Образовательная среда колледжа кратко

Обновлено: 05.07.2024

ВложениеРазмер
razvivayushchaya_obrazovatelnaya_sreda_filiala_gapou_lpk.docx 28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Ключевые слова: среда, развивающая образовательная среда, компетентностно-ориентированная среда.

Актуальность данной темы обусловлена преобразованиями в современном российском обществе, определяющими новые условия, в которых придется работать молодому специалисту, выпускнику среднего профессионального учебного заведения. Тенденции развития современного профессионального образования свидетельствуют о приоритетном значении среды как фактора подготовки будущих специалистов, активизирующего потенциал творчества, компетентности и конкурентоспособности студента.

Тема образовательной среды и образовательного пространства сегодня продолжает разрабатываться, обсуждаться и исследоваться, что подтверждается многочисленными публикациями в периодических изданиях психолого-педагогической тематики. Особый интерес представляет рассмотрение образовательной среды как пространства для разностороннего развития личности.

В широком смысле образовательная среда трактуется как совокупность факторов развития личности и включает социокультурные и экономические условия, влияющие на образование, информационный базис, тип межличностных отношений, способы взаимодействия личности с окружающим миром. Целенаправленно создаваемая образовательная среда включает в себя требования к образованности, социокультурные ресурсы, саму деятельность преподавателей с ее авторскими моделями, потенциал преподавательско-студенческого коллектива, нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в сфере образования, материально-предметную базу образовательной организации.

Таким образом, образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия индивида с которыми происходит становление его личности [1].

В профессиональной образовательной организации одним из направлений подготовки успешного специалиста, отвечающего современным требованиям рынка труда, является создание условий для развития его профессионально и социально-значимых компетенций, которые в своей совокупности представляют профессиональную образовательную среду.

ФГОС СПО, основанные на компетентностном подходе к подготовке специалиста, ориентируют на профессиональную направленность содержания образования, что предполагает инновационные методы в организации учебной и производственной практики, активное внедрение практико-ориентированных технологий обучения и воспитания, усиление междисциплинарных связей и развитие способности личности интегрировать разнопредметные знания, использовать их для решения профессиональных и жизненных ситуаций. В этих условиях особое значение приобретает компетентностно-ориентированная среда, без которой становится невозможным формирование общих и профессиональных компетенций лежащих в основе успешной профессиональной деятельности выпускника.

Образовательная среда колледжа рассматривается нами как совокупность условий и возможностей для самоопределения и профессионально-личностного становления будущего специалиста. Компетентностно-ориентированная образовательная среда, определяется новыми ценностно-смысловыми основаниями, ориентацией на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся, адекватных их предстоящей социально-профессиональной деятельности, направленностью на развитие системы социального партнерства.

Под компетентностно-ориентированной образовательной средой понимается организуемая в колледже, профессионально-образовательная ситуация – совокупность специально организованных психолого-педагогических условий, востребующих, поддерживающих и создающих возможности становления специалиста в компетентностном формате, профессиональной и социальной мобильности выпускников, их готовности к дальнейшему профессиональному развитию и совершенствованию.

Процесс создания компетентностно-ориентированной образовательной среды колледжа как среды профессионально-личностного развития и саморазвития осуществлялся согласно следующему алгоритму:

Выявление целей и задач образовательного процесса (на основании требований ФГОС СПО и потребностей субъектов образования);

Разработка концептуальных основ (модели) компетентностно-ориентированной среды;

Определение качественных характеристик предполагаемой образовательной среды и ее структурных компонентов;

Определение содержания образовательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами, технологий достижения поставленных целей;

Организация отдельных компонентов и подструктур образовательной среды;

Определение критериев и показателей для определения эффективности созданной образовательной среды.

Развивающий потенциал формируемой среды, призванной обеспечить профессионально-личностное становление студентов, обуславливался следующими принципами:

· Ведущими целями образования являются развитие интеллектуальной, эмоциональной, физической, социальной и духовной сфер сознания личности студента, формирование необходимых для осуществления профессиональной деятельности компетенций;

· Центральным принципом становится самоценность студента и самоценность педагога;

· Приоритетная форма организации образовательного процесса – самостоятельная, самоуправляемая учебная деятельность студента;

· Образовательный процесс выстраивается в логике учебного взаимодействия и сотрудничества;

· Организация разнопланового межсубъектного взаимодействия, способствующего профессиональному становлению будущего специалиста, усвоению студентом стиля профессионального педагогического взаимодействия и корпоративной культуры;

· Социальное партнерство, в образовательном процессе всех лиц, заинтересованных в формировании компетентного специалиста, (привлечение работодателей к формированию содержания и обеспечению образовательного процесса в колледже).

Для того, чтобы создать образовательную среду, способствующую развитию личности студента – будущего специалиста необходимо четко представлять себе реальные каналы и механизмы формирования присущего его профессии способа видения мира и понимания своего места в нем.

Сегодня в колледже созданы благоприятные предпосылки для дальнейшего развития компетентностно-ориентированной среды, обогащения ее развивающего потенциала. Главной целью деятельности является формирование мировоззрения будущего специалиста и способности реализовать профессиональные умения и компетенции в практической деятельности, в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее значимыми результатами работы педагогического коллектива колледжа по формированию образовательной среды и подготовке специалистов являются:

2. Достижение нового качества образования, соответствующего требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, современным потребностям общества и личности, на основе использования новых педагогических технологий, методов, форм работы. Так, работодатели в своих отзывах подчеркивают личную дисциплинированность студентов социально-педагогического колледжа, умение решать проблемы и конфликты, анализировать и корректировать свою профессиональную деятельность, тактичность в общении с коллегами, восприимчивость к советам опытных педагогов.

3. Рост образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного процесса. Студенты и преподаватели колледжа – участники олимпиад, профессиональных конкурсов и спортивных соревнований различного уровня.

5. Удовлетворенность участников образовательного процесса качеством образовательной среды колледжа. С целью изучения степени удовлетворенности образовательной средой колледжа было проведено исследование мнения преподавателей и студентов. Результаты опроса продемонстрировали удовлетворенность студентов и преподавателей формируемой в колледже средой: 83 % опрошенных студентов показали, что учебные помещения колледжа полностью отвечают современным требованиям, 86 % считает, что в колледже достаточно учебных пособий, книг, методических материалов для качественного образовательного процесса. Студентами были положительно оценены средства и методы обучения, используемые преподавателями в рамках формируемой в колледже компетентностно-ориентированной образовательной среды (88 % опрошенных считают их достаточными). 79 % обучающихся отмечали, что в колледже созданы все условия для раскрытия творческих способностей, 61 % студентов с интересом участвуют во всех мероприятиях колледжа, 65 % – признают очевидные заслуги преподавателей в своих творческих успехах, 83 % студентов считают, что педагоги и тьюторы создают благоприятный психологический климат.

Таким образом, исследование проблемы формирования образовательной среды позволяет заключить, что развивающая образовательная среда профессионального учебного заведения – это система возможностей и условий формирования разносторонней личности будущего специалиста. Компетентностно-ориентированная развивающая образовательная среда обеспечивает все необходимые компоненты для формирования готовности к профессиональной деятельности: развитие необходимых компетенций, инициативы, самостоятельности, творчества субъектов и в наибольшей степени обеспечивает возможности развития свободы и активности личности будущего специалиста.

Вы не можете посетить текущую страницу потому, что:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет прав на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не был найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, попробуйте одну из следующих страниц:

Если у вас возникли сложности, пожалуйста, свяжитесь с Администратором этого сайта.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Потапова Ольга Николаевна

План-конспект

методического совещания

Потенциал любого профессионального образовательного учреждения в области образовательной деятельности заключается в его способности обеспечить качество образования, то есть создать соответствующие условия, создать эффективную образовательную среду.

Проблема образовательной среды и ее влияние на качество образования занимает ведущее место в современной педагогической науке и практике. Изучением среды, в которой формируется человек, занимались еще такие педагоги как Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Выготский Л.С. и другие.

В Губкинском горно-политехническом колледже, который был образован путем слияния Губкинского горного колледжа, Губкинского политехнического техникума и Губкинского технологического техникума в настоящее время обучается 923 обучающихся: на базе основного общего по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по 7-ти профессиям:

- «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки));

и по 9-ти программам подготовки специалистов среднего звена:

В Губкинском горно-политехническом колледже сформирована образовательная среда, состоящая из социально-культурного компонента, пространственно-предметного компонента и содержательно-технологического компонента. (рисунок 5)

Профессиональное образование предоставляет обучающемуся опыт самостоятельной деятельности, в контексте которой формируется готовность к самостоятельности, к успешной социализации и активной личностно-профессиональной позиции.

Образование эффективно тогда, когда осуществляется межличностное взаимодействие детей и взрослых. К такому взаимодействию относятся олимпиады, конкурсы, семинары, исследовательские проекты, диспуты, дискуссии, экскурсии, занятия в кружках, походы в музеи, театры, спортивные мероприятия и многое другое.

Для того чтобы потенциал образовательной среды использовался полноценно, она должна восприниматься и преподавателем, и обучающимся как пространство самообразования и самоактуализации.

Это проявляется в Колледже разнообразии форм самостоятельной работы, овладении новыми способами познавательной деятельности, проблемном подходе, элементах поиска и исследованиях, творческом характере труда. Совокупность исследовательских, поисковых, проблемно-творческих по своей сути действий, характерных для метода проектов как педагогической технологии, создает для обучающихся колледжа комплекс возможностей для эффективного профессионально-личностного роста, что и является критерием качества эффективной образовательной среды.

Сегодня во всех российских школах, колледжах и вузах завершился учебный год, и он без преувеличения был самым необычным за всю историю современной России. On - line уроки, лекции остались позади, но когда осенью обучающиеся вернуться в класс, система образования уже не будет прежней.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что для всей российской системы образования также как и для нашего колледжа эти три весенних месяца стали временем испытаний. Преподавателям, многим из которых пришлось с нуля осваивать дистанционное преподавание, по началу испытывали настоящий шок. Обучающиеся тоже не сразу привыкли получать знания на расстоянии. Многих родителей до последнего не покидало сомнение в эффективности такого обучения. Но за два с половиной месяца дистанционка стала привычна для всех. Более того, в мае Президент подписал Закон о дистанционном образовании. Оно может вернуться в случае введения в стране режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Министерство просвещения разработало документ, который установит единую для всей страны программу воспитания. В ней будет сделан акцент на такие ценности как Родина, семья, дружба, спорт и здоровье. Воспитательные мероприятия станут частью образовательной программы и будут включены в календарный план учебных заведений.

Образование, в нашем понимании, это не сфера услуг, это, прежде всего воспитание. Воспитанный человек - образованная личность, которая понимает что такое ценности, может развиваться в любом направлении. Не постигая себя через духовный подвиг наших предшественников, человек не может развиваться как личность. Поэтому, несомненно, сфера воспитания должна быть везде.

К сожалению, во многих случаях личностные отношения сейчас вымываются. Объяснять человеку что-то можно, но ты должен чувствовать ответ этой личности на то, что ты объясняешь. Если этого нет, то нет собственно и педагогического процесса как такового, есть просто формальная вычитка каких-то предметов, текстов и т.п.

Поэтому создание эффективной образовательной среды колледжа должно обязательно включать и новые педагогические технологии, и процесс взаимодействия с работодателями, обновление материально-технической базы, актуализацию рабочих программ, взаимодействие со школами, работу с педагогическими кадрами, систему воспитания, что улучшит процесс формирования профессиональных компетенций обучающихся.

Схема самоанализа методического совещания

(При условии проведения данного формата)

Цель занятия: (обучающая, воспитательная)

Образовательная сторона мероприятия, перспективность в работе; какие знания учащиеся приобретают, расширяют, углубляют;

какие навыки и умения учащиеся совершенствуют.

Ознакомление с образовательной средой колледжа

Применение технических средств и наглядных пособий.

Применение проектора с презентацией выступления

Осуществление межпредметных связей, а также связи учебной и воспитательной работой.

Воспитательное значение мероприятия:

формирование интереса к занятиям, к колледжу ;

воспитание коллективной формы взаимодействия;

повышение познавательной активности;

Количество присутствующих учащихся, их активность в подготовке и в мероприятиях занятия. 50 человек

Отношение учащихся к мероприятию: интерес, активность, дисциплинированность, культура поведения, речи.

Реализация намеченного плана.

Донести до слушателей создание процесса формирования образовательной среды колледжа; формирования профессиональных компетенций обучающихся

Осуществление учебных и воспитательных целей, способствующих повышению качества знаний учащихся, их деятельности, формированию положительных качеств личности.

Взаимосвязь социально-культурного, пространственно-предметного и содержательно-технологического компонентов образовательной среды колледжа

Предложения по организации, содержанию и методике проведения воспитательных мероприятий.

Донести до преподавателей, обучающихся информацию по взаимодействию различных компонент колледжа, как одной из воспитательных функций в процессе обучения.


Ключевые слова:профессиональная успешность, образовательная среда, социальное партнерство.

Для успешного осуществления профессиональной деятельности специалист должен обладать определенным набором компетенций, характеризующих его как личность и профессионала и позволяющие ему ориентироваться в своей профессии, быть конкурентоспособным на рынке труда, быть готовым к самообразованию.

Динамизм современных общественных преобразований, вызывает в обществе потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения в ситуациях рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сфер деятельности. Именно поэтому подготовка специалистов, способных к профессиональной и социальной успешности, — одна из важнейших проблем современного профессионального образования России.

Конкуренция между учебными заведениями за качество и диапазон образовательных услуг поднимает новые вопросы успешного и продуктивного управления деятельностью всех их подструктур. Можно предполагать, что борьба за конкурентное преимущество в более широком и жестком рыночном образовательном пространстве будет возрастать.

В основе решения проблемы адаптации человека к современной действительности — как проблемы педагогической — лежит идея создания образовательной среды, актуализирующей интеллектуальные, моральные и коммуникативные возможности личности, обеспечивающие комфортную интеграцию личности в социум.

В каждом образовательном учреждении создается среда, которая отражает цели образовательного учреждения и современные тенденции развития отечественной и мировой системы образования.

Миссия ГБОУ СПО СО Екатеринбургского экономико-технологического колледжа — развивать у обучающихся общие и профессиональные компетенции специалиста, необходимые в условиях инновационной экономики, и позволяющие выпускникам быть востребованными на современном рынке труда города, региона, страны.

При этом под образовательной средой мы понимаем образовательную среду колледжа, в которой гармонично соорганизованы процессы обучения, воспитания, социализации и профессионального становления.

Особенностью профилизации образовательной среды является формирование готовности обучающихся осуществлять эффективный выбор варианта жизнедеятельности, жизненной траектории на рефлексивной основе; оказание помощи в самоопределении, в профессиональной ориентации, в развитии способности к непрерывному самообразованию, самоорганизации, саморегуляции, самосовершенствованию [1, с. 514].

Анализ научной психолого-педагогической литературы (Е. В. Воробьева [2], А. А. Пинский [3 с. 38] и др.) и опыт наших наблюдений также свидетельствуют о необходимости рассмотрения готовности к профилизации образовательной среды в виде триады, включающей в себя:

- информационную готовность — информационная насыщенность и умения использовать информационные потоки о возможных способах получения желаемого места работы; практическую готовность

- владение субъектами образовательной среды умением делать выбор дальнейшего способа трудоустройства; мотивационно-ценностную готовность

- сформированность у выпускника самооценки, адекватной способности и возможностям получить желаемую работу. Наличие ценностных ориентаций и целей, связанных с будущим трудоустройством [2].

Служба содействия трудоустройству предоставляет выпускникам информацию о положении на рынке труда и перспективах трудоустройства по специальностям, создает условия для успешного социального партнерства с организациями и учреждениями, заинтересованными в кадрах, проводит мероприятия с участием службы занятости, оказывает помощь в организации стажировок и практик, предусмотренных учебным планом, а так же, проводит социально-правовое просвещение и информирование при планировании стратегии профессиональной карьеры.

Приоритетными направлениями деятельности Службы, в целях содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников колледжа, являются:

1. Работа со студентами и выпускниками в учебном заведении по получению и представлению информации по вопросам профессиональной направленности и занятости, профориентации.

2. Работа со студентами по формированию дополнительных профессиональных квалификаций, компетенций.

3. Сотрудничество с предприятиями, организациями по вопросам производственного обучения студентов и трудоустройства выпускников.

4. Взаимодействие с органами по труду и занятости населения.

Вопрос о том, чьи потребности удовлетворяет система профессионального образования, и на чей заказ ориентируется, вероятно, актуален всегда. Работодатели в системе социального партнерства начинают выступать в новом ракурсе. Соответствующий Указ подписал в октябре 2012 года и губернатор Свердловской области Е.Куйвашев [4], согласно которому в регионе должен быть принят комплекс мер по реализации государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных рабочих кадров с учетом требований инновационной экономики. Для этого, в первую очередь, необходимо развивать формы сотрудничества и укреплять взаимодействие между образовательными учреждениями и предприятиями региона. Данная деятельность поможет решить проблему подготовки специалистов по перспективным и востребованным специальностям для конкретных предприятий с учетом их реальных потребностей.

Необходимость широкого социального партнерства в образовании предусмотрена современными теоретическими взглядами на образование. Социальное партнерство означает практику совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности.

Колледж успешно сотрудничает с социальными партнерами (Российский союз пекарей, НП Уралпищепром, НП союз предприятий мукомольной и хлебопекарной промышленности и др.)

Представители предприятий-работодателей участвуют в экспертной оценке рабочих учебных программ по профессиональной практике по всем специальностям очной и заочной форм обучения, а также в работе ГАК при проведении итоговой государственной аттестации выпускников; в организации и проведении производственной практики студентов; в проведении совместных мероприятий, таких как научно-практические конференции, семинары, презентации, круглые столы, и т. д.; в содействии трудоустройству выпускников, оказывая им конкретную помощь; в реализации совместных проектов (колледж — работодатели).

В результате функционирования сложившейся системы каждый выпускник при окончании учебного заведения имеет рабочее место. Прослеживается тенденция ежегодного увеличения процента трудоустроенных молодых специалистов на предоставленные рабочие места.

Анкетирование работодателей позволило выявить высокую адаптивную способность молодых специалистов, а также их удовлетворенность содержанием своего труда, что оказывает позитивное влияние на закрепление кадров на рабочих местах.

Таким образом, все приоритетные направления деятельности Службы содействия трудоустройству необходимо осуществлять с привлечением будущих работодателей, только в этом случае работа, направленная на формирование качеств успешности выпускника, будет в полной мере соответствовать заявленным требованиям работодателей.

Не менее важной, остается проблема удовлетворения потребностей выпускников (молодых специалистов) в будущем трудоустройстве.

Результаты исследования, используются для разработки планов Центра содействия трудоустройству выпускников ГБОУ СПО СО ЕЭТК. Сформированные выводы могут быть использованы так же при разработке программ образовательных учреждений, направленных на решение проблем, связанных с профессиональной успешностью.

В ходе анализа данных, полученных во время полевого этапа нашего исследования, были подтверждены следующие гипотезы: под профессиональной успешностью выпускники ГБОУ СПО СО ЕЭТК подразумевают трудовую деятельность, направленную на продвижение по карьерной лестнице и материальное благополучие. Под профессиональной успешностью можно назвать не только развитие в профессиональной деятельности, но и, по мнению выпускников, личностные характеристики, такие как целеустремленность, высокий уровень профессионализма и работоспособности, дисциплинированность и креативность, в формирование которых так же принимает участие образовательная среда учебного заведения.

Методически и психологически грамотно организованная работа педагогов и психологов учебных заведениях на всех ступенях обучения способствует формированию мотивации будущего специалиста с использованием возможностей всех блоков её средств, что превращает неосознанные, импульсивные и неустойчивые мотивы обучения в устойчивые, осознанные, избирательные, перспективные.

В большей степени на выбор будущего места работы оказала влияние такая причина, как прохождение производственной практики в данной организации.

Исследование так же выявило тот факт, что факторы профессиональной успешности выпускника формируются не только в процессе обучения, но и в процессе тесного общения с будущим работодателем.

В целом выпускники, удовлетворены своей карьерой, своим положением, достигнутым на сегодняшний день. В финале карьеры большинство видят себя специалистами, которые по знаниям, опыту и оперативности верных решений превосходят других специалистов в этой же сфере.

Рассмотренные проблемы не исчерпывают всех аспектов данной темы и требуют более глубокого анализа. В рамках дополнения данной работы можно подвергнуть факторы профессиональной успешности выпускник количественному анализу, определить уровень профессиональной успешности данной социальной общности.

1. Каргина Е. М. Особенности профилизации образовательной среды на педагогическом уровне // Молодой ученый. — 2014. — № 5. — С. 513–515.

2. Воробьева Е. В. Ответы на вопросы форума // Официальный сайт ГОУ Краснодарского краевого института доп. профессионального педагогического образования.

3. Пинский, А. А. Комментарий к концепции профильного обучения // Вестник образования. — 2002. — № 12. — С.38–46.

4. Указ губернатора Свердловской области о мерах по реализации на территории Свердловской области государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных рабочих кадров с учетом требований инновационной экономики от 16 октября 2012 года N 791-УГ

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, профессиональная успешность, рынок труда, выпускник, профессиональная ориентация, профессиональное образование, социальное партнерство, трудоустройство выпускников, учебное заведение, будущее трудоустройство.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье обосновывается необходимость создания интерактивного образовательного пространства колледжа.

Интерактивная образовательная среда колледжа – как основа

формирования инновационной модели образовательного процесса.

Требования, предъявляемые государством к подготовке специалистов в различных областях, обусловливают поиск новых технологий обучения, соответствующих мировому стандарту образования, обеспечивающих подготовку будущих поколений на высоком профессиональном уровне.

Среди отечественных исследователей-методистов крепнет понимание необходимости создания такой модели обучения, в которой сущность обучения не будет сводиться ни к передаче готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным открытиям обучающихся, а разумному сочетанию педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью обучающего. Такая модель обучения, опираясь на всю совокупность нынешних знаний о механизмах обучения, целях и мотивах познавательной деятельности будет пригодной для реализации поставленных целей. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и обучающегося в интерактивной образовательной среде.

Коллектив колледжа видит следующие результаты от внедрения интерактивной образовательной среды:

- повышение профессионализма и компетентности преподавателей через непрерывное развитие экспериментальной и инновационной деятельности;

- рост познавательной и творческой активности учащихся, повышение уровня их образованности средствами мобильных, интерактивных технологий;

- разработка и реализация совместных проектов, развитие проектно-исследовательской деятельности;

- создание инновационного пространства в образовательном и воспитательном процессе;

- организация и развития проектно-исследовательской деятельности по формированию общих компетенций обучающихся.

Планируется достигнуть устойчивого функционирования и развития проектно-исследовательской деятельности как инновационного, интерактивного, социокультурного и научно-методического образовательного пространства колледжа.

Для более глубокого понимания сущности современного интерактивного обучения приведем несколько точек зрения.

1. В.М. Монахов считает, что педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и преподавателя.

2.интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.

3. В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, обучающийся анализирует собственную деятельность.

Из сказанного выше следует, что интерактивные образовательные технологии призваны выстраивать процесс обучения как диалог учащегося и преподавателя, с книгой, текстом, самим собой в рамках усвоения учебного материала. Диалог в этом смысле рассматривается как универсальная характеристика лингвогуманитарной ситуации. Диалогический подход в интерактивных образовательных технологиях обеспечивает приоритет субъект-субъектных отношений и связан с преобразованием позиции преподавателя и позиции учащегося в личностно равноправные отношения - сотрудничества.

С другой стороны интерактивные технологии – это сложное по своей структуре образование, которое целенаправленно включает в себя два типа познавательных установок: репродуктивную (ориентация на воспроизведение уже готового знания) и продуктивную (интенция на создание нового знания), которые являются уровнями организации коллективного решения проблемных задач, а также коммуникативных компетенций участников.

Подбор интерактивных технологий, их разумное сочетание с вербальными методами и организация пространственной среды, управление взаимопониманием и взаимодействием участников способствуют накоплению позитивного опыта.

Разработка стратегии и тактики методического развития образовательного учреждения, направленного на создание интерактивного образовательного пространства средствами мобильных, интерактивных технологий, организация среды развития проектно-исследовательских компетенций личности, максимально благоприятствующих активному развитию проектно-исследовательской деятельности всех субъектов образовательного процесса , обеспечение условий становления творческой и социально – активной личности учащегося с учётом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, возможностей и склонностей становятся первоочередной задачей образовательного учреждения нового типа.

Второй задачей будет разработка методов воспроизводства трудовых ресурсов колледжа и формирование духовно- нравственного потенциала человека-гражданина, а интерактивные методы обучения позволят осуществить мотивацию и вовлечь участников образовательной среды в решение поставленных задач. Интерактивные методы позволят изменить способы организации деятельности, интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач, получить новый опыт деятельности, общения, переживаний, мыслить неординарно.

Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков и способов деятельности в коммуникации, но и раскрывает новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования специалиста и гражданина.

Разработка программ, основанных на применении интерактивных технологий, это, прежде всего, интеграция различных дисциплин и модулей стандарта по специальности с использованием ИКТ, это новые технические возможности познания мира, самовыражения и успешной самореализации в жизни общества.

Организация интерактивного обучения так же предполагает использование дидактических и ролевых игр, моделирование жизненных ситуаций, создание проблемных ситуаций. Интерактивные технологии обучения О.И.Пометун, Л.В. Пироженко поделили на четыре группы: парное обучение, фронтальное обучение, обучение в игре, обучение групповое в дискуссии. Интерактивные технологии также предполагают организацию кооперативного обучения, когда индивидуальные задания перерастают в групповые, а каждый член группы вносит уникальный вклад в общее дело.

Интерактивная деятельность, в сочетании с интерактивными технологиями в образовательном пространстве, проявляется как творчество или деятельность человека, которая «создает какую-либо вещь внешнего мира или построение ума или чувства, живущего в самом человеке", – писал в свое время Л. Выготский.

Участнику интерактивного образовательного пространства при сборе и обработке информации необходим творческо-коммуникативный подход, включающий пошаговую реконструкцию продвижения обучаемых по этапам решения интеллектуальных практических и теоретических задач в освоении профессиональных, общих и универсальных компетенций.

Очень важно для повышения качества усвоения образовательного материала и формирования компетенций проводить содержательно-смысловой анализ результативности обучения, а именно: сбор и систематизация информации; определение проблем и их основного смысла; вербализация, выделение признаков и значимости задач или объектов; ранжирование приоритетов (когнитивное мышление); поиск возможных вариантов решения; критический анализ и контраргументация по поводу предлагаемых подходов (дивергентное мышление); выработка наиболее конструктивного проекта и разработка программы его реализации.

Для определения качества усвоения учебного материала учащимися преподаватель может использовать трех- уровневую систему определения качественных показателей: выполнение действия, основанного на применении знаний технологии (алгоритмических); выполнение действий, описанных обобщённой схемой, которая указывает лишь последовательность процедур без раскрытия операций, характерных для каждого конкретного случая или ситуации; применение знаний, определяющих направление деятельности, но не обозначающих её способы, то есть конкретные действия.

Исходя из сказанного, можно выделить, три направления анализа образовательных результатов в интерактивных технологиях обучения: содержательно – смысловой; творчески - коммуникативный; тактико - стратегический.

В российском образовании при внедрении новых ФГОС провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Прогресс образования идет именно в этом направлении, т.е. разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий образования.

Преподаватель, выполняя разработку вариантов образовательного содержания (программу), пользуется следующими принципами проектирования интерактивных образовательных технологий:

- активация учащихся в учебной деятельности и в общении;

- динамичность и сочетаемость моделируемых информационных и личностных отношений в педагогическом процессе;

- интерпретация личностных достижений в контексте развития индивидуального и коллективного результата в учебной деятельности;

- полимодальное предъявление учебного материала;

- соразмерность использования различных методов, подходов и др.

- соразмерность использования совместимости коммуникационных систем, оптимальности информации, межкультурной адаптации, коммуникативной активности и ценностно-ориентационного направления развития личности.

Организация интерактивной образовательной среды колледжа влечет за собой смену установок на образовательный процесс не только у преподавателей колледжа, но и у обучающихся , например репродуктивная установка оказывается эффективной при высказывании учащимся своего мнения, опирающегося на тот уровень знаний, которым учащийся располагал на начало интерактивного занятия (игры, тренинга, анализа кейса и т.д.). Продуктивная установка, в основе которой лежит рефлексивный компонент, более эффективна в ситуациях, когда задача для её решения требует новой информации и новых технологий решения. Активное использование мультимедийной и интерактивной техники в учебном процессе приумножает дидактические возможности, обеспечивает наглядность, аудио и видео поддержку и контроль, что в целом способствует повышению уровня преподавания и усвоения учащимися информации.

С другой стороны широкий спектр возникающих возможностей ставит проблемы и перед студентами, многообразие сфер их жизнедеятельности и применение ими своих возможностей, а также ограниченность ресурсов, необходимых для выполнения обязанностей, обуславливает потребность в использовании инновационных подходов самими учащимися.

Таким образов интерактивные технологии в современной системе СПО призваны готовить выпускников к жизни, профессиональной деятельности, для которой характерны следующие качественные показатели, такие как конкурентоспособность, профессионализм, высокие требования к качеству труда. Качественная подготовка специалиста - это коллективный труд всех участников процесса образования, начиная с тех, кто предоставляет образовательные услуги и заканчивая теми кто ими пользуется, включая обучающихся, родителей, работодателей.

Учебный процесса – это сложный и многогранный процесс, который должен быть познавательным; увлекательным (оригинальность заданий); занимательным (игры, шарады, кроссворды); творческим (использовать самые новые достижения в компьютерной технологии); эстетически привлекательным (красочный интерфейс: графика, видео, анимация, специально подобранные для каждой программы); многообразным; гибким и при проектировании которого следует учитывать:

- ценностно – ориентированное взаимодействие;

- совместимость коммуникационных систем;

- оптимальность предоставляемой информации;

- коммуникационную активность студентов.

Теоретическими основами проектирования интерактивных образовательных технологий обучения служат методологические положения о многомерности и целостности человеческого существования: духовного, материального; об интегральной индивидуальности личности - как системе индивидных свойств организма; индивидуальных психологических свойств; социально-психологических индивидуальных свойств; о субъективном опыте личности.

В интерактивных условиях формируются также ориентировочные, информационно-аналитические, прогностические, полемические, визуально-презентативные, креативные и рефлексивные умения, то есть умения, адекватные характеру деятельности в процессе социального и учебного взаимодействия.

Следуя логике рассуждения можно предположить, что результатами организации интерактивной образовательной среды колледжа будут следующие показатели: осознанный выбор профессии, участие в художественных выставках, конкурсах, фестивалях городского, регионального, всероссийского и международного уровней, интеграционное проектирование, закрепление молодых специалистов на предприятиях Хабаровского края.

- планирование собственной деятельности, проведение необходимых исследований, самостоятельное получение результатов деятельности;

- самостоятельное мышление , умение видеть возникающие проблемы и находить пути их решения через генерирование новых идей, через личное творчество;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать факты, анализировать, обобщать их, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы, принимать решения);

- быть коммуникабельным, контактным в различных средах общения, уметь работать сообща, предотвращая, или умело выходя из различных конфликтных ситуаций.

- самостоятельно развивать собственный интеллект, культуру, нравственность.

Каждую из выше названных технологий характеризуют два принципиальных аспекта: гарантированность конечного результата и проектирование будущих учебных процессов, методики рассматривается совокупности рекомендаций по организации учебного процесса.

Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ,1979. - 151 с.

Бибарцева Т.С. Методика стимулирования творческих способностей игровыми средствами: Учебное пособие. СПб.: СПбГАК, 1995. - 48 с.

Брудный А. А. К методологии смыслового анализа./А.А. Брудный// Сб. Экспериментальный анализ смысла. Фрунзе: КГУ, 1987. - 36-52 с. С. 6.

Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике // Советская педагогика. 1989. -№ 12,-С. 36-41.

Гузеев В. В., Методы обучения и организационные формы уроков. – М.: Знание, 1999г.

Захаров В.П. Принципы социально-психологического тренинга партнёрского общения // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах: Сб. научн. ст. Л.: ЛГУ, 1984. - С. 26-38.

Иваницкий А.Т. Тренинг личного развития в коллективе образования: Метод, пособие. СПб.: СПб Ун-ет МВД России, 1998. - 25 с.

Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1990.- 328 с.

Кочуров В.Ф., Кочурова О. Факторы, определяющие готовность взрослого человека к использованию компьютерных технологий.// Новые знания. М.-1997.- №4.СЗЙ5.

Лернер И.Я. Деятельностная теория основа создания новых технологий. - М.: Просвещение, 1990. - 154 с.

Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности.// Учебное пособие (монография). СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 1999. - 496 с.

Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. – М.: Академия, 2009. – 192 с.

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т.- Т. 1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.

Ситников А.П. Современная технология эффективных коммуникаций// Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. /Ред. И. А. Кузьмин. М.: ТШБ, 1992. - С. 97-122 .

Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика инновационной деятельности .- М., 1997.

Шевчук Ольга Павловна,

Аннотация к статье

Читайте также: