Проблема происхождения славян кратко

Обновлено: 05.07.2024

Историю, наряду с философией, по праву можно назвать наиболее древней областью гуманитарного знания. Как и любая наука об обществе, история развивается пока очень медленно. Причины: огромное количество информации, субъективность исследователей. История от греч. – исследование. Впервые этот термин употребил Геродот (5 в. до н.э.). Самая большая проблема – критерий истины, так как проверить на практике, воспроизвести событие прошлого невозможно.

Когда историки осознали ограниченность знаний о прошлом, появилась первая методология (учение о структуре, методах деятельности) – позитивизм. Позитивисты полагали, что подлинное знание может быть получено при наблюдении. Тогда начинает формироваться источниковедение (гл. вспомогат. дисциплина истории). Особенности истории: нет строгих теорий, изучение источников, невозможность эксперимента. Предмет исследования: событие в прошлом, документальные свидетельства об этом событии. в 20 в. история стала рассматриваться как познавательная среда гуманитарного знания, из нее рождаются новые науки: социология, культурология, антропология и др. История совмещает два типа предметности: социальную и гуманитарную. Она исследует общество, но через источники – тексты, знаки.

Основные направления современной исторической науки.

Предмет науки истории. Исследователь и исторический источник.

Наиболее распространенные точки зрения на предмет истории:

· общество в развитии

· человек, его жизнь в истории

· процесс производства текстов

Проблема происхождения славян. Славяне Восточной Европы: территория, расселение, материальная и духовная культура.




История как наука.

Философские и методологические основы исторической науки.

Историю, наряду с философией, по праву можно назвать наиболее древней областью гуманитарного знания. Как и любая наука об обществе, история развивается пока очень медленно. Причины: огромное количество информации, субъективность исследователей. История от греч. – исследование. Впервые этот термин употребил Геродот (5 в. до н.э.). Самая большая проблема – критерий истины, так как проверить на практике, воспроизвести событие прошлого невозможно.

Когда историки осознали ограниченность знаний о прошлом, появилась первая методология (учение о структуре, методах деятельности) – позитивизм. Позитивисты полагали, что подлинное знание может быть получено при наблюдении. Тогда начинает формироваться источниковедение (гл. вспомогат. дисциплина истории). Особенности истории: нет строгих теорий, изучение источников, невозможность эксперимента. Предмет исследования: событие в прошлом, документальные свидетельства об этом событии. в 20 в. история стала рассматриваться как познавательная среда гуманитарного знания, из нее рождаются новые науки: социология, культурология, антропология и др. История совмещает два типа предметности: социальную и гуманитарную. Она исследует общество, но через источники – тексты, знаки.

Основные направления современной исторической науки.

Предмет науки истории. Исследователь и исторический источник.

Наиболее распространенные точки зрения на предмет истории:

· общество в развитии

· человек, его жизнь в истории

· процесс производства текстов

Проблема происхождения славян. Славяне Восточной Европы: территория, расселение, материальная и духовная культура.

Кратко теории происхождения славян, современные теории происхождения славян

Многие вопросы истории, к сожалению, не всегда остаются точно изученными и исследованными. Это порождает образование многих предположений и гипотез. И одним из таких спорных вопросов был, есть и остается славянский, а точнее говоря– о происхождении славян. Ученые и историки спорят и дискутируют по этому поводу не один десяток лет. Хотя, с другой стороны, наличие загадок только подстегивает интерес к изучению жизни и происхождения наших предков.

Все существующие гипотезы и теории происхождения славян можно разделить на две большие группы. Первая из них объединяет так называемые миграционные теории, а вторая - автохтонные. Из названия этих групп становится ясно одно: кто-то уверен в том, что славяне пришли с других территорий и земель в Европу (миграционные теории), а их оппоненты придерживаются диаметрально противоположной точки зрения. Кто из них прав, сказать сложно. Однако наибольшее распространение и признание все же получили миграционные.

Попытаемся разобраться в каждой из теорий. Миграционные теории происхождения славян:

Кратко теории происхождения славян, современные теории происхождения славян

  • Дунайская (она же балканская или дунайско-балканская) теория происхождения славян. На сегодняшний день она является самой популярной и распространенной. Одним из первых людей, заинтересовавшихся происхождением славян, стал знаменитый летописец Нестор, автор Повести временных лет. По его мнению, расселение славянских народов началось с нижнего течения реки Дунай. Кстати, эту теорию мы встречаем и в письменах эпохи Средневековья. Далее ее развил отечественный ученый Ключевский, добавив, что славяне мигрировали с Дуная в Прикарпатье к шестому веку новой эры. Образовав здесь племенной союз, восточные славяне продолжили мигрировать на восток и северо-восток. За эту теорию в России выступали и выступают историки Соловьев, Породин, Трубачев.
  • Следующая теория происхождения славян - скифо-сарматская. Первое упоминание о ней относится к тринадцатому веку. Ее поддержали многие хроники Западной Европы. О чем же гласит эта гипотеза? Праславяне, некогда заселявшие территории Передней Азии близ Черного моря, назывались скифами и сарматами. А с течением времени они мигрировали на запад и юго-запад. Данную теорию, кстати, поддерживал и Михаил Ломоносов. Сегодня же она почти потеряла своих приверженцев.
  • Висло-одерская теория. Она появилась лишь в восемнадцатом веке в Польше. Согласно ей, славяне впервые появились на землях между реками Висла и Одер. Отечественный ученый и археолог Седов считает также, причем называет и конкретную дату появления - пятый-шестой века до новой эры.
  • Одерско-днепровская теория. Гласит, что праславяне в одно и то же время возникли на территории между Одером на западе и Днепром на востоке. Поддерживает эту гипотезу Рыбаков.
  • Прикарпатская теория. Основана лишь на названиях географических объектов (особенно водоемов), поэтому почти не нашла своих сторонников. Появилась в девятнадцатом веке.
  • Припятско-полесская теория происхождения славян. Она состоит из двух подтеорий: верхне- и среднеднепровской. Суть ее заключается в том, что славяне, изначально жившие в Полесье, затем мигрировали на земли между реками Висла и Одер.
  • Прибалтийская теория происхождения славян была предложена известным историком и ученым Шахматовым. Он высказывает свою позицию так: предки славян проживали в районе бассейна Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Затем они стали называть себя венедами, мигрировали к Нижней Висле. Последняя и стала так называемой второй прародиной славян. И лишь через несколько десятков лет образовались ветви восточных и южных славян.

Кратко теории происхождения славян, современные теории происхождения славян

Теперь перейдем ко второй, не менее известной группе теорий - автохтонной. Вообще, если быть точнее, теория тут одна. Она заключает в себе мысль о том, что славяне жили там, где изначально и появились (то есть она принципиально отличается от миграционной теории происхождения славян). Этого предположения придерживались советские историки. Славянская общность, в частности восточные славяне, образовалась на территории нынешней Польши, а также Украины и Белоруссии. Причем считается, что славянская общность стала объединением мелких и разрозненных племен, которые проживали на этих землях. Выделяют три этапа формирования славянской группы народов:

  • Протославянский. Он длился с третьего по первое тысячелетия.
  • Праславянский – до шестого века.
  • Собственно славянский. Тогда уже сформировались полноценные и самостоятельные народы, государства.

Некоторые считают, что автохтонная теория происхождения славян просто придумана, чтобы преувеличить роль некоторых государств (Польши, Болгарии, России).

Современные теории происхождения славян

Мы, конечно, лишь кратко рассмотрели теории происхождения славян. Но есть и еще современные взгляды на эту проблему. О чем же они гласят?

Начнем с того, что славяне являются выходцами из огромного массива народов, которые некогда назывались индоевропейцами. Индоевропейская общность в древности населяла масштабные территории: на западе границей был Атлантический океан, на востоке – Индийский, на севере – Ледовитый, а на юге – Средиземноморье. В четвертом-пятом тысячелетиях Европа еще не была ими полностью освоена. Если отметить на карте примерный центр расселения индоевропейцев, то он будет располагаться на северо-востоке Балкан и Малой Азии. Что касается праславянских племен, то они занимали земли ближе к Карпатам.

Кратко теории происхождения славян, современные теории происхождения славян

Но затем племена и народы постепенно стали осваивать все новые площади. Это объясняется легко: началось бурное развитие скотоводства и земледелия, а эти занятия требовали много земельных участков. Последних стало не хватать на всех. Так племена освоили и Центральную, и Восточную Европу, дойдя до Средней Волги. И, конечно, среди них были и предки славян. Конечно, эти процессы миграции шли довольно долго, постепенно. Относятся эти события примерно ко второму тысячелетию. И необходимо отметить, что четко сформированной славянской общности тогда еще не существовало.

Пятнадцатый век прошлой эры стал временем, когда процессы переселения поутихли. Теперь жизнь стала оседлой, более спокойной. Теперь всем хватало земли, что способствовало к дальнейшему расцвету земледелия. И примерно в это же время формируются самостоятельные племена, в том числе и славянские. То есть, согласно современной теории, прародиной славян была Центральная и Восточная Европа. Затем, как мы знаем, все славяне поделились по территориальному признаку на восточных, западных и южных.

Таково мнение большинства ученых на сегодняшний день. Вообще оно является общепринятым, с ним иногда бывает трудно поспорить ввиду отсутствия других фактов.

В заключение

К сожалению, мы никогда уже не сможем восстановить картину тех событий, когда на земле появились первые славяне. Для нас история их происхождения останется загадкой навсегда. Но это же не запрещает ученым и историкам предполагать, думать, высказывать свои мнения и выдвигать гипотезы.

Конечно, не все существующие теории одинаково распространены. Какие-то имеют гораздо больше приверженцев, а какие-то себя и вовсе почти изжили. А к какой теории склоняетесь Вы? Или, может быть, у Вас появился свой взгляд на данную проблему.

Кратко и интересно о происхождении славян довольно трудно достоверно рассказать, потому как нет письменного подтверждения. Откуда же они взялись? Самое первое упоминание по версии летописи идёт после Всемирного потопа, когда Иафетовы сыновья взяли запад и север. Именно от них, сыновей Иафетовых, произошёл народ славянский или другое название – норики.

Итак, славяне.

Существует несколько версий даже о том, как возникло слово – славяне. Может от индоевропейского древнего языка, в котором обозначали им молву и известность, славных людей. Или, людей, которых легко можно было понять, говорящих по-нашему. В основном, живёт версия, в которой славянские народности обозначены как словены или склавены (восточные венеты), у многих народов Скандинавии, сохранились в языке такие названия до сих пор. Название русские славяне появилось в 12 веке.

Родина, где она?

Считается, что именно с Центральной и Восточной Европы началось зарождение, а в дальнейшем и расселение славянских народностей в 6-7веках нашей эры. Долины рек Висла, Одер, Эльба и Дунай. К счастью, многочисленные раскопки предметов быта подтверждают это.

Расселение.

Как правило, расселение происходило во всех направлениях, но более заметным было в сторону Балтики и Чёрного моря. Исторические военно-племенные союзы могли помочь людям, заботились об их безопасности и выживании. Пригодность того или иного места для жизни привлекала людей, хорошие пастбища для скота и луга для сева. В этот же период, в результате перемещений и смешиваний племён, появляются религиозные течения, приходящие на смену язычеству. На западе - вагры, древане. На севере – поморяне, слежане, богемы. На северо-западе - польские, силезские, лужичане. Восточные и юго-восточные – бужане, волыняне. Названия давались по месту проживания.

Славянские городища.

Строились городища, как правило, на высоких берегах рек, их обносили высокими насыпными земляными валами, глубокими рвами, заполненными водой и бревенчатыми частоколами. Это была защита от диких зверей, которых было тогда очень много, от воинствующих соседей с разных концов света, да и просто от разбойников. Жильё – землянки, было небогатым, сырым и тёмным. В центре поселений была площадь. На площадях обычно собирали всех для проведения общих собраний или судов. Отсюда же провожали в путь торговцев и воинов.

Культура.

Основу культуры славян называют Пражской. Найдены могильники того времени, в них погребения кремированных людей, украшения женщин - височные кольца, керамика лепная, сковородки и миски. Боги – идолы носили понятные имена. Перун – воин, Велес - защитник скота, Мокошь – заведовала ткачеством, Стрибог – охранял небо, Даждьбог – являлся солнцем. Общим языком был праславянский, затем славянский и старославянский. Письменность начальная оформлена в виде глаголицы, позднее, в виде кириллицы и латиницы. Развиты были система счёта и календари. Они связаны с обрядами того времени и занятиями - солнечные и лунные, свадебные, посевные, охотничьи. Когда к славянам пришло христианство, с 6 по 10 века, появились и календари с постами и мясоедами. Восточные и Юго-Восточные славяне стали христианами по Византийскому обряду, а Западные и Юго-Западные по Римскому обряду. Балканские поселения славян, занятые Османской империей, приняли ислам. В наше время сохранились обряды из языческого прошлого, такие, как Масленица, Ивана Купала, Красная горка. И очень многие суеверия про домовых и привидения.

Основные занятия.

Охота и собирательство ягод и грибов не могли прокормить большие племена. Найденные орудия труда сельскохозяйственного инвентаря из железа, говорят о том, что древние оседлые славяне занимались земледелием, животноводством и ремеслом. А излишки продуктов обменивали или продавали в соседние племена. Так зарождались торговые пути, ведущие во все стороны света, а вместе с ними продолжалось расселение славян.

Современные славяне.

Если в прошлые века все группы были объединены общим племенным образом жизни, то теперь сходство наблюдается только по языку. Нет ни общей расы, ни общей религии, ни общей культуры.

Проблема происхождения славян обсуждается в науке уже более двух столетий.

Археологи, лингвисты, антропологи, этнографы предлагают разные концепции и гипотезы и пока остаются в основном каждый при своем мнении.

В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян:

1) Согласно первой точке зрения славяне - коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур. (Зарубинецкая культура — археологическая культура эпохи раннего железного века (III / II в. до н. э. — II в. н. э.), распространённая в Верхнем и Среднем Поднепровье от Тясмина на юге до Березины на севере, в Среднем Посеймье и Припятском Полесье, что соответствует территории Западной и Центральной Украины, югу и востоку Белоруссии и западным границам России. Керамика зарубинецкой культуры лепная — без использования ножного гончарного круга. Её лепили из глины с примесью шамота, реже — мелкотолчёного камня. Производство керамики у зарубинецкой культуры так и не вышло за границы домашнего ремесла. Орудия труда представлены прежде всего железными ножами с горбатой или прямой спинкой.

Первые являются более ранними. Среди украшений и деталей одежды, которые в большинстве случаев найдены в погребениях, численно преобладают железные и бронзовые фибулы)

Черняховская культура - Черняховская культура — позднеримская археологическая культура, существовавшая на территориях Украины, Молдавии и Румынии в II-IV веках. Сменяет зарубинецкую культуру.Были развиты железообрабатывающее, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла, причём мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично на рынок. Анализ технологии выявляет относительно высокий уровень железообрабатывающего ремесла.Керамика изготовлялась в основном на гончарном круге и отличалась разнообразием форм. Найдены горшки, миски, чаши, кувшины, кубки, чарки, вазы с тремя ручками. В быту пользовались также стеклянными кубками, костяными гребнями, бронзовыми фибулами. В погребальном обряде сочетались трупосожжения (поля погребальных урн) и трупоположения (последние преобладали).

2) Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточноеропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, - из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где появились в VI - VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.

Ученые отмечают и другой путь переселения славян в Восточную Европу: с южного побережья Балтийского моря на берега Ладоги и Волхова (в район будущего Новгорода). - норманнская теория

В Восточной Европе славяне встретились с угро-финскими племенами и расселились среди них. Расселение славян проходило мирно, так как плотность населения была низка и земли хватало всем. Постепенно угро-финнское население было ассимилировано славянами, носителями более высокой культуры.

ПВЛ: Летописец жил в Киеве, отождествлял себя с потомками издавна проживавшего здесь племени полян, которых и считал собственно "русью"*. Он пересказал предания о том, как теснимые волохами славяне, и в их числе поляне-русь, покинули Норик - римскую провинцию, расположенную между верховьями Дравы и Дунаем по соседству с Паннонией (нынешняя Западная Венгрия). Славяне разошлись по разным землям и обосновались на новых местах. Поляне-русь при этом заняли лесостепную область в Среднем Поднепровье. Когда это было, летописец не знал. Не пояснил он и того, кто такие волохи, поскольку современники его и так знали, о ком идет речь.

Происхождение восточных славян. Прародина славян. Занятия восточных славян. Религия восточных славян.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯН
Проблема происхождения славян сложна и запутана по причине отсутствия письменных источников. Поэтому вопросы этнического происхождения славян, их прародины, места и время обособления языка остаются спорными и нерешенными до конца. Современным историкам приходиться решать эти проблемы с помощью вспомогательных исторических дисциплин, таких как археология, антропология, лингвистика, топонимика, этнография.

В разное время историки высказывали различные предположения о происхождении славян от скифов, сарматов, литовцев, финнов, хазар, евреев, египтян, этрусков, даже от атлантов и гипербореев. От кого же на самом деле произошли славяне?

Достоверно известно, что славяне принадлежат к составляющей 45% населения всего земного шара индоевропейской языковой семье, в которую входят англичане, немцы, французы, итальянцы, греки, армяне, индийцы, иранцы, все восточные, западные и южные славяне и многие другие народы. Первоначально индоевропейцы были единой общностью, но приблизительно с IVт. до н.э. начинается постепенный распад индоевропейской языковой семьи на различные языковые группы восточную, западноевропейскую и многие другие. Причины распада индоевропейской общности историки видят в открытии меди и бронзы, освоении металлических орудий труда, ускоривших общественное развитие индоевропейских племён и их обособление друг от друга. На рубеже III-II т. до н.э. из индоевропейской семьи выделяется и так называемая славянская языковая группа, в которую входят 1. Восточные славяне: русские, украинцы, белорусы; 2. Западные славяне: Поляки, Чехи, Болгары; 3. Южные славяне: Сербы, Словаки, Хорваты, Словенцы, Черногорцы.

Выделившихся из индоевропейской языковой семьи предков славян античные авторы знают под именами антов, венедов, склавинов, при этом современные историки отождествляют антов с этническими предками восточных славян, венедов с предками западных славян, а склавин с южными славянами. Но под собственным именем славяне появляются сравнительно поздно только в IV в. н.э.
В период раннего средневековья, славяне, уже вполне сформировавшись как самостоятельный этнос, расселяясь по Восточно-Европейской равнине, в какой-то степени смешивались с угро-финскими, литовскими и даже тюркскими племенами. Но судя по всему в незначительной степени, поскольку инородные примеси существенно не изменили антропологический тип восточных славян.

ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
С древних времён, главным занятием славян было земледелие. Это убедительно доказали советские археологи, находившие во время раскопок на территории России, Украины и Белоруссии многочисленные семена злаков: пшеницы, проса, ржи, овса, ячменя; огородных культур; моркови, свеклы, репы, редьки, чеснока. Орудиями сельскохозяйственного производства у славян были: рало с железным лемехом, плуг, железные серпы, мотыги из рога оленя, каменные зернотёрки, сосуды для хранения зерна.

Природно-климатический фактор, о котором мы уже говорили выше, оказал существенное влияние и на системы земледелия, которых у восточных славян было две. На севере господствовала подсечно-огневая система, суть которой состояла в том, что сначала деревья подрубались, а когда высыхали, сжигались, удобренная золой почва несколько лет давала высокие урожаи, а когда земля истощалась, приходилась расчищать новый участок. После восстановления плодородия заброшенного участка его использовали снова. На юге доминировала переложная система земледелия. Земельный участок просто использовался до истощения, потом его забрасывали и переходили (перекладывались) на новую, ещё не истощённую землю.

Следующим по значимости после земледелия у восточных славян тесно связанным с земледелием было скотоводство, разводили свиней, крупный и мелкий рогатый скот. Археологами было установлено, что доля разведения свиней в сельском хозяйстве славян составляла примерно 42%-46%, крупный рогатый скот 26%- 28%, мелкий рогатый скот 12%-14%[1]. Заметную роль играла у наших предков торговля. Торговали со странами Востока и Запада преимущественно с Хазарским каганатом. Арабским Халифатом, Византией, странами бывшей Западной Римской империи. На экспорт шли воск, зерно, меха, мёд. Внутренняя торговля между восточнославянскими племенами была развита слабо.

Обилие лесов и рек богатых разнообразной дичью и рыбой предопределило у славян широкое развитие промысловых занятий, таких как охота, рыбалка, бортничество (сбор мёда диких пчёл), собирательство.

Подытожив сказанное можно сделать вывод, что для экономики восточных славян было характерно сочетание производящих и присваивающих видов хозяйства, при доминировании первых.

Однако, несмотря на всю важность вопроса, о религии восточных славян, мы знаем сравнительно мало.Тем не менее, ряд сведений о религии восточных славян дошёл до нас в трудах византийских и арабских авторов, русском фольклоре, уцелела единственная дошедшая до наших дней языческая летопись дохристианских времён – Книга Велеса, сообщают кое, что и древнерусские летописи, но крайне скупо и неохотно. Из этих источников мы знаем, что главными богами славянского пантеона были: Род-творец вселенной, Сварог - бог неба, Перун - бог войны и грома, Велес-бог торговли и скотоводства, Симаргл бог подземного мира, Стрибог - бог ветра, Хорос - бог солнца, Мокошь - богиня плодородия и покровительница рукоделия, Среча-богиня удачи, Леля богиня любви. Каждому из этих богов поклонялась определённая категория населения, например, Перуна почитали в основном князья и их дружинники, Велеса купцы и скотоводы, Стрибога - мореплаватели, Мокошь-домохозяйки.

Кроме богов мир природы, по мнению славян, был наделён различными духами низшего порядка. В лесу обитал леший, в реках водяной и русалки, в болоте кикимора, в поле полевик, в доме домовой, в бане банник, в овине овинник.

У славян так – же были развиты культ природы и культ предков. Культ природы выражался в почитании земли, которая мыслилась славянами как живое существо, поэтому на землю запрещалось плевать, сморкаться и т.п.; поклонении воде и огню. Например, славяне считали, что нельзя купаться после заката, так как вода в это время спит. В огонь запрещалась плевать, бросать нечистоты, мочиться и т.п. Поклонялись и деревьям. Священными деревьями у славян считались Дуб и Берёза. Тотемным животным у славян был медведь.

Культ предков нашёл своё проявление в почитании умерших предков, которые считались у славян покровителями и защитниками рода.

Основными праздниками славян были Коляда – поворот солнца на весну, Масленица – проводы зимы, Радуница – весеннее поминание предков, Купала - проводы лета, Красная горка – день исхода с Карпат.

После крещения Руси Владимиром христианство стало вытеснять язычество. Однако полностью языческие представления христианству истребить не удалось. Перун громовержец стал отождествляться у христиан с Ильёй пророком, Велес со св. Василием, Ярила со св. Георгием. Языческие праздники были приурочены к праздникам христианским: Коляда к святкам, красная горка к святой, радуница к фоминой неделям, а Купала к Иванову дню. Дожила до наших дней и вера в домовых, лешиев, водяных и русалок.

Таким образом, современное православие является симбиозом византийского христианства и восточнославянского язычества.
[1]См. Греков Б.Д. Киевская Русь. М.: 2004. С. 83.
[2] См. Асов. А. И. Указ соч. С. 11.
[3] Лесной С. Я. Откуда ты Русь. М.: 1995. С. 239.
[4] См. Лесной С.Я. Указ соч. С. 242.
[5] Цит. По кн. Асова А.И. Указ соч. С. 393.
[6] См. Лесной С.Я. Указ соч. С. 14.

Читайте также: