Идеология южной кореи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Когда в современных средствах массовой информации упоминают о Корейской Народно-Демократической Республике (Северной Корее), то, как правило эти упоминания сопровождаются образами марширующих вслед за военной техникой военнослужащих или вышедших на массовые демонстрации граждан. Ещё вспоминают о двух руководителях страны – Ким Ир Сене, покойном, и его сыне Ким Чен Ире, нынешнем лидере государства [1] , показывают трудности, которые Северная Корея переживает в последнее время. Ещё известно о том, что в КНДР строят или уже построили социализм, и что страна встала на этот путь благодаря влиянию Советского Союза, осовбодившего северную часть Корейского полуострова от японского колониального господства в 1945 году.

Автору этих строк не раз доводилось бывать в Северной Корее и даже в течение длительного времени жить и работать в корейской провинции. Однко уже с первых часов первого визита в КНДР, состоявшегося в середине 1980-х годов, стало понятно, что страна имеет мало общего с тем образом, который на протяжении длительного периода времени создавлся как у нас в стране, так и в Северной Корее. В СССР стремились показать, что КНДР успешно следует курсу строительства социализма и тем самым проиллюстрировать победоносное шествие социализма по всему миру. В современной России нередко пытаются доказать обратное: именно потому, что КНДР всё ещё не отказалась от социализма, она испытывает большие трудности. В самой Северной Корее при подготовке рекламно-информационных материалов, как на русском, так и других иностранных языках, как правило, не пользуются услугами носителей языка. Следствием этого являются ошибки и неточности, порой вызывающие улыбку у иностранного читателя.

Однако тогда – и в первую длительную поездку 1984 – 1985 годов, и во второй раз годичной работы в Корее в 1987 – 1988 годах, это были всего лишь недоказанные ощущения.

Подобное совпадение не показалось случайностью. О каком бы советском влиянии на Корею мы не говорили, трудно предположить, что страна с многотысячелетней культурой и глубокими традициями воспримет чуждую иностранную идеологию, скажем коммунистическую, без её трансформации и перерарботки в сооответствии с национальными особенностями. Переработка эта может стать настолько глубокой, что в итоге образовывает совершенно новое учение, глубоко национальное по своей сущности.

Так и произошло в Северной Корее. Марксизм-ленинизм был сознательно трансформирован в новое учение, идеи чучхе. Знакомясь с работами по идеям чучхе, коих немало было издано на русском языке [2] , отечественный читатель с лёгкостью может обнаружить в нём элементы хорошо известного нам марксизма-ленинизма. С другой стороны, национальная составляющая государственной идеологии Северной Кореи остаётся непонятой, поскольку подавляющее большинство читателей, что вполне естественно, не знакомо с традиционными идеологическими учениями и старыми религиями Кореи.

Автор статьи не утверждает, что сумел чётко и до конца выявить эту традиционную составляющую идей чучхе, но надеется, что статья поможет шире взглянуть на государственную идеологию Северной Кореи и увидеть в ней восточную общественную мысль.

Попытка выявления традиционных национальных элементов в культуре КНДР необычайно важна в свете событий последних лет. 13 – 15 июня 2000 года в Пхеньяне произошла историческая встреча президента Республики Корея Ким Дэчжуна и руководителя КНДР Ким Ченира. На переговорах лидеров двух корейских государств были достигнуты договорённости, намечающие практические шаги к их сближению и в перспективе – объединению. Поэтому очень актуальным становится вопрос о том, что общего можно найти в социальном устройстве, экономике, общественной мысли, культуре Северной и Южной Кореи. Ведь именно знание и понимание общих или схожих моментов является лучшей основой для реализации задачи объединения Кореи.

Из истории возникновения идей чучхе

Иными словами, идеи чучхе ставят в центр вселенной, в центр общества человека. Для Северной Кореи использование подобного очень глубокого по содержанию принципа чучхе как основы для проведения политики самостоятельности и независимости было поистине мудрым решением, поскольку обосновывало не только саму политику, но и возможность её реализации. В условиях ограниченных технических и технологических мощностей, теория чучхе должна была убедить граждан КНДР, что человек сильнее машин и может выжать из них даже ту производительность, которая в них изначально не закладывалась.

Однако определение человека как центра вселенной совсем не означало того, что идеи чучхе поддерживают индивидуализм. Как раз наоборот, человек, согласно чучхе, может проявить себя только через коллектив, руководимый талантливым лидером, вождём.

Большинство зарубежных исследователей сходятся во мнении о том, что реально идеи чучхе начинали формироваться с середины 1950-х годов. Тогда Северной Корее требовалось обосновать необходимость и возможность постепенного сворачивания тесных экономических и культурных связей с СССР, связей, являвшихся одним из источников её быстрого развития. Обычно охлаждение отношений между двумя странами объясняют критикой культа личности И.В.Сталина в СССР и несогласием с ней Ким Ир Сена, якобы опасавшегося крушения своей единоличной власти. Автору данных строк трудно опровергать или наоборот, согласиться с этой точкой зрения.

Однако в связи с курсом КНДР на самостоятельное (чучхейское) развитие, хотелось бы указать на один важный исторический момент. Формально на протяжении 35 лет, с 1910 года, а фактически – намного больше Корея была колонией Японии. Ещё раньше, на территории Кореи происходили сражения между окружавшими её державами за влияние в ней. Так начались японо-китайская (1894 – 1895 гг.) и русско-японская (1904 – 1905 гг.) войны. Одной из причин того, что Корея потеряла свою независимость, была слабая армия. Поэтому на протяжении большей части первой половины ХХ века заветной мечтой всех корейцев было обретение полной независимости. США, расположившие после 1953 года в Южной Корее свои военные базы, не оказывали ей достаточной и, главное, эффективной экономической помощи. В КНДР, наоборот, с помощью Советского Союза была построена основа для самостоятельного существования страны. Поэтому как только успешное выполнение трёхлетнего плана экономического развития (1953 – 1956 гг.) объективно позволило Северной Корее уменьшить зависимость от северного соседа, были предприняты соотвествующие шаги.

В 1970-е годы в идеях чучхе ещё более активно стали проявляться национальные элементы. После того, как в 1971 – 1972 годах впервые за всю историю разделённой Кореи начали развиваться контакты между двумя корейскими государствами, а 4 июля 1972 года была опубликована Совместная декларация Юга и Севера, стало понятно, что единственным путём примирения является путь преодоления идеологических и социально-экономических различий на основе общих моментов единой национальной культуры

Окончательное формирование идей чучхе как идеологии и философской системы следует относить к 1980 – 1990-м годам. Именно в 1980-е годы стали выходить в свет различные статьи Ким Чен Ира об идеях чучхе, систематизировавшие выдвигавшиеся ранее чучхейские постулаты и придавшие идеям чучхе форму стройной теории.

Начало XXI века показывает, что идеи чучхе продолжают развиваться и на смену им в Северной Корее, возможно, придёт новое идеологическое учение, не отрицающее идеи чучхе, но абсорбирующее их в качестве составной части. Об этих новых тенеденциях в сфере идеологии КНДР будет сказано несколько слов в конце представляемой статьи.

Чучхе и чхондогё

В годы японской колонизации Кореи религия чхондогё стала одной из ведущих организаций, легально объединявших под своим крылом участников движения за независимость Кореи. Японцы вплоть до конца 1930-х годов особенно не притесняли чхондогё. Оно и понятно: с точки зрения чхондогё все люди подобны божествам, все, в том числе и японцы… С другой стороны, с точки зрения чхондогё, такой же как у японцев человеческой жизни были достойны и корейцы, также подобные божествам.

Очевидно, одной из причин благосклонного отношения руководства КНДР к чхондогё является содержание этого религиозного учения. Идеи чучхе, так как они сформировались к 1980-90-м годам, имеют некоторые моменты, перекликающиеся по содержанию с основными постулатами религии чхондогё. Трудно сказать, были ли знакомы создатели системы идей чучхе с идейной составляющей чхондогё, а если были, то испытали ли известное влияние. В любом случае, обнаруживаются некоторые точки пересечения северокорейских идей чучхе и чхондогё, с которыми автор хотел бы познакомить читателя чуть поближе.

Первый и самый главный момент родственности идей чучхе и чхондогё заключается в основополагающих формулах обоих учений, от которых берут начало все остальные логические построения. Эти формулы определяют место человека во вселенной.

Как уже говорилось выше, в идеях чучхе человек является центром вселенной.

Таким образом, в новой чучхейской формуле, созданной Ким Ир Сеном и отражённой в Конституции КНДР 1998 года, зафиксировано традиционное представление о Небесах, приблизившее идеи чучхе 1990-х годов к традиционным корейским учениям [8] .

В качестве второго примера похожести идей чучхе и религии чхондогё можно привести их обозначение задачи социального развития или, проще говоря, задачи человеческой деятельности в этом мире.

Наличие идей чучхе в рамках южнокорейской религии чхондогё является ещё одним важнейшим моментом родственности двух рассматриваемых учений

Подобных примеров определённой схожести северокорейских идей чучхе и религии чхондогё можно привести ещё достаточно много. Очевидно, что совпадение отдельных моментов двух учений не случайно и, скорее всего, имело место определённое влияние или взаимовлияние. В настоящее время пока что не представляется возможным точно проследить механику их взаимодействия.

Северокорейские идеи чучхе и конфуцианский

Будущее идей чучхе

Вняв совету, автор статьи обратил внимние на то, что действительно, по северокорейскому радио очень много говорят об этих новых идеях. Ознакомившись подрбнее с литературой по идеям кансон дэгук, удалось выяснить следующее.

В идеях кансон дэгук Ким Чен Ира присутствуют и совершенно новые элементы. Так, говорится о том, что для построения сильного и процветающего государства требуется научный и технический обмен с другими странами. Это означает, что теперь в Северной Корее, несмотря на традиционную и вполне понятную приверженность к самостоятельности, начинает проводиться политика большей открытости и она фиксируется на идеологическом уровне, связанном с именем Ким Чен Ира.

Северная Корея начала XXI века стоит на пороге больших перемен.

[2] Ким Чен Ир. Об идеях чучхе. Пхеньян, 1989; Ким Чен Ир. Выше поднимем знамя марксизма-ленинизма и идей чучхе. Пхеньян, 1986; Ким Чен Ир. О некоторых вопросах воспитания на идеях чучхе. Пхеньян, 1987; Ким Чен Ир. Прочно установить чучхейскую систему взглядов на революцию. Пхеньян, 1988; Ким Чен Ир. О повышении руководящей роли партии. Пхеньян 1992. Ким Чен Ир. Социализм – это наука. Пхеньян, 1994.

[3] В настоящее время в Северной Корее используется исключитльно корейское письмо – алфавит, передающий звучание отдельных звуков и изобретённый ещё в XV веке.

[5] Ким Чхан Хван, Кан Сок Хи. Очерк корейской истории. Т., 2. Пхеньян, 1995, с. 119 – 120.

[6] Аналогичным образом восточные корейские идеи чучхе были в известной степени проитвопставлены западному марксизму-ленинизму.

Согласно конституции РК, Республика Корея — демократическое государство (ст. 1). Провозглашая свободу совести, слова, собраний, создания политических партий, конституция гарантирует деятельность в стране всего спектра политических партий. Политическая партия может быть распущена Конституционным судом в случае несовместимости её деятельности с демократическими принципами (ст. 8). Серьёзные идеологические расколы внутри Республики Корея отсутствуют. По результатам парламентских выборов 2000, 2004 и 2008 годов доминируют партии правой части партийно-политического спектра.

К востоку от Берингова пролива
Известный полярный исследователь, побывавший на Аляске рассказывает о её суровой .

Черногория в её прошлом и настоящем
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1905 года .

К истории экспедиции Папанина
Весь мир широко отмечал 40-летие выдающегося события в истории нашей Родины — .

2022. Политический атлас современности. Экономика, социология, история, внешняя и внутренняя политика, особенности функционирования различных ветвей власти, партий и других политических институтов, а также угрозы и вызовы, с которыми сталкиваются современные государства.

Оценка качества размещённой на Сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в Вашем ведении и компетенции. Сайт не является средством массовой информации. Аудитория — 16+.

Арка воссоединения, Пхеньян, КНДР

Наталья Николаевна, каковы предпосылки формирования современной политической культуры Республики Корея и КНДР?

Наталья Ким

Рассматривая факторы формирования политической культуры Кореи, я исхожу из двух дихотомий. Первая основана на разделении обществ на восточные и западные, а вторая — на разграничении традиционного и современного социума. В процессе становления современной политической культуры Кореи новые элементы, усвоенные из западной культуры, сосуществовали с восточными, отражавшими национальные традиции. Несмотря на существование сегодня на Корейском полуострове двух государств и двух политических систем, доминирующие традиции в социуме общие, они уходят корнями в историю. Традиционные нормы и ценности в РК и КНДР неразрывно связаны с неоконфуцианством.

Важным фактором становления традиционной политической культуры Кореи было внешнее влияние со стороны Китая

Фактор внешнего воздействия сыграл значительную роль в формировании современной политической культуры в Республике Корея и КНДР. Но если в Республике Корея заимствованные с Запада элементы политической культуры стали определяющими по сравнению с традиционными восточными, то в КНДР сложилась гибридная форма политической культуры, основанная на сочетании отдельных элементов западной культуры и традиционных черт, переосмысленных с учетом национальной чучхейской идеологии.

Какие элементы традиционной восточной культуры характерны для корейского общества?

В Корее господствовал принцип уравнительной справедливости. Он говорил о том, что положение человека в обществе основывалось не столько на его происхождении, сколько на услужливости и образованности. Дети чиновников не наследовали должности родителей, а получали заветные чины после сдачи сложных государственных экзаменов кваго. Корейцы воздерживались от волюнтаристской активности. Политическое действие было неотделимо от ритуала, а этика и ритуал были слиты воедино. Социальному поведению полагалось быть предсказуемым, общественным идеалом стала патерналистская модель, основанная на отцовской опеке и патриархальном семейном укладе. Ценности личности и индивидуализм уступали место коллективным интересам крестьянской общины.


Как западная культура отразилась на корейском менталитете?

В процессе политической эволюции в Корее изживался традиционализм с его характерными чертами: аграрным производством, абсолютной монархией, жесткой сословной структурой общества и регионализмом, когда население подвергалось дискриминации по региональному признаку. В эпоху Чосон янбаны из северных провинций крайне редко назначались на высокие государственные должности, в правительстве заседали южане.


Вместе с западными ценностями в страну пришли и новые верования. Христианские миссионеры стали активно действовать на территории Кореи: они строили школы, больницы, активно занимались переводческой деятельностью и просвещением, насаждали передовые европейские ценности. В 1907 году на полуострове насчитывалось 55 тыс. крещеных корейцев, около 100 тыс. посещали библейские школы и общества чтения Библии.

Мощным фактором для реформ послужила Японо-китайская война (1894–1895), в результате которой Корея стала независимой от Китая. В стране был официально введен корейский государственный флаг, создана новая государственная структура по европейскому образцу, введены школы европейского типа, отменены рабство и пытки, исключен ряд привилегий аристократов, создана новая армия.

Что собой представляет современная политическая культура в Республике Корея и КНДР?

Конфуцианство по-прежнему оказывает влияние на различные элементы политической культуры в Республике Корея. Государство занимает особую роль в сознании граждан. Как сказал исследователь политического устройства Кореи И.А. Толстокулаков, общество признает за государством роль императива, в массовом сознании культивируется преклонение перед государственной службой практически в такой же степени, как перед научной или образовательной сферами.

Среди престижных профессий можно отметить преподавателя университета, школьного педагога и чиновника: они не получают больших зарплат, но имеют высокий статус в обществе

Для южнокорейской политики характерен морализм: политик, чиновник должен обладать конфуцианскими качествами, быть высоконравственным человеком. В противном случае его снимают с должности и устраивают перевыборы. В политической системе доминирует иерархичность по принципу старшинства. Партийными лидерами становятся лица преклонного возраста. Политика в целом является мужским делом, хотя в последние годы на политической арене появляются женщины. Южнокорейская политическая культура по-прежнему тяготеет к копированию внешних образцов, вестернизации.


Есть ли перспективы у идеи объединения Корейского полуострова?

И по сей день проблема раскола страны остается крайне острой. Отношения между РК и КНДР претерпевают разные периоды — от высокой напряженности до дружелюбия и примирения. Характер взаимоотношений во многом определяется тем, кто находится у власти в РК и в США. Консерваторы в Южной Корее традиционно придерживаются более жесткой линии в отношениях с КНДР, нежели прогрессисты. Но так или иначе, никто из политических сил ни на юге, ни на севере Корейского полуострова не отказался от идеи объединения страны. Поэтому на протяжении многих десятилетий вопрос объединения остается актуальным, но вместе с тем неразрешенным.

Подробнее о политических элитах Корейского полуострова, формировании политической идеологии и проблеме объединения в политике Республики Корея и КНДР слушайте в лекциях курса.

Чучхе означает дословно “вещь с точки зрения субъекта”. Именно такое название носит политическая идея развития общества в КНДР. Чучхе стало единственным и основным политическим направлением развития страны во время правления Ким Ир Сена (1948 – 1994 гг.).

В стремлении отчетливо показать независимость от марксизма, маоизма и сталинской политики Ким Ир Сен разработал философские постулаты чучхе и закрепил их в Конституции КНДР. В основе данной идеологии лежат революционные идеи, направленные на развитие самостоятельности нации. Мировоззрение чучхе предполагает личностный рост каждого человека, а также обоснование правления вождя и его преемников.

История и предпосылки развития

Идеология чучхе строилась не одно десятилетие. К началу 50-х годов прошлого столетия Ким Ир Сен пришел к власти с решительным настроем освобождения от влияния политических союзником. Государство долгие годы до этого строило свою политику, основываясь на принципы конфуцианства и классического учения построения социализма.

За все время правления Ким Ир Сена положения чучхе, разрабатываемые вождем и его союзниками, так и не были сложены в единый манифест, и носили тезисный характер.

Основные тезисы политики заключались в том, что главенствующим в государстве становится труд на благо всех людей, не разделяя их на социальные группы, для удовлетворения потребностей каждого гражданина.

В 1955 году вождь страны объявил своим гражданам, что, изучая марксизм-ленинизм, историю КПСС и уроки китайской революции с целью кардинальных перемен, корейскому народу необходимо отвести ведущую роль в построении нового общества традициям и истории своих предков.

Продвижение новой политической системы Ким Ир Сеном историки считают попыткой освобождения от зависимости иностранных моделей развития, в том числе от советской идеологии. Реформы коснулись оборонной системы, экономики и иных государственных сфер. И к 1970 году чучхе стала основной идеологической платформой Трудовой партии Кореи на официальном уровне, и легла в основу устава ТПК.

В 80-е годы чучхе сформировалась в качестве философской системы, основанной на тезисах. Интересно, что летоисчислением чучхе в Корее считается год рождения вождя - 1912-й.

С развитием идей главенствующую роль постепенно обрел корейский национализм. Сегодня ученые пришли к выводу, что попытка полностью оторваться от идей конфуцианства не удалась. И в постулатах национальной политики просматриваются традиционные для корейцев понятия и устои.

Основные положения ученья чучхе

Главными постулатами философского учения правительства, возглавляемого Ким Ир Сеном стали такие положения:

  • вождь стоит во главе страны, все население неуклонно следует курсу, разработанному правительством, придерживается строгой иерархии;
  • коллективизм устанавливает приоритет над индивидуализмом;
  • поддержание политики антиглобализма и изоляционизма;
  • главная идея чучхе в решении задачи удовлетворения потребностей всего народа, а не отдельных его социальных групп;
  • признание главенства армии, как части населения страны - принцип сонгун. Он играет ведущую роль в построении политического курса КНДР.

Влияние чучхе на внешнюю политику

Идеология чучхе построена на убеждении, что государство должно быть крепостью, хорошо защищенной от влияния извне. Политика изоляционизма заключается в строгом засекречивании всех сфер государственной деятельности: экономики, политики, обороны.

В армии КНДР солдаты обучаются беззаветной преданности с готовностью без раздумий отдать жизнь за своего командира. Все эти принципы носят милитаристическую подоплеку.

Из-за закрытости государства подавляющее большинство стран считают КНДР опасной, настроенной воинственно. Все это сказывается на отношениях между Кореей и мировым сообществом. Однако правительство КНДР твердо убеждено в том, что демонстрация силы и мощи армии необходима для построения собственного строя.

Таким образом преемники Ким Ир Сена пытаются сдерживать агрессию извне, считая главным противником США.

Методы, использующиеся правительством азиатской страны для демонстрации собственной силы выбраны самые неординарные:

  • пропаганда (телевидение, СМИ);
  • идеология, прививаемая населению с детства: главный противник страны - США;
  • пробные запуски ядерных ракет и постоянное их усовершенствование;
  • захват морских судов вблизи северокорейского побережья;
  • тестовые запуски баллистических ракет.

Постулат о том, что движущей силой страны являются народные массы, противоречит понятию демократии в европейском варианте. КНДР - страна с авторитарной формой правления, где народные массы являются сложным иерархическим механизмом, готовый к слепому поклонению вождю.

В ответ на проведение столь агрессивной пропаганды и демонстрации военной мощи против Кореи были введены многочисленные санкции, подрывающие и без того слабую экономику. Однако правящая верхушка страны не собирается отклоняться от выбранного курса, считая, что это приведет к падению политической системы.

Влияние чучхе на быт граждан

Внешняя политика КНДР обеспечила полную закрытость страны, и потому судить о том, как живут простые корейцы достаточно трудно. Данные о быте граждан получены от беженцев и разведслужб.

Достоверно известны следующие данные о бытовом устройстве КНДР:

  • все граждане государства должны принимать активное участие в политической жизни, вступать в партию КПР и посещать лекции об идеологическом воспитании;
  • всеобщая воинская повинность: срок службы мужчин составляет от 5 до 12 лет; женщины - 3 года. В идеологии чучхе армия — это вооруженный народ всей страны, а государство - неприступная крепость;
  • благонадежность каждого человека определяется принципом сонгун, место в жизни человека - правящей партией;
  • корейцы ограничены в правах: им не разрешено использовать интернет, выезжать за границу, хранить фильмы и книги из Южной Кореи.

Течение жизни каждого гражданина страны продиктовано партией, подчинено единому ритму. Беженцы из КНДР жалуются на то, что в родном государстве слишком сложно самореализоваться.

В Корее ненормированный рабочий день, после которого граждане привлекаются к волонтерской деятельности и посещению партийных собраний.

Отношение мирового сообщества к философии чучхе

Философия чучхе подвергается критике, и сравнивается со сталинизмом. Но несмотря на это идеология нашла своих последователей.

На постулаты чучхе ориентирована Французская чучхейская партия. В нашей стране с середины 90-х годов существует Российское общество изучения идей данной философии, а в Японии создан Международный институт изучения идей чучхе с разными рода филиалами, разбросанными по всему миру.

Пхеньян ежегодно проводит Всемирные конгрессы чучхе. Общественных организаций, следующих диктаторской идеологии, нет только в Австралии и Антарктиде.

Правящая элита КНДР с уверенностью утверждает, что только при строгом следовании правилам чучхе можно построить социалистическое и коммунистической общество, и управлять им. Большинство политологов во всем мире считают чучхейскую философию крайним вариантом изоляционизма и автаркии.

Наталья Ким

Историк Наталья Ким о последствиях колонизации Кореи, влиянии СССР и США на разделение этноса и проблемах в отношениях двух государств

FAQ: Северная и Южная Корея: история разделения

FAQ: Северная и Южная Корея: история разделения

FAQ: Северная и Южная Корея: история разделения

FAQ: Северная и Южная Корея: история разделения

FAQ: Северная и Южная Корея: история разделения

Над материалом работали

Наталья Ким

кандидат исторических наук, доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, младший научный сотрудник отдела Кореи и Монголии Института востоковедения РАН

Читайте также: