся в истории.


Медда использовала бы реквизит, такой как зонт, платок или другой головной убор, чтобы сигнализировать о смене характера, и умела манипулировать своим голосом и подражать различным диалектам. Там не было никаких ограничений по времени на шоу; хорошая медда умела корректировать историю в зависимости от взаимодействия с аудиторией.

В репертуаре Медды также были правдивые истории, измененные в зависимости от аудитории, артиста и политической ситуации.

Известно, что стамбульские медды включали музыкальные инструменты в свои истории: это было главным отличием между ними и восточно-анатолийским Дэнбежином.


В 2008 году искусство Медды было включено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

Карагез (игра теней)

Кулинария

Кухня Османской Турции может быть разделена на кухню самого Османского двора, который был очень сложным и тщательно продуманным сочетанием многих кулинарных традиций, найденных в Империи, и региональных кухонь крестьянства и меньшинств Империи, которые были под влиянием продукции их соответствующих областей.

Например, рис являлся основным продуктом кулинарии с высоким статусом (имперские повара нанимались в соответствии с навыками, которые они демонстрировали при его приготовлении), но считался бы предметом роскоши на большей части Анатолии, где хлеб был основным продуктом питания.


Турция имеет одну из самых богатых культур во всем мире. Она в силу условий своего развития самобытна и тесно переплетена с религией. На протяжении многих веков традиции различных народов собирались и объединялись в одно целое, являющееся фундаментом для создания культуры такого мощного государства как Турция.

Условно культура Турции подразделяется на несколько периодов: до XIV века, XIV- XVII века, XVII – XVIII века, XVIII – XIV века и XX век. Со временем культура изменялась все больше и больше, вбирая в себя прежние обычаи и приобретая что-то новое. Своего наибольшего расцвета культура достигла при правление Сулеймана Великолепного (XVI век). На развитие культуры повлияли многочисленные войны того времени, присоединение новых земель, развитие международных отношений. Турецкая культура была открыта для нововведений со стороны завоеванных стран, происходил синтез прежней культуры и приобретенных обычаев. Все сферы жизни стали вбирать в себя что-то новое, но главным образом это отразилось на культурной сфере. Турки негативно относились к европейским элементам в культуре, особенно если это противоречило их религии, что осложнило ее изменения. В XIV- XVII веках особый упор приходился на живопись, архитектуру и литературу. Именно они находились на стыке противоречий мусульманских канонов и европейских обычаев. Вся турецкая культура тесно переплетена с религией. На протяжении всего развития культуры турки старались сохранять самобытность, следовать законам Корана и лишь немного заимствовать из других культур.

Архитектура получила наибольшее развитие в Турции в XIV-XVII в. Оно происходило под сильным влиянием сельджукского и византийского искусства. Основными памятниками этого периода были религиозные постройки. Шедевром архитектуры того времени является знаменитая Зеленая мечеть (Йешиль джами), построенная в Бурсе в 1419 г. султаном Мехмедом I Челеби. Названа она так из-за украшающего ее фаянс бирюзового цвета. Наружный интерьер мечети богато украшен мрамором с тонкой резьбой и бирюзовыми фаянсовыми плитками, которые окаймляют окна. Надпись на персидском у богато украшенного алтаря (михраб) говорит о том, что керамические плитки изготовлены мастерами из Ирана. Зеленая мечеть построена по схеме айван, с фонтаном в главном зале и приподнятыми над полом галереями с каждой из четырех сторон для молящихся.

Отношение ислама к живописи является предметом спора между искусствоведами и мусульманскими теологами. В Коране не описывается прямой запрет живописи, однако нет и четкого признания ее. Хадисы содержат осуждение Мухаммедом изобразительных искусств. Востоковеды и историки утверждают, что женам пророка были известны мелкие предметы и ткани с изображениями фигурок людей и животных. Некоторые хадисы поясняют, что пока фигурки не отвлекают внимание молящихся и изображены в надлежащих позах, они не вредят верующим. Впервые изображения растений и живых существ появились на страницах научных трактатов. Запрет ислама на изображение людей и животных был главным препятствием развитию живописи Турции. Поэтому изобразительное искусство было представлено орнаментом, миниатюрой, каллиграфией. Соединяя в различных оригинальных сочетаниях плоды, геометрические фигуры, турецкие художники создали выдающиеся образцы искусства.

Одним из важнейших проявлений турецкой культуры стала литература. Художественная литература развивалась пока как сельджукская. Она имела следующие черты: подражательность, господство поэтического жанра, обилие арабских и персидских слов в языке поэтов. Произведениями ранней турецкой литературы являлись устное народное творчество, научная, богословская, литература - трактаты, хроники, жития. Влияние на турецкую литературу оказывали персидские и арабские правила и каноны. Персизация литературы касалась целостной эстетической системы от языка, стихотворной формы, темы, сюжета, героев до поэтики, чувств народа. Турецкие поэты признавали красоту, образность, поэтичность персидской поэзии. В силу этого влияния турки создавали литературу чуждую собственному менталитету.

Период развития турецкой литературы начинается со второй половины XV в. Она находилась в сильной зависимости от турецкого двора. Османские придворные поэты превратили грубый турецкий диалект в блестящий литературный язык, непонятный для простого народа.

Турция — страна с богатой культурой, сложившейся из канонов ислама и традиций древних кочевников. Проблема развития турецкой культуры была связана с процессом формирования турецкого народа, их обычаев, нравов и традиций. Чужая ценностная система была воспринята как в общественно-государственном устройстве, так и в направлении культурно-эстетических ориентиров. Турецкий народ постепенно стал воспринимать культурные изменения, привнесенные извне, но все же традиции до сих пор строго соблюдаются.


Культура Османской империи (тур. Osmanlı kültürü ) — высокоразвитая культура мусульманской страны, вобравшая в себя культуру Восточной Европы, Африки и Азии, особенная в силу исключительного положения страны.

Ранний период

В конце XIII века возникает империя на территории полуострова Малая Азия, возглавляемая Османом. С этого времени можно говорить о зарождении Османской культуры: появляется литература, правда зависимая от влияния соседних арабских стран. С ростом могущества государства архитектура принимает имперские черты. В 1350-х годах начинает чеканиться собственная монета, со стихами из Корана.

Период расцвета Османской империи

После завоевания Византии в Европейской части страны турки успешно соединяли уже построенное со своими мусульманскими традициями. Самым известным примером подобного комбинирования является храм Айя-София.

См. также

  • История культуры
  • Культура Османской империи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Культура Османской империи" в других словарях:

Палестина в составе Османской империи — История Израиля … Википедия

Культура Турции — Содержание 1 Литература 2 Архитектура 3 Музыка 4 Театр … Википедия

Культура Йемена — Благодаря своему уникальному географическому положению и древней истории, культура Йемена очень своеобразна и отлична от культурных традиций и обычаев соседних стран. Содержание 1 Музыка 2 Религия 3 Кухня … Википедия

Культура Молдавии — культура Молдавского княжества, позднее Бессарабии и запрутской Молдовы, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская культура неразрывно связана с народами… … Википедия

Культура Молдовы — Культура Молдавии культура Молдавского княжества, позднее Бессарабии и запрутской Молдавии, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская культура неразрывно… … Википедия

Культура Республики Молдова — Культура Молдавии культура Молдавского княжества, позднее Бессарабии и запрутской Молдавии, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская культура неразрывно… … Википедия

Культура Ливии — культура государства Ливия и народов её населяющих. Имеет общеарабские черты, в то же время дополненные местным колоритом, связанным не только с национальным многообразием, но и с разделением страны на исторические области: Триполитания, Феццан и … Википедия

Культура Греции — Благодарная Греция (в окружении героев Освободительной войны художник … Википедия



Каждый раз, когда речь заходит об Османской империи, в голове тут же всплывают образы и фантазии на тему державы, населённой великими султанами, наполненной экзотическими ароматами и сопровождаемой звуками призыва муэдзина к исламской молитве. Но это ещё не всё. В период своего расцвета великая Османская империя (около 1299-1922 гг.) распространилась из Анатолии и Кавказа через Северную Африку в Сирию, Аравию и Ирак. Она объединила множество разрозненных частей исламского и восточно-христианского мира, объединив византийские, мамлюкские и персидские традиции, оставив после себя отчётливое художественное, архитектурное и культурное наследие, тем самым сформировав особый османский художественный словарь, в котором Восток встречается с Западом.

Внутренний вид мечети Селимие, Стамбул, Герхард Хубер, 2013 год. \ Фото: twitter.com.

Золотой Рог, Теодор Гюден, 1851 год. \ Фото: mutualart.com.

Одним из величайших примеров того, как Восток встретился с Западом в Константинополе, было превращение собора Святой Софии в мечеть. Церковь была построена в 537 году византийским императором Юстинианом I, и в течение почти тысячи лет здание было самым большим собором в мире. Считается, что Мехмед II отправился прямо в собор Святой Софии после въезда в Константинополь, чтобы совершить свою первую исламскую молитву. Затем купольная церковь была превращена в мечеть, и к зданию были пристроены четыре минарета. До строительства Голубой мечети в нескольких сотнях метров от отеля в XVII веке собор Святой Софии служил главной мечетью Стамбула.

Въезд Мехмеда II в Константинополь двадцать девятого мая 1453 года, Бенджамин Констант, 1876 год. \ Фото: doubtfulsea.com.

Но в 1934 году собор был превращён в музей первым президентом Турции Мустафой Кемалем Ататюрком. Здание было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и таким образом можно было обеспечить сохранение его сложной и многослойной культурной, исторической и религиозной ценности, включая византийские фрески, которые были оштукатурены ранее. Только недавно статус собора Святой Софии как музея был аннулирован, и теперь он снова является мечетью.

Айя София, Гаспар Фоссати, 1852 год. \ Фото: collections.vam.ac.uk.

Таким образом, когда речь заходит о дворцах Топкапы, в голове всплывает образ, который в значительной степени был создан западными художниками, фантазирующих о жизни в гареме. Поэтому истории о похотливых султанах, честолюбивых придворных, красивых наложницах и коварных евнухах в значительной степени были переданы западными художниками, такими как Жан Огюст Доминик Энгр.

Посольская делегация, проходящая через второй двор дворца Топкапы, Жан Батист Ванмор, 1730 год. \ Фото: commons.wikimedia.org.

Но на самом деле эти истории редко отражали реальность жизни при оттоманском дворе. В конце концов, Энгр никогда не бывал на Ближнем Востоке. Несмотря на то, что дворцы Топкапы, несомненно, являются одним из самых больших достижений османов, только сто лет спустя Османская империя стала свидетелем своего зенита искусства, архитектуры и культуры.

Сулейман Великолепный из Османской империи, Тициан, 1530 год. \ Фото: dailysabah.com.

Визуальная культура Османской Империи оказала влияние на различные регионы. Несмотря на местные вариации, наследие османской художественной традиции шестнадцатого века всё ещё можно увидеть почти повсюду от Балкан до Кавказа, от Алжира до Багдада и от Крыма до Йемена. Некоторые из характерных элементов этого периода - полусферические купола, тонкие минареты в форме карандаша и закрытые дворы с куполообразными портиками.

Однако среди наиболее выдающихся культурных достижений этого периода были мечети и религиозные комплексы, построенные Мимаром Синаном (ок. 1500-1588), одним из самых известных исламских архитекторов. Сотни общественных зданий были спроектированы и построены им по всей Османской империи, способствуя распространению османской культуры по всей империи.

Бюст Мимара Синана в Стамбуле. \ Фото: pinterest.ru.

Мимар Синан считается величайшим архитектором классического периода османской архитектуры. Его сравнивали с Микеланджело, его современником на Западе. Он отвечал за строительство более трёхсот крупных сооружений и других более скромных проектов. Различные источники утверждают, что творчество Мимара включает девяносто две мечети, пятьдесят две небольшие мечети (мескит), пятьдесят пять школ богословия (медресе), семь школ для чтецов Корана (дарулкурра), двадцать мавзолеев (тюрбе), семнадцать общественных кухонь (имарет), три больницы (дарушифа), шесть акведуков, десять мостов, двадцать караван-сараев, тридцать шесть дворцов и особняков, восемь склепов и сорок восемь бань, включая Хамами Cemberlitas, который обычно называют одним из самых красивых.

Турецкая баня. \ Фото: greca.co.

Это выдающееся достижение стало возможным только благодаря престижной должности Мимара в качестве главного архитектора дворца, которую он занимал в течение пятидесяти лет. Он был надзирателем за всеми строительными работами в Османской империи, работая с большой командой помощников, состоящей из других архитекторов и мастеров-строителей.

До него османская архитектура была в высшей степени прагматичной. Здания были повторениями прежних типов и основывались на рудиментарных планах. Синан постепенно изменил это, найдя свой собственный художественный стиль. Он произвёл революцию в устоявшихся архитектурных практиках, усилив и трансформировав традиции, тем самым стремясь найти новаторские пути, постоянно пытаясь приблизиться к совершенству в своих зданиях.

Турецкий хамам для мужчин. \ Фото: nrc.nl.

Этапы развития и созревания карьеры Мимара можно проиллюстрировать тремя основными работами. Первые две расположены в Стамбуле: мечеть Шехзаде, которая была построена в период его ученичества, и мечеть Сулеймание, названная в честь султана Сулеймана Великолепного, которая является работой квалификационного этапа архитектора. Мечеть Селимие в Эдирне является продуктом главной сцены Мимара и считается одним из самых высоких достижений архитектуры во всём исламском мире.

Интерьер мечети Сулеймание, Стамбул. \ Фото: istanbulclues.com.

В период после смерти Сулеймана архитектурная и художественная деятельность возобновилась под покровительством императорской семьи и правящей элиты. Однако в XVII веке ослабление османской экономики начало сказываться на искусстве. Султаны были вынуждены сократить число художников, нанятых ранее во времена Сулеймана Великолепного до десяти человек, разогнав более чем сто двадцать живописцев. Тем не менее, за этот период было выполнено множество выдающихся художественных работ, самым важным достижением которых является мечеть Ахмета I в Стамбуле (1609-16). Здание заменило собор Святой Софии в качестве главной мечети города и продолжает оставаться в списке великого архитектора Мимара Синана. Из-за внутренней схемы плитки она более известна как Голубая мечеть.

Мечеть Сулеймание, Стамбул. \ Фото: sabah.com.tr.

При Ахмете III искусство возродилось ещё раз. Он построил новую библиотеку во дворце Топкапы и заказал Фамилию (Книгу праздников), которая документирует обрезание его четырёх сыновей, записанное поэтом Вехби. Картины подробно описывают празднества и шествия по улицам Стамбула и были завершены под руководством художника Левни.

Правление Ахмеда III также известно как период Тюльпанов. Популярность этого цветка отражена в новом стиле цветочного декора, который заменил стиль орнамента Саз с зубчатыми листьями и облачными полосами, который характеризовал османское искусство в течение многих лет и встречается в текстиле, освещении и архитектурном орнаменте даже по сей день.

Читайте также: