История изучения дизартрии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Дизартрия – наиболее часто встречающиеся нарушения функционирования речеобразовательной системы.

Начальное изучение дизартрии проводилось в основном невропатологами в рамках очаговых поражений мозга у взрослых больных. Большое влияние на современное понимание дизартрии оказали работы М.С. Маргулиса, он впервые отграничил дизартрию от моторной афазии и разделил её на бульбарную и церебральную формы, при этом церебральная делилась им на кортикальную и субкортикальную. Автор предложил классификацию церебральных форм дизартрии на основе локализации очага поражения головного мозга, что в дальнейшем нашло отражение в неврологической литературе, а затем в учебниках логопедии.

Е.Н. Винарская в своих работах отмечает, что не раз делались попытки дать более подробные нейроанатомические классификации дизартрии. Одной из самых подробных классификаций форм дизартрии преимущественно по нейроанатомическому принципу является классификация Печер: корковая; субкортикальная (при хорее, атетозе, поражении бледного шара, поражении головки хвостатого тела, постэнцефалитическом паркинсонизме, болезни Паркинсона), педункулярная; супранклеарная (псевдобульбарная); бульбарная нуклеарная; церебеллярная; диэнцефальная; мезэнцефальная; переферическая, связанная с поражением черепных нервов; дизартрия связанная с расстройством глубокой чувствительности; дизартрия при диффузных поражениях мозга (токсикозы, постконтузионные состояния); дизартрия при эпилепсии; дизартрия при миастении; дизартрия при субкориткальной экспрессивной афазии (апраксическая). Не все перечисленные этим автором формы дизартрии относятся к расстройствам артикуляции, нередко они оказываются дефектами голосообразования, речевого дыхания, просодической организации речи: ритмической, темповой, мелодической. Печер считает, что все эти описательные характеристики речи больных полезны для диагноза, но они субъективны и не позволяют поставить проблему дизартрии на научную основу.

О.П. Правдина рассматривала с неврологической точки зрения, следующие основные виды дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую и корковую. Между перечисленными видами имеется много общего, но выявляются и глубокие различия между ними. Все это должно быть учтено в логопедической работе.

О.П. Правдина выделяет следующие клинические формы дизартрии: бульбарная дизартрия: (характер поражения мозга: одностороннее (безразлично, право- или левостороннее) или двустороннее поражение периферических двигательных нейронов (тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего и подъязычного)). Речь замедленна, резко утомляет больного. Псевдобульбарная дизартрия: (характер поражения мозга. Обязательно двусторонние поражения центральных двигательных кортикобульбарных нейронов). Подкорковая дизартрия: (характер поражения мозга. Различные поражения подкорковых ядер мозга и их нервных связей). Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия: (Характер поражения мозга. Одностороннее поражение постцентральных полей коры (их нижних отделов) доминантного – обычно левого полушария мозга). Кинетическая премоторная корковая дизартрия: (Характер поражения мозга. Одностороннее поражение премоторных полей коры (их нижних отделов) доминантного, обычно левого, полушария мозга).

С неврологической точки зрения различают следующие основные виды дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую и корковую. Между перечисленными видами имеется много общего, но выявляются и глубокие различия между ними. Все это должно быть учтено в логопедической работе.

Е.Н. Винарская в своих исследованиях отмечает, что Хазард-Хьюгот ограничивает содержание понятия дизартрии и относит к ней нарушения артикуляции, обусловленные расстройствами общей моторики пирамидного, экстрапирамидного или церебеллярного характера. Расстройства специальной речевой моторики, развивающейся у человека параллельно с формированием категорий языка, автор исключает из числа дизартрических и называет анартрией.

В работе И.И. Панченко и Л.А. Щербакова на основе клинико-фонетического анализа произносительных расстройств речи выделяют восемь основных постоянно встречающихся форм дизартирческого нарушения речи: спастико-паретическая (ведущий синдром – спастический парез); Спастико-регидная (ведущие синдромы – спастический парез и тонические нарушения управления типа ригидности); гиперкинетическая (ведущий синдром – гиперкинезы: хореические, атетоидные, миоклонии); атаксическая (ведущий синдром – атаксия); спастико-атаксическая (ведущий синдром – спастический парез и атаксия); спастико-гиперкинетическая (ведущий синдром – спастический парез и гиперкинез); спастко-атактико-гиперкинетическая (ведущий синдром – спастический парез, атаксия, гиперкинез); атактико-гиперкинетическая (ведущий синдром – атаксия, гиперкинез).

Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова выделяют 4 основных подхода в изучении дизартрии: клинический (неврологический), лингвистический, нейропсихологический, психолого-педагогический.

Клинический подход изучает проявления дизартрии, которые соотносятся с уровнем органического или функционального поражения нервной системы, её периферических или центральных отделов. Клинический подход исследует также причины дизартрии, место и характер очагового поражения центральной нервной системы, симптоматику, в которую включают характер изменения мышечного тонуса, движений различных отделов речевого аппарата. Наличие дизартрии связано с органическим или функциональным поражением мозга, что в свою очередь вызвано разнообразными вредоносными факторами, которые могут воздействовать на организм до рождения ребенка в процессе внутриутробного развития (пренатального), во время рождения (перинатального) и после родов (постнатально). Неврологические данные позволили выделить следующие клинические формы дизартрии: бульбарная, псевдобульбарная, подкорковая, мозжечковая и корковая.

Лингвистические исследования характеризуют дизартрию в плане изменения фонемных сигнальных признаков речевых звуков, фонологических противопоставлений звуков в речевом потоке, ясности его смыслового содержания (семантический и эмоциональный смысл), фонематического восприятия. В психолингвистическом направлении изучаются нарушения акустических характеристик звукопроизносительного процесса, просодическая организация звукового потока (характеристика голоса, его высота, сила, продолжительность, способность к модуляции, ритм, темп, сочетание ударных и безударных слогов, мелодика речи). А также изучаются артикуляционные данные звукопроизносительного процесса (сила, точность, плавность, синхронность, переключаемость, свобода выполнения речевых движений).

Нейропсихологический подход использует специфические формы анализа психических процессов при нарушениях различных структур мозга. С помощью исследований этого направления выявлены при дизартрии не только нарушения эфферентных исполнительных механизмов, но и нарушения кинестетического анализа и синтеза, выражающиеся в апраксических нарушениях артикуляционной сферы, искажающих кинестетический образ артикуляционного действия.

Психолого-педагогическое направление имеет особое значение в изучении дизартрии у детей, так как речевое нарушение у них обычно связано с патологией раннего этапа развития центральной нервной системы.

В своих исследованиях Л.И. Белякова и Н.Н. Волоскова дают свою классификацию форм дизартрии у детей: спастико-паретическая (двустороннее поражение пирамидных путей). У этой формы дизартрии выделяют 3 варианта: спастический – ведущий синдром обусловлен высоким тонусом мышц; паретический – ведущий синдром обусловлен высоким тонусом мышц в сочетании с низким тонусом мышц речевого аппарата; гиперкинетический – ведущий синдром обусловлен высоким тонусом мышц и наличием насильственных движений главным образом в виде тремора. Гиперкинетическая форма (подкорковая, экстропирамидная) дизартрии связана с очаговым поражением ядер стриопалидарной системы, а также их связей с другими структурами мозга (непостоянство мышечного тонуса (дистония) и трудности сохранения позы, дискинезия (неплавность переключения артикуляторных движений)). Атонически-астатическая форма при мозжечковой форме детского церебрального паралича (мышечная гипотония и нарушение координации движений органов артикуляции, наряду с атонией присутствуют как произвольные, так и непроизвольные движения).

Многие исследователи считают возможным выделение форм дизартрий у детей, связанных с локализацией органического поражения центральной нервной системы. Классификация по этому принципу характеризуется возможностью соотнести симптоматику речевых нарушений с нарушением функции определённых структур мозга, участвующих в речеобразовательном процессе.

И.И. Панченко выделяет на основе синдромологического подхода следующие формы дизартрии применительно к детям с церебральным параличом: спастико-паретическую, спастико-регидную, спастико-гиперкинетическую, спастико-атактическую, атактико-гиперкенетическую.

Л.Ф. Сербина, Н.Н. Белякова в своих работах указывают, что французский невропатолог Г. Тардиер предложил классификацию дизартрии по степени понятности речи для окружающих применительно к детям с церебральным параличом. Он выделил 4 степени тяжести речевых нарушений: первая, самая легкая степень, когда нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка; вторая – нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих; третья – речь понятна только близким ребёнка и частично для окружающих; четвёртая, самая тяжёлая – отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребёнка (анартрия).

Для детской практики наиболее существенна псевдобульбарная форма дизартрии. Дети, страдающие псевдобульбарной дизартрией, особенно часто встречаются во вспомогательных школах, так как внешние проявления ее настолько тяжелы, что заставляют врачей и педагогов направлять детей с нормальным интеллектом только из-за их речи во вспомогательные школы, а иногда даже и в учреждения социального обеспечения.

С неврологической точки зрения детская псевдобульбарная дизартрия имеет сложный патогенез: наряду с центральными спастическими параличами мышц речевого аппарата у ребенка, как правило, наблюдаются экстрапирамидные нарушения мышечного тонуса, различные гиперкинезы, а иногда и другие двигательные расстройства.

Сложность и неоднозначность патогенеза детской псевдобульбарной дизартрии определяет и особенности ее клинических проявлений.

Эта форма дизартрии у детей обычно входит в синдром детского церебрального паралича, возникающего в раннем детском возрасте (преимущественно до 2 лет) в связи с травматическими или воспалительными заболеваниями головного мозга. Нередко детский церебральный паралич является последствием родовой травмы.

Никто из исследователей детской дизартрии не выделяет бульбарной формы, так как продолговатый мозг, нарушение состояния которого бывает при бульбарном параличе, не совместимо с жизнью новорождённого

Дизартрия у детей классифицируется также по степени её тяжести. Выделяют так называемую стёртую дизартрию, или минимальные дизартирческие расстройства, и тяжёлую степень выраженности дизартрических расстройств – анартрию.

В специальной литературе отмечается, что в практике логопедической работы часто встречаются нарушения звукопроизношения, которые по своим внешним проявлениям напоминают дислалию, но характеризуются особой трудностью преодоления в процессе коррекционного воздействия. При выборе адекватной методики коррекции и для достижения максимального результата логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения актуальными являются вопросы дифференциальной диагностики внешне сходных по проявлениям артикуляторных расстройств.

Описывая классификацию нарушений звукопроизносительной стороны речи, основанную на патогенетическом принципе, Р.А. Белова-Давид наряду с нарушением деятельности речеслухового анализатора выделяет нарушения деятельности речедвигательного анализатора, характеризующиеся недостаточностью эфферентных и афферентных систем. Клинически это проявляется в наличии негрубых парезов артикуляторной мускулатуры, в нарушениях апраксического ряда. Систематизируя многообразные формы нарушений звукопроизношения, Р.А. Белова-Давид выделила две основные группы: дислалии, имеющие функциональный характер, и дизартрии, в основе которых лежат органические нарушения. Исходя из этого, автор выделила в качестве основного критерия дифференциации нарушений звукопроизношения наличие или отсутствие симптомов органического ряда. При этом отмечается, что органическая симптоматика часто может быть выражена в микропроявлениях, выявляемых только специальными приемами неврологического обследования.

Впервые попытка классифицировать формы стертой дизартрии была сделана Е.Н. Винарской и А.М. Пулатовым на основе классификации дизартрии, предложенной О.А. Токаревой. Авторами была выделена лёгкая псевдобульбарная дизартрия и отмечено, что пирамидные спастические параличи у большинства детей сочетаются с разнообразными гиперкинезами, обостряющимися в процессе речи.

Эти две группы авторы отнесли к стертой форме псевдобульбарной дизартрии.

III группа – клинические особенности нарушений звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных двигательных актов. Эту группу авторы отнесли к корковой дизартрии.

IV группа – дефекты звуковой стороны речи, имеющиеся у детей с различными формами моторной недостаточности и отнесены к смешанным формам дизартрии.

Попытка классифицировать стёртую дизартрию с позиции нейролингвистического и нейропсихологического подходов была сделана А.Н. Корневым: дисфонетическая диспраксия, обусловленная дисфункцией I уровня организации праксиса; дисфонологическая диспраксия, обусловленная неполноценностью созревания II уровня; вербальная диспраксия обусловленная неполноценностью высшего III уровня организации праксиса речи.

Одной из ранних классификаций дизартрий у детей была представлена Е.М. Мастюковой. Она систематизирует дизартрию в зависимости от клинического фона, на котором выявляется речевая патология. Дается характеристика дизартрий у детей разных клинических групп: с минимальной мозговой дисфункцией, с задержкой психического развития, с нормальным психофизическим развитием и церебральным параличом. Такая классификация дает представление о том, что у детей с дизартрией может наблюдаться большой диапазон их психического состояния: от олигофрении до нормы.

Нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах имеют свой специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. В то же время своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.

Прежде всего, все формы дизартрии представляют собой нарушение двигательной реализации устной речи. В свою очередь нарушение речевых движений обусловлены патологией нейромышечной регуляции, а именно патологическим изменением мышечного тонуса или явлениями апраксии.

В специальной литературе нет единой классификации дизартрии. Но в данное время многие логопеды используют в своей работе классификацию дизартрии предложенной Волковой.

Дизартрия это – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Список используемой литературы:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе


О системном подходе к изучению слов с непроверяемыми написаниями.

В работе даются рекомендации по работе со словарными словами в начальных классах. Представлен конструктор словарной работы. Описаны поэтапно виды работ с непроверяемыми написаниями. .


Проблема усвоения слов с непроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в .


Различные подходы к решению текстовых задач. Выступление на МО.

Краткий обзор подходов к решению простых и составных задач в начальной школе.


Различные подходы к решению задач

Различные способы решения задач различных типов.

Донаучный период исследования дизартрии берет начало в глубокой древности. Описание расстройства речи, похожего на дизартрию или афазию, впервые встречается в древнем египетском папирусе, относящемся к 3500 г. до н.э. В трудах Гиппократа впервые были отмечены расстройства речи типа афазии и дизартрии у пациентов с гемиплегией, судорогами, параличами правой руки.

Научное исследование дизартрии начинается в 19 веке. В 1834 году Крувейлхиер описал случаи расстройства артикуляции при атрофии продолговатого мозга, а затем в 1860 году Дюшен дал точное описание расстройств речи при бульбарном параличе. Во второй половине 19 века Адольф Куссмауль приводит подробные клинические описания речи пациентов с дизартрией и соотносит их с очагами поражения, обнаруженными при аутопсии. Это послужило основанием к выделению ряда клинических форм дизартрии, составивших основу топической классификации данной речевой патологии.

Куссмауль называл дизартрическими все расстройства артикуляции. Но дизартрии он разграничивал на дислалии (подразумевая только органические дислалии) и истинные, или центральные дизартрии, обусловленные очаговыми поражениями ЦНС.

Дизартрия, возникающая у детей вследствие врожденных поражений ЦНС, первоначально была описана в рамках синдрома детского церебрального паралича. Так, уже в своих ранних работах Вильям Литтль упоминает о дизартрических расстройствах у спастичных детей. М.Я. Брейтман, автор первой отечественной монографии о ДЦП, также обратил внимание на часто встречающуюся патологию речи у лиц с данным заболеванием.

К началу 20 века была описана симптоматика и патогенез приобретенной дизартрии, выделены основные клинические формы, проведено разграничение дизартрии и афазии, даны описания дизартрии у детей с ДЦП.

В первой половине 20 века продолжаются клинические исследования дизартрии. М.С. Маргулис, Э. Фрешельс, Браен классифицируют дизартрии с применением топического подхода, а Пёчер дополняет этот подход синдромальным. Гревел в 1957 году пишет, что часть авторов предпочитает делить дизартрии на чистые и ассоциированные, при которых расстройства речи сочетаются с нарушениями внимания и памяти.

В отечественной логопедии дизартрия первоначально рассматривалась как вид косноязычия. Исследователи проявляют интерес к дизартрии у детей, начиная с середины 20 века. В 1940 году статью, посвященную дизартрии у детей с ДЦП, публикует К.Н. Витторф. Существенный вклад в разработку проблемы диагностики и коррекции дизартрии у данной категории детей внесли О.В. Правдина, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Л.А. Данилова, И.И. Панченко, Е.Ф. Архипова.

В 1960 году О.В. Правдина дает описание клинических форм дизартрии. При этом корковая дизартрия рассматривается как часто встречающийся симптом одного из этапов восстановления речи при афазии. Подкорковые дизартрии характеризуются наличием гиперкинезов и спастики, вариантом является мозжечковая дизартрия с изменением силы голоса, спотыканием, скандированностью. К проводниковой форме автор относит псевдобульбарную, а в стволовой выделяет бульбарный и псевдобульбарный варианты. В дальнейшем О.В. Правдина наряду с известными клиническими формами предлагает еще одну – детскую псевдобульбарную дизартрию, внутри которой выделяет паралитическую, спастическую, гиперкинетическую и смешанную формы. Таким образом, автор подчеркивает своеобразие детской дизартрии и специфику ее форм.

Большой вклад в изучение дизартрии внесла Е.Н. Винарская, ее работы в этой области носят классический характер. В 1967 году в работе Е.Н. Винарской, С.Н. Шур дается образец анализа нарушения произношения в сопоставлении с неврологической симптоматикой бульбарного паралича. При этом показано влияние параличей на изменение артикуляции и акустических свойств звуков, произносимых пациентом с дизартрией. Выделены симптомы выпадения и спонтанной компенсации. В дальнейшем этот подход был распространен Е.Н. Винарской на исследование других клинических форм дизартрии.

На протяжении 20 века разрабатывались методики логопедической диагностики и коррекции дизартрии. В 1925 году Г. Гуцман впервые предложил методику устранения дизартрии. Дифференцированные методы коррекции разных форм приобретенной дизартрии были разработаны С. Лайнбаухом, Д. Атеном, Б. Берри и др.

Методики коррекции дизартрии у детей с ДЦП представлены в работах М Касс, В. Кардвелл, Г. Хендерсон, Л.А. Даниловой, М.В. Ипполитовой, Е.М. Мастюковой, И.И. Панченко, Е.Ф. Архиповой, Т.И. Сергановой, И.А. Смирновой, О.Г. Приходько, Т.А. Титовой и др.

В конце 20 – начале 21 века возрастает интерес к исследованию стертой дизартрии, для нее вводится новое обозначение – минимальные дизартрические расстройства, акцент в изучении смещается в сторону лингвопедагогического подхода. Методики диагностики и коррекции дизартрии у детей разрабатывают Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, И.Б. Карелина, В.Т.А. Сорокина, О.Ю. Федосова и др.

Современный этап исследования проблемы дизартрии характеризуется достаточно четким определением дизартрии, позволяющим отграничивать данную речевую патологию от других нарушений речи; безусловным признанием необходимости комплексного исследования проблемы дизартрии, что соответствует сложившемуся на практике комплексному подходу к диагностике и коррекции речевых нарушений; вариативностью аспектов научного исследования дизартрии.

В научном исследовании дизартрии можно выделить следующие аспекты:

1. Клинический аспект предполагает исследование неврологических симптомов, определяющих патогенез дизартрии, а также поиск медикаментозных и физиотерапевтических средств коррекции речевой моторики. Представлен в трудах А. Куссмауля, В. Литтля, М.С. Маргулиса, Л.Б. Литвака, С.С. Ляпидевского, Е.М. Мастюковой и др. В рамках этого направления изучаются также дизартрии в различных неврологических синдромах – ДЦП, олигофрении, эпилепсии, синдроме Ретта, синдроме Мартина-Белл и др.

2. Нейролингвистический аспект рассмотрения проблемы дизартрии позволяет соотнести речевую симптоматику с неврологическим патогенезом. Ярким примером такого подхода являются работы Е.Н. Винарской.

3. Психофизиологический аспект предусматривает экспериментальное исследование дизартрических симптомов с помощью аппаратуры. Такие исследования активно проводятся за рубежом, особенно в отношении приобретенной дизартрии. В нашей стране аппаратурные методы, как правило, дополняют клинические и педагогические исследования. Примером может служить проведенное Л.В. Лопатиной исследование симптоматики стертой дизартрии с применением метода спектрального анализа, позволившего определить специфические характеристики дефектного произношения.

4. Дифференциально-диагностический аспект присутствует как в клинических, так и в педагогических исследованиях. В литературе имеются сведения о сопоставлении дизартрии и афазии, дизартрии и алалии, дизартрии и дислалии, дизартрии и ринолалии и т.д.

5. Логопедический аспект исследований предполагает разработку педагогических методик диагностики и коррекции дизартрии.

Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

МКБ-10

Дизартрия

Общие сведения

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.

В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Дизартрия

Причины дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают:

  • токсикозы беременности,
  • гипоксия плода,
  • резус-конфликт,
  • хронические соматические заболевания матери,
  • патологическое течение родов,
  • родовые травмы,
  • асфиксия при рождении,
  • ядерная желтуха новорожденных,
  • недоношенность и др.

Степень выраженности дизартрии коррелирует с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных:

  • нейроинфекций (менингита, энцефалита),
  • гнойного среднего отита,
  • гидроцефалии,
  • черепно-мозговой травмы,
  • тяжелых интоксикаций.

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.

Классификация

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

  • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
  • 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
  • 3 степень - понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
  • 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Симптомы дизартрии

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Бульбарная дизартрия

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

Псевдобульбарная дизартрия

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Подкорковая дизартрия

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Мозжечковая дизартрия

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Осложнения

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Диагностика

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом.

  1. Неврологическая диагностика. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии - ЭЭГ, электронейромиографии - ЭНМГ), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.
  2. Логопедическое обследование. Включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие:

  • мелкой моторики (пальчиковая гимнастика),
  • моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика);
  • физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика),
  • голоса (ортофонические упражнения);
  • коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

В последнее время проблемой дизартрии интенсивно занимаются ведущие неврологи, логопеды, психологи. Исследования, которые они проводят в этой области, заключаются в анализе основных психических функций человека, связи речи с психическими процессами, происходящими в организме. Своевременно проведенное неврологическое обследование дает возможность назначить соответствующее лечение и вовремя провести коррекцию речи.

Определение дисфункции речи

В соответствии с медицинской терминологией под дизартрией подразумевается расстройство речевой функции, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы, которое сопровождается отклонениями в области нервной проводимости. Это выражается через дисфункцию дыхательного и (или) артикуляционного аппарата: возникают дефекты речевой моторики, дыхания, голоса, произношения звуков. Главное отличие дизартрии от смежных нарушений заключается в том, что при данном заболевании страдает вся область произношения, а не отдельных звуков речи.

Нарушения, которыми характеризуется данная патология, в случае несвоевременного обращения к специалисту могут привести к тому, что человек начинает испытывать трудности при общении. Опасение вызывает также факт выраженной тенденции к возрастанию количества людей, страдающих данным дефектом. Так как в основе дизартрии лежит поражение ЦНС, то проблемой изучения данного расстройства занимаются не только логопеды, но и компетентные в области психиатрии и неврологии специалисты.

Клиническая симптоматика заболевания

Симптомы, которые свидетельствуют о наличии дизартрии, специалисты делят на речевые и неречевые. К первой группе относятся:

  • неправильное произношение звуков. В зависимости от тяжести заболевания больной может плохо выговаривать или не выговаривать совсем гласные и (или) согласные буквы;
  • расстройства в области просодики – наблюдается дефект ритма речи, ее темпа и интонации;
  • снижение восприятия звуков, их различий. Нечеткая речь формирует у говорящего искаженный слуховой образ;
  • усугубление общего восприятия больным собственной речи приводит к дисфункции ее грамматического строя.

Среди неречевых признаков речевого заболевания выделяют нарушения:


  • двигательного аппарата. Если патологией страдает ребенок, то данный признак выражается на более поздних сроках развития расстройства и заключается в невозможности самостоятельно ползать, садиться, держать головку и т. п.
  • в области эмоционально-волевой сферы. Такие дефекты проявляют себя через повышенную эмоциональность, которая приводит к полному или частичному истощению нервной системы;
  • внимания, памяти, мышления и других психических функций, несущих ответственность за интеллектуальную деятельность и умственную работоспособность;
  • артикуляции речевого дыхания;
  • познавательной деятельности.

Все вышеперечисленные симптомы приводят к тому, что формирование личности приобретает своеобразный характер. Особенно это заметно, если признаки дизартрии начали проявляться у ребенка на раннем этапе жизни. Степень выраженности и клинические особенности патологических нарушений речи зависят от масштаба поражения мозга, а также их локализации в нем.

Этиология формирования патологии

Поражение участков головного мозга, которые несут ответственность за речедвигательные действия человека, провоцирует начало формирования нарушений речевого аппарата. Поэтому различают врожденную или приобретенную дизартрию.

Среди основных причин, которые могут спровоцировать возникновение и развитие данной патологии:

  • гипоксия плода при внутриутробном развитии – дефицит кислорода, поступающего от матери к ребенку;
  • заболевания соматического характера, перенесенные женщиной до или в период вынашивания ребенка;
  • заболевания инфекционного характера, которым будущая мать подвергалась в период беременности, нарушения внутриутробного развития плода;
  • осложненная родовая деятельность (несвоевременные, затяжные или стремительные роды, использование механических родовспомогательных инструментов), все, что может вызвать асфиксию (удушье) ребенка, кислородное голодание мозга или механические повреждения в области головы.

Виды патологии речи

Дизартрия может развиваться в нескольких формах, которые отличаются друг от друга по типу и характеру течения заболевания. Среди них выделяют следующие:

Характерными нарушениями при бульбарной дизартрии являются:

  • полный (частичный) паралич – утрата способности выполнять движения;
  • парез – снижение мышечного тонуса, сопровождающееся ограничением объема двигательных функций мышечных тканей гортани, глотки, языка.

Атрофические процессы мышц глотки и языка приводят к возникновению искажений во время произношения звуков, речь становится неразборчивой, нечеткой, замедленной. При этом затрудняется жевание пищи, наблюдается нарушение тональности голоса, который сопровождается выраженным назальным (носовым) оттенком.

2. Подкорковая. Данный вид речевой патологии возникает в результате травмирования подкорковых узлов мозга. Она проявляется из-за нарушения тонуса в области соответствующих мышц гортани и возникновения рефлекторных, не контролируемых человеком движений в области мимических мышц.


Больной, находящийся в состоянии эмоционального покоя, способен достаточно отчетливо произносить отдельные слова или небольшие предложения. При выходе из зоны комфорта он часто не в состоянии издать даже один звук. При этом наблюдается существенное нарушение громкости голоса, его тембра и интонации. Все вышеперечисленные факторы оказывают негативное влияние на коммуникативные функции человека.

3. Мозжечковая. Данная форма возникает вследствие поражения области мозжечка, что приводит к нарушению его связи с другими структурами мозга. Как отдельный вид эта речевая патология встречается достаточно редко. Проявления – скандированная, рубленая речь, сопровождающаяся толчкообразными выкриками отдельных слов или словосочетаний. При этом заметно проявляется нарушение расстановки в предложении ударений, возможно появление гнусавости. Как правило, фразу больной заканчивает негромким голосом с унылой интонацией.

4. Корковой форме дизартрии свойственны нарушения в области произвольной моторики артикуляционного аппарата. В то же время возникают сложности с выделением и распознанием отдельных звуков. Больному трудно переключаться с одного звука на другой, что искажает общий речевой поток. При ускорении речи у человека возникают запинки, которые напоминают заикание. Особенные затруднения возникают при сочетании согласных.

Характерной особенностью корковой дизартрии выступает отсутствие у таких людей развития лексико-грамматических проблем, связанных с нарушениями речи. Посредством коррекции дефекты отдельных звуков исправляются легко, но при разговоре автоматизируются с трудом.

Особенности псевдобульбарной модели дизартрии

В зависимости от того, насколько речь больного человека с псевдобульбарной формой расстройства понятна для окружающих, логопеды классифицируют ее на такие группы:


  • стертая. Эта степень расстройства незаметна для окружающих, максимально поддается коррекции. Выявить дефекты в звукопроизношении может исключительно логопед после проведения специального обследования;
  • средняя степень. Дефекты речи заметны для окружающих, однако речь сохраняет общую целостность и разборчивость;
  • тяжелая степень. Речь пациента понятна только для близкого окружения, посторонние люди вникают в ее суть частично;
  • анартрия – самая тяжелая степень патологии, при которой речь больного непонятна самым близким людям, или отсутствует вообще.

Диагностика, терапия и прогноз

Диагностику речевой патологии осуществляют врач-невролог и логопед.

При неврологическом обследовании врач осуществляет тестирование, МРТ головного мозга, электроэнцефалографию, транскраниальную магнитную стимуляцию и т. д.

Логопедическая диагностика состоит из оценки специалистом речевых и неречевых нарушений. Она включает в себя проверку произносительной и письменной речи, на основании которых определяется звукопроизношение и лексико-грамматический строй предложений.

Невролог после проведения обследования назначает терапию, которая направлена на купирование основного заболевания, спровоцировавшего развитие речевого расстройства. Для этого используются витаминные комплексы, ноотропные и сосудистые препараты. В более сложных случаях (наличие опухоли головного мозга) больной нуждается в проведении хирургического вмешательства.

Логопедический вектор лечения заключается в проведении соответствующим специалистом систематических занятий, в ходе которых происходит коррекция нарушений речи пациента. В рамках поставленной задачи логопед использует пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, после чего закрепляет полученные навыки правильного звукопроизношения, выразительности речи.

Тактика работы логопеда зависит от степени тяжести дизартрии, ее формы, уровня развития речевой коммуникации, на котором остановился пациент. Поэтому большое значение имеет своевременное начало терапии, при которой прогнозы лечения расстройства крайне благоприятны.

При тяжелой форме речевого нарушения специалист в силах улучшить общее состояние больного, минимизируя негативные последствия, которые патология может оказать на социализацию такой личности в обществе.

О Д известно достаточно давно, описание Д встречается в папирусе древнеегипетском Э. Смитта, датированным 350 г. до н.э. И было упоминание о афазии. У Гиппократа, который описывает лиц с гемиплегией, судорогами (и пр. симптомами).

В библии упоминается, что пророк Моисей был заикающимся и косноязычным, говорящим с трудом.

2 этап научный

В 1834 году Крувейлхиер описал случаи расстройства артикуляции при атрофии продолговатого мозга. В 1860 году Дюшен представил описание речевого расстройства при бульбарном параличе. Во 2й половине 19 века Адольф Куссмауль привёл подробные клинические описания речи больных с Д соотносит их с очагами поражения. Это позволило выделить ряд клинических форм Д выделенные формы составили основу так называемой топической (местной) классификации данной речевой патологии. К Д расстройствам Куссмауль отнёс все расстройства артикуляции, при этом он разграничил дислалии и дизартрии. Выделил истинные или центральные Д – это Д обусловленные очаговым поражением ЦНС. Первоначально Д была описана в рамках ДЦП у детей.

Ещё в 1926 году врачи Денис Билла и Крувейлхиер пишут о возможной связи ДЦП и внутри черепного кровоизлияния у ребёнка. Более подробно описал ДЦП с последствиями родовых травм Вильям Литль. Он их описывал: плохая походка, речь, слюнотечение и часто слабоумие. В 1973 году З. Фрейд предложил объединить все формы спастических параличей перинатального происхождения под названием ДЦП. Этот термин был утверждён в 1958 году в Оксфорде.

Тему Д на фоне ДЦП разрабатывали Грегел (предлагал отграничивать от афазии), Маргулиса, Фрёшеса, Ипполитовой, Правдиной, Мастюковой, Даниловой Л.А. (сама дизартрик), И.И. Панченко, и Семёнова.

В настоящее время д изучается в нескольких аспектах:

Клиническом (изучение неврологических симптомов) этот аспект представлен в работах Куссмауля, Литтля, Моргулиса, Литвака, Ляпидевского, Мастюковой. В рамках этого направления изучаются Д изучаются в различных неврологических синдромах: ДЦП, эпилепсии, синдроме Ретта и при олигофрении.

В нейролингвистическом аспекте (позволяет соотнести речевую симптоматику с неврологическим патогенезом) Е.Н. Винарская.

Психофизиологический аспект предусматривает экспериментальное исследование Д с помощью аппаратуры. Такие исследования особенно активно проводятся за рубежом.

В нашей стране, аппаратные методы как правило дополняют клинические и педагогические исследования. Пример – исследование симптоматики стёртой дизартрией Л.В. Лопатиной автором использовался метод спектрального анализа позволившего определить специфические характеристики дефектного произношения.

Логопедический аспект предполагает разработку педагогических методик диагностики и коррекции Д.

Общая характеристика д расстройств:

Основным симптомом при Д является нарушение звукопроизношения. Они возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимым для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся:

Периферические и двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щёк, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, мышцам грудной клетки).

Ядра периферических двигательных нервов расположенных в стволе головного мозга, и ядра расположенные в стволе и в подкорках мозга (осуществляющие элементарные эмоциональные, безусловно речевые реакции: плачь, смех, вскрикивание. Поражение этих структур даёт картину периферического паралича или пареза. Нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в них нарушаются. Мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия и атония. В результате перерыва спинальной рефлекторной дуги наступает арефлексия.

Двигательный механизм речи обеспечен так же более высоко расположенными следующими мозговыми структурами: подкорковыми мозжечковыми ядрами и проводящими путями, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры. Они так же обеспечивают синхронность, координированность в работе артикуляционного дыхательного и голосового аппаратов, а так же эмоциональную выразительность речи. При поражении этих структур наблюдаются отдельные проявления центрального паралича или пареза с нарушениями мышечного тонуса, усилением отдельных безусловных рефлексов, выраженным нарушением просодических характеристик речи (темп, ритм, плавность, громкость, эмоциональная выразительность и индивидуальный тембр).

Проводящими системами, обеспечивающими проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих функциональных уровней этого же двигательного аппарата речи (к ядрам ЧМ нервов). При поражении возникают центральные парезы и параличи, нарушение речевого тонуса в мышцах речевого аппарата, усилением безусловных рефлексов и появляются рефлексы орального автоматизма (плюс стон смех плачь).

Корковые отделы головного мозга: обеспечивают дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры и речевого праксиса. При поражении этих структур возникают центральные моторные расстройства речи. Особенностью дизартрии у детей является её смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов. Это обусловлено тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще имеет более распространённый характер, а так же тем, что поражение одних мозговых структур необходимых для управления двигательных механизмов речи может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других структур. Именно по этому, у детей дизартрия часто сочетается с другими речевыми нарушениями, такими как ЗРР, ОНР, заикание, моторная алалия. У детей поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы в период интенсивного развития может привести к сложной дезорганизации всего речевого развития (кинестетическое восприятие артикуляционных поз и движений).

Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения, в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти. Направление этих движений и различные артикуляционные уклады ощущаются при произнесении тех или иных звуках. При Д чёткость кинестетических нарушений часто нарушается, ребёнок не воспринимает состояния напряжённости или расслабленности мышц речевого аппарата, не воспринимает насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады. Обратная кинестетическая афферентация является важнейшим звеном в целостной речевой функциональной системы. Она обеспечивает постнатальное созревание корковых речевых зон. Нарушение обратной кинестетической афферентации детей с Д может задерживать и нарушать такие корковые структуры как: премоторно лобная и теменно – височная области коры. Это замещает процесс интеграции в работе различных функциональных систем имеющих отношение к речевой функции. Например у детей с Д наблюдается недостаточное развитие слухового и кинестетического восприятия.

Читайте также: