Лечебная педагогика это кратко

Обновлено: 05.07.2024

отрасль педагогической науки, разрабатывающая теорию и практику сочетания лечебных и педагогических средств для воспитания и подготовки к жизни детей с отклонениями в развитии.

(валеология) интегрированная медико-педагогическая наука, основным предметом которой является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с больными школьниками.

отрасль педагогики, разрабатывающая средства и методы исправления физических и психических дефектов. Термин употребляется главным образом в немецкой литературе и является в большей степени устаревшим.

отрасль педагогики, разрабатывающая мед. и учебно-воспитательные приемы и средства, имеющие целью выправление (коррекцию) характера и личности аномальных и трудных детей. Одним из первых ввел этот термин В. П. Кащенко.

комплексная дисциплина, система медико-педагогических мер, направленных на лечение, коррекцию и развитие детей, страдающих какими-либо заболеваниями и по этой причине находящихся в лечебных или оздоровительных учреждениях.

обособившийся раздел педагогики, смежный с медицинской психологией и коррекционной педагогикой, занимающийся профилактикой, коррекцией, реабилитацией пограничных психических состояний у детей с использованием психолого-педагогических методов (В.К.Волкова, Н.А.Голиков).

отрасль педагогики, разрабатывающая средства и методы исправления физических и психических дефектов – своеобразный вариант специальной педагогики с медицинским сопровождением. Термин употребляется главным образом в немецкоязычной литературе. См.: Педагогика специальная.

система медико-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию дефектов и развитие аномальных детей, находящихся в условиях лечебных учреждений. Начало П. л. положено врачами-психиатрами: Э. Сегеном (Франция), И. В. Мляревским, А. С. Грибоедовым, В. П. Кащенко, Г. И. Россолимо (Россия) и др.

система медикопедагогических мероприятий, направленных на коррекцию дефектов и развитие аномальных детей, находящихся в условиях лечебных учреждений. Начало ее положено врачамипсихиатрами: Э. Сегеном (Франция), И.В. Маляревским, А.С. Грибоедовым, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо (Россия) и др. В немецкоязычной литературе этот термин употребляется в значении отрасли педагогики, разрабатывающей средства и методы исправления физических и психических дефектов. В то же время следует подчеркнуть, что педагогика не лечит и не решает задачи лечения. Речь идет о педагогической деятельности в условиях медицинского учреждения (см.: педагогика госпитальная).

ветвь педагогики как системы наук, изучающая особенности реконструкции педагогического процесса и среды в целях усиления их влияния на оздоровление детей с теми или иными заболеваниями. Лечебная педагогика – это педагогика, Способствующая развитию, обучению, воспитанию и самореализации ребенка с любыми физическими и психическими отклонениями. В ней педагогические средства выполняют функции лекарств. Лечебная педагогика способствует социализации больных детей, а также профессиональной реабилитации взрослых. Методы и формы, ею рекомендованные, соответствуют виду и степени заболевания человека. По сути своей – это высоко духовная наука помощи слабому, немощному, нуждающемуся.

Вложенные файлы: 1 файл

Что такое лечебная педагогика.docx

Педагогика (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.

Педагогика включает соответствующие структуры, одна из которых лечебная педагогика.

Лечебная педагогика — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и коррекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений, которые могут привести к стойкой инвалидизации, школьной и социальной дезадаптации.

Лечебная педагогика — это комплексное воздействие на организм и личность ребенка. В ее задачи входит стимуляция умственного и физического развития, коррекция имеющихся отклонений в развитии (отставания в психическом развитии, поведении, речи, нарушения общения, моторики и других психомоторных функций) с целью всестороннего развития больного ребенка.

При проведении лечебно-педагогических мероприятий следует опираться на сохранные функции и возможности ребенка.

Лечебная педагогика тесно связана с клинической медициной, в первую очередь, с педиатрией, с детской неврологией и психиатрией, а также психотерапией, возрастной физиологией.

Основные задачи лечебной педагогики заключаются в разработке специальных индивидуальных и групповых методов и программ, направленных на коррекцию нарушенных функций и стимуляцию психомоторики ребенка и эмоционально-личностное его развитие.

Важнейшей задачей лечебной педагогики является также психотерапевтическое воздействие на ребенка и его семью с разработкой индивидуализированных программ семейного воспитания, семейной психотерапии, адекватного, развивающего взаимодействия матери и ребенка.

На основе анализа структуры ведущих нарушений, обусловливающих отставание в развитии и дезадаптации ребенка к окружающей среде, лечебная педагогика решает как общие педагогические и общевоспитательные задачи, так и сугубо специфические-коррекционные, с учетом специфики аномального развития и индивидуальных особенностей ребенка и его семьи.

Главным принципом лечебной педагогики является тесная взаимосвязь лечебного и педагогического процессов.

Программа педагогической и воспитательной работы строится с учетом общепедагогических и общевоспитательных задач с использованием специфических педагогических приемов и методов, дифференцированных в зависимости от характера заболевания ребенка, специфики нарушенного развития, структуры ведущего нарушения, выраженности вторичных отклонений в развитии, общего уровня физического и умственного развития, возраста, степени социальной и педагогической запущенности и дезадаптации.

Лечебно-коррекционное воздействие должно оказывать положительное влияние не только на ребенка, но и на его семью.Это особенно важно, так как хорошо известно, что в семье, в которой воспитывается больной ребенок, обычно создается особый психологический конфликт, особенно в тех случаях, когда члены семьи начинают ощущать безрезультатность или малую эффективность своих усилий, направленных на стимуляцию развития ребенка. Если же происходит еще и снижение социального статуса семьи, чаще матери, ухаживающей за больным ребенком, то семейный психологический конфликт может углубляться. В этих случаях необходима систематическая семейная психотерапия, одним из основных звеньев которой является обучение матери специальным коррекционным приемам и привлечение ее к работе как со своим ребенком под руководством психотерапевта и педагога-дефектолога, так и постепенно к работе с другими детьми в качестве помощника дефектолога.

Важнейшей задачей лечебной педагогики является умственное воспитание ребенка, при этом особенно важно развивать умственные способности, а не только расширять объем знаний и представлений об окружающем.

Различают общую и частную лечебную педагогику. Частная лечебная педагогика основывается на специфике отдельных заболеваний и отклонений в психомоторном развитии.

В настоящее время роль лечебной педагогики в воспитании и подготовке к обучению детей с отклонениями в развитии резко возрастает. Это обусловлено как увеличением числа детей, нуждающихся в специальной лечебно- педагогической помощи, так и гуманизацией образования, обусловливающей необходимость создания специальных условий для возможности успешного обучения каждого ребенка, в том числе и детей с отклонениями в развитии, различными неврологическими, психическими и хроническими соматическими заболеваниями. Увеличивается число детей, которые без специальной подготовки с применением лечебно-педагогических мероприятий, не могут успешно начать обучение в школе. Условно они объединяются в группу детей с особыми нуждами. Среди них есть дети с задержкой психического развития, речевыми, сенсорными и двигательными дефектами, неконтактные дети, больные с хроническими соматическими заболеваниями и, в том числе, с так называемым врожденным иммунодефицитом, когда ребенок при нормальном умственном развитии отличается резкой соматической ослабленностью и повышенной склонностью к различным заболеваниям внутренних органов. Многие из этих детей являются лежачими больными, и их обучение проводится либо на дому, либо в стационарных детских больницах.

Среди детей с особыми нуждами большую группу составляют дети с нервно-психическими заболеваниями и отклонениями в развитии. Это дети с задержкой психического развития, речевыми, сенсорными и двигательными дефектами, неконтактные дети, или дети с нарушениями общения, нарушениями поведения, больные психическими и неврологическими заболеванииями, такими как детская шизофрения, эпилепсия, миопатия и многими другими. Особую группу составляют дети со сложными нарушениями в развитии, у которых имеется несколько отклонений или заболеваний. Например, сочетание отставания в умственном развитии с нарушениями зрения, слуха, поведения, заболеваниями костно-мышечной системы или внутренних органов, эндокринными и другими расстройствами.

Большое значение для школьной и социальной адаптации этих детей имеет не только характер самого заболевания или вариант аномального развития,но и, прежде всего, время начала лечебно-коррекционных и развивающих мероприятий. В настоящее время установлено, что рано начатые и проводимые систематически лечебно-коррекционные мероприятия и обучение могут в значительной степени способствовать более успешному развитию и социальной адаптации детей, в том числе детей-инвалидов с наиболее тяжелыми отклонениями в развитии и заболеваниями.

  1. Специфика проведения лечебно-коррекционных мероприя тий

Специфика проведения лечебно-коррекционных мероприятий в раннем возрасте, как в семье родителями, так и на специальных занятиях педагогами, психологами и логопедами является мало разработанной. Особенно это касается детей с хроническими соматическими заболеваниями, которые часто сочетаются с нервно-психическими расстройствами, а также детей с нарушениями общения (РДА), нерезко выраженными отклонениями в развитии и сложными, множественными дефектами.

Несмотря на наличие специфических трудностей развития и обучения у каждого из детей этих групп, у них выявляются и некоторые общие трудности и закономерности нарушенного нервно- психического развития. Это прежде всего низкая умственная работоспособность, недостаточность концентрации внимания, памяти, незрелость эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость, отставание в развитии речи, ограниченность запасов знаний и представлений об окружающем, недостаточность моторных функций, отставание в развитии пространственных представлений.

Для некоторых из них характерна аффективная возбудимость, двигательная расторможенность, для других, напротив, вялость, пассивность, недостаточная двигательная и психическая активность, безразличие к окружающему.

Большие индивидуальные различия в специфике и степени выраженности указанных нарушений развития в значительной степени обусловлены характером и временем поражения ЦНС, спецификой психического, неврологического или соматического заболевания, а также генетически обусловленными особенностями органов ребенка.

Большое значение для дальнейшего развития ребенка с отклонениями в развитии имеет не только характер или вариант аномального развития, но и прежде всего время начала лечебно- коррекционных и развивающих мероприятий. В настоящее время установлено, что рано начатые и проводимые систематические лечебно-педагогические коррекционные мероприятия, могут в значительной степени способствовать более успешному развитию и обучению ребенка. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.

Кроме того, на ранних этапах развития дети легче усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если же при отсутствии лечебно-педагогических и коррекционных мероприятий эти стереотипы изначально сформированы и закреплены неправильно, то впоследствии скорректировать их крайне сложно.

Лечебно-педагогическое воздействие предполагает как преодоление имеющихся отклонений в развитии, так и предупреждение возможных нарушений, связанных с перенапряжением нервной системы, а также различными психическими травмами, приводящими к возникновению особых болезненных состояний нервной системы, которые легко возникают у детей раннего и дошкольного возраста — неврозов. Чем младше ребенок, тем менее значительные раздражители могут привести к психической травме. Это определяет необходимость обучения родителей и педагогов правильному взаимодействию с ребенком раннего возраста в процессе его воспитания и обучения. Для этого необходимы специальные лечебно-педагогические коррекционно-развивающие программы взаимодействия матери и ребенка; педагога-корректора и ребенка.

До последнего времени многие дети с тяжелыми отклонениями в развитии рассматривались как необучаемые инвалиды, и родителям, в основном, рекомендовалось помещать их в учреждения социального обеспечения. В настоящее время положение изменилось. Разработка приемов и методов лечебной педагогики показывает высокую их эффективность при раннем применении и особенно в тех случаях, когда активным участником проведения лечебно-педагогической работы становится мать, хорошо ориентированная не только в проблемах своего малыша, но и в основных коррекционных направлениях лечебной педагогики. Особое внимание мы обращаем на роль правильно организованного эмоционально-развивающего взаимодействия матери и ребенка и на стимуляцию в процессе этого взаимодействия его психического, речевого и моторного развития. Поэтому важно, чтобы мать больного ребенка овладела основами лечебно-педагогической работы со своим малышом и проводила ее систематически в процессе эмоционального взаимодействия с ним.

4.1 Основные принципы лечебной педагогики

При проведении лечебно-педагогических и коррекционных мероприятий с детьми с отклонениями в развитии специалистам важно соблюдать следующие основные принципы.

система медико-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию дефекта и развитие аномальных детей, находящихся в условиях лечебных учреждений; начало П. л. заложено врачами-психиатрами Э. Сегеном (E. Seguin, 1812-1880), И.В. Маляревским, А.С. Грибоедовым, В.П. Кащенко (1870-1943), Г.И. Россолимо (1860-1928) и др.

Обособившийся раздел педагогики, разрабатывающий средства и методы педагогических воздействий с целью нормализации физического и психического состояния ребенка. Близкая по значению к коррекционной педагогике, Л. п. базируется на стимуляции резервных возможностей организма ребенка. Л. п. как раздел науки находится пока в стадии становления.

– отрасль педагогики, разрабатывающая средства и методы исправления физических и психических дефектов. Термин употребляется главным образом в немецкоязычной литературе, в современных отечественных педагогических науках практически не используется. Предмет Л. п. и сфера ее применения являются объектом дискуссий. По мнению некоторых авторов, Л. п. охватывает почти весь круг проблем, разрабатываемых в отечественной дефектологии. Другие считают, что Л. п. должна заниматься вопросами обучения и воспитания лишь некоторых групп аномальных детей. Проблемы Л. п. в отечественной науке разрабатываются в русле дефектологии.


Московский Центр лечебной педагогики — уникальное и знаменательное явление в российском образовании. И по своим задачам, и по структуре, и по методикам.
Идея организации Центра принадлежит Анне Битовой — дефектологу, начинавшему свой профессиональный путь в детской психоневрологической больнице № 6. Анна работала с детьми как логопед. Работала эффективно: даже дети с очень сложными случаями недоразвития речи начинали у нее говорить. Но потом их выписывали домой. И ситуация оборачивалась катастрофически: дома с ними некому было заниматься, и они полностью или частично теряли свои с таким трудом обретенные умения. Для педагога это было не меньшей трагедией, чем для родителей: огромный, кропотливый труд полностью обесценивался, приравнивался к нулю.
Тогда и родилась идея создать Центр, где бы дети могли наблюдаться и заниматься со специалистами в течение продолжительного времени — до тех пор, пока в этом существует необходимость.


Центр появился на заре перестройки, в эпоху бурного расцвета мелкого предпринимательства. Начиналась эпоха нового российского капитализма, характеризовавшаяся, кроме всего прочего, одним качеством: в это время можно было что-то открыть и попытаться реализовать свой самый немыслимый план.
Так и поступила Битова. Только, в отличие от многочисленных кооперативчиков и торгово-промышленных объединений, Центр Битовой был некоммерческой организацией. Всем своим клиентам он оказывал бесплатную помощь. А клиентами стали семьи, имеющие детей с серьезными психоречевыми нарушениями. Обычный сценарий жизни такого ребенка связан с интернатской жизнью. Там ему сулят квалифицированную помощь, которую он скорее всего не получит, но расплатится за жизнь в интернате разрывом с семьей, потерей ежедневного внимания и заботы со стороны близких. Воспитание ребенка в семье — главная ценность, которую с самого начала отстаивали создатели Центра. Сегодня никто не может дать точного определения семьи — так расплывчаты ее контуры и структура. Но образ того, что есть семья, в каждом из нас, безусловно, присутствует. Как и убеждение, что только в семье малыш может рассчитывать на нормальное — или относительно нормальное — развитие. Для тех родителей, которые не хотели отдавать своих проблемных малышей в интернат, и был организован Центр.
В тот момент Анну поддержали не только друзья и заинтересованные в проекте родители, но и представители серьезной науки. Особенно важна была поддержка университетских психологов. Вообще-то российская нейропсихологическая школа, основанная Александром Лурией, считается очень интересной и глубокой. Но так сложилось, что к практической работе с детьми ученых не очень допускали. Здесь же открывались новые возможности для исследований, связанные к тому же с конкретной помощью детям.
В работу Центра включились такие серьезные ученые, как, например, Антонина Андреевна Цыганок. Сегодня она руководит подразделением Центра, занимающимся проблемами школьной дезадаптации.

Что касается финансовых проблем, то к ним поначалу серьезно не относились. Налоговая система тогда еще не сложилась. Специалисты, пришедшие в Центр и увлеченные идеей социального подвижничества, согласны были работать даже не за зарплату — за зарплатку. А вокруг было много знакомых, занявшихся бизнесом. Всего-то и требовалось, что попросить у одного-другого немножко денег на хорошее и доброе дело.
Потом, правда, ситуация ужесточилась.
Количество детей, посещающих Центр, резко возросло. Соответственно, выросли и расходы. С другой стороны, мелкие бизнесмены — недавние интеллигенты, ступившие на опасный путь делания денег, но еще не забывшие о высоких идеалах и готовые финансировать всякие благородные авантюры — разорились. А другие, не столь мелкие и вполне приспособившиеся к новым условиям, денег давать уже не хотели. В государственную систему Центр встраиваться тоже не стал. Туда звали, но гарантий сохранения идеологической независимости дать не могли. А свобода порой дорогого стоит.
Поэтому Центр стал усиленно осваивать систему грантов. На чем и до сих пор стоит.



Но есть и такие дети, которые, несмотря на все усилия педагогов и родителей, не могут устроиться в школу. Для таких прямо в Центре организованы мастерские, где с ними занимаются учителя.
За судьбой большей части своих подопечных Центр следит. За пятнадцать лет можно уже подвести некоторые итоги: некоторые из воспитанников Центра, считавшихся необучаемыми, закончили среднюю школу. Очень многие нашли свое место под солнцем и адаптировались к требованиям современного социума, могут зарабатывать — иногда вполне сносно — себе на жизнь.

А по примеру Центра в различных регионах страны возникают подобные или похожие на него организации — своеобразный показатель социальной культуры нашего общества.

Читайте также: