Государственный и общественный строй войска запорожского кратко

Обновлено: 03.07.2024

1. Назовите причины возникновения украинского казачества. 2. Кто и когда построил на острове Малая Хортица замок, который стал предшественником Запорожской Сечи? 3. Как относилась к деятельности украинских казаков литовская и польская власти?

1. Возникновение Запорожской Сечи.

Объединению разрозненных казацких городков и небольших сечей способствовало также увеличение численности казаков в 70-х гг. XVI в. Если раньше, по свидетельствам современников, в низовье Днепра на протяжении всего года находилось лишь несколько сотен казаков, то теперь их были тысячи. Рост численности казачества был связан со значительным ухудшением положения крестьян на украинских землях после Люблинской унии. Именно на это время приходятся упоминания о массовых бегствах крестьян на Запорожье.

Казаками становились также бояре, которые не смогли документально подтвердить свои права на землю и шляхетство. Боярство не только делилось с казачеством военным опытом, но и толкало его на борьбу за признание властью Речи Посполитой своих сословных интересов.

Объединение казацких сечей на Запорожье ускорила политика короля Речи Посполитой Стефана Батория, который пытался подчинить себе казаков на фоне их постоянной борьбы с турецко-татарскими завоевателями.

Наконечники казацких копий

Казацкие литавры

На рубеже 70—80-х гг. XVI в. ниже порогов Днепра на большом и неприступном острове Томаковка возникла первая сечь Великого Луга — Томаковская. Ее называли Запорожской Семью, а казаков — сечевиками, или запорожцами. Это была самоуправляемая военная организация, созданная казаками-воинами. По подсчетам исследователей, на Томаковской Сечи находилось около 5 тыс. казаков. Всего же украинское казачество во времена первой Сечи насчитывало по меньшей мере 10 тыс. человек.

Запорожская Сечь — организация украинского казачества, возникшая за днепровскими порогами в первой половине XVI в. Центром Сечи был город-крепость, который по разным причинам менял свое расположение, но всегда находился за порогами.

2. Военное искусство казаков.

Казаки создали эффективное военное искусство, которое помогало им побеждать и на суше, и на море. Основу казацкого войска составляла пехота, вооруженная ручным огнестрельным оружием. Для увеличения скорострельности в бою казаки выстраивались несколькими шеренгами. Казаки первой шеренги вели огонь, а на задних шеренгах заряжали ружья. Особую роль казаки отводили артиллерии, огонь которой поддерживал в бою действия пехоты. Предпочтение отдавали легким пушкам благодаря их маневренности.

Украинские земли во второй половине XVI в.

Казацкие клейноды (хоругви, булава, бунчук и печати)

Казаки создали собственную тактику ведения боя: галдеж — казаки шли на врага в произвольном порядке, смешивались с ним, и каждый запорожец демонстрировал личную отвагу и военное мастерство; лагерь — войско двигалось походным строем в виде подвижной крепости, состоящей из нескольких рядов повозок, скрепленных между собой цепями. С повозок казаки обстреливали врага из пушек и ружей. На поле боя пехота выходила из лагеря наружу, а затем возвращалась под защиту передвижных укреплений; самоокапывание — средство индивидуальной защиты казаков от обстрела во время боя.

Казаки осуществляли также конные рейды в глубь вражеской территории, внезапно нападали на крепости, устраивали засады, атаковали врага ночью и т. д. Существовали разведка и дежурная служба. Специальные подразделения несли сторожевую службу в Степи и в случае опасности сообщали об этом с помощью дымовой системы оповещения. Казаки собирали информацию о враге в его владениях с помощью специальной разведки, и на основе этих сведений составляли планы своих походов.

Высокого уровня у казаков достигло искусство ведения морского боя. Их флот состоял из чаек — легких маневренных лодок, у которых было два руля (кормовой и носовой) и которые передвигались как на веслах, так и под парусами. Чайки вмещали 50—70 казаков, вооруженных ружьями и саблями, и небольшие пушки.

Военно-политическая организация казаков имела клейноды — специальные войсковые знаки, регалии и атрибуты. Во времена Стефана Батория ими были знамя, печать, булава и бунчук. Знамя (хоругвь) всегда носил хорунжий впереди войска, рядом с гетманом. Печатью запорожцев распоряжался судья. Булава являлась признаком власти гетмана. У него также был бунчук — древко длиной до 2—2,5 м с шаром или острием на верхушке, под которым прикреплялись пряди из лошадиного или телячьего хвоста.

Казацкая чайка

Опишите особенности строения казацкой чайки по иллюстрации и тексту учебника.

3. Возникновение реестрового казачества.

Украинское казачество стало влиятельной силой общественной жизни в Украине. Столкновения казаков с Крымским ханством и Османской империей осложнили отношения между ними, поэтому литовская и польская власти хотели установить контроль над запорожцами.

В 1524 г. впервые была осуществлена попытка привлечь казаков на государственную службу. Польский король и великий князь литовский Сигизмунд I поручил завербовать 1—2 тыс. казаков для защиты южных рубежей. Однако из-за отсутствия средств этот проект не был реализован.

Власти Речи Посполитой, стремившиеся подчинить себе казачество, активизировали свои усилия. В 1572 г. по поручению короля Сигизмунда II Августа было принято на государственную службу и вписано в специальный список-реестр 300 казаков.

Реестровые казаки, как их стали называть, получали особые групповые права и привилегии (в частности, на собственную административную власть и казацкое судопроизводство). Это способствовало выделению казачества из других групп населения и превращению его в новое сословие.

Реестровые казаки освобождались от уплаты налогов и выполнения всех повинностей, кроме обязательной военной службы на собственные средства. За свою службу они получали право владеть землей, которую могли передавать по наследству. Теперь они подчинялись гетману и старшине, которых выбирали на казацкой раде.

Наделяя реестровцев правами и привилегиями, правительство стремилось расколоть казачество, помешать росту его численности и подчинить Запорожскую Сечь. Однако эта политика оказалась безуспешной.

Сигизмунд II Август

Стефан Баторий. Художник В. Стефановский. 1576 г.

Фактически из реестровых и нереестровых казаков сформировалась единая военно-политическая организация — Войско Запорожское. Казаки сообща выступали в морские походы, боролись за расширение своих прав и защищали права православных.

. Перед тем же паном старостой должны присягнуть на верность и ему повиноваться. То есть не должны воевать земли Валашской, не совершать в ней никаких разрух, а если это кто делал, усмиряли бы его, хватали и били как нашего коронного неприятеля. Также должны держаться относительно Белгорода, Очакова, Тигини, сел и степей их, лишь бы там вреда никакого не причиняли, и не позволяли это делать царю крымскому, его землям, людям, улусам. Однако должны сообщать нам о царских людях; в целом будут поступать согласно нашим приказам.

1. Какие обязанности должны были выполнять на государственной службе реестровые казаки? 2. Какие факты свидетельствуют о том, что власть Речи Посполитой пыталась использовать реестровых казаков против казаков Запорожской Сечи?

4. Устройство Войска Запорожского.

Войско Запорожское со времени возникновения Запорожской Сечи и до середины XVII в. было военно-политической организацией украинского казачества. Оно отличалось особым политическим устройством, благодаря чему исследователи называют его казацкой республикой.

Высшим органом власти Войска Запорожского была казацкая рада, где каждый казак мог высказать собственное мнение. Решения рады были обязательными для выполнения всеми казаками. Казацкая рада выбирала гетмана и войсковую (казацкую) старшину. Гетман обладал высшей судебной и исполнительной властью, был главнокомандующим Войска Запорожского и представлял его интересы на дипломатических переговорах. Гетману подчинялась выборная войсковая старшина, к которой принадлежали обозный (руководил артиллерией), писарь (возглавлял войсковую канцелярию и ведал всем делопроизводством Сечи), судья (вершил суд) и есаулы (два порученца гетмана).

Казаки объединялись в кош и — полевой лагерь во время военных походов и на самой Сечи. Кош возглавлял кошевой атаман. В коше казачество распределялось на 38 куреней — военно-административных единиц с несколькими сотнями казаков. Бытом, хозяйственной и военной жизнью в куренях руководили выборные куренные атаманы.

Устройство Войска Запорожского (до 30-х гг. XVII в.)

Полковое территориально-военное устройство реестрового казачества как части Войска Запорожского начало формироваться с 1625 г. после заключения Куруковского договора о создании приписанных к определенной территории реестровых полков. Центрами этих полков стали города Белая Церковь, Канев, Черкассы, Переяслав, Корсунь, Чигирин. В этих городах располагалась реестровая старшина. Войско Запорожское делилось на полки (от 500 до нескольких тысяч казаков), сотни и десятки.

5. Казацкие войны конца XVI в.

Крестьяне теряли свою личную свободу и становились крепостными. Власть Речи Посполитой пыталась взять под контроль украинское казачество и не хотела считаться с их сословными интересами. Все это привело в 90-х гг. XVI в. к первым казацким восстаниям, которые назвали казацкими войнами.

В августе 1591 г. казаков-реестровцев поднял на восстание Криштоф Косинский. Он решил воспользоваться недовольством казаков, которые не получили обещанного жалованья от польской власти, для того чтобы отомстить украинским магнатам Янушу Острожскому и Александру Вишневецкому (они отобрали у него имение).

К. Косинский

С. Наливайко

Выступление Косинского поддержали многие казаки, и в течение 1592 г. восстание охватило Киевское, Брацлавское и частично Подольское воеводства. Жители Белогородки, Белой Церкви, Переяслава и других городов присягнули Косинскому. На территории, освобожденной от польской власти, он вводил казацкие порядки. Это обеспокоило польское правительство, по приказу которого для борьбы с повстанцами было собрано большое войско, возглавляемое киевским воеводой Константином-Василием Острожским.

В решающей битве 23—31 января 1593 г. у поселка Пятка в Киевском воеводстве повстанцы потерпели поражение и отступили на Запорожье. Весной 1593 г. Косинский вместе с казаками оставил Томаковскую Сечь, чтобы продолжить борьбу, но под Черкассами погиб (по другой версии — был убит по приказу черкасского старосты князя А. Вишневецкого). Повстанцы, оставшись без предводителя, были разбиты местными войсками.

Подавив выступление К. Косинского, польская власть не сделала ничего для решения проблем, которые к нему привели. Это вызвало волну нового восстания под предводительством Северина (Семерия) Наливайко. В июле 1594 г., собрав отряд из нескольких тысяч казаков, он стал громить имения шляхты на Подолье. К восставшим присоединился отряд запорожских казаков, возглавляемых гетманом Григорием Лободой. В октябре 1594 г. восстание охватило всю Брацлавщину, Киевщину и Волынь. Многие крестьяне и мещане вступали в ряды казаков. Войско повстанцев насчитывало 12 тыс. человек. Восставших поддерживало население, что позволило вести длительную борьбу.

В феврале 1596 г. на подавление восстания было направлено многочисленное польско-литовское войско, возглавляемое коронным польным гетманом Станиславом Жолкевским. 22—24 мая 1596 г. ему удалось взять в осаду казацкий лагерь в урочище Солоница возле города Лубны. Приступом завладев лагерем, воины Жолкевского уничтожили несколько тысяч повстанцев и их семьи. Наливайко был взят в плен, отправлен в Варшаву и после страшных пыток казнен.

Выводы. Возникновение Томаковской Сечи как новой формы военной организации казачества способствовало объединению казаков. Запорожская Сечь сыграла важную роль в дальнейших событиях украинской истории.

• Образование реестрового казачества стало толчком к оформлению казаков в новое общественное сословие со своими правами, привилегиями и обязанностями.

• Войско Запорожское как военно-политическая организация украинского казачества способствовало утверждению в казацкой среде демократических традиций и принципов.

• В годы Национально-освободительной войны украинского народа середины XVII в. по примеру устройства Войска Запорожского формировались органы управления Украинского казацкого государства.

• Казацкие войны конца XVI в. носили характер борьбы казачества за свои сословные интересы. Они способствовали приобретению казачеством опыта повстанческой борьбы и управления обширными территориями.

Вопросы и задания

1. Когда и где возникла Томаковская Сечь? 2. Что такое Запорожская Сечь? 3. Кто такие реестровые казаки? 4. Какой город сделал резиденцией реестровых казаков Стефан Баторий? 5. Какое место в устройстве Войска Запорожского занимала казацкая рада? 6. Назовите основные клейноды Войска Запорожского. 7. Кто возглавил восстание казаков в 1591 г.? 8. Назовите дату восстания С. Наливайко.

9. Укажите причины казацких войн конца XVI в. 10. Назовите основные предпосылки возникновения Запорожской Сечи. 11. Какие факты свидетельствуют о том, что появление реестровых казаков способствовало превращению казачества в отдельное общественное сословие? 12. Охарактеризуйте устройство Войска Запорожского. 13. Расскажите о казацких войнах 90-х гг. XVI в.

14. Определите по карте в атласе названия и годы существования казацких сечей в XVI—XVIII вв.

почему не может существовать государство, которое не имеет этих признаков или имеет их ограниченный набор.

Рассмотрим более детально наличие перечисленных признаков на примере украинской государственности, которая возрождалась в ходе Освободительной войны.

2. Впервые в ходе Освободительной войны территория независимой Украины была оформлена Зборовским договором 1649 года. В соответствии с ним территория свободной Украины занимала три воеводства:

Киевское, Брацлавское и Черниговское, которые после освобождения были поделены на 16 полков и 272 сотни. В 1650 году количество полков выросло до 20. Следовательно, освобожденная территория имела свое административно-территориальное деление. Полково-сотенный строй был существенным элементом украинской государственности. И хотя полки как военные единицы существовали во многих государствах, но только в Украине полково-сотенная организация войска была взята за основу государственного территориального строя. Уже начиная с лета 1648 года, полки и сотни как территориальные единицы включают в себя все население, которое проживало в их пределах, и на него распространяется власть полковых и сотенных правительств. В 1654 году освобожденная территория охва тывала Левобережье, Правобережье (кроме Волыни и Галиции) и значительную часть земель на Юге (приблизительно 200 тыс. кв. км).

Следовательно, к моменту заключения украинско-московского договора 1654 года Украина была независимым государством, которое имело свою государственно-организованную территорию.

Мартовские статьи 1654 года юридически закрепили этот факт.

3. В начале Освободительной войны высшим органом власти была Войсковая Рада Войска Запорожского. В этом проявилась связь между органами государственной власти, которые формировались, и военно-административным строем Запорожской Сечи, и отразилось то, что национально-государственное

самоопределение Украины осуществлялось в условиях вооруженной борьбы.

В компетенцию Войсковой Рады входило решение важнейших государственных вопросов как военных, так и политических: она выбирала гетмана и Генеральный уряд и имела право их устранения, решала все вопросы внешней политики, отправляла посольства, принимала послов, осуществляла правосудие. Право участия в ней имели все казаки.

Начиная с 1649 года. Войсковая Рада созывалась редко. Есть сведения об одной раде в 1650 году, двух — в 1651 году, нескольких — в 1653 году. И еще одной (последней) в январе 1654 года— в Переяславе.

Одновременно с падением роли Войсковой Рады возрастает значение старшинских рад. И хотя это был совещательный орган при гетмане, его решения были обязательными для него.

Система управления состояла из трех ступеней:

Генерального, полкового и сотенного урядов.

Генеральный уряд был центральным органом управления. Он возглавлял всю систему управления и был постоянно действующим органом.

Генеральный уряд избирался Войсковой Радой. Возглавлял Генеральный уряд гетман: как глава государства, высший судья и верховный главнокомандующий, законодатель, поскольку он выдавал универсалы — нормативные акты, обязательные для выполнения на всей территории Украины.

Генеральный уряд был высшим распорядительным, исполнительным и судебным органом государства.

Кроме гетмана, в Генеральный уряд входили генеральные старшины, которые руководили отдельными отраслями управления.

Ближайшим к гетману государственным лицом был генеральный писарь. Он руководил внешними сношениями и канцелярией, через которую проходили все документы как к гетману, так и от него.,

Генеральный обозный, генеральный есаул и генеральный хорунжий занимались военными делами, отвечали за боеспособность войска и его материальное обеспечение.

Генеральный бунчужный охранял знаки достоинства гетмана и Войска Запорожского, а также выполнял отдельные поручения гетмана.

Генеральный судья был высшей апелляционной инстанцией по отношению к полковым и сотенным судам.

Генеральный подскарбий возглавлял финансовую систему государства.

Перечисленные государственные лица составляли Раду генеральной старшины, которая со временем вытесняет Войсковую Раду.

4. Местное управление осуществляли полковые и сотенные уряды, а также выборные лица в городах и селах.

Полковой уряд состоял из полковника и полковой рады, которая избирала полковую и сотенную старшину. Часто полковники узурпировали в своих руках всю власть на местах и игнорировали полковые рады, а иногда, наоборот, полковые рады активно влияли на деятельность полковников, препятствовали их своеволию и даже устраняли их от должности. В полковую раду входили обозный, писарь, судья, есаул и хорунжий. По такому же принципу строилась сотенная администрация. Сотенный уряд возглавлял сотник. Ему помогала сотенная администрация: есаул, писарь и хорунжий. Судебные функции в сотне выполнял городовой атаман.

Города имели свою администрацию, ее власть не распространялась на казаков. В селах войты управляли крестьянами, а атаманы — казаками. Не сохранилось никаких законодательных актов, по которым можно было бы установить функции этих органов управления. В основу их деятельности, следует полагать, были положены традиции и обычное право.

Назовите и охарактеризуйте основные признаки государства, присущие Украинскому государству, которое формировалось в годы Освободительной войны.

Охарактеризуйте особенности административно-территориальной организации Украинского государства.

Назовите источники налогов и других поступлений в казну Войска Запорожского.

Вот почему не может существовать государство, которое не имеет этих признаков или имеет их ограниченный набор.

Рассмотрим более детально наличие перечисленных признаков на примере украинской государственности, которая возрождалась в ходе Освободительной войны.

2. Впервые в ходе Освободительной войны территория независимой Украины была оформлена Зборовским договором 1649 года. В соответствии с ним территория свободной Украины занимала три воеводства:

Киевское, Брацлавское и Черниговское, которые после освобождения были поделены на 16 полков и 272 сотни. В 1650 году количество полков выросло до 20. Следовательно, освобожденная территория имела свое административно-территориальное деление. Полково-сотенный строй был существенным элементом украинской государственности. И хотя полки как военные единицы существовали во многих государствах, но только в Украине полково-сотенная организация войска была взята за основу государственного территориального строя. Уже начиная с лета 1648 года, полки и сотни как территориальные единицы включают в себя все население, которое проживало в их пределах, и на него распространяется власть полковых и сотенных правительств. В 1654 году освобожденная территория охва тывала Левобережье, Правобережье (кроме Волыни и Галиции) и значительную часть земель на Юге (приблизительно 200 тыс. кв. км).

Следовательно, к моменту заключения украинско-московского договора 1654 года Украина была независимым государством, которое имело свою государственно-организованную территорию.

Мартовские статьи 1654 года юридически закрепили этот факт.

3. В начале Освободительной войны высшим органом власти была Войсковая Рада Войска Запорожского. В этом проявилась связь между органами государственной власти, которые формировались, и военно-административным строем Запорожской Сечи, и отразилось то, что национально-государственное

самоопределение Украины осуществлялось в условиях вооруженной борьбы.

В компетенцию Войсковой Рады входило решение важнейших государственных вопросов как военных, так и политических: она выбирала гетмана и Генеральный уряд и имела право их устранения, решала все вопросы внешней политики, отправляла посольства, принимала послов, осуществляла правосудие. Право участия в ней имели все казаки.

Начиная с 1649 года. Войсковая Рада созывалась редко. Есть сведения об одной раде в 1650 году, двух — в 1651 году, нескольких — в 1653 году. И еще одной (последней) в январе 1654 года— в Переяславе.

Одновременно с падением роли Войсковой Рады возрастает значение старшинских рад. И хотя это был совещательный орган при гетмане, его решения были обязательными для него.

Система управления состояла из трех ступеней:

Генерального, полкового и сотенного урядов.

Генеральный уряд был центральным органом управления. Он возглавлял всю систему управления и был постоянно действующим органом.

Генеральный уряд избирался Войсковой Радой. Возглавлял Генеральный уряд гетман: как глава государства, высший судья и верховный главнокомандующий, законодатель, поскольку он выдавал универсалы — нормативные акты, обязательные для выполнения на всей территории Украины.

Генеральный уряд был высшим распорядительным, исполнительным и судебным органом государства.

Кроме гетмана, в Генеральный уряд входили генеральные старшины, которые руководили отдельными отраслями управления.

Ближайшим к гетману государственным лицом был генеральный писарь. Он руководил внешними сношениями и канцелярией, через которую проходили все документы как к гетману, так и от него.,

Генеральный обозный, генеральный есаул и генеральный хорунжий занимались военными делами, отвечали за боеспособность войска и его материальное обеспечение.

Генеральный бунчужный охранял знаки достоинства гетмана и Войска Запорожского, а также выполнял отдельные поручения гетмана.

Генеральный судья был высшей апелляционной инстанцией по отношению к полковым и сотенным судам.

Генеральный подскарбий возглавлял финансовую систему государства.

Перечисленные государственные лица составляли Раду генеральной старшины, которая со временем вытесняет Войсковую Раду.

4. Местное управление осуществляли полковые и сотенные уряды, а также выборные лица в городах и селах.

Полковой уряд состоял из полковника и полковой рады, которая избирала полковую и сотенную старшину. Часто полковники узурпировали в своих руках всю власть на местах и игнорировали полковые рады, а иногда, наоборот, полковые рады активно влияли на деятельность полковников, препятствовали их своеволию и даже устраняли их от должности. В полковую раду входили обозный, писарь, судья, есаул и хорунжий. По такому же принципу строилась сотенная администрация. Сотенный уряд возглавлял сотник. Ему помогала сотенная администрация: есаул, писарь и хорунжий. Судебные функции в сотне выполнял городовой атаман.

Города имели свою администрацию, ее власть не распространялась на казаков. В селах войты управляли крестьянами, а атаманы — казаками. Не сохранилось никаких законодательных актов, по которым можно было бы установить функции этих органов управления. В основу их деятельности, следует полагать, были положены традиции и обычное право.

Назовите и охарактеризуйте основные признаки государства, присущие Украинскому государству, которое формировалось в годы Освободительной войны.

Охарактеризуйте особенности административно-территориальной организации Украинского государства.

Назовите источники налогов и других поступлений в казну Войска Запорожского.

Первые письменные упоминания об украинских казаках появляются в 1492г. Но резкий рост численности казачества приходится на XVI ст.Казачество возникло в южно-украинских землях - на территории от среднего Поднепровья и почти до Днестра (южные окраины Киевщины, Брацлавщины, Подолья). Эти земли назывались Диким Полем: после нашествия монголо-татар, а затем, в результате частых нападений Крымского ханства, земли обезлюдели и оставались незаселенными. Центром казачества стало Запорожье - степи за порогами Днепра.Казачество пополнялось выходцами из разных слоев населения: крестьян, мещан, шляхты. Казаки пользовались хозяйственными угодьями, занимались промыслами, принимали участие в самоуправлении. Для обороны от турецко-татарской агрессии казаки объединялись в военные отряды. Они и сами наносили удары по татарам и туркам: спускаясь по Днепру на своих больших лодках - "чайках", нападали на татарские гарнизоны, турецкие галеры, крепости.Основная масса казаков пополнялась за счет украинцев, были среди них и белорусы, русские, молдаване. Случались поляки, татары, сербы, немцы, французы, итальянцы, испанцы, представители других этносов. Однако такие случаи имели одиночный характер.

В 1552-1556 гг. каневский и черкасский староста Дмитрий Вишневецкий объединяет казаков, создавая за порогами Днепра на о. Малая Хортица казацкий центр Запорожскую Сечь. Со временем казачество объединяется в громаду с общими для всех органами управления. В 40—60-х годах XVI в. на Запорожье уже существовала такая организация, как кош, что следует считать не чем иным, как созданием Запорожской Сечи. Впоследствии Сечь неоднократно изменяла место своего расположения. Название "Запорожская Сечь" распространилось на все объединенное вокруг Сечи казачество.Запорожская Сечь стала зародышем новой украинской (казацкой) государственности. Её, как государственное образование, характеризуют такие признаки:

1.Военный уклад. - Сечевые казаки составляли войско - кош, кош разделялся на военные единицы - курени (38 куреней).

2.Территориальное устройство.- Территория, которую контролировала Сечь, разделялась на паланки (5-10 паланок) во главе с полковниками. Паланковое казачество проживало по хуторам и в местечках.

3.Форма правления. - Запорожская Сечь была казацкой республикой. Верховная власть на Сече принадлежала казацкой раде, принимать участие в которой имели право все казаки. Казацкая рада избирала старшину: кошевого атамана (гетмана), писаря, обозного, судью, осавулов. Каждый курень выбирал аналогично куренного старшину. Казацкая рада собиралась, как правило, ежегодно 1 января.

4. Правовая система.- Употреблялось обычное казацкое право, сложившееся в XV – сер. XVI ст. Казаки были равны перед законом, равны в праве пользоваться землёй и другими угодьями, принимать участие в радах, выбирать старшину.

Из военного центра Запорожская Сечь превратилась всвоеобразное государственное образование казацкуюправославную демократическуюреспублику, которая имела демократический социально-политический строй, особую военную организацию, своеобразный жизненный уклад, быт и обычаи.

Аппарат управления Запорожского Войска

Запорожская Сечь стала зародышем новой украинской государственности. Казацкая административная и судебная власть распространялась как на казаков, так и на то население, которое проживало за пределами Запорожья в укреплениях — “паланках”. Кош возглавлял выборный кошевой атаман. Ему помогали выборный судья, писарь, обозный есаул, хорунжий. Важнейшие вопросы военного и политического характера рассматривались на заседаниях Войсковой Рады. Согласно казацкому обычному праву на них мог присутствовать любой казак. Собиралась Войсковая Рада тогда, когда для решения того или иного вопроса необходима была воля всего общества, но два раза в год — 1 января и 1 октября — она собиралась обязательно.

Существовали также рады на уровне куреней, которые назывались сходками, и они собирались для решения вопросов местного значения. Для этих же целей созывали и сходки в паланках.

Следует заметить, что на Запорожской Сечи государственная система сформировалась из военной организации, поэтому государственные органы, административно-территориальная система, должности были как военными единицами, так и государственными. Кошевой атаман (гетман), военный судья и военный писарь составляли так называемую военную старшину. Они избирались Войсковой Радой ежегодно 1 января. В мирное время военная старшина выполняла административные и судебные функции, а во время военных походов возглавляла Запорожское Войско, передавая свои полномочия наказной старшине.

Кошевой атаман (гетман) сосредотачивал в своих руках высшую военную, административную и судебную власть. Его власть не была абсолютной: он отчитывался перед Войсковой Радой, его полномочия ограничивались годовым сроком пребывания на должности. Войсковой судья был вторым должностным лицом на Запорожье. Он осуществлял суд над казаками и назначал начальника артиллерии. Войсковой писарь заведовал канцелярией и вел все письменные дела Запорожья. Войсковой есаул следил за соблюдением казаками порядка в Сечи, заведовал охраной границ, заготовкой продовольствия для войска и т. д. К концу XVI в. на Запорожье уже существовало войско с четкой организацией. Возглавлял его кошевой атаман (позднее — гетман). Основной военной единицей был полк в 500 мушкетов. Полк подразделялся на сотни, а те, в свою очередь, на десятки. Должности кошевого атамана (гетмана), полковника, сотника, атамана, который командовал десятком (позднее — куренного атамана), были выборными. В своих грамотах и письмах они именовали себя титулом “Войско Запорожское”. Основную его часть составляла пехота. Войско имело пушки. Рядовой казак был вооружен мушкетом, пистолетом, саблей, ножом, копьем, иногда использовались лук и стрелы.

почему не может существовать государство, которое не имеет этих признаков или имеет их ограниченный набор.

Рассмотрим более детально наличие перечисленных признаков на примере украинской государственности, которая возрождалась в ходе Освободительной войны.

2. Впервые в ходе Освободительной войны территория независимой Украины была оформлена Зборовским договором 1649 года. В соответствии с ним территория свободной Украины занимала три воеводства:

Киевское, Брацлавское и Черниговское, которые после освобождения были поделены на 16 полков и 272 сотни. В 1650 году количество полков выросло до 20. Следовательно, освобожденная территория имела свое административно-территориальное деление. Полково-сотенный строй был существенным элементом украинской государственности. И хотя полки как военные единицы существовали во многих государствах, но только в Украине полково-сотенная организация войска была взята за основу государственного территориального строя. Уже начиная с лета 1648 года, полки и сотни как территориальные единицы включают в себя все население, которое проживало в их пределах, и на него распространяется власть полковых и сотенных правительств. В 1654 году освобожденная территория охва тывала Левобережье, Правобережье (кроме Волыни и Галиции) и значительную часть земель на Юге (приблизительно 200 тыс. кв. км).

Следовательно, к моменту заключения украинско-московского договора 1654 года Украина была независимым государством, которое имело свою государственно-организованную территорию.

Мартовские статьи 1654 года юридически закрепили этот факт.

3. В начале Освободительной войны высшим органом власти была Войсковая Рада Войска Запорожского. В этом проявилась связь между органами государственной власти, которые формировались, и военно-административным строем Запорожской Сечи, и отразилось то, что национально-государственное

самоопределение Украины осуществлялось в условиях вооруженной борьбы.

В компетенцию Войсковой Рады входило решение важнейших государственных вопросов как военных, так и политических: она выбирала гетмана и Генеральный уряд и имела право их устранения, решала все вопросы внешней политики, отправляла посольства, принимала послов, осуществляла правосудие. Право участия в ней имели все казаки.

Начиная с 1649 года. Войсковая Рада созывалась редко. Есть сведения об одной раде в 1650 году, двух — в 1651 году, нескольких — в 1653 году. И еще одной (последней) в январе 1654 года— в Переяславе.

Одновременно с падением роли Войсковой Рады возрастает значение старшинских рад. И хотя это был совещательный орган при гетмане, его решения были обязательными для него.

Система управления состояла из трех ступеней:

Генерального, полкового и сотенного урядов.

Генеральный уряд был центральным органом управления. Он возглавлял всю систему управления и был постоянно действующим органом.

Генеральный уряд избирался Войсковой Радой. Возглавлял Генеральный уряд гетман: как глава государства, высший судья и верховный главнокомандующий, законодатель, поскольку он выдавал универсалы — нормативные акты, обязательные для выполнения на всей территории Украины.

Генеральный уряд был высшим распорядительным, исполнительным и судебным органом государства.

Кроме гетмана, в Генеральный уряд входили генеральные старшины, которые руководили отдельными отраслями управления.

Ближайшим к гетману государственным лицом был генеральный писарь. Он руководил внешними сношениями и канцелярией, через которую проходили все документы как к гетману, так и от него.,

Генеральный обозный, генеральный есаул и генеральный хорунжий занимались военными делами, отвечали за боеспособность войска и его материальное обеспечение.

Генеральный бунчужный охранял знаки достоинства гетмана и Войска Запорожского, а также выполнял отдельные поручения гетмана.

Генеральный судья был высшей апелляционной инстанцией по отношению к полковым и сотенным судам.

Генеральный подскарбий возглавлял финансовую систему государства.

Перечисленные государственные лица составляли Раду генеральной старшины, которая со временем вытесняет Войсковую Раду.

4. Местное управление осуществляли полковые и сотенные уряды, а также выборные лица в городах и селах.

Полковой уряд состоял из полковника и полковой рады, которая избирала полковую и сотенную старшину. Часто полковники узурпировали в своих руках всю власть на местах и игнорировали полковые рады, а иногда, наоборот, полковые рады активно влияли на деятельность полковников, препятствовали их своеволию и даже устраняли их от должности. В полковую раду входили обозный, писарь, судья, есаул и хорунжий. По такому же принципу строилась сотенная администрация. Сотенный уряд возглавлял сотник. Ему помогала сотенная администрация: есаул, писарь и хорунжий. Судебные функции в сотне выполнял городовой атаман.

Города имели свою администрацию, ее власть не распространялась на казаков. В селах войты управляли крестьянами, а атаманы — казаками. Не сохранилось никаких законодательных актов, по которым можно было бы установить функции этих органов управления. В основу их деятельности, следует полагать, были положены традиции и обычное право.

Назовите и охарактеризуйте основные признаки государства, присущие Украинскому государству, которое формировалось в годы Освободительной войны.

Охарактеризуйте особенности административно-территориальной организации Украинского государства.

Назовите источники налогов и других поступлений в казну Войска Запорожского.

Вот почему не может существовать государство, которое не имеет этих признаков или имеет их ограниченный набор.

Рассмотрим более детально наличие перечисленных признаков на примере украинской государственности, которая возрождалась в ходе Освободительной войны.

2. Впервые в ходе Освободительной войны территория независимой Украины была оформлена Зборовским договором 1649 года. В соответствии с ним территория свободной Украины занимала три воеводства:

Киевское, Брацлавское и Черниговское, которые после освобождения были поделены на 16 полков и 272 сотни. В 1650 году количество полков выросло до 20. Следовательно, освобожденная территория имела свое административно-территориальное деление. Полково-сотенный строй был существенным элементом украинской государственности. И хотя полки как военные единицы существовали во многих государствах, но только в Украине полково-сотенная организация войска была взята за основу государственного территориального строя. Уже начиная с лета 1648 года, полки и сотни как территориальные единицы включают в себя все население, которое проживало в их пределах, и на него распространяется власть полковых и сотенных правительств. В 1654 году освобожденная территория охва тывала Левобережье, Правобережье (кроме Волыни и Галиции) и значительную часть земель на Юге (приблизительно 200 тыс. кв. км).

Следовательно, к моменту заключения украинско-московского договора 1654 года Украина была независимым государством, которое имело свою государственно-организованную территорию.

Мартовские статьи 1654 года юридически закрепили этот факт.

3. В начале Освободительной войны высшим органом власти была Войсковая Рада Войска Запорожского. В этом проявилась связь между органами государственной власти, которые формировались, и военно-административным строем Запорожской Сечи, и отразилось то, что национально-государственное

самоопределение Украины осуществлялось в условиях вооруженной борьбы.

В компетенцию Войсковой Рады входило решение важнейших государственных вопросов как военных, так и политических: она выбирала гетмана и Генеральный уряд и имела право их устранения, решала все вопросы внешней политики, отправляла посольства, принимала послов, осуществляла правосудие. Право участия в ней имели все казаки.

Начиная с 1649 года. Войсковая Рада созывалась редко. Есть сведения об одной раде в 1650 году, двух — в 1651 году, нескольких — в 1653 году. И еще одной (последней) в январе 1654 года— в Переяславе.

Одновременно с падением роли Войсковой Рады возрастает значение старшинских рад. И хотя это был совещательный орган при гетмане, его решения были обязательными для него.

Система управления состояла из трех ступеней:

Генерального, полкового и сотенного урядов.

Генеральный уряд был центральным органом управления. Он возглавлял всю систему управления и был постоянно действующим органом.

Генеральный уряд избирался Войсковой Радой. Возглавлял Генеральный уряд гетман: как глава государства, высший судья и верховный главнокомандующий, законодатель, поскольку он выдавал универсалы — нормативные акты, обязательные для выполнения на всей территории Украины.

Генеральный уряд был высшим распорядительным, исполнительным и судебным органом государства.

Кроме гетмана, в Генеральный уряд входили генеральные старшины, которые руководили отдельными отраслями управления.

Ближайшим к гетману государственным лицом был генеральный писарь. Он руководил внешними сношениями и канцелярией, через которую проходили все документы как к гетману, так и от него.,

Генеральный обозный, генеральный есаул и генеральный хорунжий занимались военными делами, отвечали за боеспособность войска и его материальное обеспечение.

Генеральный бунчужный охранял знаки достоинства гетмана и Войска Запорожского, а также выполнял отдельные поручения гетмана.

Генеральный судья был высшей апелляционной инстанцией по отношению к полковым и сотенным судам.

Генеральный подскарбий возглавлял финансовую систему государства.

Перечисленные государственные лица составляли Раду генеральной старшины, которая со временем вытесняет Войсковую Раду.

4. Местное управление осуществляли полковые и сотенные уряды, а также выборные лица в городах и селах.

Полковой уряд состоял из полковника и полковой рады, которая избирала полковую и сотенную старшину. Часто полковники узурпировали в своих руках всю власть на местах и игнорировали полковые рады, а иногда, наоборот, полковые рады активно влияли на деятельность полковников, препятствовали их своеволию и даже устраняли их от должности. В полковую раду входили обозный, писарь, судья, есаул и хорунжий. По такому же принципу строилась сотенная администрация. Сотенный уряд возглавлял сотник. Ему помогала сотенная администрация: есаул, писарь и хорунжий. Судебные функции в сотне выполнял городовой атаман.

Города имели свою администрацию, ее власть не распространялась на казаков. В селах войты управляли крестьянами, а атаманы — казаками. Не сохранилось никаких законодательных актов, по которым можно было бы установить функции этих органов управления. В основу их деятельности, следует полагать, были положены традиции и обычное право.

Назовите и охарактеризуйте основные признаки государства, присущие Украинскому государству, которое формировалось в годы Освободительной войны.

Охарактеризуйте особенности административно-территориальной организации Украинского государства.

Назовите источники налогов и других поступлений в казну Войска Запорожского.

Читайте также: