Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени кратко
Обновлено: 02.07.2024
Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождём народа, в большинстве случаев харизматическим.
Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнатъ, запретить, уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты. Кроме того, осуществляется демагогическая ориентация всех членов общества на якобы имевшие место выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это осуществимым.
В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывантся. Местые органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд.
Тоталитарный режим широко и постоянно применяет террор по отношению к населению. Физическое насилие, несмотря на его широкое использование, уже не становится самоцелью, как при деспотии и тирании. Оно выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти.
Авторитарный режим может осуществляться в иных формах. Он может быть основан на праве, моральных началах, но eгo нельзя все же отнести к режимам, где население участвует в управлении, а власть осуществляется наиболее эффективным способом.
Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в, части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще наиболее узкий круг людей, небольшая группа должностных лиц, осуществляющих политическое руководство. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со своей командой становятся для него необходимыми. Лидером является обычно сильная, порой харизматическая личность. И хотя общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем не менее, оно ориентируется на эту сильную личность.
Демократический режим
Морозова:
Для демократического режима характерны следующие черты:
1) народовластие, т. е. признание народа единственным источником государственной власти: это власть народа и для народа;
2) свобода личности в экономической сфере, т. е. свобода предпринимательства и признание частной собственности;
3) реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;
4) осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;
5) выборность и сменяемость органов государственной власти;
6) децентрализация государственной власти;
7) наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;
8) учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;
9) политический плюрализм, т. е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений, убеждений;
10) наличие легальной оппозиции.
Среди демократических режимов различают либерально-демократический и собственно демократический режимы.
Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.
Помимо отмеченных черт либерально-демократическому режиму свойственны следующие признаки:
1) экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы;
2) государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей;
3) в отношениях личности и государства устанавливается баланс (равновесие) их
4) высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения.
Собственно демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует. К другим особенностям данной разновидности демократического режима относятся:
а) максимальное использование в политической жизни демократических институтов: плебисцитов, демонстраций, шествий, собраний, митингов, петиций;
б) принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных меньшинств;
в) строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (местные органы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения);
г) утверждение верховенства закона, режима законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц и отдельных людей.
Демократический режим представляет собой тот идеал, к достижению которого стремятся любое общество и государство. – Однако этого идеала до сих пор не удалось достичь ни одному государству.
К нетипичным политическим режимам относится Охлократия. В переводе с греческого охлос означает - толпа (сброда, бандитов) обладающая властью. Охлократия имеет несколько недостатков одним, из которых является анархичность и беспорядочность государственного строя, которая вызывает презрение к такому режиму со стороны состоятельных людей. Когда демократия вырождается в охлократию, тогда простой народ становится похож на деспота. По общепринятому мнению, толпой манипулировать гораздо легче, чем сенатом. Толпа всегда склонна к преклонению перед вождями и агрессии по отношению к мнимым врагам. Вожди таких толп часто возводят обвинения против должностных лиц, а народ охотно принимает обвинения, так что значение всех должностных лиц сводится к нулю. А при бездействии должностных лиц наступает анархия, что часто приводит к поражению в войне. Другим недостатком охлократии и полисной демократии является то, что трудно собрать людей на народное собрание без денежного вознаграждения, а это в свою очередь требует повышения налогов и конфискаций. Всё это ниспровергло немалое количество демократий.
Следующим нетипичным политическим режимам является Плутократия. Плутос в переводе с греческого - богатство, кратос - правление - режим при котором решения правительства определяются мнением не всего народа, а влиятельного класса богатых людей, при этом существует глубокое социальное неравенство и низкая социальная мобильность.
Плутократия - частный случай олигархии - режима, при котором реальная власть принадлежит определённому кругу лиц (например, военным, знати, партийной верхушке или родственникам правителя).
Такой режим был применим к государствам, в которых господствовал высокий имущественный ценз. Примером плутократии служила Италия до реформ 1912 и 1919 годов, Бельгия до 1893 г., но чаще он употреблялся по отношению к государствам, где богатые классы, не имея формальных преимуществ, гарантированных законом, фактически пользовались преобладающим влиянием на выборы и вообще на ход государственной жизни.
Данный термин употреблялся в древности, в настоящее время утратил свою популярность в связи, с чем употребляется редко, исключительно в смысле осуждения.
Диктобланда и Демократура ещё одни вид политического режима, которые можно отнести к нетипичным. Они совмещают в себе черты демократии и диктатуры, а так же обеспечивают возможность ненаказуемого игнорирования или нарушения интересов большинства или значительной части граждан.
Авторитарный режим
Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа.
Авторитарной политической системе присущи следующие черты:
· автократизм (самовластие) – небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);
· опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить граждан к повиновению;
· монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности
властям;
· отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство в неполитические сферы, и прежде всего в экономику. Власть занимается в основном вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;
· рекрутирование (формирование) политической элитыпутем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, назначением сверху, а не в результате конкурентной электоральной борьбы.
Такая власть не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию личности и общества во всех неполитических сферах.
Сохраняются авторитарные режимы с помощью аппарата принуждения и насилия – армии. Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие народа в политической жизни. В таких условиях рядовые граждане вынуждены платить налоги, повиноваться законам без личного участия в их обсуждении. Слабые стороны авторитаризма – полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращать политические авантюры или произвол, ограниченность политического выражения общественных интересов.
Существующие в авторитарных государствах демократические институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим; Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируется разделение властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой государства и правительства становится лидер правящей авторитарной партии. Представительные органы на всех уровнях превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть.
Достоинство авторитарного режима – высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников, а также способность решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, авторитаризм был желаемым режимом в ряде стран после Второй мировой войны, на фоне существовавших в мире острых экономических и социальных противоречий.
Авторитарные режимы очень разнообразны. Одним из видов является военно-диктаторский режим. Его пережило большинство стран Латинской Америки, Южная Корея, Португалия, Испания, Греция. Другой разновидностью является теократический режим, при котором власть сосредоточена в руках религиозного клана. Такой режим существует в Иране с 1979 г. Конституционно-авторитарный режим характеризуется сосредоточением власти в руках одной партии при формальном существовании многопартийной системы. Это режим современной Мексики. Для деспотического режима характерно то, что высший руководитель опирается на произвол и неформальные клановые, семейные структуры. Другой разновидностью является персональная тирания, при которой власть принадлежит лидеру и отсутствуют ее сильные институты (режим С. Хусейна в Ираке до 2003 г., режим М. Каддафи в современной Ливии). Еще одна категория авторитарных режимов – абсолютная монархия (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).
Тоталитарный режим.
Если тоталитаризм характеризовать как политический режим, то он представляет собой режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Вместе с тем политологи отмечают, что тоталитаризм - это не просто политический режим как характеристика власти, а практически способ организации общества. И в этом смысле тоталитаризм - это политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии.
Для тоталитарного режима характерны следующие черты (по В.Н.Протасову):
· - монизм (отсутствие плюрализма) во всех сферах общественной и государственной жизни: тоталитарная политическая система основана на монизме власти;
· - идеологизацця всей общественной жизни, введение на государственном уровне единой для всех идеологии;
· - монополия на информацию;
· - полный контроль над средствами массовой информации;
· - полное устранение гражданского общества, всякой частной жизни;
· - распространение на все сферы жизни уравнительного принципа, подавление человеческой индивидуальности;
· - систематический массовый террор против своего населения;
· - прикрытие, маскировка атрибутами правовой формы: конституцией, писаным законом, законностью, правосудием;
· - отсутствие публично-властной суверенности государства, поглощение государственного аппарата партийным;
· - запрет на существование всяких иных политических партий и движений;
· - жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет культовая фигура вождя.
Основные разновидности тоталитаризма - коммунистический тоталитаризм, фашизм (впервые был установлен в Италии в 1922 г.), национал-социализм (возник в Германии в 1933 г.).
Особенности фашистского режима:
· Гражданский национализм(государство формирует одну высшую нацию, независимо от национальности граждан )
· Отсутствие расовых теорий
· проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам, стремясь завоевать для высшей расы новые пространства.
· Главенство одной нации, уничтожение и подчинение драугих
· Возникновение языческих и оккультных явлений в обществе и полит.среде
Основные черты коммунистического тоталитаризма в СССР:
· узурпация власти в стране узкой группой большевистских вождей,
· господство этой группы в обществе, коммунистическая диктатура;
· массовая экспроприация зажиточных слоев крестьянства,
· запрещение основных прав и свобод граждан, подавление гражданского общества;
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Лекция № 41 на тему:
2.27. Фашизм в Германии и Западной Европе
План лекции
Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени.
Политическая идеология тоталитарного типа.
Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.
Фашизм в Германии. Подготовка к войне за мировое господство.
Начало второй мировой войны.
1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТОТАЛИТАРИЗМА И АВТОРИТАРИЗМА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ.
Сторонники коммунистических идей искали выход в совершении революции и построении бесклассового социалистического общества. Их противники, испуганные размахом коммунистического движения и желавшие твердого порядка, стремились к установлению антидемократической диктатуры. Среди сторонников жестких мер были мелкие собственники, предприниматели, по которым больно ударил экономический кризис, рабочие, не доверявшие социалистам, крестьянство, люмпен-пролетариат. Все они в условиях экономических неурядиц «мечтали о перераспределении общественных богатств за счет крупных собственников, путем экспроприации имущества состоятельных представителей национальных меньшинств, территориальных захватов и грабежа других стран.
Предпосылки становления тоталитаризма:
Загладин Н.В. – неразвитость и слабость демократической системы.
Появление средств массовой информации
Возникновение массовых политических партий
Появление нового опыта управления государством в годы Мировой войны (контроль государства над экономикой, воздействие на миллионы людей.)
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ ТОТАЛИТАРНОГО ТИПА.
Тоталитаризм – социально-политическое устройство общества, характеризующееся полным подчинением человека политической власти, всеобъемлющим контролем государства над обществом.
Признаки тоталитаризма:
Власть принадлежит массовой партии, которая стоит выше государственных органов или сращивается с ними. Эта партия управляет страной;
(Полный контроль государства над экономикой) Замена рыночных отношений государственно-бюрократическим регулированием, планированием и распределением;
Наличие общегосударственной обязательной идеологии;
Полный контроль государства над СМИ;
Полный контроль партии – государства над армией, полицией и репрессивными органами;
Репрессии – как главное средство политики;
Наличие харизматического вождя;
Уничтожение демократических институтов;
Тоталитаризму близки и присущи еще ряд понятий:
3. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ТОТАЛИТАРНЫХ И АВТОРИТАРНЫХ ДИКТАТУР.
Тоталитаризм явился одной из тех альтернатив, которые были у стран, оказавшихся в условиях системного (модернизационного) кризиса. Общие черты таких кризисов: депрессия и утрата населением социальных ориентиров, экономический упадок, резкое социальное расслоение, распространение нищеты, преступности и т.д.
Все тоталитарные идеологии предлагали обществу свой собственный вариант установления социального счастья, справедливости и общественного благополучия. Установление такого идеального строя жестко основывалось на утверждении социальных привилегий определенных групп, что оправдывало любое насилие по отношению к другим общностям граждан.
Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа.
Авторитарной политической системе присущи следующие черты:
автократизм (самовластие) – небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);
опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить граждан к повиновению;
монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;
-отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство в неполитические сферы, и прежде всего в экономику. Власть занимается в основном вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;
рекрутирование (формирование) политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, назначением сверху, а не в результате конкурентной электоральной борьбы.
Авторитаризм – политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц. Такая власть не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию личности и общества во всех неполитических сферах.
4. ФАШИЗМ В ГЕРМАНИИ. ПОДГОТОВКА К ВОЙНЕ ЗА МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО.
Экономический кризис в послевоенной Германии был глубже и тяжелее, чем в других европейских государствах. Несмотря на то, что была принята демократическая Веймарская конституция, политической стабильности не было. Авторитет правительства снижался и из-за экономических трудностей. Германия была вынуждена выплачивать победителям огромную контрибуцию, которая тяжелым бременем ложилась на экономику. Инфляция достигала невиданных размеров, росла безработица. Начавшийся в 1929 г. мировой экономический кризис ухудшил и без того тяжелое положение Германии, в 1930 г. страна оказалась не в состоянии выплачивать репарации.
В начале 30-х гг. поддержка нацистов избирателями быстро росла. В парламенте (рейхстаге) члены НСДАП сформировали значительную по численности фракцию, 30 января 1933 г. президент Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером (главой правительства). После этого нацисты немедленно приступили к осуществлению своего плана захвата власти. В ночь на 28 февраля вспыхнуло здание рейхстага. В этом преступлении безосновательно были обвинены коммунисты. Провокация стала поводом для введения в стране чрезвычайного положения и отмены всех демократических прав и свобод. В марте 1933 г. на парламентских выборах в условиях открытого террора штурмовиков и бешеной пропагандистской кампании нацисты получили 43% голосов. Это позволило им объявить о своей победе и начать расправу над противниками.
В Германии были запрещены все политические партии, кроме НСДАП, ликвидирована свобода печати. Начались повальные аресты противников нацизма. Сначала это были коммунисты, партия которых была запрещена, потом социал-демократы, а затем — все недовольные нацистским режимом. В стране была создана сеть концлагерей, в которых содержались политические заключенные. Орудием осуществления репрессий стала организованная апреле 1933 г. государственная тайная полиция (гестапо).
В ряде случаев собственники предприятий стали лишь формальными их хозяевами. Всем распоряжались государственные чиновники и функционеры нацистской партии. Около 80% продукции производилось по государственным заказам. С экономической и политической самостоятельностью германской буржуазии было покончено. Хотя крупные монополисты и продолжали занимать важные посты в управлении хозяйством, важнейшие вопросы решали представители партийной верхушки.
Фашистский режим в Италии и нацистский в Германии не были одиноки. В 20—30-х гг. диктатуры были установлены во многих европейских странах. Польский генерал Ю. Пилсудский в 1926 г. совершил государственный переворот и установил свою единоличную власть. В Австрии в начале 30-х гг. возник режим, напоминавший итальянский. В Испании в 1939 г. после поражения республиканцев в гражданской войне господствовали фалангисты во главе с генералом Ф. Франко. Диктаторские авторитарные режимы существовали также в Болгарии, Венгрии, Португалии, Румынии, Югославии и некоторых других странах.
ПРЕДПОСЫЛКИ нацизма в Германии.
Условия Версальского мира (стремление получить реванш за условия мира)
Мировой экономический кризис. ( Возможности германской буржуазии были ограничены, внутренний рынок был узок, а потеря колоний лишала Германию маневра. Необходимо было создать твердое и устойчивое правительство, уйти от социальной политики Веймарской республики .)
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ германского фашизма:
Крайний национализм и расизм
Неприятие демократии
Стремление создать тоталитарное государство
Преклонение перед насилием
Крайняя агрессивность – стремление к мировому господству.
ИДЕИ партии нацистов:
Пересмотр Версальского договора
Интересы арийской расы превыше всего
Лозунги социальной справедливости
Антикоммунизм и антисемитизм
главными врагами назывались представители крупного капитала,
экспроприировать нетрудовые доходы,
передать государству монополистические концерны,
обобществить передать мелким торговцам универсальные магазины, крестьянству — помещичьи земли.
МЕРОПРИЯТИЯ нацистов в Германии.
Ликвидация всех демократических свобод
Запрет всех политических партий кроме НСДАП
Закон о единстве партии и государства. Решение партии становилось законом для гос-ва
Предоставление неограниченных полномочий карательным органам
Гонения на евреев
Созданы палаческие штурмовые отряды СА и охранные отряды СС, тайная полиция – ГЕСТАПО, концентрационные лагеря – 1933 г. ( Респектабельные фирмы поставляли печи для крематориев и газ для душегубок, имперский банк Германии хранил золотые коронки и корпуса золотых наручных часов, а крупнейшие германские фирмы получали бесплатных рабов )
Немецкая пропаганда. Было создано специальное министерство пропаганды во главе с Геббельсом .
6. НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
Несмотря на все заявления Гитлера, сделанные в 1938 году в Мюнхене, об отсутствии у Германии каких-либо территориальных претензий к соседним государствам, менее чем через месяц после окончания конференции он начал предъявлять претензии Польше.
Польша, как и Чехословакия, являлась детищем Версальской системы. Заняв в германо-чешском кризисе явно прогерманский нейтралитет, теперь она сама оказалась на месте Чехословакии.
Всю весну и лето 1939 года немецкая машина пропаганды создавала впечатление, что Германия желает решить все проблемы с Польшей мирным путём, а поляки, в ответ, лишь нагнетают обстановку.
Англия попыталась остановить Гитлера, демонстративно заключив 6 апреля 1939 г. англо-польский договор о взаимопомощи, но Гитлер использовал его в своей пропаганде как ещё одно доказательство агрессивности и враждебности Польши.
В итоге, по словам Гитлера, заключив антигерманский договор с Англией, Польша сама нарушила условия германо-польского пакта о ненападении 1934 года.
Настроенное более решительно, чем Чехословакия, польское правительство не поддалось на угрозы Гитлера, и начало мобилизацию.
Гитлер и это использовал для обвинения Польши в агрессивности, заявив, что военные приготовления Польши вынуждают его мобилизовать свои войска.
Несмотря на видимую для всех агрессию, Гитлер стремился в войне обвинить Польшу, для чего на польской границе была произведена провокация.
К 17 сентября с Польшей практически было покончено.
3 сентября, под давлением парламента, Англия объявила Германии войну (её примеру последовала и Франция).
Гитлер настолько был уверен в пассивности Запада, что перебросил в Польшу 2/3 своих сил.
После Мюнхенской конференции он так характеризовал западных политиков:
Западные страны в очередной раз упустили шанс предотвратить мировую войну. Сами немцы признавали, что во время польской кампании Германия не была способна отразить удар с Запада.
Подобное бездействие Англии и Франции можно объяснить двумя причинами:
во-первых, Запад надеялся, что в Польше германские войска не остановятся на демаркационной линии и продолжат наступление на СССР;
во-вторых, Запад придерживался оборонительной стратегии.
Бельгия и Голландия объявили о своем нейтралитете, хотя трезвые умы понимали, что Гитлера не остановит никакой нейтралитет, и тогда Германия, как и в предыдущую войну, может вторгнуться во Францию через эти страны в обход её главных укреплений.
Но первой целью Гитлера после Польши стали объявившие нейтралитет Дания и Норвегия.
Опыт Первой Мировой войны показал, что для успешного действия в Северном море и Северной Атлантике Германии необходимо получить базы в Норвегии.
Захват же Дании позволили бы закрыть для англичан Балтийское море и обезопасить поступление в Германию шведской руды.
Все предупреждения о готовящемся нападении датское и норвежское правительства игнорировали, не предприняв даже минимальных приготовлений к войне.
Поводом для своего вторжения Гитлер решил использовать ситуацию, сложившуюся на Скандинавском полуострове.
По договору от 23 августа 1939 г. Финляндия попала в советскую сферу влияния, чем не преминул воспользоваться Сталин, стремившийся за счёт финских земель отодвинуть границу от Ленинграда.
30 ноября 1939 г. началась советско-финляндская война.
Скандинавские страны провозгласили нейтралитет и отказались пропускать западные войска, но это не остановило Гитлера, который решил оправдать свою оккупацию Норвегии стремлением предотвратить её захват англичанами.
Но 12 марта 1940 г. советско-финляндская война закончилась, и Гитлеру пришлось менять планы.
К апрелю 1940 г. германский штаб разработал новые планы оккупации Дании и Норвегии, по которым необходимо было быстро захватить королей этих стран, заставить капитулировать и публично признать необходимость нахождения на их территориях немецких войск для защиты от англо-французской оккупации.
9 апреля 1940 г. силы ВМФ и воздушного десанта быстро оккупировали Данию и важнейшие точки Норвегии.
Но если Дания, не оказав сопротивления, капитулировала, то в Норвегии пришлось столкнуться с очагами упорного сопротивления местного населения и находящегося там англо-французского корпуса.
Королевский двор, правительство и англо-французский корпус были эвакуированы в Англию, что сорвало планы Гитлера по оправданию своей агрессии.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Законспектировать текст лекции или в тетради, либо в Word документе. Если все-таки в тетрадях выполняете, то фото должны быть качественными, чтобы мне можно было прочитать, а также пронумеруйте фото, например фото-1и т.д.
Что же послужило причиной возникновения тоталитарных режимов?
Назовите основные предпосылки тоталитаризма?
В чем заключается основное отличие тоталитаризма от авторитаризма?
Почему возникновение угрозы войны в Европе принято связывать с приходом А.Гитлера к власти в Германии?
2. Шрифт Times New Roman , 14 пт, межстрочный интервал – одинарный, поля по 1,5 см справа и слева, поля выравниваются по ширине, заголовок – посредине. Ф.И. автора – по правому краю.
Например,
ХРИСТОФОР КОЛУМБ
Иванов Максим, студент 1 курса 229 группы
Христофор Колумб (Cristoforo Colombo) – великий испанский адмирал, отважный мореплаватель, уникальный первооткрыватель. Большую часть своей сознательной жизни он провел, путешествуя по разным уголкам Земного шара. Этот удивительный человек – первый из жителей Европы ступил на берега Южной и Центральной Америки, Антильских и Багамских островов, ходил под Парусом по Саргассовому и Карибскому морям. Знаменит, прежде всего, открытием Америки в 1492 году…
Информационные источники:
Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой. В истории общества можно выделить различные его формы: древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские империи XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы в XX в. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот политический режим совместим с различными по природе общественными и политическими системами — рабовладением, феодализмом, капитализмом, социализмом, демократией и монархией. Отсюда — трудности, связанные с попытками определения общей природы авторитаризма, вычленения его сущностных, устойчиво повторяющихся характеристик.
К числу общих черт авторитарных режимов относят следующие:
—авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти. Она не формируется народом и не ограничивается правом — кодифицированным либо обычным, опирающимся на традицию;
— для нее характерно слияние законодательной, исполнительной и судебной властей, либо их формальное, показное разделение;
— при авторитаризме власть опирается на административный, полицейский и военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности его непосредственного применения;
— авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, монополизацию власти в руках правящей элиты или вождя;
— в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной демагогией, популизмом;
— во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.
Все эти характеристики дают в сумме явление авторитаризма только в том случае, если наличествует его духовный и практический стержень — авторитет. Под авторитетом понимается общепризнанное неформальное влияние отдельной личности или какой-то организации в различных сферах жизни общества. В более узком смысле авторитет — одна из форм осуществления власти, стоящей выше права. М. Бебер выделял три типа
авторитета: 1) основанный на рациональном знании, 2) на
традиции, 3) на харизме вождя. В первом случае носителем
авторитета является учитель-пророк, во втором - проповедник,
в третьем - вождь. Без личности такого рода авторитаризм
невозможен. Она является знаком, символизирующим единство
нации, ее суверенитет, ее великое прошлое, настоящее
Каковы условия возникновения режима авторитарной власти?
1. Социальный и политический кризис общества, выража-
ющий переходный характер переживаемого времени. Для такого
кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни,
исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией
основных сфер общественной жизни и совершается в течение
2. С ломкой исторического уклада жизни общества связано
размывание наличной социально-классовой структуры, происхо-
дит маргинализация основной массы населения. Появление боль-
ших масс людей, из традиционных сущест-
вования, лишенных собственности и видящих в государстве
и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на
выживание, в значительной мере радикализирует социальное
и политическое поведение маргинальных переходных слоев, по-
вышает степень их активности, заряженной отрицательной энер-
3. В сфере социальной психологии и идеологии нарастают
настроения заброшенности и отчаяния, стремление к социальной справедливости путем установления пого-
ловного равенства, потребительское отношение к жизни берет
верх над этикой производительного труда. Рождается образ вра-
га народа, персонифицируемого в лице какого-либо обществен-
ного института, социальной группы или нации. Возникает культ
личности вождя, с которым связываются последние надежды на
4. В большой степени возрастает роль исполнительных ор-
ганов государственной власти и основной военной силы - ар-
мии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает
бюрократия, без которой невозможно функционирование - бо-
лее или менее успешное - исполнительной власти в условиях
нарастающего кризиса и которая становится источником и хра-
нителем власти, стоящей над обществом.
5. Наконец, решающим условием возникновения авторитариз-
ма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый
большинством нации, что обеспечивает возможность бескров-
ного, мирного захвата власти определенной политической груп-
пировкой. В ином случае неизбежна гражданская война, реша-
ющая спор между партиями и вождями.
Поскольку режим авторитарной власти появляется не столько
в результате случайного стечения обстоятельств, но всегда
в той или иной мере выражает историческую необходимость,
постольку он не может оцениваться однозначно. Наряду с ав-
торитарными режимами консервативного (Сулла в Древнем
Риме) или откровенно реакционного толка (Гитлер, например),
были и такие, которые играли прогрессивную роль в исто-
рическом развитии своей страны, например Наполеон Бонапарт,
2. Авторитаризм и социализм: командно-административная система
Иллюстрацией вышеприведенного тезиса может быть ко-
мандно-административная система, установившаяся в нашей
стране после Октябрьской революции и победы большевиков
в гражданской войне. Эта система - результат предшествующе-
го исторического развития России, а не злонамеренной воли
одной партии или группы лиц (Ленина, Троцкого, Свердлова
и др.). Она не была создана Сталиным, как утверждают многие
ученые и публицисты, но только была доведена им до образ-
цового состояния. Анализ природы командно-административной
системы необходим по двум причинам. Во-первых, отождествле-
ние командно-административной системы и сталинизма выводит
из-под критического анализа политическую практику послеок-
тябрьского периода и не дает возможности объективно осмыс-
лить характер Октябрьской революции, а также оценить деятель-
ность Ленина и партии большевиков в 1917 году. И во-вторых,
потому, что теоретически и политически непродуманная, хаоти-
чески суетливая и непоследовательная десталинизация нашего
общества таит в себе угрозу возникновения новых авторитарных
режимов как в стране в целом, так и в ряде республик, в первую
очередь в тех, где десталинизация проводится наиболее ради-
кально (Грузия, Россия). Либо возможна консервация прежнего
типа авторитаризма - коммунистического (Азербайджан, Ка-
захстан, республики Средней Азии).
Каковы основные черты послеоктябрьской политической си-
стемы, позволяющие охарактеризовать ее как авторитаризм?
Начиная с 1861 г., Россия переживала процесс индустриализа-
ции, сопровождаемый реформированием многих сторон жизни
общества, резкой ломкой традиционного исторического уклада.
Поскольку этот процесс шел зигзагообразно, то муки модер-
низации не находили соответствующего разрешения, что вело к накоплению кризисных явлений, приведших к первой русской революции. Мировая война усугубила кризис общества, доведя его до высшей точки, точки антагонистического противостояния самодержавного государства и общества.
В этот период в России происходило становление новой социально-классовой структуры общества, но становление затянутое. Новые индустриальные классы составляли малую часть населения, большая часть которого все более подвергалась пауперизации, включая и дворянство. Это обеспечивало господство маргинальных слоев в городе и деревне, размытый характер социальных отношений, резко повышало степень социальной и политической активности этих слоев. Последнее, в свою очередь, оказывало разрушительное давление на формирующуюся социально-классовую структуру, тормозило ее становление.
Война в высшей степени усилила роль государства, его вмешательство в жизнь общества и контроль за нею, возросло значение бюрократии для успешного функционирования исполнительной власти, усилилась роль армии во внутренней жизни страны. Страна вставала на грань выживания, что способствовало укреплению в массовом сознании национальной идеи и поиску сильной личности, способной воплотить эту идею в жизнь, спасти страну от военного, экономического и политического краха. Предоктябрьская Россия искала в авторитаризме выхода из кризиса, и вероятность демократической альтернативы была крайне мала. Керенский или Корнилов — два вождя, за которыми стояли различные варианты авторитарного режима. Составившие третью силу большевики были обречены на авторитаризм, ибо иной вариант выхода из кризиса был невозможен в той ситуации. Разразившаяся после революции гражданская война была только спором между различными вариантами авторитаризма.
7) идеология особого — советского и социалистического — национализма, которая внутри страны проявлялась в унификации национально-культурных черт различных народов, в стремлении создать единый советский народ, а вовне — в попытке навязать советский образ жизни другим странам;
Какова общая оценка советского авторитаризма? Он был выражением и продолжением политики, направленной на индустриализацию страны, и в этом отношении отвечал исторической необходимости. Но в то же время он был детищем непоследовательности этой политики и ее альтернативой. Продолжая политику царского правительства на централизацию управления экономикой, советский авторитаризм разрушил слабую еще систему институтов гражданского общества, несомненно способствовавших индустриализации и цивилизации русского общества, как якобы главного их противника. Считая, как и Столыпин, патриархальность деревни тормозом экономического развития, большевики пошли в прямо противоположном направлении. Тем самым политика авторитарного государства вошла в резкое противоречие с потребностями исторического развития, вызвав необходимость перерастания советского авторитаризма в какую-то новую форму.
3. Сущность и предпосылки тоталитаризма.
Сталин отличался от своих предшественников: для Ленина и его соратников власть, сколь угодно жесткая и насильственная, была все-таки средством для достижения определенной цели — построения социализма в планетарном масштабе. Утопический характер цели обусловил нарастание насилия, но корректировка ее в 1921—22 годах привела к либерализации политики (нэп, линия на мирное сосуществование с капитализмом и т.д.). Не то — Сталин. Для него целью была именно власть, а социализм, марксизм-ленинизм — только средствами ее достижения, поэтому он так легко менял не только тактику, но и стратегию, вступая в любые коалиции и разрушая их. Но дело не только в личной воле и качествах Сталина — за его индивидуальностью проступали черты нового исторического типа личности, и это были черты не только психологические, но и исторические.
Появление такого, тоталитарного, индивида — первая предпосылка формирования тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том случае, если бы были налицо остальные. Вторая предпосылка — тенденция к идеократии, проявившаяся с самого начала революционного движения и получившая зрелую форму в условиях советского авторитаризма, на базе общественной собственности и централизованного управления обществом, планового ведения хозяйства. План здесь выступал как директива, как закон: речь шла о вполне гегелевском по духу господстве идеи над действительностью. Практически идеократия реализовалась через партократию — монополию компартии на власть, не ограниченную, по существу, никаким законом и даже уставом самой партии. Третья предпосылка тоталитаризма — культ народа в революционном сознании до- и послеоктябрьской эпохи. Этот культ освобождал народные массы от всякой моральной самооценки и самоцензуры, ставил их по ту сторону добра и зла. Тем самым в структуре массового революционного действия высвобождалась энергия разрушения, направляемая этикой революционной целесообразности на уничтожение всяких ограничений, препятствующих достижению абсолютной власти революционного субъекта над действительностью. Все, что творилось, оправдывалось благом народа и именовалось борьбой с врагами народа.
4. Структура тоталитарной власти
Попытки заменить Сталина не удались — уж очень тесно срослись его личные и символически-знаковые черты. В поле тоталитарного сознания его преемник Хрущев получил значение комического героя — шута, напялившего на голову корону.
Маршальские погоны, звезды Героя и орден Победы не превратили Брежнева в того мифологического героя, каким воспринимался Сталин. Исчезла тайна личности вождя, а вместе с ней и вождь. Вождь должен быть, по крайней мере, равен системе, а не быть частицей, рожденной этой системой.
5. Тоталитаризм и личность
Существует ли угроза восстановления в нашей стране тоталитарного режима? Чтобы ответить на этот вопрос, надо выяснить условия, необходимые для этого. Объективные условия налицо —сохраняется, а в ряде республик и обновляется авторитарный режим, адаптирующийся к новым, демократическим тенденциям, к восстановлению политической жизни. Но решающими для возникновения тоталитаризма являются субъективные условия, а именно тот исторический тип личности, который можно назвать тоталитарным индивидом.
В условиях революционной катастрофы, когда ход событий бросил революционеров в самую пучину переворота, некоторые из них, вследствие этого страха перед реальным миром, застыли в ситуации неопределенности, отказавшись от выбора, выключившись из активной борьбы. Таким человеком и был Сталин, по выражению Р. Слассера, человек, проспавший революцию. Да и в годы гражданской войны, как пишет о нем Д. Волкогонов, он был скорее послушным исполнителем, хотя занимал формально одно из самых высоких мест в партийной иерархии. Такой индивид полностью отдается воле событий, тому самому миру, которого он боится. Единственное для него средство сохранить себя — это стремление к абсолютной власти, дающей полное господство над чуждой, враждебной действительностью. И чем более неопределенным — в силу своей новизны — оказывается мир после революции, когда уже не помогает прежняя теория и когда нет рядом берущего на себя всю ответственность вождя-вожака, тем больше овладевает душой теперь уже тоталитарного индивида это стремление к власти, это переживание власти как высшего смысла бытия.
Позволяет ли современная обстановка прогнозировать возможность появления нового тоталитарного индивида? На наш взгляд, нет. Во-первых, потому, что появление тоталитарного индивида непредсказуемо, его тайна — в глубинах индивидуальной души. Во-вторых, потому, что история не ходит дважды одними и теми же путями. Конечно, согласно Марксу, возможно повторение трагического в виде комического, но такой герой не может стать кумиром современной массы. Нынешние сталинисты ждут другого героя. Что же касается новых поколений, выросших после Сталина, то последние сорок лет выработали у них прочный иммунитет против тоталитаризма: у них нет восторженной до самоотречения веры в коммунистическую или какую-то иную, но столь же мощную в социально-психологическом и идеологическом плане идею. От тоталитаризма нас спасает безверие. Гораздо большую и реальную опасность представляет собой авторитаризм консервативного или откровенно реакционного плана, объективные и субъективные условия для появления которого налицо или, как говорил Маркс, находятся в процессе становления.
Ввиду ограниченной применимости эмпирических теорий тоталитаризма более плодотворным трактовать его как нормативное понятие, находящее большее или меньшее практическое воплощение в идеологии, политическом движении и реальной политической системе. Отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места индивидуальной свободе и социальным противоречиям, способность создавать для себя массовую поддержку, мобилизуя общество во имя единой цели, имеющей общенациональное значение, однопартийная система, контроль над средствами массовой информации, экономикой, особая функция тайной полиции.
44.Демократия: исторические формы и теории.
Понятие демократии как народовластия нормативно, поскольку базируется на нормативном подходе, предполагающем построение категории, исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. В соответствии с тем, кто (народ, личность или группы) выполняют властные функции, выделяют коллективную (тоталитарную), индивидуалистическую (либеральную) и групповую (плюралистическую и элитарную) теории демократии.
1. Коллективная модель демократии и соответствующий ей идеал существовали во все периоды истории. Главным субъектом политики считается народ, чья воля определяет главные черты политики определенного государства. В этом отношении характерна классическая теория демократии нового времени, появившаяся в век рационализма. Народ может, как писал Ж.-Ж. Руссо, выражать единую волю и творить общее благо. Вера в народ, в его разум вполне объяснима с точки зрения философии рационализма. Но в реальности народ не представляет монолитного социального образования, это совокупность разнородных групп с разными интересами и полярными представлениями о благе. Попытки навязать обществу счастье, одинаковое для всех, всегда заканчивались неудачей.
2. Индивидуалистическая концепция демократии имеет тот же возраст, что и коллективная. В соответствии с ней личность – истинный субъект политики. Личность для своего самовыражения не должна испытывать помех со стороны государства. Свобода деятельности, реализация внутреннего потенциала личности и есть проявление демократии. Индивидуальная демократия не предусматривает того, что личность наряду с потребностью выражения своей неповторимости нуждается в защите со стороны коллектива, в нормах и институтах, созданных обществом. Если же она не находит всего этого, то возникает аномия, состояние оторванности индивида от своей социальной среды, маргинальности личности.
45.Элиты, контрэлиты, массы. Теории элит.
Политическая элита – это составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп), обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и влияющих на принятие властных решений в обществе и культурные функции. Это относительно привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство народа и относительно скрытая для вхождения в ее состав граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью.
Массы в политике – это один из субъектов политического процесса, не структурированное целостное образование, отличающееся крайней изменчивостью, ситуативностью существования и неопределенностью. Появление массы как политического субъекта связано с индустриализацией, урбанизацией, сопровождаемыми потрясениями общества. Стихийные массовые действия в политическом поведении являются реакцией людей на политический кризис и нестабильность, порождающие неуверенность и страх. Для этой реакции характерно преобладание иррациональных инстинктов над осознанными и прагматическими чувствами; стадное чувство позволяет индивидам отключать волю и сознание и действовать по законам толпы (истеричность, безответственность, агрессивность, анархичность, низкий интеллект, чувство неодолимой мощи, неспособность остановиться, начав движение и т. д.). Эмоции массы многократно усиливаются под влиянием заражения и внушения. Политические силы стремятся использовать этот эффект.
Теории элит – это идейно-политические концепции, утверждающие, что необходимыми элементами функционирования общества является активное меньшинство. Элиты различают по признакам выделения – политическому (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс), технологическому (Дж. Бернхем), социально-психологическому (Х. Ортега-и-Гасет, И. Шумпетер), и по направленности – от антидемократических до либеральных. Выдвинуты концепции множества элит (политической, экономической, административной, военной, религиозной, научной, культурной), уравновешивающих друг друга и предотвращающих установление тоталитаризма (К. Манхейм). Концепции плюрализма элит (функциональные) наиболее распространены сегодня. Их нередко и называют теориями элиты.
Идеи Г. Моска, В. Парето и Р. Михельса
Более поздним представителем теории элиты был Гаэтано Моска (1854—1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов). В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный тип управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором — делегируется снизу вверх.
46. Сущность политического лидерства как института власти. Политическое лидерство в современной России.
Ввиду ограниченной применимости эмпирических теорий тоталитаризма более плодотворным трактовать его как нормативное понятие, находящее большее или меньшее практическое воплощение в идеологии, политическом движении и реальной политической системе. Отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места индивидуальной свободе и социальным противоречиям, способность создавать для себя массовую поддержку, мобилизуя общество во имя единой цели, имеющей общенациональное значение, однопартийная система, контроль над средствами массовой информации, экономикой, особая функция тайной полиции.
44.Демократия: исторические формы и теории.
Понятие демократии как народовластия нормативно, поскольку базируется на нормативном подходе, предполагающем построение категории, исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. В соответствии с тем, кто (народ, личность или группы) выполняют властные функции, выделяют коллективную (тоталитарную), индивидуалистическую (либеральную) и групповую (плюралистическую и элитарную) теории демократии.
1. Коллективная модель демократии и соответствующий ей идеал существовали во все периоды истории. Главным субъектом политики считается народ, чья воля определяет главные черты политики определенного государства. В этом отношении характерна классическая теория демократии нового времени, появившаяся в век рационализма. Народ может, как писал Ж.-Ж. Руссо, выражать единую волю и творить общее благо. Вера в народ, в его разум вполне объяснима с точки зрения философии рационализма. Но в реальности народ не представляет монолитного социального образования, это совокупность разнородных групп с разными интересами и полярными представлениями о благе. Попытки навязать обществу счастье, одинаковое для всех, всегда заканчивались неудачей.
2. Индивидуалистическая концепция демократии имеет тот же возраст, что и коллективная. В соответствии с ней личность – истинный субъект политики. Личность для своего самовыражения не должна испытывать помех со стороны государства. Свобода деятельности, реализация внутреннего потенциала личности и есть проявление демократии. Индивидуальная демократия не предусматривает того, что личность наряду с потребностью выражения своей неповторимости нуждается в защите со стороны коллектива, в нормах и институтах, созданных обществом. Если же она не находит всего этого, то возникает аномия, состояние оторванности индивида от своей социальной среды, маргинальности личности.
45.Элиты, контрэлиты, массы. Теории элит.
Политическая элита – это составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп), обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и влияющих на принятие властных решений в обществе и культурные функции. Это относительно привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство народа и относительно скрытая для вхождения в ее состав граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью.
Массы в политике – это один из субъектов политического процесса, не структурированное целостное образование, отличающееся крайней изменчивостью, ситуативностью существования и неопределенностью. Появление массы как политического субъекта связано с индустриализацией, урбанизацией, сопровождаемыми потрясениями общества. Стихийные массовые действия в политическом поведении являются реакцией людей на политический кризис и нестабильность, порождающие неуверенность и страх. Для этой реакции характерно преобладание иррациональных инстинктов над осознанными и прагматическими чувствами; стадное чувство позволяет индивидам отключать волю и сознание и действовать по законам толпы (истеричность, безответственность, агрессивность, анархичность, низкий интеллект, чувство неодолимой мощи, неспособность остановиться, начав движение и т. д.). Эмоции массы многократно усиливаются под влиянием заражения и внушения. Политические силы стремятся использовать этот эффект.
Теории элит – это идейно-политические концепции, утверждающие, что необходимыми элементами функционирования общества является активное меньшинство. Элиты различают по признакам выделения – политическому (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс), технологическому (Дж. Бернхем), социально-психологическому (Х. Ортега-и-Гасет, И. Шумпетер), и по направленности – от антидемократических до либеральных. Выдвинуты концепции множества элит (политической, экономической, административной, военной, религиозной, научной, культурной), уравновешивающих друг друга и предотвращающих установление тоталитаризма (К. Манхейм). Концепции плюрализма элит (функциональные) наиболее распространены сегодня. Их нередко и называют теориями элиты.
Идеи Г. Моска, В. Парето и Р. Михельса
Более поздним представителем теории элиты был Гаэтано Моска (1854—1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов). В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный тип управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором — делегируется снизу вверх.
46. Сущность политического лидерства как института власти. Политическое лидерство в современной России.
Читайте также: