Миф о золотом веке кратко

Обновлено: 04.07.2024

Связанные понятия

Античная культура — это культура государств, сформировавшихся с 3 тысячелетия до н. э. по 5 век нашей эры на территории Средиземноморского региона периода архаической Греции, классической Греции, эпохи эллинизма и эпохи Римской республики.

Упоминания в литературе

На самом деле друиды представляют особый интерес, как явление, потому что наше сегодняшнее знание о них есть конечный продукт длинной повести, в которой на редкость занимательно и ярко запечатлелись из века в век постоянно повторяющиеся взгляды, чувства, образы и убеждения, связанные с некоторыми вечными проблемами. Проблемы эти занимали многих мыслителей: от Гесиода, жившего в VIII веке до н. э., до современных писателей-фантастов по обе стороны Атлантики. Кроме археологических исследований раннего железного века в Европе, а также изучения природы языческих верований кельтов, мы рассмотрим в этой книге и золотой век , и мифы о благородном дикаре и первородном грехе, естественную, природную мудрость и действия далекого Высшего Разума.

В золотой век греческой культуры (V в. до н. э.) драма, особенно трагедия, становится главным средством распространения мифологических представлений. В эту эпоху древние предания глубоко и серьезно перерабатываются, причем особо выделяются эпизоды, в которых отображаются жестокие конфликты в отношениях между членами одного семейства. Однако под влиянием греческой философии образованные круги общества проникаются все более скептическим отношением к традиционным представлениям о богах.

Связанные понятия (продолжение)

Антропогонические мифы — мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п., составная часть космогонических мифов.

Ва́рварство (от греч. βάρβαρος — чужеземец, варвар) — греческое слово, которое перешло в раннюю латынь (лат. barbaria), а из средневековой латыни — в европейские языки. Слово по своему происхождению является ономатопоэтическим, то есть звукоподражанием непонятному языку иноземцев.

Мифоло́гия (греч. μυθολογία от μῦθος — предание, сказание и λόγος — слово, рассказ, учение) — особая форма человеческого сознания, способ сохранения традиций в беспрестанно изменяющейся действительности, включает в себя народные сказания (мифы, эпос и т. д.). Мифология изучается в рамках научных дисциплин, например — сравнительная мифология.

Соответствие римских и греческих богов — список, показывающий взаимосвязь богов и мифологических героев двух культур. Греческая цивилизация оказала большое влияние на формирование римской мифологии. По мнению историков, корни римской мифологии берут начало в примитивных мифах, связанных с обожествлением сил природы, семьи, происхождения общины и города. Влияние греческой мифологии на римскую сказалось позднее и берёт начало примерно в VI—V веке до н. э. Сложившийся пантеон богов, обширная литература.

Умирающий и воскресающий бог — по мнению Джеймса Фрэзера и его последователей, широко распространённый мифологический архетип.

Общее место (др.-греч. τόπος κοινός, лат. locus communis) — один из важнейших терминов классической риторики и литературной теории, обозначает воображаемую тему, обусловливающую выбор данной мысли, данного образа из многих других.

Мифы о происхождении (англ. origin myths) — категория мифов, которые призваны объяснить происхождение какой-то особенности природного или социального мира.

Благоро́дный дика́рь (фр. bon sauvage) — тип персонажа, особенно популярный в литературе эпохи Просвещения (XVIII век). Призван иллюстрировать врождённую добродетельность человека до его соприкосновения с цивилизацией.

Фа́тум (лат. fatum) — в Древнем Риме олицетворение судьбы. Фатами назывались также божества, подобные греческим мойрам, и определявшие судьбу человека при его рождении; у стоиков — сила, управляющая миром.

Божество́ — постулированная сверхъестественная или бессмертная личность, которая может рассматриваться как святая, божественная или священная. В более широком смысле — предмет почитания и поклонения.

Античная литература (от лат. Antiquus — древний) — литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях). Её письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.

Халдейские оракулы (греч. Τα των Χαλδαίων λόγια: от халдеи и оракул) — восстанавливаемый по цитатам более поздних авторов текст последней четверти II века, сакрализировавший платонизм в его среднеплатонической традиции. Представляет собой собрание гекзаметров (ок. 350 строк по современным изданиям, разделенные на 190 фрагментов).

Лунарные мифы — мифы о Луне и лунных циклах. Связаны с астральными мифами, прежде всего солярными: луна и солнце противопоставляются друг другу в рамках системы бинарных оппозиций, свойственной мифологическому сознанию (верх — низ, мужское — женское, живое — мёртвое). Так, в древнекитайской натурфилософии пассивное, тёмное, женственное начало инь соотносится с Луной, а активное, светлое, мужественное ян — с Солнцем. Обычно луна связывается с отрицательным началом, но встречаются и исключения: так.

Сакра́льное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное Богу) — в широком смысле — всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.

Космогонические мифы — мифы о творении мира, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Разновидность мифов о происхождении. Родственные им мифы о происхождении (перво)человека называются антропогоническими.

Ха́ос (др.-греч. χάος от χαίνω — раскрываюсь, разверзаюсь) — категория космогонии, первичное состояние Вселенной, бесформенная совокупность материи и пространства (в противоположность порядку).

Германское язычество — духовное мировоззрение и религиозные практики древних германцев с эпохи Железного века до принятия ими христианства в Средневековье. Исследователи описывают его не как цельную религию, а скорее как систему связанных идей и практик.

В этой статье описываются религиозные представления о сотворении мира. О научных данных о происхождении Земли см. История Земли. О теориях возникновения Вселенной см Космогония.Сотворение мира — группа космогонических преданий в религиях, особенностью которых является наличие демиурга или Бога-Творца, действия или воля которого являются причиной и движущей силой последовательной цепи актов творения.

Антропотеи́зм — обожествление человека, когда объектом религиозного благоговения становится сам человек. Приписывание человеку божеских качеств. Фактически, разновидность гуманизма.

Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением эллинистического Египта, во главе которого стояли Птолемеи (30 до н. э.). Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками, но после опубликования работы Иоганна Густава Дройзена «История эллинизма.

Эта статья о мифологической школе в этнографии и фольклористике. О мифологической теории происхождения христианства см. Мифологическая школа.Мифологи́ческая шко́ла — мифологическое направление в этнографии и фольклористике, зародившееся в землях Германии в XVIII веке. Приоритетом было изучение духовной культуры индоевропейских народов, связанное с огромным интересом к данной теме в XVIII—XIX вв.

Сравни́тельная мифоло́гия (компарати́вная мифоло́гия) — термин, введённый Максом Мюллером для обозначения науки, занимающейся сравнительным изучением мифических рассказов, а в связи с ними — и религиозных представлений различных народов. Сравнительная мифология входит в состав сравнительного изучения религий.

Добро́ и зло́ — дихотомия в философии, этике и религии нормативно-оценочных категорий, относящихся к социальным явлениям, действиям и мотивам людей, и означающих в обобщённой форме, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, а с противоположной — нравственно-отрицательное и осуждаемое.

Древнегре́ческая филосо́фия — философия, возникшая в Древней Греции. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.

Судьба́ — совокупность всех событий и обстоятельств, которые предопределены и в первую очередь влияют на бытие человека, народа и т. п.; предопределённость событий, поступков; рок, фатум, доля; высшая сила, которая может мыслиться в виде природы или божества; древние греки персонифицировали судьбу в виде: Мойр (Клото, Лахезис, Атропос), Тиха, Ате, Адрастеи, Хеймармене, Ананке; древние римляне — в виде Парки (Нона, Децима, Морта); слово, часто встречающееся в биографических текстах.

Парадоксография — жанр сочинений о чудесных и необыкновенных вещах (об удивительных предметах и явлениях природы, животных и растениях, сооружениях, обычаях дальних народов и т. п.).

Время сновидений — термин, обозначающий характерное для различных австралийских мифологий понятие о своеобразной мифологической эре, эпохе творения, населённой культурными героями и метафизическими сущностями и как бы продолжающей существовать в потусторонней реальности.

Упоминания в литературе (продолжение)

Европейские мыслители эпохи Возрождения назвали Античность золотым веком человечества, считая этот период одним из двух основных периодов всемирной истории. Они полагали, что всемирная история имеет две вершины культурного развития – Античность и Ренессанс. Время между этими вершинами истории они называли средними веками.

1) Век Богов – это Золотой век , в это время властные структуры не противостоят массам, нет конфликтов между властью и теми, над кем властвуют. Еще нет развития техники, господствует мифология. Это был период языческой культуры. Мудрецами этой эпохи были поэты-теологи, которые истолковывали тайны оракулов, заключенные в стихах. Они же представляли власть – теократию, объединявшую светскую и религиозную власть в одних руках;

С другой стороны, верования как магического, так и религиозного порядка отвечают глубочайшим устремлениям человека, его страхам и надеждам, его чувствам и страстям. Мифы рассказывают нам о любви и смерти, об утрате бессмертия, о минувшем Золотом веке , об изгнании из рая, о кровосмешении и волшебстве. Миф может принимать формы трагедии, лирической поэзии, романтизированного повествования (1974:144).

На Руси мифы и легенды называли былинами, то есть – былью, отражением чего-то реально бывшего в прошлой жизни.

(даже – предыстории), куда доступ науки почти исключен из-за недостатка сохранившихся материальных фактов, без которых ее аналитический подход невозможен. Мифам эти факты не нужны – согласно К. Юнгу, в них проявляется коллективное бессознательное народа, его архетипы.

Особенно значимы мифологические свидетельства, если они настойчиво повторяются в легендах и преданиях, сохранившихся у разных народов и в разных регионах земли.

Согласно Гесиоду, жившие в ту эпоху не знали страданий, сомнений, искушений, болезней, искусственности в поведении и лживости в словах, постоянно ощущали единство не только с окружающим миром, но и с вечностью, – в итоге оставались праведными и не боялись смерти. На земле не было войн, все жили в мире и согласии. Благополучию людей в тот период способствовали прекрасный климат, богатая растительность, хлебородные земли.

За золотым веком как у Геосида, так и у Овидия следовали, внося все больше регресса и страданий в жизнь людей, серебряный век, затем медный, наконец, – железный век, тяжелейший из всех других. В древней мифологии регресс человека (и его жизни) видится, как правило, неизбежным и завершающимся катастрофическим финалом. Тогда как самой модной темой научной мифологии станет воспевание прогресса, ведущего человечество от худших времен к лучшим. Череда веков здесь представляется в обратной последовательности.

В самом определении изначального века как золотого заложен определенный смысл. В мифологических представлениях золото обычно рассматривается символом света, солнца. С ним связываются идеи достоинства, величия, совершенства, чистоты, мудрости, любви. В Индии золото – не только символ света, но и форма воплощения божественного. Для американских индейцев (в частности, ацтеков) золото – эманация божества. В Китае золото также ассоциировалось с чем-то небесным, неземным. В христианстве этот металл – символ божественного духа, торжествующей веры, славы, любви. Не случайно волхвы приносят младенцу Иисусу в дар золото. Цвет волос Богоматери также золотой.

Представление об особой начальной эпохе в жизни человечества повсеместно встречается как в наиболее ранних, архаических мифах, так и в мифах более поздних периодов. Зародышевую форму таких представлений можно найти и в наше время у многих отсталых по меркам цивилизации народов в виде поверий (преданий) о своих далеких предках, которые якобы были наделены чудесными способностями и жили лучше нынешних людей. Подобные предания появились и веками передавались из поколения в поколение в разных регионах земного шара независимо друг от друга.

В иранской мифологии золотой век соотносится с семисотлетним правлением шаха Джамшида. Тогда люди и скот жили бесконечно долго, источники и деревья никогда не высыхали и пища не истощалась, не было ни холода, ни жары, ни зависти, ни старости. Однако после того как пришедшими после Джамшида правителями овладела гордыня и они возомнили себя независимыми от богов, счастливый век рухнул, началась эра царства зла.

Джайнская мифология, рисуя историю человечества в виде нескольких циклов, описывает начало жизни как беззаботное время, когда люди все необходимое для жизни получали от богов и земли. Они приходили в земную жизнь из высшего мира и возвращались в него после смерти. Только по окончании этого периода началась человеческая история: постепенно появляются социальные институты, брак, погребальные обряды, труд, обучение людей ремеслам. Неуклонно сокращается продолжительность жизни, укрепляется социальный порядок. Одновременно нарастают нравственная деградация людей и их разделенность. В последних циклах истории рисуется восходящее движение людей и повторение всего в их жизни и внутреннем состоянии в обратном порядке.

Шумеры древнего Междуречья, жившие уже за пределами золотого века – примерно в IV–II тысячелетиях до н. э., – сохраняли предания о древних людях, не знающих ни болезней, ни смерти. Обеспечивали им подобное состояние вера в существование высшего начала и жизнь после смерти, а также прямая связь с богами и вечностью.

Из Вавилона дошла до нас также древнейшая, написанная еще клинописью поэма о Гильгамеше, в которой тесно переплетаются действия богов, полубогов, героев и людей, подчеркивается возможность перехода между этими группами. В поэме, написанной, видимо, перед Великим потопом и отчасти отражающей его смысл, главный герой Гильгамеш стремится стать богом и обрести бессмертие. Боги не возражают, но ставят ему предварительные условия:

…Снеси жилище, построй корабль,

Покинь изобилие, заботься о жизни.

Богатство презри, спасай свою душу!

Из сохранившихся источников, в том числе литературных, известно, что древние люди (вплоть до античного периода) не видели непроходимой пропасти между людьми и богами, между живущими и умершими. Для античной мифологии вполне естественно превращение богов в людей и наоборот. В Древнем Египте не вызывало сомнений учение о потустороннем мире и вечной жизни, наличии тесной связи между людьми и богами. Земная жизнь была для египтян одним из эпизодов жизни вечной. Древние ведические религии Индии (как и современный индуизм) верили в загробную жизнь, продолжение вечного, непрекращающегося существования человека и неизбежность отчета души перед высшими силами о делах в этом мире.

Итак, согласно преданиям, почти все народы мира знали феномен золотого века. Этот факт не может быть случайным. Он скорее свидетельствует о существовании в жизни человечества, на самых начальных ее стадиях, периода, когда иные чувства правили поведением людей, их отношением к окружающему миру и к самим себе.

У современного глухонемого философа Аркадий Арка есть небольшая работа, посвящённая еврейской мифологии, точнее, мифу о рае, где он рассматривает его как "миф о золотом веке". Работа небольшая, поэтому мы приводим её почти полностью. Смысл этой работы сводится к тому, что не все народы имеют свой миф о золотом веке. Арк пишет:

"Многие философы, историки и мифологи утверждают, что у всех народов есть мифы о Золотом веке, когда люди жили справедливо, всё было общее и не было частной собственности. Как известно, подобные мифы есть у древнегреческих философов и поэтов. Сказания о том, что когда-то люди были счастливы и жили, не трудясь, ели плоды с пышно растущих деревьев, грелись на солнце, любили и ни в чём не нуждались. Конечно, есть подобные мифы и у некоторых других народов.

Но, справедливости ради скажем, что далеко не у всех народов и народностей есть подобные предания о Золотом веке. Например, у еврейского народа напрочь отсутствуют сказания о подобном времени. В их единственной мифологической книге Библии есть миф о рае, который многие путают с мифом о Золотом веке. Но это вовсе не миф о Золотом веке. Это миф об изначальной катастрофе. И, прежде всего, катастрофе бога, а не только человека.

Во-вторых, наивные представления о том, что Адам в раю отдыхал, появились только от невнимательного чтения Библии. Ведь в Библии однозначно и ясно написано для чего бог создал Адама: чтобы возделывал райский сад, следил за ним и сторожил его. То есть, Адам изначально был создан, как раб, как работник, а не как свободный человек. И уж явно не для отдыха. В обязанности Адама входил ежедневный труд, он был и садовником, и дворником, и сторожем, совмещал один сразу три должности. И всё это только за еду. Причём, он даже не мог себе позволить есть все плоды, которые захочет, а только те, что разрешены.

Так что говорить о библейском рае как о Золотом веке просто глупо. Это потом уже возникла устная (не библейская) легенда о том, что Адам и Ева наслаждались жизнью в раю. В Библии об этом нет ни слова. Когда бог создал для Адама Еву, они и вовсе недолго оставались в райских кущах, вскоре их просто выгнали, наложив на них разные проклятья.

Но катастрофа рая была неизбежна с самого начала. Поэтому проиграли оба, и Адам, и бог. Хотя насчёт Адама я не так уверен, вряд ли ему было хуже после изгнания из рая. А вот бог проиграл однозначно. Кстати, при внимательном чтении Библии можно понять, что бог проигрывает всегда. Но это тема другого разговора.

Здесь же нам важно понять, что ни в раю, ни после него персонажи еврейских мифов не знали Золотого века и не жили счастливо.

Даже еврейский миф о земле обетованной, где течёт молоко и мёд, оказался вовсе не мифом о Золотом веке. Насколько известно, обетованная земля, в которую стремились евреи, это земля других народов. Кроме войн и распрей евреям она ничего не дала. Да и можно ли построить счастье своего народа на несчастье других народов?

Что же касается русского народа, то сегодня можно сказать, что и у него нет исторического мифа о Золотом веке. Был ли этот миф у славян изначально, то есть до христианизации, мы утверждать уже не можем, так как вся дохристианская славянская литература была уничтожена христианами. А после христианизации в славянской литературе прослеживается только библейская история, в которой, как мы выяснили, никакого мифа о Золотом веке никогда и не было.

Однако история России уникальна тем, что миф о Золотом веке народы России попытались воплотить в реальную жизнь. И сделали это не так уж давно, в ХХ веке. История СССР многими (не только русскими) воспринимается теперь не иначе как миф о Золотом веке, где не цари и богачи, а простые труженики имели почёт и уважение, где разные народы разных стран жили в дружбе, где не было безработицы, где не заботились о том, что есть и на что жить завтра, где с уверенностью смотрели в будущее, где были бесплатными медицина и образование.

К сожалению, теперь это время так и останется мифом о Золотом веке России".

Золотым веком культуры человечества называют мифологему, обозначающую образ счастливого человечества, которое получило в дар вечную юность, мир и праздность.

Понятие "золотого века" человеческой культуры

Золотой век – это мифологема, обозначающая образ счастливого, вечно молодого человека, который живет в бесконечной праздности и мире.

Периоды древних эпох

  • Протонеолит
  • Неолит
  • Медный век
  • Бронзовый век
  • Железный век

Последнее поколение жило в период железного века. Данный период характеризовался разрушением системы семейных ценностей, падением моральных устоев, умы людей будоражила жажда наживы, многочисленные войны и завоевания.

  • Критаюга – золотой.
  • Третаюга – серебряный
  • Двапараюга – медный
  • Калиюга – железный

В данной периодизации также показано то, как постепенно ухудшалась жизнь людей, начинали падать устои их морали и нравственности, людей поглощала жажда наживы и власти.

В представлении древних индийцев важнейшее значение придавалось драхме – совокупности установленных правил и норм, которые необходимо соблюдать для того, чтобы поддерживать космический порядок. В золотой период драхма царствовала над всеми людьми. В серебряный она двигала только тремя четвертями людей, в то время как остальные были подвержены беззаконию. В медный период дхарма была вытеснена беззаконием наполовину, а в железный – дхармой пренебрегали три четверти населения. Таким образом, можно увидеть, как по мере движения развития общества, люди становились все более слабыми не только физически, но также и духовно, и морально. Главная характеристика данной периодизации заключается в ее цикличности, в соответствии с которой после Калиюги должна была снова наступить Критаюга, которая в данном случае была бы представлена особо высокоразвитой цивилизацией.

Таким образом, можно сказать, что периодизации культуры человечества, которые были даны в произведениях Овидия и Гесиода, в Махабхарате, в сказаниях древних германцев и славян, а также представителей разных культур, также совпадает с современной археологической классификацией древних эпох:

Читайте также: