Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема :Художественная культура России пореформенной эпохи:

вера в высокую миссию русского народа. ( МХК , 11 класс)

Цель: сформировать представление обучающихся о России пореформенной эпохи через призму различных видов искусства.

- развитие критического мышления, умения работать с разными источниками информации, способности аргументировать свою точку зрения;

- развитие способности использовать основные интеллектуальные операции: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей;

- получение опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений;

- воспитание чувства патриотизма, индивидуального художественного вкуса, становление духовной культуры, формирование устойчивой потребности в общении с искусством;

- формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству в целом и к культуре своего народа в частности;

- формирование исследовательских умений, развитие творческих способностей обучающихся.

Тип урока : комбинированный .

Оборудование: ММУ , презентация, иллюстрации .

« Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать-

1.Оргмомент .

2.Актуализация опорных знаний .

3. Мотивация . Целеполагание .

4.Изучение новой темы .

Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.

- Что такое реформа? Подберите синонимы к этому слову

( Реформы – это перемены, которые затрагивают все сферы жизни общества: экономику, политику, культуру.

Реформы – это движение вперед (в XIX веке изменения в политике дали

судебную реформу (открытость, гласность, суд присяжных) и

военную реформу (отмена рекрутских наборов, введение всеобщая воинская повинность).

- Чему способствовали реформы?

( Реформы 60х – 70х годов XIX века способствовали росту гражданского самосознания народа, распространению просвещения и улучшению жизни.)

Пореформенный период, точкой отсчета которого стала отмена крепостного права, является уникальным этапом в развитии русской художественной культуры.

Никогда ранее искусство не участвовало столь страстно и горячо в социальных и культурных спорах.

- Кто же был главным действующим лицом в русской культуре пореформенной России?

- Каким предстает образ народа в произведениях искусства пореформенной России?

Фото : А.Н. Некрасов, П.И. Чайковский, Л.Н. Толстой, И.А. Репин, М.П. Мусоргский.

- Что объединяет всех этих людей?

Все они жили в эпоху пореформенной России.

- Какое основное художественное направление появляется в искусстве?

Искусство критического реализма – основное художественное направление того времени было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).

Литература пореформенного периода представляла собой «яркое созвездие великих имен. В эти годы создавали произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху.

- Назовите поэтов, писателей этой эпохи?

2.Л.Н. Толстой - писателя всегда волновали судьба народа и Родины

3. Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) - пройдя муки каторги, писатель был убежден, что его сочинения должны служить пониманию философии человека. Писатель раскрыл характеры своих персонажей как особые психологические миры. Пройдя муки каторги, писатель был убежден, что его сочинения должны служить пониманию философии человека. Писатель раскрыл характеры своих персонажей как особые психологические миры.

Н.А.Некрасова разночинская молодежь считала своим идейным вождем. Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзии Некрасова центральное место. В ней выражена мечта не только о счастье народа, но и вера в его силы, способные сбросить оковы рабства.

Возможно, произведения Некрасова не были бы столь правдивы и выразительны, если бы в их основе не лежали собственные наблюдения и переживания автора. Впервые он стал свидетелем жестокости по отношению к другому человеку еще в детстве. Видел маленький Николай человеческие муки и на берегу великой русской реки, где однажды увидел .

О Волга. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, но утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.

Динамическая пауза .

Бунт четырнадцати — состоявшийся (21) ноября 1863 года скандальный отказ четырнадцати лучших выпускников Императорской Академии художеств , возглавляемых И. Н. Крамским , от участия в конкурсе на большую золотую медаль, проводившемся к 100-летию Академии художеств. Последовавший за этим выход художников из Академии стал первым демонстративным выступлением приверженцев зарождающейся национальной школы реалистической живописи против классического, академического направления в изобразительном искусстве XIX века

- Кто автор картины?

- Какой вид искусства?

Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму.

1. Илья Ефимович Репин (1844—1930) В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге.

Здесь необходимо сделать пояснение: ко второй половине XIX века функция живописи в российском обществе коренным образом изменилась. Если раньше она служила идее украшения жизни и была призвана, прежде всего, радовать глаз гармонией форм и совершенством красочных решений, то в пореформенный период эстетический момент (красота лица, обстановка, одежда) уже не считался главным. Художникам казалось гораздо более важным правдиво запечатлеть на холсте мир бедности, бесправия, нищеты, критически взглянуть на традиционную народную жизнь, выразить чувства и переживания представителей самых разных сословий.

Вера в учительскую миссию искусства и его воспитательную значимость способствовала рождению блестящей плеяды художников – мастеров классической реалистической живописи.

Не менее впечатляющими достижениями отмечено отечественное изобразительное искусство, которое подобно литературе было связано с общественной жизнью, влияло на нее.

2.Василий Иванович Суриков

3.Валентин Александрович Серов (1865—1911), сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральный художник. Но славу ему принесли, прежде всего, портреты.

4.Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа.

Во второй половине XIX века появилась целая плеяда композиторов, в центре внимания которых оказались человек с его сложным душевным миром и народ, угнетенный, страдающий, но обладающий огромной нравственной силой.

- М.А. Балакирев Ц.А. Кюи А.П.Бородин М.П.Мусоргский Н.А. Римский - Корсаков

- Послушайте отрывок из произведения и назовите автора и название произведения.

Изучая культуру пореформенной эпохи, нельзя не сказать о творчестве еще одного великого композитора. Это П.И. Чайковский. Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия. Чайковский создал основные произведения в 70 —80-е годы. В своем творчестве он утверждал право человека на свободную жизнь, призывал к борьбе с темными силами зла и несправедливости.

Культурные веяния пореформенного периода ярко и своеобразно воплотила архитектура. В архитектуре того времени смешались мотивы европейского и древнерусского зодчества.

Константин Андреевич Тон - русский архитектор. Автор многочисленных архитектурных проектов во многих городах России, придворный архитектор Николая I, ректор Императорской Академии художеств. Особенно он известен своими работами в Санкт-Петербурге и в Московском Кремле .

Константин Тон родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира, был одним из трёх братьев. Учился в Петришуле с 1801 по 1804 год. В 1804 году - принят в воспитанники Императорской академии художеств и с 1808 года специально изучал в ней архитектуру под руководством главного наставника А. Н. Воронихина. В 1815 году окончил академический курс со званием художника 1-й степени и малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания сената, и был оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным в чужие края.

Храм Христа Спасителя - выдающееся архитектурное творение , главное детище

25.12.1812 г. император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве.

1837г. - торжественная закладка собора Строили храм всем миром на добровольные пожертвования. Освещение собора состоялось в 1883 году, а в 1931 – он был взорван и разобран , на его месте построен был Дворец Советов.

7 января 1995 года состоялась церемония закладки нового собора (арх . А.Денисов, З.Церетели ). К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне.

Храм крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 тыс. человек. Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м², из которых около 9000 м² позолочены. Сегодня он гордо парит над Москвой, вселяя надежду на возрождение традиционных духовных ценностей России.

5.Творческое задание:

1.Выразите свои впечатления от увиденного и услышанного, при помощи акварельных красок (технология пальчиковая).

2 . Выразите свои впечатления от увиденного и услышанного , составив синквейн .

Завершить сегодняшний урок хочется стихотворением Ф.И. Тютчева,

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать,

На протяжении всей истории наша страна находится в поступательном движении. Движение вперед российского народа непоколебимо, и примером тому множество. Даже сегодня наш народ верит в лучшее будущее России.

С развитием капитализма и ростом городского населения усиливалась тяга народных масс к образованию.

К концу XIX в. только 28% жителей царской империи умели читать и писать. Это значит, что почти три четверти населения России оставались неграмотными.

Вопреки противодействию царских властей, демократическая интеллигенция изо всех сил старалась помочь просвещению народа. Еще в 60 годах XIX в. в городах студенты организовывали воскресные школы для рабочих. В деревнях открывались народные земские школы. Не получая никакой помощи от правительства, земские учителя самоотверженно боролись против суеверий и предрассудков, знахарства и мракобесия.

Упорную борьбу вела передовая интеллигенция за расширение женского образования. Только в 1862 г. в России были созданы первые женские гимназии, и лишь в 1869 г., с открытием Высших женских курсов, русские девушки получили доступ к высшему образованию.

Мировые открытия русских ученых

Развивавшемуся капитализму нужны были кадры инженеров, геологов, химиков, агрономов и других специалистов. Поэтому в пореформенный период в Петербурге, Москве, Риге, Киеве, Харькове и других городах открывались новые технические институты. Даже в далекой Сибири в 1888 г. был открыт Томский университет.

В связи с этим оживилась русская научно-техническая мысль. Имена многих русских ученых и изобретателей стали пользоваться мировой известностью.

Дмитрий Иванович Менделеев

Основоположник русской физиологии Иван Михайлович Сеченов впервые попытался объяснить психическую деятельность человека с помощью физиологических законов.

Русский ученый В. В.Докучаев создал новую науку - почвоведение.

Путешественники П. П. Семенов Тян-Шанский и Н. М. Пржевальский обследовали и нанесли на карту почти не известные европейским ученым горные и пустынные районы Центральной Азии. Инженер П.H. Яблочков создал первую дуговую электрическуюлампу, а физик А. С. Попов изобрел радиотелеграф. Скромный провинциальный учитель К. Э. Циолковский сделался знаменитым благодаря своим замечательным открытиям в области ракетной техники и теории межпланетных перелетов.

Передовые деятели науки подвергались в царской России гонениям и преследованиям. Так, например, за сочувствие студентам, протестовавшим против полицейского произвола, Менделеев был даже уволен из университета.

Обличительный характер русской литературы.

Освободительные идеи русского искусства.

Народная музыка лежала в основе замечательных творений великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Его разнообразные по форме произведения - оперы, романсы, симфонии - отличаются глубокой искренностью, мелодичностью и лиризмом. Они до сих пор восхищают своим высоким художественным мастерством всех любителей музыки.

Вдохновленные нараставшим в стране освободительным движением передовые деятели русского искусства активно способствовали ему пропагандой высоких гуманистических идеалов и свободомыслия. Народность и правдивость придавали их произведениям особую красоту и особое звучание.

Украинский писатель-демократ Иван Франко, посвятивший многие свои произведения борьбе в жизни трудящихся, высоко ценил русскую литературу, переводил на украинский язык труды Герцена и Чернышевского.

Выдающийся грузинский писатель Илья Чавчавадзе испытал на себе благотворное влияние идей русских революционных демократов. Идейные противники рисовали его в карикатурах с мечом в одной руке и томиком сочинений Белинского -в другой.


Произведения Василия Андреевича Жуковского (1783—1852) составили важный этап в развитии русской лирики — этап романтический. Жуковский пережил глубокое разочарование Просвещением XVIII в., и это разочарование обратило его мысль к средневековью. Как истинный романтик, Жуковский считал блага жизни преходящими и видел счастье лишь в погружении во внутренний мир человека. Гениальный переводчик, Жуковский открыл русскому читателю западноевропейскую романтическую поэзию. Особенно замечательны его переводы из Шиллера и английских романтиков.


Иван Андреевич Крылов (1769—1844) начал свой литературный путь как журналист и драматург радикально-просветительного направления. Однако главной его заслугой является создание классической русской басни. Крылов часто брал сюжеты своих басен у других баснописцев, прежде всего у Лафонтена. Но при этом он всегда оставался глубоко национальным поэтом, отражавшим в своих баснях особенности русского национального характера и ума. Крылов выступает против привилегий дворянства и произвола сильных, издевается над чиновниками, судит персонажей своих басен с точки зрения народа. Жанр басни он довел до высокой естественности и простоты.






















Читайте также: