Назначение мониторинга и прогнозирования чс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Прогнозирование ЧС - опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Главными целями мониторинга и прогнозирования ЧС являются контроль состояния природных и техногенных источников ЧС, а также заблаговременное предсказание параметров ЧС и их последствий.

Мониторинг и прогнозирование ЧС включает следующие мероприятия: сбор, обработка и анализ информации о состоянии природных и техногенных источников ЧС; лабораторный контроль состояния окружающей среды, прогнозирование места, времени и параметров источников ЧС; прогнозирование места, времени, параметров и сценариев развития ЧС; прогнозирование видов и параметров последствий ЧС, расчет сил и средств, необходимых для предотвращения, локализации и ликвидации последствий ЧС.

Таким образом, на основе данных о состоянии окружающей природной среды и потенциально опасных объектов осуществляется прогнозирование ЧС. Кроме того, при составлении прогнозов используются данные, представляемые различными министерствами и ведомствами.

Прогнозированию могут подвергаться следующие аспекты ЧС: предвестники ЧС; параметры источников ЧС; последствия ЧС; действия органов управления, сил и средств по предупреждению, предотвращению и ликвидации последствий ЧС.

Прогнозы ЧС подразделяются на четыре класса заблаговременности: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный и прогноз стратегического планирования.

  1. долгосрочный прогноз стратегического планирования (на год);
  2. долгосрочный прогноз циклических ЧС природного характера на осенне-зимний период;
  3. долгосрочный прогноз циклических ЧС, которые обусловлены весенним снеготаянием;
  4. долгосрочный прогноз циклических ЧС, обусловленных природными пожарами;
  5. среднесрочный (на месяц) прогноз ЧС;
  6. краткосрочный декадный (на 10 дней) прогноз ЧС;
  7. оперативный ежедневный прогноз;
  8. экстренное предупреждение.

В таблице приведены данные об оправдываемости прогнозов различной степени заблаговременности.

1.С какой целью создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и какие мероприятия она в себя включает?

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования ЧС — в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы и техносферы, являющихся источниками чрезвычайных ситуаций, динамики развития чрезвычайных ситуаций, определения их масштабов в целях предупреждения и организации ликвидации бедствий. Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций осуществляется многими организациями (учреждениями), при этом используются различные методы и средства. Например, мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями и организациями Росгидромета, который, кроме того, организует и ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы. Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений в стране осуществляются федеральной системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, в которую, входят учреждения и наблюдательные сети Российской академии наук, МЧС России, Минобороны России, Госстроя России и др.

2. Как осуществляется мониторинг на отдельных объектах экономики для прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера?

Для прогнозирования возникновения техногенной чрезвы­чайной ситуации мониторинг организуется на конкретных объ­ектах экономики. Так, на химически опасных объектах важно контролировать параметры, обеспечивающие хранение ядови­тых веществ при заданных давлении и температуре, надежно­сти технологических устройств, а также устойчивость конст­рукций объектов к воздействию проектных нагрузок.

3. Какие основные подходы используются для прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера?

В прогнозировании опасных природных процессов исполь­зуются два подхода. Первый основан на изучении предвестни­ков конкретных катастрофических природных явлений и ана­лизе информации, полученной от сетей мониторинга. Второй подход опирается на математические расчеты на основе имею­щихся статистических данных.

4. Какая система и с какой целью была создана МЧС России для оперативного выявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций?

В 1997 г. в МЧС России была развернута территориально распределенная система приема и анализа авиационно-космической информации. Система предназначена для оперативного выявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, мониторинга потенциально опасных территорий и объектов, обеспечения информацией органов управления федерального и территориального уровней РСЧС.

5. Почему прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций является наиболее важным?

Потому что его результаты могут быть в основном эффективно использованы для предотвращения чрезвычайных ситуаций (особенно в техногенной сфере, а также для защиты от некоторых природных бедствий), заблаговременного снижения возможных потерь и ущерба, обеспечения готовности к ним, определения оптимальных превентивных мер.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назначение мониторинга и прогнозирования — наблюде­ние, контроль и предвидение опасных явлений природы, про­цессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.).

Мониторинг и прогнозирование позволяют выявить источ­ники чрезвычайных ситуаций, проследить динамику их раз­вития, определить масштабы, а также решить задачу преду­преждения и организовать ликвидацию последствий стихий­ных бедствий.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрез­вычайных ситуаций выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осущест­вляет общее руководство государственной системой экологи­ческого мониторинга и занимается координацией деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей при­родной среды.

Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду; наземной флоры и фауны, в том числе лесов; водной среды в местах водозабора и сброса сточных вод.

Мониторинг опасных геологических процессов включает в себя три подсистемы контроля: контроль экзогенных (т.е. про­исходящих на поверхности Земли или в верхней части зем­ной коры) геологических процессов; контроль эндогенных (т.е. протекающих в недрах Земли) геологических процессов и контроль подземных вод.

Мuнucmepcmвoздравоохранения и социального развития Российской Федерации через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осу­ществляет социально-гигиенический мониторинг и прогно­зирует обстановку в этой области.

Надзор за состоянием техногенных объектов и прогнози­рование аварийности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Либеральная служба по экономическому, технологическо­му и атомному надзору (Ростехнадзор). Надзорные органы имеются в составе федеральных органов исполнительной власти и в составе органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации. На крупных предприятиях и в организациях функционируют по промышленной безопас­ности.

Основными задачами прогнозирования чрезвычайных си­туаций являются:

выявление вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий и т.п.);

выявление возможных масштабов чрезвычайных ситу­аций и определение размеров зон бедствия;

выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, определе­ние временных интервалов;

оценка требующихся сил и средств для ликвидации про­гнозируемых чрезвычайных ситуаций.

Вопросы, связанные с содержанием информации, поряд­ком ее получения, а также вопросы оплаты на федеральном и территориальном уровнях определяются соответствующи­ми нормативными правовыми актами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.

Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях, определение размеров зон бедствия и нанесение их на карту (план).

Прогнозная оценка обстановки включает в себя определение влияния поражающих факторов источников чрезвы­чайных ситуаций на работу объектов экономики и жизнедеятельность населения. Однако она не носит исключительно описательный характер. В прогноз всегда закладываются ва­рианты действия сил быстрого реагирования и сил по ликви­дации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполнение на­меченных задач обеспечивает впоследствии минимальные по­тери или вообще исключает потери.

Выявление чрезвычайных ситуаций и оценка обстановки осуществляется в три этапа:

заблаговременное выявление по прогнозу и оценка об­становки по возможным параметрам ЧС с учетом преоблада­ющих среднегодовых метеоусловий;

выявление и оценка обстановки после ЧС;

выявление и оценка фактической обстановки по данным разведки.

Полученные данные необходимы для уточнения ранее при­нятых решений по защите населения и проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Еремей

1) Назначение мониторинга и прогнозирования — наблюдение, контроль и предвидение опасных явлений природы, процессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.).

2) Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга и занимается координацией деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды.

3) Минздрав России через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области. Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности организуют и осуществляют федеральные надзоры — Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России, а также надзорные органы в составе федеральных органов исполнительной власти.

4) Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности осуществляют Госгортехнадзор, Госатомрегулирование, а также надзорные органы в составе министерств и ведомств, в том числе и МЧС.

Среди приоритетных задач государства особое значение имеет защита населения от ЧС. Катастрофы представляют большую опасность, поскольку часто возникают внезапно и причиняют значительный ущерб имуществу, коммуникациям, уносят жизни, разрушают дома. Под постоянной угрозой находятся люди, работающие на объектах техногенного характера .

мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Для предотвращения стихийных бедствий, ликвидации последствий, которые они влекут, необходимы глубокие знания об их природе, причинах возникновения, механизме, характере проявления. Постоянный мониторинг ситуации, точный своевременный прогноз – важнейшие условия обеспечения защиты населения от ЧС. Он является одним из ключевых элементов процесса управления рисками.

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций

Она предназначена для наблюдения, контроля и предвидения опасных явлений и процессов, происходящих в природе, технологической сфере, динамики их развития. Прогноз аварийности позволяет определить масштабы катастроф, предупредить их возникновение и организовать эффективные мероприятия по их предотвращению.

Участники системы

Мониторинг осуществляется многими учреждениями и организациями. Прогнозированием и предупреждением чрезвычайных ситуаций гидрометеорологического характера, к примеру, занимаются подразделения Росгидромета. Эта служба, кроме прочего, следит за состоянием атмосферы, почвы и воды.

Сейсмическими наблюдениями, прогнозированием землетрясений занимается сразу несколько ведомств. Среди них МЧС РФ , Госстрой, Минобороны, РАН и пр.

Особая роль в прогнозировании принадлежит Минприроды. Это ведомство координирует работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору , деятельность других структур, осуществляющих наблюдения за состоянием природы. Министерство и его подразделения организуют и осуществляют мониторинг:

  • Источников антропогенного влияния на окружающую среду.
  • Растительного и животного мира.
  • Водной среды в местах сброса стоков и водозабора.
  • Опасных геологических явлений.

В России ведутся также социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций в сфере здравоохранения. Этой деятельностью занимается Минздравсоцразвития.

За состоянием техногенных объектов следят надзорные ведомства: Госатомнадзор и Госгортехнадзор России , а также подразделения, входящие в структуру федеральной исполнительной власти. Контрольные органы сформированы также на региональном уровне. На предприятиях мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций осуществляют отделы по промышленной безопасности.

Особенности внедрения

Качество мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций определяет эффективность уменьшения рисков возникновения катастроф и их масштаба. Особое значение этого направления в сфере обеспечения защиты населения и территории страны нашло отражение в распоряжении Президента № 86-РП от 2000 г.

В этом акте была констатирована необходимость ведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций , определен порядок создания эффективной системы контроля. После проведения соответствующей работы она стала функциональным информационно-аналитическим звеном РСЧС.

Структура системы была сформирована на основании принципов организации ведомств и министерств, входящих в РСЧС.

Уровни управления

Методическое руководство, координацию деятельности системы на федеральном уровне осуществляет Всероссийский центр прогнозирования и мониторинга при МЧС РФ . В федеральных округах, субъектах РФ работу ведут региональные и территориальные подразделения мониторинга, прогнозирования, лабораторного контроля.

Система в целом включает в себя множество межведомственных, территориальных, ведомственных подсистем. К ним в первую очередь относят:

  • Всероссийский мониторинговый центр.
  • Региональные подразделения, находящиеся в составе органов управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций .
  • Сеть лабораторного контроля.
  • Систему экологических наблюдений.
  • Специальные учреждения и центры, подведомственные исполнительным структурам региональных и муниципальных органов.

Взаимодействие структурных элементов системы осуществляется на основе специальных нормативно-правовых документов.

Задачи субъектов

Центры мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в регионах и муниципалитетах осуществляют:

  • Сбор и изучение сведений о возможных и потенциальных источниках опасности, причинах их появления, передачу этой информации в компетентные органы госвласти.
  • Прогнозирование возникновения и масштабов ЧС.
  • Организационно-методическое руководство, контроль, координацию деятельности звеньев территориального и регионального уровней системы.
  • Организацию и проведение контрольных анализов микробиологического и химико-радиологического состояния объектов природы, фуражного, пищевого сырья, продуктов питания, воды, являющихся потенциальными источниками опасности возникновения ЧС.
  • Создание и развитие информационной базы о чрезвычайных ситуациях, геоинформсистемы.
  • Организацию информационного обмена между территориальными центрами.

Техническое обеспечение

Его основу составляют авиационно-космические и наземные средства министерств и ведомств, территориальных подразделений органов госвласти, предприятий и организаций в соответствии со сферами ответственности.

Ключевым звеном технического обеспечения являются наземные средства системы лабораторного контроля и наблюдения учреждений ГО, подведомственных Минздраву, Росгидромету, Минсельхозу, Федеральной службе по экологическому, атомному, технологическому надзору .

классы чрезвычайных ситуаций

Космический и авиационный мониторинг используется для выявления и уточнения ситуаций, связанных с пожарами, наводнениями, иными крупномасштабными природными явлениями с незначительной динамикой. Авиационные средства, кроме того, предназначены для получения сведений о радиационном фоне, обстановке на участках разрушений, состоянии магистральных трубопроводных систем и пр. Они обладают более широкими возможностями в сравнении с космическими средствами и по составу объектов мониторинга, и по оперативности.

Особенности функционирования системы

Общий порядок работы определен в Положении, утвержденном Приказом МЧС № 483 от 2001 г. Отдельные звенья и элементы системы функционируют в соответствии с положениями, принятыми соответствующими ведомствами и министерствами, территориальными и региональными подразделениями управления ГО и ЧС.

Режим работы системы определяется в зависимости от обстановки, масштаба возникшей либо прогнозируемой ситуации:

  1. Повседневная деятельность.
  2. Повышенная готовность.
  3. Чрезвычайная ситуация.

Задачи системы

Прогнозирование и мониторинг направлены на достаточно широкий круг объектов. Их состав зависит от управленческих задач и целей.

К наиболее актуальным направлениям относят прогнозирование:

  • Вероятности возникновения источников опасности (техногенных аварий, стихийных, экологических бедствий, эпизоотий, эпидемий и пр.) и масштабов ЧС, размеров зон поражения.
  • Возможных продолжительных последствий при чрезвычайных ситуациях определенных масштабов, типов, временных интервалов, их совокупностей.
  • Потребностей средств и сил для ликвидации ЧС.

При решении указанных задач применяются соответствующие методы. Результаты прогнозирования и мониторинга используются как основа для разработки долго-, средне- и краткосрочных планов, целевых программ, принятия решений, направленных на предотвращение и ликвидацию ЧС.

гражданская оборона и чрезвычайные ситуации

Анализ рисков

В последнее время активно используются методы планирования на основе анализа рисков ЧС. Основными его задачами являются:

  • Обнаружение и идентификация потенциальных источников природных катастроф на определенной территории.
  • Оценка частоты/вероятности возникновения ЧС.
  • Прогнозирование последствий воздействия опасных факторов на население.

Исследование источников

Оно осуществляется на начальной стадии анализа рисков. Изучаются источники ЧС, в результате возникновения которых:

  • Нормальная жизнедеятельность людей на соответствующих территориях существенно нарушается.
  • Вероятны жертвы среди населения либо ущерб здоровью значительного числа людей.
  • Возможны существенные материальные потери.
  • Вероятен ущерб природе.

При обнаружении источников опасности особое внимание уделяется объектам, отнесенным к категории потенциально опасных. В ходе анализа оценивается их техническое состояние, вероятность и масштаб угрозы для граждан, проживающих рядом с ними. Анализу подвергаются также объекты, которые находятся в зоне вероятных неблагоприятных и опасных природных процессов и явлений.

Второй этап исследования

В ходе него оценивается вероятность возникновения аварий, стихийных бедствий, техногенных, природных катастроф. Анализируется размер возможного ущерба от них. Все эти показатели, собственно, характеризуют уровень риска соответствующих опасных ситуаций.

Ответственные субъекты

Оценка вероятности возникновения катастроф и аварий на объектах, функционирующих в экономических отраслях, и их последствий, проводится руководителями и компетентными специалистами таких объектов.

Прогноз рисков ЧС, вызываемых авариями, техногенными, природными катастрофами, стихийными бедствиями, возможных на территориях субъектов, муниципалитетов, осуществляют соответствующие территориальные центры.

Оценку вероятности ЧС на территории страны выполняет МЧС в тесном взаимодействии с прочими компетентными структурами исполнительной власти.

госгортехнадзор россии

Классы чрезвычайных ситуаций

ЧС – обстановка на территории, сложившаяся вследствие опасного явления, природной/техногенной катастрофы, стихийного бедствия, которые повлекли или могут повлечь ущерб здоровью или гибель людей, вред окружающей среде, существенные материальные потери, нарушения нормальной жизнедеятельности населения.

Классификация чрезвычайных ситуаций осуществляется по разным основаниям. В зависимости от масштаба выделяют ЧС локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.

Локальными называют ситуации и нарушения условий жизнедеятельности населения, которые не выходят за пределы объекта. Число людей, пострадавших или погибших, в таких случаях не превышает 10 человек, а величина ущерба природе и имуществу не более 100 тыс. р.

Муниципальными ЧС называют ситуации, при которых зона поражения не выходит за границы одного поселения либо внутригородской территории (в городах фед. значения). Количество пострадавших в таких случаях не превышает 50 чел., а размер ущерба – не больше 5 млн р.

Межмуниципальными ЧС являются ситуации, при которых зона поражения охватывает 2 и более поселения, межселенную территорию или внутригородскую территорию. Число пострадавших при этом больше 50 чел., а величина ущерба – не больше 5 млн р.

Региональные ЧС представляют собой ситуации, когда зона поражения находится в границах одного субъекта РФ. Число пострадавших при этом больше 50 чел., а величина ущерба не превышает 500 млн р.

 прогноз аварийности

Федеральными ЧС называют такие ситуации, при которых погибших и пострадавших больше 500 человек или размер ущерба больше 500 млн р.

Природа возникновения чрезвычайных ситуаций

В зависимости от этого признака выделяют ЧС:

  • Техногенные. Возникновение таких ситуаций связано с техническими объектами. В число техногенных ЧС входят пожары, взрывы, выбросы радиоактивных веществ, аварии на химических производствах, обрушение сооружений, транспортные катастрофы и пр.
  • Природные. К ним относят землетрясения, извержения вулканов, ураганы, бури, смерчи, цунами, лесные пожары, сели и пр.
  • Экологические. Ими являются аномальные изменения в природной среде. Это могут быть разрушения озонового слоя, загрязнение биосферы, кислотные дожди и т. д.
  • Биологические. К ним относят эпизоотии, эпидемии и пр.
  • Социальные. Такие ЧС возникают в обществе. В их числе: межнациональные конфликты, теракты, войны, насилие, геноцид и пр.
  • Антропогенные. Такие ЧС возникают вследствие ошибочных действий человека.

Причина возникновения

По этому признаку ЧС разделяют на преднамеренные и случайные. Первыми являются, например, теракты, экстремистские и прочие умышленные действия.

В большинстве случаев ЧС являются случайными. Однако это не означает, что их возникновение не подчинено закономерностям.

объекты техногенного характера

Причины ЧС можно разделить на:

  • Внутренние. Возникновение этих причин обуславливается сложностью технологий, недостаточной квалификацией работников, проектно-конструкторскими недоработками, моральным, физическим износом оборудования, недостаточной технологической и трудовой дисциплиной.
  • Внешние. К ним относят терроризм, внезапное прекращение подачи технологических продуктов, энергоносителей, стихийные бедствия и пр.

Стадии развития

Изучение причин и процесса развития ЧС разного характера указывает на общую черту всех ситуаций – их стадийность. Выделяют 5 этапов:

  1. Накопление негативных эффектов, способствующих возникновению аварии.
  2. Развитие катастрофы.
  3. Экстремальный этап. В ходе него происходит выделение основной доли энергии.
  4. Стадия затухания.
  5. Этап ликвидации последствий.

Возникновение ЧС обуславливается наличием так называемого остаточного риска. Согласно его концепции, невозможно обеспечить абсолютную безопасность. Соответственно, принимается такая ее степень, которую приемлет общество в конкретный временной промежуток.

Для возникновения ЧС необходимы:

  • Источник риска. Это может быть высокое давление, ядовитые, взрывчатые, радиоактивные вещества и пр.
  • Действие фактора риска. Им является, к примеру, взрыв, воспламенение, выброс газа и пр.
  • Нахождение в очаге людей, сельскохозяйственных угодий, животных, имущества.

центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций

Заключение

Чрезвычайные ситуации негативно влияют на развитие экономики и государства в целом. При их возникновении ресурсы перенаправляются на ликвидацию последствий.

В зависимости от масштаба ЧС могут прерываться действующие программы социально-экономического развития, поскольку средства используются для восстановления условий нормальной жизнедеятельности населения в зоне поражения. В регионе, в котором произошла чрезвычайная ситуация, может начаться безработица, вероятен спад производства. Именно поэтому своевременные и качественные мониторинг и прогнозирование позволяют предотвратить последствия, сохранить человеческие жизни и уменьшить финансовые потери.

Читайте также: