Просвещение печать наука кратко

Обновлено: 02.07.2024

Система образования в России на рубеже XIX - ХХ веков включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища, начальные земские школы и другие); среднюю (классические гимназии, прогимназии, реальные и коммерческие училища и другие); высшую (университеты, институты, ведомственные вузы и другие).

Начальное образование в основном находилось в руках Министерства народного просвещения.

Средняя школа была представлена в основном гимназиями и реальными училищами. Гимназии давали классическое образование с правом поступления в вуз. Они имели ярко выраженный классовый характер. В них обучались в большинстве дети дворянства и бюрократии. К 1912 году в России было 417 гимназий, 63 прогимназии (с сокращенным обучением), в которых обучалось 125 тыс. учащихся. Реальные училища имели уклон к естественным и точным наукам. К этому же периоду насчитывалось 276 реальных училищ, в которых обучалось 17 тыс. учащихся. Кроме того, работало 260 коммерческих училищ. Имелись ведомственные средние специальные училища. Всего в 1914 - 1915 годы насчитывалось 123 687 школ (9 656 тыс.

Высшие учебные заведения были сосредоточены в крупных городах: Петрограде, Москве, Киеве, Харькове. В 1914 - 1915 годы в России было 195 вузов (127,4 тыс. студентов), в том числе 10 университетов, 16 высших технических учебных заведений, до 30 женских высших учебных заведений.

Появляются крупные издатели-миллионеры: А.

С. И. Мамонтов, П. Н. Парамонов. Монополисты-издатели выпускали до 3/4 всей книжной продукции.

В 1913 году в России было выпущено только на русском языке более 100 млн экземпляров книг, 1 263 журнала. Стоимость изданий превысила 40 млн рублей. В 1913 году на русском языке было издано 26,6 тыс. названий книг, на других языках - 34 тыс. наименований. Однако журналов и газет в России не хватало. Так, в Германии и Франции издавалось в 6 раз, а в США - в 16 раз больше газет и журналов с большей специализацией.

По общественно-политическому направлению периодика начала

Материальная база печати формировалась, в основном, на зарубежной полиграфической технике.

В 1913 году в России насчитывалось 2 668 различных полиграфических предприятий, на которых работало около 100 тыс. рабочих. Производилась своя бумага, но рос и импорт, особенно качественной бумаги. В 1913 году в стране существовало 575 издательских фирм.

Полиграфическая продукция России была представлена на выставках, проводившихся в стране и за рубежом, в частности, на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, Международной выставке графики и печатного дела в Лейпциге в 1914 году. Успехи книжного дела и печати были очевидны. Типографская культура русских книг, высокие качества набора и шрифтов, иллюстраций, титульных листов, фронтисписов, обложек вызывали восхищение в мире.

Достижения библиотечного дела были скромнее. В 1914 году в России насчитывалось около 76 тыс. библиотек разных типов: библиотек учебных заведений, народных общедоступных, платных публичных, сословно-дворянских, офицерских и так далее.

Наука. Во главе научной жизни и деятельности России стояла Академия Наук (АН) и ее учреждения, музеи, библиотеки. Научное значение АН в начале ХХ века существенно возросло. АН состояла из трех отделений: физико-математического, русского языка и словесности, историко-филологического. Состав академиков был невелик - в начале ХХ века около 40 человек.

В системе АН действовали различные научные учреждения: обсерватории (Пулковская астрономическая и Главная физическая), музеи (Антропологии и этнографии, Азиатский, Геологический, Зоологический, Ботанический), лаборатории, Ботанический сад, библиотеки. В 1907 году был учрежден Пушкинский Дом - на сегодня крупнейшее хранилище рукописей деятелей литературы. Несколько значительных и влиятельных научных школ возникло в Казанском университете (математика, химия, астрономия, востоковедение). Сильными в научном отношении были Харьковский и Киевский университеты и некоторые вузы: Петроградский политехнический институт (школа А. Ф. Иоффе), Петроградский горный институт (школа Н. С. Курнакова).

В России имелось несколько сот научных обществ, группировавшихся вокруг университетов: Русское географическое, Русское техническое, Русское ботаническое, Вольное экономическое и другие.

Они устраивали выставки, организовывали экспедиции, издавали труды. Ширилась практика проведения научных съездов, например, знаменитые среди интеллигенции Всероссийские съезды естествоиспытателей и врачей, собиравшиеся в разных городах, в работе которых участвовало до 6 тыс. человек. Традиционными стали Всероссийские археологические съезды. В годы Первой мировой войны по инициативе В. И. Вернадского создается Комиссия по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС).

Успехи отечественной науки были признаны в мире. Широкой известностью пользовались имена П. Н. Лебедева - создателя русской научной школы физиков, В. В. Голицына - основоположника сейсмологии, В. И. Вернадского - биогеохимика, К. И. Тимирязева - физиолога растений. До революции 1917 года двое ученых из России получили Нобелевскую премию: в 1904 году - И. П. Павлов, в 1908 году - И. И. Мечников. Открытия и изобретения А. С. Попова, Н. Е. Жуковского, К. Э. Циолковского внесли многое в развитие физики, радиотехники, авиации, космонавтики.

Значительными были достижения в области гуманитарного знания: философии, истории, социологии, экономики, статистики, литературоведения (Г.В. Плеханов, В. И. Ленин, М.И. Туган-Барановский, П. Сорокин, М. И. Покровский, А.В. Чаянов, П.Н. Милюков, Н.Д. Кондратьев и другие.). 10.1.2.


В уроке рассматривается влияние реформ 1860–1870-х годов на разные сферы культуры. Говорится о развитии просвещения и женского образования, увеличении количества музеев. Рассказывается о важнейших научных достижениях и географических исследованиях в Северном Ледовитом океане, Центральной Азии.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культура России второй половины XIX в. Просвещение, библиотеки и музеи, наука, путешественники"

Реформы 60-70-х годов 19 века имели последствия во всех сферах жизни Российской империи. Коснулись они и сферы культуры, которая перестала быть элитарной и охватывала широкие слои населения. Культура становилась всё более демократичной и чутко реагировала на важные государственные проблемы.

В ходе урока вы узнаете о просвещении, печати, библиотеках и музеях, науке и русских путешественниках.

Просвещение. Наиболее ярко демократизация культуры проявилась в просвещении. В России была создана сеть начальных школ: земских, церковно-приходских и школ Министерства народного просвещения.

Распространены были воскресные школы, где образование получали представители взрослого населения, среди которых были солдаты и рабочие. Эти действия привели к росту грамотности среди населения. В конце 19 века этот показатель достиг 20 процентов.


Дальнейшее развитие получила система среднего образования. Выпускники мужских гимназий имели право поступления в университет.

В реальных училищах получали образование, ориентированное на практические занятия торговлей и промышленностью. Создание таких училищ было обусловлено развитием пореформенного хозяйства.

Новым явлением для России стало женское образование. В 1872 году были организованы Высшие женские курсы профессора Герье. Главной целью этих курсов было просвещение женщин. В основном там преподавались гуманитарные дисциплины. Выпускницы курсов получали право преподавать в гимназиях. В 1878 году в Петербурге были открыты Бестужевские курсы. Принимались на них девушки, окончившие гимназию и старше 21 года.


Печать, библиотеки и музеи. Рост грамотности вызвал бурный интерес к книжным изданиям. Росли тиражи и темпы книгопечатания.


Демократическую направленность приобрело библиотечное дело. Создавались бесплатные народные библиотеки. Одной из крупнейших стала Публичная библиотека в Москве, открытая в 1860-е годы.

Во второй половине 19 века важную роль играли музеи. Произведения искусства стали доступны широким кругам населения.

В 1865 году свободное посещение было введено в Эрмитаже, где находились известные произведения западноевропейской живописи.


В 1892 году Павел Третьяков, собравший большую коллекцию русской живописи, передал её в дар Московской городской думе.

В 1895 году указом Николая II был создан Русский Музей Императора Александра III, известный сейчас как Государственный Русский музей. Экспозиция находилась в здании Михайловского дворца.

В основу Литературно-театрального музея легла коллекция Алексея Бахрушина по истории русского и западного театра.

Собирательство предметов искусства в основном было распространено в купеческой среде. Зачастую оно носило черты меценатства – поддержки деятелей искусства.


Музейное дело было направлено и на популяризацию науки. Этому способствовало создание Исторического и Политехнического музеев.

Наука. Во второй половине 19 века расцвет переживала наука. Важную роль играли различные научные общества, например математическое или химическое. Новым явлением в этой сфере стали всероссийские съезды учёных, которые давали возможность обмена опытом.

Основным доказательством роста научных знаний был ряд открытий, совершённых в рассматриваемый период.


Александр Попов 7 мая 1895 года во время заседания Русского физико-химического общества в Петербурге продемонстрировал изобретённую им модель радиопередатчика. Этот день в России объявлен Днём радио.


Дмитрий Менделеев открыл периодический закон химических элементов, чьи свойства были можно было описать, опираясь на периодическую таблицу.

Иван Сеченов и Иван Павлов занимались исследованиями деятельности головного мозга и нервной системы.

Климент Тимирязев стал основателем русской школы физиологии растений. Он изучал явления, находившиеся в основе жизни растительного мира.

Василий Докучаев стал основоположником науки о свойствах почв.

Русские путешественники. Во второй половине 19 века продолжались научные и географические исследования, организовывались новые экспедиции.



Одним из выдающихся путешественников был Николай Пржевальский. Первую свою экспедицию он совершил в 1867 году в возрасте 28 лет. Он отправился в Усурийский край, где вёл орнитологические наблюдения и описывал жизнь местного населения.

В 1870 году Пржевальский находился в Центральной Азии, где изучал реку Хуанхэ, исследовал горные хребты.


Помимо географических описаний, Пржевальский собрал богатый ботанический материал. Им были открыты новые виды животных – дикий верблюд, лошадь, названная в честь учёного, и медведь-пищухоед. Николай Пржевальский начал научное завоевание ранее неизвестной местности, которая представляла для России интерес.

Золотой Константиновской медалью был награждён Иван Мушкетов за исследования Туркестанского края. Он стал составителем первой геологической карты этой местности.

Одной из самых ярких и неутомимых личностей конца 19 века был Николай Миклухо-Маклай. Одним из самых знаменитых его путешествий стала экспедиция в Новую Гвинею. На побережье, где ещё никогда не бывали европейцы, он построил себе дом, в котором жил в течение нескольких лет. Миклухо-Маклай лечил аборигенов, давал им многочисленные советы. Параллельно он занимался антропологическими исследованиями местного населения.


Позже он изучал народы Филиппинских островов, Меланезии и Микронезии. Учёный смог доказать видовое единство человечества.

Давайте подведём итоги.

В конце 19 века уровень грамотности населения России достиг 20 процентов.

Рост грамотности вызвал бурный интерес к книжным изданиям. Росли тиражи и темпы книгопечатания.

Во второй половине 19 века важную роль играли музеи. Произведения искусства стали доступны широким кругам населения.

В конце 19 века был совершён ряд научных открытий, имевших практическое применение.

Основные географические исследования велись в Северном Ледовитом океане, Центральной Азии.

Образование

Уровень грамотности в народе заметно вырос. Система образования приобрела следующую форму:

  1. Начальное образование. Сюда входили, которые строились при церквях, земствах, а также государственные школы. Хорошее начальное образование давали школы при земствах. У детей, обучавшихся там, уровень грамотности был выше, чем у детей, обучавшихся в других школах.
  2. Среднее образование. Сюда входили училища, как епархиальные так и обычные, гимназии, которые имели дополнительное подразделение в виде женских гимназий. Между этими учреждениями имелись различия в предметах, на которые делался упор. В училищах преимущественно изучали естественно-технические науки. В гимназиях наоборот, тщательнее преподавались иностранные языки и гуманитарные науки.
  3. Высшее образование. Для поступления в университет требовался документ об окончании гимназии или училища. Без этого свидетельства поступить было невозможно. Высших учебных заведений в стране становилось все больше, также появлялись специальные институты, например, Горный и Лесной. В конце XIX века появились университеты стали появляться во многих городах России. Затем стали появляться частные высшие учебные заведения.

Грамотность распространялась не только среди детей и молодёжи. В 60-х года стали популярны воскресные школы для взрослых. В них бесплатно обучали грамотности и основам технических знаний. Позже возникли рабочие курсы. А затем стали появляться народные учебные заведения, так называемые народные дома. Чтобы попасть туда, достаточно было желания. На статус и положение никто не смотрел.

Издательство

Наблюдалось развитие книгопечатания и издательского дела в целом. К концу столетия число изданий, выходивших с определенной периодичностью, возросло в 3 раза.

Вместе с издательством книг росло и количество публичных библиотек. Они возникали при учебных заведениях и музеях, например, при Политехническом или Историческом. Музеи со своей стороны тоже принимали участие в развитии культуры страны. Среди них следует выделить:

  • собрание русской живописи Третьяковых, которое впоследствии стало основой для Третьяковской галереи;
  • Московский музей изящных искусств;
  • Петербургский Императорский Русский музей.

Деятельность этих музеев приобщала к культуре широкие слои граждан.

Наука

В XIX-XX веках наблюдалось стремительное развитие науки, причем во всех ее областях. Были совершены многие знаменитые открытия. Также это время стало периодом, в котором начавшееся разделение наук на фундаментальные и прикладные, только усилилось.

Естественные науки

Самые известные открытия, совершенные в то время:

  1. Менделеев открыл фундаментальный закон природы о химических элементах.
  2. Теория строения органических соединений Бутлерова.
  3. Органический катализ Зелинского.
  4. Множественные химические открытия Каблукова

Математика

Самыми знаменитыми исследованиями в области математики того времени являются исследования, на которых построены теория чисел и теория вероятностей. Хотя исследования проводились и во многих других разделах, данные теории стали большим прорывом в математике. Они проводились Чебышевым, Ляпуновым и Ковалевской, которая являлась первой в мире женщиной-профессором.

Физика и механика

Важнейшие открытия в области физики и механики:

  1. Знаменитая свеча Яблочкова.
  2. Лампа накаливания Лодыгина.
  3. Исследования явлений фотоэлектрики Столетова.
  4. Исследования в области гидроаэродинамики Жуковского.
  5. Первый самолёт был создан Можайским.

География

Продолжались исследования регионов Земли, о которых было мало известно:

  • Монголии;
  • Тибета;
  • Индонезийских островов;
  • Эфиопии;
  • Филиппинских островов;
  • Туркестана;
  • Тянь-Шаня.

На рубеже XIX-XX веков еще продолжались географические открытия. И русские ученые-географы принесли в них немалый вклад. Самые знаменитые достижения в области географии:

  • 2 плавания вокруг света совершил С. О. Макаров. Так же океанограф сделал описание Северного, Чёрного и Мраморного морей. Он же предложил исследовать Северный морской путь при помощи ледоколов.
  • Были отправлены экспедиции Толля и Колчака для изучения Арктики. Впоследствии эти экспедиции продолжились под командованием Г. Л. Седова.

В 1912-1914 годах прошла экспедиция к Северному полюсу, в которой проходили исследования побережья и островов Северного Ледовитого океана. Для этих исследований использовалась геодезическая съемка.

Гуманитарные науки

На развитие этой области оказывала влияние политическая ситуация в стране. Особенно сильное развитие получила история.

Самые знаменитые труды того времени:

Социальные конфликты и изменения в обществе задавали направление для развития. История Российского государства рассматривалось с разных сторон. Политик П. Н. Милюков описал историю государства с либеральной позиции, а историк Покровский с марксистской. Экономическое развитие страны тоже отражалось в некоторых работах.

Также в данный период были полностью перевернутый представления о материальном мире благодаря новым совершенным открытиям: рентгеновские лучи, радиоактивность, делимость атома.

Другие знаменитые достижения

В данный период получили Нобелевские премии знаменитые учёные Павлов и Мечников. Вернадский составил энциклопедические труды, способствовавшие развитию геохимии, радиологии и биохимии.

Литература

Многие писатели-прозаики в своих произведениях придерживались традиции критического реализма. Среди них особенно выделились Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Чехов. В их произведениях поднимались важные для русского общества вопросы: о гуманизм, гражданственности и народности. В творчестве Толстого были выражены нравственные проблемы. Максим Горький в своих произведениях обозначал острые социально-политические вопросы.

В искусстве и литературе проявлялись принципы модернизма:

  1. Среди поэтов-футуристов прославились В.В. Маяковский, Саша Чёрный в Д.Д. Бурлюк, В.В, Хлебников.
  2. Самыми знаменитыми поэтами-акмеистами являлись Ахматова, Кузьмин, Мандельштам, Н.С. Гумилёв.
  3. Символистами являлись Блок, Брюсов, Бальмонт, Мережковский.

Театр

Развитие деятельности театра в стране проходило следующим образом:

  • В 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко был основан Московский Художественный театр. На его сцене блистали знаменитые актеры Москвин, О.Л. Книппер-Чехов, В.И. Качалов.
  • В 1904 году был открыт театр в Петербурге имени Комиссаржевской. В театре ставились постановки, отражающие стремление демократической интеллигенции.
  • Благодаря деятельности некоторых театров стали развиваться музыкальные спектакли. К театрам, развивавшим данное направление, относится Московский Большой театр, частная опера, основанная Мамонтовым и Зиминым и Петербургский Мариинский театр.

Также произошло зарождение метафорического театра.

Кино

Первые кинофирмы появились в 1907-1908 годах. К 1913 году их насчитывалось уже около 30.

Самым знаменитым режиссером того времени являлся Я. А. Протазанов. Популярными звездами немого кино были Вера Холодная и Мозжухин.

Музыка

  • Мусоргский;
  • Римский-Корсаков;
  • Балакирев;
  • Бородин;
  • Кюи.

Произведения создавались в стиле оперы, балета, симфонии. Но поиски новых музыкальных стилей не прекращались.

В 1859 году было создано Русское музыкальное общество. Благодаря этому обществу большую популярность приобрела национальная музыка.

Множество консерваторий не только в столице, но и в других городах стали центрами музыкальной культуры. В 60-х годах в Петербурге была открыта бесплатная музыкальная школа. Её преподаватели Балакирев и Ломакин, которые и открыли эту школу способствовали приобщению общества к музыке.

В начале XX века наблюдалось усиление интереса к проблемам философии и этики. Этот интерес отразился в творчестве Скрябина, Рахманинова, Стравинского.

Живопись и скульптура

В конце XIX века в искусстве особенно выделялось несколько направлений:

  1. Исторический жанр, в котором присутствовали национальные сюжеты и народный эпос. Наиболее популярные живописцы исторического жанра – В.М. Васнецов и В.И. Суриков.
  2. Батальная живопись. Этот жанр использовал в своем творчестве Верещагин.
  3. Н.А. Ярошенко был мастером однофигурных жанровых композиций.

К концу столетия начались поиски новых направлений. Результатом этого поиска стали пейзажи, которые изображали на своих картинах И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. И. Куинджи.

Часть живописцев выделялась среди остальных:

Эти художники объединяли в своем творчестве прошлое и будущее. Они сочетали традиции русского искусства с возникающими новыми направлениями.

  • К.А. Сомов;
  • Л.С. Бакст;
  • Е.Е. Лансере;
  • Н.К. Рерих;
  • А.Н. Бенуа;
  • Н.Э. Грабарь.

Самые знаменитые работы скульпторов:

На скульптуру конца XIX – начала XX века большое влияние оказывал импрессионизм. Стали использоваться новые пластические формы, контраст света и тени.

Архитектура

В конце XIX века здания сооружались в стиле архитектурной эклектики. Это означало, что в одном проекте могли использоваться разные элементы стилей прошлого. Например, во дворце великого князя Владимира Александровича, построенном по проекту Рязанова, который находится в Петербурге, сочетались элементы русского и британского стиля, а также барокко.

В начале XX века для архитектуры характерны три новых направления:

  1. Неорусский стиль. В нём использовалось древнерусское зодчество, смешанное с современным стилем (Казанский вокзал по проекту А.В, Щусева).
  2. Стиль модерн (Ярославский вокзал по проекту Ф.И. Шехтеля).
  3. Стиль неоклассицизм, в котором также смешивались принципы архитектурной классики и нового стиля (Киевский вокзал по проекту И.И. Рерберга).

Смешивание старых стилей в новыми приобрело широкое распространение в архитектуре.

Достижения в конце XIX – начале XX века сыграли важную роль в развитии мирового общества. Российские путешественники совершили множество открытий. Искусство и литература повлияли на мировую культуру. В целом, культурные достижения России получили мировое признание.

Культурно-бытовые сдвиги. Просвещение и печать в конце 19 – начале 20 века

Явление нового века в общественном сознании наиболее выпукло выразилось в успешной, победоносной борьбе марксистов против изжившей себя народнической идеологии. Десятилетие 1894—1904 гг. было временем широкого распространения марксизма в России. Марксизм овладевал общественным сознанием страны.

Радостью борьбы, верой в победу революции был проникнут пролетариат; его борьба усиливала демократические настроения в других социальных слоях. В то же время тягостной, мертвящей апатией, предчувствиями конца и краха пронизаны были настроения владельцев и обитателей дворцов, усадеб и особняков.

Можно наметить по крайней мере три полосы в русской общественно-культурной жизни последней четверти века перед падением царизма.

Десятилетие, примерно от середины 90-х годов XIX в. и по 1904 г. включительно, по справедливости может быть названо кануном первой революции в России.

Вторая, определенная в своей целостности полоса — первая русская революция 1905—1907 гг.

Третья полоса была временем между двумя революциями, это — десятилетие 1907—1917 гг. В пределах этих 10 лет явственно различаются годы реакции, годы нового революционного подъема, наконец, время первой мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции в России. Определяющим для культурной жизни фактором политической действительности кануна первой революции был широчайший, всеохватывающий демократический подъем. Главной его особенностью было все более заметное выступление рабочей демократии, увлекавшей за собой основную массу населения страны, в том числе и значительную часть интеллигенции.

Общенациональный демократический подъем сказывался в те годы во всех областях науки, искусства и литературы, в печати и школе, во всей культурной жизни России.

Тяга к освобождению от политического и национального гнета, тяга к просвещению, знаниям, науке, боевые наступательные настроения были очень характерны для культурной жизни того времени.

Первые три года после третьешоньского переворота 1907 г. прошли под знаком поражения революции и разгула реакции. Это были тяжелые годы упадка, годы столыпинщины, годы общественной усталости, пессимизма и разочарования менее устойчивых элементов интеллигенции в идеях революции и демократии.

Только накануне первой мировой войны и особенно в ходе ее снова начали усиливаться передовые, свободолюбивые общественные настроения. Господствующая буржуазная, помещичья, поповская и черносотенная культура явно оскудела. Ростки новой, народной культуры, порождаемые революционной рабочей демократией и тяготевшим к ней трудовым крестьянством, заметно усиливались в эти годы. Молодой В. Маяковский уже видел: Где глаз людей обрывается куцый, главой голодных орд, в терновом венке революций, грядет шестнадцатый год.

Читайте также: