Ирландский вопрос в великобритании в 19 веке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Теоретические взгляды по национальному и колониальному вопросу Маркс продолжал развивать на опыте освободительной борьбы Ирландии. Дело было не только в том, что ирландский вопрос во второй половине 60-х годов XIX века приобрел особую остроту, и Генеральному совету нужно было выразить свое отношение к национально-освободительной борьбе ирландского народа; главным было то, что решение ирландского вопроса, так же как и вопроса о Польше, Маркс связывал с перспективой социальной революции в Европе.

Таким образом, в 60-х годах на опыте национально-освободительной борьбы польского и ирландского народов в Интернационале дальнейшее развитие получил подход к проблеме соотношения борьбы пролетариата метрополии с борьбой угнетенных народов за свое освобождение. Если раньше Маркс и Энгельс, придя к выводу о взаимосвязи между борьбой за освобождение колоний и пролетарским движением в капиталистических странах, считали, что инициатива должна принадлежать пролетариату метрополии, что свободу угнетенным народам принесет победа пролетариата в угнетающей стране, социалистическая революция в ней, то теперь в это представление вносится существенное дополнение: Маркс формулирует мысль о том, что борьба угнетенного народа за независимость, буржуазно-демократическая по своему характеру, может послужить толчком к социалистической революции в угнетающей стране. И в том и в другом случае подлинным союзником национально-освободительных движений является международный пролетариат вообще (на опыте Польши) и особенно пролетариат метрополии (на опыте Ирландии).

Так на основе осмысления реальной действительности, конкретных исторических событий Маркс и Энгельс делали теоретические выводы принципиального характера, которые становились программными положениями Интернационала, формируя тактику пролетариата по отношению к национально-освободительным движениям: пролетарский интернационализм как исходная позиция; самостоятельная классовая политика в международных отношениях; авангардная роль рабочего класса в борьбе за освобождение угнетенных народов; неразрывная связь борьбы пролетариата за социальное освобождение с борьбой угнетенных народов за независимость; предоставление угнетенным народам права на самоопределение; несовместимость социализма с любой формой угнетения; обязанность пролетариата угнетающей нации вести борьбу с политикой национального угнетения, проводимой правительством его страны, не только в интересах угнетенных народов, но и в интересах собственной свободы; учет революционного потенциала национально-освободительных движений, переход инициативы революционного выступления при определенных условиях к менее развитым в капиталистическом отношении странам и колониям, к угнетенной национальности; важное значение радикального решения аграрного вопроса для успеха национально-освободительной борьбы и пролетарской революции в метрополии. Таким образом, проблема союзников рабочего класса вышла за пределы одной страны; национально-освободительное движение народов угнетенных стран также стало рассматриваться как союзник пролетариата в социалистической революции.

Ирландия - страна с богатым и неоднозначным прошлым, о котором при желании можно найти много упоминаний. Остановимся на основополагающих факторах, которые формировали менталитет этой островной страны.

Страна эта с довольно мокрым климатом, поэтому злаки на её просторах растут плохо. До 1570-х годов, вся Ирландия питалась мясом, рыбой, молоком и тому подобными продуктами. И, если верить историкам, жила очень плохо. А после того, как картофель в 1590-х годах добрался наконец до Британских островов, ирландцы начали питаться картофелем. И им сразу стало по свидетельству тех же историков, "очень хорошо".

Как сказал Владимир Ильич Ленин: "Бытие определяет сознание" и на картофельном бытии у ирландцев сразу возникло революционное сознание. Но к этому мы ещё вернёмся.

А теперь вспомним, что Всем известный английский король Генрих VIII, когда хотел жениться в очередной раз, не сговорился с римским Папой и создал свою англиканскую церковь. И вот с этого времени у Ирландии с Англией особенно испортились отношения, потому что Ирландия так и осталась католической, а Англия больше католической уже не была и терпеть католиков у себя под боком тоже не особенно желала.

С конца XVII в. до середины XVIII в. под предлогом борьбы с католическими заговорами английские власти издали целую серию карательных законов, лишавших ирландских католиков (которые, кстати, составляли подавляющее большинство населения Ирландии) политических и в значительной мере гражданских прав и устанавливавших систему грубой национальной и религиозной дискриминации.

Ирландцы, конечно, не все сидели у себя в Ирландии при таких условиях и потихоньку начали эмигрировать в Америку.

Продолжалась дискриминация ирландцев довольно долго, пока в Северной Америке не вспыхнула война за независимость, а во Франции - революция. Вот на фоне этих событий, подкреплённых собственным желанием освободиться, и разгорелось в Ирландии национально-освободительное движение.

Под давлением растущей оппозиции английское правительство было вынуждено отменить часть карательных законов. В 1782-83 гг. была установлена автономия ирландского парламента. А с 1 января 1801 г. согласно так называемому "Акту об унии" была ликвидирована парламентская автономия Ирландии: ирландский парламент упразднён, а ирландские представители получили некоторое число мест в британском парламенте.

И получилось так, что в XIX веке Ирландия как-то само собой и очень "естественно" была превращена в придаток метрополии. Промышленность в Ирландии развивалась плохо, железных дорого было мало, большая часть населения занималась выращиванием картофеля. Но картофель - вещь ненадёжная, в этом году есть - в следующем неурожай. Так что голод был частым гостем на территории Ирландии (ведь мясом, рыбой и молоком уже никто не питался).

При таких условиях неудивительно, что поток эмигрантов из Ирландии не прекращался, а напротив становился всё гуще и интенсивнее. С 1846 по 1851 гг. из Ирландии выехали 1,5 млн. чел. Эмиграция стала чем-то вроде национальной черты.

Однако, хоть и мало было в Ирландии предприятий, рабочий класс понемногу формировался и помаленьку из него формировалось национальное движение. В 20-30-е гг. возникли так называемые ирландские тред-юнионы. А в 1829 английское правительство наконец спохватилось и предоставило ирландским католикам пассивное избирательное право.

Ирландия - родина всех движений и течений! Посудите сами: в 1840 г. была создана Ассоциация рипилеров, внутри которой в 1842 г. образовалась более радикальная группа "Молодая Ирландия". Радикальные элементы национального движения основали в 1847 г. Ирландскую конфедерацию, лидеры революционно-демократического крыла которой призывали к вооружённому восстанию против английского господства, к революционным аграрным преобразованиям и установлению союза с английскими чартистами.

Английские власти подавили Ирландское восстание 1848 г. В середине XIX в. преобладающее влияние в ирландском национальном движении приобрели мелкобуржуазные революционеры - фении, отразившие в своих требованиях протест ирландских крестьян против сгона с земли. А в 1869 г. дошло до того, что в Ирландии начали создаваться секции 1-го Интернационала. (Если помните, Ленин возглавил 3-й).

В центре политической жизни 70-80-х гг. XIX в. была борьба за гомруль (самоуправление в рамках Британской империи) Отклонение биллей о гомруле (1886 -1893 гг.), раскол и разброд в рядах партии гомрулеров вызвали отход от политической деятельности части ирландской буржуазной интеллигенции, которая решила заняться более продуктивным делом и сосредоточила свои усилия на борьбе за возрождение кельтско-ирландской культуры. В то же время самостоятельную и активную роль начинает играть ирландский пролетариат. В 1896 г. Дж. Конноли основал марксистскую Ирландскую социалистическую партию (существовала она до 1903 г.).

В начале XX в. Англия прибрала к рукам судостроение Белфаста, добыча руды и бокситов на севере. Развивались монополии и Англии конечно было выгодно объединять всё под своей твёрдой рукой. Но в мире уже происходили всяческие перемены, которые не могли не сказаться на такой революционно настроенной Ирландии.

Революция 1905-07 гг. в России способствовала подъёму рабочего и национально-освободительного движения в Ирландии. В 1905 г. возникла партия Шин фейн, выступившая за политическую и экономическую самостоятельность Ирландии. В 1912 г. в стране оформилась Лейбористская партия, лидеры которой проводили реформистскую политику. Боевым центром стачечного движения пролетариата стал основанный в 1909 г. Союз транспортных и неквалифицированных рабочих. Союз руководил грандиозной Дублинской стачкой (август 1913 г. - январь 1914 г.), в ходе которой была создана пролетарская вооружённая организация "Ирландская гражданская армия". (Думаю, достаточно, просто поверьте на слово, что организовывать партии и устраивать революции в этой стране стало модным).

А между тем продолжалась эмиграция ирландцев в Америку.

Революционная обстановка в Ирландии заставила английское либеральное правительство выдвинуть новый билль о гомруле, трижды (в 1912 -14 гг.) отвергавшийся палатой лордов. Сопротивление консерваторов гомрулю под предлогом защиты самостоятельности протестантской Северной Ирландии вызвало конституционный кризис в стране, который едва не привёл к гражданской войне. С началом 1-й мировой войны заниматься гормулем стало некогда и английское правительство отсрочило введение закона о нём. В ответ пролетарские организации тут же выступили против империалистической войны и попытались использовать затруднения Великобритании для осуществления ирландских национальных требований революционным путём. Однако Ирландское восстание 1916 было жестоко подавлено.

Национально-освободительная война ирландского народа против английского империализма продолжалась с 1919 по 1921 гг. Однако ирландский пролетариат был ещё недостаточно силён. Зато активно действовала партия шин-фейн. В январе 1919 г., после победы на выборах в британский парламент, шинфейнеры явочным порядком собрали в Дублине первый ирландский парламент, провозгласивший независимость Ирландии. Президентом стал И. Де Валера. Ирландская республиканская армия (ИРА) развернула активные боевые действия против английских войск и полиции. На фоне прочих событий Англия оказалась в неприятных для себя обстоятельствах. Так что в декабре 1921 г. был подписан мирный договор между Великобританией и Ирландией. Ирландия (за исключением шести наиболее развитых в промышленном отношении графств Северо-Востока, которые оставались в составе Соединённого Королевства) получила статус доминиона (так называемое Ирландское Свободное государство). Однако Великобритания сохраняла на территории Ирландии военные базы.

Однако, большинству такой мягкий по отношению к англичанам договор не понравился и в партии шинфейнеров произошёл раскол. В результате в самой Ирландии началась гражданская война (1922-23).

В Ирландии царила массовая безработица, особенно усилившаяся в годы мирового экономического кризиса 1929-33 гг., эмиграция и острое безземелье в деревне. В 1937 г. была принята новая конституция Ирландии, в соответствии с которой прежний британский доминион стал "суверенным государством Эйре", лишь номинально связанным с Великобританией.

Как утверждают историки, с 1932 по 1938 гг. Великобритания и Ирландия находились в состоянии так называемой таможенной войны, вызванной резким повышением английским правительством пошлин на ввоз ирландской с.-х. продукции (должно быть, того самого картофеля, о котором шла речь выше).

А ирландцы всё эмигрировали, эмигрировали, эмигрировали.

Стоит наверное ещё упомянуть о том, что в начале 2-й мировой войны 1939-45 гг. правительство Ирландии заявило о своём нейтралитете, мотивируя его невозможностью вступать в военный союз с Великобританией, удерживающей под своим господством. Так что с Германией Ирландия не воевала. Ну, а после войны, в 1949 г. в результате многолетней упорной борьбы ирландского народа Ирландия была наконец-то провозглашена независимой республикой. Было объявлено о выходе республики из британского Содружества.

Хотя беспорядки, споры и взаимная вражда продолжается к сожалению и по сей день.

Однако, погасить вспыхнувшее противостояние не удалось ни протестантам, ни Лондону и военные действия в Северной Ирландии приняли затяжной характер. В период 1970-1980-х годов насилия со стороны враждующих сторон было предостаточно, террор перекинулся из Северной Ирландии в Англию. Террористы взрывали ни в чём неповинных граждан как в больших, так и в малых городах, так что никто не был гарантирован от внезапной смерти за дело, к которому не имел ни малейшего отношения. Члены ИРА попытались даже взорвать премьер-министра Маргарет Тэтчер, но хотя бы это им не удалось. Зато удавалось забрасывать бомбами пассажирские автобусы и просто прохожих на улицах.

Это вовсе не означает, что католики и протестанты в Северной Ирландии наконец-то договорились и начали жить в мире. По сей день спонтанно возникающие вспышки насилия омрачают существование как Северной Ирландии, так и Англии. Так что если ирландцы до сих пор продолжают эмигрировать - в этом нет ничего странного. Каждый человек хочет жить там, где безопасно. А станет ли когда-нибудь полностью безопасно в Северной Ирландии? Кто знает.

И в заключении об эмигрантах. Существует мнение, что именно ирландцы оказались основой нации американцев (то бишь тех, которые живут в США). Если учитывать, сколько за всё время после картофеля эмигрировало ирландцев - в это можно поверить.
___________________________________________

Краткая справка: Северная Ирландия, по мнению многих исследователей, была и остаётся самой бедной частью Соединённого Королевства. 80 % земли до сих пор составляют сельскохозяйственные угодья. Найденные на территории Северной Ирландии бурый уголь, железная руда, бокситы, свинцовые и медные руды разрабатывать невыгодно из-за специфики их местоположения. Есть, правда, разработки песка, щебня и известняка. Но не на столько богатые, чтобы поднять экономику. Из всех видов промышленности развита текстильная и кораблестроение. В последнее время пошло вверх развитие аэрокосмической и электронной технологий, что значительно прибавило рабочих мест и заинтересованности. Во всяком случае, если верить слухам, эмиграция почти прекратилась, а кое-кто даже начал возвращаться "в родные пенаты" в надежде получить престижную работу в Северной Ирландии.

Ирландский вопрос — проблема национальной независимости и единства Ирландии, возникшая в результате завоевания и колониального порабощения этой страны Англией, начавшегося в последней трети 12 в. и длившегося более 400 лет. Оно лишило ирландский народ национальной государственности, подчинив его верховной власти английской короны. До конца 18 в. существовал ирландский парламент с ограниченными правами, но в 1801 г. Англия навязала Ирландии унию, которая уничтожила ирландский парламент и превратила страну в провинцию Великобритании. Вся власть в ней перешла в руки английского вице-короля и государственного секретаря по делам Ирландии.

Земли, отобранные у ирландцев в ходе завоевания, стали собственностью крупных помещиков — лендлордов. Они сдавали мелкие наделы крестьянам на грабительских условиях. С развитием капитализма в деревне и переводом ирландского сельского хозяйства с производства зерна на скотоводство (этого требовали интересы Англии, нуждавшейся в свежих и дешевых мясопродуктах) ирландский крестьянин подвергся нещадной эксплуатации еще и со стороны крупных скотоводов — рэнчеров. Невиданная нищета и разорение мелких и мельчайших фермеров, полукрестьян-полубатраков, ставших жертвой старых и новых форм эксплуатации, и связанный с этим упадок сельского хозяйства сделали аграрную проблему, как составную часть ирландского вопроса, ключевой в жизни отсталой крестьянской Ирландии.

Другая важнейшая часть ирландского вопроса — религиозно-политическое разделение и связанная с ним проблема раскола и воссоединения Ирландии. Британская колонизация с конца 16 в. разделила страну на две части. В провинцию Ольстер на северо-востоке страны, в главный очаг народного сопротивления завоевателям, направлялся основной поток колонистов-протестантов из Англии и Шотландии. Непокорный Север, по замыслам английских колонизаторов, должен был стать опорой их владычества. Новые хозяева предпочитали эту часть Ирландии еще и потому, что здесь находились плодородные равнины, богатые пастбища и удобные гавани, расположенные поблизости от экономических и судоходных центров Англии. В годы промышленного переворота в Англии (см. Наука и техника) Ольстер превратился в индустриально развитый район, тесно связанный с метрополией.

Остальная часть страны не подверглась столь систематической и упорной колонизации. Даже после утверждения англичан в экономической и политической жизни Ирландии коренное население составляло здесь большинство.

Завоевание разделило Ирландию не просто на две части — оно поставило друг против друга протестантов и католиков. Вера покоренного народа стала символом национального сопротивления и протеста. Стремясь укрепить свои позиции, англичане преднамеренно разжигали в народных массах национальную и религиозную рознь, крайнюю религиозную нетерпимость и фанатизм. Эта раскольническая политика опиралась на страх протестантского населения перед национально-освободительным движением. Передаваемые из поколения в поколение протестантами настроения воинствующего антикатолицизма отчуждали эту часть населения от борьбы за независимость и свободу Ирландии.


Английские солдаты на улицах Белфаста

Ирландское национально-освободительное движение отстаивало свой путь решения многовекового ирландского вопроса. Целью наиболее последовательных патриотических сил страны была полная отмена власти Англии над Ирландией, провозглашение единой и неделимой Ирландской республики. Борьба за свободу была неразрывно связана с борьбой крестьян за землю. Возникший в недрах национально-освободительного движения лозунг возвращения земли ее исконным владельцам был близок широким массам ирландского народа.

Свой путь решения ирландского вопроса предлагала и английская колониальная администрация. Под давлением развернувшейся освободительной борьбы английские либералы были вынуждены пойти на уступки и высказались в начале 80-х гг. 19 в. в английском парламенте за предоставление Ирландии ограниченного самоуправления при сохранении верховной власти британской короны (так называемый гомруль). Одновременно, побуждаемые мощными крестьянскими выступлениями, руководимыми Земельной лигой, английские правящие круги приступили к медленным преобразованиям в деревне. После реформ, проведение которых растянулось более чем на три десятилетия, крупные помещичьи владения были распроданы крестьянам. Однако плата за участки была столь высока, что далеко не все крестьяне могли стать владельцами надела.

Почти 30 лет понадобилось английским либералам и для того, чтобы провести наконец через парламент Закон о гомруле. Несмотря на сопротивление ольстерской реакции и британских консерваторов, английский парламент принял закон в 1914 г. Но на Ольстер этот закон не распространялся. Англия, во-первых, стремилась сохранить оплот своего господства в Ирландии и, во-вторых, опасалась возмущения реакционной ольстерской аристократии и военщины, смертельных врагов национально-освободительного движения. Эти силы, в свою очередь, опирались на воинствующий антикатолицизм и враждебность делу борьбы за независимость, воспитанные ими в массах протестантского населения. Так было положено начало формальному расколу страны. Вступление в силу нового закона было отложено до окончания первой мировой войны.


Мощный подъем национально-освободительного движения, в котором в эти годы усилилось влияние революционных демократов и рабочего класса, сводит на нет это антинародное решение. В апреле 1916 г. в ходе национального восстания в Дублине была провозглашена Ирландская Республика. Восстание было жестоко подавлено, но оно стало началом борьбы, приведшей к революционной войне ирландского народа против английского империализма в 1919—1921 гг.

В 1921 г., используя соглашательство правого крыла руководства революции и религиозно-политическое разобщение ирландцев, английские правящие круги сумели навязать Ирландии договор, по которому независимость предоставлялась лишь части острова (26 графствам), а остальные 6 графств провинции Ольстер остались под властью британской короны как провинция Соединенного Королевства. В 1949 г. 26 графств вошли в состав Республики Ирландии. В ходе национально-освободительной революции произошло завершение аграрной реформы, крестьяне получили значительные льготы для покупки земли. На севере же страны было создано государство, осуществлявшее власть протестантского большинства населения, католическое меньшинство оказалось политически бесправным. Таким образом раскол Ирландии получил юридическую силу и вопрос остался открытым.

Английское правительство, ссылаясь на волю протестантского населения, враждебного делу воссоединения Ирландии, отказывалось предпринимать эффективные меры для решения ирландского вопроса в интересах всего населения острова. С конца 60-х гг. борьба католического меньшинства Северной Ирландии за демократию, за уравнение его в правах с протестантским населением вызвала ожесточенное сопротивление ольстерской реакции и послужили причиной ввода английских войск в провинцию. Этот кризис всколыхнул всю Ирландию и вновь показал настоятельную необходимость демократического решения ирландского вопроса.

Прогрессивные силы в обеих частях Ирландии выступают за единство всех трудящихся вне зависимости от религиозной принадлежности, против сил раскола и реакции, за демократические преобразования в Ольстере, за воссоединение страны и провозглашение единой и суверенной Ирландской Республики, за окончательное решение ирландского вопроса.

Одной из важнейших причин пораже­ния либералов была политика Гладстона в ирландском вопросе. Ирландия остава­лась самой бедной частью Соединённого королевства со слаборазвитой промышлен­ностью, отсталым сельским хозяйством и нищим населением. Население Ирландии с 8 млн человек в середине XIX в. сократи­лось в начале XX в. до 4,4 млн. Политиче­ская жизнь на Изумрудном острове практи­чески замерла после катастрофического голода 1845-1847 гг. и вызванной этим ог­ромной волны эмиграции в Америку.

Политическая жизнь в Ирландии начала возрождаться под влиянием Гражданской войны в США, когда бывшие солдаты-ирландцы армии северян попы­тались развернуть вооружённую борьбу за независимость. Участники этого движения, которых называли фениями (по названию героев ирландской ми­фологии), предприняли в 1867 г. неудачную попытку восстания. В 1866—1871 гг. фении неоднократно совершали набеги на Канаду с территории США.

Другой неотложной проблемой было проведение земельной ре­формы. Неурожаи 1879 и 1880 гг. привели к массовому выселению арендаторов с их земель и к обнищанию крестьян, в Ирландии сно­ва начинался голод. В стране развернулось противостояние между землевладельцами и арендаторами, последние объе­динились в Земельную лигу Ирландии. Лига исполь­зовала тактику прекращения всяких отношений с наиболее ненавистными землевладельцами. По имени управляющего одного из имений, вынужден­ного в 1880 г. уехать из Ирландии, такая тактика по­лучила название бойкот. В 1881 г. Гладстон ввёл в Ирландии осадное положение, а затем провёл но­вый земельный акт, который способствовал спаду аг­рарного движения.

СРРЧНО Почему ирландский вопрос был одним из самых острых в политической жизни Великобритании второй половины 19 века?


Одной из важнейших причин пораже­ния либералов была политика Гладстона вирландском вопросе.

Ирландия остава­лась самой бедной частью Соединённого королевства со слаборазвитой промышлен­ностью, отсталым сельским хозяйством и нищим населением.

Население Ирландии с 8 млн человек в середине XIX в.

Сократи­лось в начале XX в.

Политиче­ская жизнь на Изумрудном острове практи­чески замерла после катастрофического голода 1845 - 1847 гг.

И вызванной этим ог­ромной волны эмиграции в Америку.

Политическая жизнь в Ирландии начала возрождаться под влиянием Гражданской войны в США, когда бывшие солдаты - ирландцы армии северян попы­тались развернуть вооружённую борьбу за независимость.

Участники этого движения, которых называли фениями (по названию героев ирландской ми­фологии), предприняли в 1867 г.

Неудачную попытку восстания.

Фении неоднократно совершали набеги на Канаду с территории США.

Он начал сцерковной реформы, освободив католиков - ирландцев от необходимости содержать англиканскую церковь.

Земельный акт 1870 г.

Несколько облегчил по­ложение ирландских арендаторов.

Но недовольство в Ирландии за­шло слишком далеко и эти реформы были уже недостаточными.

Ирландцы требовали полного самоуправления —гомруля(англ.

В парламен­те борьбу за права ирландцев возглавил опытный ораторЧ.


Почему искусство в первой половине 19 века приобретает политическое звучание?

Почему искусство в первой половине 19 века приобретает политическое звучание?


Какая площадь во второй половине XIX века была одним из самых опасных мест Москвы?

Какая площадь во второй половине XIX века была одним из самых опасных мест Москвы?


Что характерно для политического развития в России во второй половине 17 векапожалуйсто помогите вопрос жизни и смерти?

Что характерно для политического развития в России во второй половине 17 века

пожалуйсто помогите вопрос жизни и смерти.


Подумайте, какой политический вопрос стал главным в жизни немецкого общества в первой половине 19 века?

Подумайте, какой политический вопрос стал главным в жизни немецкого общества в первой половине 19 века?

Какими путями его пытались решить?


Какой политический вопрос стал главным в жизни немецкого общества в половине 19 века?

Какой политический вопрос стал главным в жизни немецкого общества в половине 19 века?


Английский дипломат, либерал, премьер - министр Великобритании во второй половине 19 века?

Английский дипломат, либерал, премьер - министр Великобритании во второй половине 19 века?


Какие изменения произошли в экономической , политической, духовной жизни в прцессе развития индустриального общества во второй половине 19 века?

Какие изменения произошли в экономической , политической, духовной жизни в прцессе развития индустриального общества во второй половине 19 века?


Чем характеризовалась общественно - политическая жизнь Великобритании впервой половине 19 века?

Чем характеризовалась общественно - политическая жизнь Великобритании впервой половине 19 века?


ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20 ВЕКА ДО НАЧАЛО 21 ВЕКА?

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20 ВЕКА ДО НАЧАЛО 21 ВЕКА.


Почему во 2 половине 19 века в Великобритании и Германии было больше всего эмигрантов ?

Почему во 2 половине 19 века в Великобритании и Германии было больше всего эмигрантов ?

На этой странице находится вопрос СРРЧНО Почему ирландский вопрос был одним из самых острых в политической жизни Великобритании второй половины 19 века?, относящийся к категории История. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 5 - 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории История. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.


Ответ : После эпохи Возрождения следует эпоха Барокко. Объяснение : Барокко – период в истории европейской культуры 17 - 18 веков. Барокко зародилось в Италии и появился в период Позднего Возрождения. Барокко характеризуется контрастность и напряж..


Крепостничество - это форма зависимости крестьян : прикрепление их к земле и подчинение судейской и административной власти помещика - феодала.


А) 270 летб) 324 годав) 43 года.


1. Обе развивались по разному раскол разделил церковь на множество ветвей таких как католизм православие протестанцизм и др. Точнее : В XVI–XVII вв. Чехия и часть Венгрии вошли в державу австрийских Габсбургов, где развивался абсолютизм. Особеннос..


942 год но точная дата не известна.


А) Политическое устройство, система политической власти. Б) Утрехтская уния, сепаратизм (стремление к отделению).


Английская Корона тратила больше средств на колонизации, нежели на индустриализации.


Из Чёрного в Средиземное. С. Константинополь.


Нет не тоже самое. До какого то века Новгород был сам по себе.


• В язычестве богов много, они жестоки, требуют кровопролитных жертвоприношений, гневаются по поводу и без повода, поддерживают многоженство. • В Христианстве Бог Един, Он милостив, гнев Его праведен, но поддерживает теорию того, что женщина должна ..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: