Структура сознания сознание и язык кратко

Обновлено: 02.07.2024

Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит Зигмунду Фрейду , согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного.

Алексей Николаевич Леонтьев выделил три его составляющих: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл. (см. доп. материал)

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Эти функции сознания можно схематично показать на схеме в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (Рис. 18.1):


Основные функции сознания

Познавательная функция сознания отвечает за познание всего вокруг, формируя представление о действительности и приобретая фактический материал, при помощи ощущения, мышления и памяти .

Функция целенаправленности , т.е. в результате анализа полученного опыта, человек, которого не удовлетворяет окружающий мир, пытается изменить его в лучшую сторону, формируя для себя определенные цели и пути их достижения.

Креативная или творческая функция сознания, отвечает за формирование новых, ранее неизведанных образов и понятий при помощи мышления, воображения и интуиции.

Коммуникативная функция осуществляется при помощи языка. Люди работают вместе, общаются и наслаждаются этим, сохраняя в своей памяти полученную информацию.


Четыре основные характеристики сознания.

1. Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире .

3. Сознание обеспечивает осуществление целеполагающей деятельности человека .

4. В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека .

Дополительый материал к вопросу 20.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль . А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи.

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Содержание сознания обязательно, так или иначе, практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями.

Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность. Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего, прогрессивным идеям.


Четыре основные характеристики.

Помимо этого, только человек способен обращать свою психическую деятельность на самого себя. Это означает, что в структуру сознания входят самосознание и самопознание — способность производить сознательную оценку своего поведения, своих индивидуальных качеств, роли и места в общественных отношениях. выделение себя как субъекта и развитие самосознания происходило в филогенезе и происходит в процессе онтогенеза каждого человека.

3. Сознание обеспечивает осуществление целеполагающей деятельности человека . По окончании трудового процесса достигается реальный результат, который в идеальной, форме уже был сформирован а сознании, прежде чем трудовой процесс был начат. Человек заранее представлял конечную цель и продукт своей деятельности, формируя тем самым мотивацию. Он планировал действия в соответствии с этим представлением, подчинял ему свои волевые усилия, корректировал деятельность уже на стадии ее осуществления, чтобы конечный результат максимально соответствовал изначальному представлению о нем. Нарушение в осуществлении целеполагающей деятельности, ее координации и направленности является одним из видов нарушений сознания.

4. В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека . Она отвечает за формирование эмоциональных оценок в межличностных отношениях и самооценки, эмоциональных реакций на явления окружающего мире, на внутренние явления. Если эмоциональные оценки и реакции человека адекватны, это способствует регулированию его психических процессов и поведения, коррекции взаимоотношений с другими людьми, При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания выражается расстройством именно в сфере чувств и отношений.

Значение - это содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка.

Иначе говоря, это содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь.

Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает пристрастность человеческого сознания.

Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий (личностный) смысл.

Процесс сознания может существовать лишь в материальной форме, которая выражается в языке.

Сознание выступает как единство знания и материальной формы его выражения - языка.

Язык и сознание являются теснейшим образом взаимосвязанными процессами, но следует отметить, что это единство не является диалектическим, но следует отметить, что это единство не является диалектическим и не исключает наличия отличий между данными явлениями.

Язык не может существовать без мышления, так же, как и мышление в свою очередь не может развиваться без языка. Однако эти процессы имеют различную структуру. Этот факт подтверждается тем, что закономерности и формы мышления являются едиными для всех людей, а вот язык является национальной принадлежностью.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что связь языка и мышления — это связь различных компонентов, к возникшая в процессе общественно-трудовой практики.

Высшие животные обладают элементарным образным мышлением и способностью издавать определенные звуки, но данные способности между собой никак не связаны. Человек является существом, которое производит в процессе своей деятельности предметный окружающий мир, и с помощью него развивается и сам.

Еще одним отличием человеческого существа от животных является социально выработанная в течение жизни программа действий, тогда как жизнедеятельность животного в основном является генетически запрограммированной.

Жизнь человека неразрывно связана с совместной социальной деятельностью, опыт человека существует только в виде общественного опыта, которые не передается генетическим путем, а только с помощью коммуникации. Именно поэтому человеку необходим язык и его влияние на жизнедеятельность человека трудно переоценить. Он возникает в качестве средства осуществления человеческой деятельности, общения, управления проявлениями поведения, орудием познания и самопознания.

Готовые работы на аналогичную тему

Для того, чтобы зафиксировать знания, полученные в процессе восприятия событий и явлений окружающего мира, человеку необходим язык, выражающийся в слове и речи.

Общая характеристика слова как единицы речи человека

Слово имеет сложную структуру и служит своеобразным заменителем воспринимаемых предметов, оно обозначает предмет. Это обозначение выражает значение слова, его идеальный смысл.

Слово, которое отражает предмет имеет свою материальную знаковую форму и свое идеальное содержание - смысл, значение.

Знак – это материальный заменитель предмета, служащий для получения, хранения и распространения полученной информации.

Таким образом можно сказать, что знак — это чувственно-воспринимаемое обозначение предмета. Внешнего сходства между знаком и предметом полностью отсутствует, есть лишь небольшое количество звукоподражательных слов, в которых знак и предмет образуют некоторое единство, например, слово кукушка.

Процесс мышления всегда представляет собой умственную деятельность человека на каком – либо языке. Каждый язык, существующий на планете Земля схож с другими языками по своей логической структуре, которая определяется особенностями единого земного мышления. Но вместе с тем эти единые нормы мышления осуществляются различными языковыми способами.

У каждого национального языка есть своя особенная структурная и смысловая специфика. Именно поэтому точка зрения, утверждающая, что представители разных языковых культур мыслят по-разному абсолютно неверна. Если бы эта теория была верной перевод с одного языка на другой был бы попросту невозможен.

Сознание и язык представляют собой особое единство, при котором определяющей его стороной является сознание. Являясь процессом отражения окружающей действительности именно сознание формирует формы и законы речевого бытия человека. Сознание всегда есть знаково выраженное отражение. В ситуации, когда нет языка, нет и отражения окружающего мира.

Именно в процессе осуществления речевой деятельности человек мыслит, а в процессе мыслительной деятельности он осуществляет речевую деятельность. Невозможно оторвать язык от процесса мышления и сознания, однако нельзя также полностью отождествлять процесс мышления с языком. Говорить еще не значит осуществлять мыслительную деятельность.

Однако мыслить всегда значит одновременно формировать мысли и соответствующие речевые структуры. Именно в речи мысли формируются и формулируются.

Возможно ли осуществление процесса мышления вне речи? Исследования доказывают, что мысли человека могут и не иметь словесного выражения, они могут найти другие формы проявления – танцы, музыка, изобразительное искусство.

Однако теснейшая связь между мышлением и речью – это непреложное правило, нарушение процесса мышления всегда отражается в нарушениях речи.

Особенности проявления сознания человека

Подводя итог вышесказанному и обобщая наиболее значимые особенности процесса сознания можно определить его как:

  1. Результат и продукт общественно – трудовой деятельности человека;
  2. Целенаправленное отражение человеком особенностей окружающего мира;
  3. Процесс опережающего отражения действительности;
  4. Процесс активного творческого преобразования действительности;
  5. Субъективный образ объективного мира, который окружает человека;
  6. Идеальный образ материального мира, сформированный человеком.
  7. Свойство высокоорганизованной материи и определенная функция мозга, которая действует на основании имеющихся у человека потребностей;
  8. Материализованный в языке процесс отражения окружающего мира.

Таким образом можно сделать вывод о том, что сознание является основной функцией мозга и уровень его развития находится в прямой зависимости от степени организации деятельности головного мозга человека и развития его речевых функций. Взаимосвязь сознания и языка человека является не просто теснейшей, но и взаимонеобходимой для обоих процессов.

Сознание – это в философии кратко характеризует процесс зарождения автоматизма. Человек запоминает определенные действия на уровне сознания, повторяет их под строгим контролем. С его помощью он познает мир, осваивает определенное знание, которое через некоторое время становится автоматическим. Навык начинает проявляться бессознательно, к чему приводят продолжительные тренировки, частое повторение. Примером перехода из сознательного в бессознательное является выполнение движений в танце, игра на пианино, вождение автомобиля.

Когда человек обучается, он контролирует каждое свое действие. После обучения некоторое время он чувствует напряжение, повторяя изученное. Позже выполнение задачи становится автоматическим. Индивид в любое время может повторить процесс, даже не обращая на это внимания. Сознание и бессознательное в философии находятся в непосредственной близости друг от друга.

Переход сознательного действия к автоматизму называется подсознательным. Это этап между обучением и идеальным знанием.

Сознание и бессознательное в философии кратко

Сознание является состоянием, когда индивид полностью регулирует собственные намерения, движения, мысли. Действительность оценивается эмоционально, рассчитывается дальнейший план действий. Мысленно индивид строит систему поступков, которые должен выполнить. Он оценивает каждый из них со стороны социологии, личностного восприятия, изучает возможные последствия.

Через сознание человека обеспечивается выражение идеальной формы деятельности. В приоритете индивида – отражение, преобразование и изучение. Образование, социализация, развитие происходят сознательно, но есть вторая форма психологического восприятия – бессознательный уровень.

Бессознательным называют психические явления, действия, состояния, которые человеческий разум не может постичь. Например, неосознанный поступок, выполненный человеком без предварительного умысла, анализа или контроля. В бессознательное состояние индивид впадает во время гипноза, сна или невменяемости.

Есть определенный вид действий, которые не контролируются сознанием, но запоминаются. Они не являются бессознательными.

Идеальное и материальное сознание: мышление, язык

Сложная структура сознания состоит из нижних и верхних этажей. На верхнем уровне находятся мыслительные процессы. Мышлением называют психический процесс, при котором формируются понятия, заключения. Любой мыслительный процесс состоит из трех этапов:

  • Этап, обобщающий полученную информацию;
  • Синтез данных в сознании;
  • Обработка результатов, формирование выводов.

Сознание и мозг, сознание и язык находятся в тесной взаимосвязи. После завершения мыслительного процесса информация может быть выдана с помощью языка или отправлена в мозг для дальнейшей обработки. Человек руководствуется органами чувств: составляет образ, получает ощущение. Задача мышления – оперировать умозаключениями, понятиями, выводами. В итоге получается конечная мысль, суждение.

Сознание базируется на двух основных уровнях:

  • Чувственно-аффективное сознание. Отвечает за состояние аффекта, формирование ощущений, восприятия, представления. Оно относится к идеальному сознанию, не зависящему от окружающего мира, социума или других внешних факторов. Произвольная реакция на яркий свет, болевое ощущение, ужас не изменятся в любом случае;
  • Ценностно-волевое сознание. Отвечает за мотивацию, мобилизацию, постановку целей. Эмоциональные реакции тщательно обрабатываются в соответствии с внешними факторами. Это материальное сознание;
  • Абстрактно-логический уровень. Также материальное сознание, ориентированное на построение умозаключений на базе анализа окружающего мира, людей. Отвечает за проведение логических операций.

Язык – способ описать предмет, явление или чувство. Он включает в себя определенные знаки и символы, позволяющие общаться, познавать мир, передавать данные. Сознание и язык философия трактует как основные способы восприятия сведений из внешних источников. Язык относится к материальным средствам самовыражения. Он переводит мысли, сознание в речь.

Мышление базируется в основном на материальной реальности. Оно отражает явления, образы, объекты из внешнего мира. Для выражения абстрактного мышления используются общие понятия, но предметы и явления объединяет невидимая связь. Этот тип мышления представляет идеальное сознание. Основные различия языка, мышления и сознания:

Бытие есть мир языка. Он является бытием сознания, потому что язык - это материальная оболочка мысли. И мы в своей статья хотим понять, как взаимосвязаны язык и сознание.

Ключевые слова

Статья

Язык и сознание. Диалектика их взаимосвязи.

Аристанова Л.С., Араньязова Э.Р.

Научный руководитель: Кузнецова М.Н.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Язык и сознание. Диалектика их взаимосвязи.

Аристанова Л.С., Араньязова Э.Р.

Научный руководитель: Кузнецова М.Н.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

В философии понятия сознания и языка тесно связаны,
а это говорит о том, что узнать внутренний мир человека можно, проанализировав то,
что он говорит и как.

Сознание неразрывно связано с языком, и возникает одновременно с ним. Отсюда следует, что между языком и сознанием есть определенные взаимоотношения. Язык выступает способом существования сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае , если человек включен в мир словесного языка. Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о существовании мира и себя. Чем богаче содержание духовного мира , тем больше ему нужно языковых знаков для его передачи.

Язык так же древен, как и сознание. Язык во взаимосвязи с сознанием представляют органическое единство, не исключающее и противоречия между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях.

Прежде всего, язык выступает как средство общения, передачи мыслей, т.е выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. А в роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения.

Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль — значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово — это знак особого рода:
в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи,
явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака — представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.

Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей. Через речь осуществляется мощное воздействие одних людей на других. Эта роль языка видна в процессе обучения в том значении, которое в наши дни приобрели средства массовой информации. Вместе с тем успехи в познании мира, накопление знаний ведут к обогащению языка, его словарного запаса. С возникновением письменности знания и опыт закрепляются в рукописях, книгах и становятся общественным достоянием.

Языку присущи следующие функции:

Одним из условий возможности формирования и объективации сознания индивида является способность посредством языка заявить о своем самостоятельном бытии. В речевом общении человек обретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства речевого общения. Специфика национального языка оказывает влияние на характер и содержание национальной культуры. Различие между сознанием и языком заключается в том, что мысль - это отражение объективной реальности, а слово - способ закрепления и передачи мысли.
Язык способствует взаимопониманию между людьми, а также осознанию человеком своих действий и самого себя.

Можно выделить следующие виды речи:

Слово, как единица языка, имеет внешнезвуковую (фонетическую) и внутреннесмысловую (семантическую) стороны. Среди неязыковых знаков выделяют знаки-копии (отпечатки), знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы. Различают также специализированные (системы символов в математике, физике, химии, лингвистике) и неспециализированные языки (эсперанто). В процессе исторического развития языка сформировался язык науки, отличающийся точностью, строгостью, однозначностью понятий, что способствует точности, ясности формулировок. В социально-гуманитарном познании использование искусственного языка затруднительно.

То есть можно сделать небольшой вывод о выше сказанном ,что человек способен быть человеком только в той естественно-искусственной среде, основными компонентами которой являются артефакты и знаки, и без которой невозможно формирование и функционирование сознания.

Возникая и развиваясь в обществе, в процессе общения людей между собой, язык представляет собой объективное явление. Это значит, что, будучи продуктом, созданным обществом, язык существует независимо от отдельных людей. Каждое поколение застает язык уже выработанным предшествующими поколениями и овладевает им, т. е. учится пользоваться им в общении.

Люди воспринимают слова языка так же, как и другие явления окружающей их действительности, т. е. как раздражители, воздействующие на органы чувств. Однако особенность явлений языка заключается в том, что они передают закрепленное в звуках отражение людьми других явлений, результаты познания действительности. Существуя в виде материальных явлений — звуков речи или письменного их изображения, — явления языка в то же время передают знания, понятия, мысли людей, т. е. воплощают в себе явления идеальные, явления общественного сознания.

В процессе развития труда и трудовых общественных связей людей друг с другом вместе с языком возникает, следовательно, особая форма отражения людьми действительности — их сознание.

Необходимо различать общественное и индивидуальное сознание.

К явлениям общественного сознания принадлежат создаваемые обществом знания о природе, обществе,
о человеческом мышлении. Индивидуальное сознание — это высшая форма отражения действительности отдельным человеком, членом общества.

Общественное сознание возникает вместе с формированием этой новой, высшей формы психического отражения действительности отдельных людей, членов общества.

Таким образом, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно, мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак — средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу — национален.
Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание.

Читайте также: