Карло растрелли биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Растрелли Бартоломео Карло родился в 1675 году во Флоренции в семье состоятельного дворянина Франческо Растрелли. Заметив художественные наклонности сына, отец, отдал его в скульптурную мастерскую, где Растрелли прошел отличную выучку. Он хорошо рисовал, умел работать в бронзе, постиг художественное литье и ювелирное дело, получил навыки архитектурного проектирования, познакомился со строительной техникой и гидравликой, освоил искусство театрального живописца. Но применить свои способности на родине он не смог: некогда процветавшая Флоренция переживала тяжелый экономический и политический кризис.

Не нашлось заказов и при папском Дворе в Риме. Растрелли возвращается во Флоренцию, вскоре женится на испанской дворянке, вместе с ней едет в Париж. Там в 1700 году у них родился сын - Франческо Бартоломео Растрелли, будущий знаменитый архитектор. В 1707 году за надгробие маркизу де Помпону, министру Людовика XIV, которое понравилось вдове и многим влиятельным лицам, Растрелли получил графский титул.

Он проектирует несколько надгробий, в которых заметны черты стиля барокко, сложных и динамичных по композиции, с множеством аллегорических фигур. Однако французская критика заявила, что у приезжего итальянца "испорченный" вкус, так как во Франции начала XVIII века господствующим становится классицизм, чуждый барочным формам.

Но, несмотря на попытки Растрелли приноровиться к французскому вкусу, новых крупных заказов не поступало.

Царствование Людовика близилось к концу, и многие мастера не имели заказов. Петр 1, заинтересованный в привлечении в Россию художников, и понимая создавшуюся обстановку, писал русскому резиденту во Франции Н. Зотову, чтобы тот не упустил "потребных и добрых" мастеров.

В апреле 1715 года Зотов начинает вести переговоры со многими мастерами, в том числе и с Растрелли. С 1 мая 1715 года скульптор уже был принят по договору "с сыном своим и учеником работать в службе царского величества три года во всех художествах и ремеслах, которые он сам умеет".

В его обязанности входило проектирование дворцов, садов, каскадов и фонтанов, исполнение статуй из мрамора, порфира и других твердых пород, отливка скульптуры из меди, свинца и железа, изготовление портретов из воска и гипса, а также штемпелей для чеканки медалей и монет, создание декораций и машин для театральных представлений. Специальным пунктом договора предусматривалось, что Растрелли обязуется готовить учеников.

24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и вскоре занял ведущее положение среди скульпторов России. По договору он ехал за границу на три года, но остался здесь навсегда.

Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он участвовал в планировке Васильевского острова и в строительстве дворца в Стрельне, представил на конкурс проект здания сената, делал модели гидравлических машин для фонтанов, преподавал в рисовальном отделении Академии наук, исполнял эскизы маскарадных костюмов, а также занимался скульптурой. Но вскоре французский архитектор Ж.-Б. Леблон, приехавший почти одновременно с Растрелли и соперничавший с ним, оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому разносторонне одаренный Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры и прежде всего показал себя как изумительный портретист. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность, так хорошо соответствовавшую победоносному духу петровского царствования с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи.

Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать наиболее характерные индивидуальные черты. Первой значительной портретной работой является бюст А. Д. Меншикова выполненный в конце 1716 года. Годом позже появилась эта работа в бронзе, а в конце 1840-х годов скульптор Витали повторил портрет в мраморе (ГРМ).

Многократно обращался Растрелли к образу Петра I. Еще при жизни царя, в 1719 году, он снял с него маску (ГЭ), творчески интерпретировал ее и создал абсолютно достоверный портрет. Тогда же был сделан восковой бюст Петра в латах. После смерти Петра I по заказу Екатерины I Растрелли выполнил "Восковую персону" (ГЭ) - раскрашенную фигуру в натуральную величину, облаченную в одежды Петра. Две последние работы интересны как своего рода "документы".

Подлинной удачей Растрелли является бронзовый бюст Петра I (1723-1729, ГЭ; вариант - ГРМ): образ, исполненный неукротимой энергии, правдивый и живой, очень динамичный по форме. Б. К. Растрелли выполнил еще два бюста Петра: один в дереве - для военного корабля, другой - из позолоченного свинца (Копенгагенский музей).

Портретные бюсты Растрелли - скорее монументальные, а не станковые произведения. В них переданы не только индивидуальные черты отдельных лиц, но. и характер целой эпохи.

Много лет работал Растрелли над конным монументом Петра. Еще в 1720 году по заказу царя он сделал небольшую модель будущего памятника. В 1724 году модель появилась в окончательном виде. Но только через двадцать лет, уже после смерти скульптора, при участии его сына, архитектора Ф. Б.Растрелли, статую отлили в бронзе. Памятник был установлен Павлом 1 лишь в 1800 году перед Михайловским замком. Там он стоит и поныне с надписью Прадеду - правнук". Это - первый конный памятник в русском искусстве, хоть установлен он и позже знаменитого "Медного всадника".

В 1741 году скульптор закончил работу над статуей "Анна Иоанновна с арапчонком" (ГРМ), в которой органично соединились портретная характеристика и монументальное обобщение. Если в образе Петра и его сподвижников - порыв и горение, то в названном произведении - олицетворение одного из самых мрачных периодов истории России.

Портретные работы - не единственное, что оставил Растрелли. Он много работал как мастер декоративной скульптуры в Стрельне, Летнем саду и особенно в Петергофе. Творчество Растрелли заметно сказалось и на развитии медальерного искусства России. Значительный интерес представляет участие Растрелли в работе над проектом Триумфального столпа, идею которого выдвинул Петр в подражание римской Колонне Траяна. По мысли Петра "столп в память Северной войны" должен был увековечить военные подвиги русской армии, приведшие к образованию могучей Российской империи. Но после смерти Петра колонну стали называть "Столп памяти Петра I и Северной войны".

Грандиозную колонну, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны, должна была венчать статуя Петра I. Однако Триумфальный столп так и не поставили ни при Петре I, ни при его преемниках. Не была даже закончена модель статуи. Только в 1938 году модель столпа реконструировали, и теперь она находится в Эрмитаже.

Растрелли принадлежит архитектурное решение колонны. Возможно, что он начал выполнять модель и часть барельефов. Но после смерти Петра Екатерина I передала эту работу Андрею Нартову - талантливому резчику и токарному мастеру. Исследователям трудно определить, какая часть работы выполнена Растрелли, а какая Нартовым. Тем не менее, решение этого своеобразного памятника характерно для творчества Растрелли.

Согласно договору, Растрелли должен был обучать одаренных людей "художествам и ремеслам". Он пытался организовать профессиональную школу скульпторов, но не оказалось условий для систематических занятий. Все же известно, что у скульптора было много учеников и некоторые из них стали его помощниками. Умер Растрелли в 1744 году.

Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.

Бартоломео Карло Растрелли родился в 1675 году во Флоренции. Его семья принадлежала к числу потомственных горожан. Подобно всем детям состоятельных флорентийцев, Бартоломео получил хорошее образование, изучил французский язык, а позднее, когда обнаружились его художественные наклонности, был отдан для профессионального обучения в одну из скульптурных мастерских.


Растрелли прошел выучку, типичную для флорентийской скульптурной школы. Бартоломео разносторонне подготовили к работе в различных материалах, а также обучили искусству художественного литья. Он хорошо рисовал, не был чужд ювелирного дела, мог выступать как театральный живописец-декоратор. Кроме того, он приобрел навыки архитектурного проектирования, разбирался в строительной технике и конструкциях, знал гидравлику. Немалую роль в формировании будущего скульптора сыграли и художественные впечатления, полученные во Флоренции.

Однако молодой одаренный мастер не смог найти применения своим силам в Италии и был вынужден покинуть родину. Вступив в брак с испанской дворянкой, Растрелли вместе с ней отправился в Париж. Здесь в 1700 году у него родился сын - будущий архитектор, названный в честь деда - Бартоломео Франческо.

В 1702 году Растрелли получил заказ на проектирование и исполнение пышного надгробного памятника министру Симону Арно маркизу де Помпонну. Сооружение памятника было закончено в 1707 году.

Первое крупное произведение скульптора в Париже встретило суровую критику в художественных кругах. Для французского искусства начала XVIII века с его строгими классическими основами в архитектуре и сдержанным использованием барочных приемов в скульптуре произведение Растрелли уже казалось проявлением недостаточно взыскательного вкуса.


Б-К. Растрелли. Бюст Петра I

За пятнадцать лет, прожитых во Франции, скульптору так и не удалось ни достигнуть прочного положения, ни исполнить что-либо выдающееся. Привлеченный широкими перспективами творческой деятельности в новой столице русского государства, Растрелли оставляет Париж. Именно в России он обретет вторую родину и создаст произведения, обессмертившие его имя.

Растрелли пытался защищаться, но по настоянию француза его все-таки отстранили от работ в Стрельне. Лишь вмешательство Меншикова удержало мастера от отъезда из России. Но отныне Растрелли уже не выступал в качестве архитектора. С осени 1716 года он полностью обратился к занятиям скульптурой. Однако еще до этого по его рисункам и модели выполнили декоративное обрамление потолка Парадного зала дворца Монплезир в Петергофе. Здесь мастер сумел добиться сочетания строгой архитектоничности и динамики. Последнее достигнуто им разнообразием ракурсов фигур и сочной моделировкой, создающей впечатление живописности.

Первая портретная работа Растрелли в России - бюст А.Д. Меншикова, ближайшего сподвижника Петра I, - датирована концом 1716 года. Бюст генерал-губернатора - типичный парадный портрет, холодный и театрализованный. И композицией бюста и его деталями скульптор показывает образ мудрого государственного мужа, полководца, победителя во многих сражениях. Но доминирующего впечатления скульптор добивается не раскрытием психологии портретируемого, а общей импозантностью и обилием декоративных деталей.


Памятник Петру I у Михайловского замка

Исория жизни Бартоломео Карло Растрелли


1722 год мастер начал с исполнения другого царского заказа - статуи Петра во весь рост, предназначенной для украшения одной из площадей новой столицы. Из описания модели можно понять, что художник готов был исполнить монумент со сложным композиционным построением, рассчитанным на разнообразные зрительные впечатления.

В последние два года жизни Петра I Растрелли работает особо интенсивно, исполняя самые различные работы фонтанные группы, портреты, декоративные скульптуры и даже иногда выступает как архитектор.

Тридцатые годы XVIII века в творчестве Растрелли отмечены созданием большого числа крупных произведений монументального характера. Он выполнил сложные по композиции многофигурные декоративные группы для фонтанов, статую Анны Иоанновны, скульптурные портреты.

Растрелли довелось открыть новую страницу в развитии русской скульптуры, выполнив в натуре статую, предназначенную для установки на площади столицы. Именно с этой статуи начинается расцвет монументальной скульптуры в России, хотя по политическим причинам памятник на улицу так и не попал.

Последние четыре года жизни (1741-1744) Растрелли отмечены мощным творческим подъемом. Мастер достойно завершил свой долгий путь в искусстве. Этот период знаменателен созданием одного из самых его совершенных произведений - конного монумента Петра I.

Еще в конце 1716 года Растрелли получил указание Петра отлить его конную статую и бронзовый барельеф. В начале 1719 года он показал царю модель конного монумента, отлитую из свинца осенью 1717 года. Петр одобрил модель. Затем Растрелли снимает маску с лица Петра для достижения абсолютного портретного сходства. По снятой маске Растрелли исполнил в том же 1719 году восковой раскрашенный бюст Петра в латах.
Хотя к 1724 году Растрелли так и не получил повеления приступить к работе, он был твердо уверен, что ему скоро предстоит осуществление грандиозного проекта. К сожалению, его ожиданиям не суждено было сбыться модели надолго остались у скульптора.

Работал в стиле барокко, требовавшем от скульптуры исключительной красоты при использовании строго реалистических средств а главное — полной гармонии в пространстве.

Растрелли удалось в полной мере добиться этого в памятнике Петру I в саду перед Михайловским (Инженерным) замком в Петербурге.

В 1723 г. он выполнил великолепную поясную статую императора, отлитую затем в бронзе (1729 г.), создал скульптурные портреты А. Д. Меншикова и Анны Ивановны с арапчонком (1733—1744 гг.). Изображённая во весь рост императрица в тяжеловесном, как колокол, парчовом платье, украшенном богатейшими, прочеканенными в бронзе узорами, как бы движется вверх, возвышаясь над подданными и миром.

Её величие подчёркнуто живой фигурой маленького негритёнка, лёгким танцующим движением подносящего государыне державу — символ её власти в виде земного шара.

Фото: Shutterstock

Флорентиец Бартоломео Франческо Растрелли — один из знаменитейших русских архитекторов, и здесь нет никакого противоречия. С юности проживая в России, Растрелли много путешествовал, и это помогло ему понять и прочувствовать страну во всем ее многообразии. Сегодня имя Растрелли — практически синоним елизаветинского стиля. На протяжении правления Елизаветы I именно Растрелли вел большинство крупных строительных проектов в России.

Русское узорочье органично сочетается в работах архитектора с французским рокайлем, а во дворцах Санкт-Петербурга благодаря ему проявились черты парижского Версаля.

Эксперт в этой статье

Краткая биография Бартоломео Растрелли

Карло Растрелли, отец Бартоломео, и сам был архитектором. Он работал во Франции — до того как в 1715 году Петр I пригласил его в Россию. Карло переехал в Петербург и привлек сына к работе над дворцами Александра Меншикова.

Фото:Public Domain

Профессиональный расцвет архитектора пришелся на елизаветинскую эпоху: за 20-летнее царствование Елизаветы I Растрелли построил для нее 12 дворцов, множество соборов и роскошных домов для придворных [1]. Он также возглавлял строительство Большого дворца в Петергофе, Андреевского собора в Киеве, Екатерининского дворца в Царском Селе. Грандиозными проектами Растрелли стали Смольный монастырь и Зимний дворец.

Когда на трон взошла Екатерина II, популярность архитектора сошла на нет, а финансовое положение ухудшилось. Новая императрица считала пышность и декоративность барокко излишней и грубой, а потому наняла другого зодчего, чтобы поменять внутреннее убранство Зимнего дворца. Растрелли уволили. Незадолго до смерти он стал академиком архитектуры в Императорской Академии художеств. Местонахождение могилы зодчего осталось неизвестным, по ряду предположений, его похоронили в Митаве рядом с женой. Во время Второй мировой войны захоронение было утрачено.

Рундальский и Митавский дворцы, Курляндия (Латвия)

Митавский дворец

Митавский, а сегодня — Елгавский дворец (город переименован в Елгаву) стоит на берегу реки Лиелупе, которая дополняет общий ансамбль. Во дворце более 300 залов, над их оформлением работал Николай Васильев, коллега и помощник Растрелли.

Рундальский дворец

В 1740 году Бирон был арестован и сослан, строительство остановилось. Многие уже готовые детали интерьеров Рундальского дворца демонтировали и вместе со всеми оставшимися строительными материалами переправили в Россию. Когда Бирон, после помилования в 1764 году, распорядился возобновить строительство, главным архитектором проекта стал уже Иоганн Готфрид Зейдель, а Растрелли занял пост главного интенданта герцогских построек.

Большой Петергофский дворец, Петергоф

Небольшой дворец в Петергофе построен во время правления Петра I. В нем проходили праздники и приемы царских особ. Со временем дворец перестал вписываться в общую концепцию архитектурной барочной роскоши, которую предпочитала Елизавета Петровна. Растрелли было поручено перестроить дворец, учитывая пожелания императрицы. Перед ним стояла задача сохранить стены и осовременить внешний вид здания.

Фото:Andrew Shiva/Wikipedia.org

Дворец стал трехэтажным, значительно расширилось его центральное пространство, появились одноэтажные галереи и боковые корпуса — Церковный и Корпус под гербом. Нетронутым остался Дубовый кабинет Петра I [3]. Самым пышным интерьером отличается танцевальный зал, занимающий все Западное крыло.

Главный вход в западном флигеле дворца выделяется богатой эклектичной отделкой. На лестнице расположены разные виды скульптур — статуи, барельефы, вазы, рокайли, а в ее верхней части — аллегорические изображения времен года, вензеля Елизаветы Петровны, двуглавые орлы. В оформлении дворца широко использована любимая Растрелли золоченая резьба по дереву.

Фото:Alex

Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало и было восстановлено только в 1964 году.

Андреевская церковь, Киев

Многие работы Растрелли не дошли до нас в первозданном виде, но Андреевская церковь в Киеве сохранилась достаточно хорошо. Церковь находится на Андреевской горке. Место, где строили здание, изначально было геологически сложным и размывалось грунтовыми водами, поэтому для строительства был создан инженерно-геологический комитет [4].

Фото:Shutterstock

При строительстве этой церкви Растрелли впервые применил в оформлении фасадов декоративные детали из чугунного литья, нехарактерные для культовых сооружений на территории Восточной Европы. Капители и орнаментальные украшения для фасадов отливались на тульских металлургических заводах, общий вес литья составил 97,85 тонны [4]. Церковь также знаменита своим иконостасом из липы, покрытым сусальным золотом. Он построен по чертежам Растрелли, а иконы писали живописцы Петербурга.

Смольный собор, Санкт-Петербург

Набожная Елизавета I хотела провести остаток дней в тихом и спокойном месте, поэтому в 1740 году распорядилась построить монастырь с домовыми церквями, колокольней и институтом для благородных девиц. Возглавить строительство она поручила Растрелли. Архитектор планировал построить центрический храм, напоминающий, например, Фрауэнкирхе в Дрездене. Но Елизавета предпочитала традиционный русский стиль с пятиглавием. Высота здания составляет 93,7 м, и увенчать ансамбль должна была колокольня, но ее возвели лишь частично и затем разобрали.

Фото:Святослав Владимирович/wikipedia.org

Смольный собор — классический пример таланта Растрелли соединять разные архитектурные стили в рамках одного проекта.

Воронцовский дворец, Санкт-Петербург

В 1740 году граф Воронцов решил построить городскую усадьбу и приобрел земельные участки между Садовой улицей напротив Гостиного двора и Фонтанкой. Строительство началось лишь в 1749-м, и архитектором будущего Воронцовского дворца был назначен Растрелли.

Фото:A.Savin/wikipedia.org

Этот дворец — классический пример стиля барокко. Внутри дворца более 50 парадных залов, само здание декорировано лепниной, резьбой в позолоте, коваными деталями. Главный фасад украшают три ризалита (часть здания, выступающая за пределы фасада), а за главным корпусом разбит сад с аллеями и фонтанами, простирающийся до Фонтанки. Со стороны Садовой улицы расположен парадный вход с ажурной решеткой из литого чугуна, сделанной по чертежам Растрелли. Сегодня Воронцовский дворец занимает Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Пушкин

Фото:Shutterstock

Дворец не раз менялся и перестраивался, а во время Великой Отечественной войны здание настолько пострадало, что работы по его реставрации до сих пор не закончены.

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Первое деревянное здание Зимнего дворца построено в 1708 году, затем, во время царствования Петра I, дворец не раз перестраивался. Вступившая на престол Елизавета Петровна тоже решила обновить дворец и увеличить его высоту. В 1754 году появился проект нового здания, для работы было выделено около 4 тыс. человек [6]. За год до завершения строительства, Елизавета Петровна умерла, и дворец у Растрелли принимал уже император Петр III.

Фото:Shutterstock

Зимний стал самым высоким жилым помещением в Санкт-Петербурге того времени. Общая площадь составила около 60 тыс. кв. м, а число комнат превысило 1,4 тыс. Фасады дворца разделены по горизонтали на три части, а по вертикали — на три ризалита. Через три въездные арки можно попасть во внутренний двор, в центре северного корпуса расположен главный вход во дворец. В течение 150 лет Зимний дворец оставался парадной резиденцией императоров, а в 1917 году стал музеем.


— О Растрелли говорят, что он соединил европейскую архитектурную школу и российскую традицию в зодчестве, восток и запад. Но, на мой взгляд, в его работах нет выраженных восточных черт. Как и нет особенного новаторства: он — естественное продолжение развития отечественной архитектуры. Творчество Растрелли стало знаковым для Санкт-Петербурга: архитектор работал над императорскими заказами, на которые не жалели денег, и масштаб был соответствующий.

Работы Растрелли показывают его собственное миропонимание. С одной стороны — вычурность рококо, с другой — ордера, классические элементы. Растрелли выражал архитектурной пластикой то, что видел, и то, в чем жил. Он создал с нуля архитектурную среду, которой до него не было, среду, поражающую до сих пор.

Туристический образ Санкт-Петербурга и окрестностей появился благодаря Растрелли. Он построил Екатерининский дворец в Царском Селе, Петергофский дворец, Зимний и Строгановский дворцы в Санкт-Петербурге. За Растрелли настолько прочно закрепилась роль главного архитектора эпохи, что его авторству приписывали чуть ли не все парадные строения времен правления Елизаветы.

На мой взгляд, работы Растрелли — не безвкусица, а своего рода вкус. Может ли быть у вкуса вершина? Египетские пирамиды — вершина вкуса? А однообразные триумфальные арки? В их основе — куски камня, решающие утилитарную, рекламно-политическую задачу. Какую задачу решает Зимний дворец? Императрица Елизавета не могла жить в более простом доме? Могла. Но украшения и помпезность подчеркивают статус. С практической точки зрения дворец не нужен, но для императорской власти — необходим. И он настолько великолепен, что по убранству был так же богат, как и церковь, потому как императоры — наместники Бога на Земле.

Карло родился в 1675 г. во Флоренции (Италия) вторым сыном в семье зажиточного флорентийского дворянина Франческо Растрелли.
Фамилия Растрелли принадлежала к числу потомственных горожан Флоренции. Его дед Джакомо Растрелли уже 1618 году пользовался дворянскими привилегиями, но лишь его отец с братом Доминико получили патент на дворянство.
Заметив художественные наклонности сына, отец, отдал его в скульптурную мастерскую, где Карло прошел отличную выучку. Он хорошо рисовал, умел работать в бронзе, постиг художественное литье и ювелирное дело, получил навыки архитектурного проектирования, познакомился со строительной техникой и гидравликой, освоил искусство театрального живописца.

В 1698 году Карло отправляется в Рим, чтобы попытаться реализовать себя как искусного скульптора. Но, Рим был уже переполнен амбициозными талантами, поэтому уже на следующий году ему пришлось вернуться домой.
Вернувшись в 1699 г. во Флоренцию Карло женится на испанской дворянке Анне-Марии и в 1700 г. он вместе с беременной женой уезжает в Париж в надежде на успех и удачу в новой жизни. Уже в Париже Анна рожает сына, который впоследствии станет известным российским архитектором Франческо Растрелли.

Из Кенигсберга через Ригу и Нарву Растрелли, наконец, прибыл 24 марта 1716 г. в Петербург.

В начале 20-х годов Растрелли становится церковным старостой в католическом костеле Греческой слободы в районе Финских шхер и патроном его французской общины. В его квартире была устроена кирка, где францисканец из Парижа Кондилье (Колдимер), периодически окормлял французских прихожан костела.

10 ноября 1730 года Растрелли был назначен придворным архитектором. Ему было велено передавать любое каменное строительство, относящееся ко двору Её Императорского Величества. Жалование зодчего составило по контракту 800 рублей в год. Контракт продлили в 1734 году, установив жалование в 1 500 рублей в год. Карло Растрелли в документах одного и того же времени называют скульптором-архитектором и архитектором-скульптором. Но всё-таки, в первую очередь ему удавалась скульптура. Архитектурные решения, скорее всего, в его работах в большой части принадлежали его сыну Франческо Бартоломео.

Анна Иоанновна приняла Растрелли в конце мая. Он привёз с собой восковой бюст её матери, царицы Прасковьи Фёдоровны. В результате встречи Растрелли было указано строить дворец в Кремле, против цейхгауза (арсенала). В помощники к итальянцу был приставлен немецкий архитектор Г.-И. Шедель (1680 – 1752). 13 июня 1730 г. Растрелли подал смету строительства. В первых числах июля началась работа. Для быстроты новый дворец (Анненгоф) было решено строить деревянным, в один этаж.
19 января 1731 года Растрелли было велено строить новый Анненгоф в Лефортове. Этот дворец принял хозяев уже осенью. Сразу после новоселья Анна Иоанновна решила переехать в Петербург. Для обустройства новой резиденции туда направили обоих Растрелли, где Карло и Франческо активно включились в строительство Зимнего дворца.

В Москве Растрелли прожил до осени 1732 г., пробыв в древней столице более полутора лет.

В 1732 г. сын Франческо Бартоломео женился на девице Уоллис, и у Карло появились внуки: в марте 1733 г. Иосиф-Яков, в декабре 1734 г. Елизавета-Катерина, в октябре 1735 г. Элеонора. Семье потребовалось более вместительное жилище, которое они получили на Первой Береговой улице, у церкви Всех Скорбящих в доме ранее принадлежащим сенатору Юрию Юрьевичу Трубецкому (1668 – 1739). Для жилья скульптора, его учеников и помощников было отведено десять покоев и по чертежу самого Растрелли возведен целый ряд служебных строений.

Холера 1737-1738 гг. унесла жизни его внука Иосифа-Якова и внучки Элеоноры.

Последние годы жизни Растрелли отмечены мощным творческим подъёмом. Мастер достойно завершил свой долгий путь в искусстве. Этот период знаменателен созданием одного из самых его совершенных произведений - конного монумента Петра I, над которым он работал с 1716 года. Увы, скульптор так и не увидел самое капитальное своё произведение отлитым в металле.
Растрелли умер 18 ноября 1744 года.

Читайте также: