Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождём народа, в большинстве случаев харизматическим.

Тоталитарный режим допускает только одну правящую пар­тию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнатъ, запретить, уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происхо­дит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты. Кроме того, осуществляется демагогическая ориентация всех членов общества на якобы имевшие место выдающиеся достижения правящей пар­тии. Монополия на информацию делает это осуществимым.

В государственном управлении тоталитарный режим характе­ризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывантся. Местые органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд.

Тоталитарный режим широко и постоянно применяет террор по отношению к населению. Физическое насилие, несмотря на его широкое использование, уже не становится самоцелью, как при деспотии и тирании. Оно выступает как главное условие для укреп­ления и осуществления власти.

Авторитарный режим может осуществляться в иных формах. Он может быть основан на праве, моральных началах, но eгo нельзя все же отнести к режимам, где население участвует в управлении, а власть осуществляется наиболее эффективным способом.

Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в, части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще наиболее узкий круг людей, неболь­шая группа должностных лиц, осуществляющих политиче­ское руководство. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы, рекоменда­ции, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со своей ко­мандой становятся для него необходимыми. Лидером является обычно сильная, порой харизматическая личность. И хотя обще­ственное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем не менее, оно ориентируется на эту сильную личность.

Демократический режим

Морозова:
Для демократического режима характерны следующие черты:

1) народовластие, т. е. признание народа единственным источником государственной власти: это власть народа и для народа;

2) свобода личности в экономической сфере, т. е. свобода предпринимательства и признание частной собственности;

3) реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

4) осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

5) выборность и сменяемость органов государственной власти;

6) децентрализация государственной власти;

7) наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;

8) учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;

9) политический плюрализм, т. е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений, убеждений;

10) наличие легальной оппозиции.

Среди демократических режимов различают либерально-демократический и собственно демократический режимы.

Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.

Помимо отмеченных черт либерально-демократическому режиму свойственны следующие признаки:

1) экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы;

2) государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей;

3) в отношениях личности и государства устанавливается баланс (равновесие) их

4) высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения.

Собственно демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует. К другим особенностям данной разновидности демократического режима относятся:

а) максимальное использование в политической жизни демократических институтов: плебисцитов, демонстраций, шествий, собраний, митингов, петиций;

б) принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных меньшинств;

в) строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (местные органы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения);

г) утверждение верховенства закона, режима законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц и отдельных людей.

Демократический режим представляет собой тот идеал, к достижению которого стремятся любое общество и государство. – Однако этого идеала до сих пор не удалось достичь ни одному государству.

К нетипичным политическим режимам относится Охлократия. В переводе с греческого охлос означает - толпа (сброда, бандитов) обладающая властью. Охлократия имеет несколько недостатков одним, из которых является анархичность и беспорядочность государственного строя, которая вызывает презрение к такому режиму со стороны состоятельных людей. Когда демократия вырождается в охлократию, тогда простой народ становится похож на деспота. По общепринятому мнению, толпой манипулировать гораздо легче, чем сенатом. Толпа всегда склонна к преклонению перед вождями и агрессии по отношению к мнимым врагам. Вожди таких толп часто возводят обвинения против должностных лиц, а народ охотно принимает обвинения, так что значение всех должностных лиц сводится к нулю. А при бездействии должностных лиц наступает анархия, что часто приводит к поражению в войне. Другим недостатком охлократии и полисной демократии является то, что трудно собрать людей на народное собрание без денежного вознаграждения, а это в свою очередь требует повышения налогов и конфискаций. Всё это ниспровергло немалое количество демократий.

Следующим нетипичным политическим режимам является Плутократия. Плутос в переводе с греческого - богатство, кратос - правление - режим при котором решения правительства определяются мнением не всего народа, а влиятельного класса богатых людей, при этом существует глубокое социальное неравенство и низкая социальная мобильность.

Плутократия - частный случай олигархии - режима, при котором реальная власть принадлежит определённому кругу лиц (например, военным, знати, партийной верхушке или родственникам правителя).

Такой режим был применим к государствам, в которых господствовал высокий имущественный ценз. Примером плутократии служила Италия до реформ 1912 и 1919 годов, Бельгия до 1893 г., но чаще он употреблялся по отношению к государствам, где богатые классы, не имея формальных преимуществ, гарантированных законом, фактически пользовались преобладающим влиянием на выборы и вообще на ход государственной жизни.

Данный термин употреблялся в древности, в настоящее время утратил свою популярность в связи, с чем употребляется редко, исключительно в смысле осуждения.

Диктобланда и Демократура ещё одни вид политического режима, которые можно отнести к нетипичным. Они совмещают в себе черты демократии и диктатуры, а так же обеспечивают возможность ненаказуемого игнорирования или нарушения интересов большинства или значительной части граждан.

Авторитарный режим

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

· автократизм (самовластие) – небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);

· опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить граждан к повиновению;

· монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности
властям;

· отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство в неполитические сферы, и прежде всего в экономику. Власть занимается в основном вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;

· рекрутирование (формирование) политической элитыпутем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, назначением сверху, а не в результате конкурентной электоральной борьбы.

Такая власть не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию личности и общества во всех неполитических сферах.

Сохраняются авторитарные режимы с помощью аппарата принуждения и насилия – армии. Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие народа в политической жизни. В таких условиях рядовые граждане вынуждены платить налоги, повиноваться законам без личного участия в их обсуждении. Слабые стороны авторитаризма – полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращать политические авантюры или произвол, ограниченность политического выражения общественных интересов.

Существующие в авторитарных государствах демократические институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим; Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируется разделение властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой государства и правительства становится лидер правящей авторитарной партии. Представительные органы на всех уровнях превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть.

Достоинство авторитарного режима – высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников, а также способность решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, авторитаризм был желаемым режимом в ряде стран после Второй мировой войны, на фоне существовавших в мире острых экономических и социальных противоречий.

Авторитарные режимы очень разнообразны. Одним из видов является военно-диктаторский режим. Его пережило большинство стран Латинской Америки, Южная Корея, Португалия, Испания, Греция. Другой разновидностью является теократический режим, при котором власть сосредоточена в руках религиозного клана. Такой режим существует в Иране с 1979 г. Конституционно-авторитарный режим характеризуется сосредоточением власти в руках одной партии при формальном существовании многопартийной системы. Это режим современной Мексики. Для деспотического режима характерно то, что высший руководитель опирается на произвол и неформальные клановые, семейные структуры. Другой разновидностью является персональная тирания, при которой власть принадлежит лидеру и отсутствуют ее сильные институты (режим С. Хусейна в Ираке до 2003 г., режим М. Каддафи в современной Ливии). Еще одна категория авторитарных режимов – абсолютная монархия (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).

Тоталитарный режим.

Если тоталитаризм характеризовать как политический режим, то он представляет собой режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Вместе с тем политологи отмечают, что тоталитаризм - это не просто политический режим как характеристика власти, а практически способ организации общества. И в этом смысле тоталитаризм - это политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии.

Для тоталитарного режима характерны следующие черты (по В.Н.Протасову):

· - монизм (отсутствие плюрализма) во всех сферах общественной и государственной жизни: тоталитарная политическая система основана на монизме власти;

· - идеологизацця всей общественной жизни, введение на государственном уровне единой для всех идеологии;

· - монополия на информацию;

· - полный контроль над средствами массовой информации;

· - полное устранение гражданского общества, всякой частной жизни;

· - распространение на все сферы жизни уравнительного принципа, подавление человеческой индивидуальности;

· - систематический массовый террор против своего населения;

· - прикрытие, маскировка атрибутами правовой формы: конституцией, писаным законом, законностью, правосудием;

· - отсутствие публично-властной суверенности государства, поглощение государственного аппарата партийным;

· - запрет на существование всяких иных политических партий и движений;

· - жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет культовая фигура вождя.

Основные разновидности тоталитаризма - коммунистический тоталитаризм, фашизм (впервые был установлен в Италии в 1922 г.), национал-социализм (возник в Германии в 1933 г.).

Особенности фашистского режима:

· Гражданский национализм(государство формирует одну высшую нацию, независимо от национальности граждан )

· Отсутствие расовых теорий

· проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам, стремясь завоевать для высшей расы новые пространства.

· Главенство одной нации, уничтожение и подчинение драугих

· Возникновение языческих и оккультных явлений в обществе и полит.среде

Основные черты коммунистического тоталитаризма в СССР:

· узурпация власти в стране узкой группой большевистских вождей,

· господство этой группы в обществе, коммунистическая диктатура;

· массовая экспроприация зажиточных слоев крестьянства,

· запрещение основных прав и свобод граждан, подавление гражданского общества;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лекция № 41 на тему:

2.27. Фашизм в Германии и Западной Европе

План лекции

Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени.

Политическая идеология тоталитарного типа.

Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.

Фашизм в Германии. Подготовка к войне за мировое господство.

Начало второй мировой войны.

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТОТАЛИТАРИЗМА И АВТОРИТАРИЗМА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ.

Сторонники коммунистических идей искали выход в совершении революции и построении бесклассового социалистического общества. Их противники, испуганные размахом коммунистического движения и желавшие твердого порядка, стремились к установлению антидемократической диктатуры. Среди сторонников жестких мер были мелкие собственники, предприниматели, по которым больно ударил экономический кризис, рабочие, не доверявшие социалистам, крестьянство, люмпен-пролетариат. Все они в условиях экономических неурядиц «мечтали о перераспределении общественных богатств за счет крупных собственников, путем экспроприации имущества состоятельных представителей национальных меньшинств, территориальных захватов и грабежа других стран.

Предпосылки становления тоталитаризма:

Загладин Н.В. – неразвитость и слабость демократической системы.

Появление средств массовой информации

Возникновение массовых политических партий

Появление нового опыта управления государством в годы Мировой войны (контроль государства над экономикой, воздействие на миллионы людей.)

2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ ТОТАЛИТАРНОГО ТИПА.

Тоталитаризм – социально-политическое устройство общества, характеризующееся полным подчинением человека политической власти, всеобъемлющим контролем государства над обществом.

Признаки тоталитаризма:

Власть принадлежит массовой партии, которая стоит выше государственных органов или сращивается с ними. Эта партия управляет страной;

(Полный контроль государства над экономикой) Замена рыночных отношений государственно-бюрократическим регулированием, планированием и распределением;

Наличие общегосударственной обязательной идеологии;

Полный контроль государства над СМИ;

Полный контроль партии – государства над армией, полицией и репрессивными органами;

Репрессии – как главное средство политики;

Наличие харизматического вождя;

Уничтожение демократических институтов;

Тоталитаризму близки и присущи еще ряд понятий:

3. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ТОТАЛИТАРНЫХ И АВТОРИТАРНЫХ ДИКТАТУР.

Тоталитаризм явился одной из тех альтернатив, которые были у стран, оказавшихся в условиях системного (модернизационного) кризиса. Общие черты таких кризисов: депрессия и утрата населением социальных ориентиров, экономический упадок, резкое социальное расслоение, распространение нищеты, преступности и т.д.

Все тоталитарные идеологии предлагали обществу свой собственный вариант установления социального счастья, справедливости и общественного благополучия. Установление такого идеального строя жестко основывалось на утверждении социальных привилегий определенных групп, что оправдывало любое насилие по отношению к другим общностям граждан.

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

автократизм (самовластие) – небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);

опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить граждан к повиновению;

монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;

-отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство в неполитические сферы, и прежде всего в экономику. Власть занимается в основном вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;

рекрутирование (формирование) политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, назначением сверху, а не в результате конкурентной электоральной борьбы.

Авторитаризм – политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц. Такая власть не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию личности и общества во всех неполитических сферах.

4. ФАШИЗМ В ГЕРМАНИИ. ПОДГОТОВКА К ВОЙНЕ ЗА МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО.

Экономический кризис в послевоенной Германии был глубже и тяжелее, чем в других европейских государствах. Несмотря на то, что была принята демократическая Веймарская конституция, политической стабильности не было. Авторитет правительства снижался и из-за экономических трудностей. Германия была вынуждена выплачивать победителям огромную контрибуцию, которая тяжелым бременем ложилась на экономику. Инфляция достигала невиданных размеров, росла безработица. Начавшийся в 1929 г. мировой экономический кризис ухудшил и без того тяжелое положение Германии, в 1930 г. страна оказалась не в состоянии выплачивать репарации.

В начале 30-х гг. поддержка нацистов избирателями быстро росла. В парламенте (рейхстаге) члены НСДАП сформировали значительную по численности фракцию, 30 января 1933 г. президент Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером (главой правительства). После этого нацисты немедленно приступили к осуществлению своего плана захвата власти. В ночь на 28 февраля вспыхнуло здание рейхстага. В этом преступлении безосновательно были обвинены коммунисты. Провокация стала поводом для введения в стране чрезвычайного положения и отмены всех демократических прав и свобод. В марте 1933 г. на парламентских выборах в условиях открытого террора штурмовиков и бешеной пропагандистской кампании нацисты получили 43% голосов. Это позволило им объявить о своей победе и начать расправу над противниками.

В Германии были запрещены все политические партии, кроме НСДАП, ликвидирована свобода печати. Начались повальные аресты противников нацизма. Сначала это были коммунисты, партия которых была запрещена, потом социал-демократы, а затем — все недовольные нацистским режимом. В стране была создана сеть концлагерей, в которых содержались политические заключенные. Орудием осуществления репрессий стала организованная апреле 1933 г. государственная тайная полиция (гестапо).

В ряде случаев собственники предприятий стали лишь формальными их хозяевами. Всем распоряжались государственные чиновники и функционеры нацистской партии. Около 80% продукции производилось по государственным заказам. С экономической и политической самостоятельностью германской буржуазии было покончено. Хотя крупные монополисты и продолжали занимать важные посты в управлении хозяйством, важнейшие вопросы решали представители партийной верхушки.

Фашистский режим в Италии и нацистский в Германии не были одиноки. В 20—30-х гг. диктатуры были установлены во многих европейских странах. Польский генерал Ю. Пилсудский в 1926 г. совершил государственный переворот и установил свою единоличную власть. В Австрии в начале 30-х гг. возник режим, напоминавший итальянский. В Испании в 1939 г. после поражения республиканцев в гражданской войне господствовали фалангисты во главе с генералом Ф. Франко. Диктаторские авторитарные режимы существовали также в Болгарии, Венгрии, Португалии, Румынии, Югославии и некоторых других странах.

ПРЕДПОСЫЛКИ нацизма в Германии.

Условия Версальского мира (стремление получить реванш за условия мира)

Мировой экономический кризис. ( Возможности германской буржуазии были ограничены, внутренний рынок был узок, а потеря колоний лишала Германию маневра. Необходимо было создать твердое и устойчивое правительство, уйти от социальной политики Веймарской республики .)

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ германского фашизма:

Крайний национализм и расизм

Неприятие демократии

Стремление создать тоталитарное государство

Преклонение перед насилием

Крайняя агрессивность – стремление к мировому господству.

ИДЕИ партии нацистов:

Пересмотр Версальского договора

Интересы арийской расы превыше всего

Лозунги социальной справедливости

Антикоммунизм и антисемитизм

главными врагами назывались представители крупного капитала,

экспроприировать нетрудовые доходы,

передать государству монополистические концерны,

обобществить передать мелким торговцам универсальные магазины, крестьянству — помещичьи земли.

МЕРОПРИЯТИЯ нацистов в Германии.

Ликвидация всех демократических свобод

Запрет всех политических партий кроме НСДАП

Закон о единстве партии и государства. Решение партии становилось законом для гос-ва

Предоставление неограниченных полномочий карательным органам

Гонения на евреев

Созданы палаческие штурмовые отряды СА и охранные отряды СС, тайная полиция – ГЕСТАПО, концентрационные лагеря – 1933 г. ( Респектабельные фирмы поставляли печи для крематориев и газ для душегубок, имперский банк Германии хранил золотые коронки и корпуса золотых наручных часов, а крупнейшие германские фирмы получали бесплатных рабов )

Немецкая пропаганда. Было создано специальное министерство пропаганды во главе с Геббельсом .

6. НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

Несмотря на все заявления Гитлера, сделанные в 1938 году в Мюнхене, об отсутствии у Германии каких-либо территориальных претензий к соседним государствам, менее чем через месяц после окончания конференции он начал предъявлять претензии Польше.

Польша, как и Чехословакия, являлась детищем Версальской системы. Заняв в германо-чешском кризисе явно прогерманский нейтралитет, теперь она сама оказалась на месте Чехословакии.

Всю весну и лето 1939 года немецкая машина пропаганды создавала впечатление, что Германия желает решить все проблемы с Польшей мирным путём, а поляки, в ответ, лишь нагнетают обстановку.

Англия попыталась остановить Гитлера, демонстративно заключив 6 апреля 1939 г. англо-польский договор о взаимопомощи, но Гитлер использовал его в своей пропаганде как ещё одно доказательство агрессивности и враждебности Польши.

В итоге, по словам Гитлера, заключив антигерманский договор с Англией, Польша сама нарушила условия германо-польского пакта о ненападении 1934 года.

Настроенное более решительно, чем Чехословакия, польское правительство не поддалось на угрозы Гитлера, и начало мобилизацию.

Гитлер и это использовал для обвинения Польши в агрессивности, заявив, что военные приготовления Польши вынуждают его мобилизовать свои войска.

Несмотря на видимую для всех агрессию, Гитлер стремился в войне обвинить Польшу, для чего на польской границе была произведена провокация.

К 17 сентября с Польшей практически было покончено.

3 сентября, под давлением парламента, Англия объявила Германии войну (её примеру последовала и Франция).

Гитлер настолько был уверен в пассивности Запада, что перебросил в Польшу 2/3 своих сил.

После Мюнхенской конференции он так характеризовал западных политиков:

Западные страны в очередной раз упустили шанс предотвратить мировую войну. Сами немцы признавали, что во время польской кампании Германия не была способна отразить удар с Запада.

Подобное бездействие Англии и Франции можно объяснить двумя причинами:

во-первых, Запад надеялся, что в Польше германские войска не остановятся на демаркационной линии и продолжат наступление на СССР;

во-вторых, Запад придерживался оборонительной стратегии.

Бельгия и Голландия объявили о своем нейтралитете, хотя трезвые умы понимали, что Гитлера не остановит никакой нейтралитет, и тогда Германия, как и в предыдущую войну, может вторгнуться во Францию через эти страны в обход её главных укреплений.

Но первой целью Гитлера после Польши стали объявившие нейтралитет Дания и Норвегия.

Опыт Первой Мировой войны показал, что для успешного действия в Северном море и Северной Атлантике Германии необходимо получить базы в Норвегии.

Захват же Дании позволили бы закрыть для англичан Балтийское море и обезопасить поступление в Германию шведской руды.

Все предупреждения о готовящемся нападении датское и норвежское правительства игнорировали, не предприняв даже минимальных приготовлений к войне.

Поводом для своего вторжения Гитлер решил использовать ситуацию, сложившуюся на Скандинавском полуострове.

По договору от 23 августа 1939 г. Финляндия попала в советскую сферу влияния, чем не преминул воспользоваться Сталин, стремившийся за счёт финских земель отодвинуть границу от Ленинграда.

30 ноября 1939 г. началась советско-финляндская война.

Скандинавские страны провозгласили нейтралитет и отказались пропускать западные войска, но это не остановило Гитлера, который решил оправдать свою оккупацию Норвегии стремлением предотвратить её захват англичанами.

Но 12 марта 1940 г. советско-финляндская война закончилась, и Гитлеру пришлось менять планы.

К апрелю 1940 г. германский штаб разработал новые планы оккупации Дании и Норвегии, по которым необходимо было быстро захватить королей этих стран, заставить капитулировать и публично признать необходимость нахождения на их территориях немецких войск для защиты от англо-французской оккупации.

9 апреля 1940 г. силы ВМФ и воздушного десанта быстро оккупировали Данию и важнейшие точки Норвегии.

Но если Дания, не оказав сопротивления, капитулировала, то в Норвегии пришлось столкнуться с очагами упорного сопротивления местного населения и находящегося там англо-французского корпуса.

Королевский двор, правительство и англо-французский корпус были эвакуированы в Англию, что сорвало планы Гитлера по оправданию своей агрессии.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Законспектировать текст лекции или в тетради, либо в Word документе. Если все-таки в тетрадях выполняете, то фото должны быть качественными, чтобы мне можно было прочитать, а также пронумеруйте фото, например фото-1и т.д.

Что же послужило причиной возникновения тоталитарных режимов?

Назовите основные предпосылки тоталитаризма?

В чем заключается основное отличие тоталитаризма от авторитаризма?

Почему возникновение угрозы войны в Европе принято связывать с приходом А.Гитлера к власти в Германии?

2. Шрифт Times New Roman , 14 пт, межстрочный интервал – одинарный, поля по 1,5 см справа и слева, поля выравниваются по ширине, заголовок – посредине. Ф.И. автора – по правому краю.

Например,

ХРИСТОФОР КОЛУМБ

Иванов Максим, студент 1 курса 229 группы

Христофор Колумб (Cristoforo Colombo) – великий испанский адмирал, отважный мореплаватель, уникальный первооткрыватель. Большую часть своей сознательной жизни он провел, путешествуя по разным уголкам Земного шара. Этот удивительный человек – первый из жителей Европы ступил на берега Южной и Центральной Америки, Антильских и Багамских островов, ходил под Парусом по Саргассовому и Карибскому морям. Знаменит, прежде всего, открытием Америки в 1492 году…

Информационные источники:

Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой. В истории общества можно выделить различные его формы: древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские империи XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы в XX в. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот политический режим совместим с различными по природе общественными и политическими системами — рабовладением, феодализмом, капитализмом, социализмом, демократией и монархией. Отсюда — трудности, связанные с попытками определения общей природы авторитаризма, вычленения его сущностных, устойчиво повторяющихся характеристик.

К числу общих черт авторитарных режимов относят следующие:

—авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти. Она не формируется народом и не ограничивается правом — кодифицированным либо обычным, опирающимся на традицию;

— для нее характерно слияние законодательной, исполнительной и судебной властей, либо их формальное, показное разделение;

— при авторитаризме власть опирается на административный, полицейский и военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности его непосредственного применения;

— авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, монополизацию власти в руках правящей элиты или вождя;

— в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной демагогией, популизмом;

— во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.

Все эти характеристики дают в сумме явление авторитаризма только в том случае, если наличествует его духовный и практический стержень — авторитет. Под авторитетом понимается общепризнанное неформальное влияние отдельной личности или какой-то организации в различных сферах жизни общества. В более узком смысле авторитет — одна из форм осуществления власти, стоящей выше права. М. Бебер выделял три типа

авторитета: 1) основанный на рациональном знании, 2) на

традиции, 3) на харизме вождя. В первом случае носителем

авторитета является учитель-пророк, во втором - проповедник,

в третьем - вождь. Без личности такого рода авторитаризм

невозможен. Она является знаком, символизирующим единство

нации, ее суверенитет, ее великое прошлое, настоящее

Каковы условия возникновения режима авторитарной власти?

1. Социальный и политический кризис общества, выража-

ющий переходный характер переживаемого времени. Для такого

кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни,

исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией

основных сфер общественной жизни и совершается в течение

2. С ломкой исторического уклада жизни общества связано

размывание наличной социально-классовой структуры, происхо-

дит маргинализация основной массы населения. Появление боль-

ших масс людей, из традиционных сущест-

вования, лишенных собственности и видящих в государстве

и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на

выживание, в значительной мере радикализирует социальное

и политическое поведение маргинальных переходных слоев, по-

вышает степень их активности, заряженной отрицательной энер-

3. В сфере социальной психологии и идеологии нарастают

настроения заброшенности и отчаяния, стремление к социальной справедливости путем установления пого-

ловного равенства, потребительское отношение к жизни берет

верх над этикой производительного труда. Рождается образ вра-

га народа, персонифицируемого в лице какого-либо обществен-

ного института, социальной группы или нации. Возникает культ

личности вождя, с которым связываются последние надежды на

4. В большой степени возрастает роль исполнительных ор-

ганов государственной власти и основной военной силы - ар-

мии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает

бюрократия, без которой невозможно функционирование - бо-

лее или менее успешное - исполнительной власти в условиях

нарастающего кризиса и которая становится источником и хра-

нителем власти, стоящей над обществом.

5. Наконец, решающим условием возникновения авторитариз-

ма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый

большинством нации, что обеспечивает возможность бескров-

ного, мирного захвата власти определенной политической груп-

пировкой. В ином случае неизбежна гражданская война, реша-

ющая спор между партиями и вождями.

Поскольку режим авторитарной власти появляется не столько

в результате случайного стечения обстоятельств, но всегда

в той или иной мере выражает историческую необходимость,

постольку он не может оцениваться однозначно. Наряду с ав-

торитарными режимами консервативного (Сулла в Древнем

Риме) или откровенно реакционного толка (Гитлер, например),

были и такие, которые играли прогрессивную роль в исто-

рическом развитии своей страны, например Наполеон Бонапарт,

2. Авторитаризм и социализм: командно-административная система

Иллюстрацией вышеприведенного тезиса может быть ко-

мандно-административная система, установившаяся в нашей

стране после Октябрьской революции и победы большевиков

в гражданской войне. Эта система - результат предшествующе-

го исторического развития России, а не злонамеренной воли

одной партии или группы лиц (Ленина, Троцкого, Свердлова

и др.). Она не была создана Сталиным, как утверждают многие

ученые и публицисты, но только была доведена им до образ-

цового состояния. Анализ природы командно-административной

системы необходим по двум причинам. Во-первых, отождествле-

ние командно-административной системы и сталинизма выводит

из-под критического анализа политическую практику послеок-

тябрьского периода и не дает возможности объективно осмыс-

лить характер Октябрьской революции, а также оценить деятель-

ность Ленина и партии большевиков в 1917 году. И во-вторых,

потому, что теоретически и политически непродуманная, хаоти-

чески суетливая и непоследовательная десталинизация нашего

общества таит в себе угрозу возникновения новых авторитарных

режимов как в стране в целом, так и в ряде республик, в первую

очередь в тех, где десталинизация проводится наиболее ради-

кально (Грузия, Россия). Либо возможна консервация прежнего

типа авторитаризма - коммунистического (Азербайджан, Ка-

захстан, республики Средней Азии).

Каковы основные черты послеоктябрьской политической си-

стемы, позволяющие охарактеризовать ее как авторитаризм?

Начиная с 1861 г., Россия переживала процесс индустриализа-

ции, сопровождаемый реформированием многих сторон жизни

общества, резкой ломкой традиционного исторического уклада.

Поскольку этот процесс шел зигзагообразно, то муки модер-

низации не находили соответствующего разрешения, что вело к накоплению кризисных явлений, приведших к первой русской революции. Мировая война усугубила кризис общества, доведя его до высшей точки, точки антагонистического противостояния самодержавного государства и общества.

В этот период в России происходило становление новой социально-классовой структуры общества, но становление затянутое. Новые индустриальные классы составляли малую часть населения, большая часть которого все более подвергалась пауперизации, включая и дворянство. Это обеспечивало господство маргинальных слоев в городе и деревне, размытый характер социальных отношений, резко повышало степень социальной и политической активности этих слоев. Последнее, в свою очередь, оказывало разрушительное давление на формирующуюся социально-классовую структуру, тормозило ее становление.

Война в высшей степени усилила роль государства, его вмешательство в жизнь общества и контроль за нею, возросло значение бюрократии для успешного функционирования исполнительной власти, усилилась роль армии во внутренней жизни страны. Страна вставала на грань выживания, что способствовало укреплению в массовом сознании национальной идеи и поиску сильной личности, способной воплотить эту идею в жизнь, спасти страну от военного, экономического и политического краха. Предоктябрьская Россия искала в авторитаризме выхода из кризиса, и вероятность демократической альтернативы была крайне мала. Керенский или Корнилов — два вождя, за которыми стояли различные варианты авторитарного режима. Составившие третью силу большевики были обречены на авторитаризм, ибо иной вариант выхода из кризиса был невозможен в той ситуации. Разразившаяся после революции гражданская война была только спором между различными вариантами авторитаризма.

7) идеология особого — советского и социалистического — национализма, которая внутри страны проявлялась в унификации национально-культурных черт различных народов, в стремлении создать единый советский народ, а вовне — в попытке навязать советский образ жизни другим странам;

Какова общая оценка советского авторитаризма? Он был выражением и продолжением политики, направленной на индустриализацию страны, и в этом отношении отвечал исторической необходимости. Но в то же время он был детищем непоследовательности этой политики и ее альтернативой. Продолжая политику царского правительства на централизацию управления экономикой, советский авторитаризм разрушил слабую еще систему институтов гражданского общества, несомненно способствовавших индустриализации и цивилизации русского общества, как якобы главного их противника. Считая, как и Столыпин, патриархальность деревни тормозом экономического развития, большевики пошли в прямо противоположном направлении. Тем самым политика авторитарного государства вошла в резкое противоречие с потребностями исторического развития, вызвав необходимость перерастания советского авторитаризма в какую-то новую форму.

3. Сущность и предпосылки тоталитаризма.

Сталин отличался от своих предшественников: для Ленина и его соратников власть, сколь угодно жесткая и насильственная, была все-таки средством для достижения определенной цели — построения социализма в планетарном масштабе. Утопический характер цели обусловил нарастание насилия, но корректировка ее в 1921—22 годах привела к либерализации политики (нэп, линия на мирное сосуществование с капитализмом и т.д.). Не то — Сталин. Для него целью была именно власть, а социализм, марксизм-ленинизм — только средствами ее достижения, поэтому он так легко менял не только тактику, но и стратегию, вступая в любые коалиции и разрушая их. Но дело не только в личной воле и качествах Сталина — за его индивидуальностью проступали черты нового исторического типа личности, и это были черты не только психологические, но и исторические.

Появление такого, тоталитарного, индивида — первая предпосылка формирования тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том случае, если бы были налицо остальные. Вторая предпосылка — тенденция к идеократии, проявившаяся с самого начала революционного движения и получившая зрелую форму в условиях советского авторитаризма, на базе общественной собственности и централизованного управления обществом, планового ведения хозяйства. План здесь выступал как директива, как закон: речь шла о вполне гегелевском по духу господстве идеи над действительностью. Практически идеократия реализовалась через партократию — монополию компартии на власть, не ограниченную, по существу, никаким законом и даже уставом самой партии. Третья предпосылка тоталитаризма — культ народа в революционном сознании до- и послеоктябрьской эпохи. Этот культ освобождал народные массы от всякой моральной самооценки и самоцензуры, ставил их по ту сторону добра и зла. Тем самым в структуре массового революционного действия высвобождалась энергия разрушения, направляемая этикой революционной целесообразности на уничтожение всяких ограничений, препятствующих достижению абсолютной власти революционного субъекта над действительностью. Все, что творилось, оправдывалось благом народа и именовалось борьбой с врагами народа.

4. Структура тоталитарной власти

Попытки заменить Сталина не удались — уж очень тесно срослись его личные и символически-знаковые черты. В поле тоталитарного сознания его преемник Хрущев получил значение комического героя — шута, напялившего на голову корону.

Маршальские погоны, звезды Героя и орден Победы не превратили Брежнева в того мифологического героя, каким воспринимался Сталин. Исчезла тайна личности вождя, а вместе с ней и вождь. Вождь должен быть, по крайней мере, равен системе, а не быть частицей, рожденной этой системой.

5. Тоталитаризм и личность

Существует ли угроза восстановления в нашей стране тоталитарного режима? Чтобы ответить на этот вопрос, надо выяснить условия, необходимые для этого. Объективные условия налицо —сохраняется, а в ряде республик и обновляется авторитарный режим, адаптирующийся к новым, демократическим тенденциям, к восстановлению политической жизни. Но решающими для возникновения тоталитаризма являются субъективные условия, а именно тот исторический тип личности, который можно назвать тоталитарным индивидом.

В условиях революционной катастрофы, когда ход событий бросил революционеров в самую пучину переворота, некоторые из них, вследствие этого страха перед реальным миром, застыли в ситуации неопределенности, отказавшись от выбора, выключившись из активной борьбы. Таким человеком и был Сталин, по выражению Р. Слассера, человек, проспавший революцию. Да и в годы гражданской войны, как пишет о нем Д. Волкогонов, он был скорее послушным исполнителем, хотя занимал формально одно из самых высоких мест в партийной иерархии. Такой индивид полностью отдается воле событий, тому самому миру, которого он боится. Единственное для него средство сохранить себя — это стремление к абсолютной власти, дающей полное господство над чуждой, враждебной действительностью. И чем более неопределенным — в силу своей новизны — оказывается мир после революции, когда уже не помогает прежняя теория и когда нет рядом берущего на себя всю ответственность вождя-вожака, тем больше овладевает душой теперь уже тоталитарного индивида это стремление к власти, это переживание власти как высшего смысла бытия.

Позволяет ли современная обстановка прогнозировать возможность появления нового тоталитарного индивида? На наш взгляд, нет. Во-первых, потому, что появление тоталитарного индивида непредсказуемо, его тайна — в глубинах индивидуальной души. Во-вторых, потому, что история не ходит дважды одними и теми же путями. Конечно, согласно Марксу, возможно повторение трагического в виде комического, но такой герой не может стать кумиром современной массы. Нынешние сталинисты ждут другого героя. Что же касается новых поколений, выросших после Сталина, то последние сорок лет выработали у них прочный иммунитет против тоталитаризма: у них нет восторженной до самоотречения веры в коммунистическую или какую-то иную, но столь же мощную в социально-психологическом и идеологическом плане идею. От тоталитаризма нас спасает безверие. Гораздо большую и реальную опасность представляет собой авторитаризм консервативного или откровенно реакционного плана, объективные и субъективные условия для появления которого налицо или, как говорил Маркс, находятся в процессе становления.

Ввиду ограниченной применимости эмпирических теорий тоталитаризма более плодотворным трактовать его как нормативное понятие, находящее большее или меньшее практическое воплощение в идеологии, политическом движении и реальной политической системе. Отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места индивидуальной свободе и социальным противоречиям, способность создавать для себя массовую поддержку, мобилизуя общество во имя единой цели, имеющей общенациональное значение, однопартийная система, контроль над средствами массовой информации, экономикой, особая функция тайной полиции.

44.Демократия: исторические формы и теории.

Понятие демократии как народовластия нормативно, поскольку базируется на нормативном подходе, предполагающем построение категории, исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. В соответствии с тем, кто (народ, личность или группы) выполняют властные функции, выделяют коллективную (тоталитарную), индивидуалистическую (либеральную) и групповую (плюралистическую и элитарную) теории демократии.

1. Коллективная модель демократии и соответствующий ей идеал существовали во все периоды истории. Главным субъектом политики считается народ, чья воля определяет главные черты политики определенного государства. В этом отношении характерна классическая теория демократии нового времени, появившаяся в век рационализма. Народ может, как писал Ж.-Ж. Руссо, выражать единую волю и творить общее благо. Вера в народ, в его разум вполне объяснима с точки зрения философии рационализма. Но в реальности народ не представляет монолитного социального образования, это совокупность разнородных групп с разными интересами и полярными представлениями о благе. Попытки навязать обществу счастье, одинаковое для всех, всегда заканчивались неудачей.

2. Индивидуалистическая концепция демократии имеет тот же возраст, что и коллективная. В соответствии с ней личность – истинный субъект политики. Личность для своего самовыражения не должна испытывать помех со стороны государства. Свобода деятельности, реализация внутреннего потенциала личности и есть проявление демократии. Индивидуальная демократия не предусматривает того, что личность наряду с потребностью выражения своей неповторимости нуждается в защите со стороны коллектива, в нормах и институтах, созданных обществом. Если же она не находит всего этого, то возникает аномия, состояние оторванности индивида от своей социальной среды, маргинальности личности.

45.Элиты, контрэлиты, массы. Теории элит.

Политическая элита – это составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп), обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и влияющих на принятие властных решений в обществе и культурные функции. Это относительно привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство народа и относительно скрытая для вхождения в ее состав граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью.

Массы в политике – это один из субъектов политического процесса, не структурированное целостное образование, отличающееся крайней изменчивостью, ситуативностью существования и неопределенностью. Появление массы как политического субъекта связано с индустриализацией, урбанизацией, сопровождаемыми потрясениями общества. Стихийные массовые действия в политическом поведении являются реакцией людей на политический кризис и нестабильность, порождающие неуверенность и страх. Для этой реакции характерно преобладание иррациональных инстинктов над осознанными и прагматическими чувствами; стадное чувство позволяет индивидам отключать волю и сознание и действовать по законам толпы (истеричность, безответственность, агрессивность, анархичность, низкий интеллект, чувство неодолимой мощи, неспособность остановиться, начав движение и т. д.). Эмоции массы многократно усиливаются под влиянием заражения и внушения. Политические силы стремятся использовать этот эффект.

Теории элит – это идейно-политические концепции, утверждающие, что необходимыми элементами функционирования общества является активное меньшинство. Элиты различают по признакам выделения – политическому (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс), технологическому (Дж. Бернхем), социально-психологическому (Х. Ортега-и-Гасет, И. Шумпетер), и по направленности – от антидемократических до либеральных. Выдвинуты концепции множества элит (политической, экономической, административной, военной, религиозной, научной, культурной), уравновешивающих друг друга и предотвращающих установление тоталитаризма (К. Манхейм). Концепции плюрализма элит (функциональные) наиболее распространены сегодня. Их нередко и называют теориями элиты.

Идеи Г. Моска, В. Парето и Р. Михельса

Более поздним представителем теории элиты был Гаэтано Моска (1854—1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов). В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный тип управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором — делегируется снизу вверх.

46. Сущность политического лидерства как института власти. Политическое лидерство в современной России.

Ввиду ограниченной применимости эмпирических теорий тоталитаризма более плодотворным трактовать его как нормативное понятие, находящее большее или меньшее практическое воплощение в идеологии, политическом движении и реальной политической системе. Отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места индивидуальной свободе и социальным противоречиям, способность создавать для себя массовую поддержку, мобилизуя общество во имя единой цели, имеющей общенациональное значение, однопартийная система, контроль над средствами массовой информации, экономикой, особая функция тайной полиции.

44.Демократия: исторические формы и теории.

Понятие демократии как народовластия нормативно, поскольку базируется на нормативном подходе, предполагающем построение категории, исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. В соответствии с тем, кто (народ, личность или группы) выполняют властные функции, выделяют коллективную (тоталитарную), индивидуалистическую (либеральную) и групповую (плюралистическую и элитарную) теории демократии.

1. Коллективная модель демократии и соответствующий ей идеал существовали во все периоды истории. Главным субъектом политики считается народ, чья воля определяет главные черты политики определенного государства. В этом отношении характерна классическая теория демократии нового времени, появившаяся в век рационализма. Народ может, как писал Ж.-Ж. Руссо, выражать единую волю и творить общее благо. Вера в народ, в его разум вполне объяснима с точки зрения философии рационализма. Но в реальности народ не представляет монолитного социального образования, это совокупность разнородных групп с разными интересами и полярными представлениями о благе. Попытки навязать обществу счастье, одинаковое для всех, всегда заканчивались неудачей.

2. Индивидуалистическая концепция демократии имеет тот же возраст, что и коллективная. В соответствии с ней личность – истинный субъект политики. Личность для своего самовыражения не должна испытывать помех со стороны государства. Свобода деятельности, реализация внутреннего потенциала личности и есть проявление демократии. Индивидуальная демократия не предусматривает того, что личность наряду с потребностью выражения своей неповторимости нуждается в защите со стороны коллектива, в нормах и институтах, созданных обществом. Если же она не находит всего этого, то возникает аномия, состояние оторванности индивида от своей социальной среды, маргинальности личности.

45.Элиты, контрэлиты, массы. Теории элит.

Политическая элита – это составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп), обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и влияющих на принятие властных решений в обществе и культурные функции. Это относительно привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство народа и относительно скрытая для вхождения в ее состав граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью.

Массы в политике – это один из субъектов политического процесса, не структурированное целостное образование, отличающееся крайней изменчивостью, ситуативностью существования и неопределенностью. Появление массы как политического субъекта связано с индустриализацией, урбанизацией, сопровождаемыми потрясениями общества. Стихийные массовые действия в политическом поведении являются реакцией людей на политический кризис и нестабильность, порождающие неуверенность и страх. Для этой реакции характерно преобладание иррациональных инстинктов над осознанными и прагматическими чувствами; стадное чувство позволяет индивидам отключать волю и сознание и действовать по законам толпы (истеричность, безответственность, агрессивность, анархичность, низкий интеллект, чувство неодолимой мощи, неспособность остановиться, начав движение и т. д.). Эмоции массы многократно усиливаются под влиянием заражения и внушения. Политические силы стремятся использовать этот эффект.

Теории элит – это идейно-политические концепции, утверждающие, что необходимыми элементами функционирования общества является активное меньшинство. Элиты различают по признакам выделения – политическому (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс), технологическому (Дж. Бернхем), социально-психологическому (Х. Ортега-и-Гасет, И. Шумпетер), и по направленности – от антидемократических до либеральных. Выдвинуты концепции множества элит (политической, экономической, административной, военной, религиозной, научной, культурной), уравновешивающих друг друга и предотвращающих установление тоталитаризма (К. Манхейм). Концепции плюрализма элит (функциональные) наиболее распространены сегодня. Их нередко и называют теориями элиты.

Идеи Г. Моска, В. Парето и Р. Михельса

Более поздним представителем теории элиты был Гаэтано Моска (1854—1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов). В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный тип управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором — делегируется снизу вверх.

46. Сущность политического лидерства как института власти. Политическое лидерство в современной России.

Читайте также: