История свобода или смерть кратко

Обновлено: 02.07.2024

Франция – страна необычная. Агрессорам особого сопротивления она никогда не оказывала и даже сотрудничала с ними, чтобы потом с честью восстать. Она сначала труслива и нерешительна, а смелая потом. Не слишком раздумывая, и почти как по привычке, она сегодня предаёт идеалы своих предков, чтобы через какое-то время без тени смущения вновь обрести их со славой

С этой целью они в той или иной степени могут ограничивать свободу тех, кто доверил им полномочия.

Англичанин Томас Гоббс считал, что власть может совершить любые преступления, лишь бы она могла защитить своих подданных от ужасов гражданской войны, которые ему самому довелось пережить. А француз Монтескьё пошёл дальше. Он разработал механизм контроля государственной власти. Благодаря ему все строители современных режимов стали считать свободу конечной целью демократии.

Некоторые режимы во время эпидемий считают необходимым ограничить и даже лишить свободы часть своих граждан. До эпидемии Covid-19 власти в странах демократии могли в исключительных случаях ограничить права инфицированных лиц или тех, кто находится под подозрением, чтобы защитить здоровых лиц от заражения. А теперь власти могут ограничить свободу и здоровых людей вплоть до введения принудительной изоляции в домашних условиях почти всего населения.


Доклад о глубинных причинах нарастающего хаоса и мерах по преодолению экономического кризиса

Это правило новое, и оно никогда раньше не обсуждалось. Оно навязано властям в связи с чрезвычайной ситуацией и принято всеми как меньшее из всех зол. Пойдя на это, люди утвердили это временное изменение политического режима, так как при демократии политические решения легитимны лишь в случае, если они подвергнуты обсуждению широкой общественностью. Вдохновлённые согласием людей на введённые ограничения, власти вводят обязательную защитную одежду и приложения к смартфонам, которые могут предупреждать граждан о присутствии вблизи них инфицированных лиц.

Это не научная фантастика, это реальность. Такие изменения основаны исключительно на двух источниках информации. В Европейском союзе и Соединённом Королевстве это профессор Нил Фергюсон и директор Национального института аллергии и инфекционных заболеваний профессор Энтони Фаучи в Соединённых Штатах. По их данным от эпидемии Covid-19 должны в общем погибнуть по меньшей мере 55 миллионов человек. Но на данный момент таковых насчитывается 170 000, то есть в 300 раз меньше.

Страх перед смертью сидит в каждом из нас. Мы знаем, что в разные времена и в разных частях света эпидемии уничтожали целые цивилизации. Мы знаем, что, несмотря на успехи медицины, мы не защищены от новых вирусов, потому что науке пока о них ничего не известно. Но мы знаем так же, что даже такая вирусная эпидемия, как оспа, бушевавшая в обеих Америках, не смогла уничтожить цивилизации. Народы, проживавшие в Америке до Колумба, были уничтожены конкистадорами, а оспа только способствовала их уничтожению. А эпидемии чумы, включая Юстинианову чуму в VI веке и чёрную чуму XIV в веке, вызваны бактериями, с которыми можно бороться с помощью гигиены и антибиотиков.


Чтобы сохраниться, Америка должна стать Китаем

Один из Отцов-основателей Соединённых Штатов Бенжамин Франклин, когда демократия только начиналась, изрёк:

Это изречение, вне всякого сомнения, применимо и к эпидемиям.

Возносить, как это делают, хорошего президента Макрона, который защищает здоровье своих сограждан, в противоположность плохому президенту Трампу, который поддерживает экономику, - всего лишь дымовая завеса. На самом деле мы фактически распрощались с нашей Свободой.


Народное – банкам! У них глаза красивые!

Изоляция считается обоснованной в странах, где она введена из-за недостаточного количества больничных коек. Однако использование этой меры свидетельствует о том, что мы считаем, что наше Здоровье важнее нашей Свободы, тогда как для наших предков их Жизни были не так важны, как их Свобода.

Отступая от демократии и признавая новый порядок, мы перестаём идти по стопам наших героических предков.


Бронепоезд №3 типа "Хунхуз" был построен в Заамурье и осенью 1915 года отправлен на Западный фронт, где принял участие в Нарочском наступлении, а в следующем году - в Брусиловском прорыве Юго-Западного фронта.

Бронепоезд проекта генерала Колобова, тип "Хунхуз". Состоял из двух одинаковых двухосных бронеплощадок и бронепаровоза серии "О", защищенных 12-16 мм броней. Внутренний объем бронеплощадки разделялся на пулеметный каземат и башенную орудийную установку. В каземате на особых столах устанавливалось 12 пулеметов Шварцлозе (по шесть на борт). Боекомплект - 1500 патронов на пулемет. Башенная установка располагалась в передней части вагона и в ней устанавливалась 3-дюймовая горная пушка образца 1904 года (после боев под озером Нарочь была заменена на пушку образца 1909 года). Возимый боекомплект - 80 шрапнелей и 25 гранат. Команда бронепоезда состояла из трех взводов (пулеметного, артиллерийского, технического) и паровозной бригады - всего четыре офицера и 90 нижних чинов.


Бронепоезд типа "Хунхуз" справа-сзади. Киев, 1 сентября 1915 года

Революционный 1917 год бронепоезд встретил на ремонте в Киеве, где был присвоен Центральной радой и переименован в "Слава Украiни". Вскоре на Киев пошли войска краскома Муравьева, который вскоре будет убит в Симбирске во время неудачного мятежа. В разношерстных красногвардейских рядах шел и отряд черноморских матросов под командованием Андрея Полупанова.


Андрей Полупанов в 1918 году

После взятия Киева Полупанов нашел в местном депо железнодорожный линкор "Слава Украiни" и немедленно его экспроприировал. Вскоре в состав бронепоезда вошел мотоброневагон "Заамурец", который по тем временам являлся шедевром технической мысли — он был оснащен двумя двигателями (итальянские "Фиаты"), динамо-машиной, телефонной связью, нес вооружение в виде двух скорострельных пушек и десяти пулеметов и, несмотря на свою массу, развивал скорость в 45 км/ч и прекрасно преодолевал крутые подъемы.


Пулеметный каземат мотоброневагона "Заамурец"

По железным дорогам революционной Украины "Заамурец" разъезжал под черным анархистским знаменем и занимался чистым пиратством: грабил встреченные поезда и рэкетировал местных крестьян. А что они могли противопоставить такому монстру?



Фото сделано в 1918 году в Симбирске

Матросы Полупанова мотоброневагон у анархистов отобрали, включили его в состав своего "Хунхуза" и назвали получившийся бронепоезд "Свобода или смерть". В этой истории не все ясно. Дело в том, что хотя про Полупанова и сообщается, что он был членом РСДРП с 1912 года, но в среде матросов - и черноморских, и балтийских - сильны были не большевистские, а анархистские настроения, и выбор названия бронепоезда заставляет задуматься об идеологических предпочтениях его команды. "Свобода или смерть" - это ведь главный лозунг Махно, под ним анархисты Гражданской войны вошли в историю и культуру.

Из к/ф "Неуловимые мстители". Обратите внимание, как оператор старательно не берет в кадр позитивную часть лозунга ("Свобода") на черном махновском знамени, концентрируясь на негативном "или смерть"

Под командованием Полупанова бронепоезд повоевал на Украине под Рыбницей, Мелитополем, Пятихаткой, Акимовкой и в мае 1918 года заслужил такую характеристику от большевистского комфронта Антонова-Овсеенко: "Это самый лучший и смелый из бронепоездов. Полупанов — смелый и сильный командир".

Летом в Самаре грянуло антибольшевистское восстание, Народная армия Каппеля погнала советские войска вдоль Волги, занимая город за городом, и бронепоезд "Свобода или смерть" был переброшен в Поволжье - спасать Революцию.

Первый "Orlik"

Тактику "эшелонной войны" (красные разрушали фронта противника, просто проезжая в его тыл на поездах), придуманную Муравьевым и успешно применяемую Полупановым на Украине, к лету 1918 года оценили и постарались перенять все участники разгорающейся Гражданской войны. Было очевидно, что главной ударной силой такого вида войны станут бронепоезда. Их созданием "красные" и "белые" увлеклись настолько, что к концу войны их будет насчитываться более сотни у каждой стороны.

Бойцы 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка Чехословацкого легиона свой первый импровизированный бронепоезд собрали в мае в Пензе. Они установили на железнодорожные платформы бронеавтомобили "Остин" (один из бронеавтомобилей назывался "Адский", другой был безымянным, но со знаком Корниловского полка "Адамова голова" - череп и кости), прицепили платформу с одним орудием, несколько платформ с пулеметами и назвали получившийся состав "Orlik".


31 мая 1918 года бронепоезд легионеров принял участие в захвате Александровского моста в Сызрани. Обороняющиеся большевики встретили "Orlik" тараном - со стороны станции Обшаровки запустили ему навстречу неуправляемый локомотив, который при ударе полностью разрушил платформу с бронеавтомобилем "Адский" и серьезно разворотил платформу, на которой стоял "Остин" с черепом и костями.


Несмотря на этот удар, мост чехи взяли, а в командование бронепоездом с 1 июня 1918 года вступил русский потомственный дворянин, подпоручик (с августа - поручик) Владимир Холявин. В июле, после ремонта, Холявину было приказано вести бронепоезд к Симбирску, чтобы помочь Народной армии Каппеля с захватом города.



"Сынок" "Ленин"

Туда же в это время шел и бронепоезд Полупанова. Большевистский состав с анархистским названием к концу июля 1918 года уже успел немало повоевать в Поволжье.

Всеволод Вишневский в 1938 году в очерке "Бронепоезд "Свобода или смерть" описывал те бои: "Остановились на станции Мелекес. Разведка с поезда донесла, что у станции Кошки, вблизи мельницы, появилась пехота противника. Двинулись в бой. Противник "принимал" бронепоезд стойко, организованно. Заговорило замаскированное трехдюймовое орудие белых. В ответ рявкнули морские орудия. Белые попробовали забросать поезд гранатами. Пулеметчики скосили подошедших. Поезд продвигался дальше… В пятнадцати верстах от мельницы спокойно стоял белый эшелон. На открытой платформе виднелись два трехдюймовых орудия и несколько пулеметов. Могучий матросский бронепоезд прибавил ходу и ринулся вперед. От выстрелов морских орудий лопались телеграфные провода, высоко взлетали рельсы и шпалы. Из белого эшелона врассыпную посыпалась пехота, бились кони… Противник, однако, оправился, его казаки стали заходить в тыл бронепоезду. Казаков опрокинули".

В боях в Самарской и Казанской губернии "Свобода или смерть" завел себе "сынка": вспомогательный бронепоезд, названный "Ленин" и отданный под командование комиссара Миссерштейна. "Обшили листовым железом, обложили песком одну площадку, поставили трехдюймовку, четыре пулемета, дали паровоз с нефтяным баком, две открытые платформы с рельсами и шпалами — и крой!", - описывал его Вишневский.

Красные бронепоезда встретились с белыми в районе станции Бряндино 19 июля 1918 года. У серьезно уступающего в огневой мощи "Орлика" шансов против "Свободы или смерти" не было никаких, но исход боя решили не зависящие от Полупанова обстоятельства: дрогнула красная пехота из венгров, а сочувствующие Народной армии крестьяне начали разбирать позади красных бронепоездов рельсы. Пришлось бросить бой и на всех парах прорываться к Симбирску. "Свобода или смерть" отступить успел, а "сынка" "Ленина" пришлось взорвать.

На телеграфе захваченной станции Бряндино народоармейский капитан Степанов прочитал шедевральную переписку красных командиров. "Сукины дети, дайте подкрепление!", - телеграфировал Полупанов из Бряндино в симбирский штаб. "Сукин сын, где мы тебе его возьмем?" - отвечал ему оттуда Тухачевский.

Тухачевский, надо сказать, в июльских боях за Симбирск вообще проявил себя большим стратегом. Все свои боеспособные силы (а "красные" раз в пять превосходили каппелевцев по численности) он сосредоточил для обороны волжского моста и переправы у Поливно, а Каппель переправился через Волгу значительно южнее и 21 июля ударил по городу с тыла, со стороны Киндяковки. Тут вся оборона "красных" и рухнула. Первым, конечно, драпануло начальство, забыв, например, о посланных прикрывать Поливно курсантах, которые в итоге просто разбрелись по деревням.

Вот что после войны написал о судьбе своего бронепоезда в Симбирске сам Полупанов: "Утром 22 июля готовились снова пойти в атаку, но в это время получили известие, что части симбирского гарнизона оставляют позиции и отходят в разных направлениях, что со стороны станции Чердаклы к Волге продвигаются белочехи. Атаку мы начали, но она быстро захлебнулась. Нам грозило окружение. Поэтому решили отойти и укрепиться между Винновской рощей и городом. Когда не стало чем стрелять, команда начала отходить к городу.

Бронепоезд стоял под прикрытием холма, в лощине. Возле первой бронеплощадки собрались бойцы. Некоторые стоят, другие присели на траву. Усталые, изможденные и суровые лица: каждый понимает, что подходит конец… Мы заняли круговую оборону, отбивались от наседавших врагов. Рядом с нами — взорванный мост, широкая Волга. С каждым часом усиливается угроза захвата бронепоезда белыми. Совместно с Самокишем, Васильевым, Гимельштейном, Кравчуком принимаем решение: уничтожить его. В молчании снимаем замки орудий, разбираем пулеметы. Пустеют вагоны и бронеплощадки. Зову Селецкого:

— Спусти поезд в Волгу!

Парень тупо смотрит на меня, словно не понимая приказа. Затем, опомнившись, кричит:

— Есть спустить в Волгу! — и направляется к паровозу.

Состав тяжело трогается с места. Бойцы снимают бескозырки, фуражки. В последний раз читают проплывающие мимо дорогие слова: "Свобода или смерть!". Пулеметчик Вася, прихвативший в вагоне свою гармонь, со злостью бросает ее, падает на землю вниз лицом. Плечи трясутся, как в лихорадке.

— Братцы! Погибнем вместе с бронепоездом! — слышу чей-то истерический крик, а затем выстрел.

Оглядываюсь — Леонид Петров падает замертво.

— Трус! — кричу в лицо мертвому Леньке и, повернувшись к другим бойцам: — Не сметь этого делать!

Селецкий спрыгивает с паровоза, когда состав уже входит на мост. Гудит первая уцелевшая ферма… На миг бронеплощадка повисает в воздухе, затем падает вниз. За нею с грохотом и железным скрежетом летят паровоз, вагоны… Огромные фонтаны и мириады брызг поднимаются вверх. Расступается и вновь смыкается бурлящий водоворот, расходится широкими кругами. ".

Второй "Orlik"

Что и говорить, историю Полупанов поведал драматичную, вот только неправда в ней примерно все. Во всяком случае, чехи нашли бронепоезд "Свобода или смерть" брошенным на не взорванном волжском мосту: утопить его "красные" пытались, но не сумели. Его фотография стала одним из наиболее узнаваемых образов Гражданской войны в Симбирске летом 1918 года.

Состав был переименован чехами в "Orlik" (с названиями легионеры явно не заморачивались), отремонтирован и модернизирован - после того, как были израсходованы все снаряды к пушкам Норденфельда (горные трехдюймовки образца 1909 года), орудия "Заамурца" заменили стандартными трехдюймовками образца 1902 года.

До конца Гражданской войны второй "Orlik", бывший "Свобода или смерть", патрулировал Транссибирскую железнодорожную магистраль, сражался с красными партизанами на Дальнем Востоке, пытался отбить в Иркутске пленного Колчака, а потом с остатками Белой Армии ушел в Китай.


В 1919 году он был заснят американским кинооператором в районе Тулуна - это уникальные кадры легендарного бронепоезда:

Также он попал на одну из трех марок, которые выпускались "Воинской почтой Ческословенского войска на Руси" — теперь это филателистическая редкость, которая стоит баснословных денег:


В Китае следы бронепоезда теряются, но общепринятой считается история, изложенная М. Коломийцем и И. Дроговозом в книге "Броня русской армии": "В 1924 году генерал Нечаев — один из сподвижников атамана Семенова — сформировал в Китае дивизию из русских белогвардейцев. В ее состав был включен дивизион из семи бронепоездов (под командой полковника Чехова) — тех самых, которые ушли из Владивостока. Среди них был и "Orlik" с прицепленным к нему мотоброневагоном. В составе войск Чжан-Чзу Чана дивизия принимала участие в боях против Народно-революционной армии Китая. По воспоминаниям советских военных советников, бывших в составе НРА, бронепоезда Чехова наводили ужас на китайских солдат. В 1925 году мотоброневагон с русской командой был сфотографирован американским военным атташе. На сегодняшний день это самые поздние известные автору снимки бывшего "Заамурца". К сожалению, документальных сведений о дальнейшей судьбе этого прекрасного образца отечественной бронетехники нет, хотя некоторые данные свидетельствуют о том, что в 1931 году мотоброневагон мог быть захвачен японцами в Маньчжурии".


"Orlik" в Китае, 1925 год

Фото: warspot, honzales.livejournal, Brandergofer

Главное фото: брошенный 22 июля 1918 года на волжском мосту бронепоезд "Свобода или смерть", сфотографированный чешским легионером

Начало боя войска Болотникова с царскими войсками у деревни Нижние Котлы под Москвой. Э. Э. Лисснер.

245 лет назад, 11 августа 1774 г., в своей ставке под Пензой Емельян Пугачёв провозгласил знаменитый манифест, согласно которому крепостные крестьяне освобождались от зависимости и становились вольными людьми. Это стало началом конца так называемой крестьянской войны: уже через месяц Пугачёв был пленён своими сообщниками и передан властям.

Логика здесь странная, если не сказать — хромая. По идее, вождь настоящей крестьянской войны подобным манифестом должен начинать, а не заканчивать. В противном случае то, что он возглавляет, определить как крестьянскую войну можно только с большой натяжкой. Да, крестьян Пугачёв вроде как от крепостной зависимости освободил, даже документ имеется. Но как он по-настоящему относился к мужику, реально ли желал для него вольности и счастья? Большой вопрос.

Восстание Болотникова. 1606-1607 гг.

Одно из самых успешных с чисто военной точки зрения. Только эти восставшие сумели осадить и поставить в опасное положение Москву. В момент наивысшего подъёма под контролем Болотникова находилось более 70 городов юга и центра страны. И крестьяне — да, принимали в этом участие. Но на каких ролях?

Сам Болотников — боевой холоп князя Андрея Телятевского. То есть профессиональный военный. По своему статусу сильно выше обычного мужика, ковырявшего землю сохой. Разве что лично несвободный.

Основная ударная сила его войска — Донские, Волжские, Терские и украинские казаки. Практически наравне с ними — внезапно — дворяне трёх крупных провинций: Тулы, Рязани и северских земель. Плюс десять тысяч иностранных наёмников: ландскнехты и артиллерия. На вторых, а то и на третьих ролях идёт городской средний класс и низы: служилые и посадские люди. Крестьяне в самом хвосте, их вообще почти не видно.

Но, может быть, эти люди действительно боролись за народное дело? За всех униженных и оскорблённых, за права крепостных, за волю?

Степан Разин в Саратове. Бузулуков С. А. 1952.

Восстание Степана Разина. 1667-1671 гг.

Степан Разин.

Его мысль развивалась тоже в классическом направлении. После персидских походов он основал Кагальницкий городок, который мог бы стать своего рода речной Тортугой. За какой-то смешной срок в крепость Кагальник стеклось огромное количество народа, где преобладали казаки, беглые стрельцы и посадские люди. Крестьян было совсем немного.

И снова хорошо видно, что участь крепостных Разина волновала мало. Они были для него скорее инструментом, которым он грамотно воспользовался.


Восстание Пугачёва. 1773-1774 гг.

30 июля 1956 года президент США Дуайт Эйзенхауэр подписал закон о признании выражения In God we trust (На Бога уповаем) официальным девизом США. Какие девизы и лозунги приняты в разных странах — в материале “Ъ”.


Фото: Photoshot / East News

Великобритания

По мнению исследователей, впервые фраза была использована королем Англии Ричардом I Львиное Сердце в 1198 году как боевой клич в битве при Жизоре, когда его армия одержала победу над силами короля Франции Филиппа II Августа. При короле Генрихе V (1413–1422) фраза была принята в качестве девиза английской монархии (позже — британской), указывающего на божественность прав монарха на корону.

Оригинальное название девиза — на французском языке. Он был языком правящего класса и использовался в деловой переписке в Англии в XI–XV веках. В настоящее время девиз изображен на ленте в нижней части герба Великобритании.


Фото: Hussein Malla, File / AP

Испания

Появление девиза связано с королем Кастилии, Арагона, Сицилии и Неаполя Фердинандом Арагонским (1452–1516). После завершения Реконкисты и выхода испанцев к Гибралтарскому проливу, он добавил к гербу две колонны, обвитые лентой с девизом. Они символически изображали Геркулесовы столбы — высоты по берегам пролива.


Фото: Paul Hackett / Reuters

Франция


Фото: Даниил Иванов, Коммерсантъ

Бразилия

Национальный девиз, используемый с момента образования государства, происходит от позитивистского философского течения, созданного французским и британским философами Огюстом Контом и Джоном Стюартом Миллем в XIX веке.


Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Украина


Фото: Kostas Tsironis / AP

Греция

Девиз возник накануне Греческой войны за независимость в 1820 году как боевой клич для греков, восставших против османского владычества. В ходе войны часто наносился на флаги военных греческих кораблей и звучал в песнях сопротивления.

Официально принят после войны за независимость (1821–1829) и используется по сей день как символ решимости народа Греции бороться против тирании и угнетения. Фраза состоит из девяти слогов, как и флаг Греции имеет девять голубых и белых полос.


Фото: Terray Sylvester / Reuters

В 2018 года суд штата Миннесота отклонил жалобу группы атеистов, которые требовали удалить с банкнот и монет фразу как противоречащую первой поправке к Конституции США, гарантирующей свободу вероисповедания. Суд решил, что фраза является традиционной, соответствует представлениям о свободе вероисповедания прошлых поколений и не противоречит законодательству.

Фраза также является официальным девизом штата Флорида. Сегодня девиз печатается на оборотной стороне долларовых банкнот.


Фото: Roberto Machado Noa / LightRocket via Getty Images

Канада

В 2007 году главы трех территорий Канады призвали внести поправку в девиз, чтобы отразить обширную географию страны, поскольку у нее есть береговые линии на Северном Ледовитом, Атлантическом и Тихом океанах. Расширенная версия девиза (from sea to sea to sea) используется неофициально.


Фото: Dasril Roszandi / NurPhoto via Getty Images

Индонезия


Фото: Ajay Verma / Reuters

Индия

Национальный девиз является мантрой ведийского священного текста Индии Мундака-Упанишада, написанного на санскрите. Полностью мантра в русском переводе выглядит так:

Мантра была выбрана как девиз после обретения независимости Индии от Британской империи в 1947 году. Мантра с гербом изображаются на лицевой стороне каждой монеты и банкноты индийской валюты, а также печатаются на обложках индийских паспортов.


Фото: Kebofhe Mathe / Anadolu Agency / Getty Images

Ботсвана

Девиз изображен на голубой ленте внизу герба страны, который был принят в 1966 году после получения независимости от Великобритании.


Фото: FRANCIS R. MALASIG / EPA / Vostock Photo

Филиппины

Новый девиз был интерпретирован как набор общих основных филиппинских ценностей, связанных друг с другом. Несмотря на то, что девиз официально принят более 20 лет назад, многие филиппинцы до сих пор не знают о его существовании. Так, в 2007 году журналист издания Manila Times Джеронимо Л. Си написал, что у Филиппин нет национального девиза и что многие социальные проблемы, преследующие страну, вызваны отсутствием общего курса, который мог бы быть обозначен в девизе.

Читайте также: