Ислам в казахстане кратко

Обновлено: 04.07.2024

[2] населения страны Мусульманин. Этнический Казахи преимущественно Сунниты Мусульмане из Ханафитская школа. [3] Есть также небольшое количество Шииты и несколько Ахмади. [4] Географически Казахстан - самая северная страна в мире с мусульманским большинством. Казахи составляют более половины всего населения, а другие этнические группы мусульманского происхождения включают Узбеки, Уйгуры и Татары. [5] Ислам впервые пришел на южные окраины региона в 8 веке от арабов. Согласно Конституции Республика Казахстан провозглашает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. [6]

Содержание

История

Российская политика постепенно менялась в сторону ослабления ислама за счет введения доисламских элементов коллективное сознание. [11] Такие попытки включали в себя методы восхваления доисламских исторических деятелей и навязывание чувства неполноценности путем отправки казахов в высшую элиту. русский военные учреждения. [11] В ответ казахстанские религиозные лидеры попытались вызвать религиозный пыл, поддерживая пантюркизм, хотя в результате многие подверглись преследованиям. [12] Вовремя Советский эпоха Мусульманин учреждения выжили только в тех областях, где количество казахов значительно превосходило число немусульман из-за повседневной мусульманской практики. [13] В попытке приспособить казахов к Коммунист идеологии, гендерные отношения и другие аспекты казахской культуры были ключевыми объектами социальных изменений. [10]

Советский власти пытались поощрять контролируемую форму ислама в Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана как объединяющая сила в обществах Центральной Азии, в то же время запрещая истинную религиозную свободу. С момента обретения независимости религиозная активность значительно возросла. Строительство мечети и религиозные школы ускорились в 1990-х, с финансовой помощью индюк, Египет, и, прежде всего, Саудовская Аравия. [17] В 1991 году действовало 170 мечетей, более половины из которых строились заново. В то время в Казахстане действовало около 230 мусульманских общин. С тех пор количество мечетей увеличилось до 2320 по состоянию на 2013 год. [18] В 2012 году Президент Казахстана открыл в столице новую мечеть Хазрет Султан, которая является крупнейшим мусульманским культовым сооружением в Центральной Азии. [19]

Ислам и государство

В 1990 г. Нурсултан Назарбаев, затем первый секретарь Коммунистическая партия Казахстана, создал государственную основу для ислама, исключив Казахстан из-под контроля Управления мусульман Средней Азии, одобренного Советским Союзом и политически ориентированного религиозного управления для всей Центральной Азии. Вместо этого Назарбаев создал отдельную муфтировать, или религиозный авторитет для казахстанских мусульман. [20]

С прицелом на исламские правительства поблизости Иран и Афганистанавторы конституции 1993 года прямо запретили религиозные политические партии. 1995 год конституция запрещает организации, которые стремятся разжигать расовую, политическую или религиозную рознь, и устанавливает строгий государственный контроль над иностранными религиозными организациями. Как и в предыдущей конституции 1995 года, Казахстан является светским государством; Таким образом, Казахстан - единственное центральноазиатское государство, конституция которого не придает особого статуса исламу. Хотя Казахстан присоединился к Организация исламского сотрудничества в том же году. Эта позиция основывалась как на внешней политике правительства Назарбаева, так и на внутренних соображениях. Осознавая потенциал для инвестиций из мусульманских стран Ближнего Востока, Назарбаев посетил Иран, индюк, и Саудовская Аравия; в то же время он предпочитал рассматривать Казахстан как мост между мусульманским Востоком и христианским Западом. Например, изначально он принимал только статус наблюдателя в Организация экономического сотрудничества (ОЭС), все страны-члены которой являются преимущественно мусульманскими. Первая поездка президента в священный для мусульман город Мекка, который произошел в 1994 году, был частью маршрута, который также включал посещение Папа Иоанн Павел II в Ватикан. [20]

Ислам в Казахстане — самая распространённая религия среди верующего населения Республики Казахстан. Мусульмане составляют 70,19 % населения по переписи 2009 года.

  • Направление — суннизм.
  • Мазхаб (мусульманская правовая школа) — ханафитский мазхаб.
  • Уполномоченный орган — Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК).

Содержание

История

Проникновение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов.

По некоторым данным, первым толчком к расспростанению ислама, стала Таласская битва 751-го года. При которой тюрки Тюргешского каганата, обьединившись с войсками Аббасидского халифата одержали победу над войсками танского Китая. Победа в сражении, остановило экспанисию Таньской империи на запад, и позволило исламу утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье к концу Х века.
Ислам был утвержден в качестве государственной религии в государстве Караханидов в конце X века. По мере расширения ханства Чингизхана распространение ислама замедлилось, так как традиционной религией тюрок было тенгрианство. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так ислам приняли ханы Золотой Орды Берке (1255—1266) и Узбек (1312—1340). В тот период среди тюрок было сильно влияние суфийского духовенства. Огромный вклад в пропаганде ислама среди всех тюркоязычных народов региона внес основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший 1166 году в городе Туркестан.

В настоящее время в Казахстане функционирует более 5 000 мечетей, в советский же период их было всего 63. Количество верующих сейчас возросло, в том числе мусульман.



Особенности

  • Для казахов характерна терпимость к другим религиям, отсутствие большой строгости в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата.
  • Ислам в Казахстане исповедуют в основном казахи, узбеки, уйгуры, дунгане, таджики, киргизы, туркмены, татары, башкиры, ряд традиционно исламских народов Северного Кавказа, азербайджанцы (последние в своём большинстве придерживаются шиизма), а также есть и русские принявшие мусульманство, в основном суннитского толка.

См. также

Ссылки

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Абхазия • Гонконг • Палестинская национальная администрация • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра • Южная Осетия

  • Ислам в Казахстане
  • Религия в Казахстане

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Ислам в Казахстане" в других словарях:

ИСЛАМ — [араб., букв. предание себя (богу), покорность], мусульманство, одна из трёх мировых религий наряду с буддизмом и христианством. Возникла в Хиджазе (внач. 7 в.) среди араб. племён Зап. Аравии, в условиях разложения патриархально родового… … Философская энциклопедия

Ислам в России — Субъекты РФ с мусульманским большинством … Википедия

ИСЛАМ — монотеистическая религия. Последователи этой религии не поклоняются ее пророку Мухаммеду, считая его обычным человеком, которого Бог избрал своим посланником. Верующие называют себя мусульманами (араб. муслим ). В настоящее время ислам… … Энциклопедия Кольера

Ислам — [араб., буквально покорность, предание себя (воле божьей)], одна из наиболее распространённых религий мира. Её последователи мусульмане составляют большую часть (от 80 до 98% ) населения Мавритании, Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Египта … Большая советская энциклопедия

ИСЛАМ — (араб. покорность) одна из наиболее распространенных религий, иногда наряду с буддизмом и христианством называемая мировой религией. Ее последователи мусульмане (откуда ее др. название мусульманство) составляют подавляющее большинство (от 80 до… … Советская историческая энциклопедия

Религия в Казахстане — Казахстан, согласно конституции является светским государством 1. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы. 2.… … Википедия


Характерной особенностью распространения исламской идеологии в центрально-азиатском регионе, помимо хронологического фактора, являются ее многообразие, взаимопереплетение с интересами местных общин, ее взаимодействие с национальными культурами.

Историки-исламоведы отмечают существование нижеследующих направлений ислама в Центральной Азии: суннитские и ши‘итские движения и течения (мурджи’изм, исма‘илизм, мубаййида), суннитские теологические школы (матуридийа, аш‘арийа, каррамийа), суннитские богословско-правовые толки (ханафитский, шафи‘итский), суфийские братства (йасавийа, накшбандийа, кубравийа, ‘ишкийа, кадирийа). Исторически сложились мощные суннитские общины на большей территории Центральной Азии. Как анклавы бывших ши‘итских общин в современный период сохранились исма‘илиты Горного Бадахшана. Классический ислам в форме этих учений развивался в тесном взаимодействии с национальными культурами и традициями народов региона. В результате в Центральной Азии сложилась региональная форма мусульманской религии, являющейся составной частью исламской цивилизации[1] и она представляет собой адаптацию (в ходе трансформации, синтеза, эволюции) религии к местным этнокультурным традициям. В данном случае можно говорить о центрально-азиатском традиционном региональном исламе. Носителями этого социокультурного комплекса являются коренные этносы. А основным стабилизирующим стержнем и традицией этих народов остается ислам.

Нужно констатировать, что формирование традиционного мусульманского общества в Центральной Азии был долгим процессом. Начальной точкой этого процесса можно считать проникновение арабских войск в регион во второй половине VII в., в период правления первого омеййадского халифа Му‘авийи ибн Аби Суфйана (660-680).

Первые известия о контактах мусульман и тюрков датируются 751 годом Таласской битвы, когда в сражении между мусульманами Арабского халифата, которые продвигались вдоль южного маршрута Шелкового пути и войсками империи Тан, тюрки вступили в битву на стороне первых и сообща нанесли империи сокрушительное поражение. Постепенно, мусульмане закрепились на территории стратегического перепутья торговых путей в Мавераннахре, где сходились караванные дороги из Китая, Индии, Ближнего Востока, Сибири и Северной Европы. Благодаря торговле тюркские племена одно за другим принимали ислам.

Идеологическое влияние в отношении конных тюрков, которые были основной военно-политической силой в Евразии, обеспечивало контроль за торговыми путями и возможность контролировать города, добиваться гегемонии в евразийском масштабе. Поэтому борьба была упорной, с расчетом на воспитание нескольких поколений. Одно за другим тюркские племена принимали ислам и под давлением других племен были вынуждены покидать исторический Туркестан. Огузы вытеснили карлуков, сельжуков и канглы, (известных как баш-инак или печенеги), потом огузов оттеснили кимаки и кипчаки. Спустя столетие вчерашние гегемоны степи сами принимали ислам.

Российские исследователи С.Г. Кляшторный и Т.И. Султанов считают, что интенсивность исламизации караханидских тюрок была обусловлена приемлемостью путей вхождения тюркских племен в уже давно сложившиеся хозяйственно-культурные регионы Средней и Передней Азии. При этом зона влияния ислама была детерминирована пространством хозяйственно-культурного взаимодействия [4].

Первый канал глубокого проникновения ислама наблюдается в результате деятельности мурджи’итского движения в восточной части Халифата, заложившие основу для протоханафитских идей. Мурджи’итское движение возникло во время борьбы за власть в арабском халифате среди противоборствующих группировок – сторонников ‘Али ибн Аби Талиба (656-661) и претендентов на престол из династии Омеййадов (661-750), и уже в середине VII в. оно идентифицировалось с борьбой за равноправие всех мусульман независимо от их этнической принадлежности.

В Саманидский и Караханидский периоды сформировались первоначальные ханафитские центры во всех крупных городах Мавараннахра и Туркистана.

В домонгольский период можно отметить деятельность трех основных направлений ислама это: а) влияние первых аскетов (зуххад) ислама; б) деятельность ханафитских и шафи‘итских факихов; в) вызов первых традиционалистов (ахл ал-хадис).

Постепенно ханафитские факихи в течение XI-XII вв., развивая положения своего толка против вызовов традиционалистов, выходят в лидирующие позиции в регионе.

Известно, что в VIII-IX вв. в мусульманском праве (фикх) сложились четыре школы: ханафитов, шафи‘итов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей).

Пост монгольский период внуки Чингизхана приняли ислам как Берке, правитель Улуса Джучи, который саботировал антимусульманский поход Хулагу, позже вступил с ним в борьбу и тем самым чуть ли не спас умму от уничтожения.

Так целенаправленная пропаганда ислама среди кочевников началась при золотоордынском хане Берке (1257-1267), также в 1283 г. ислам принимает хан Туде-Менгу (1280-1287), и особенно это политика усилилась при хане Узбеке (1312-1341). Дальнейшее усиление позиции ислама в XIV в. связано с приходом к власти Амир Тимура (1370-1405).

В это время и на территории современного Казахстана начинают формироваться сильные богословские центры ханафитского фикха. Также вклад в распространение ислама среди кочевого тюркского населения Южного Казахстана внес основатель суфийского братства Йасавийа уроженец города Сайрама (Исфиджаба) Ходжа Ахмет Йасави (ум. в 1166-67 г. в г. Йасы/Туркестане).

Абу Мансур ал-Матуриди был современником Абу-л-Хасана ал-Аш‘ари (ум. в 936 г.) и, их воззрения в целом очень близки, ведь они оба развили свою доктрину в качестве ответа на доктрину му‘тазилитов.

В последующем часть потомков Чингизхана исповедовали суннитский ислам школы ханафитского мазхаба, прежде всего в Улусе Джучи, и защищали религию и страну от врагов ислама: от ламаизм-буддизма, который был разработан для джунгар, которых мусульмане называли калмак (от слова калмак – отставший от прямого пути), от синкретических. псевдо-мусульманских течений абу-муслимия и шиитов (кызылбаши – из-за 12 красных повязок на чалме в честь 12 имамов у рафидитов), от европейской колониальной экспансии по эгидой царей Романовых, которые руководствовались империалистической идеологией Третьего Рима.

Запас прочности, приобретенный и закаленный в смертельных битвах с калмаками, позволил народу выстоять даже в период европейской колониальной экспансии, которая продолжалась два с половиной столетия от середины 18 в. до второй половины ХХ в., в период имперской и советской оккупации и атеизма. Тем не менее, благодаря стержню веры тюрко-мусульманской идентичности казахский народ выстоял в испытаниях и сегодня укрепляет независимость.

Рассмотрение религиозной ситуации в период колонизации Российской империи показало ряд интересных моментов. Это касается, в первую очередь, действий государственных органов по поддержке или внедрению новых нетрадиционных исламских учений в целях противодействия местному традиционному духовенству в Центральной Азии.

После смерти Петра III в 1762 г. к власти в Российской империи пришла Екатерина II, открывшая новую страницу в отношениях российских властей с мусульманами. В целом, период правления императрицы до 1796 г. считается одним из самых благоприятных для российских мусульман. Так в 1789 г. в Уфе создается Оренбургское духовное собрание, которое должно было осуществлять контроль над религиозными процессами на территориях расселения всех российских мусульман. Постепенно начался процесс встраивания мусульманских богословов в сословную структуру империи.
С 1831 г. начало функционировать Таврическое магометанское духовное правление в Крыму. В 1872 г. возникли Суннитское и Шиитское духовные управления на Кавказе.

Процесс присоединения и освоение мусульманских территорий в составе Российской империи происходил неодинаково: отдельные владения – Среднее и Нижнее Поволжье, отдельные сибирские земли, Крым, Северный Кавказ, Центральная Азия были завоеваны; а остальная часть – башкирские, ингушские, казахские, отдельные азербайджанские земли присоединены по договору. Таким образом, в пределах Российской Федерации сформировались и функционировали три исторически сложившихся очага суннитской исламской цивилизации: один – на Северном Кавказе, другой – в Волго-Уральском регионе, третий – в Центрально-азиатском регионе.

В дальнейшем политика царского правительства по оказанию давления на мусульманских духовных деятелей с целью их ослабления, была продолжена (после Российской империи) и в советскую эпоху. Основным объектом репрессивной политики власти оказалась местная богословская среда, состоящая в основном из правоведов (факихов) ханафитского толка и приверженцев суфизма. В этих целях использовались, в качестве противовеса, различные течения и направления ислама.

В развитии ислама в Центральной Азии несколько раз произошла смена цивилизационного вектора развития:

— колонизация Российской империи;

-атеистическая политика Советской власти.

В эти периоды основной направленностью политики колонизаторов и советов была борьба государства с традиционным исламом и местным духовенством.

На современном этапе вследствие получения независимости Казахстан и слома железного занавеса привело к появлению множество различных религиозных течений и организаций. При этом между этими направлениями сформировались разновекторные конфронтации, что привело к усилению их борьбы за сферы влияния.

Данная ситуация создает угрозу дальнейшему развитию казахстанского общества по нескольким основным аспектам:

— его духовной безопасности;

— его этнокультурной идентичности и самоидентификации;

-оспариванием нетрадиционными религиозными структурами доминантной роли традиционных религиозных институтов.

[2] Бартольд В.В. Мусульманский мир // Сочинения. Т. 6. М., 1966. – С. 233. – 782 с.

[3] Бартольд В.В. Богра-хан // Соч. – Т. II. – Ч. 2. – М., 1964. – С. 506-508.

[4] Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата: Рауан 1992. – 383 с.


В каждой стране религия приобретает те или иные национальные особенности. "Земля Казахстана издревле была местом пересечения цивилизаций, – отмечает теолог Елнар Берикбаев. – На территории Казахстана обнаружены следы распространения буддизма, зороастризма и несторианства – одного из раннехристианских религиозных течений. Наши предки исповедовали культ Тенгри, Умай, верили в жизненную силу Кут, почитали умерших предков – аруахов. И так как доисламские верования стали частью национальной культуры, они были признаны исламом".

Самая толерантная школа права в исламе

Поэтому, по словам эксперта, здесь прижился только ханафитский мазхаб как самая толерантная правовая школа в исламе. Точно так же распространялся ислам в Турции, в Африке, на Балканах – с учётом национальных особенностей, климата, жизненного уклада. Везде, где распространялся ислам, он приобретал местный национальный колорит, становясь частью этнической и гражданской идентичности.

Ислам и традиции не исключают друг друга

"Религия и национальная культура не обязательно должны совпадать, достаточно лишь того, чтобы национальные традиции не оскорбляли религиозные догматы и наоборот, – говорит Елнар Берикбаев. – Главная особенность ислама, утвердившегося в Казахстане, заключается в его гармоничном взаимодействии с местными традициями и культурой".

Веротерпимость, а не фанатизм

Испокон веков религиозные чувства жителей степи отличались веротерпимостью. Им был чужд религиозный фанатизм. В современном Казахстане, провозгласившем себя светским государством, в мире и согласии проживают представители более 100 этносов и 18 конфессий. Для дальнейшего развития важно сохранить межконфессиональное и межнациональное согласие.

Хиджаб – нетрадиционная для Казахстана одежда

В частности, вопрос о том, должны ли казашки носить хиджаб, уже несколько лет муссируется в прессе. Однако ответ специалистов однозначен: хиджаб никогда не был традиционной одеждой для женщин Казахстана. Без сомнения, во всех четырёх мазхабах ислама говорится о том, что женщины должны закрывать определённые части тела от посторонних взглядов. Но в казахском языке нет даже слова "хиджаб", есть совершенно другая народная одежда, которая является традиционной и при этом не противоречит религиозным убеждениям.

Где наша история, а где – нет?

Информация, которая приходит к нам из арабских стран, не всегда достоверна. Достаточно вспомнить, что ислам в Казахстане укрепился исключительно мирным путем, чего нельзя сказать о других восточных странах. Казахи приняли течение ислама ханафитского мазхаба (ханафизм исповедуют около 80% мусульман мира).

В отличие от арабов казахи, как и в домусульманские времена, продолжают свято чтить духов своих предков – аруахов, духовная связь стала примером преемственности поколений. И она никогда не противоречила столпам ислама.

Современная молодёжь, которая получила образование в сомнительных зарубежных теологических учебных заведениях, возвращаясь в Казахстан начинает насаждать чуждые нам элементы радикального ислама. Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаевнеоднократно говорил в своих выступлениях, что "короткие штаны и бороды – это не наша история".

Сейчас в Казахстане, который является светским, а не теократическим государством, признано верховенство Закона, а не религиозных догматов.

Религия и государство отделены друг от друга

Казахи сохранили свои традиции, которые никак не противоречат религиозным убеждениям. Ошибочно считать, что уважение к старшим, соблюдение принципа "семи колен" как-то нарушает столпы ислама.

Сегодня мы часто слышим о том, что в Казахстане неправильный ислам, а чистым он является только в арабских странах. Однако это не так. Принятие мусульманства не оказало какого-то кардинального влияния на государственное устройство казахов, духовенство просто заняло свою нишу, не вмешиваясь в управление страной и судебные процессы.

Примечательно, что принятие ислама никак не отразилось на… кулинарных пристрастиях казахов. Они по-прежнему пьют кумыс и едят конину.

Нужно сохранить национальную идентичность

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что есть масса отличий между казахской и арабской культурами, и мы должны сохранять свою национальную идентичность, а не поддаваться течениям радикального толка. Казахи признали великого пророка Мухаммада последним посланником Аллаха, казахи признали хадисы, при этом не забыв про свои традиции и обычаи, не сделав их противоречащими религии. У ислама в Казахстане есть ряд особенностей, но называть его неправильным не может никто.

Читайте также: