Теория круговорота в истории дж вико кратко

Обновлено: 04.07.2024

Дж. Вико жил в Италии – в стране, начавшей Возрождение и давшей первые капиталистические мануфактуры, но ко времени его жизни испытывавшей упадок экономики (да и культуры тоже), а в политике переживавшей засилье реакции. Должно быть, оттого именно в Италии могла столь остро ощущаться – и найти выражение в теории – цикличность общественного развития – да, в Италии, а не, скажем, в Англии, испытывавшей быстрый экономический подъём, проводившей колониальную экспансию и прошедшей через успешную буржуазную революцию.

Джамбаттиста Вико был человеком незаурядным. Он вышел из небогатой семьи и долгое время в жизни испытывал материальные затруднения – ему довелось работать домашним учителем и даже писать под заказ стихи и речи. В молодости он бросил учёбу в иезуитской школе, поскольку его не удовлетворял уровень обучения в ней. Разносторонние знания он добыл путём самообразования – Вико блестяще знал древние языки, историю, философию и юриспруденцию, испытывал особенную любовь к античной и итальянской литературе – от Вергилия и Горация до Данте и Петрарки. Заслужив известность своими научными трудами и глубоким знанием языков, он сумел получить место в университете родного ему Неаполя. Но только лишь назначение его в 1735 году официальным историографом Неаполитанского королевства окончательно избавило Вико от каких-либо материальных проблем.

Главный его труд 1725 года стал, если выражаться современным языком, бестселлером, он сделал Вико известным во всей Европе, но в то же время и вызвал оживлённую полемику, критику, на которую учёному приходилось отвечать. Надо учесть, что книга им была написана в тёмной и запутанной манере, что, видимо, во многом и вызвало непонимание. К тому же Вико решил написать труд своей жизни не на латыни, а на итальянском языке, вернее даже и не на итальянском – единый литературный итальянский язык как таковой к тому времени ещё не сложился, – а на неаполитанском наречии, что дополнительно затрудняло восприятие его идей.

Суть теории Дж. Вико заключается в том, что каждый народ развивается по циклам, состоящим из трёх фаз: 1) божественная (отсутствие государства, общество подчинено жрецам); 2) героическая (аристократическое государство, монархия) и 3) человеческая (государство в форме республики или представительной монархии). А затем данное общество переживает кризис и распад, возвращаясь к первой фазе.

Законы исторического развития для всех народов и государств едины – Вико проводит принцип единства человечества, хотя основной исторический материал он черпает в истории Древнего Рима (что интересно, лишь историю Карфагена он рассматривал как исключение, не подчиняющееся его теории). Также он склонен исследовать каждое конкретное общество в целостности всех его сторон, включая экономику, социальные институты, религию, язык, право, мораль и всё прочее.

Будучи идеалистом, Вико даёт проблески самого настоящего исторического материализма; метафизически абсолютизируя при этом цикличность общественного развития, он развивает сложную диалектику отрицания отрицания в результате борьбы противоположных интересов групп людей. Да, он, бесспорно, противоречив – как противоречив практически любой крупный мыслитель, но противоречивость его в ходе дальнейшего развития общественной мысли принесёт ещё богатые плоды.

Старая теория круговорота отразила действительную цикличность движения общества – просто она метафизически абсолютизировала этот момент движения.

Вдобавок ко всему, вызванный экономическим кризисом глобальный военно-политический кризис дал мощный толчок научно-техническому развитию в главной при капитализме сфере приложения технических новшеств – в военном деле.

P. S. Тем временем об этом грядущем кризисе говорят всё больше, указывая на то, что к нему ведёт – или к нему подталкивает – протекционистская политика президента США Д. Трампа, ломающего всю сформировавшуюся за последние десятилетия глобализации систему международных экономических отношений.

Эти разговоры следует понимать правильно. Кризис, конечно же, неминуем, но он произойдёт не из-за политики Д. Трампа, а в силу объективных противоречий капитализма. Политика Трампа кризис способна не более чем подтолкнуть, дать ему бóльшую остроту и силу. Но дело в том, что в ожидании нового кризиса защитникам капитализма необходимо заранее найти виноватого. И Трамп со свойственным ему нахрапистым авантюризмом, с его самонадеянностью – для этой роли лучше всех.

Теория исторического круговорота— идеалистическая теория, созданная итальянским мыслителем Вико (см.), согласно которой человеческое общество проходит три основных этапа развития: божеский, героический и человеческий. Под божеским периодом Вико имел в виду детство человечества, т. е. первобытный период. Следующий этап — героический, или период юности, когда возникают аристократические государства. Затем человечество вступает в период зрелости, когда преодолеваются сословные привилегии и устанавливается формальное, буржуазное равенство.

После этого, по мнению Вико, начинается распад общества, и человеческая история опять возвращается к начальной стадии. Современная реакционная философия и социология, отбрасывая прогрессивные элементы теория Вико — идею прогрессивного развития общества, закономерность общественного развития и т. д.,— всячески раздувают реакционную идею о постоянном возврате человечества к исходному пункту. Теория круговорота стала, идеологическим оружием дипломированных защитников империализма, мечтающих повернуть назад колесо истории.

От первобытно-общинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капиталистический строй к социализму и коммунизму — такова линия поступательного развития общества. Это развитие осуществляется в борьбе между новым и старым, между отживающим и нарождающимся. Как бы ни сопротивлялись силы старого, отживающего, будущее принадлежит новому, передовому. Успехи коммунистического строительства в СССР, строительство социализма в странах народной демократии, победа народной революции в Китае ясно свидетельствуют о том, что в наше время все дороги ведут не назад, а вперёд, к коммунизму.


Рис. 77. Фестский диск. Памятник минойской культуры 17 в. до н. э.

Следует сказать, что идея круговорота, бесконечного повторения циклов развития встречается и раньше, но заслуга Вико состоит в том, что он рассматривает некоторые реальные стороны поступательного движения европейской культуры, которая за время своего существования неоднократно поднимались к вершинам духовности и столь же неоднократно погружались во тьму невежества и дикости. Для Вико гибель любой культуры предопределена, как предопределено и ее последующее возвышение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Циклические модели истории и параллельные сюжеты в литературе и кинематографе

Циклические модели истории и параллельные сюжеты в литературе и кинематографе Еще одним источником монтажной стилистики стала критика гегельянских и позитивистских представлений о прогрессе. Эта критика, как известно, была манифестирована в учении Фридриха Ницше о

ДВИЖЕНИЕ

ДВИЖЕНИЕ Чем определяется успешность движения? Казалось бы, ответ очевиден: приближением к цели. Движение – это сокращение расстояния между нами и целью.Кто приближается к цели – тот и движется. Кто не приближается (даже если он несется с сумасшедшей скоростью) –

ВЫХОД ЗА РАМКИ КОНЦЕПЦИИ

ВЫХОД ЗА РАМКИ КОНЦЕПЦИИ Теория модернизации основана на некоторых ценностных предпочтениях. Рост производительных сил, рационализация сознания, дифференциация общества рассматриваются как чистое благо, а современный Запад – как безусловный идеал. Это не относится к

СОЗДАНИЕ КОНЦЕПЦИИ

10. Культурологическая концепция Д.Б. Вико

1.1. Культура как система в концепции Л. Уайта

1.1. Культура как система в концепции Л. Уайта Первый вариант системной типологии предложил Л. Уайт, который начинал рассматривать культуру как целостную систему, эволюционирующую в самой себе. Исходная посылка Уайта, заключается в том, что он рассматривает культуру как

2.1.1. Циклические концепции истории мировой культуры как круговое регрессивное движение

2.1.1. Циклические концепции истории мировой культуры как круговое регрессивное движение Циклический подход к анализу истории мировой культуры связан с тем наблюдением, что многие процессы в природе цикличны, повторяются по определенной схеме: смена дня и ночи, недель,

3.4. Концепции идеальных, культурных типов

3.4. Концепции идеальных, культурных типов Концепцию идеальных типов предложил немецкий историк М. Вебер (1864–1920). Он стал рассматривать социокультурные интеграции, выделенные на основе анализа общества, по типу существующего в них господства. Идеальные типы – это схемы –

4. Метаисторические концепции культуры

4. Метаисторические концепции культуры Среди множества подходов к рассмотрению истории культуры особняком стоит метаисторический метод (познания). Об этом подходе к анализу истории говорят С. Булгаков и Д.Андреев[76], они как и древние философы, используя

ЛЕКЦИЯ № 7. Неклассические концепции этики

ЛЕКЦИЯ № 7. Неклассические концепции этики Конец XIX – начало ХХ вв. обычно называют в литературе переходным периодом от классической этики к постклассиче–ской. Если первую можно было охарактеризовать в основном как созерцательную, рационалистическую,

Поэтика циклов Вико

Джамбаттиста Вико – ($1668 – 1744$) итальянский философ, родоначальник направления философии в истории и этнической психологии.

Биография

Дж. Вико был родом из Неаполя, воспитывался в семье библиотекаря. После окончания учебы начал заниматься изучением философии. Во время работы гувернером в замке Чиленто, Вико знакомится с трудами Платона, Аристотеля, Августина. По возвращении в Неаполь Вико добивается должности профессора риторики в университете Неаполя.

Вико выступал с речами-посвящениями во время академических собраний $1699-1708$ годах, где критиковал теоретические воззрения квазиновых ученых.

Труд охватывает множество моментов, одним из которых является рассмотрение компромисса между христианским учением и историческим знанием.

Вико является автором идеи объективного характера исторического процесса.

По его мнению, необходимо предварительно изучить мир, который был создан человеком, иными словами мир кульутры. Истинным для человека будет лишь то, что он сделал сам, как полагал Вико.

Вико делил действительность на два мира:

  • Мир природы
  • Гражданский мир, культуры, нации.

Вико видел большое значение в логическом анализе человеческой культуры, ее формы, поскольку это дает возможность познать смысл истории в целом, а не какой-то конкретно взятой эпохи.

Мир представляется последовательной сменой эпох, который представляется в виде цикла. При этом любая эпоха будет являться самоценной, уникальной, наделенной своей собственной логикой, закономерностями.

Идея циклов, как одна из моделей, отражающих феноменальную реальность развития культуры, пожалуй, одна из самых древних, так как ее формирование связано с представлениями о циклических процессах. Идея цикличности сложилась в русле мифологических представлений и изначально была выражена в метафорической форме.

Готовые работы на аналогичную тему

Теория исторического круговорота

В своем ключевом труде Вико приводит в пример древнеегипетскую истину, которую изложил Геродот:

На этом основании Вико строит свою концепцию исторического круговорота.

Суть концепции – развитие всех наций протекает по одному циклу, который состоит из трех эпох:

  1. божественная (безгосударственность, подчинение жрецам),
  2. героическая (аристократическое государство)
  3. человеческая (демократическая республика или представительная монархия).

Каждый из циклов заканчивается кризисным периодом и распадом конкретного общества.

  • Эпохи сменяются через общественные перевороты, борьбу отцов семей и его домочадцами, что характерно для патриархального общественного типа. Далее выделяется борьба между феодалами и простым народом.
  • В дальнейшем возникает государство, с помощью которого отцы стараются обуздать своих домочадцев. Вико придавал большое значение деятельности людей в процессе осуществления исторического прогресса, но законы истории для Вико понимались как провиденциальные.

Вико не является основоположником непосредственной концепции циклического развития, он лишь внес бесценный вклад в процесс систематизации данных о циклическом типе развития общества, культуры.

Историзм Вико дал ему преимущество в выработке адекватного взгляда на архаические периоды становления культуры, понять и истолковать в целостности искусство, религию, право, формы социально-хозяйственного уклада, чем у его французских коллег-просветителей.

Читайте также: