История создания клятвы гиппократа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Колл-центр Справочной службы КДЦ( Консультативно-диагностический центр ):

Регистратура КДЦ:

Платные услуги:

Приемная главврача:

КДЦ( Консультативно-диагностический центр ):

Две тысячи лет звучит уз уст будущих врачей клятва Гиппократа. Каждое время вносило в нее свои коррективы.

Сведения о жизни Гиппократа скудны и малодостоверны. Самая ранняя из сохранившихся биографий написана Сораном Эфесским лишь через пять веков после его смерти.

Родился он в 460 г. до н.э. на острове Кос в семье Фенареты — известной в округе повитухи, и Гераклида из рода Асклепиадов — потомственных целителей.

В роду была принята клятва, требовавшая определенных норм поведения между учителем, учеником и собратьями по профессии.

Вот этот своеобразный кодекс профессиональной чести и повлиял на этические взгляды юного Гиппократа.

Врачевал он в разных частях греческого мира, Малой Азии, Ливии. Дошел даже до Черноморского побережья и Скифии.

КЛАССИЧЕСКАЯ КЛЯТВА — V век до н.э.

«Клянусь Аполлоном-врачoм, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям и сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обстоятельством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно я буду проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправильного и пагубного, особенно — от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

МОЛИТВА ВРАЧА — XII век н. э.

В дореволюционной России выпускники медфакультетов универистетов давали факультетское обещание. Текст его печатался на обороте врачебного диплома.

ОБЕЩАНИЕ XIX — XX век

«Я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачить чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия.

Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств.

В советское время и до 1971 года студенты-медики принимали клятву Гиппократа, а с 1971 по 1993 год ее сменила присяга врача Советского Союза, утвержденная Указом Президиума Верховного Совета СССР.
«Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь:

Утверждено указом Президента Украины № 349 от 15 июня 1992 г.
Получив профессию врача и осознав важность обязанностей, возложенных на меня, в присутствии моих учителей и коллег торжественно клянусь:

  • все знания, силы и умения отдавать делу охраны и улучшения здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, оказывать медицинскую помощь всем, кто в ней нуждается;
  • неизменно руководствоваться в своих действиях и помыслах принципами общечеловеческой морали, быть бескорыстным и чутким к больным, признавать свои ошибки, достойно продолжать благородные традиции мировой медицины;
  • сохранять врачебную тайну, не использовать ее во вред человеку;
  • следовать правилам профессиональной этики, не скрывать правды, если это не повредит больному;
  • постоянно углублять и совершенствовать свои знания и умения, в случае необходимости обращаться за помощью к коллегам и самому никогда им в этом не отказывать, быть справедливым к коллегам;
  • собственным примером способствовать воспитанию физически и морально здорового поколения, утверждать высокие идеалы милосердия, любви, согласия и взаимоуважения между людьми.

1. Лица, завершившие освоение основной образовательной программы высшего медицинского образования, при получении документа о высшем профессиональном образовании дают клятву врача следующего содержания:

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

ГИППОКРАТА КЛЯТВА – врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача.

Гиппократ считал, что врачебная клятва имеет особое значение. Будучи одним из основателей медицины, Гиппократ просил врачей присягнуть:

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям его учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимому у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Упоминаемый здесь бог Аполлон – покровитель врачей в Древней Греции и Риме (и бог музыки, поэзии, прорицаний и основания городов). Асклепий, сын Аполлона, считался особым богом – покровителем врачей. Гигиея (Гигиена) – богиня здоровья, Панакея (Панацея) – богиня-целительница всех болезней – дочери Асклепия.

Если отбросить непременных изначальных свидетелей царствующих мифов того времени, эта клятва и поныне современна. Она появилась, когда еще не были известны десять заповедей Моисея, не было Нагорной проповеди Христа, но уровень нравственности Гиппократа ничуть не уступает уровню нравственности сегодняшних праведников.

Клятва, предложенная Гиппократом, в основе своей сохранилась до наших дней. С небольшими изменениями она и сегодня произносится вступающим на это поприще. В 1948 Генеральная Ассамблея Международной медицинской ассоциации приняла декларацию (называемую Женевской), которая, по существу, есть не что иное, как современная редакция клятвы Гиппократа.

В 1949 Генеральная Ассамблея приняла Международный кодекс медицинской этики, включающий в себя и Женевскую декларацию.

С течением времени меняется форма и язык присяги, но основа медицинской этики следует главным положениям клятвы Гиппократа.

ДОКУМЕНТЫ

Факультетское обещание

Женевская декларация

Клятва российского врача.

Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

Хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.

О Гиппократе и его

Часто употребляется выражение: “Гиппократ - самый известный врач всех времён и народов”. Однако, следует уточнить - западных народов (и то - не у всех, и не сразу. ). У восточных имелись свои авторитеты в медицине, причем, зачастую, со времен значительно более древних, чем на Западе вообще возникли цивилизации. И много позже жития сего славного эскулапа (на самом деле, имя нарицательное - по латинизированному имени собственному предка Гиппократа в 18 поколении Асклепия, обожествленного и почитаемого также римлянами, которые переняли его культ у греков в начале 3 века д.н.э.) Восток оставался в неведении относительно него самого, и его авторитета в странах Запада…

Родился на острове Кос за 460 лет до н. э. Цивилизация и язык этого расположенного в Ионийской море и колонизованного дорийцами острова были ионийскими.

Семья Асклепиадов, которую также именуют Косской школой медицины, сохраняла в V веке до н. э. религиозные формы и обычаи; так, например, у них была принята клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Однако этот религиозный характер корпорации, если он и требовал условных норм поведения, ни в чём не ограничивал поисков истины, которые оставались строго научными.

Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца — разумеется, врача Гераклида. С целью профессионального усовершенствования, в молодости Гиппократ много путешествовал и изучал медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые вывешивались в стенах храмов Асклепия.

История его жизни малоизвестна, даже точно не известно, сколько лет прожил Гиппократ: одни историки утверждают, что 83 года, а другие — 104. Существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят [скорее] легендарный характер.

“Клятва Гиппократа” (общеупотребительное название клятвы, приносимой каждым, кто собирается вступать во врачебный цех, то есть стать медиком) советских врачей была, на самом деле, “присягой советского врача”… А это не совсем одно и то же! Вторая - скорее “клятва на верность партии и правительству”… А потому советсткие врачи и не особо знали текст и смысл “Клятвы Гиппократа” (разве что некоторые, специально интересовавшиеся!)… И, тогда, какой с них, не дававших эту древнюю клятву, спрос - за те положения, которые она в себе - в отличие от присяги “совмедработника” - содержит.

(А какой, в таком случае, спрос с имэдж-терапевтов, как таковых - абстрагируясь от того, что некоторые из них имеют “классически”-западное медицинское образование…?)

Однако же, какие такие особенности содержатся в клятве Гиппократа, в чем ее истинный смысл?

Итак, “Клятва Гиппократа”> (Материал из Википедии, свободной энциклопедии):

“Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому”.

К ней (зачастую не будучи знакомыми с её содержанием) апеллируют больные, обычно пытаясь мотивировать медиков оказать помощь, когда те по каким-то причинам отказывают в ней (или больным кажется, что отказывают [но иногда и не кажется вовсе… Очевидно, на “фольклорном” уровне бытует мнение об этой клятве, как обязующей врача оказывать помощь всякому страдающему от болезни, а неспособность лечить ту или иную болезнь воспринимается как простое нежелание лечить…]).

А вот видоизменённый текст клятвы:

(Именно по нему клянутся будущие врачи, фельдшеры, медсёстры в России - что очень странно, учитывая поминаемых древних богов. )

“Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигием и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство.

Считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла. Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству. Я воздам моим учителям должным уважением и благодарностью; я достойно и добросовестно буду исполнять свои профессиональные обязанности; здоровье моего пациента будет основной моей заботой; я буду уважать доверенные мне тайны; я всеми средствами, которые в моей власти, буду поддерживать честь и благородные традиции профессии врача; к своим коллегам я буду относиться как к братьям; я не позволю, чтобы религиозные, национальные, расовые, политические или социальные мотивы помешали мне исполнить свой долг по отношению к пациенту; я буду придерживаться глубочайшего уважения к человеческой жизни, начиная с момента зачатия; даже под угрозой я не буду использовать свои знания против законов человечности. Я обещаю это торжественно, добровольно и чистосердечно”.

Следует отметить, что изначально писалось не “Панакеей-Панацеей”, а Панакеем-Панацеем (также как и Гигием) - как раз в виду того, что всякий (по крайней мере официальный) целитель в древности, да и позже - в Средневековье - мог быть только мужчиной.

Первоначальный вариант был написан Гиппократом в V веке до н.э. на ионийском диалекте древнегреческого языка.

Возникновение самой клятвы значительно древнее времени жизни Гиппократа: согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде, как семейная традиция, из рода в род. Записана Гиппократом клятва была впервые в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате и стала документом с III века до н.э. Клятвы, формулирующие моральные нормы поведения врача, существовали ещё в Древнем Египте.

С тех пор текст клятвы многократно переводился на новые языки, подвергался редактированию, существенно меняющим его смысл.

Клятва врача России (1999)
Принята в 1999 году Государственной Думой, подписана президентом Б. Ельциным.

“Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины — клянусь” [В натуре! :)].

В Израиле врачи приносят не клятву Гиппократа, а клятву еврейского врача. Это связано с тем, что в традиционном тексте клятвы Гиппократа упоминаются боги древнегреческого пантеона (неинтересные даже потомкам эллинов, ныне ярым христанам), что идёт вразрез с иудаизмом, по которому Бог один, и приносить клятвы его именем нельзя. Так как в Израиле религия не отделена от государства, во всех израильских вузах, готовящих врачей, клятва Гиппократа не используется. Клятва еврейского врача отличается от клятвы Гиппократа только в мелких деталях, вроде тех же самых ссылок на богов.

В настоящее время на территории США действие Клятвы Гиппократа ограничено судебным прецедентом, основанным на Homeland Security Act. В соответствии с этим прецедентом, врачебная помощь террористам и потенциальным террористам признана незаконной экспертной помощью в их адрес и является уголовно наказуемой.

В ряде случаев традиционная Клятва Гиппократа вступает в противоречие с требованиями части общества, в том числе некоторых медицинских работников. В частности, всё чаще обсуждается возможность узаконить эвтаназию, которая в корне противоречит традиционной клятве Гиппократа.

А какую клятву, и кому, приносят прочие целители - не обучавшиеся в медицинских вузах? (Ни в коем случае не подразумеваю, что как люди они - в массе своей - менее чувствительны к человечности и этике, морали. Или менее способны к состраданию! Или менее добросовестны! А сам факт того, что врач дает Клятву Гиппократа не делает его автоматически обладателем сих достоинств. )

Но не всё так просто, в клятве Гиппократа это не главное…

Далее идут слова о соблюдении врачебной тайны и несколько запретов — не давать больным смертельного средства, препараты для аборта и не делать сечения страдающим каменной болезнью. Такими операциями в то время занималась другая каста медиков, и, надо полагать, у неё была своя корпоративная клятва, не дошедшая до нас. Так что, судя по тексту клятвы, интересы больного — дело если и не десятое, то пятое.

В то время как врач Алкмеон из Кротона, в Южной Италии (ок. 500 до н. э.), известный своими анатомическими работами, принадлежал к пифагорейской школе, Гиппократ, по-видимому, примыкал к Гераклиту. Он рассматривал медицину как опытную науку. Медицинская школа Коса долгое время пользовалась большим уважением (знаменитое святилище Асклепион на Косе).

Подход Гиппократа к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни на людей не боги насылают, а возникают по разным, причём вполне естественным, причинам.

Гиппократ первый поставил медицину на научные основы и очистил её от философских построений, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времён года, ветра, воды и их результат — физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и данные по климатологии разных стран, в последнем более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные — условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье.

Гиппократ был очень популярен при жизни, и после смерти его стали почитать как полубога-врача, устраивая в честь него ежегодные празднества. Греки были абсолютно уверены, что среди них живут и сами боги, и их потомки. Таким “божественным” был и род Гиппократа, по разным подсчётам, он сам был в 17-м или 19-м колене потомком “бога медицины” Асклепия. В его роду все были врачами, отец передавал своё секретное искусство врачевания сыну, и за рамки клана оно не выходило. Обучение было преимущественно устным и практическим.

И вот, исходя из всего вышеизложенного, закрадывается мыль о том - нужен нам, или же нет, Кодекс целителя и инструктора. И пусть не клятва, а всего лишь подпись о том, что “Согласен с положениями Кодекса и обязуюсь их соблюдать…”
:H

Клятва Гиппократа

Существует предание, что эта клятва восходит к асклепиадам – потомкам Асклепия – бога врачевания, сына Аполлона, и в устном виде она переходила от отца к сыну как семейная традиция. Гиппократ первым записал клятву на ионийском диалекте древнегреческого языка, это было около 300 года до н. э.

Клятва Гиппократа включает 9 принципов и обязательств. Это:

  • обязательство перед коллегами, учителями и учениками;
  • непричинение вреда;
  • милосердие – оказание помощи больному;
  • забота о пользе больного и приоритет его интересов;
  • уважение к жизни (отрицание эвтаназии);
  • отрицание абортов;
  • отказ от интимных связей с пациентом;
  • личное совершенствование;
  • конфиденциальность – врачебная тайна.

Вот текст клятвы Гиппократа в русском переводе:

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

С тех пор клятву Гиппократа в том или ином виде приносят те, кто собирается стать врачом. Ее принял и христианский мир, убрав из начала древнегреческих богов.

Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

Читайте также: