Духовная культура первобытного общества кратко

Обновлено: 04.07.2024

Первый период развития материальной культуры первобытного общества - присваивающая материальная культура. Основными периодами каменного века являются:

1. Палеолит (греч. рalaiуs - древний и lithos - камень) - завершается в 35-33 тыс. до н.э. Первые орудия труда, применение огня, постройка жилища (естественные и шалашеобразные).

2. Мезолит (греч. mеsos - средний, промежуточный). В это время появляются как первичные орудия труда: микролиты (миниатюрные каменные орудия), лук со стрелами, палка, камень, копье, так и вторичные (с их помощью создавались первичные орудия: кремень, с помощью которого заострялись камни, и т. д.). Для обработки камня применялись удар, пиление, сверление, шлифование, нагревание и накаливание на огне, полирование.

3. Неолит (греч. nеos - новый). 6-4 тыс. до н.э. Формируются разные типы жилища: полуземлянки, свайные постройки, настилы из бревен.

На этой стадии развития общество переходит от присваивающего хозяйства к производящему. Появляются земледелие и животноводство (а позже - ремесленничество), оттесняя на задний план рыболовство, охоту и собирательство. К данному периоду относятся и первые мегалитические сооружения. Этот перелом в развитии материальной культуры называют неолитической, или аграрной, революцией. Первые производящие хозяйства формируются в Передней Азии.

4. Энеолит (лат. аeneus - медный, и греч. lithos - камень). Переход от каменных орудий к медным и бронзовым: 4 тыс. до н.э.

5. Бронзовый век: с конца 4 тыс. до н.э. Это время появления первых цивилизаций (на территориях Северо-Восточной Африки, Передней Азии, Ирана и Средней Азии, Китайской равнины и полуострова Индостан). В это время формируется и классовое общество. Внешние признаки его становления:

  • появление монументальных каменных или кирпичных строений;
  • как правило, возникновение письменности;
  • оформление культуры (материальной и духовной) господствующего класса - элиты;
  • трансформация единой культуры первобытного общества в культуру социальных низов.

6. Железный век, завершающий раннеклассовую историю человечества.

Культура первобытного человека имела синкретичный характер (первобытную культуру называют также первобытным синкретическим комплексом). Это означает, что научные знания, религия и мифология, искусство существовали не изолированно друг от друга, а в неразрывном единстве, и каждый член племени был носителем всех составляющих культуры.

Первые научные знания носили прикладной характер и были многочисленны. Для обеспечения выживания рода человек должен был хранить сведения об особенностях растений, о повадках животных, о циклических изменениях в природе и т. д. и т. п. Естественно, что основной формой памяти в данное время становится коллективная память , ориентированная на воспроизводство известного, бывшего в практике, эта форма памяти не требовала наличия письменности (стимулом для ее появления становится событие чрезвычайное, требующее фиксации, - война, воцарение, природный катаклизм), но опиралась на огромное количество символов, ритуалов, обрядов, основной функцией которых была гармонизация человека в обществе.

Одними из важнейших ритуалов древности были распространенные повсеместно обряды инициации (посвящения). В ходе инициации неофит подвергался различным испытаниям, которые должен был стойко перенести. В этот же период ему сообщались мифы племени, знания о мире, нормы и правила поведения во взрослом коллективе, в том числе и в брачных связях. Сам обряд ухода из общины подростком и возвращение в нее через определенное время уже в статусе взрослого мужчины воспринимался сородичами как второе рождение после смерти.

Инициация была важным культурным явлением в жизни первобытного общества. За время таинств подросток успевал пережить пограничные состояния и получал необходимый для успешного функционирования в коллективе социальный опыт . Через инициацию в коллективе и у индивида фиксировалась важность нового, взрослого состояния в жизни человека.

Первым этапом развития письменности была пиктография - рисунчатое письмо , в это же время или чуть ранее появляются первые системы счета: сначала - это счет множества , способность различать большое и малое, полное (например, отара) или нет, затем - счет по адекватности одних предметов другим (раковины могли приравниваться головам скота). Впоследствии исчисление стало производиться посредством подключения подсобного материала (зарубок, узелков, пальцев). Появление же абстрактных чисел произошло достаточно поздно, вместе с появлением письменности и, по -видимому, с появлением цивилизации.

Во многих памятниках материальной и духовной жизни человека присутствуют астрономические мотивы: это и первобытные наскальные изображения созвездий, и специальные огромные каменные сооружения - кромлехи - (к примеру, Стонхедж в Англии), служащие как обсерваториями, так и выполняющие ритуальные функции, и мифы, содержащие представления об обустройстве Вселенной. Проводить астрономические наблюдения людей заставляли как нужды повседневной жизни, так и вера во влияние небесных тел и явлений на судьбы людей (характерно, что древние календари появляются раньше, чем произведения искусства).

Основными типами календарей становятся лунный, ориентирующийся на фазы Луны (он приводит к появлению шестеричной системы счисления), и солнечный (формирует десятеричную систему счисления). Во времена архаики господствует мифологическое - циклическое - восприятие времени. Причиной этого стала тесная связь человека того времени с циклическими изменениями, происходящими в природе. Для появления же линейного восприятия времени необходим, во-первых, отрыв человека от циклизма природы, что характерно для городской цивилизации, и, во-вторых, какое-либо сверхвыдающееся событие, которое может стать вехой и разделить все время на два отрезка: "до" и "после" (потопа, Рождества Христова, Сотворения мира и т. п.). Линейное восприятие времени станет характерным для христианской и последующих эпох и принесет новое представление о прогрессе.

4.3. Возникновение искусства и его развитие

Первые элементы художественного творчества относятся к Ориньякской и Солютрейской культуре в древнекаменном веке (верхний палеолит), 35-20 тыс. лет назад. Это:

  • отпечатки ладони, зигзаги от пальцев (так называемая меандра);
  • круглая скульптура из глины, кости, дерева;
  • "палеолитические Венеры" с подчеркнутыми признаками пола (один из первых в истории символов);
  • контурные изображения животных, служащих объектом охоты (часто - пронзенные нарисованными стрелами), выполненные с помощью резца, а также охрой, мергалем или сажей. Многие ученые считают прототипом этих изображений обведенные контуром тени, отбрасываемой человеком или животным и используемые затем в ритуальных действиях (эта точка зрения отнюдь не нова - аналогичное суждение высказывает Леонардо да Винчи в своей "Книге о живописи", где говорится, что первая картина могла состоять из одной-единственной линии, которая окружала тень человека, отброшенную солнцем на стену).

Своего расцвета живопись в первобытном обществе достигает в эпоху Мадлен (20-10 тыс. лет назад). Суровый климат в условиях нового наступления ледника. Многоцветные росписи с фигурами бизонов, оленей, мамонтов и других животных сохранились в пещерах Франции, Италии, Испании, России. Наиболее знаменитыми из них являются рисунки из пещер Альтамира, Ласко, Монтеспан, где мощные, монолитные фигуры бизонов переданы экономными, смелыми сочетаниями цветовых пятен и штрихов. Эти эмоциональные художественные образы помогали первобытному человеку лучше ориентироваться в окружающем и часто враждебном мире, глубже познавать его.

Для искусства этого периода характерен богатый символизм: круг (колесо, веретено, свастика) как символ бесконечности жизненных циклов воплощается в числе "3" (так обозначалось небо), крест (квадрат) символ конечности, завершенности, совершенства (так древние представляли землю), спираль, меандр . Однако для изобразительного искусства этой эпохи было недоступно ощущение композиции и соотнесенности различных ее элементов. Подобное понимание отчасти формируется в последующую эпоху вместе с появлением многофигурных композиций, часто объединенных сюжетом на тему охоты. В это время реалистическое изображение животных заменяется схематическим, чаще появляются условные изображения людей. Этот отход от первобытного реализма объясняется стремлением к осмыслению собственного места человека в мире, и для воплощения этой философской проблемы искусство находит новые выразительные средства. В этот период охота и кочевой образ жизни сменяется оседлым существованием, и стилем новой эпохи становится орнамент на керамике, т. е., в отличие от чисто мужского стиля предыдущих эпох, это искусство женщины.

Искусство первобытной эпохи - не только изобразительное, но и прикладное (украшения, утварь, оружие), музыка, пантомима, танец, устное народное творчество, фольклор, мифология.

Культура первобытного человека имела синкретичный характер (первобытную культуру называют также первобытным синкретическим комплексом). Это означает, что научные знания, религия и мифология, искусство существовали не изолированно друг от друга, а в неразрывном единстве, и каждый член племени был носителем всех составляющих культуры.

Первые научные знания носили прикладной характер и были многочисленны. Для обеспечения выживания рода человек должен был хранить сведения об особенностях растений, о повадках животных, о циклических изменениях в природе и т. д. и т. п. Естественно, что основной формой памяти в данное время становится коллективная память, ориентированная на воспроизводство известного, бывшего в практике, эта форма памяти не требовала наличия письменности (стимулом для ее появления становится событие чрезвычайное, требующее фиксации, — война, воцарение, природный катаклизм), но опиралась на огромное количество символов, ритуалов, обрядов, основной функцией которых была гармонизация человека в обществе.

Одними из важнейших ритуалов древности были распространенные повсеместнообряды инициации (посвящения). В ходе инициации неофит подвергался различным испытаниям, которые должен был стойко перенести. В этот же период ему сообщались мифы племени, знания о мире, нормы и правила поведения во взрослом коллективе, в том числе и в брачных связях. Сам обряд ухода из общины подростком и возвращение в нее через определенное время уже в статусе взрослого мужчины воспринимался сородичами как второе рождение после смерти.

Инициация была важным культурным явлением в жизни первобытного общества. За время таинств подросток успевал пережить пограничные состояния и получал необходимый для успешного функционирования в коллективе социальный опыт. Через инициацию в коллективе и у индивида фиксировалась важность нового, взрослого состояния в жизни человека.

Первым этапом развития письменности была пиктография — рисунчатое письмо, в это же время или чуть ранее появляются первые системы счета: сначала — это счет множества, способность различать большое и малое, полное (например, отара) или нет, затем — счет по адекватности одних предметов другим (раковины могли приравниваться головам скота). Впоследствии исчисление стало производиться посредством подключения подсобного материала (зарубок, узелков, пальцев). Появление же абстрактных чисел произошло достаточно поздно, вместе с появлением письменности и, по-видимому, с появлением цивилизации.

Во многих памятниках материальной и духовной жизни человека присутствуютастрономические мотивы: это и первобытные наскальные изображения созвездий, и специальные огромные каменные сооружения — кромлехи — (к примеру, Стонхедж в Англии), служащие как обсерваториями, так и выполняющие ритуальные функции, и мифы, содержащие представления об обустройстве Вселенной. Проводить астрономические наблюдения людей заставляли как нужды повседневной жизни, так и вера во влияние небесных тел и явлений на судьбы людей (характерно, что древние календари появляются раньше, чем произведения искусства).

Культура первобытного человека имела синкретичный характер (первобытную культуру называют также первобытным синкретическим комплексом). Это означает, что научные знания, религия и мифология, искусство существовали не изолированно друг от друга, а в неразрывном единстве, и каждый член племени был носителем всех составляющих культуры.




Первые научные знания носили прикладной характер и были многочисленны. Для обеспечения выживания рода человек должен был хранить сведения об особенностях растений, о повадках животных, о циклических изменениях в природе и т. д. и т. п. Естественно, что основной формой памяти в данное время становится коллективная память, ориентированная на воспроизводство известного, бывшего в практике, эта форма памяти не требовала наличия письменности (стимулом для ее появления становится событие чрезвычайное, требующее фиксации, — война, воцарение, природный катаклизм), но опиралась на огромное количество символов, ритуалов, обрядов, основной функцией которых была гармонизация человека в обществе.

Одними из важнейших ритуалов древности были распространенные повсеместнообряды инициации (посвящения). В ходе инициации неофит подвергался различным испытаниям, которые должен был стойко перенести. В этот же период ему сообщались мифы племени, знания о мире, нормы и правила поведения во взрослом коллективе, в том числе и в брачных связях. Сам обряд ухода из общины подростком и возвращение в нее через определенное время уже в статусе взрослого мужчины воспринимался сородичами как второе рождение после смерти.

Инициация была важным культурным явлением в жизни первобытного общества. За время таинств подросток успевал пережить пограничные состояния и получал необходимый для успешного функционирования в коллективе социальный опыт. Через инициацию в коллективе и у индивида фиксировалась важность нового, взрослого состояния в жизни человека.

Первым этапом развития письменности была пиктография — рисунчатое письмо, в это же время или чуть ранее появляются первые системы счета: сначала — это счет множества, способность различать большое и малое, полное (например, отара) или нет, затем — счет по адекватности одних предметов другим (раковины могли приравниваться головам скота). Впоследствии исчисление стало производиться посредством подключения подсобного материала (зарубок, узелков, пальцев). Появление же абстрактных чисел произошло достаточно поздно, вместе с появлением письменности и, по-видимому, с появлением цивилизации.

Во многих памятниках материальной и духовной жизни человека присутствуютастрономические мотивы: это и первобытные наскальные изображения созвездий, и специальные огромные каменные сооружения — кромлехи — (к примеру, Стонхедж в Англии), служащие как обсерваториями, так и выполняющие ритуальные функции, и мифы, содержащие представления об обустройстве Вселенной. Проводить астрономические наблюдения людей заставляли как нужды повседневной жизни, так и вера во влияние небесных тел и явлений на судьбы людей (характерно, что древние календари появляются раньше, чем произведения искусства).

Производство, которое было основным условием существования людей, с необходимостью предполагало накопление правильных, здравых знаний о мире, развитие здравознания в обеих его формах - знания о том, как нужно действовать, чтобы добиться желаемого результата (делознания) и знания о свойствах материальных объектов (вещезнания). Как сообщают этнографы, люди первобытного общества до мельчайших подробностей знали местность, в которой жили, ее природные ресурсы, животный и растительный мир. Им были известны качества камней, из которых они изготовляли орудия, повадки животных, на которых охотились, свойства растений, которые они употребляли в пищу. Они обладали медицинскими знаниями: умели лечить раны и переломы, выправлять вывихи, использовать целебные растения. Существовали у них различные приемы счета. Потребности практической деятельности сделали необходимым появление календаря, что предполагало возникновение астрономических знаний. Первоначальное исчисление времени велось, вероятно, по Луне. Затем возник солнечный календарь. Одновременно формировалась карта звездного неба: выделялись созвездия, им давались названия.

Несомненно существование в позднем палеолите религии и изобразительного искусства. Достаточно только упомянуть знаменитую живопись пещер Альтамира (Испания), Ласко, Монтеспан, Ла Мадлен (Франция) и др., которая навсегда вошла в золотой фонд человеческой культуры.

Искусство первобытной эпохи отнюдь не исчерпывалось изобразительным. Получило развитие прикладное искусство, в частности, изготовление различного рода украшений. Люди первобытного общества устраивали праздники с различного рода развлечениями: музыкой, песнями, танцами, пантомимами, играми, состязаниями в беге, борьбе и т. п. Некоторые танцы носили ритуальный характер, но так было далеко не со всеми.

В первобытную эпоху возникли и произведения словесности: поговорки, пословицы, рассказы, сказки. Особое место среди них занимали мифы. В своей исходной форме миф представляет собой повествование, в котором те или иные природные или социальные явления истолковываются и объясняются как результаты действий героев этого рассказа.

Первым объектом такого истолкования, объяснения были действия людей, но не обыденные, всем понятные, а обрядовые, ритуальные, передаваемые из поколения в поколение и совершаемые в силу традиций. Первоначальные мифы возникли из обрядов.

Первые мифы были тотемистическими. Исполняемые членами коллектива, ряжеными под тотемное животное, ритуальные тотемистические пляски стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, а эти предки начали рассматриваться как существа, бывшие одновременно и людьми и животными, как полулюди-полуживотные. Передаваемые из поколения в поколение описания и объяснения этих обрядов стали развертываться в более или менее связные повествования о жизни и похождениях тотемистических предков. Когда становление тотемистических мифов завершилось, обряды, бывшие их основой, выступили как инсценировки этих мифов, драматические иллюстрации к ним.

В дальнейшем мифы стали возникать и независимо от обрядов. В них действиями тех или иных существ стали объясняться самые различные явления. Широкое распространение получили мифы о культурных героях - существах, которые ввели те или иные обычаи, нормы поведения, общественные институты, элементы материальной культуры. Первоначальные представления о культурных героях очень близки к представлениям о тотемистических предках. Но в отличие от последних культурные герои индивидуализированы, они имеют собственные имена. Типичным культурным героем, правда более поздней эпохи, является Прометей, который принес людям огонь, научил их различным ремеслам и искусствам. Первоначальные мифы не были религиозными, ибо их герои не наделялись сверхъестественной силой. В дальнейшем возникла и религиозная мифология.

Исходным пунктом эволюции религии была, как указывалось в первом выпуске, магия. Возникнув, магия развивалась. Существуют различные классификации магических действий. В основу одних положены особенности магической “техники” (магия имитативная, парциальная, инициальная и т. п.), в основу других - связь с теми или иными сферами человеческой деятельности (магия охотничья, рыболовная, земледельческая, любовная, лечебная, вредоносная и т. п.).

На мой взгляд, нужно прежде всего выделить магию действия, которую можно подразделить на два подвида. Первый и самый ранний подвид магии действия - магия содействия. В таком случае магические обряды лишь дополняют здравые действия, направленные на достижение желаемого результата. Цель магических действий состоит в том, чтобы обеспечить успех здравых действий. Эти магические обряды сопровождают здравые действия и по убеждению людей содействуют их успешному результату.

Второй подвид магии действия - магия самодействия. Магические обряды не сопровождают здравые действия, а их заменяют. По убеждению людей, одних только магических действий вполне достаточно, чтобы вызвать нужный результат. Такой характер часто носила вредоносная магия.

Другой основной вид магии - словесная, или вербальная магия. Если магия действия проявляется в обрядах, то словесная магия - в заклинаниях, заговорах и т. п. Она тоже подразделяется на магию сопровождающую, содействующую, когда цель заклинания состоит в обеспечении успеха здравых действий, и магию заменяющую, самодействующую, когда считается, что одних лишь заклинаний, заговоров достаточно, чтобы добиться желаемого результата.

Вместе с магией возник своеобразный вид знания - знание о том, какие обряду нужно совершить, чтобы обеспечить достижение желаемого результата, - обрядознание. Это знание было пустым, бесполезным - пустознанием.

Если вначале сверхъестественное влияние приписывалось только определенным человеческим действиям, то в дальнейшем им стали наделяться и объективные события. Так возникла вера в приметы - оменализм (от лат. omen - примета), а вместе с ней гадательная магия (мантика). Наряду с обрядознанием появился новый вид пустознания - суезнание, вначале знание о несуществующих свойствах реальных явлений, а в последующем - и о несуществующих в реальности вещах.

Следующий после оменализма шаг состоял в наделении сверхъестественным влиянием определенных предметов - фетишей, включая амулеты и талисманы. Возник фетишизм. Магия и фетишизм, как уже говорилось в первом выпуске, зародились уже в эпоху палеоантропов.

Еще позднее сверхъестественная сила начала мыслиться как способная передаваться от человека к человеку, от предмета к предмету. Эту форму религии называют эманизмом. И, наконец, сверхъестественная сила стала представляться в виде особых самостоятельных существ. Так возникла вера в демонов или, как иногда говорят, духов. Последний термин явно неудачен. Особые сверхъестественные существа понимались отнюдь не как духовные, а как весьма и весьма телесные объекты. Примерами демонов могут послужить домовые, лешие, водяные, русалки, эльфы, тролли, наяды, дриады и т. п. Своеобразной категорией демонов являются души умерших, которые тоже понимались как телесные существа. Эту форму религии называют демонизмом, или анимизмом (от лат. anima - душа).

Первоначально сверхъестественные существа - демоны - мыслились как живущие рядом с людьми в том же самом мире. И лишь в дальнейшем оформилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от естественного мира.

Своеобразным синтезом фетишизма и демонизма является идолопоклонство, когда невозможно точно установить, наделяется ли сверхъестественной силой изображение демона или изображенный демон. Сходный характер имеет культ растений и животных. Невозможно, например, установить, кому приписывается сверхъестественная сила: дереву или связанному с ним (обитающему в нем) демону.

По мере развития религии выделяются люди, которые, как считалось, были способны успешнее других использовать сверхъестественную силу для достижения тех или иных целей. Вначале это были колдуны. С переходом к демонизму появляются специалисты по общению со сверхъестественными существами. К ним относятся шаманы - особые люди, которым приписывается способность, приводя себя с помощью различных средств (пение, пляска, удары в бубен и т.п.) в исступление, вступать в прямое общение с духами (демонами). Люди верили, что шаманы с помощью духов могут лечить от болезней, предотвращать различного рода несчастья, обеспечивать успех в промыслах, предсказывать будущее и т.п. Систему верований, в центре которой находятся шаманы, называют шаманизмом.

Следующий шаг в развитии религии связан с начавшимся в дальнейшем переходом от первобытного общества к классовому. Расслоение общества, выделение из среды ранее равных общинников могущественной аристократии находит свое отражение в расслоении сверхъестественного мира, в выделении из среды равных по значению сверхъестественных существ нескольких особо могущественных - богов. Зарождается многобожие, или политеизм (от греческого поли - много, теос - бог). Вместе с ними появляются жрецы - посредники между людьми и богами. Окончательное оформление политеизма относится уже к классовому обществу, где боги приобретают облик грозных владык, правящих миром и распоряжающихся судьбами людей. Изменяется характер культа. Целью обрядовых действий становится умилостивление богов. Дальнейшее развитие религии в классовом обществе приводит к возникновению единобожия, или монотеизма (от греческого моно - один, единый; теос - бог).

С появлением демонизма и особенно политеизма наряду с мифами нерелигиозными возникли мифы религиозные, в которых рассказывалось о похождениях и делах демонов и богов.

В целом на стадии первобытного общества все явления духовной жизни были теснейшим образом связаны, взаимно переплетались и проникали друг в друга. Все это дает основание говорить о синкретизме, т. е. слитности, нерасчлененности духовной культуры первобытности.

Вопрос 2. Становление первобытного человека и общества на территории Европы

Вопрос 2. Становление первобытного человека и общества на территории Европы Существуют разного род теории антропогенеза (происхождения и развития человека как вида). Длительное время господствовала теологическая версия о Божественном создании человека по образу и

§ 6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

§ 6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА Образование и здравоохранение. Для России были характерны резкие контрасты в образе жизни господствующих слоёв и основной массы народа. Таким образом, раскол в социально-экономической области усугублялся расколом в духовной сфере.Согласно

§ 6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

§ 6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА Образование и здравоохранение. Для России были характерны резкие контрасты в образе жизни господствующих слоев и основной массы народа. Если дворянство свои души и сердца давно отдало европейской культуре, то крестьянство, в значительной

Духовная жизнь общества

1.7.2. Раздвоение культуры с переходом от первобытного общества к классовому

1.7.2. Раздвоение культуры с переходом от первобытного общества к классовому На протяжении почти всей истории первобытности существовала одна, единая культура всего общества в целом. На последнем этапе его бытия, когда стали зарождаться классовые отношения, внутри единой

4.3.2. Эпоха первобытного (доклассового) общества или палеоистории (40—6 тыс. лет)

4.3.2. Эпоха первобытного (доклассового) общества или палеоистории (40—6 тыс. лет) Если архантропы и палеоантропы обитали только в Старом Свете, то люди современного физического типа, неоантропы, появившись 35—40 тыс. лет назад, почти сразу освоили Америку и Австралию. С этого

ВЫПУСК 2. ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

ВЫПУСК 2. ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Учебное пособиеМосква 1999 г. УДК 930.9ББК Т3 (0)С-30Рецензенты: кафедра этнологии МГУ им. М.В. Ломоносовадоктор исторических наук Н.Б. Тер-АкопянСеменов Ю.И. Введение во всемирную историю. Выпуск 2. История первобытного общества. Учебное

Раздел I История первобытного общества

Раздел I История первобытного общества

3. Эпоха первобытного (доклассового) общества (40-6 тыс. лет тому назад)

3. Эпоха первобытного (доклассового) общества (40-6 тыс. лет тому назад) В развитии доклассового общества последовательно сменились стадии раннего первобытного (первобытно-коммунистического) и позднего первобытного (первобытно-престижного) обществ. Затем наступила эпоха

2. Исследование истории первобытного общества в Институте этнографии в первые послевоенные десятилетия

2. Исследование истории первобытного общества в Институте этнографии в первые послевоенные десятилетия Исследованием истории первобытного общества в Институте этнографии занимались и до прихода к руководству в нем Ю.В. Бромлея. Существенный вклад в разработку проблем

19. Исследование экономики первобытного общества и его значение для историологии и философии

19. Исследование экономики первобытного общества и его значение для историологии и философии В одной из своих работ А.И Першиц, проводя четкую грань между первобытными обществами, существовавшими до возникновении классового общества, и первобытными обществами,

20. Сектор истории первобытного общества: Люди, работавшие в нем

20. Сектор истории первобытного общества: Люди, работавшие в нем А теперь вернемся к самому началу истории группы и сектора истории первобытного общества. Он никогда не был велик. Более или менее постоянное его ядро составляли шесть человек — Абрам Исакович Першиц, Лев

23. Сектор истории первобытного общества: плоды его четвертьвековой деятельности

23. Сектор истории первобытного общества: плоды его четвертьвековой деятельности Но вернусь к основной теме. Чтобы представить, что было сделано группой, а затем сектором истории первобытного общества за два с небольшим десятилетия, я ограничусь перечислением вначале

25. О судьбе сектора истории первобытного общества и будущем историологии первобытности

25. О судьбе сектора истории первобытного общества и будущем историологии первобытности Ю.В. Бромлей покинул пост директора Института этнографии в 1989 г., и в следующем году умер. Сектор истории первобытного общества не надолго пережил своего создателя и опекуна. В 1992 г. он

Культура первобытного общества — самый длительный период по становлению и развитию. Все имеющиеся у людей научные знания, мифология, религия и искусство находились в тесном взаимодействии друг с другом, отдельно они не существовали. Каждый член общества был носителем сразу всех составляющих элементов культуры.

Культура первобытной эпохи

Особенности первобытной культуры

Теория, дающая объяснения процессу возникновения первобытной художественной культуры — антропосоциокультурогенез. В настоящее время имеется сразу несколько теорий её становления. Различие во взглядах не мешает ближе познакомиться с основными моментами жизни предков.

Согласно археологическим данным, первобытные люди впервые появились в юго-восточной Африке. Эту версию нельзя считать окончательной, так как существует ещё одно предположение — история первого человека начинается с земель северной Индии.

Процесс формирования

Культура первобытного общества

Процесс формирования современного типа человека начался около 3−3,5 млн лет назад. Первые следы жизни были найдены на территории Африки, во время проведения олдувайских раскопок. В последующие тысячелетия люди начали осваивать ранее не обжитые территории: вначале это были благоприятные и тёплые районы, а после стали перебираться жить стадом в более суровые климатические и географические зоны.

Расселение по разным территориям способствовало появлению заметных расовых различий между людьми. Освоение новых земель связано с долгой изоляцией определённой группы, а это уже приводило к возникновению первобытно-общинных культурных различий. В новой среде обитания пришлось столкнуться с неизведанными природными явлениями, вместе с этим менялась и пища. Так были заложены основы первобытной культуры.

Главным приспособлением к разнообразным жизненным условиям стал труд. Примерно 2,5 млн лет назад люди начали делать орудия из камня, шкур убитых животных, дерева и даже из некоторых растений. Все люди занимались охотой, собирательством, рыболовством и созданием предметов для дома. Параллельно с этим развитие получили и духовные отношения — начали возникать обряды, обычаи, игры и т. д.

Первичные знаковые системы

В занятиях формировались первичные знаковые системы (например, средства счёта). С развитием языка произошёл переход от невербального взаимодействия жестами к разговорному. Основной их целью было соединение определённых групп людей. В культуре первобытности были замечены и элементы творчества. Люди учились ориентироваться на местности по различным предметам, расширяли свой рацион, выбирали новые материалы для изготовления орудия, научились добывать и использовать огонь.

Особенно стремительно культура начала развиваться после того, как у человека появилось желание покорить себе всю планету, так родились мифология и магия. Все эти творения того времени легли в основу формирования современной цивилизации.

Первобытная культура кратко

Процесс развития

Эпоха развития первобытной культуры считается самой длительной в истории жизни людей. Историки делят её на несколько периодов, в зависимости от того, из какого материала изготавливались орудия труда. Периодизация:

  • Каменный век (начался около 40 тыс. лет назад и продлился до 4 тыс. лет до нашей эры).
  • Бронзовый (3−2 тыс. до н. э.).
  • Железный век (I тысячелетие до нашей эры).

Следует дать краткую характеристику основных этапов культуры древнего общества.

Характеристика этапов

В каменный век (палеолит, мезолит, неолит) изобретались простые орудия труда из камня. Люди начали строить лодки и рисовать на скалах. Со временем приручили животных и стали разводить домашний скот.

Культура первобытного общества кратко

Были изобретены лук и стрелы. В 9−4 тыс. до н. э. окончательно сформировалось скотоводство и земледелие и была усовершенствована техника обработки камня.

В бронзовый век произошло отделение ремёсел от других занятий и возникли первые первобытные государства.

С наступлением железного века развитие мировой человеческой культуры заметно ускорилось.

В первобытном обществе доминировали кровная связь и естественное разделение труда. Родство определялось по женской или по мужской линии. Большую эволюцию пережили брачно-семейные отношения — были запрещены браки между близкими родственниками.

Древние люди научились изобретать материалы — ткань, керамику и пряжу. Появились и средства передвижения — лыжи, санки, повозки.

Важную роль в зарождении и развитии культуры сыграла неолитическая революция — процесс перехода от присваивающего труда к производящему. С возникновением земледелия заметно улучшился общий уровень жизни людей. Начала расти численность населения, стали возводиться культовые строения и памятники. Возникали первые городища — крупные поселения, просуществовавшие несколько веков.

Духовная сторона

Первые её зачатки произошли в эпоху палеолита. Духовную культуру первобытного общества кратко можно описать, назвав её характерные черты. К ним относят:

Духовная культура первобытного общества

  • Медленный темп развития. Люди придерживались определённых традиций.
  • Сознание человека было полностью погружено в материальную жизнь. Всё было привязано к конкретным вещам. Преобладало чувственное восприятие реальности.
  • Соединение с природой. Человек неразрывно был связан с происходящими вокруг него природными явлениями.
  • Первобытные люди не умели писать. Этим объясняется отставание в культурном развитии.

Много веков назад начало появляться искусство, оно помогало освоить мир в символической форме. Практически все виды творчества зародились именно в древнем обществе.

У первобытных людей того времени образовались предпосылки для формирования всех сфер духовности. Культура первобытной эпохи и её развитие изучается на школьных уроках культурологии и истории. Чтобы лучше понять материал, рекомендуется составить таблицу или сделать доклад. Кроме того, о первобытной культуре кратко можно написать конспект, указав в тексте хронологические границы и основное содержание конкретного этапа.

Читайте также: