Добыча нефти в океане кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одна из наиболее острых и актуальных проблем в настоящее время — обеспечение всевозрастающих потребностей многих стран мира топливно-энергетическими ресурсами. К середине XX в. их традиционные виды — уголь и древесное топливо — уступили место нефти, а затем и газу, ставшими не только главными источниками энергии, но и важнейшим сырьем для химической промышленности. За 20 лет, с 1950 по 1970 г., мировое потребление нефти повысилось в 4 раза, а природного газа в 5 раз. В мировом энергетическом балансе доля нефти и газа достигла 64%, в том числе во всех развитых странах она превысила 75%, из которых на государства Западной Европы в 2000 г. приходилось 67%, а США — около 80%. Однако далеко не все районы земного шара в одинаковой степени обеспечены этими полезными ископаемыми.

Большинство промышленно развитых стран удовлетворяют свои нужды за счет импорта нефти. Даже США, одно из крупнейших государств — производителей нефти (примерно треть ее мировой добычи), более чем на 40% покрывает свой дефицит ввозимой нефтью.

Япония, вторая из стран по объемам использования нефти, добывает ее в ничтожно малых количествах, а закупает почти 17% нефти, поступающей на мировой рынок. Западноевропейские государства импортируют до 96% расходуемой нефти, и их потребности в ней продолжают расти.

К началу XXI в. ведущее место в энергетике принадлежит нефти, газу и отчасти углю, несмотря на интенсивное развитие и успехи атомной энергетики. Это повлечет за собой заметное уменьшение запасов горючих ископаемых, так как их возобновление требует многих тысяч лет. В настоящее время существуют довольно разноречивые оценки мировых нефтегазовых ресурсов и темпов их потребления, и все они носят ориентировочный характер. Обычно с учеличением добычи этих ископаемых пропорционально возрастают их разведанные запасы в мире в целом, но в развитых странах добыча нефти, например, опережает рост её разведанных запасов. Кроме того, потребление нефти и газа во многом определяется рыночной кноъюктурой, поэтому оно заметно изменяется от года к году, иногдав течении нескольких лет. Наконец, нехватка собственной нефти и газа и стремление уменьшить зависимость от их импорта стимулирует многие страны к расширению поисков новых нефтегазоносных месторождений. Развитие, обобщение результатов геологоразведочных работ за последнии 20-30 лет убедительно показали, что главным источником добычи нескольких десятков миллиардов тонн нефти и триллионов кубометров газа может служить дно Мирвого океана.

Добыча морских месторождений нефти и газа

По современным представлениям, нефть и газ в недрах Земли создаются в результате преобразования рассеянного оргаического вещества, свойственного субаквальным осадком. При этом необходимое геологическое условие такой трансформации – существование в районах образования и накопления нефти и газа больших по размерам осадочных толщ. Они формируют крупные нефтегазоносные осадочные осадочные бассейны, которые представляют собой целостные автономные системы, где протекают процессы нефтегазообразования и нефтегазонакопления. Морские месторождения нефти и газа распологаются в пределах этих бассейнов, большая часть площади которых находится в подводных недрах океанов и морей. Планетарные сочетания осадочных бассейнов представляют собой главные пояса нефтегазообразования и нефтегазонакопления Земли (ГПН), подразделяемые на три основных типа: эпигеосинклинальные, перикратонные (краевые) и периокеанические. Геологи установили, что в ГПН существует комплекс природных предпосылок, благоприятных для развития крупномасштабных процессов нефтегазообразования и нефте-газонакопления.

Не случайно поэтому из 284 известных на Земле крупных скоплений углеводородов 212 с запасами свыше 70 млн. тонн обнаружено в пределах ГПН, простирающихся на континентах, островах, океанах и морях. Однако значительные месторождения нефти и газа распределены неравномерно между отдельными поясами, что объясняется различиями геологических условий в конкретных ГПН.

Всего в мире известно около 400 нефтегазоносных бассейнов. Из них примерно половина продолжается с континентов на шельф, далее на материковый склон и реже на абиссальные глубины. Приуроченность осадочных бассейнов к участкам сочленения континентальных и океанических структур позволяет констатировать зависимость количества подводных бассейнов в том или ином районе Мирового океана от протяженности береговой линии.

Для морских нефтепромыслов характерны высокие темпы роста объемов добычи за последние полтора десятилетия. Морскими нефтеразработками ныне охвачено около 350 месторождений, расположенных в разных районах Мирового океана.

Существенная особенность современных морских нефтепромыслов — их размещение в пределах шельфа. Добыча нефти ведется главным образом до глубин 200 метров.

В настоящее время сложилось несколько крупнейших центров подводных нефтеразработок, которые определяют ныне уровень добычи нефти в Мировом океане. Главный из них — Персидский залив. В его недрах сосредоточено 12-13 млрд. тонн извлекаемых запасов нефти и 3,6— 3,9 трлн. м 3 природного газа. Здесь извлечено несколько более 200 млн. тонн нефти и 42,0 млрд. м 3 газа, что равно соответственно 40 и 25% от их мировой добычи на море в год.

Второй по объему добычи район — Венесуэльский залив и лагуна Маракайбо. Его запасы нефти на 2005 год оценивались в 1,5 млрд. тонн, а годовая добыча составляла более 100 млн. тонн.

Крупными запасами нефти (410 млн. тонн) и газа (1030 млрд. м 3 ) обладает Мексиканский залив, где извлекается более 50 млн. тонн нефти и 115 млрд. м 3 газа в год.

Богат нефтью Гвинейский залив, запасы которого оцениваются в 1,4 млрд. тонн, а ежегодная добыча составляет 50 млн. тонн.

Северное море сравнительно недавно стало важным районом добычи нефти и газа, запасы которого пока ориентировочно оценены в 3-7 млрд. тонн. В 2006 году. здесь было добыто 30 млн. тонн нефти.

Другие, довольно многочисленные нефтегазоносные участки Мирового океана с меньшими запасами и объемами добычи представляют существенный интерес для тех стран, которые ведут добычу.

Крупнейшие районы нефтегазодобычи из подводных недр —Персидский, Венесуэльско-Маракаибский и Гвинейский — расположены у берегов развивающихся стран, поставляющих на мировой рынок нефть и газ. Только Мексиканский и Североморский районы находятся у побережий развитых стран — крупных потребителей жидкого и газообразного топлива. Для некоторых европейских стран (Великобритания, Норвегия и др.) добыча нефти и газа со дна Северного моря стала существенным стимулом промышленного роста.

В настоящее время многие страны, в том числе и те, где добыча нефти и газа из подводных недр высокоразвита, ведут разведку новых нефтегазоносных акваторий.

Перспективная на нефть и газ площадь дна океанов и морей равна примерно 60-80 млн. км 2 , в том числе около 13 млн. км 2 приходится на районы с глубинами до 200 метров, что составляет почти половину всей площади шельфа Мирового океана. Прогнозные геологические запасы углеводородов в осадочной толще океанов и морей, по оценке советских и зарубежных специалистов, достигают 60-70% от общемировых. В недрах дна Мирового океана (без районов территориальных вод социалистических стран) может быть обнаружено 550 млрд. тонн нефти и 260 трлн. м 3 газа, из которых на современном уровне техники добычи (без учета стоимости) можно извлечь около 230 млрд. тонн нефти, 200 трлн. м 3 газа. При этом более 60% возможно извлекаемого количества нефти и газа приходится на долю шельфа. Пока еще не учтены возможности нефтегазо-накопления в осадочных породах подножия материков, где геологические условия благоприятны для генерации углеводородов.

Главный элемент разведки и добычи нефти — бурение. В море оно ведется либо со своеобразных гидротехнических сооружений — стационарных оснований для буровых, либо с передвижных буровых установок. Широко распространены основания в виде стальных конструкций. На первых этапах их устанавливали в море на забитые в дно металлические сваи на глубинах до 20-30 метров. Их полностью собирали и монтировали в море, а это возможно лишь при спокойной погоде.

Более совершенной конструкцией таких островов стали крупноблочные основания. По своим техническим данным они используются на глубинах 60-90 м. Это существенный шаг в освоении морских нефтегазоносных акваторий. Кроме того, основания такого типа позволили индустриализировать строительно-монтажные работы. Крупные блоки оснований целиком изготовляются на заводах и доставляются на место строительства в море.

Здесь специальное крановое судно в короткое время монтирует искусственный остров и устанавливает на нем буровую вышку. Свайные и крупноблочные производственные площадки располагаются в море либо в виде отдельных оснований, либо связанных между собой, а во многих случаях и с берегом эстакадными переходами. С тех и с других ведется бурение одиночными и групповыми (кустом) скважинами. Подобные морские нефтепромыслы наиболее широко распространены в нашей стране, а также в США и Венесуэле. Стационарные основания, главным образом крупноблочной конструкции, могут применяться и на глубинах 100 метров и несколько больше, однако их сооружение требует очень больших затрат.

В настоящее время для морского бурения начали применять передвижные основания. Они представляют собой крупные платформы с буровой установкой, которые буксируются в нужную точку, где устанавливаются на дно с помощью выдвижных ног-опор.

Для работы на глубинах более 200 метров конструируются и внедряются в практику безопорные платформы. Одну из них в течение 10 лет довольно успешно эксплуатирует на глубинах около 200 метров французская нефтяная компания, по заказу которой строится еще одна такая же платформа.

Более мобильное и, следовательно, более эффективное средство морского глубоководного бурения — суда с буровыми установками на борту. Они ведут бурение через киль, а современная электронная и гидроакустическая аппаратура обеспечивает фиксацию судна в нужной точке и повторное попадание буровых труб в устье подводной скважины.

Даже столь краткое рассмотрение основных средств разработки нефтегазовых месторождений в Мировом океане показывает, что добыча нефти и газа с морского дна представляет собой сложную и специфическую инженерно-техническую задачу, на решение которой направляются крупные капиталовложения. Применение той или иной техники добычи зависит от природных условий в районе промысла. Наиболее существенно на эксплуатационные расходы влияют: глубина места, толщина и твердость породы, в которой ведется бурение, гидрометеорологические условия (ветроволновой режим, ледовитость и т. п.), естественная защищенность промысла и его удаленность от берега. Теперь, когда обращается серьезное внимание на недопустимость утечки нефти в море, на промыслах обычно предусматриваются природоохранные меры, что тоже связано с определенными расходами. Рельеф дна между берегом и морским нефтепромыслом определяет возможность прокладки трубопровода под водой.

Кроме того, добыча нефти и газа из морских недр требует применения дорогостоящей техники. Для нее характерны высокие общие производственные издержки. Например, стоимость буровой платформы для работы на глубинах порядка 45 м равна 2 млн. долл., на глубинах 160-320 метров от 6 до 30 млн. долл. Эксплуатационное основание для глубоководной добычи в Мексиканском заливе будет стоить 113 млн. долл.

Как уже отмечалось, с увеличением глубины в районах нефтяных и газовых промыслов заметно повышаются и эксплуатационные расходы. На глубинах порядка 15 метров при использовании передвижной буровой дневные затраты равны 16 тыс., на глубинах 40 метров 21 тыс. долл. Применение самоходной платформы на глубине 30 метров повышает расходы до 1,5 млн., а на глубине 180 метров до 7 млн. долл.

Таким образом, высокая стоимость нефти на глубинах 300 метров и более делает ее рентабельной только на крупныx месторождениях.

Сопоставление общих затрат на добычу нефти на суше и на море показывает, что частично они более значительны для первых, частично — для вторых разработок. К примеру, на суше более высоки издержки на разведку, так как здесь промышленный дебит нефти дают лишь 12% скважин, а на море — 42%. На континентальных месторождениях нефть залегает обычно глубже, чем на морских, поэтому на суше бурением проходится большая толща породы, чем на море, а бурение — один из наиболее капиталоемких процессов добычи. Довольно дорого на суше стоит подготовка участка для бурения.

Стоимость лицензии на разработку морского месторождения вдвое выше, чем континентального. Большие расходы связаны с применением специальной дорогостоящей техники. Значительных затрат требует сооружение хранилищ и транспортировка нефти и газа к берегу. Вместе с тем, как правило, высокий промышленный дебит морских скважин существенно снижает эксплуатационные расходы по сравнению с эксплуатационными расходами при добыче на суше.

В среднем пока извлечение нефти со дна моря обходится несколько дороже, чем ее добыча в соответствующих районах на суше. На некоторых акваториях поиск и добыча ее ещё не стали рентабельными. Однако для мирового производства жидкого топлива в целом нефть, добытая со дна моря, стала конкурентоспособной по сравнению с нефтью, добытой на суше. Кроме того, в современных условиях спрос на нефть опережает предложение. Это влечет за собой повышение цен на нее и стимулирует рост капиталовложений в освоение подводных нефтяных месторождений. Общие затраты на разведку и добычу нефти со дна моря в капиталистических странах достигают примерно 1/3 всех расходов по нефтегазовой промышленности. В начале 70-х годов на разработку морских нефтегазовых месторождений было израсходовано 25 млрд. долл., к началу 80-х годов эти расходы увеличились почти вдвое. Самые большие вклады в освоение подводных нефтегазовых месторождений в начале 70-х годов приходились на долю США (около 19 млрд. долл.), но в последующие годы по темпам роста капиталовложений их опередили Канада, Австралия и североморские государства.

По ценам на январь 2002 г. было продано нефти и газа, полученных из морских месторождений, на общую сумму порядка 100 млрд. долл., что в 4 раза превысило затраты на их добычу. Это свидетельствует о том, что морские нефтегазовые промыслы в настоящее время дают значительную прибыль. Заметное влияние на них оказывает рыночная конъюнктура, что проявляется в общем в двух основных аспектах.

Во-первых, регулярное повышение цен на нефть и газ в последнее десятилетие вместе с совершенствованием техники добычи увеличивает рентабельность морских промыслов, так как издержки на разведку и на извлечение этих видов топлива с лихвой покрываются его продажей по высоким рыночным ценам. Вместе с тем применение новой техники и современных способов хранения и транспортировки морской нефти снижает ее себестоимость.

Во-вторых, расширение производства нефти и газа в результате освоения морских площадей увеличивает топливные ресурсы развивающихся стран — основных экспортеров нефти и в значительной мере ослабляет зависимость ог импорта нефти некоторые развитые страны, в частности Норвегию и Великобританию.

В то же время многим развитым капиталистическим странам свойственна явно выраженная нефтяная экспансия, особенно в отношении подводных залежей, так как получение лицензий на морские месторождения, вероятно, проще, чем на континентальные, находящиеся на территории государства. Так, крупнейшие нефтяные компании США — страны, менее других капиталистических стран зависящие от импорта нефти, участвуют в эксплуатации морских месторождений на Ближнем Востоке, у берегов Мексики, Венесуэлы, в Северном море и в других районах Мирового океана, весьма удаленных от её берегов.

Япония, которая ввозит 99% потребляемой нефти и 74% природного газа, на правах долевого участия добывает нефть на акваториях некоторых Ближневосточных государств, но особенно активно она ведет разведку на шельфе стран Юго-Восточной Азии, Австралии, Новой Зеландии с перспективой развития здесь собственной добычи нефти и газа.

Подобные экспансионистские тенденции проявляют не только национальные нефтяные компании Великобритании, Франции, Германии и других развитых стран, но и межнациональные.

В настоящее время в Мировом океане широко развернулся поиск нефти и газа. Разведочное глубокое бурение уже осуществляется на площади около 1 млн. км 2 , выданы лицензии на поисковые работы еще на 4 млн. км 2 морского дна. В ближайшие 20 лет предполагается освоить глубоким бурением 3 млн. км 2 подводных пространств. Это позволит осуществить разработку новых доступных морских месторождений. Однако при всевозрастающих потребностях в этих видах топлива морские промыслы, по предварительным данным, смогут лишь наполовину обеспечить запросы в них развитых стран. В условиях постепенного истощения запасов нефти и газа на многих традиционных месторождениях суши заметно повышается роль Мирового океана как источника пополнения этих дефицитных видов топлива.

Морская нефтяная добывающая платформа представляет собой очень сложную установку для бурения скважин и добычи углеводородов, которые находятся под морским или океанским дном.

Это настоящее инженерное чудо, без которого долгое время было тяжко жить, имея лишь сухопутные нефтегазовые добывающие установки.

Устройство же такой бурильной платформе в море очень сложное и в своей сложности оно гениальное.(Об устройстве нефтяных морских бурильных установок вы можете прочитать подробнее в нашей недавней статье здесь) Но как же работает платформа? Каков порядок действий ( и каких действий), определяющих начало работы конструкции?

Давайте же разберемся.

Все начинается сейсмической разведкой с помощью определенных кораблей, которые способствуют созданию акустических волн.

Эти акустические волны отражаются от почвы и усиливаются с помощью специального оборудования.

По данным с приборов создаются сейсмические карты, по которым можно понять, где находятся резервуары с нефтью.

После этого начинается само бурение . Сначала идет сбор бура, сверлится скважина и ее запечатывают, чтобы нефть не оказалась в воде. С этим справляется противовыбросовая система. (Объект называется превентором)

После того, как бур просверлил скважину, его вынимают. После этого проводят запечатывание скважины снова для избегания утечки нефти в морскую воду.

Для того, чтобы это сделать, тот самый превентор, о котором была речь выше, опускают на морское дно, и никакое вещество не может покинуть источник нефти

Это мощное устройство - превентор, может за очень короткий промежуток времени в 15 секунд перекрыть поток нефти.

Особенности морской добычи нефти и газа

Нефть и газ определяют вектор развития стран с сильной экономикой, обеспечивают запасом энергоресурсов. Потенциал России во многом зависит от возможности добычи на серьезных морских глубинах. Она постепенно выходит на первый план. По прогнозам экспертов, именно морская добыча вытеснит труднодоступные источники, такие как источники сланцевой нефти.

Значение энергетических ресурсов

В 20 веке одной из наиболее актуальных проблем стало обеспечение топливно-энергетическими ресурсами. Ранее в этих целях использовалось только древесное топливо и уголь. Развитие человечества привело к добыче нефти, а вскоре начали активно извлекать газ.

Прорыв в этой сфере появился после Второй мировой войны, когда потребление достигло пика и увеличилось в 5 раз. Сегодня среди основных потребителей данных видов топлива — большие страны:

  • Россия;
  • США;
  • ведущие государства Западной Европы.

На планете запасы распределяются неравномерно. В результате нефть и газ выгодно получать не только для собственных нужд, но и на продажу. Так, Япония закупает до 20 % мировых запасов ресурсов. Это связано с отсутствием собственных запасов и с активным развитием промышленности.

Особенности морской нефтедобычи

Из-за активных процессов добычи по всему миру истощаются источники на суше. Одним из наиболее интересных решений становится добыча на морских и океанских шельфах. Эксперты сходятся во мнении, что подобные запасы составляют до 70 % от общих на планете. В числовом измерении они насчитывают несколько сотен млрд тонн.

Благодаря масштабным проектам на сегодняшний день разработано около 350 морских месторождений по добыче нефти. Это шельфовые месторождения, глубина залежей которых превышает 200 метров.

При этом сам процесс требует серьезных капиталовложений. На процесс влияют природные катаклизмы, удаленность объектов и необходимость использования технологичного оборудования. Среди основных затрат можно выделить:

  • буровые платформы для работы на глубине до 45 метров стоят 2 млн долларов;
  • обустройство основания в акватории Мексиканского залива обходится в 113 млн долларов;
  • оборудование для добычи на глубине до 320 метров стоит 30 млн долларов.

При этом учитываются расходы, связанные с эксплуатацией системы и привлечением работников высокого класса. Например, в случае работы на глубине 15 метров требуются ежедневные расходы до 16 тысяч долларов. При использовании самоходной платформы для глубины 30–180 метров понадобится 1,5–7 млн долларов. Такие затраты оправданны только при больших запасах месторождений.

морская добыча нефти и газа

Нефтяные платформы

Платформы являются основным видом оборудования для морской добычи. Это дорогостоящие и сложные инженерные комплексы. Они позволяют выполнять и бурение, и добычу из горных пород морского дна.

Разновидности

Каждая платформа подходит для конкретного вида добычи. Учитывается расстояние от берега, глубина и некоторые другие особенности. Среди основных типов платформ выделяют:

  • стационарные;
  • свободно закрепленные;
  • с растянутыми опорами;
  • плавучие нефтехранилища;
  • самоподъемные буровые;
  • полупогружные.

В некоторых случаях применяются комбинированные модели. Точный выбор определяется после предварительного изучения конкретного источника месторождений.

Их устройство

Отдельного внимания заслуживает конструкция платформы. Она включает 4 основных элемента:

  1. Корпус. Он представлен треугольным или четырехугольным понтоном, опирающимся на колонны. Конструкция находится на плаву благодаря воздуху в понтоне.
  2. Палуба. Она используется для надежного размещения техники. На ней располагаются бурильные трубы и различные подъемные краны. Также возможна организация удобной вертолетной площадки.
  3. Система якорей. Она предназначена для того, чтобы удерживать на месте технологический комплекс. Система обеспечивает фиксацию на месте независимо от внешних факторов. Стальной трос и один якорь могут достигать 13 тонн.
  4. Буровая вышка. Она используется, чтобы безопасно опускать на морское дно бурильные инструменты. Обратный подъем обеспечивается по первому требованию.

Отдельные элементы могут отличаться от стандарта в связи с особенностями добычи и финансовыми возможностями. Устанавливается электроника, дистанционное оборудование и системы защиты.

Технологии морской нефтегазодобычи

При выборе технологии добычи учитываются условия в конкретном районе. Специалисты подбирают технологию и необходимое оборудование. Предлагаются следующие варианты решения конкретных задач:

  1. Место добычи находится рядом с побережьем. В этом случае используется бурение наклонно-направленных скважин. При необходимости используется дистанционное управление для повышения точности выполнения работ.
  2. Участки мелководья. Возводятся укрепленные основания. Они представлены искусственными островами, на которые устанавливается бурильное оборудование. Иногда используется технология, когда участок огораживается системой дамб. Это создает котлован, благодаря которому осуществляется качественная откачка воды.
  3. Разработка в сотнях километров от города. Используется плавучая платформа стационарного типа. Это удобный вариант для глубины до нескольких десятков километров. При глубине от 80 метров оптимальны платформы на опорах.
  4. Глубина до 200 метров. Применяются установки для бурения полупогружного типа. Монтаж на месте возможен благодаря позиционированию и якорному оборудованию.

При организации морских скважин применяется не только одиночный, но и кустовой методы. Все чаще применяется передвижное оборудование. После завершения процесса устанавливается многотонный превентор на дно. Это специальная система, защищающая от выбросов содержимого в воду.

морская добыча нефти и газа

Затраты на добычу

Несмотря на большие затраты, процесс добычи является рентабельным. Вложения всегда имеют отдачу, если правильно организован процесс, а на разработку выезжают специалисты с высокой квалификацией. Случаи, когда средства вкладываются без отдачи, очень редки.

Спрос продолжает опережать возможности добывающей отрасли. Подобная ситуация приводит к постепенному увеличению цен. Более трети затрат промышленной сферы развитых стран приходится на закупку энергоресурсов. В начале 21 века хорошим показателем была прибыль в 4 раза выше затрат. Сейчас показатель снизился. В дальнейшем эксперты прогнозируют очередной скачок цен из-за иссякания запасов.

Таким образом, в современных условиях морская добыча является главным направлением развитых стран. Более 70 % всей энергии сосредоточено в этих районах. При этом запасы на суше практически исчерпаны.

Чтобы не остаться без энергоносителей, человечество научилось разведывать месторождения в холодных морях, бурить среди айсбергов и торосов, бережно относиться к окружающей среде, учитывая даже такие факторы, как сезонная миграция моржей и тюленей. То, что еще недавно считалось недоступным, технологический прогресс сделал реальностью.


Буровые уходят в море

КСТАТИ

Почти весь российский шельф располагается в холодных морях Северного Ледовитого океана и в Охотском море. Его протяженность составляет 21% всего шельфа Мирового океана, а разведанные запасы только в Арктике составляют 25% мировых запасов углеводородного сырья.


По данным Международного энергетического агентства, треть нефти и газа в мире добывается на шельфовых и глубоководных месторождениях. Эта доля будет с каждым годом расти, поскольку за последние 10 лет 2/3 открытий новых месторождений были сделаны на шельфе. По данным норвежской аналитической компании Rystad Energy, за шесть месяцев 2018 года на шельфе открыты новые месторождения с запасами на 4,5 млрд. баррелей нефтяного эквивалента.


По оценкам экспертов, ресурсы мирового шельфа оцениваются в 457 млрд тонн нефтяного эквивалента. Доля России составляет 33%, или 153 млрд тонн нефтяного эквивалента, а основные разведанные ресурсы арктических углеводородов сосредоточены в Баренцевом, Печорском и Карском морях. Именно поэтому за экономическое влияние в регионе конкурирует не только пятерка стран-участниц Арктического совета – Россия, США, Канада, Норвегия, Дания, но также их европейские союзники и даже азиатские государства. В частности, обостряется борьба за право добычи природных ресурсов на шельфе Северного Ледовитого океана и беспрепятственный доступ к Северному морскому пути. Поэтому России крайне важно наращивать свое присутствие в Арктике.

По мнению Алексея Конторовича, академика, научного руководителя Института нефтегазовой геологии и геофизики Сибирского отделения РАН, уже в 2030 - 40-е годы мир рискует столкнуться с дефицитом нефти. Но ее много в Арктике, куда все стремятся. У нас самый богатый шельф в мире. Арктика - это огромные запасы нефти и газа, алмазов, редких металлов, которых нигде больше нет. Это очень большие ресурсы на многие десятки лет и будущее экономики страны. При этом задача в том, чтобы создать эффективные технологии разработки, которые не нанесут ущерб природе.

Читайте также: