Историография истории средних веков кратко

Обновлено: 05.07.2024

Но как на Западе, так и на Востоке периоды отрицания античного литературного наследия и его решительного осужде­ния чередовались с обращением к античным авторам и с их моралистическим истолкованием в духе христианства. При этом главная заслуга сохранения античного наследия принадлежала Византии.

Подобную светскую трактовку исторических событий не сле­дует приписывать простому влиянию античной историографии, хотя труды древних ученых сравнительно лучше сохранились и больше изучались в Византии, чем в других регионах средне­векового мира. Вопрос прежде всего заключается в том, почему античная историографическая традиция не была целиком заду­шена средневековым провиденциализмом и аскетизмом.

Дело заключается в том, что в средние века, как и в антич­ный период, жизнь была исполнена мирских страстей, земных нужд и желаний. У самой церкви были земные интересы, про­являвшиеся в погоне за вотчинами и деньгами, в эксплуатации своих крестьян и прихожан, в притязании на светскую власть. Для осуществления своих целей господствующая верхушка тре­бовала подчинения народа земным властям. В целях укрепления авторитета королей и князей объявлялось, что их прерогативы имеют божественное происхождение, а царства земные рассмат­ривались как несовершенная имитация царства небесного. По­нятно, что аскетизм и презрение к земным благам не могли приобрести всеобщего распространения. Самое умерщвление плоти рассматривалось прежде всего как удел монашества. Что же касается чрезмерной аскезы мирян и их стремления к под­вигу на путях умерщвления плоти, то они расценивались офи­циальной церковью как гордыня или даже как ересь.




В летописях и анналах, выходивших из-под пера самых благочестивых монахов, мы постоянно встречаем описания по­литических событий и борьбы правителей за светские интересы.

Периодизацию истории средневековые историки заимствовали из священного писания. Августин делил историю человечества на шесть периодов, подобно тому как на шесть дней было разделено сотворение мира: 1) от Адама до потопа, 2) от по­топа до Авраама, 3) от Авраама до царя Давида, 4) от царя Давида до вавилонского пленения, 5) от вавилонского пленения до Христа и 6) от рождения Христа до его грядущего второго пришествия и полного торжества града божия.

Наряду с августиновым делением всемирной истории на шесть периодов в средние века была распространена уже упоминав­шаяся периодизация по четырем монархиям, заимствованная из библейской книги пророчеств Даниила, а затем подвергшаяся толкованию современника Августина блаженного Иеронима. Эта периодизация прочно вошла в исторические произведения за­падного и византийского средневековья. У Иеронима за Вави­лонским мировым царством следовало Персидское, за ним царство Александра Македонского, и наконец Римское. Гер­манские и итальянские хронисты обращались в XI в. к теории четырех монархий, когда обосновывали вселенские притязания германских королей, с одной стороны, и римских пап — с дру­гой. И те и другие объявляли себя наследниками Римской мировой державы. В конце XV — начале XVI вв. теория пре­емственности мировых монархий была взята на вооружение русской великокняжеской публицистикой и историографией.

Но как на Западе, так и на Востоке периоды отрицания античного литературного наследия и его решительного осужде­ния чередовались с обращением к античным авторам и с их моралистическим истолкованием в духе христианства. При этом главная заслуга сохранения античного наследия принадлежала Византии.

Подобную светскую трактовку исторических событий не сле­дует приписывать простому влиянию античной историографии, хотя труды древних ученых сравнительно лучше сохранились и больше изучались в Византии, чем в других регионах средне­векового мира. Вопрос прежде всего заключается в том, почему античная историографическая традиция не была целиком заду­шена средневековым провиденциализмом и аскетизмом.

Дело заключается в том, что в средние века, как и в антич­ный период, жизнь была исполнена мирских страстей, земных нужд и желаний. У самой церкви были земные интересы, про­являвшиеся в погоне за вотчинами и деньгами, в эксплуатации своих крестьян и прихожан, в притязании на светскую власть. Для осуществления своих целей господствующая верхушка тре­бовала подчинения народа земным властям. В целях укрепления авторитета королей и князей объявлялось, что их прерогативы имеют божественное происхождение, а царства земные рассмат­ривались как несовершенная имитация царства небесного. По­нятно, что аскетизм и презрение к земным благам не могли приобрести всеобщего распространения. Самое умерщвление плоти рассматривалось прежде всего как удел монашества. Что же касается чрезмерной аскезы мирян и их стремления к под­вигу на путях умерщвления плоти, то они расценивались офи­циальной церковью как гордыня или даже как ересь.

В летописях и анналах, выходивших из-под пера самых благочестивых монахов, мы постоянно встречаем описания по­литических событий и борьбы правителей за светские интересы.

Периодизацию истории средневековые историки заимствовали из священного писания. Августин делил историю человечества на шесть периодов, подобно тому как на шесть дней было разделено сотворение мира: 1) от Адама до потопа, 2) от по­топа до Авраама, 3) от Авраама до царя Давида, 4) от царя Давида до вавилонского пленения, 5) от вавилонского пленения до Христа и 6) от рождения Христа до его грядущего второго пришествия и полного торжества града божия.

Наряду с августиновым делением всемирной истории на шесть периодов в средние века была распространена уже упоминав­шаяся периодизация по четырем монархиям, заимствованная из библейской книги пророчеств Даниила, а затем подвергшаяся толкованию современника Августина блаженного Иеронима. Эта периодизация прочно вошла в исторические произведения за­падного и византийского средневековья. У Иеронима за Вави­лонским мировым царством следовало Персидское, за ним царство Александра Македонского, и наконец Римское. Гер­манские и итальянские хронисты обращались в XI в. к теории четырех монархий, когда обосновывали вселенские притязания германских королей, с одной стороны, и римских пап — с дру­гой. И те и другие объявляли себя наследниками Римской мировой державы. В конце XV — начале XVI вв. теория пре­емственности мировых монархий была взята на вооружение русской великокняжеской публицистикой и историографией.

Определение и предмет историографии

Историография – это дисциплина из области исторической науки, которая занимается исследованием и критикой работ иных историков.

Согласно первому значению историография занимается исследованием определенного периода в истории, исследованием проблемы или события.

Второе значение определяет историографию как синоним научной литературы по исторической теме.

Третье значение историографии определяет её как историю формированияисторических знаний, историю развития исторической мысли в определенной эпохе, в той или иной стране.

Первоначально историографами называли авторов исторических описаний при дворе правящих монархов. В Российской империи придворными историографами в XVIII - первой половине XIX в. были. Ф. Миллер, М. М. Щербатов, Н. М. Карамзин и др.

Историография как научная дисциплина возникла в результате развития исторической науки и необходимости подвести итог исследованиям, сделать теоретический анализ выводов исследователей по той или иной теме. Историография, как научная дисциплина, прежде всего рассказывает о научных концепциях, которые объясняют особенности мирового и регионального развития человечества.

Предметом историографии являются научно-исследовательские школы, те или иные традиции и преемственность в изучении различных проблем в истории, историографический и источниковедческий анализ основных работ исследователей.

В комплекс задач историографии входит раскрытие и анализ приемов, применяемых исследователями в своих работах, освещаются этапы развития различных научных методов и имеющихся способов толкования различных исторических источников.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие историографии в Античности

В период античности, которая длилась с 5 в. до н. э. и до 5 в. н.э. в греко-римской традиции начинают формироваться представления об истории как о длительном процессе прошлого человечества. Появляются первые авторы, целью которых было изложить деяния прошлых времен и свершения современников.

В трудах античных историков была утверждена идея о том, что важным и обязательным условием исторического сочинения является его правдивость.

Обращение к прошлому и запись событий настоящего были вызваны различными факторами. Это и обычное человеческое любопытство, и заинтересованность в том, чтобы события прошлого остались в памяти потомков, а также актуальными для авторов проблемами политической жизни, попыткой понять их причины, последствия к которым эти проблемы могут привести.

Отметим, что для древних греков, для их сознания было свойственно отсутствие представлений о том, что общество меняется со временем. Для греков, как и для многих народов прошлого время было циклично, и повторялось, что отражалось в счете лет по числу годов правления правителя. Динамика же исторического прошлого и настоящего определялась прежде всего внешними факторами, такими как войны, политическое противоборство, упадок или процветание городов и стран, но не имеющимися изменениями в жизни общества.

Аристотель, греческий философ, 4 в. до н.э. определил историю как практическую, эмпирическую науку и отказал ей в выведении неких универсальных выводов по тем или иным вопросам. Всё же главной наукой в то и в последующее время считалась философия.

Развитие историографии в европейском Средневековье

Зарождение и развитие христианства привело к новой универсальной модели исторического развития.

История теперь опиралась на непререкаемый источник – Библию, и всё что в ней было написано являлось непреложной истиной, хотя и толковавшейся и понимавшейся по-разному.

История прошлого стала рассматриваться в связи с историей происхождения и развития мира, описанного в Библии. Первыми историками, которые писали универсальную христианскую историю стали Евсевий Кесарийский и Орозий. Их труды были основаны на опыте библейского рассказа о действиях Бога через избранный им еврейским народ, также эти авторы делают отсылки к формам античных авторов, что являет собою связь с прежней ещё античной традицией.

При этом связь с античной традицией историописания проявлялась в сохранении основных жанров античной истории таких как, анналы, хроники, хронографы и истории. Также средневековыми авторами были широко использованы труды античных творцов, что придавало описываемым событиям красивый риторический слог или же могло пояснить смысл происходящего читателю. Кроме того, средневековые авторы по-прежнему соблюдали принцип достоверности описываемых событий, вели хронологически последовательную цепь событий мировой и собственной истории, внимательно фиксировали и записывали события недавнего прошлого и настоящего.

В средние века было достаточно большое количество жанров и тем исторических сочинений. Здесь мы видим анналы, хроники, биографии и автобиографии, истории отдельных светских и церковных сообществ, генеалогии правящих и аристократических династий.

Источниками для средневековых авторов служили как рассказы очевидцев, так и иные письменные источники. При этом письменные источники воспроизводились механически, и потому, зачастую летописные сочинения носят компилятивный характер.

Отбор источников исходил из доступности и авторитетности того или иного документа. Главным, авторитетнейшим текстом для средневековой христианской культуры была Библия. Именно библейские сведения служили главным источником для толкования и объяснения происходящих в мире событий.

Миниатюра на л. 5 verso Амиатинского кодекса, которым открывается Ветхий Завет. Изображает Ездру в образе монаха-переписчика. Флоренция, Библиотека Лауренциана

Средневеко́вая историогра́фия (англ. Historiography in the Middle Ages , нем. Mittelalterliche Geschichtsschreibung , фр. Historiographie médiévale ) — намеренное сохранение памяти о прошлом в трудах западноевропейских писателей IV—XV веков, представляющее собой прямое продолжение античной греческой и римской историографии, однако, в отличие от неё, организующее события по хронологии, а не причинно-следственным связям, и плохо локализованное в пространстве [1] . История как самостоятельная дисциплина отсутствовала в эпоху Средневековья, как не существовало профессии историка; тем не менее, писатели на историческую тему понимали особенности исторического жанра [2] . Преимущественно созданием исторических текстов занимались священнослужители, а затем — государственные деятели и даже трубадуры и жонглёры, представители пополанов и бюргерства. Значительная часть текстов писалась на латинском языке, массив текстов на современных эпохе национальных языках появляется только с Высокого Средневековья.

Средневековые историки стремились рассказать о прошедших временах и описать современные им события в строгой хронологической последовательности [6] . Этот подход привёл к осознанию, что человечество в своём развитии прошло через ряд этапов. Одним из первых вариантов периодизации стала четырёхчастная концепция Ипполита Римского и Юлия Африкана. Она предполагала совмещение античной концепции смены Золотого, Серебряного, Бронзового и Железного веков с христианским провиденциализмом; к каждому веку была привязана крупная империя: Халдейская (Вавилонская), Персидская, Македонская, Римская. Другая традиция была заложена в XII веке Иоахимом Флорским, который разделил историю на три периода: царствование Бога-Отца, или невоплощенного Бога, дохристианская эра; царствование Бога-сына, или христианская эра; царствование Святого Духа, которое должно было начаться в будущем. Ключом к истории было Откровение, которое позволяло понимать прошлые деяния Творца и позволяло продемонстрировать Его будущие намерения, однако дело историка — только прошлое, а будущее — область пророка [7] [8] .


--> При поддержке министерства культуры чтения России --> Книги на английском языке размещаются в филиале Читального зала на сайте "iReading" Видео-материалы размещаются в филиале Читального зала на сайте "Смотрикль"

Средневековая историография.

Средневековая историография - совокупность трудов западноевропейских историков IV—XV веков, представляющая собой прямое продолжение античной греческой и римской историографии. История как самостоятельная дисциплина отсутствовала в эпоху Средневековья, как не существовало профессии историка; тем не менее, писатели на историческую тему понимали особенности исторического жанра. Преимущественно созданием исторических текстов занимались священнослужители, а затем — государственные деятели и даже трубадуры и жонглёры, представители пополанов и бюргерства. Значительная часть текстов писалась на латинском языке, массив текстов на современных эпохе национальных языках появляется только с Высокого Средневековья.

Средневековые историки стремились как рассказать о прошедших временах, так и описать современные им события в строгой хронологической последовательности. Этот подход привёл к осознанию, что человечество в своём развитии прошло черед ряд этапов. Одним из первых вариантов периодизации стала четырёхчастная концепция Ипполита Римского и Юлия Африкана. Она предполагала совмещение античной концепции смены Золотого, Серебряного, Бронзового и Железного веков с христианским провиденциализмом; к каждому веку была привязана крупная империя: Халдейская (Вавилонская), Персидская, Македонская, Римская. Другая традиция была заложена в XII веке Иоахимом Флорским, который разделил историю на три периода: царствование Бога-Отца, или невоплощенного Бога, дохристианская эра; царствование Бога-сына, или христианская эра; царствование Святого Духа, которое должно было начаться в будущем. Ключом к истории было Откровение, которое позволяло понимать прошлые деяния Творца и позволяло продемонстрировать Его будущие намерения, однако дело историка — только прошлое, а будущее — область пророка.


Миниатюра на л. 5 verso Амиатинского кодекса, которым открывается Ветхий Завет. Изображает Ездру в образе монаха-переписчика. Флоренция, Библиотека Лауренциана

Средневековый историзм и риторика.

Иудейская и христианская религия, согласно определению Д. Делияннис, были историчны в своей основе, поскольку базировались, хотя бы отчасти, на текстах исторического и биографического содержания. Средневековые авторы унаследовали античные традиции биографии и историописания, однако история не являлась самостоятельной ветвью науки; чаще всего исторические штудии классифицировались как отрасль грамматики или риторики. Историки принадлежали к разным социальным слоям и писали для различной аудитории; часто средневековые авторы подражали библейским или классическим античным образцам, но в большинстве случаев переписывали тексты друг у друга, руководствуясь устойчивыми клише. Значительная часть современных представлений о Средневековье базируется на некотором наборе базовых текстов, которые определяют интерпретацию того или иного времени. Так, главным эталоном для описания франкского государства и общества VI века является Григорий Турский, а английского и французского XIV столетия — Фруассар. Такие тексты являются базовыми для исследования источников их авторов и применяемых литературных моделей, контекстов написания, целеполагания и предполагаемой аудитории.

Рассуждая о жанрах истории, Исидор писал не о литературе, а о временны́х отрезках, положенных в основу повествования: эфемерида-дневник, календарь и анналы, то есть описание того, что произошло, соответственно, за день, месяц и целый год.

Классическая риторика Цицерона различала historia, которая рассказывает правду, argumentum, который повествует о нечто правдоподобном, и fabula — повествование о том, что не является ни правдивым, ни правдоподобным. Эту классификацию знали Исидор и Винсент из Бове, но в большинстве своём средневековые авторы предпочитали двойственную оппозицию истории и басни. Риторическая стратегия предполагала, что история должна восприниматься буквально, на веру. Существенно то, что историка в меньшей степени интересовало выяснение причин того или иного события: все они были необходимой частью Божественного замысла, который можно было постигнуть в своё время. Знание о прошлом имело смысл только как часть знания об изначальном плане, в котором каждое событие имело смысл. Чтение и комментирование Библии — Священного Писания, которое содержало всю полноту смыслов, доступных человеку, — требовало глубокого и тщательного изучения древнееврейской истории, хронологии, топографии, генеалогии. Изучение истории и культуры богоизбранного народа оправдывало изучение античной и национальной истории и задавало подходы к её описанию и интерпретации. Для христианского историка предметом интереса было теологическое измерение: определение места своего народа, государства и церкви в общей картине истории христианского мира и установление цели и высшего назначения произошедших событий.


Предпосылки средневековой историографии (300—500).

Анналистика.

Формирование западной средневековой историографии происходило под влиянием двух параллельных традиций — хроникальной и священной. Большое значение для развития летописания играли официальные консульские фасты (Fasti consulares или Consularia), которые до конца VI века регулярно велись в Риме, Константинополе и Равенне. Считается, что эти официальные списки, содержащие краткие упоминания о важнейших событиях тех или иных лет, редактировались последовательно в 445, 456, 493, 526 и 572 годах. Для IV—VI веков это основа всех исторических трудов, составлявшихся в то время. По мере распада Западной Римской империи консульские фасты составлялись и в отделявшихся провинциях. Так, Григорий Турский использовал Арелатские и Анжерские анналы, не дошедшие до позднейших эпох. Консульские фасты были основой для особого жанра сборников, наподобие Хронографа 354 года, сохранившегося лишь в копии XVII века с неполной рукописи каролингской эпохи, по-видимому, точно воспроизводившей иллюстрированный оригинал. Реконструкцию его исходного текста попытался осуществить Теодор Моммзен на основе обрывков аналогичных текстов, относившихся к V веку. Исходный текст Хронографа 354 года состоял из восьми частей:
1.Календарь с указанием дней рождения императоров, заседаний Сената и общественных игр;
2.Консульские фасты (доведённые до 354 года);
3.Пасхалия на 312—412 годы;
4.Список римских префектов за 254—354 годы;
5.Список пап Римских до 352 года;
6.Краткая топография Рима;
7.Собственно, хронограф — всемирная хроника от сотворения мира до 354 года;
8.Римская хроника, доведённая до 354 года.

На латинском Западе после падения империи жанр анналов возродился с VI века в монастырях в виде кратчайших заметок в пасхалиях против отдельных годов, причём отмечался далеко не каждый год. По мере увеличения объёма анналов они заносились в специальные рукописи; в первоначальном виде они не сохранились. С конца VII века в крупнейших аббатствах анналы стали вестись систематически; монастыри периодически обменивались такими документами для перепроверки и пополнения собственных записей. Иногда одна такая хроника могла быть положена в основу анналов вновь созданной обители.

Священная история Евсевия — Иеронима.

Павел Орозий и Августин Аврелий.

Будет и седьмой век — будущий, конец человечества. Августин неоднократно подчёркивал суетность и греховность стремления узнать, что Отец предназначил для седьмого века, и когда он настанет. Более того, верующие уже живут в Граде Божием, в силу их духовного воскресения из греховного мира и веры в Спасителя. Эта концепция Августина стала ключевой для средневекового учения об универсальной истории.

Читайте также: