Эпоха фудзивара в японии кратко

Обновлено: 04.07.2024

1), род - старейший и известнейший придворный клан (Фудзивараси), обладавший огромным политическим влиянием и властью в период Хэйан (794–1185). Его влияние при дворе в тот период было абсолютным, а вклад в развитие японской культуры так велик, что это время и следующие три столетия иногда называют эпохой Фудзивара. Основана эта выдающаяся семья была в VII в. представителем сильного клана Накатоми-но Каматари. В 669 г. император Тэндзи в награду за службу дал своему ближайшему сподвижнику и организатору реформ Тайка новую фамилию - Фудзивара. Родоначальник клана - Фудзивара-но Каматари - умер в том же году. Его сын - Фудзивара-но Фухито - выдал одну свою дочь замуж за императора Момму, а другую - за императора Сёму, и в дальнейшем такая практика стала излюбленным приемом семьи Фудзивара, применяемым для усиления своей роли при дворе и влияния на политику императора. Многочисленные родственники императора принадлежали к этому клану и оказывали на своего богоподобного родственника сильнейшее давление. Один из четверых сыновей Фухито основал сильнейшую ветвь своего рода - Хоккэ. Фудзивара-но Ёсифуса впервые стал официальным регентом при императоре Сэйва (850–881). Таким образом, впервые в японской истории император был бескровным путем отстранен от власти. Фудзивара стали основателями очень популярной в следующие века практики регентства. Единственным неудобством для клана Фудзивара было то, что регенты освобождались от службы, когда император достигал совершеннолетия. Поэтому Фудзивара-но Мотоцунэ ввел новый официальный пост - кампаку (верховный канцлер, регент при взрослом императоре). Наибольшего могущества клан Фудзивара достиг при Митинага (966–1028), который стал отцом четырех императриц и дедом трех императоров и практически правил империей на протяжении тридцати лет. В это время авторитет императора был еще высок, но хотя он и освящал как высший синтоистский священник сложившиеся институты и законы, регулирование практических государственных и частных дел было прерогативой чиновников из рода Фудзивара, занимавших все ключевые посты в государственном аппарате. В этот же период особенного расцвета достигает культура, составляются поэтические сборники, строятся новые храмы и дворцы, например павильон Феникса. После смерти Фудзивара-но Митинага влияние клана стало ослабевать, особенно в провинциях. Появились молодые, дерзкие феодалы-полководцы, смело отбиравшие силой оружия у клана Фудзивара экономическую основу их власти - землю. Через 40 лет после смерти Митинаги на престол взошел император, чья мать была не из рода Фудзивара. В 1156 г. разразилась война Хогэн, власть в стране захватил молодой, но сильный военный дом Тайра. В 1160 г. объединенные силы Фудзивара и Минамото были разбиты, политическому могуществу древнего рода пришел конец. Остальные члены рода Фудзивара хотя и заняли в истории Японии значимые места, но уже в другой области - семья дала стране много талантливых поэтов и ученых.

2) (кё) - столица Японии с 694-го по 710 г. На ее месте теперь стоит город Касихара (префектура Нара). Моделью для строительства Фудзивара(кё) послужил Лоян - столица императоров Северной Вэйской династии в Китае. Город представлял собой совершенно правильный прямоугольник со сторонами 3,2 километра с юга на север и 2,1 километра с востока на запад. Девятью улицами, проложенными с юга на север, и тринадцатью другими, пересекавшими их под прямым углом, Фудзивара(кё) была разбита на квадратной формы кварталы. Каждый из них в свою очередь делился на четыре квартала поменьше пересекавшимися в его центре узкими переулками. Все расстояния в городе были строго выверены. Так, улицы прокладывались на расстоянии 265,5 метра друг от друга, каждая была шириной от 10,6 до 24,8 метра. Центральный проспект - Судзаку содзи (буквально - Большая дорога Красной птицы), пересекавший город по оси север - юг, был шириной около 32 метров, включая сточные канавы по обеим сторонам. Свое название проспект получил от мифической Красной птицы, которая в древнем Китае символизировала юг. Ширина переулков составляла около 9 метров. Квартал занимал в среднем 1,4 га. Дворцовый комплекс занимал середину северной части города, будучи по форме почти квадратом со сторонами 925,4 и 906,8 метра. Его окружала высокая, до 5,5 метра, стена, крытая сверху черепицей, какой обычно покрывали крыши домов. В стене было двенадцать ворот, по три с каждой стороны. Ворота представляли собой солидное сооружение с двускатной крышей, опиравшейся на восемнадцать столбов, установленных по шесть в ряд и отстоящих друг от друга на пять метров. За стенами располагались Большой зал приемов (Дайгокудэн), комплекс правительственных учреждений (Тёдоин) и императорская резиденция (Дайри). Их размещение повторяло размещение зданий на территории храмовых комплексов. При этом фасадами они также были обращены на юг, а самые важные строения - резиденция императора - располагались на севере. Император появлялся в Дайгокудэн, а его министры собирались в Тёдоин, где не только проводились заседания правительства, но и отправлялись различные церемонии. Дайгокудэн был крупнейшей постройкой дворцового комплекса: по фасаду она тянулась на 45 метров, а в глубину - на 20 метров. Тёдоин состоял из двенадцати зданий, причем весь комплекс опять-таки имел форму правильного прямоугольника, вытянутого с юга на север. В Фудзивара(кё) перенесли и Асука-дэра. Первоначально это был семейный храм клана Сога, но в 680 г. по императорскому указу ему был присвоен статус официального храма. После перенесения в Фудзивара(кё) Асука-дэра стал именоваться Гангодзи. Вместе с императором в Фудзивара(кё) переехала знать со своей многочисленной челядью, город заполнился чиновниками, солдатами, торговцами, в нем постоянно находилось большое число крестьян, занятых на земляных и строительных работах. Население города достигало 20–30 тыс. человек. В 710 г. после отъезда императорского двора с его челядью и приближенными, массой чиновников и другого служилого люда Фудзивара опустела.

Япония от А до Я. Энциклопедия . EdwART . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое "Фудзивара" в других словарях:

Фудзивара — Фудзивара: Фудзивара могущественный средневековый японский род. Фудзивара Канэфуса XXV японский кузнец, создатель классических японских мечей. Фудзивара Сэйка японский философ неоконфуцианец (1561 1619), последователь Чжу Си.… … Википедия

ФУДЗИВАРА — высший слой аристократии, находившийся у власти в Японии в 7 11 вв … Большой Энциклопедический словарь

Фудзивара — (Fujiwara), знатное яп. семейство, находившееся под покровительством императоров Японии. В 858 г. Ф. Ёсифуса стал первым регентом, не являвшимся членом имп. семьи, при малолетнем императоре. Вскоре такое положение вошло в обычай. В течение почти… … Всемирная история

Фудзивара — I Фудзивара Садаиэ, Тэйка (1162 1241), японский поэт, учёный филолог. Принадлежал к древнему роду Фудзивара. Писал в форме Танка, сочетая строгую приверженность традициям с новыми поэтическими идеалами. Тонкий лирик, Ф. отразил… … Большая советская энциклопедия

ФУДЗИВАРА — древний япон. род, составлявший с средних веков высший слой феод. аристократии. Род Ф. вышел из рода Накатоми наследственных жрецов япон. религии синтоизм. Политич. возвышение рода связано с т. н. переворотом Тайка; глава рода Каматари (614 669)… … Советская историческая энциклопедия

фудзивара — высший слой аристократии, находившийся у власти в Японии в VII XI вв … Энциклопедический словарь

Фудзивара С. — ФУДЗИВÁРА Садаиэ (1162–1241), япон. поэт, филолог. В стихах (в жанре танка) отразил миросозерцание аристократии, утратившей влияние под давлением воен. сословия. Составитель классич. антологий япон. поэзии; работы по эстетике и теории поэзии … Биографический словарь

Фудзивара Канэфуса XXV — Кацу Като, 加藤 (二十五代藤原兼房) Дата рождения: 7 января 1957(1957 01 07) (55 лет) Место рождения: С … Википедия

Фудзивара-но Корэтада — 藤原 伊尹 Фудзивара но Коретада из « … Википедия

Эпоха Хэйан в Японии длилась 4 столетия. Начинается период с того, что имперская столица Нара была по приказу императора была перенесена в другой город - Хэйан-кё (сегодня это мегаполис Киото), а завершается морской битвой при Данноура, в которой род Минамото разбил род Тайра. Хоть и называется этот период "мирным", мирным и спокойным его назвать сложно

Эпоха Хэйан в истории Японии

Этому периоду свойственно проникновение в Японию китайской цивилизации, с приходом которой в Японию пришел не только буддизм, но и китайская литература, архитектура. Даже формы правления вместе с законами были также заимствованы у китайских правителей. Если раньше власть императора была ограничена влиянием буддийских монахов, то после переноса столицы японский император начал воплощать в жизнь знания, полученные из Китая, но не все заимствованные формы правления подходили Японии, многое корректировалось и видоизменялось в соответствии с потребностями государства.

Многие востоковеды характеризуют новую столицу Хэйан, как великий и прекрасный город. Правление в этот период было организовано достаточно сложно, все звенья чиновников переплетались между собой тесными связями.

Несмотря на стремительное развитие Япония оставалась отчужденной от иного мира, чему свидетельствуют литературные источники и архитектура периода. Как раз в этот период Европу охватили кровопролитные войны, были созваны первые крестовые походы, бушевали религиозные разногласия, в Китае разгорелась гражданская война, а Великая Русь и вовсе подвергалась бесконечным набегам орды. На фоне всеобщих войн и конфликтов история Японии того периода выи действительно выглядит относительно мирной.

Следует также сказать и о другой стороне медали – роскошь дворцов и блеск новой столицы периода Хэйан соседствовали с нищим населением и развалившимися лачугами бедноты. Так из более чем пятимиллионного населения Японии прелестями достойной жизни эпохи Хэйан могли насладиться лишь пять с половиной тысяч человек, которые принадлежали к императорскому двору.

Готовые работы на аналогичную тему

Аристократия и местная знать была поделена на пять рангов, которые передавались лишь по наследству и не имели ничего общего с заслугами человека перед государством, одарить человека рангом имел право только сам император. Высота ранга играла важную роль, от него зависело то, в каком доме мог жить человек и его семья и какую одежду ему можно носить.

Одежда периода Хэйан

Одежда придворной знати периода Хэйан была очень схожа с китайским церемониальным костюмом, цвет одежды соответствовал рангу. Самыми ценными цветами были красный и фиолетовый, после них зеленый. Император носил одежду жёлтого цвета – цвета солнца.

Существовал также и специальный кодекс в котором было регламентировано три варианта одежды:

  • костюм для различных церемоний;
  • костюм для придворной знати;
  • костюм для чиновников.

Одежда для праздников и церемоний изготавливалась из особенно ценного шелка и парчи, одежду на каждый день шили из пенькового волокна или более грубого шелка и полу шелка.

Часто при шитье одежды использовали разноцветные ткани с орнаментом: цветочные композиции, венки, фамильные гербы, пейзажи. Именно в эпоху Хэйан сформировался сохранившийся и до наших дней костюм для проведения торжественных церемоний.

Правление рода Фудзивара

После того как столица государства была перенесена власть императора снова окрепла, уменьшилось влияние буддистских монахов, но увеличилась роль советников императора, должности которых удерживал род Фудзивара, который сумел отстранить от государственной политики все другие влиятельные роды, они же поставляли императору жен, тем самым породнились с ним. Род Фудзивара взял практически всю власть в свои руки, они правили советниками и регентами от лица императора, при этом род владел большим количеством имений в Японии.

В середине XI века на трон взошёл император Го-Сандзё, который не являлся родственником рода Фудзивара и поэтому начал восстанавливать абсолютную власть одного императора. Эти реформы поддержал и следующий император – Сиракава, он снизил влияние регентов и передал трон своему сыну и стал его главным советником

Морская битва при Данноура

В 1180 году в Японии вспыхивает ожесточенная борьба за власть между двумя влиятельными родами Тайра и Миномота, которая продолжалась пять лет и унесла много жизней.

Завершается период Хэйан битвой при Данноура между двумя родами – Тайра и Миномото. Битва началась в полдень 25 апреля 1185, но уже к четырем часам флот рода Тайра был практические весь уничтожен, вместе с кораблями и воинами пошел на дно и несовершеннолетний Император Антоку, а вместе с ним утонула одна из реликвий Императорского дома — священный меч Аманомуракумо.

Морская битва при Данноура означала конец правления рода Тайра и обеспечила власть рода Минамото в Японии, битва стала завершающей ступенью на пути к созданию Камакурского сёгуната, первого правительства самураев.

Отсчет доминированию Фудзивара может идти с 858 года, когда Иошифуса возвел на трон своего сына, а самого себя сделал регентом. На протяжении следующих двухсот лет восемь взрослых императоров были вынуждены досрочно оставлять престол в пользу детей, передавая реальную власть в руки Фудзивара.

Племянник Иошифуса, Мотоцунэ, ввел новую должность кампаку (канцлера), которая стала единственной ниточкой, связывавшей императора и его чиновников. Сын Мотоцунэ, Токихира, противодействовал усилиям императора Уда ослабить влияние семьи и ухитрился выслать своего главного противника, выдающегося ученого и поэта Сугавара Митидзанэ (845-903). (Как считается, святилище Китано Тэнмангу в Киото было построено для успокоения обиженного Митидзанэ, которого стали почитать как покровителя учебы. Поколения японских студентов посещают это место, чтобы лучше подготовиться к сдаче экзаменов.)

Пика власти Фудзивара достигли при Митинага (966-1028), который вынудил четырех императоров жениться на своих дочерях; еще два императора были его племянниками, а три — внуками. Сэй Сенагон часто упоминает о роскоши его дворца, где и находилось настоящее правительство. Некоторые говорят, что сам Гэндзи во многом подражал Митинага.

Самурай на коне

Эпоха Хэйан

В 8 веке аристократическая знать и буддистские монахи начали борьбу за влияние на правительство. Власть императора понемногу ослабевала.

Правление Фудзивара (794—1185 год)

Автохоны усмирение древняя япония

После того, как императорский двор переехал в новую столицу и после укрепления исполнительной вертикали императорская власть усилилась и необходимость в его личном участии во всех государственных делах пропала. Однако вместе с тем окрепло влияние советников императора, которыми стали наиболее знатные японцы из рода Фудзивара. Они отдалили от престола представителей других известных родов женщины Фудзивара становились главными императорскими женами, таким образом этот род вступил в родственные отношения с императором. Владыки рода Фудзивара получили титул сэссё — регент малолетнего императора, и кампаку — советник взрослого императора. По сути они получили всю полноту власти в Японии и создали правление регентов и советников в лице императора. Вершиной правления Фудзивара стал 11 век, период власти Фудзивары-но Ёримити, сына Фудзивары но Митинага, во время которого этот род обладал множеством частных поместий (сёэн) и состоял на всех главных должностях в правительстве.

Возникновение самураев и института инсэй

самурай на коне история Японии

Минамото-но Ёсиие с женой история японии

Минамото-но Ёсиие с женой

стрельба ябусамэ япония

Вместе со знатью на военные должности правящего дома стали назначать высокородных самураев. Понемногу образовалось самостоятельное самурайское сословие. Во второй половине десятого столетия провинциальные самураи обладали большой силой, например в провинции Канто под руководством Тайра-но Масакадо и поблизости Внутреннего японского моря под командованием Фудзивара-но Сумитомо были подняты мятежи против императорского дома. Так как в империи отсутствовала постоянная армия, она усмирила восстания при помощи других самураев, тем самым подняв их авторитет. В конце 11 столетия на северо-восточной части Японии дважды вспыхивали восстания (бунт Хогэн и бунт Хэйдзи), которые были подавлены войском самураев из Канто. Их предводитель Минамото-но Ёсииэ удостоился лавров самого успешного военачальника на востоке Японии.

Культура периода Хэйан

В начале девятого столетия большое количество молодых монахов были разочарованы тем, что буддизм стал использоваться в государственных целях и в политике. В поисках настоящего буддизма двое монахов — Сайтё и Кукай — отбыли в империю Тан и прошли там обучение. После возвращения Сайтё возвел на вершине горы Хиэй храм Энряку-дзи, который стал местом обитания последователей учения Тэндай, а Кукай воздвиг на горе Коя-сан монастырь Конгобу-дзи, ставший основанием секты сингон. Необычный эзотерический буддизм, который привезенный этими настоятелями, требовал уединяться в горах для познания истины.

Бёдоин зал феникса Япония

Зал фениксов Бёдоин (Удзи, Киото)

Гэндзи картины Японии

Иллюстрированная повесть о Гэндзи

Энрякудзи пагода Япония

Видео

Видео, в котором нассказывается о начальном этапе становления этой восточной страны.

Жанр статьи - История Японии

Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!

Читайте также: