Абсолютизм при иване грозном кратко

Обновлено: 04.07.2024

Реформы Ивана Грозного.

Опричнина.

Внешняя политика Ивана IV Грозного

Восточное направление – расширение границ русского государства:
– присоединение Казанского ханства в 1552 г.;
– присоединение Астраханского ханства в 1556 г.;
– поход отряда казаков под руководством Ермака в 1581–1585 гг., начало завоевания Сибири.
Южное направление – борьба с Крымским ханством :
– неудачный поход на Крым в 1559 г.;
– строительство Большой засечной черты (завершено в 1566 г.);
– походы крымского хана на Москву в 1571 и 1572 гг.
Западное направление – попытка России утвердиться в Прибалтике:
– Ливонская война 1558–1583 гг.
Россия начинает войну против Ливонского ордена, который в 1561 г. прекратил своё существование. Но в войну вступает коалиция европейских государств в составе Польши и Литвы, объединившихся в 1569 г. в Речь Посполитую, а также Дании и Швеции, противостоять которой ослабленная опричниной Россия была не в состоянии. В 1582 г. в Ям-Заполье было заключено перемирие с Речью Посполитой, по которому Россия потеряла всю Ливонию, Полоцк. В 1583 г. на реке Плюссе заключено перемирие со Швецией, которой Россия уступила Ям, Копорье, Ивангород и Нарву.

Культура при Иване IV Грозном

Архитектура. В XVI в. в русской архитектуре появляется новый стиль – шатровый. Выдающимся памятником шатровой архитектуры XVI в. является построенная в 1532 г. в честь рождения Ивана IV церковь Вознесения в Коломенском.
В 1555–1561 гг. в честь взятия Казани русскими мастерами Бармой и Постником в Москве построен Покровский собор что на рву, известный больше как храм Василия Блаженного.

Путь Ивана Грозного к деспотической власти не был простым. Его правление можно разделить на два этапа. Первый этап, 1533—1560 гг., был связан с надеждами царя на то, что бороться с боярами возможно, опираясь на народ, на его веру в царя как носителя высшего идеала “правды” и нелюбовь к боярам-кормленщикам как разорителям народных масс. Толчком к реформам было восстание 1547 г. в Москве. Оно привело к падению правительства, ведущую роль в котором играли родственники царя по матери бояре Глинские. В сущности, в этот период Иван IV попытался реализовать в России идеи европейского абсолютизма, представить свою власть как выразительницу общественных интересов.

Проводить эту политику царю помогал совет — “Избранная рада”. В 1549 г. в России состоялся первый Земский собор — собрание народных представителей со всего государства, на котором царь обличал злоупотребления бояр и обещал стать “судьею и обороною” для народа. Вслед за этим в 1550-е гг. были осуществлены важнейшие преобразования системы управления:

Боярские кормления были отменены.

Местное управление и суд были переданы в руки избранных посадскими людьми и волостными крестьянами “излюбленных” судей, старост и “голов”.

Вместо “кормов” и пошлин для бояр-наместников местные городские и сельские общества должны были платить непосредственно в царскую казну установленный налог.

В годы правления “Избранной рады” в России появились первые органы исполнительной власти — “избы” (позднее их стали именовать “приказами”).

Было значительно укреплено войско. Каждый помещик должен был выставлять определенное количество вооруженных людей. Из их числа назначались воеводы — командиры полков, “головы” — командиры сотен, воеводы и наместники в пограничных городах, дипломаты, администраторы и т. п. Кроме помещиков-феодалов, имевших землю и крестьян, было создано стрелецкое войско, вооруженное легким огнестрельным оружием. Стрельцы жили на своих дворах в “стрелецких слободах” и получали за службу жалование.

Новый царь продолжил традицию укрепления связей с Западом, начатую при Иване III. Он позволил иностранным купцам ездить через Россию в Индию и Китай с тем условием, чтобы русские купцы могли посещать Западную Европу.

Иван IV понимал значение просвещения для России: именно при нем в Москве началось книгопечатание. Сопротивление ближайших соседей России, таких, как Ливония, усиление ее контактов с Западом привело к длительной Ливонской войне, в процессе которой Россия впервые попыталась силой “прорубить окно в Европу”.

Иван IV активно вмешивался в дела церкви. В 1551 г. он представил церковному собору длинный список недостатков в церковной жизни, для исправления которых собор предпринял меры, изложенные в 100 главах (отсюда название “Стоглав”). Согласно “Стоглаву”, были учреждены, например, “поповские старосты” для надзора за духовенством, признаны общерусскими “местночтимые” святые и т. п.

Но добиться эффективного управления демократическими мерами Иван IV не смог. Царю повиновались как охранителю православной веры, представителю Бога на земле, но не менее сильными были местные, родовые, коллективистские ценности, унаследованные от догосударственной эпохи. Ослабление государственной власти в результате отмены кормлений было воспринято поэтому как сигнал к неповиновению. Налоги стали платить нерегулярно, увеличилось число преступлений.

Ответом на это стала попытка царя укрепить свою власть при помощи силы. В 1560 г. “Избранная рада” была разогнана. Начались ссылки и казни бояр-княжат, заподозренных царем в измене. В 1563 г. умер митрополит Макарий, с мнением которого Иван IV всегда считался. Примерно в это же время бежал в Литву князь А. М. Курбский — один из лучших полководцев и ближайших советников царя. После этого гонения на боярство приобрели массовый характер.

В конце 1564 г. царь уехал из Москвы в Александровскую слободу и обратился к населению с жалобами на боярство. Москвичи послали к Ивану IV делегацию, подтвердив его право наказывать своих врагов по “государской воле”. Для исполнения задуманного царь учредил особый двор, “опричнину”, собрав туда до 6000 воинов, подчиненных ему лично. Обеспечение этого войска осуществляли “опричные” уезды и волости, подчиненные царскому двору. Остальную территорию — “земщину” — царь оставил во власти бояр, позднее посадив в насмешку на престол татарского царевича Симеона Бекбулатовича.

Началась фактическая война “опричнины” против “земщины”. В 1570 г., поверив слухам об измене Новгорода, царь напал на этот город, разгромил и разграбил его. В течение шести недель каждый день в Новгороде погибало по нескольку сот человек. В результате погромов в стране в 1569— 1571 гг. начался голод, в ходе которого погибли сотни тысяч людей. Дело доходило до людоедства. Началось массовое бегство крестьян и горожан на окраины. Население Москвы сократилось втрое, многие земли в центре страны были заброшены.

Развитие абсолютизма – важный этап в истории России. Государственное устройство, при котором монарх имел неограниченную власть, было широко распространено в Европе. Правитель опирался на мощный аппарат чиновников и сильную регулярную армию. Духовенство также было подчинено главе государства. В отличие от прочих европейских держав, абсолютизм просуществовал в России вплоть до XX века и стал историей лишь с приходом к власти большевиков.

Символы царской власти

Основные характеристики абсолютизма

Ключевым отличием государственного строя при абсолютизме является централизация власти. Помимо этого для такого типа правления характерны:

  • развитый бюрократический аппарат;
  • сильная регулярная армия и полиция;
  • возвеличивание личности монарха;
  • опора государя на дворян;
  • постепенное устранение сословных учреждений;
  • внешняя политика, нацеленная на развитие промышленности и экономики в целом.

Абсолютизм в Европе

Возникновение абсолютизма относят к периоду разложения феодальных отношений и зарождению капиталистических. Через данную форму правления в свое время прошли все европейские государства, но в каждом были свои нюансы.

Елизавета I Тюдор

В Германии на тот момент существовала территориальная раздробленность, поэтому абсолютизм там формировался на уровне отдельных княжеств, а не страны в целом.

Пик абсолютизма в Западной Европе пришелся на XVII-XVIII века. В эпоху Просвещения его идеи подхватили многие философы, писатели и ученые мужи. После революции во Франции абсолютная монархия в Европе постепенно начала вытесняться демократическими веяниями. В России же абсолютная власть императора сохранялась до начала XX столетия, то есть до отречения от престола Николая II.

Формирование абсолютной монархии в России

Первыми предпосылками формирования абсолютизма в Российском государстве можно считать изменения формы государственной власти при Иване Грозном. Однако быстрый рост в этом направлении стал заметен в XVII веке, в начале которого к власти пришел молодой царь Михаил Федорович Романов.

После восшествия на престол он стал опираться на Земские соборы, которые в начале его правления проводились ежегодно. Со временем власть царя становилась все крепче, а соборы созывались все реже и реже. В боярской думе стало больше родственников Михаила Федоровича и приближенных к нему лиц. Также росло число думных дьяков.

Преобразование политического строя в абсолютную монархию стало очевидно при его сыне, Алексее Михайловиче. Ключевым этапом формирования нового государственного строя стало издание Соборного уложения – свода законов Русского царства, по которым оно будет жить следующие 200 лет. Соборное уложение определяло статус правящего монарха, преступления против которого карались смертной казнью.

В 25 главах уложения были зафиксированы изменения в судебном и уголовном законодательстве, регламентировано устройство и порядок государевой и военной службы, регулировались важнейшие отрасли управления государством, такие как прикрепление крестьян к земле, порядок пересечения государственной границы, установление статуса поместий и вотчин.

Соборное уложение 1649 года

С принятием Соборного уложения авторитет самодержавного и наследного правителя значительно возрос.

Новый виток развития абсолютной монархии пришелся на годы правления Петра Великого. Именно при нем эта форма правления официально обрела законодательную базу. По указанию царя Феофан Прокопович подготовил устав, легший в основу деятельности Священного Правительствующего Синода – высшего органа церковно-государственного управления. Духовная коллегия была утверждена Петром в 1721 году, а позже его признал и Вселенский патриарх Иеремия III.

Главной целью создания Синода было окончательное подчинение духовенства монарху и государству. Членов коллегии назначал непосредственно государь, что еще более усилило его власть и статус.

Власть российского монарха

В XIX столетии государственный строй в России претерпел некоторую трансформацию. Особенно сильно на него повлияла частая смена курса внешней политики и кардинальные реформы, реализованные в 60-х годах.

Абсолютизм в форме самодержавия продержался в России до самого свержения династии Романовых. Его главной отличительной чертой на последнем этапе можно считать слабость русской буржуазии.

Историческое значение

В XVII-XVIII столетиях абсолютизм выступал в роли своеобразного катализатора развития государства. Он был направлен на борьбу с феодализмом, ликвидацию раздробленности и объединение страны. Духовенство было подчинено светской власти. Был заметен прогресс в экономическом развитии. Централизация власти и сильная армия на регулярной основе позволяли успешно купировать народные восстания и проводить военную экспансию государств-соседей.

В то же время формировалась новая прослойка населения – дворяне, служившие монарху поддержкой и опорой. Нередко правители России делали послабления и вводили улучшения в положение дворянства, что вело к еще большему социальному расслоению и недовольству простого народа. Нередко это недовольство перетекало в бунты, достаточно вспомнить историю восстания Емельяна Пугачева.


В.У. ХАТУАЕВ, доктор юридических наук, завкафедрой государственного строительства и права ВФ РАГС, заслуженный юрист России Е.Г. КОРОБОВА старший преподаватель кафедры государственного строительства и права ВФ РАГС Основой государственной власти в Московской Руси стала национальная русская церковь. Национализация церкви началась с самостоятельного независимого от Константинополя назначения русских митрополитов, первым из которых был Иона, возглавивший русскую церковь в 1448 году, а завершилась учреждением Московского патриархата в 1589 году.

В.У. ХАТУАЕВ,

доктор юридических наук, завкафедрой государственного строительства и права ВФ РАГС, заслуженный юрист России

Е.Г. КОРОБОВА

старший преподаватель кафедры государственного строительства и права ВФ РАГС

Основой государственной власти в Московской Руси стала национальная русская церковь. Национализация церкви началась с самостоятельного независимого от Константинополя назначения русских митрополитов, первым из которых был Иона, возглавивший русскую церковь в 1448 году, а завершилась учреждением Московского патриархата в 1589 году.

Но автокефалия имела и отрицательные последствия: русская церковь замкнулась в себе и отдалилась от вселенского православия, потеряв при этом свою независимость от государства. Неизбежным результатом национализации русской высшей церковной власти было ее фактическое подчинение государственной власти, подчинение, все более и более возраставшее с течением времени. Как представители национальной русской церкви, митрополиты по-прежнему продолжали служить укреплению и возвышению великокняжеского, а затем царского авторитета в государстве. Но сами они все более проигрывали в полноте и независимости своего собственного авторитета и своей собственной свободы.

Так было всегда и везде, где церковь становилась национальной, она вместе с тем делалась и церковью государственной, т. е. подчиненной функциям государственным, потому что именно в форме государства находит свое высшее выражение жизнь нации. При этом объем свободы, предоставляемый церкви, зависит от степени умения данного государства или данной нации разрешить внутри своего коллектива задачу совмещения государственно-национальной необходимости с личными и общественными свободами. Свобода церкви находится в обратной зависимости от уровня государственного абсолютизма: в абсолютистском государстве церковь вынуждена испытывать на себе давление светской власти.

При абсолютизме не может быть речи об искании властью умственной и нравственной опоры в народе, потому что это противоречит самой идее абсолютизма, которая состоит в безусловности власти, ее отрешенности от органической связи с какой бы то ни было народностью. Кроме того, абсолютизм по природе своей светское явление, поскольку власть абсолюта не может быть ничем обусловлена, не может вообще выполнять функцию служения, ибо это власть ради власти, самодовлеющая автократия.

Читайте также: