Искусство раннего периода западноевропейского средневековья кратко

Обновлено: 04.07.2024

Кельтско-германский звериный стиль

Раннесредневековое искусство Ирландии и Англии

ИСКУССТВО КАРОЛИНГСКОЙ ИМПЕРИИ

Изящные искусства с самого начала занимали важное место в программе культурных преобразований Карла Великого: при посещениях Италии он познакомился с архитектурными памятниками Рима эпохи императора Константина, а также Равенны времен правления Юстиниана. Ему хотелось, чтобы столица его державы Ахен демонстрировала величие возрождаемой империи, впечатляя зданиями, не менее великолепными. Не вызывает сомнений, что именно воспоминания о посещении церкви Сан-Витале (см. илл. 111) послужили толчком к созданию знаменитой Дворцовой капеллы в Ахене (илл. 121), Воздвигнуть такое сооружение в далекой от Рима северной стране было весьма нелегкой задачей. Колонны и бронзовые решетки пришлось везти из Италии, да и опытных каменщиков было не так просто найти. Руководил постройкой Одо из Меца— возможно, первый из архитекторов к северу от Альп, имя которого известно. Вне всякого сомнения, капелла в Ахене является не простым подражанием архитектуре церкви Сан-Витале. Напротив, это ее решительное творческое переосмысление. Столбы и своды отличаются свойственной Древнему Риму массивностью, а геометрическая отточенность образующих внутреннее пространство элементов так не похожа на струящиеся объемы равеннского храма.
План Сен-Галленского монастыря. Столь уникальный документ, каким является сохранившийся в библиотеке Сен-Галленского монастыря в Швейцарии чертеж с его планом (илл. 122), позволяет предположить, какую важную роль играли монастыри, и как тесно они были связаны

1.декоративное начало преобладает над изображением;

В художественном ремесле встречались изделия из металла, меди, олова, редко из золота, позже из серебра. Фибулы, пряжки, оружие представления культа. Все они выполнены в полихромном стиле. Орнамент- абстрактный, символичный. Зверины стиль. В эпоху франкской династии Меровингов (486—751) на территории Галлии возникал новый будущий романский архитектурный стиль, главными чертами которого являлись простота, мощь и сила. Этот период —царство орнамента. Всякая свободная поверхность: порталы соборов, алтарные преграды, деревянные скамьи и кресла, церковная утварь —украшена динамичным узором из лент, спиралей, голов и лап фантастических животных и птиц. расцвет орнамента достиг в рукописных книгах, где сами буквы походили на орнамент. Заглавная буква, инициал, разрасталась в целую картину, заменив собой миниатюру..).( Евангелия карла лысого, Евангелия Эбона).

Специфические черты оттоновской культуры (950-1050). Две тенденции в оттоновской архитектуре: дальнейшее развитие идей каролингского зодчества и формулировка новых решений, предвосхищающих романскую архитектуру. Санкт Кириак в Гернроде (961). Сочетание характерных и нетипических черт в плане: смещенная аксиальная ориентация, крипта, трехчастное деление стены центрального нефа, галереи, чередование опор по типу ABAB. Контрапсида XII века. Монументальная живопись Оттонов. Фрески Райхенау, Оберцелле, храм св. Георгия – лучшие в монументальной живописи эпохи. Сходство между монументальной и миниатюрной живописью: в интересе к монументальным многофигурным композициям, в интересе к сценам с чудесами Христа..

2й период Романский 11-12вв:

3й период Готический 12-14вв:

Главной духовной силой остается церковь. Готический храм, сохранив ту же базиликальную форму, что и в романский период, имеет новую конструкцию свода, основой которого является каркасная система с нервюрами. Нервюрный свод дает возможность перекрывать не только квадратные, но и прямоугольные и еще более сложные в плане пролеты. Стены менее массивны ,окна большого размера, витражи в окнах - яркие особенности готического храма.(Собор Сан-Шапель). Скульптурный декор заполняет теперь весь экстерьер, являя собой род проповеди: это сцены из Священного Писания, жития святых, литературные назидательные сюжеты и сцены народной жизни, иногда полные юмора. Возрастание интереса к реальному миру, обращение к приметам времени, чертам быта (костюм, оружие), индивидуализация лиц — свидетельство приближения к культуре Возрождения.. Место фресок занял витраж, живопись из кусков стекла (а позже просто живопись по стеклу) в свинцовой обводке. Готический храм — создание многих рук, целой строительной артели во главе с мастером. наступает расцвет книги, книжного искусства




1й период Дороманский (5-10 вв):

1.декоративное начало преобладает над изображением;

В художественном ремесле встречались изделия из металла, меди, олова, редко из золота, позже из серебра. Фибулы, пряжки, оружие представления культа. Все они выполнены в полихромном стиле. Орнамент- абстрактный, символичный. Зверины стиль. В эпоху франкской династии Меровингов (486—751) на территории Галлии возникал новый будущий романский архитектурный стиль, главными чертами которого являлись простота, мощь и сила. Этот период —царство орнамента. Всякая свободная поверхность: порталы соборов, алтарные преграды, деревянные скамьи и кресла, церковная утварь —украшена динамичным узором из лент, спиралей, голов и лап фантастических животных и птиц. расцвет орнамента достиг в рукописных книгах, где сами буквы походили на орнамент. Заглавная буква, инициал, разрасталась в целую картину, заменив собой миниатюру..).( Евангелия карла лысого, Евангелия Эбона).

Специфические черты оттоновской культуры (950-1050). Две тенденции в оттоновской архитектуре: дальнейшее развитие идей каролингского зодчества и формулировка новых решений, предвосхищающих романскую архитектуру. Санкт Кириак в Гернроде (961). Сочетание характерных и нетипических черт в плане: смещенная аксиальная ориентация, крипта, трехчастное деление стены центрального нефа, галереи, чередование опор по типу ABAB. Контрапсида XII века. Монументальная живопись Оттонов. Фрески Райхенау, Оберцелле, храм св. Георгия – лучшие в монументальной живописи эпохи. Сходство между монументальной и миниатюрной живописью: в интересе к монументальным многофигурным композициям, в интересе к сценам с чудесами Христа..

2й период Романский 11-12вв:

3й период Готический 12-14вв:

Главной духовной силой остается церковь. Готический храм, сохранив ту же базиликальную форму, что и в романский период, имеет новую конструкцию свода, основой которого является каркасная система с нервюрами. Нервюрный свод дает возможность перекрывать не только квадратные, но и прямоугольные и еще более сложные в плане пролеты. Стены менее массивны ,окна большого размера, витражи в окнах - яркие особенности готического храма.(Собор Сан-Шапель). Скульптурный декор заполняет теперь весь экстерьер, являя собой род проповеди: это сцены из Священного Писания, жития святых, литературные назидательные сюжеты и сцены народной жизни, иногда полные юмора. Возрастание интереса к реальному миру, обращение к приметам времени, чертам быта (костюм, оружие), индивидуализация лиц — свидетельство приближения к культуре Возрождения.. Место фресок занял витраж, живопись из кусков стекла (а позже просто живопись по стеклу) в свинцовой обводке. Готический храм — создание многих рук, целой строительной артели во главе с мастером. наступает расцвет книги, книжного искусства

Урок 3. Искусство Средневековья

Эпоха Средневековья – огромнейший пласт в истории развития общества, его экономики, государственности, науки, культуры и искусства. Все процессы в обществе тесно взаимосвязаны. Экономические потребности государства влияют на развитие культуры, архитектуры, письменности; государственная политика может способствовать или препятствовать становлению тех или других направлений в искусстве, как мы могли это видеть, изучая период античности.

В еще большей степени это будет ощущаться в Средние века. Наш главный фокус по-прежнему на истории искусства. Однако мы будем по мере необходимости делать отсылки к общеисторическим процессам, если они помогут пониманию трендов в искусстве.

Цель урока: изучить развитие искусства в эпоху Средневековья, в том числе историю искусства западноевропейского Средневековья.

Изучив материал урока, вы узнаете об основных трендах в архитектуре, живописи и других видах искусства в данный период, познакомитесь с некоторыми наиболее выдающимися именами и произведениями.

Содержание:

Прежде, чем мы перейдем непосредственно к изучению материала, уточним, что искусство позднего Средневековья мы будем изучать отдельно в рамках следующего урока, посвященного эпохе Возрождения (Ренессанс). Это связано с особенностями, принятыми в периодизации истории искусств, о которых мы начали говорить во вводном уроке.

К слову, некоторые историки выделяют только раннее и позднее Средневековье, однако нам, конечно же, интересна более глубокая детализация процессов, поэтому мы будем придерживаться периодизации, принятой в отечественной историографии.

Искусство раннего Средневековья и Византии

Итак, для начала еще несколько слов о периодизации изучаемой эпохи. Традиционно Средневековье принято отсчитывать с момента падения Западной Римской империи, т.е. с 476 года нашей эры. В отечественной историографии Средневековье условно подразделяется на следующие периоды:

  1. Раннее Средневековье – 5-10 века.
  2. Классическое, оно же Высокое Средневековье –11-14 века.
  3. Позднее Средневековье – 15-16 века.

Еще раз уточним, что хронологические границы условны и весьма усреднены, т.к. в разных странах культурно-исторические процессы имели свои черты и особенности и свой темп развития. Тем не менее в истории искусства в целом принято выделять отдельно период Возрождения, он же Ренессанс, который относят к 15-16 веку.

Как видите, эпоха Ренессанса в целом совпадает с периодом позднего Средневековья. О периодизации эпохи Возрождения мы еще поговорим в следующем уроке, а сейчас переходим к искусству раннего Средневековья и Византии. Здесь тоже нужна одна ремарка. Распад Римской империи начался задолго до ее падения. Так, в 395 году в результате раздела Римской империи на Западную и Восточную образовалось новое государство – Византия.

В состав Византии вошли страны Балканского полуострова, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, южное побережье Крыма, северо-восточная часть Ливии и западная часть Армении. Таким образом, Византия – это и есть восточная часть некогда единой Римской империи, и именно искусство Византии представляет наибольший интерес.

Западная Римская империя, сотрясаемая войнами и противоречиями, приходила в упадок, что непосредственно сказалось и на развитии искусства. Многие архитектурные строения, скульптуры, образцы живописи были уничтожены в ходе бесконечных войн. Поэтому сосредоточимся на искусстве Византии, и начнем с архитектуры.

Архитектура

Одним из ярчайших памятников зодчества византийской эпохи является собор Святой Софии в Константинополе, ныне это Стамбул (Турция). Вы помните, что географически Византия унаследовала всю восточную часть бывшей Римской империи, поэтому в ее состав входили территории нескольких современных государств. Собор Святой Софии был построен в 6 веке на месте ранее находившейся там и потом сгоревшей церкви:

Собор Святой Софии

Собор Святой Софии (схема)

Для справки: базилика – специфический тип прямоугольного строения из нескольких нефов – пространств с разной высотой потолков и колоннами по сторонам. Традиции прямоугольного строительства зародились, как вы помните, во времена Античности, и получили продолжение в Средневековье.

Следует обратить внимание на относительно сдержанное внешнее оформление собора Святой Софии в противовес роскошному убранству внутри. Отделка внутренней части длилась несколько столетий и впечатляет масштабами роскоши. Мы обязательно вернемся к этой теме, когда будем рассматривать живопись и стенопись византийского периода:

Собор Святой Софии, вид изнутри

В целом, такой подход – богатое внутреннее убранство и относительно скромное внешнее оформление – характерны для всей архитектуры периода раннего Средневековья. Уточним, что сегодня этот памятник архитектурного искусства называется Большая мечеть Айя-София. И заметим, что на протяжении многовековой бурной истории Константинополя такая смена религиозной ориентации культового сооружения происходила неоднократно. В последний раз (в последний ли?) это случилось в 2020 году.

Из прочих образцов раннего Средневековья хорошо сохранились монастырь Ставроникита 10 века постройки на Афонском полуострове (Греция) и церковь Святого Лазаря 898 года постройки в Ларнаке (Кипр).

Скульптура

В отличие от периода Античности, в раннее Средневековье скульптура не получила мощного развития. Да и, в принципе, даже если посмотреть на убранство собора Святой Софии, мы там практически не увидим скульптур. Это был общий тренд эпохи.

С точки зрения христианства, которое тогда господствовало в Византии, изображение обнаженной натуры считалось греховным, в изображении животных виделось стремление к язычеству, а статуи как таковые считались идолопоклонничеством. Более того, постановлением Никейского собора (собрания), принятым в 842 году, скульптуры были убраны из храмов.

Плачущая колонна

Живопись

Главными образцами живописи раннего Средневековья являются мозаики и фрески, которыми всегда украшались храмы и соборы. Превалировали религиозные сюжеты. Все изображения выполнены примерно в одном стиле: минимум динамики, фигуры статичны, положения однообразны. В качестве примера можно привести мозаичное изображение Богородицы с младенцем Иисусом Христом:

Богородица с Младенцем Иисусом Христом

Мозаика относится примерно к 9 веку. Автором творения считают монаха Лазаря Константинопольского. В целом стоит отметить очень важное отличие культурных традиций Византии и Античности. Если в античный период воспевалась физическая красота человека, совершенство его форм и движений, в раннее Средневековье с возникновением христианства фокус внимания творцов сместился на духовный мир. Это явно заметно во всех жанрах средневекового искусства.

Еще одна сфера приложения усилий живописцев – это оформление книг. Книжные иллюстрации становятся настоящим произведением искусства, а оформление обложек зачастую отличается сложным изысканным орнаментом. Оформление византийских книг было настолько искусным и богатым, что они даже использовались в качестве приданного.

Впрочем, тенденция к роскошному оформлению книг наблюдалась и в Византии, и в искусстве западноевропейского Средневековья. В качестве примера упомянем Келлскую книгу, написание которой датируется примерно 800 годом:

Келлская книга

Считается, что ее написали в одном из монастырей, расположенных на территории современной Шотландии, а называется она так потому, что бежавшие от военных действий монахи взяли эту книгу с собой и впоследствии обосновались в Келлском аббатстве в Ирландии. Чаще всего книги переписывали от руки монастырские писчие, однако в период Средневековья развивалась не только религиозная литература.

Литература

Коль скоро возникла необходимость оформления книг, встал закономерный вопрос: о чем же писали авторы раннего Средневековья? Византийские литераторы во многом позаимствовали традиции Древней Греции. Появлялись книги как светского, так и религиозного содержания. В литературе сформировалось такое понятие, как аттицизм, т.е. следование древнегреческим литературным традициям, сложившимся в Афинах и Аттике.

Музыка и зрелищные искусства

Составить некое исчерпывающее представление о музыке того периода нет возможности ввиду того, что первое подобие нотной записи появилось лишь в 11 веке. Однако сохранились изображения, явно указывающие на то, что музыке в те времена уделялось серьезное внимание. Это, в частности, мозаика из византийской виллы в деревне Марьямин (Сирия):

Мозаика из византийской виллы в деревне Марьямин (Сирия)

Кроме того, сохранились некоторые тексты, которые использовались во время зрелищных мероприятий, например, Приветствие во время праздника Луперкалия:

Приветствие во время праздника Луперкалия

Уточним, что Луперкалий – это Праздник очищения и плодородия в честь бога Луперка, отмечавшийся 15 февраля. Тем, кто хочет знать о византийской музыке больше, рекомендуем книгу A history of Byzantine music and hymnography [Е. Wellesz, 1961].

Искусство классического Средневековья

В отличие от периода раннего Средневековья, когда искусство Византии испытывало подъем и расцвет, в эпоху классического Средневековья более динамично развивалось искусство государственных образований Западной Европы. Период классического или Высокого Средневековья подарил нам такие стили, как романский и готический. Начнем с того, что рассмотрим их на примере архитектуры.

Архитектура

10-12 века в истории Средневековья – это эпоха рыцарей и военных походов, что сделало актуальным строительство крепостных сооружений, замков и прочих укреплений. Крепости, замки и даже храмы снабжались широкими массивными стенами, высокими башнями, узкими окнами-бойницами, полукруглыми арками и сводами, стойкими к обрушению. Это и есть отличительные черты романского стиля.

Храмовые заведения представляли собой базилики. Они были направлены на восток, а вход располагался с запада и обозначался двумя башнями. В качестве примера можно привести храм Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье (Франция). На картинке можно увидеть вход, расположенный с западной стороны и обозначенный башнями:

Храм Нотр-Дам-ля-Гранд

Обратите внимание, что тут сохранился тренд раннего Средневековья в плане относительно скромного наружного оформления. Впрочем, этот тренд прослеживается и в пришедшей на смену романскому стилю готике.

Собор в Кельне

Обращаем ваше внимание, что Кельнский собор был полностью достроен лишь в 19 веке, однако отличительные готические черты видны на фото достаточно четко.

Скульптура

Как вы помните, в Византии скульптура в силу разных причин не приветствовалась и не развивалась, поэтому в плане скульптуры более интересно искусство государственных образований, возникших на обломках Западной Римской империи. Памятников искусства того периода ввиду многочисленных войн сохранилось не так много. Из сохранившегося стоит отметить бронзовую скульптуру короля франков Карла Великого. Скульптура датируется 10 столетием:

Бронзовая скульптура Карла Великого

В эпоху готики скульптурными композициями украшали фасады соборов, что можно увидеть на примере соборов в Кельне и Милане, собора Парижской Богоматери, Вестминстерского аббатства в Лондоне и других памятников культуры.

Живопись

Как и в прошлые столетия, основной сферой приложения усилий живописцев было создание фресок и мозаик в культовых заведениях, храмах и соборах. Как и прочие жанры искусства, живопись испытала на себе влияние романского и готического стилей. Сюжеты были преимущественно религиозные, библейские.

Романскому стилю было свойственно некоторое однообразие в изображении лиц и фигур, ограниченный набор приемов цветопередачи. Даже вблизи визуально кажется, что изображение сливается в одну монохромную массу. Это видно на примере росписи базилики Святого Исидора в Леоне (Испания):

Роспись базилики Св Исидора в Леоне, Испания

Песнь о Нибелунгах

Далее мы расскажем подробнее о книгах и литературе классического Средневековья.

Литература

В поэтической среде стало трендом сочинять к своим произведениям музыку. Из известных поэтов и композиторов того времени можно назвать Вальтера фон дер Фогельвейде. При том, что он формально принадлежал к рыцарскому сословию, у него не было своего земельного владения, и он значительную часть жизни провел в странствиях, т.е. попросту бродяжничал, зарабатывая на жизнь исполнением авторской песни.

Музыка и зрелищные искусства

В Средние века музыкальное творчество зарождалось в самых разных социальных слоях. Так, первыми вагантами (см. ниже) были клирики – представители духовенства, в силу каких-либо причин проживавшие вне прихода. В большинстве случаев творчество вагантов было анонимным, и до нас дошли лишь их произведения самой разной тематики.

Тогда же, в эпоху классического Средневековья в первой половине 11 века появились первые ноты. Первым человеком, кто взялся обозначать высоту звука знаками, стал флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Он обучал монастырских певчих церковным песнопениям, и для синхронизации голосов придумал систему указателей на высоту звука: квадратики на четырех параллельных линиях.

Проверьте свои знания

Периодизация искусства стран Западной Европы в Средние века

Искусство Средних веков Западной Европы. Романское искусство. 11 – 12 вв.

Романский храм. Схема.


С 11 в. в Западной Европе на-чалось обширное храмовое строительство.Разбогатев-шая церковь начинает воз-водить величественные со-оружения, в которых явно прослеживались черты римской архитектуры.
Этот стил получил название романского.Он характери-зовался суровостью и мо-щью,гладкими стенами, по-лукруглыми арками,высо-кими башнями.
Храм напоминал крест с вы-соко поднятой центральной частью,которая заверша-лась не куполом, а башней.

Церковь монастыря в Клюни


Церковь монастыря в Клюни
Франция.
Реконструкция

Церковь Нотр-Дам-дю-Пор


Архитектура романского периода во Франции Церковь Нотр-Дам-дю-Пор

Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье


Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье



Изобразительное искусство романского периода во Франции

Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье


Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье:
- Декоративное скульптурное убранство фасадов носит просветительский и дидактический (обучающий) характер.
- В верхней части фасада скульптура расположена рядами (ярусами). Чаще всего здесь изображаются святые, основатели церкви и патриархи.
Основное внимание уделено рельефам в тимпанах порталов.

Апостол Петр церкви в Муассаке


Апостол Петр церкви в Муассаке

Тимпан портала собора Сен Лазар в Отене. нач. 12 в.


Тимпан портала собора Сен Лазар в Отене. нач. 12 в.
Страшный суд

Собор Нотр-Дам в Шартре


Собор Нотр-Дам в Шартре. Королевские врата (портал) собора в Шартре. Ок. 1145 - 1155

Королевские врата (портал) собора в Шартре. Ок. 1145 - 1155 гг. Фигуры откосов.


Королевские врата (портал) собора в Шартре. Ок. 1145 - 1155 гг. Фигуры откосов.

Двери собора в Гильдесгейме


Двери собора в Гильдесгейме

Битва архангела Михаила с драконом


Живопись романского периода
Монументальная живопись
Фрески церкви Сен Савэн. Битва архангела Михаила с драконом

Апокалипсис из Сен-Севера


Книжная миниатюра
Апокалипсис из Сен-Севера.


Оттон III на троне. Миниатюра Евангелия Оттона III. 11 в.


Оттон III на троне. Миниатюра Евангелия Оттона III. 11 в.

Периодизация искусства стран Западной Европы в Средние века

Искусство Средних веков Западной Европы. Романское искусство. 11 – 12 вв.

Романский храм. Схема.


С 11 в. в Западной Европе на-чалось обширное храмовое строительство.Разбогатев-шая церковь начинает воз-водить величественные со-оружения, в которых явно прослеживались черты римской архитектуры.
Этот стил получил название романского.Он характери-зовался суровостью и мо-щью,гладкими стенами, по-лукруглыми арками,высо-кими башнями.
Храм напоминал крест с вы-соко поднятой центральной частью,которая заверша-лась не куполом, а башней.

Церковь монастыря в Клюни


Церковь монастыря в Клюни
Франция.
Реконструкция

Церковь Нотр-Дам-дю-Пор


Архитектура романского периода во Франции Церковь Нотр-Дам-дю-Пор

Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье


Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье



Изобразительное искусство романского периода во Франции

Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье


Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье:
- Декоративное скульптурное убранство фасадов носит просветительский и дидактический (обучающий) характер.
- В верхней части фасада скульптура расположена рядами (ярусами). Чаще всего здесь изображаются святые, основатели церкви и патриархи.
Основное внимание уделено рельефам в тимпанах порталов.

Апостол Петр церкви в Муассаке


Апостол Петр церкви в Муассаке

Тимпан портала собора Сен Лазар в Отене. нач. 12 в.


Тимпан портала собора Сен Лазар в Отене. нач. 12 в.
Страшный суд

Собор Нотр-Дам в Шартре


Собор Нотр-Дам в Шартре. Королевские врата (портал) собора в Шартре. Ок. 1145 - 1155

Королевские врата (портал) собора в Шартре. Ок. 1145 - 1155 гг. Фигуры откосов.


Королевские врата (портал) собора в Шартре. Ок. 1145 - 1155 гг. Фигуры откосов.

Двери собора в Гильдесгейме


Двери собора в Гильдесгейме

Битва архангела Михаила с драконом


Живопись романского периода
Монументальная живопись
Фрески церкви Сен Савэн. Битва архангела Михаила с драконом

Апокалипсис из Сен-Севера


Книжная миниатюра
Апокалипсис из Сен-Севера.


Оттон III на троне. Миниатюра Евангелия Оттона III. 11 в.


Оттон III на троне. Миниатюра Евангелия Оттона III. 11 в.

Читайте также: