Иванов виртуализация общества кратко

Обновлено: 04.07.2024

Комплексный подход к определению виртуальной реальности демонстрирует Д. В. Иванов, представляющий ее как замещение реальных вещей и поступков образами – симуляциями[8]. Автор выделяет три основных характеристики виртуальной реальности:

– нематериальность воздействия (изображаемое производит эффекты, характерные для вещественного);

– условность параметров (объекты искусственны и изменяемы);

– эфемерность (свобода входа/выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования).

Именно эти характеристики, на наш взгляд, определяют в социологии исследовательское поле виртуального пространства Интернет. В. Л. Силаева отмечает еще одну очень важную характеристику виртуальной реальности – ее вторичность, производность от объективной реальности. Она отмечает, что виртуализации подвергаются прежде всего те области человеческой деятельности, которые априори феноменологически имеют виртуальную природу, поэтому текущий процесс виртуализации для них вторичен[9]. Это означает, что виртуализация значительно изменяет характер социального взаимодействия, переводит его в интерактивный сетевой режим, расширяя количественный состав участников взаимодействия и освобождая их от географической привязанности. В этой связи особое значение приобретают те виды социального взаимодействия, которые в наибольшей степени подверглись процессу виртуализации.

Виртуализация повседневной жизни человека. Человек в современном обществе вынужден заниматься самоопределением в быстро меняющихся социальных структурах. На процессы самоопределения современного человека накладывает существенный отпечаток виртуализация обыденной жизни общества, вызывая как позитивные, так и негативные сдвиги. С одной стороны, виртуальная реальность ограничивает (иногда и вовсе уничтожает) рефлексивную деятельность человека, лишая его способности критически мыслить, унифицируя его представления о мире и о себе. При этом человек через виртуализацию сознания может лишиться оснований не только для критической оценки информации, а в дальнейшем и собственного мировоззрения.

Роль Интернета в виртуализации современного общества можно определить следующим образом:

– Интернет позволяет устанавливать горизонтальные связи в общении между людьми;

– Интернет не навязывает информацию, она только предлагается к добровольному восприятию;

– Интернет позволяет стать участником информационного процесса любому человеку;

– Интернет не создает предпосылок для манипулятивного общения, а наоборот – они исчезают. Вопросно-ответные ряды не дают возможности для обмана и манипулирования;

– Интернет (в отличие от СМИ, которые блокируют сознание), раскрепощает человека и побуждает его к рефлексии;

– Интернет создает локальные сообщества людей как альтернативу серой безликой толпе или стандартному слою. Они самоорганизуются и самоуправляются, изменяя при этом структуру общества;

– Интернет формирует новую сферу информационного взаимодействия, приводит к возникновению новых видов общественных отношений.

Итак, интернет-коммуникации содержат элементы обратной связи и создают беспрецедентные возможности для живого, открытого и всестороннего общения людей, разделенных огромными расстояниями. Благодаря функционированию Интернета формируется глобальная, постоянно растущая общность людей, объединенных общими интересами, устремлениями, социокультурными ориентациями, несмотря на этнические, социально-политические и иные различия. Интернет тем самым выполняет интегративную функцию. Но главное следствие вхождения Интернета в жизнь современного общества – это индивидуализация социальной среды.

[1] Тягунова, Л. А. Виртуализация социума: сущность и тенденции / автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Саратов: ПАГС, 2006. – С. 10.

[2] Hammet F. Virtual reality. – N.Y., 1993. – P. 32.

[5] Носов, Н. А. Манифест виртуалистики. – М.: Путь, 2001. – С. 7.

[6] Руднев, В. Прочь от реальности. – М.: Аграф, 2000. – С. 80.

[7] Хоружий, С. С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. – 1997. – № 6. – С. 67.

[8] Иванов, Д. В. Виртуализация общества. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. – С. 18.

[9] Силаева, В. Л. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества: дисс. … канд. филос. наук. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. – С. 46.

[10] См. подробнее: Давыдов, А. А. Компьютационная теория социальных систем // Социс. – 2005. – № 6.

[11] Он же. О компьютационной теории социальных агентов // Социс. – 2006. – № 2. – С. 20.

[12] См. подробнее: Он же. Компьютационная теория социальных систем.

[13] Хабермас, Ю. Расколотый Запад. – М., 2008. – С. 21.

[14] Giddens, A. Modernity and self-identity: Self and society in the Late Modern Age. – Cambridge: Polity Press, 1991. – P. 53.

Часть II. Вещи - образы: виртуализация общества 41
Виртуализация: замещение реальности образами 41
Экономика: виртуализация стоимости 42
Политика: виртуализация власти 5/
Наука: виртуализация знания 53
Искусство: виртуализация творчества 55
Семья: виртуализация любви 57

Часть III. Реальное - виртуальное: парадигма трансформации общества 61
Виртуальная реальность: метафора современного общества 61
Альтернативные модели современности: модернизация и глобализация 64
Виртуализация: новая парадигма общественных изменений 75

Заключение 82
Теория виртуализации: концептуальная схема и исследовательский проект 82
Идеология виртуализации: виртуальный анархизм и виртуальные империи 83

Приложение. Реальность и виртуальность в России: компьютеризация после виртуализации 85

Светлой памяти моей мамы
Октябрины Васильевны
посвящается

ПРЕДИСЛОВИЕ

В самом конце XX в., в его последние четыре- пять лет почти обыденным стало использование выражений "виртуальный магазин", "виртуальная конференция", "виртуальная экономика", "виртуальное сообщество" и т.п. Броское словцо "виртуальность" осваивается разного рода аналитиками современного общества - от философов и культурологов до политиков и журналистов. С точки зрения социолога, это распространение новой терминологии весьма симптоматично. Во-первых, оно отражает зримое возрастание роли компьютерных технологий в повседневной жизни людей. Перенос таких форм взаимодействия, как купля-продажа, научная дискуссия или обсуждение сплетен из реального пространства магазина, офиса, кафе или кухни в виртуальное пространство сети Internet является, безусловно, впечатляющим фактом. Но не менее впечатляет тенденция расширительного, метафорического использования понятия "виртуальная реальность". С его помощью в настоящее время обозначаются многие новые экономические, политические, культурные феномены, не связанные непосредственно с компьютеризацией, но обнаруживающие сходство логики человеческой деятельности с логикой виртуальной реальности. Сущностный принцип этой логики - замещение реальных вещей и поступков образами - симуляциями. Такого рода замещение можно наблюдать практически во всех сферах жизни современного человека, и это дает основание для целостного описания социокультурных изменений рубежа XX-XXI вв. как процесса/процессов виртуализации общества.
В представляемой работе модель виртуализации общества дается как набросок, эскиз новой теории общественных изменений. Эта модель далека от идеала теории в строгом, то есть в старом добром смысле. Она сформулирована не на уровне однозначных и систематически связанных утверждений-пропозиций, а на уровне эмпирических обобщений и метафорических концептуальных связок между
[7]
ними. Но примерно таковы и модные сейчас теории модернизации, постмодернизации, глобализации. Они отличаются от классических теорий общественного развития О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Д. Белла и др. именно тем, что не устанавливают закономерность универсальных процессов - прогресса, эволюции, развития, а всего лишь выявляют логическое единство изменений - тенденций, эмпирически фиксируемых здесь и сейчас. Можно определять теории нового типа (или нового стиля) как менее строгие, но можно определять их и как более точные. Всякая модель, а любая теория - это именно модель - должна пройти между Сциллой и Харибдой: быть максимально простой (строгой) и максимально адекватной (точной). В середине и конце XX в. социологическое сообщество ценит адекватность эмпирическим тенденциям и сомневается в ценности строгих законов истории. Поэтому различение теорий развития и теорий изменений стало методологической базой представляемого исследования. Эмпирическим материалом для построения предлагаемой модели общественных изменений явились статистические данные и отдельные примеры (cases) по наиболее развитым странам - США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, а также и по России.
Любая теория - это модель, и она имеет смысл постольку, поскольку описывает факты. Факты и концепты, использованные при создании модели виртуализации, принадлежат двадцатому веку. Но уже само название концепции указывает на то, что ее притязания простираются из двадцатого века в век двадцать первый. Речь идет не о фактах изменений, а скорее о тенденциях. Распознать в хитросплетении нынешних тенденций те новые, что будут ключевыми и завтра, сделать их понятными и тем самым помочь их использовать - научная задача представляемой книги.
Эта книга - результат наблюдений и размышлений, накапливавшихся и систематизировавшихся на протяжении пяти лет. Завершив работу, я спешу поделиться ее плодами с читателями и высказать признательность моему отцу Владиславу Николаевичу Иванову, поддерживавшему меня во всех моих начинаниях, профессору Асалхану Ользоновичу Бороноеву, всегда поощрявшему мои научные изыскания, и моим друзьям Борису Фирсову и Екатерине Сиротко, оказавшим мне неоценимые услуги при сборе материалов и подготовке текста.

ВИРТУАЛИЗА́ЦИЯ О́БЩЕСТВА (от англ. virtual – кажущийся), про­цесс за­ме­ще­ния ре­аль­ных со­ци­аль­ных от­но­ше­ний их вир­ту­аль­ны­ми об­раз­ами. В об­ще­ст­ве, где Ин­тер­нет и др. сред­ст­ва мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции иг­ра­ют всё бо­лее за­мет­ную роль, фор­ми­ру­ет­ся но­вый, ил­лю­зор­ный мир сим­во­лов, ко­то­рый су­ще­ст­ву­ет па­рал­лель­но с ре­аль­ным фи­зич. ми­ром и ста­но­вит­ся та­кой же не­отъ­ем­ле­мой ча­стью бы­тия, как и ок­ру­жаю­щая дей­ст­ви­тель­ность (см. Вир­ту­аль­ная ре­аль­ность ). В. о. пред­став­ля­ет со­бой прин­ци­пи­аль­но но­вый про­цесс гло­баль­но­го мас­шта­ба, ко­то­рый от­ра­жа­ет ре­аль­ные транс­фор­ма­ции об­ще­ст­ва 21 в.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Виртуализация общества: краткое содержание, описание и аннотация

Д Иванов: другие книги автора

Кто написал Виртуализация общества? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Борис Иванов: Сборник

Сборник

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Виртуализация общества — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Информационное общество: фантом постиндустриальной эры 9

Компьютерные симуляции: киберпротез общества 13

Понятие виртуализации: ключ к пониманию современности 15

Часть I. Модерн - постмодерн: развеществление общества 21

Модернизация: овеществление общества 21

Институциональный строй: реальность общества 27

Постмодернизм: симптомы развеществления общества 34

Часть II. Вещи - образы: виртуализация общества 41

Виртуализация: замещение реальности образами 41

Экономика: виртуализация стоимости 42

Политика: виртуализация власти 5/

Наука: виртуализация знания 53

Искусство: виртуализация творчества 55

Семья: виртуализация любви 57

Часть III. Реальное - виртуальное: парадигма трансформации общества 61

Виртуальная реальность: метафора современного общества 61

Альтернативные модели современности: модернизация и глобализация 64

Виртуализация: новая парадигма общественных изменений 75

Теория виртуализации: концептуальная схема и исследовательский проект 82

Идеология виртуализации: виртуальный анархизм и виртуальные империи 83

Приложение. Реальность и виртуальность в России: компьютеризация после виртуализации 85

Светлой памяти моей мамы

В самом конце XX в., в его последние четыре- пять лет почти обыденным стало использование выражений "виртуальный магазин", "виртуальная конференция", "виртуальная экономика", "виртуальное сообщество" и т.п. Броское словцо "виртуальность" осваивается разного рода аналитиками современного общества - от философов и культурологов до политиков и журналистов. С точки зрения социолога, это распространение новой терминологии весьма симптоматично. Во-первых, оно отражает зримое возрастание роли компьютерных технологий в повседневной жизни людей. Перенос таких форм взаимодействия, как купля-продажа, научная дискуссия или обсуждение сплетен из реального пространства магазина, офиса, кафе или кухни в виртуальное пространство сети Internet является, безусловно, впечатляющим фактом. Но не менее впечатляет тенденция расширительного, метафорического использования понятия "виртуальная реальность". С его помощью в настоящее время обозначаются многие новые экономические, политические, культурные феномены, не связанные непосредственно с компьютеризацией, но обнаруживающие сходство логики человеческой деятельности с логикой виртуальной реальности. Сущностный принцип этой логики - замещение реальных вещей и поступков образами - симуляциями. Такого рода замещение можно наблюдать практически во всех сферах жизни современного человека, и это дает основание для целостного описания социокультурных изменений рубежа XX-XXI вв. как процесса/процессов виртуализации общества.

В представляемой работе модель виртуализации общества дается как набросок, эскиз новой теории общественных изменений. Эта модель далека от идеала теории в строгом, то есть в старом добром смысле. Она сформулирована не на уровне однозначных и систематически связанных утверждений-пропозиций, а на уровне эмпирических обобщений и метафорических концептуальных связок между

ними. Но примерно таковы и модные сейчас теории модернизации, постмодернизации, глобализации. Они отличаются от классических теорий общественного развития О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Д. Белла и др. именно тем, что не устанавливают закономерность универсальных процессов прогресса, эволюции, развития, а всего лишь выявляют логическое единство изменений - тенденций, эмпирически фиксируемых здесь и сейчас. Можно определять теории нового типа (или нового стиля) как менее строгие, но можно определять их и как более точные. Всякая модель, а любая теория - это именно модель - должна пройти между Сциллой и Харибдой: быть максимально простой (строгой) и максимально адекватной (точной). В середине и конце XX в. социологическое сообщество ценит адекватность эмпирическим тенденциям и сомневается в ценности строгих законов истории. Поэтому различение теорий развития и теорий изменений стало методологической базой представляемого исследования. Эмпирическим материалом для построения предлагаемой модели общественных изменений явились статистические данные и отдельные примеры (cases) по наиболее развитым странам - США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, а также и по России.

Читайте также: