Здание русского музея в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 05.07.2024

Государственный Русский музей — великолепное здание, в котором сейчас находится Русский музей, строилось совсем для другой цели. Это был жилой дворец, предназначавшийся для великого князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра I и Николая I, и называвшийся потому Михайловским.

Сэкономь на путешествии!

История

Михаил Павлович был последним из десяти детей Павла I, и царствовать ему не довелось. Тем не менее, заботясь о судьбе младшего сына, августейший отец еще при его рождении распорядился о накоплении средств для строительства его будущего собственного дворца. В 1819 г., по достижении совершеннолетия, Михаил Павлович вступил в должность по руководству русской артиллерией и мог думать о женитьбе. Тогда по указу его старшего брата Александра I, царствовавшего в ту пору, состоялась закладка Михайловского дворца. Его возводил замечательный мастер своего дела, знаменитый итальянский архитектор Карл Росси.

Вскоре Михаил Павлович женился на молоденькой вюртембергской принцессе, получившей при переходе в православие имя Елены Павловны. Сначала молодожены поселились в Зимнем дворце, но в 1825 г. переехали в только что законченный Михайловский дворец, сразу же ставший новым украшением столицы. Этот дворец с восьмиколонным портиком поражает торжественной величавостью и изысканностью классических пропорций. В его отделке участвовали лучшие художники и мастера прикладного искусства того времени. Перед дворцом разбит парадный двор с великолепной чугунной оградой.

Михайловский дворец был для великого князя, занимавшего должность генерал-инспектора инженерных войск, одновременно и домом, и местом службы. Во дворце не только устраивались шумные великосветские балы, на которые цветы привозили на двухстах подводах, но и заседали комитеты, Михаил Павлович принимал военных и гражданских лиц, организовывал торжественные приемы по случаю назначения в должность и производства в офицеры. Жизнь во дворце обеспечивал громадный по числу персонал: летом - до 300, зимой - до 600 человек.

Для устройства музея дворец был перестроен архитектором Свиньиным. Его основу составили картины из царских резиденций, Эрмитажа, собрания Академии художеств. В 1916 г. для размещения растущих коллекций рядом с Михайловским дворцом по проекту академика архитектуры Бенуа был возведен выходящий на канал западный корпус (часто называемый корпусом Бенуа). Дворец и корпус Бенуа соединены переходом, благодаря которому можно проходить из одного в другой, не выходя на улицу.

После революции Русский музей значительно пополнился за счет национализированных художественных ценностей и новых приобретений. Сейчас в его фондах около 400 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Музейные экспозиции охватывают все этапы русского искусства - от древнерусских икон до современного авангарда. Старинные иконы и живописные и скульптурные произведения XVIII -XIX вв. представлены в самом Михайловском дворце, а в корпусе Бенуа находятся в основном работы мастеров XX в. Там же часто организуются временные выставки.

Экскурсия в музей

В музей входят через цокольный этаж, где расположены кассы и гардеробы, а затем поднимаются наверх в огромный колонный вестибюль. Осмотр принято начинать со второго этажа, поскольку хронология экспозиции начинается именно оттуда. Но прежде чем окунуться в прекрасный мир древнерусской иконописи, оцените великолепный парадный вестибюль и торжественную лестницу Михайловского дворца. Дух захватывает от ощущения высоты и простора, когда поднимаешься по этой широкой, разветвляющейся на два марша лестнице на галерею второго этажа, окруженную восемнадцатью грандиозными коринфскими колоннами.

В четвертом зале выставлены работы известного иконописца Дионисия из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, поражающие сочетанием неизъяснимой легкости и ясности с торжественностью и своеобразным пафосом. Тут же и поздние образцы московской школы, для которых становится характерна прорисовка мелких деталей и преобладание красного и золотого цветов.

В следующем зале - живопись второй трети XVIII в. Тут и широко известные детские портреты семьи Фермор кисти Ивана Вишнякова, и выразительные полотна Алексея Антропова, к примеру, большой портрет Петра III, нелюбимого мужа Екатерины II.

Затем мы попадаем в угловой зал, вызывающий восхищение своим золоченым потолком и удивление стоящей посредине огромной бронзовой статуей. Этот скульптурный портрет императрицы Анны Иоанновны с арапчонком сделал ваятель Растрелли, отец известного архитектора.

Далее нас ждет эпоха Екатерины Великой - скульптурный (работы Федора Шубина) и живописный портреты государыни и известнейший цикл из семи портретов выпускниц основанного ею Смольного института благородных девиц, созданный Дмитрием Левицким.

Затем словно бы происходит чудо - из музейных залов мы переносимся в эпоху великого князя Михаила Павловича, попадая в не тронутый переделками Белый зал, поражающий размерами и совершенством. Здесь до сих пор сохранилась оригинальная отделка Росси и подлинная мебель, сделанная по его эскизам. Просторный зал, выходящий окнами в Михайловский сад, освещают бронзовые золоченые люстры, мягко подсвечивающие богатую цветом живопись плафонов. Поблескивает гладь искусственного мрамора на стенах и колоннах, сверкает натертый наборный паркет, расставленная в строгом порядке резная золоченая мебель довершает роскошное убранство. Кажется, вот-вот откроется дверь и войдут хозяева дома и гости. Ведь именно здесь у великой княгини Елены Павловны собирались столичные и заезжие знаменитости, общественные деятели и политики, музыканты и композиторы, ученые, писатели.

Тема картины взята из древнеримской истории. Помпеи - старинный римский город, расположенный у подножия Везувия, в 79 г. н.э. в результате сильнейшего вулканического извержения был залит лавой и засыпан камнями и пеплом. Тысячи жителей погибли на улицах города во время панического бегства. В картине Брюллов противопоставляет губительным стихиям природы душевное величие и красоту человека.

Эту картину можно рассматривать долго, подмечая все новые и новые детали. Вот распростертая фигура молодой женщины, разбившейся при падении из колесницы. Вот два молодых помпеянина несут на плечах своих больного старика-отца. Вот молодожены - юноша-муж поддерживает падающую в изнеможении жену с брачным венком на голове. Вот сын (в его образе подразумевается римский писатель Плиний-младший, очевидец трагедии) пытается спасти старую мать. В картине есть и языческий жрец, и христианский священник, как бы олицетворяющие уходящий античный мир и зарождающуюся на его обломках христианскую цивилизацию. Если присмотреться, то можно увидеть и автопортрет Брюллова, изобразившего себя в виде помпеянского художника, который, спасаясь из города, уносит с собой ящик с кистями и красками. А в образе матери, прижимающей к себе дочерей, живописец увековечил женщину, в которую был влюблен, - знаменитую светскую даму графиню Юлию Самойлову. Ее же портрет с воспитанницей висит у двери в следующий зал.

В корпусе Бенуа постоянно устраиваются интересные временные выставки. Это происходит обычно на его первом этаже и в части залов второго этажа. У корпуса Бенуа есть собственный вход со стороны канала Грибоедова, так что можно попасть туда и напрямую, минуя Михайловский дворец.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей в Петербурге — самый обширный музей русского искусства в мире. Он был основан Николаем II в 1895 г. и торжественно открылся для посетителей 19 марта 1898 г.


Государственный Русский музей

Изначально музей располагался в залах Михайловского дворца. Собрание музея в тот период насчитывало 1880 произведений живописи, скульптуры, графики и древнерусского искусства, переданные из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии Художеств.

История Михайловского дворца

Здание построено в стиле ампир. Идея постройки новой резиденции для князя Михаила Павловича принадлежала его отцу, императору Павлу I. Но Павлу I не пришлось увидеть воплощение своей идеи, так как в результате дворцового переворота он погиб. Несмотря на это, приказ императора был выполнен. Когда Михаилу исполнился 21 год, император Александр I решил начать строительство дворца.

Архитектором Михайловского дворца был Карл Росси (о нем читайте на нашем сайте в статье: Александринский театр).

Зодчим был спланирован не только дворец, но также площадь перед ним и две новые улицы (Инженерная и Михайловская).


Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а само строительство началось 26 июля. Со стороны Марсова поля появился сад при дворце — также Михайловский. 11 сентября 1825 года дворец был освящён.

Филиалы музея

Русский музей сегодня размещается, кроме Михайловского дворца, в зданиях, являющихся памятниками архитектуры XVIII-XIX веков:

Летний дворец Петра I
Мраморный дворец
Инженерный (Михайловский) замок
Строгановский дворец
Домик Петра I

Музейное пространство дополняют Михайловский и Летний сады.

Летний дворец Петра I


Летний дворец Петра I

Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710-1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.

Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года: с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Отделка помещений была создана художниками А. Захаровым, И. Заварзиным, Ф. Матвеевым.

Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.

Мраморный дворец


Ринальди приехал в Россию по приглашению графа К.Г. Разумовского, и в 1754 году получил должность архитектора при дворе князя Петра Федоровича и его супруги, будущей императрицы Екатерины II. Он построил Китайский дворец в Ораниенбауме, дворец графа Г.А. Орлова в Гатчине и др. Но Мраморный дворец – возможно, самое значительное из всех его сооружений. Дворец был предназначен для Григория Орлова – фаворита Екатерины II, главного организатора ее восшествия на престол. Свое название здание получило из-за необычной для Петербурга отделки фасадов натуральным камнем. В это время в России как раз были найдены богатые месторождения мрамора. Для внутренней и внешней отделки дворца использовались тридцать два сорта северного и итальянского мрамора. Строгий внешний облик здания характерен для раннего классицизма.

В 90-е годы XX века дворец стал филиалом Русского музея.

Инженерный (Михайловский) замок


Инженерный (Михайловский) замок

Построен по заказу императора Павла I на рубеже XVIII—XIX веков и ставший местом его смерти.

Проект дворца был разработан архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I, желавшего сделать его своей главной парадной резиденцией. Строительством руководил архитектор В. Бренна (который долгое время ошибочно считался автором проекта). Бренна переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров.

Помимо Баженова и Бренна в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках Бренна также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. Павел I ускорял строительство, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год.

В 1823 г. замок заняло Главное инженерное училище.

В 1991 г. треть помещений замка подарено Государственному Русскому музею, в 1995 г. музею подарен весь замок.

Строгановский дворец


Дворец Строгановых, построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753-1754 гг., один из образцов русского барокко.

В создании дворца помимо Ф. Б. Растрелли участвовали А.Н. Воронихин, И. Ф. Колодин, К. Росси, И. Шарлемань, П. С. Садовников.

Строгановы (Строгоновы) — род русских купцов и промышленников, из которого происходили крупные землевладельцы и государственные деятели XVI-XX веков. Выходцы из разбогатевших поморских крестьян. С XVIII века — бароны и графы Российской империи. Род пресёкся в 1923 году.

Здание является филиалом Русского музея с 1988 г.

Домик Петра I


Первая постройка в Санкт-Петербурге, летнее жилище царя Петра I в период с 1703 по 1708 гг. Этот небольшой деревянный домик площадью 60 м² был построен солдатами-плотниками недалеко от Троицкой площади всего за три дня. Здесь же 27мая 1703 г. прошло празднование по случаю присоединения земель и основания нового города.

Домик строился из тёсаных сосновых брёвен на манер русской избы. Сени делят его на две части. Кроме этой особенности, а также дверей, украшенных орнаментальными металлическими накладками,— типичных черт, присущих русской архитектуре XVII века,— всё в доме напоминает об увлечении царя голландской архитектурой. Так, Пётр, желая придать дому вид каменного строения, приказал стесать брёвна и расписать их под красный кирпич, высокую крышу покрыть гонтом под черепицу, а непривычно большие окна сделать с мелкой расстекловкой. В домике отсутствовали печи и дымоходы, поскольку Пётр жил в нём лишь в тёплое время года. Домик сохранился практически в первоначальном виде.

Коллекции Русского музея

Наиболее полной является коллекция искусств XVIII — первой половины XIX веков. Достаточно перечислить только некоторые фамилии, чтобы получить представление о художественном богатстве музея: А. Матвеев, И. Никитин, Карло Растрелли, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, А. Лосенко, Д. Левицкий, Ф. Шубин, М. Козловский, И. Мартос, С. Щедрин, О. Кипренский, А. Венецианов, Ф. Бруни, К. Брюллов, П. Федотов, А. Иванов.


К. Брюллов "Последний день Помпеи"


К. Брюллов "Портрет А. Демидова"

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Вторая половина XIX века представлена работами художников: Ф. Васильева, Р. Фелицына, А. Гороновича, Е. Сорокина, Ф. Бронникова, И. Макарова, В. Худякова, А. Чернышёва, П. Риццони, Л. Лагорио, Н. Лосева, А. Наумова, А. Волкова, А. Попова, В. Пукирева, Н. Неврева, И. Прянишникова, Л. Соломаткина, А. Саврасова, А. Корзухина, Ф. Журавлёва, Н. Дмитриева-Оренбургского, А. Морозова, Н. Кошелева, А. Шурыгина, П. Чистякова, Ивана Айвазовского.


И. Айвазовский "Девятый вал"

Изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

Всё говорит о величии и мощи морской стихии и беспомощности перед ней человека. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

Размер картины — 221 × 332 см.

В музее также представлены картины художников-передвижников: Г. Мясоедова, В. Перова, А. Боголюбова, К. Маковского, Н. Ге, И. Шишкина, И. Крамского, В. Максимова, И. Репина, В. Васнецова, В. Сурикова, Н. Абуткова.


Н. Ге "Тайная вечеря"

На картине художника изображен эпизод из земной жизни Христа, описанный в Евангелии от Иоанна (гл. 13). Оно было любимым Евангелием Ге. Отрывок данного текста детально совпадает с изображенным на картине.

Иисус встал с вечери… влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем… Когда же умыл им ноги… то, возлегши опять сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? … если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам…

…Иисус возмутился духом и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком он говорит. Один же из учеников его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это… он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмокнув кусок хлеба, подам. И, обмокнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежащих не понял, к чему Он это сказал ему… Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.

Конец XIX-начало XX века представлены художниками И. Левитаном, П. Трубецким, М. Врубелем, В. Серовым.


И. Левитан "Сумерки. Луна"

В конце жизни для Левитана особенно характерным стало обращение к сумеречным пейзажам, наполненными тишиной, шорохами, лунным светом и тенями. Одной из лучших работ этого периода является эта картина из собрания Русского музея.

В состав объединения входили художники: Бакст, Н. Рерих, Добужинский, Лансере, Митрохин, Остроумова-Лебедева, Чемберс, Яковлев, Сомов, Ционглинский, Пурвит, Сюннерберг.

В древнерусском отделе широко представлены иконы XII—XV веков (например, Ангел Златые власы, Богоматерь Умиление, Дмитрий Солунский, Чудо Георгия о змие, Борис и Глеб и др.), произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров. Всего коллекция Русского музея составляет порядка 5 тысяч икон XII — начала XX века.

Андрей Рублев


Андрей Рублев "Апостол Павел"

Андрей Рублев (умер ок.1430 г.) — иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный.

Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен.

В настоящее время в собрание Русского музея входят отделы: русская и советская живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладного и народного искусства (мебель, фарфор, стекло, резьба, лаки, изделия из металла, ткани, вышивка, кружево и др.). Коллекция музея насчитывает более 400 тыс. единиц хранения.

Здание Государственного Русского музея

Ровно 115 лет назад начал работу Государственный Русский музей, основанный в Санкт-Петербурге по указу императора Николая II.

Государственный Русский музей (ГРМ) – первый в России государственный музей русского изобразительного искусства, был основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по указу императора Николая II и открыт для посетителей 19 марта (7 марта по старому стилю) 1898 года.

Специально для музея в 1895 году было выкуплено здание Михайловского дворца, построенного по проекту известного архитектора Карла Росси в 1819-1825 годах в стиле высокого классицизма. В 1895-1898 годах внутренние помещения дворца были перестроены и приспособлены для нужд музея по проекту архитектора Василия Свиньина.

В день открытия музея его экспозиция была представлена в 37 залах. Собрание включало 445 живописных работ, 111 произведений скульптуры, 981 графический лист (рисунки, гравюры и акварели), а также около пяти тысяч памятников старины, составивших коллекцию христианских древностей (иконы и изделия декоративно-прикладного искусства древней Руси). Основу собрания первого государственного музея России составили произведения искусства, ранее хранившиеся в Академии художеств, Эрмитаже, а также Зимнем, Гатчинском и Александровском дворцах, и коллекции, переданные музею частными лицами – собрание портретной живописи князя Алексея Лобанова Ростовского, коллекция графики княгини Марии Тенишевой и другие. За первые десять лет существования музея его собрание возросло почти вдвое.

В первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 года рост коллекции происходил ускоренными темпами, благодаря деятельности Государственного музейного фонда, осуществлявшего в 1921-1928 годы распределение между музеями национализированных сокровищ русского и мирового искусства. В это время в состав собрания вошли и многочисленные частные коллекции.

С 1954 года в музее была организована собственная экспертно-закупочная комиссия. В последующие десятилетия регулярными стали поступления произведений современного искусства через министерства культуры СССР и РСФСР, Союз художников, закупки на зональных, республиканских, всесоюзных групповых и персональных выставках.

Согласно первоначальной структуре, музей имел три отдела: отдел, посвященный памяти императора Александра III; этнографический и художественно-промышленный отдел; художественный отдел. Название "Русский музей" изначально и традиционно закрепилось за художественным отделом. Памятный отдел должен был занять важное место в структуре музея, но строительство помещения для него затянулось, и в связи с последующими историко-политическими событиями в стране так и не был открыт. Сформированный вместо него историко-бытовой отдел в 1934 году был частично передан Эрмитажу и лег в основу отдела русской культуры этого музея. Этнографический отдел просуществовал в составе Русского музея до 1934 года, когда он был выделен в самостоятельный Государственный музей этнографии народов СССР.

В 1914-1919 годах по проекту архитекторов Леонтия Бенуа и Сергея Овсянникова рядом с первым основным зданием музея — Михайловским дворцом, был построен выставочный павильон, получивший название корпуса Бенуа. В 1989-1994 годах в ведение музея были переданы Михайловский (Инженерный) замок, Строгановский и Мраморный дворцы. В 1998 году в музейный комплекс вошли Михайловский сад и два сквера у Михайловского (Инженерного) замка, в 2002 году – Летний сад и дворец музей Петра I. Общая площадь музейного комплекса составляет около 30 гектаров.

Русский музей сегодня — уникальное хранилище художественных ценностей, реставрационный центр, научно-исследовательский институт, один из крупных центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев РФ, курирующий работу 260 художественных музеев России.
В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает более 400 тысяч экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства более чем за тысячу лет – с Х по ХХI век.

Музейное собрание постоянно пополняется. Немало ценных коллекций и отдельные произведения русского изобразительного искусства безвозмездно передают в дар коллекционеры, авторы и их наследники. Редкие вещи приобретает музей на международном антикварном рынке – на аукционах "Кристи" и "Сотби".
Ежегодно в стенах музея проводится около 50 временных выставок и около десяти – в городах России и за рубежом.

В основной экспозиции музея в Михайловском дворце, корпусе Бенуа и флигеле Росси представлены произведения иконописцев Андрея Рублева и Дионисия, скульптора Федота Шубина, художников Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Карла Брюллова, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Казимира Малевича, Василия Кандинского и многих других.

В парадных залах Строгановского дворца с 2005 года работает постоянная экспозиция "Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы". В Мраморном дворце работает постоянная экспозиция "Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских". На I этаже дворца располагается мемориальный музей Константина Романова — "К.Р.", поэта Серебряного века. С 1995 года открыт для посетителей "Музей Людвига в Русском музее" – постоянная экспозиция искусства конца XX века.

В ноябре 2012 года в Михайловском замке была открыта постоянная экспозиция "Лица России", демонстрирующая эволюцию портретного жанра в отечественном искусстве от начала XVIII века до изображений советских вождей, рабочих и колхозников середины ХХ века. Здесь собраны произведения Ильи Репина, Карла Брюллова, Василия Сурикова, Алексея Венецианова, Ивана Крамского и других прославленных живописцев.

Отделом новых технологий разработана интерактивная программа "Лица России", которая установлена в информационном киоске на экспозиции.

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге – архитектурный шедевр, созданный в Российской империи русским архитектором итальянского происхождения Карлом Росси, главное здание Русского музея. Полюбоваться сооружением прибывали знаменитые иностранцы, признавшие Михайловский дворец лучшим зданием Европы. Император наградил архитектора за работу орденом Святого Владимира Ш степени и участком земли для строительства собственного дома в Санкт-Петербурге за казенный счет.

Предпосылки возникновения и история строительства

История возникновения дворца начинается в 1798 году с рождения сына Павла I, Михаила. Император повелел ежегодно откладывать средства на строительство для наследника, который величием и роскошью затмил бы резиденции европейских государей, подчеркнув статус Российской империи.

12 марта 1801 года царя убила группа заговорщиков. Новый император Александр I через 20 лет после смерти отца начал строить резиденцию младшему брату, претворяя в жизнь план отца. Для строительства пригласили Карла Росси, который славился умением и талантом. Строительство велось 6 лет и обошлось в 8 миллионов рублей.

Строить дворец начали в 1819 году на пустыре у реки Мойки. Зодчий скрупулезно продумал закладку фундамента и декорирование здания. Дикий лес около Мойки превратили в ухоженный сад в английском стиле. Рядом с резиденцией Михаила архитектор создал площадь и новые улицы. Для надежности строительства работы велись только в теплое время года. В 1825 году стройка завершилась, и великий князь Михаил Павлович с супругой сразу переехали в новый дом.

Архитектура здания

Михайловский дворец построен в стиле ампир, высокого классицизма. Стиль отражает римскую классику в сочетании с египетскими мотивами: торжественность и парадность в архитектуре, театральность в оформлении построек и интерьеров. Обязательное наличие колонн, пилястров, лепных карнизов.

Фасад дворца

Античные скульптуры (сфинксы, львы) располагаются упорядоченно с соблюдением равновесия и симметрии. Стиль с массивными формами, элементами военной символики подчеркивает могущество власти и государства.

К главному корпусу двухэтажного здания по бокам примыкают два служебных – для кухни, манежа и конюшен Флигеля связаны со зданием металлической изгородью с несколькими воротами.

Скульптура льва

Фасад изумляет изысканностью и утонченностью убранства. В центральной части – элегантный портик: выступающая вперед часть с семью арками, которую поддерживают восемь колонн. По обе стороны от портика на главном фасаде размещены по шесть колонн. Строение украшено белоснежной лепниной.

Первый этаж декорирован рустами – камнями оригинальной фактуры, тщательно подогнанными друг к другу, которые придают зданию неповторимость и уникальность. Ко входу во дворец ведет гранитная лестница, украшенная двумя статуями львов, отлитыми специально для Михайловского дворца. Величественные хищники к центру обращены боком, под лапами держат каменные шары – символ солнца.

Перед лицевой стороной – уютный садик. Дворец окружает строгая чугунная ограда – символ мощи и славы России и императорской семьи. Каждую секцию украшает кованый лавровый венок, на створках ворот – щиты и скрещенные мечи. Венчает ворота императорский двуглавый орел.

Интерьеры Михайловского дворца

Роскошь внутреннего убранства превосходит отделку лучших дворцов Европы. Стены залов отделаны под мрамор с зеркалами во всю высоту Потолки украшены живописью, лепниной, полы из розового, красного, черного дерева. Двери – из березы с резьбой и позолотой.

Парадная лестница

Элементы декора архитектор продумал до мелочей. Декорация стен и потолков, обои – новинка того времени, резная мебель, атласные подушки и элегантные люстры – все пребывает в гармонии.

Над созданием интерьеров Михайловского дворца вместе с Росси работали скульпторы Пименов, Демут-Малиновский, художники – Скотти, Виги, Медичи, Брюллов, мраморщик Щенников. Резчики, паркетчики, мебельные мастера трудились над созданием неповторимых интерьеров. На украшение усадьбы ушло больше денег, чем на строительство.

Обзор залов

Этажи и залы объединяет вестибюль, украшенный вензелями, фризами, барельефами с атрибутикой русского оружия. Все помещения архитектор сконцентрировал около внутренней лестницы. На первом этаже – личные покои Михаила Павловича, состоящие из шести скромных комнат без излишней роскоши. Квартиры придворных расположены здесь же.

Интерьер Михайловского дворца

Арсенал с коллекцией оружия и мундиров занимает одну из комнат князя. Роскошная комната в покоях хранит военное снаряжение и мундиры, головные уборы и ордена В коллекции Михаила Павловича три пушки, подаренные императором Николаем I, из которых стреляли при подавлении восстания на Сенатской площади.

Михаил Павлович – участник подавления восстания декабристов на Сенатской площади. Великий князь настоял на замене смертной казни каторгой Вильгельму Кюхельбекеру, поэту и другу Пушкина, которого обвиняли в том, что стрелял в Михаила Павловича.

На втором этаже – комнаты для проведения балов и приемов. В центре анфилады залов роскошно и оригинально отделан Белоколонный зал. Художественное оформление впечатляет. Разделенный на три части рядами колонн, он украшен барельефами и живописными панно со сценами из античных поэм.

Второй этаж

Мебель и хрустальные люстры сделаны по эскизам Карла Росси. Отделка зала в бело-золотом цвете. Комнаты перекрыты системой зеркальных сводов, украшенных росписью.

Современники о достоинствах дворца

Английский король Георг, восхищенный великолепием резиденции, попросил русского государя изготовить для него макет здания с точной моделью Белоколонного зала. Модель с размером основания 2м на 2м изготовлена и доставлена в Англию русскими мастерами.

Центр культурной жизни Петербурга

Михайловский дворец сразу стал центром светской жизни и культурным центром столицы. Михаил Павлович, сторонник просвещения, устраивал литературные и театральные вечера и светские приемы.

Потолок

Здесь устраивались полковые праздники, аудиенции по случаю вступления в должность. Великолепные танцы, угощение, музыкальное сопровождение, декор и численность гостей восхищали иностранцев. За порядком во дворце присматривали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.

Резиденцию посещали Пушкин, Тютчев, Жуковский, Миклухо-Маклай, Брюллов, Айвазовский. Позднее при содействии вдовы Елены Павловны Рубинштейн основал во дворце Русское музыкальное общество и первую в России консерваторию.

После смерти владельцев император Александр III выкупил дворец у наследников за казенный счет. Министр финансов Витте предложил устроить в здании Императорский музей русского искусства.

В 1895 году Николай II указом превратил инфраструктуру императорской резиденции в Русский музей, который открылся в 1898 году. В музее – творения именитых художников и скульпторов Андрея Рублева и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала.

Экспонаты Русского музея

Сегодня Михайловский дворец поражает туристов архитектурой и интерьерами. Во дворце обширная коллекция шедевров российского искусства. В Академическом зале проходят концерты, тематические мероприятия по изучению национальной истории и традиций:

  • В залах Музея – коллекция икон 6 тысяч экземпляров.
  • Портретная и историческая живопись времен Петра Великого.
  • Выставки образцов мебели.
  • Картины Сурикова, Репина, Верещагина, Перова, Саврасова.
  • В 12 залах – выставка народного искусства с 50 тысячами экземпляров.
  • Резьба и роспись по дереву, предметы кузнечного мастерства и текстиль, глиняная и деревянная мебель, посуда и игрушки.
  • Палехская роспись и хохлома, дымковская игрушка и финифть, кружево и подносы из Жостово, резьба по кости и гжель.

Сад Михайловского дворца

Михайловский сад принадлежит к лучшим паркам Санкт-Петербурга. Владелица парка Елена Павловна, супруга великого князя Михаила Павловича, устроила в саду английские лужайки, дорожки для верховой езды, новые пруды.

Михайловский парк

В 1881 году, когда народовольцы неподалеку от парка убили Александра II, на месте гибели императора построили собор Спас на Крови. От парка храм отделили решеткой, которая восхищает способом и качеством исполнения. Переплетенные между собой цветы и листья решетки выполнены столь искусно, что кажутся живыми. Каждый сегмент решетки размещен между двумя круглыми колоннами, облицованными красным кирпичом. Всего колонн 36.

Павильон на берегу реки

Красивейший павильон, построенный Карлом Росси на берегу реки Мойки, – пристань для лодок, созданная из редких пород гранита. К набережной причаливали лодки с гостями. В павильонах их встречали хозяева, угощая чаем, сладостями, фруктами.

Читайте также: