История счетной палаты рф кратко

Обновлено: 04.07.2024

Счетная палата Российской Федерации (СП РФ) – постоянно действующий конституционный орган государственного финансового контроля.

Счетная палата не относится ни к одной их трех ветвей власти, однако формируется Федеральным Собранием Российской Федерации и является подотчетной ему.

К компетенции Счетной палаты относится, прежде всего, контроль за исполнением федерального бюджета, в том числе – определение целесообразности расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов. Счетная палата осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль. Для реализации своих функций Счетная палата проводит аудиторские проверки, другие контрольные мероприятия.

Законодательством Российской Федерации функции финансового контроля возложены и на другие органы государственной власти, в том числе на Министерство финансов России, однако Счетная палата является единственным контрольным органом, который имеет конституционный статус.

Содержание

↑Зарубежный опыт функционирования высших органов финансового контроля

Необходимость осуществления функций финансового контроля на самом высоком государственном уровне была осознана еще в момент зарождения современных государств.

Так, например, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии должность Генерального контролера государственной казны впервые была учреждена ещё в 1314 г. В 1866 г. она была преобразована в ведомство Генерального контролера и ревизора Департамента казначейства и ревизии Великобритании, на базе которой в 1983 г. было создано современное Национальное контрольно-ревизионное управление.

В Швейцарской конфедерации в 1874 г. начал свою деятельность Федеральный совет – орган, ответственный за подготовку и исполнение бюджета. Исполнение контрольных функции было передано Федеральной финансовой администрации.

В США в 1921г. был принят Закон о бюджете и финансовом контроле, в котором были комплексно урегулированы основные положения о контроле за расходованием государственных средств.

В Японии Президент Контрольно-ревизионного управления назначается исполнительной властью – Кабинетом министров, однако, имеет независимый от нее характер (статья 1 Закона о Контрольно-ревизионном управлении Японии. Закон №73, 1947 г.).

Как показывает мировая практика, не существует единых стандартов в определении правового статуса ВОФК. Конституции Австрии, Венгрии, а также Закон о бюджете и финансовом контроле США относят счетные палаты именно к органам парламента, призванным оказывать ему помощь в реализации его полномочий в сфере бюджетного контроля. Конституции других стран (Финляндии, Болгарии, Испании, Польши, ФРГ), где счетные палаты наделены статусом относительно самостоятельного ВОФК, четко закрепляют подотчетность счетных палат парламенту и независимость их деятельности от исполнительных и судебных органов любого уровня. Существует также группа счетных палат, правовое положение которых носит не столь однозначный характер ввиду наделения их чертами судебного органа или прямого включения в систему судебных органов. К данной группе могут быть отнесены счетные палаты Греции, Италии, Португалии, Франции.

↑История формирования и правовой статус СП РФ

Прообразом Счетной палаты в России считается Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ), учрежденный 10 марта 1656 г. (23 марта по новому стилю) указом царя Алексея Михайловича. Этот день празднуется как день рождения всех государственных контрольных органов страны, в том числе – Счетной палаты Российской Федерации.

В России реалии 1990-х гг., в которых происходило формирование СП РФ – переходный период к рыночной экономике, характеризующийся правовой, социальной и экономической дестабилизацией в обществе – во многом объясняют причину нечеткого определения правового статуса и полномочий СП РФ в КРФ и ФЗ СП РФ. Одно из противоречий касается проблемы реализации Счетной палатой РФ принципа независимости, который считается одним из основополагающих принципов деятельности ВОФК, поскольку призван обеспечивать действительно всеобъемлющий контроль за деятельностью всех без исключения ветвей власти в бюджетной сфере. Способ формирования СП РФ, образующейся палатами представительного и законодательного органа страны – Федеральным Собранием (далее - ФС), предполагает ее независимость и главенствующее положение в системе других контрольных органов не только государства, но и общества в целом, поскольку ФС как демократически избранный орган власти представляет интересы всего народа. В то же время, ни в КРФ, ни в действующем ФЗ СП РФ прямо не закреплен и не раскрывается независимый характер высшего финансового контроля, осуществляемого СП РФ. Более того, СП РФ была с самого начала поставлена законодателем в зависимость от законодательного органа не только в вопросе ее образования, но и подотчетности, что в принципе противоречит КРФ.

С другой стороны, Счетная палата не является независимым органом, поскольку, во-первых, она образуется палатами Федерального Собрания, которые избирают Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя и аудиторов от каждой палаты. Государственная Дума и Совет Федерации могут досрочно освободить от занимаемой должности избранных ими членов СП РФ. Такой принцип формирования любого института государственной власти классифицируется как парламентский способ. Во-вторых, СП РФ является органом, подотчетным Федеральному Собранию РФ. СП РФ направляет все результаты своих проверок в палаты Федерального Собрания РФ. СП РФ отчитывается перед палатами ФС РФ. В-третьих, депутаты и палаты Федерального собрания в целом также могут указывать СП РФ на тот круг вопросов, который должен быть рассмотрен в связи с исполнением государственного бюджета.

↑Основные задачи и функции Счетной палаты, деятельность Счетной палаты

1) Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных государственных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2) Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

3) Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

4) Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5) Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

6) Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в Центральном Банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

7) Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В процессе реализации задач, определенных ФЗ, СП РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную деятельность, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. О результатах своей деятельности СП докладывает в ежегодных отчетах Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 33 ФЗ).

Контрольные полномочия СП РФ распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на государственные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством и федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия СП распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

СП РФ, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок СП РФ информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, СП РФ вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний СП РФ вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

СП РФ должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствами массовой информации.

В соответствии с БК СП является участником бюджетного процесса, обладающим бюджетными полномочиями. СП как контрольный орган законодательной власти осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль. Она проводит проверку формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. По результатам проверок СП готовит заключения на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период и на отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год, а также осуществляет внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год.

Счетная палата осуществляет экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственности и финансов Российской Федерации, а также подготовку аналитических материалов по вопросам государственного финансового контроля.

СП осуществляет свою деятельность на основе утвержденной Коллегией СП системы стандартов и методических документов. Действующая система стандартов состоит из перечня объединенных в несколько групп стандартов, в том числе:

1) общие правила деятельности СП (9 стандартов),

2) стандарты отчетности СП (1 стандарт),

3) специальные (2 стандарта),

4) внешний аудит федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (5 стандартов),

5) качество контрольных стандартов (1 стандарт),

6) взаимодействие с другими органами (1 стандарт),

7) проведение типов контрольных мероприятий (1 стандарт).

Итоги контрольной и экспертно-аналитической деятельности СП РФ

Согласно данным отчета о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2009 году, всего за 15 лет своей деятельности с 1995 по 2009 гг. Счетная палата провела 6 623 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, в том числе по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации – 157 мероприятий, по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы – 312 мероприятий.

Общая сумма выявленных финансовых нарушений составляет 1 612,5 млрд рублей.

За 1995–2009 годы по результатам контрольных мероприятий Счетная палата направила органам государственной власти, предприятиям и организациям 7110 представлений и предписаний.

Благодаря активному взаимодействию Счетной палаты с органами государственной власти существенно улучшились показатели прокурорского реагирования на материалы Счетной палаты. В органы прокуратуры и иные правоохранительные органы было направлено 1 327 материалов проверок Счетной палаты, по материалам контрольных мероприятий Счетной палаты возбуждено 1 152 уголовных дела.

На основе обобщения итогов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий СП РФ готовит аналитические и информационные записки по вопросам совершенствования бюджетного процесса. Согласно ст. 33 ФЗ, СП РФ регулярно предоставляет информацию о своей деятельности средствам массовой информации, издает ежемесячный бюллетень, ежегодный отчет о работе Счетной палаты представляется Совету Федерации и Государственной Думе и подлежит обязательному опубликованию.

Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты за три года (2007 г., 2008 г., 2009 г.), приведены в Таблице 1.

Ключевые слова: СЧЕТНАЯ ПАЛАТА; КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; РЕФОРМЫ; СТАТУС СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ; ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА; CHAMBER OF ACCOUNTS; CONTROL ACTIVITIES; REFORMS; STATUS OF THE CHAMBER OF ACCOUNTS; HISTORY OF THE DOMESTIC STATE.

Аннотация: В статье рассматривается история возникновения и становления Счетной Палаты России. Выделяются этапы развития института Счетной Палаты, охватывается период XVII-XX вв. Проведен анализ законодательства советского периода. Автор приходит к выводу о том, что Счетную Палату РФ не следует относить к определенной ветви государственной власти.

История возникновения Счетной Палаты берет свои корни в далеком XVII веке, в период жизни Алексея Михайловича. Тогда же был создан так называемый Счетный приказ (Приказ Счета Большой казны), который являлся временным органом. Он был создан лишь на период очередной ревизии.

Позже в XVIII веке для осуществления соблюдения финансового контроля при Правительствующем Сенате была создана Ближняя канцелярия и Ревизионная контора, которая осуществляла управление государственными счетами и производила суд над лицами, которые были обвинены в финансовых махинациях.

Еще позднее в XIX веке для выполнения задач финансового контроля были учреждены должности министра финансов, государственного казначея и государственного контролера (данная должность возникла в 1810 году). Государственный контроль, главными принципами которого являлись самостоятельность и независимость от прочих существовавших министерств и ведомств, выполнял задачи по соблюдению финансовой отчетности государственных и общественных учреждений. В числе одних из первых государственных контролеров был Алексей Хитрово. Он прослужил в должности руководителя государственного контроля около 27 лет (1827-1854) [1].

Таким образом, именно в дореволюционном периоде были заложены основы существования и деятельности Счетной Палаты.

В 1923 году Народный комиссариат государственного контроля объединили с контролирующим органом коммунистической партии — Центральной контрольной комиссией Российской коммунистической партии большевиков. Таким образом был создан новый орган контроля — Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции СССР. В то время к числу его важнейших задач относился контроль за осуществлением и исполнением пятилетних производственных планов. Также данный орган занимался устранением дореволюционной интеллигенции и лиц непролетарского происхождения из советских учреждений.

В 1934 году Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции разделили на две комиссии — комиссия советского контроля при Совете народных комиссаров СССР и комиссия партийного контроля при Центральном комитете Всесоюзной коммунистической партии большевиков. Но в 1940 году контрольное ведомство вернули: на базе комиссии советского контроля при Совете народных комиссаров учредили Народный комитет государственного контроля СССР. А уже в 1946 году его преобразовали в одноименное министерство.

В 1957 году главным контролирующим органом являлась Комиссия советского контроля при Совете министров СССР (в 1961-1962 годах — Комиссия государственного контроля СССР).

В мае 1991 года Верховным Советом СССР был принят закон о создании высшего органа контроля в сфере финансов и экономики. Данным органом стала Контрольная палата СССР, задачей которой являлся контроль над всеми органами государственной власти и управления за эффективным и надлежащим расходованием средств государственного. Но в декабре 1991 года в период осуществления реформирования и ликвидации органов государственного управления СССР Контрольная палата была упразднена [4].

Процесс учреждения и становления Счетной палаты РФ начался в 1993 году, когда приняли и утвердили Конституцию Российской Федерации [5]. На это потребовалось более года, в результате чего был создан новый государственный институт [6].

Таким образом, можно выделить три этапа развития (становления) института Счетной Палаты в России: дореволюционный период, в котором были заложены основы существования деятельности Счетной палаты; период проведения реформ, связанный с развитием и становлением Счетной палаты, укреплением сущности ее деятельности; законодательное закрепление, в котором нашли отражение ныне действующие законы и акты.


В январе 1994 г. Государственной Думой Российской Федерации первого созыва первым в истории России Председателем Счетной палаты Российской Федерации был избран ее депутат Хачим Кармоков. В январе 1995 г. заместителем Председателя Счетной палаты Российской Федерации от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации был избран член Совета Федерации Юрий Юрьевич Болдырев. Первое заседание Коллегии Счетной палаты состоялось 18 апреля 1995 года.


19 апреля 2000 г. в связи с истечением срока полномочий Председателя Счетной палаты Х.М. Кармокова на должность Председателя Счетной палаты Государственная Дума Российской Федерации назначила Сергея Степашина.


9 сентября 2013 г. Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации кандидатуру Татьяны Голиковой для назначения на должность Председателя Счетной палаты. После обширной дискуссии и консультаций Татьяны Голиковой со всеми парламентскими фракциями 20 сентября 2013 г. депутаты приняли решение поддержать ее кандидатуру и утвердить в должности.

В конце сентября 2013 г. палаты Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента России утвердили весь руководящий состав контрольного ведомства.

С 2014 г. Счетная палата в целях повышения эффективности расходования федеральных средств бюджетными распорядителями и повышения бюджетной дисциплины начала активно реализовывать право о составлении протоколов об административных правонарушениях. Соответствующая поправка была внесена в Кодекс об административных правонарушениях в июле 2013 г. Таким образом, инспектор Счетной палаты при выявлении соответствующих нарушений должен выписать протокол об административном правонарушении и передать его в Росфиннадзор, который направит материалы в суд.

17 мая 2018 года президент Российской Федерации Владимир Путин внес в Государственную Думу представление о досрочном освобождении Татьяны Голиковой от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации. Ранее Татьяна Голикова Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым была выдвинута на должность вице-премьера по вопросам образования, здравоохранения и социальной политики.

18 мая 2018 года Президент Российской Федерации утвердил состав нового Правительства Российской Федерации, в котором Татьяна Голикова – заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. В сферу ее ответственности вошла социальная политика.



22 мая 2018 года по представлению Президента Российской Федерации Владимира Путина Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на должность Председателя Счетной палаты Российской Федерации назначен Алексей Кудрин.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Малая эмблема Счётной палаты

Прототипом Счётной палаты Российской Федерации была Камер-коллегия, созданная при Петре I.

Учреждена была в 1718 году для заведования казёнными сборами и некоторыми отраслями государственного хозяйства.

До этого времени в казне российских царей был полнейший беспорядок.

Идеологом и создателем счётной палаты был Пётр Лукич Аксёнов.

Он первый в 1719 году вёл в Камер-коллегии ведомость прихода и расхода денежной казны в государстве и подавал Государю каждую неделю ведомости о движении сумм, по донесениям, поступавшим в коллегию.

Сверх того, Пётр Лукич составил формы ведения отчётности по Камер-коллегии.

Назначенный комиссаром особой отчётной конторы, он обучил присланных для узнания порядка отчётности из всех мест канцелярских служителей.

В 1725 году Сенат определил Петра Лукича Аксёнова камериром, а в 1731 году секретарём.

С 1811 по 1918 год существовала должность государственного контролёра.

В январе 1918 года эта должность была упразднена; вместо неё была создана Центральная контрольная коллегия; вместо губернских контрольных палат — губернские учётно-контрольные коллегии.

В июле 1918 года Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР.

В 1920 году комиссариат был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию в центре и местные рабоче-крестьянские инспекции на местах, на Дальнем Востоке государственный контроль осуществляли Центральный Народный Государственный Контроль, во главе с Народным Государственным Контролёром, в центре и местные народные государственные контроли и отряды народного государственного контроля (во главе с начальниками отрядов) на местах.

В 1934 году Рабоче-крестьянская инспекция была упразднена; её функции были переданы уполномоченному Комиссии Советского Контроля СССР (КСК) по РСФСР на государственном уровне, уполномоченным КСК СССР в областях, районах и городах на местном уровне.

В 1940 году был воссоздан Народный Комиссариат Государственного Контроля; функции местных уполномоченных КСК СССР перешли главным контролёрам на местах.

В 1957 году Министерство Государственного Контроля было преобразовано в Комиссию советского контроля Совета Министров РСФСР, в 1961 году она в свою очередь была переименована в Комиссию государственного контроля Совета Министров РСФСР, функции главных контролёров перешли к группам государственного контроля Комиссии государственного контроля Совета Министров РСФСР.

В 1962 году Комиссия государственного контроля Совета Министров РСФСР была преобразована в Комитет партийно-государственного контроля Бюро ЦК КПСС и Совета Министров РСФСР; областные, районные и городские группы государственного контроля КГК СМ РСФСР — в областные, районные и городские комитеты партийно-государственного контроля.

В 1966 году был преобразован в Комитет народного контроля РСФСР; областные, районные и сельские комитеты партийно-государственного контроля — в областные, районные и сельские комитеты народного контроля соответственно.

В 1991 году была учреждена должность Главного государственного инспектора РСФСР, а в 2000-х возникла должность главного федерального инспектора в субъектах РФ.

  • проводит экспертизу проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, проверку и анализ обоснованности их показателей, подготовку и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;
  • проводит аудит достижения стратегических целей развития РФ;
  • взаимодействует с региональными КСО;
  • обменивается опытом с зарубежными ВОА в рамках международной ассоциации высших органов аудита (ИНТОСАИ);
  • информирует общество о результатах своей работы.

Миссия СП РФ — содействовать справедливому и ответственному государственному управлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека [2] .

В рамках своих задач СП РФ обладает организационной и функциональной независимостью. Она не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.

В соответствии с Лимской декларацией Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ) является функционально и организационно независимой от органов власти, проверяемых ею.

Работа СП РФ направлена на консолидацию общих сил и ресурсов в целях эффективной реализации приоритетов развития страны.

Читайте также: