Иванов виртуализация общества кратко
Обновлено: 04.07.2024
Комплексный подход к определению виртуальной реальности демонстрирует Д. В. Иванов, представляющий ее как замещение реальных вещей и поступков образами – симуляциями[8]. Автор выделяет три основных характеристики виртуальной реальности:
– нематериальность воздействия (изображаемое производит эффекты, характерные для вещественного);
– условность параметров (объекты искусственны и изменяемы);
– эфемерность (свобода входа/выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования).
Именно эти характеристики, на наш взгляд, определяют в социологии исследовательское поле виртуального пространства Интернет. В. Л. Силаева отмечает еще одну очень важную характеристику виртуальной реальности – ее вторичность, производность от объективной реальности. Она отмечает, что виртуализации подвергаются прежде всего те области человеческой деятельности, которые априори феноменологически имеют виртуальную природу, поэтому текущий процесс виртуализации для них вторичен[9]. Это означает, что виртуализация значительно изменяет характер социального взаимодействия, переводит его в интерактивный сетевой режим, расширяя количественный состав участников взаимодействия и освобождая их от географической привязанности. В этой связи особое значение приобретают те виды социального взаимодействия, которые в наибольшей степени подверглись процессу виртуализации.
Виртуализация повседневной жизни человека. Человек в современном обществе вынужден заниматься самоопределением в быстро меняющихся социальных структурах. На процессы самоопределения современного человека накладывает существенный отпечаток виртуализация обыденной жизни общества, вызывая как позитивные, так и негативные сдвиги. С одной стороны, виртуальная реальность ограничивает (иногда и вовсе уничтожает) рефлексивную деятельность человека, лишая его способности критически мыслить, унифицируя его представления о мире и о себе. При этом человек через виртуализацию сознания может лишиться оснований не только для критической оценки информации, а в дальнейшем и собственного мировоззрения.
Роль Интернета в виртуализации современного общества можно определить следующим образом:
– Интернет позволяет устанавливать горизонтальные связи в общении между людьми;
– Интернет не навязывает информацию, она только предлагается к добровольному восприятию;
– Интернет позволяет стать участником информационного процесса любому человеку;
– Интернет не создает предпосылок для манипулятивного общения, а наоборот – они исчезают. Вопросно-ответные ряды не дают возможности для обмана и манипулирования;
– Интернет (в отличие от СМИ, которые блокируют сознание), раскрепощает человека и побуждает его к рефлексии;
– Интернет создает локальные сообщества людей как альтернативу серой безликой толпе или стандартному слою. Они самоорганизуются и самоуправляются, изменяя при этом структуру общества;
– Интернет формирует новую сферу информационного взаимодействия, приводит к возникновению новых видов общественных отношений.
Итак, интернет-коммуникации содержат элементы обратной связи и создают беспрецедентные возможности для живого, открытого и всестороннего общения людей, разделенных огромными расстояниями. Благодаря функционированию Интернета формируется глобальная, постоянно растущая общность людей, объединенных общими интересами, устремлениями, социокультурными ориентациями, несмотря на этнические, социально-политические и иные различия. Интернет тем самым выполняет интегративную функцию. Но главное следствие вхождения Интернета в жизнь современного общества – это индивидуализация социальной среды.
[1] Тягунова, Л. А. Виртуализация социума: сущность и тенденции / автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Саратов: ПАГС, 2006. – С. 10.
[2] Hammet F. Virtual reality. – N.Y., 1993. – P. 32.
[5] Носов, Н. А. Манифест виртуалистики. – М.: Путь, 2001. – С. 7.
[6] Руднев, В. Прочь от реальности. – М.: Аграф, 2000. – С. 80.
[7] Хоружий, С. С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. – 1997. – № 6. – С. 67.
[8] Иванов, Д. В. Виртуализация общества. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. – С. 18.
[9] Силаева, В. Л. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества: дисс. … канд. филос. наук. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. – С. 46.
[10] См. подробнее: Давыдов, А. А. Компьютационная теория социальных систем // Социс. – 2005. – № 6.
[11] Он же. О компьютационной теории социальных агентов // Социс. – 2006. – № 2. – С. 20.
[12] См. подробнее: Он же. Компьютационная теория социальных систем.
[13] Хабермас, Ю. Расколотый Запад. – М., 2008. – С. 21.
[14] Giddens, A. Modernity and self-identity: Self and society in the Late Modern Age. – Cambridge: Polity Press, 1991. – P. 53.
Часть II. Вещи - образы: виртуализация общества 41
Виртуализация: замещение реальности образами 41
Экономика: виртуализация стоимости 42
Политика: виртуализация власти 5/
Наука: виртуализация знания 53
Искусство: виртуализация творчества 55
Семья: виртуализация любви 57
Часть III. Реальное - виртуальное: парадигма трансформации общества 61
Виртуальная реальность: метафора современного общества 61
Альтернативные модели современности: модернизация и глобализация 64
Виртуализация: новая парадигма общественных изменений 75
Заключение 82
Теория виртуализации: концептуальная схема и исследовательский проект 82
Идеология виртуализации: виртуальный анархизм и виртуальные империи 83
Приложение. Реальность и виртуальность в России: компьютеризация после виртуализации 85
Светлой памяти моей мамы
Октябрины Васильевны
посвящается
ПРЕДИСЛОВИЕ
В самом конце XX в., в его последние четыре- пять лет почти обыденным стало использование выражений "виртуальный магазин", "виртуальная конференция", "виртуальная экономика", "виртуальное сообщество" и т.п. Броское словцо "виртуальность" осваивается разного рода аналитиками современного общества - от философов и культурологов до политиков и журналистов. С точки зрения социолога, это распространение новой терминологии весьма симптоматично. Во-первых, оно отражает зримое возрастание роли компьютерных технологий в повседневной жизни людей. Перенос таких форм взаимодействия, как купля-продажа, научная дискуссия или обсуждение сплетен из реального пространства магазина, офиса, кафе или кухни в виртуальное пространство сети Internet является, безусловно, впечатляющим фактом. Но не менее впечатляет тенденция расширительного, метафорического использования понятия "виртуальная реальность". С его помощью в настоящее время обозначаются многие новые экономические, политические, культурные феномены, не связанные непосредственно с компьютеризацией, но обнаруживающие сходство логики человеческой деятельности с логикой виртуальной реальности. Сущностный принцип этой логики - замещение реальных вещей и поступков образами - симуляциями. Такого рода замещение можно наблюдать практически во всех сферах жизни современного человека, и это дает основание для целостного описания социокультурных изменений рубежа XX-XXI вв. как процесса/процессов виртуализации общества.
В представляемой работе модель виртуализации общества дается как набросок, эскиз новой теории общественных изменений. Эта модель далека от идеала теории в строгом, то есть в старом добром смысле. Она сформулирована не на уровне однозначных и систематически связанных утверждений-пропозиций, а на уровне эмпирических обобщений и метафорических концептуальных связок между
[7]
ними. Но примерно таковы и модные сейчас теории модернизации, постмодернизации, глобализации. Они отличаются от классических теорий общественного развития О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Д. Белла и др. именно тем, что не устанавливают закономерность универсальных процессов - прогресса, эволюции, развития, а всего лишь выявляют логическое единство изменений - тенденций, эмпирически фиксируемых здесь и сейчас. Можно определять теории нового типа (или нового стиля) как менее строгие, но можно определять их и как более точные. Всякая модель, а любая теория - это именно модель - должна пройти между Сциллой и Харибдой: быть максимально простой (строгой) и максимально адекватной (точной). В середине и конце XX в. социологическое сообщество ценит адекватность эмпирическим тенденциям и сомневается в ценности строгих законов истории. Поэтому различение теорий развития и теорий изменений стало методологической базой представляемого исследования. Эмпирическим материалом для построения предлагаемой модели общественных изменений явились статистические данные и отдельные примеры (cases) по наиболее развитым странам - США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, а также и по России.
Любая теория - это модель, и она имеет смысл постольку, поскольку описывает факты. Факты и концепты, использованные при создании модели виртуализации, принадлежат двадцатому веку. Но уже само название концепции указывает на то, что ее притязания простираются из двадцатого века в век двадцать первый. Речь идет не о фактах изменений, а скорее о тенденциях. Распознать в хитросплетении нынешних тенденций те новые, что будут ключевыми и завтра, сделать их понятными и тем самым помочь их использовать - научная задача представляемой книги.
Эта книга - результат наблюдений и размышлений, накапливавшихся и систематизировавшихся на протяжении пяти лет. Завершив работу, я спешу поделиться ее плодами с читателями и высказать признательность моему отцу Владиславу Николаевичу Иванову, поддерживавшему меня во всех моих начинаниях, профессору Асалхану Ользоновичу Бороноеву, всегда поощрявшему мои научные изыскания, и моим друзьям Борису Фирсову и Екатерине Сиротко, оказавшим мне неоценимые услуги при сборе материалов и подготовке текста.
ВИРТУАЛИЗА́ЦИЯ О́БЩЕСТВА (от англ. virtual – кажущийся), процесс замещения реальных социальных отношений их виртуальными образами. В обществе, где Интернет и др. средства массовой коммуникации играют всё более заметную роль, формируется новый, иллюзорный мир символов, который существует параллельно с реальным физич. миром и становится такой же неотъемлемой частью бытия, как и окружающая действительность (см. Виртуальная реальность ). В. о. представляет собой принципиально новый процесс глобального масштаба, который отражает реальные трансформации общества 21 в.
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Виртуализация общества: краткое содержание, описание и аннотация
Д Иванов: другие книги автора
Кто написал Виртуализация общества? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Виртуализация общества — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Информационное общество: фантом постиндустриальной эры 9
Компьютерные симуляции: киберпротез общества 13
Понятие виртуализации: ключ к пониманию современности 15
Часть I. Модерн - постмодерн: развеществление общества 21
Модернизация: овеществление общества 21
Институциональный строй: реальность общества 27
Постмодернизм: симптомы развеществления общества 34
Часть II. Вещи - образы: виртуализация общества 41
Виртуализация: замещение реальности образами 41
Экономика: виртуализация стоимости 42
Политика: виртуализация власти 5/
Наука: виртуализация знания 53
Искусство: виртуализация творчества 55
Семья: виртуализация любви 57
Часть III. Реальное - виртуальное: парадигма трансформации общества 61
Виртуальная реальность: метафора современного общества 61
Альтернативные модели современности: модернизация и глобализация 64
Виртуализация: новая парадигма общественных изменений 75
Теория виртуализации: концептуальная схема и исследовательский проект 82
Идеология виртуализации: виртуальный анархизм и виртуальные империи 83
Приложение. Реальность и виртуальность в России: компьютеризация после виртуализации 85
Светлой памяти моей мамы
В самом конце XX в., в его последние четыре- пять лет почти обыденным стало использование выражений "виртуальный магазин", "виртуальная конференция", "виртуальная экономика", "виртуальное сообщество" и т.п. Броское словцо "виртуальность" осваивается разного рода аналитиками современного общества - от философов и культурологов до политиков и журналистов. С точки зрения социолога, это распространение новой терминологии весьма симптоматично. Во-первых, оно отражает зримое возрастание роли компьютерных технологий в повседневной жизни людей. Перенос таких форм взаимодействия, как купля-продажа, научная дискуссия или обсуждение сплетен из реального пространства магазина, офиса, кафе или кухни в виртуальное пространство сети Internet является, безусловно, впечатляющим фактом. Но не менее впечатляет тенденция расширительного, метафорического использования понятия "виртуальная реальность". С его помощью в настоящее время обозначаются многие новые экономические, политические, культурные феномены, не связанные непосредственно с компьютеризацией, но обнаруживающие сходство логики человеческой деятельности с логикой виртуальной реальности. Сущностный принцип этой логики - замещение реальных вещей и поступков образами - симуляциями. Такого рода замещение можно наблюдать практически во всех сферах жизни современного человека, и это дает основание для целостного описания социокультурных изменений рубежа XX-XXI вв. как процесса/процессов виртуализации общества.
В представляемой работе модель виртуализации общества дается как набросок, эскиз новой теории общественных изменений. Эта модель далека от идеала теории в строгом, то есть в старом добром смысле. Она сформулирована не на уровне однозначных и систематически связанных утверждений-пропозиций, а на уровне эмпирических обобщений и метафорических концептуальных связок между
ними. Но примерно таковы и модные сейчас теории модернизации, постмодернизации, глобализации. Они отличаются от классических теорий общественного развития О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Д. Белла и др. именно тем, что не устанавливают закономерность универсальных процессов прогресса, эволюции, развития, а всего лишь выявляют логическое единство изменений - тенденций, эмпирически фиксируемых здесь и сейчас. Можно определять теории нового типа (или нового стиля) как менее строгие, но можно определять их и как более точные. Всякая модель, а любая теория - это именно модель - должна пройти между Сциллой и Харибдой: быть максимально простой (строгой) и максимально адекватной (точной). В середине и конце XX в. социологическое сообщество ценит адекватность эмпирическим тенденциям и сомневается в ценности строгих законов истории. Поэтому различение теорий развития и теорий изменений стало методологической базой представляемого исследования. Эмпирическим материалом для построения предлагаемой модели общественных изменений явились статистические данные и отдельные примеры (cases) по наиболее развитым странам - США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, а также и по России.
Читайте также: