Архаичное право это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Становление юридической техники имеет свои этапы развития. Юридическая техника в архаичном праве носила примитивный характер.

Нормы права в этот период были немногочисленны. Большинство норм носили устный характер и мало чем отличались от обычаев. Письменные юридические документы появляются на последнем этапе архаичного права. Так, первым письменным юридическим документом Древней Руси стала Русская Правда.

Несмотря на то, что Русская Правда изложена в казуистическом стиле, нормативное построение правовой информации в этом документе во многом соответствует нашему классическому представлению о структуре нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция). Навыки абстрагирования при изложении норм в юридических документах появляются постепенно и процесс их формирования носит длительный характер.

Архаичному праву не свойственно его деление на отрасли , а большинство норм, отраженных в юридических документах того периода, соотносятся с уголовным правом. Преимущественное доминирование уголовных норм объясняется необходимостью обеспечения социальной безопасности.

Правоприменительной деятельностью в период архаичного права не занимались специалисты. Этой деятельностью в разных государствах занимались представители разных слоев населения. Так, в Древней Руси судебные функции выполняли князья, в Африке – вожди, в древнем Вавилоне – жрецы. Реализация права в это время характеризовалась ритуальным оформлением.

Правила законодательной техники По данной теме мы уже выполнили контрольную работу законодательная техника подробнее , даже самые простейшие, возникли совместно с первым законодательством. На первоначальном этапе развития права правила по составлению законов являлись немногочисленными и примитивными. Практика использования правовых норм тоже не обладала отличиями сложности, и приемы применение правовой техники сформировались конкретно в процессии ее осуществления. Кратчайшая характеристика архаично-правовых норм позволяет выявлять такие приемы, дать оценки усилиям людей, которые осуществляли юридическую деятельность.

Законодательные акты в архаичном праве

Писаные правовые нормы являлись немногочисленными, архаичное право обладало преимущественно устным характером. Древнейшие люди на протяжении множества столетий умели обходиться без письменной речи.

Архаичное право представлено набором неписаных правил, устным образом передаваемых из поколения в поколение, в форме преданий, рассказов о разрешаемых казусах, в образе юридических по содержанию поговорок и пословиц, а также в форме конклюдентных действий.

В связи с этим существует столь немногочисленное количество примеров источников права письменной формы. Их по справедливости считают исключением из общего правила. Письменные правовые памятники формируются на более поздней ступени архаичного права, представляются своеобразным результатом предыдущего правового развития какого-либо народа.

К примеру, европейцы, которые исследовали Африканский континент в 20 веке, отмечали следующее. В африканском обычном праве не существовало юридических произведений:

Готовые работы на аналогичную тему

  • ни манускриптов по правовым вопросам;
  • ни юридических текстов;
  • ни изложенных на бумажном носителе исковых заявлений;
  • ни ордеров на исполнение судебных постановлений;
  • ни документов письменного видапо передаче имущества;
  • ни судебных повесток;
  • ни комментариев ученых докторов права.

Не существовало скрупулезного критического разбора текста парламентских актов, дебатов ученых в журналах о значимости какого-либо диапазона или параграфа судебного решения, процедурных дискуссий о представительстве либо форме обвинений.

С большой долей вероятности возможным является предположение, что в древние века перечисленные черты были присущи не только Африке, но и всем регионам земли.

Первейшим писаным актом законодательства Древней Руси явилась Русская Правда По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Русская Правда подробнее . Правовой материал в ней не подразделялся на статьи.

Так в этом документе содержатся заголовки правовых текстов, такие как:

Все это уже можно считать величайшем достижением для того времени.Но величайшим шагом вперед признано нормативное построение предложений в тексте, где отчетливым образом усматривается и гипотеза, и диспозиция. Если начинать разговор о языке, то на фоне бытовых, общих терминов мы довольно-таки редко, но все-таки встречаем и специфичные юридические термины, к примеру, истец.

Характеристика архаичного права

Архаичное право обладало казуистическим характером. Оно было сформировано в итоге решения некоторых конфликтных случаев - казусов, при этом довольно-таки простейших по собственному содержанию.

Это явным образом замечается в первых правовых письменных источниках. В Законах 12 таблиц говорится: если совершивший кражу ночью человек был убит на месте, то убийство является правомерным. Если же кража совершается при свете дня и вор сопротивляется оружием, то необходимо созывать народ. Как видно, привязка правила поведения установлена применимо ко времени суток.

Наши предки не понимали, что абстрактное изложение норм может экономично расположить правовые нормы. Навыки абстрактного мышления формировались довольно-таки длительно. На первоначальном этапе общественного развития они были крайне не развитыми, по существу только рождались.

Казуальность норм Русской Правды отражена не столь ярким образом, как у первых письменных источников иных стран. На Руси все было иначе. Примером может стать одна из норм: холоп, который совершил душегубство, должен быть наказан половинным наказанием и даже легче. И тут следует объяснение данного положения: потому что он не является свободным.

Традиционно указываются следующие причины обнаруживаемого в Русской Правде По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Уголовное право по Русской Правде подробнее тяготения к абстрактности:

  • из юриспруденции Рима заимствовался способ юридического трактата в образе приема кодификации, где наблюдается склонность к прояснению и оправданию решения;
  • оттуда же привносилось религиозно-нравственное содержание норма права.

Архаичное право обладало несистематизированным характером. В первоначальных памятниках права нагромождалось все: нормы по уголовным деяниям, нормы по имущественной сфере, торговые, земельные, семейные и пр.

Так, в Законах Хаммурапи первоначально изложены нормы процессуального и уголовного права, за ними идут нормы по земельному праву. Тут же видны нормы торгового права, а потом опять приведены нормы уголовного права, а завершается текст бессистемным перечислением правил из числа разных областей жизни общества. Иные источники права также построены по принципу простейшего расположения материала. Довольно часто изложение каких-то однородных правил поведения обрывалось тем, что отдельные нормы права, которые нельзя было соединить в какие-либо более обширные единые блоки, размещались на любое попавшееся место.

Систематизация норм права является закономерным процессом на пути развития права. Отличным примером начинающейся систематизации послужили Институции Гая По данной теме мы уже выполнили реферат Институции Гая подробнее , где нормы права изложены по принципу отношения к людям, обстоятельствам и причинам, которые связаны с определенным иском.

В Салической По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Салическая правда подробнее правде также отмечаются признаки начинающейся процессии систематизации норм права. Там существуют разделы по кражам, которые произведены свободными и рабами, грабежах и нападениях, человекоубийстве и прочем, но не предпринимались попытки создания систематизации, основанной на общих понятиях и принципах права.

В исторически первоначальных обществах упорядочивание общественных отношений при помощи общ.власти. Она представляла общество во внешних и внутренних конфликтах, выступала от имени общества, обладала монополией на принуждение. Властные решения, исходившие от общ.власти исполнялись либо всем обществом, либо его уполномоченными представителями. Социально-значимые образцы поведения закреплялись обычаями. Обычай – общеобязательное правило поведения, получившее силу закона в результате повторения из поколения в поколения. Публичная власть охраняла такие нормы, так как они упорядочивали отношения в обществе. Такие нормы принято называть мононормами. Таким образом, право в таком архаичном виде появилось раньше государства, но с появлением государства оно получает дополнительные признаки: формальная определенность, гос.защищенность и системность.

Стадии возникновения права: 1)процесс экстернализации (процесс, в результате которого психическая жизнь человека получат внешнюю знаковую и социальную форму своего существования впервые сформулировал Выгодский; существование человека не возможно вне экстернализации; это выражение внешнего состояния; человек должен непрерывно экстернализировать себя в коммуникативной деятельности) 2)Опривычивание или хабитуляция (любое частоповторяющееся действие становится моделью) 3)взаимная типизация (опривыченные образци поведения наделяются общезначимостью) 4)институуционализация (возникшие соц.институты отрываются от человека и получают самостоятельное существование; институты контролируют человеческое поведение) 5)интернализация (субъект в свокм правосознании бъективирует право).

Понятие права и его признаки.

Право можно определить как основанный на социально признанных и общеобязательных нормах коммуникативный порядок отношений, участники которых имеют взаимные права и обязанности.

Соответственно можно выделить следующие признаки права: 1)наличие у субъектов взаимообусловленных (кореллятивных) прав и обязанностей; 2)наличие социально признанных и общеобязательных правил поведения (норм).

Первый признак права указывает на то что оно имеет коммуникативную природу и всегда возникает при наличии субъектов права как специфическое отношение между ними. Такое правовое отношение между субъектами означает их взаимодействие, причем если один субъект обладает принадлежащим ему правом, то всегда имеется другой субъект, который по отношению к этому праву является носителем правовой обязанности. Второй признак указывает на качественную специфику тех норм, которые могут получить значение правовых. Социальная признанность норм основывается на их социально-ценностном значении. Это является необходимым условием правовой коммуникации. Произвольные тексты не получат социальную легитимацию т попросту не создадут правовую норму.

Либертарно-юридическое определение права: право – это соответствующая требованиям принципа формального равенства система норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных возможностью государственного принуждения. Это означает, что государственно установленная и защищенная система норм должна быть конкретизацией в виде определенных норм принципа формального равенства.

Нет единого определения права. Очень часто право ассоциируется с общеобязательными правилами поведения. Право – это явление многообразное. Оно пронизывает почти все сферы жизнедеятельности человека.

Структура права.

Право имеет свою собственную структуру, в которой выражается его сущностный смысл.

Оно всегда субъективно, так как не существует без субъекта. Оно всегда притязательно, так как существует и другой субъект. Следовательно для права необходимо наличие двух субъектов, обладающих правами и обязанностями. Правомочие – это наличие возможности действовать оправданно и определенным образом. Итак для существования права необходимо два или более субъектов, на которых были бы направлены субъективные права и обязанности. Субъективное право – возможность действовать оправданно тем или иным образом, поддерживаемое обязанностью других субъектов.

Правовая обязанность – мер должного поведения лица, направленная на удовлетворение интересов управомоченного субъекта.

Субъективное право: право на собственное действие или бездействие; право требовать от обязанной стороны совершения активных действий в интересах управомоченного; право требовать защиты нарушенного права.

Правовая обязанность: пассивная обязанность; обязанность активная; обязанность юридической ответственности.

2)Общезначимые нормы. - нормы, прошедшие социальную легитимацию.

Право имеет ценностное содержание, то есть человек никогда не относится безразлично. Субъект совершает акт эмоционального и интеллектуального осмысления нормы. Правомочие будет социально оправданно, если оно основано на социально-признанных нормах.

Виды права.

Право не исчерпывается государственно-организационной формой своего бытия (закона). Право не следует ни противопоставлять закону, ни отождествлять с ним. Это разные уровни правовой реальности. Право существует, используя государственный закон как один из возможных текстуальных источников. Понимание права как разнородного явления характерно для современной и, в частности, для социологической юриспруденции, признающей факт правового плюрализма. Концепция исходит из того, что в одно и то же время, на одном и том же социальном пространстве могут сосуществовать несколько правовых систем. Социальное право пронизывает все общество и охватывает самые разнообразные отношения. В отличие от права государственного, легитимация которого, как правило, связано с официальным опубликованием правовых текстов, легитимация права социального требует более длительных и в определенном смысле процедур. Социальное право как и государственное, может быть централизованным и децентрализованным. Социальное право может иметь различные внешние знаковые формы (текстуальные источники права), например форму мифа, обычая, договор, доктрины, священного писания и др. Централизованное социальное право существует до государственных и современных потестарных обществах (отношения, регулируемые правовыми обычаями, табу). Такое право поддерживается и защищается публичной властью общества. Децентрализованное социальное право существует в различных социальных структурах и, соответственно, поддерживается и защищается этими структурами. В отличие от централизованного социального права, не имеет всеохватывающего значения и не распространяется на всех членов социума. Может иметь как признаки права публичного (адм. И уголовные наказания, распространяющиеся на членов данной соц.структуры), так и права частного (кровная месть в потестарном обществе). В соответствии со степенью распространенности, систематизированности, формализованности и процессуальной обеспеченности в децентрализованном социальном праве можно выделить индивидуальное, семейное и корпоративное право.

Индивидуальное право присуще любому обществу, поскольку в любом обществе существует индивиды, обладающие свободой, а нормы государственного права не могут охватывать все случаи, требующие правового регулирования. Субъектами такого права являются отдельные индивидуумы, выполняющие в правовых отношениях социально-обезличенную функцию, в том смысле, что они не представляют какую-либо социальную структуру, а действуя от собственного лица, создавая в пределах предоставленной им возможности право для себя.

В таком естественном социальном образовании как семья возникает семейное право.

Корпоративное право возникает в самых разнообразных человеческих сообществах, создаваемым по интересам, и направлено на осуществление функций и целей этих сообществ. В отличиеот публичного социального права, оно не имеет общего значения, и его правила индивидуальны для каждой корпорации. Такое право действует в вузе во взаимоотношениях между студентами и преподавателями.

Особо следует выделить такие разновидности социального права, которые функционируют как в централизованных, так и в децентрализованных формах. К ним можно отнести спортивное и игорное право.

Игра занимает необычайно важное место в жизни любого общества и проникает практически все сферы его жизнедеятельности. Но игра неразрывно связана как со спортом так и с правом. Спортивное право объединяет игроков и болельщиков и имеет более открытый и универсальный характер, чем просто корпоративное право. Спортивное право в своих наиболее организованных формах (профессиональное спортивное право) оказывается тесно переплетенными с гос.правом. Но и в своей собственной области оно перенимает многие институты гос.права. Так, в спортивном праве сильно развита система санкций и мер защиты, которые носят карательный и правовосстановительный характер.

Самостоятельной разновидностью корпоративного права является игорное право. Большинство карточных и иных азартных игр связано со строгой системой правил.

Особую разновидность корпоративного права, позволяющую ввиду универсализма выделить в особый подвид, представляет собой право каноническое. Церковное право разнообразно как по своим источникам, так и по характеру действия. Специфика канонического права проявляется в используемых методам правового регулирования, среди них выделяются акривия и икономия. Акривия представляет собой способ решения вопросов с позиции строгой справедливости, не терпящей отступления от основных начал христианского учения. Икономия – снисхождение к человеческим немощам и слабостям.

Происхождение государства и права

После того, как были сняты идеологические барьеры, в науке, как это и полагается, обнаружился плюрализм мнений ученых-юристов по данной проблеме.

Другие ученые заняли противоположную позицию: позицию полного отвержения воззрений классиков, в том числе и поданному вопросу, а то и позицию оголтелой критики, однако при этом не предлагая ничего взамен.

Третьи оказались хитрее. Вопрос о происхождении государства и права они излагали в виде перечисления теорий происхождения государства и права, созданных на протяжении всего периода развития человечества. При этом, не добавляя от себя ничего нового, они великодушно предоставляли читателю право выбора.

Позиция четвертой группы ученых мне представляется не просто весьма любопытной, но и в определенной мере опасной. Они встали на позицию ученых-историков, большинство которых, не зная досконально специфику таких явлений, как государство и право (и это нельзя им поставить в упрек), представляют процесс образования государства и правообразования столь эволюционно, что теряют грань возникновения явлений нового качества: государственно-правовых феноменов. Вероятно, по этой причине они любые обычаи относят к праву, не видят разницы между обычаями и обычным правом, а процесс государствообразования относят на более поздний период, нежели процесс появления права. Опасность состоит в том, что при таком подходе возникает возможность потери всего того, что накопила юридическая наука, пристально и под своим углом зрения высвечивающая процесс возникновения государства и права.

На мой взгляд, более плодотворным является подход, при котором бережно используется все накопленноепри исследовании проблемы происхождения государственно-правовых явлений, но не бездумно, а с сортировкой того, что выдержало испытание временем, и с аргументированной критикой того, что социальная практика отвергла. Только встав на плечи других ученых можно получить больший обзор и видение этого сложного и эпохального процесса, который к тому же покрыт тайной многих тысячелетий. Однако при этом обязательно надо стремиться к продвижению вперед и добавлению новых знаний. Сейчас мы располагаем значительно большим объемом информации, добытой учеными, работающими в различных сопредельных областях науки (этнографов, антропологов, историков, философов, политологов и т. д.), нежели наши предшественники. Кроме того, у нас есть возможность использовать более прогрессивные научные технологии. Одним словом, каждому исследователю время, в котором он творит, дает свой шанс сказать что-то новое. Я думаю, что было бы непростительной ошибкой его не использовать.

Раздел I. Происхождение государства

Чтобы основать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали своим общественным благом во имя общественного благополучия.

Глава 1. Возникновение государства как объективный исторический процесс

Периодизация первобытного общества.Человекоподобные существа появились на земле более 2 млн. лет тому назад. Это были представители человеческого рода, который мы называем homo habilis — homo erectus (человек умелый — человек прямоходящий), а мы — представители homo sapiens (человек думающий) — появились, как минимум, 200 тыс. лет назад.

Первобытный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Закончилась эта эпоха приблизительно 7 тыс. лет назад. Считается, что возникновение раннеклассовых обществ и появление первых государств произошло в Китае в V тысячелетии до н. э., в Африке в IV тысячелетии до н. э., в Средиземноморье в III тысячелетии до н. э., в Америке — в I тысячелетии н. э., а в других регионах земного шара — еще позднее.

О первобытных людях мы знаем немного, но все же общее впечатление об их жизни можно составить.

Первобытнообщинный строй делится на несколько эпох (периодов). Ученые здесь единодушны и независимо от того, какие термины применяются ими для их обозначения, они выделяют три периода: ранний(или эпоха праобщины, стадия становления), средний(или эпоха родовой общины, стадия зрелости) и поздний(или эпоха классообразования, стадия распада первобытного общества) периоды. На позднем этапе его развития формируется бюрократический аппарат, зарождается частная собственность, происходит дифференциация общества на правящих и управляемых, появляется государство [1].

Рассмотрим жизнь первобытных людей, сосредоточив внимание на первых двух этапах первобытной истории, оставив третий для отдельного более пристального исследования в дальнейшем.

Период становления первобытного строя (эпоха праобщины).В тот далекий период люди жили малыми родственными группамив 20–30 человек, беспорядочно передвигаясь с места на место, а отнюдь не стадами, как это представляли отдельные исследователи первобытного общества. Причина этого простая: источником пропитания служило собирательство, в процессе которого каждый собирал для себя, а отсюда очевидно, что стадом много не соберешь. Собирательство требует большой затраты времени, а пищи дает мало, притом чаще всего низкокалорийной. Охота также не требует огромных коллективов, хотя и сопряжена с большими трудностями. Большое число людей здесь чаще идет во вред, а не на пользу. Кроме того, она сопровождалась многими жертвами и не всегда была удачной.

Итак, собирательствои охотабыли источниками пропитания первобытных людей. Но как именно это происходило?

С палкой-копалкой в руке бродили наши далекие предки по лесам, лесостепям и полупустыням. Они помнили о свойствах и признаках множества съедобных плодов и овощей, трав и кореньев. Прекрасно знали они и повадки животных. Если животные полагались только на быстрые ноги, то ум и знание привычек животных заменяли человеку быстроту. Его телесная организация такова, что позволяет успешно реализовать знания в охоте. Выносливость людей просто поразительна. Если же охотнику известны привычные для животных пути или он уверен хотя бы, что животные спасаясь, будут бежать по дуге, человек пойдет напрямик, экономя силы, к предполагаемому месту встречи.

Но надежнее всего была охота облавная.Открыли люди этот вид охоты 300–400 тыс. лет назад. Тогда же они изобрели и деревянное копье, которое позволяло атаковать грозных быков и даже слонов. Животных загоняли в болота, а там, где их не было, стали выкапывать для зверей ямы-ловушки.

Охотники и собиратели были энергичными и любознательными. Всякое новое знание о животных и растениях, о явлениях окружающего мира постепенно повышало эффективность охоты и собирательства. Человек в этот период только брал от природы, и с каждым тысячелетием учился брать все больше и больше. Охотники и собиратели оказались настолько приспособленными к жизни в тех условиях, что именно они заселили большую часть планеты задолго до того, как их отдаленные потомки бросили в землю первые семена или научились приручать животных.

Читайте также: