Яеи кусама биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сейчас творчество Яёи Кусамы состоит из полотен и инсталляций, выполненных в авангардных стилях сюрреализм, ар-брют и поп-арт. Славу и популярность этой талантливой женщине принесли картины Infinity Net Paintings, которые оценил представитель минимализма — искусствовед и скульптор Дональд Джадд.

Детство и юность

Яёи Кусама родилась в Японии 22 марта 1929 года и с детства росла и воспитывалась в состоятельной, но неблагополучной семье. Мать часто наказывала будущую художницу, потому что страдала из-за равнодушия мужа, который постоянно отсутствовал дома и имел сексуальные связи на стороне.

Заставая родителя в постели с любовницами, девочка испытывала психологическое напряжение, которое вызывало зрительные галлюцинации начиная с 10 лет. Яёи видела точки на плоскости, превращавшиеся в геометрические фигуры, цветы, говорившие на странном наречии, и яркий разрушительный свет.

По совету опытного специалиста Кусама прошла курс терапии и полюбила наблюдать за камнями, расположенными на дне реки. Она воспроизводила впечатления в рисунках, вызывавших раздражение отца и матери, которые на всех белых поверхностях в доме обнаруживали орнаменты и круги.

В 1948 году девушка попала в школу ремесел, где начала изучать стиль нихонга под присмотром строгих учителей. Вскоре всем стало понятно, что традиционная живопись не интересует художницу, и она предпринимала эксперименты с техникой, взятой из авангардных западных отраслей.

Впоследствии, спровоцировав конфликт с родными, девушка отправилась покорять Америку, где познакомилась с арт-дилерами и продала ряд ранних работ. Потом она примкнула к течению хиппи и начала участвовать в публичных перформансах, излюбленными местами для которых были Уолл-стрит и Бруклинский мост.

Личная жизнь

В личной жизни японской художницы возникали романтические отношения, но из-за травм, полученных в юности, у нее не было мужа и детей. Страстные, но платонические чувства она испытывала к Джозефу Корнеллу, который был представителем сюрреализма и подарил возлюбленной несколько коллажей.

Творчество

Личность и поведение эпатажной японки, которая отличалась небольшим ростом и весом, привлекли внимание прогрессивной молодежи и открыли дорогу в творческие круги. В 60-х годах ее визитной карточкой стала яркая вызывающая одежда, обувь, расписанная фаллическими символами, и авангардные парики.

Развиваясь как художник-инсталлятор, Яёи представила ряд зеркальных комнат, где все находившиеся внутри предметы покрывал причудливый узор. Зритель, располагавшийся на специальном помосте, попадал в фантастическую атмосферу, где иллюзия бесконечного пространства усиливалась за счет неоновых шаров.

Со временем в американской прессе появились статьи, посвященные художнице, которая на Венецианской биеннале устроила распродажу произведений искусств. А ее обнаженные натуры, раскрашенные в красно-белый горошек, вызвали огромный резонанс в обществе и море противоречивых чувств.

В 1970-х годах благодаря картинам и инсталляциям фото Кусамы стали часто появляться на первых полосах журналов и газет. Ее произведения журналисты называли ар-брют и поп-артом, а акции относили к разряду вандализма после сожжения флага СССР.

Несомненно, творчество и имя Кусамы пользовались широкой известностью, и коллекционеры приобретали большинство ее работ. В Нью-Йорке художнице предоставили площадь в одном из центральных универмагов, и появление одежды Kusama Fashion ознаменовало 1968 год.

В Японии, куда женщина в итоге вернулась, отношение было крайне негативным, и общество связывало ее деятельность с рядом психических отклонений и расстройств. Из-за этого в конце 1970-х Яёи легла в специализированную клинику, где написала стихи и романы, а также сборники рассказов, полных тревоги и беспокойства.

Помимо этого, женщина открыла еще одну страницу собственной биографии и занялась продажей предметов искусства и работ западных мастеров. Но в Азии эта идея провалилась по причине отсутствия истинных ценителей, и Яёи пришлось оставить бизнес в конце 1980-х годов.

Вновь погрузившись в творческую атмосферу в мастерской, расположенной на территории лечебницы, Кусама создавала проекты инсталляций и писала картины акрилом на холсте. Она неоднократно участвовала в культурных мероприятиях в Америке и Европе и представляла работы для выставок, несколько раз проходивших в Москве.

Яёи Кусама сейчас

В 2019–2020 годах, судя по информации на сайте художницы, ее выставки состоялись в Соединенных Штатах Америки и нескольких японских городах. Кроме этого, вышел документальный фильм режиссера Хезера Ленца, рассказывавший о судьбе Яёи Кусамы и ее талантливых произведениях.

Яёи Кусама: Что нужно знать об одной из главных художниц современности — Искусство на Wonderzine

Каждое утро 89-летняя старушка в оранжевом парике и экстравагантном наряде в горошек выходит из психиатрической больницы в токийском районе Синдзюку и преодолевает два квартала. Цель прогулки, которая всё чаще проходит не пешком, а на коляске, — студия, где японка несколько часов покрывает холсты психоделическими полосками и пятнами. Каждый день художница работает, раздаёт задания ассистентам, делает небольшой перерыв, чтобы позвонить лучшему другу, а вечером отправляется обратно в больницу, где её ждут медсёстры и соседи-пациенты. Так проходит большинство дней Яёи Кусамы — одной из самых известных и трудоспособных художниц мира, выставки которой собирают миллионы посетителей.

Галлюцинации и побег


Мужской мир и плагиат

Планы по покорению Америки, которые строила Кусама, очень скоро пришлось пересмотреть: в то время арт-мир Нью-Йорка принадлежал мужчинам — у женщин не было персональных выставок, и даже галеристки и кураторы-женщины отказывались выставлять художниц. Отягчающим обстоятельством стало и то, что Кусама — иностранка: крохотную японку, которая надевала яркие кимоно, чтобы выделиться из толпы, просто не воспринимали всерьёз.

Всё это вместе с финансовыми трудностями, известиями о смерти отца и Джозефа Корнелла подорвало психическое здоровье художницы: галлюцинации стали более интенсивными и пугающими, чем раньше, навязчивые мысли вышли из-под контроля, Кусама предприняла попытку самоубийства. В 1977 году она вернулась в Японию, где продолжила заниматься искусством в рамках арт-терапии в психиатрической больнице — с тех пор там и живёт.

Тело и протест


Признание и инстаграм

Яёи Кусама (22 марта 1929, Мацумото, префектура Нагано, Япония) – японская художница, писательница и поэтесса, феминистка, мастер инсталляции и перформанса. Самая дорогая из ныне живущих художниц.

Известные работы художницы Яёи Кусамы: проекты Infinity Nets (1959), My Flower Bed (1962), Infinity Mirror Room (1965), Narcissus Garden (1966), Heaven and Earth (1991), Mirror Room Pumpkin (1991), Repetitive Vision (1996), Gleaming Lights on the Souls (2008), Walking in my Mind (2009), The Obliteration Room (2011), Коллекция для дома моды Louis Vuitton (2012)

Яёи Кусама родилась в богатой провинциальной семье, исповедующей традиционные ценности, характерные для японской культуры. В десять лет у Яёи случился первый приступ галлюцинаций – девочка рассматривала скатерть в цветочек, и в какой-то момент ей показалось, что цветочки начали распространяться на все поверхности предметов в комнате, на окна и стены. Это детское впечатление растворения в бесконечности впоследствии неоднократно станет одним из принципов, по которым Кусама создает свои инсталляции. Еще один страх – перед сексуальностью, развившийся у Кусамы в молодые годы под влиянием сложных отношений между ее родителями, - художница впоследствии многократно усилит и отобразит этот фактор в виде своеобразной символики.

Несмотря на сопротивление своей консервативной семьи, Яёи настойчиво занималась рисованием, училась классической японской живописи нихонга. В начале 50-х стартовала выставочная карьера художницы. Рисовала она много и неистово; на ее первой персональной выставке было представлено более 250 работ, выполненных, в том числе, в жанре сюрреализма.

В 1957 году Яёи Кусама окончательно порвала с семьей и приехала в Нью-Йорк. Она попала в нужное место и в нужное время: в обществе, поглощенном изучением психоделических состояний, художник, интерпретирующий подобные личные переживания, вызвал неподдельный интерес. Тем более – японка, тем более – женщина. Фестивали боди-арта, модные показы, киносъемки, демонстрации против войны во Вьетнаме, хепенинги – Кусама погрузилась в гущу художественной и общественной жизни. В конце 60-х годов Яёи Кусама основала компанию Kusama Fashion Company Ltd и открыла бутик, где продавалась одежда, созданная по ее эскизам.

Большое влияние на творчество Кусамы оказал арт-критик и знаменитый американский минималист Дональд Джадд, статьи которого сделали художницу известной (и с которым у нее был мимолетный роман). Она дружила с Джорджией О’Киф, Евой Гессе, Энди Уорхолом, искусствоведом Гербертом Ридом. С художником-сюрреалистом Джозефом Корнеллом Кусаму связывали нежные платонические чувства: они рисовали друг друга, вели переписку, часто созванивались вплоть до смерти Корнелла в 1972 году. Его уход стал для Кусамы большой душевной травмой.

Вернувшись в Японию в 1973 году, художница продолжила создавать и демонстрировать произведения искусства, хотя на родине ее творчество было принято прохладно. В 1977 году после нервного срыва Яёи Кусама решила обратиться за помощью в токийскую психиатрическую клинику, где постоянно проживает по сей день; ее прекрасно оборудованная студия расположена в районе Синдзюку, в двух кварталах от клиники. Яёи Кусама научилась жить со своей болезнью, и при этом использовала все доступные возможности для того, чтобы самореализоваться в искусстве.

Яёи Кусама – японская художница. Известна как автор дизайна сеть бесконечности (белые круги на красном фоне)

Яёи Кусама (англ. Yayoi Kusama, р. 1929) – японская художница. Получила известность как автор работ, содержащих многократное повторение одного и того же элемента. В 2008 году одна из её работ была продана за 5100000 долларов США, что является рекордом для художника-женщины.

Биография, творчество

В художественном смысле огромное влияние на творчество Яёи Кусама оказала американская художница Джорджия О’Кифф, работы которой так поразили Яёи, что та даже достала почтовый адрес своего кумира и написала несколько писем, после чего неожиданно получила ответ. Следствием завязавшейся между ними переписки стало то, что в 1957 году в возрасте 27 лет Кусама переехала в США. Надо отметить, что переезд этот сопровождался конфликтом с матерью, которая была категорически против решения дочери и даже сказала ей, что обратно она может не возвращаться.

Оказавшись в Америке никому не известная японская художница столкнулась с целым рядом проблем. У нее почти не было денег, она никого не знала кроме О’Кифф. Кроме того, она уничтожила свои ранние работы, напоминавшие ей о прошлом, оставив лишь те из них, которые надеялась продать. Впрочем, вернувшись в Нью-Йорк после не слишком удачной попытки устроить выставку в Сиэтле, Яёи Кусама через свою подругу по переписки познакомилась с арт-дилером Эдит Хальперт и с этого времени её финансовое положение стало постепенно улучшаться, а сама она начала заводить знакомства и находить свое место в арт-жизни США. В это же время она начинает свое обучение в лиге студентов-художников Нью-Йорка, которую посещает почти целый год.

В настоящее время она проживает в психиатрической лечебнице в г. Токио и работает в студии, которая располагается недалеко от больницы.

Работы Яёи Кусамы:

Современное искусство. Яёи Кусама. Скопление


"Скопление", 1952

Современное искусство. Яёи Кусама. Скопление штампов


"Скопление штампов", 1962

Читайте также: