Творческая судьба томаса манна кратко

Обновлено: 02.07.2024

Па́уль То́мас Манн (нем. Paul Thomas Mann , 1875—1955) — немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929), брат Генриха Манна, отец Клауса Манна, Голо Манна и Эрики Манн.

Содержание

Биография

Происхождение и юные годы

Пауль Томас Манн, самый знаменитый представитель своего семейства, богатого известными писателями, родился 6 июня 1875 года в семье состоятельного любекского купца Томаса Йоханна Генриха Манна, занимавшего должность городского сенатора. Мать Томаса, Юлия Манн, урождённая да Сильва-Брунс, происходила из семьи с бразильскими корнями. Семья Манн была довольно многочисленной. У Томаса было два брата и две сестры: старший брат, известный писатель Генрих Манн (1871—1950), младший брат Виктор (1890—1949) и две сестры Юлия (1877—1927, самоубийство) и Карла (1881—1910, самоубийство). Семья Манн была зажиточной, а детство Томаса Манна было беззаботным и почти безоблачным.

В 1891 году умирает от рака отец Томаса. Согласно его завещанию продается фирма семьи и дом Маннов в Любеке. Детям и жене пришлось довольствоваться процентами от вырученной суммы денег.

Начало писательской карьеры



Политическая эволюция Манна. Новые произведения

Эмиграция

"Нет двух Германий, доброй и злой. Злая Германия - это и есть добрая, пошедшая по ложному пути, попавшая в беду, погрязшая в преступлениях и стоящая теперь перед катастрофой. Вот почему для человека, родившегося немцем, невозможно начисто отречься от злой Германии, отягощенной исторической виной, и заявить: "Я - добрая, благородная, справедливая Германия; смотрите, на мне белоснежное платье. А злую я отдаю вам на растерзание". [4]

Возвращение в Европу



После Второй мировой войны ситуация в США принимает всё менее благоприятный для Манна характер: писателя начинают обвинять в пособничестве СССР.

В июне 1952 года семья Томаса Манна возвращается в Швейцарию. Несмотря на нежелание переселяться в расколотую страну насовсем, Манн тем не менее охотно бывает в Германии (в 1949 году в рамках празднования юбилея Гёте ему удаётся побывать и в ФРГ, и в ГДР).

Писательский стиль

Манн — мастер интеллектуальной прозы. Своими учителями он называл русских писателей-романистов Льва Толстого и Достоевского; подробный, детализованный, неспешный стиль письма писатель действительно унаследовал от литературы XIX века. Однако темы его романов несомненно привязаны к веку XX. Они смелы, ведут к глубоким философским обобщениям и одновременно экспрессионистически накалены.

МАНН, ТОМАС (Mann, Thomas) (1875–1955), немецкий писатель. Родился 6 июня 1875 в Любеке, в семье состоятельных коммерсантов, игравшей значительную роль в Любеке и других ганзейских городах Северной Германии. Старший его брат, Генрих (1871–1950), был широко известным романистом, эссеистом и драматургом, трое детей – Клаус, Эрика и Голо – сами стали известными литераторами.

Детство Манна прошло в Любеке, учился он в Любеке и Мюнхене, куда семья переехала после смерти отца в 1891. Студентом университета самостоятельно и с увлечением штудировал А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и Р.Вагнера.

После неудачной попытки сделать деловую карьеру Манн вместе с братом Генрихом в середине 1890-х годов отправился в Италию, где пробыл два с половиной года, посвятив их главным образом работе над первым значительным романом Будденброки (Buddenbrooks, 1901), ставшим бестселлером.

Следующий роман Манна, Избранник (Der Erwählte, 1951), – образцовая беллетристика. Основан он во многом на Грегориусе средневекового немецкого поэта Гартмана фон Ауэ. Речь идет о грехе, искуплении и Божьем прощении. Манн затрагивает здесь тему инцеста и Божьей милости. Изобилие словесной игры и других стилистических средств подскажет внимательному читателю, что роман этот от начала до конца – пародия.

На протяжении творческого пути Манн написал целый ряд больших и малых эссе, до Первой мировой войны черпая темы в области культуры, затем подключив и сферу политики. Ряд крупных эссе Манна посвящен трем кумирам его юности – Шопенгауэру, Ницше и Вагнеру, а также И.В.Гёте, Л.Н.Толстому, Ф.М.Достоевскому, Ф.Шиллеру, З.Фрейду и др. Политические его эссе – это размышления о двух мировых войнах и возникновении гитлеризма.

Манн Т. Собрание сочинений, тт. 1–10. М., 1959–1960
Адмони В.Г., Сильман Т.И. Томас Манн. Л., 1960
Манн Т. Иосиф и его братья, тт. 1–2. М., 1968
Манн Т. Новеллы. М., 1973
Манн Т. Письма. М., 1975
Апт С.К. Над страницами Т.Манна. М., 1980
Федоров А.А. Т.Манн. Время шедевров. М., 1981
Дирзен И. Эпическое искусство Т.Манна. М., 1981

Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?



Всемирно известный писатель родился в Любеке на севере Германии 6 июня 1875 года. В обеспеченной семье было пятеро детей. Кроме Томаса, родители воспитывали еще двух мальчиков и двух девочек. Старший брат Генрих стал писателем, и Томаса с юных лет тоже влекло это занятие. Отец хотел видеть сыновей продолжателями семейного дела, но оба старших сына занялись литературой, и после кончины отца в 1891 году зерновой бизнес пришлось продать. В этом же году семейство переехало в Мюнхен.

Скончался писатель в Цюрихе 12 августа 1955 года. Незадолго до смерти в своей речи о Шиллере Томас Манн отметил, что за последние полвека человечество регрессировало в духовном развитии. Упадок культуры, утрата представлений о справедливости, честности, верности, по мнению выдающегося писателя, может привести мир к третьей войне.

Немецкий писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1929 года.

В 1933 году писатель вместе с семьей эмигрирует из нацистской Германии в Швейцарию, а позже - в США.

Это проявляется двояко:

  1. в его произведения вводятся прямые рассуждения о сущности и по поводу творчества; создание произведения сопровождается рефлексией, которая входит интегральной частью в само произведение;
  2. исключительным содержанием произведений становится проблематика искусства и творчества, которая выполняет у Манна роль универсального символа, вмещающего в себя более или менее значительную общественную тематику.

4. Thomas Mann wird von seiner Tochter Erika während der Schiller-Ehrung in Weimar nach Ernennung zum Ehrenmitglied der Deutschen Akademie der Künste (DDR) umarmt. Links im Hintergrund: Victor Klemperer. (Foto: Horst Sturm, 14. Mai 1955)

4. Thomas Mann wird von seiner Tochter Erika während der Schiller-Ehrung in Weimar nach Ernennung zum Ehrenmitglied der Deutschen Akademie der Künste (DDR) umarmt. Links im Hintergrund: Victor Klemperer. (Foto: Horst Sturm, 14. Mai 1955)

Но гениальный роман Томаса Манна был бы выстрелом из пушки по воробью, если б всё его значение свелось к выпаду против такого преходящего явления, как формалистические загибы в искусстве, самим временем обреченные на отмирание. Нет, хотел или не хотел этого Томас Манн, в романе его во всю глубину и ширину поставлена совсем иная тема, несравненно более важная для нас и для всей эпохи: тема сущности творческого акта.

Вовсе не в том дело, какую именно музыку писал Леверкюн, а в том дело, что Томас Манн показал его творцом и весь роман строится на описании того великого и страстного напряжения, с помощью которого нормальный человек выходит за рамки ординарной человеческой нормы и становится как бы сверхнормальным, становится творцом-новатором, созидателем ещё не существовавших до него ценностей.

5. Людвиг фон Хофман: Источник (1913). Картину Манн купил в 1914 году. Он висел в его кабинете до самой смерти и в настоящее время входит в состав архива Томаса Манна ETH Zurich

5. Людвиг фон Хофман: Источник (1913). Картину Манн купил в 1914 году. Он висел в его кабинете до самой смерти и в настоящее время входит в состав архива Томаса Манна ETH Zurich

Читайте также: