Индонезия государственное устройство кратко

Обновлено: 03.07.2024

Индонезия - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 27 провинций (включая Восточный Тимор) и особая территория, на которой расположена Джакарта.

В стране действует Конституция 1945 г., восстановленная в силе в 1959 г.

По форме правления Индонезия - суперпрезидентская республика. Политический режим находится в процессе трансформации. В 1966-1998 гг. в стране существовала военно-бюрократическая диктатура генерала Сухарто, шесть раз занимавшего пост Президента. Ведущее место в политической жизни было закреплено за контролируемой армейским генералитетом политической организацией Голкар (Объединенный секретариат функциональных групп). Голкар создали военные в октябре 1965 г. с целью объединить "функциональные группы", возникшие еще в период "направляемой демократии" 1959-1965 гг. (профессиональные, молодежные, женские, религиозные и прочие массовые организации). В состав Голкара были принудительно включены все государственные служащие и учителя государственных школ. Официально были разрешены лишь две политические партии: исламистская Партия единства и развития и Демократическая партия Индонезии, действовавшие в качестве "младших партнеров" Голкар.

С вынужденной отставкой Сухарто в мае 1998 г. ситуация в стране изменилась. Возникли десятки новых политических партий, появилась реальная свобода слова, из тюрем вышли многие политические заключенные. Все это сделало возможным проведение демократических всеобщих парламентских выборов, в которых в июне 1999 г. приняли участие 48 политических партий. В октябре 1999 г. впервые на альтернативной основе Народным консультативным конгрессом новым Президентом страны был избран Абдуррахман Вахид, лидер 30-миллионной мусульманской партии Индонезии Партии национального пробуждения.

Система органов власти в Индонезии отличается своеобразием, отражающим национальную концепцию демократии.

Высший орган государственной власти - Народный Консультативный Конгресс (НКК) собирается на сессии не реже одного раза в 5 лет. В его компетенцию входят изменение Конституции, избрание Президента (сроком на 5 лет) и Вице-президента, утверждение "Основных направлений государственного курса" - директив правительственной политики на очередное пятилетие. Состав - 1000 депутатов, половину из которых составляют члены парламента, остальных назначает Президент (представители провинциальной администрации, вооруженных сил, предпринимателей, рабочих, женщин и т.д.) и руководство партий, исходя из доли полученного ими в ходе последних всеобщих выборов количества голосов избирателей.

Текущие законодательные функции осуществляет однопалатный парламент Совет Народных Представителей (СНП). Из 500 его депутатов 400 избираются всеобщим голосованием по пропорциональной системе и 100 (фракция военных) назначаются Президентом, поскольку армия в выборах не участвует. Президент не может распустить СНП.

Правом законодательной инициативы обладают правительство и депутаты. Для внесения законопроекта членам СНП необходимо, чтобы его поддержало минимум 20 депутатов, принадлежащих, по крайней мере, к двум фракциям. Законопроекты принимаются в четырех чтениях, после чего передаются на подпись Президенту. В случае отказа Президента утвердить законопроект он не может быть повторно внесен на обсуждение той же сессии СНП. На практике парламент до 1998 г. лишь оформлял решения Президента и кабинета в виде законов.

Помимо издания законов СНП утверждает государственный бюджет, может создавать и расследовательские комитеты для контроля за деятельностью отдельных подразделений государственного аппарата. Глава государства, Вице-президент и министры не ответственны перед парламентом. Контроль за их деятельностью со стороны последнего минимален. СНП может лишь одобрять постановления правительства, утвержденные Президентом при чрезвычайных обстоятельствах (ст.22 Конституции). В случае отказа СНП в одобрении они подлежат отмене.

Президент, избираемый на 5-летний срок Народным Консультативным Конгрессом, является главой государства и формируемого им правительства, а также главнокомандующим вооруженными силами. Он занимает центральное место в системе высших органов государства.

Президент Республики обладает следующими полномочиями: издает по согласованию с СНП законы и утверждает постановления правительства для их исполнения; играет важную роль в формировании законодательных органов: назначает 1/3 состава НКК и 1/5 членов СНП, обладает правом абсолютного вето; с согласия СНП объявляет войну, заключает мир и договоры с другими государствами; может объявить в стране чрезвычайное положение; единолично решает вопросы назначения и снятия министров; назначает послов и консулов; имеет право амнистии и помилования; присваивает звания и почетные знаки отличия.

Президент возглавляет Кабинет министров, который в силу ст.5 Конституции имеет право издавать законы, а также разрабатывать соответствующие постановления. Назначаемые Президентом министры возглавляют правительственные департаменты (министерства) и оказывают Президенту помощь в его деятельности. Важную роль в Кабинете играют министры-координаторы, каждый из которых отвечает за работу сразу нескольких министерств.

Президент несет ответственность перед НКК. Прежде она была чисто номинальной. Однако 20 октября 1998 г. сессия НКК впервые отвергла отчетный доклад Президента Хабиби 355 голосами против 322.

Важнейшим государственным институтом являются вооруженные силы, за которыми юридически закреплена "двойная функция" - военная и социально-политическая.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Индонезии носит смешанный характер. Большинство основных отраслей права были кодифицированы в колониальный период по образцу соответствующих голландских актов и принадлежат к романо-германской правовой семье. В то же время семейно-брачные отношения и другие вопросы личного статуса у большей части населения регулируются исламизированным обычным правом (адат). В отношениях между мусульманами в некоторых случаях также применяется непосредственно мусульманское право (шариат, по-индонезийски - syariah). Во многих районах (и у отдельных народов страны) распространены собственные системы обычного или религиозного права.

Формирование правовой культуры современной Индонезии происходило на фоне смены различных религий и культурных влияний. К середине XVII в. в большинстве районов Индонезии было принято мусульманство, вытеснившее буддизм и индуизм.

В предколониальной Индонезии обычное право (адат) занимало центральное место; на втором стояло писаное право (закон). В общине же почти все отношения регулировались обычаями. Среди индонезийцев глубоко укоренилось представление, будто души предков наблюдают за общиной и мстят за малейшее нарушение обычаев.

Господство обычаев и обычного права обусловило консервативный характер государственно-правового строя страны. Кроме того, оно создало партикуляризм в праве, поскольку каждая область, каждая община имели свои обычаи.

Доколониальная история Индонезии знает несколько попыток кодификации права. Основу их составили обычаи, обычное право и индийские законы. Первая из кодификаций, известная под именем "Шивашама", была проведена в конце Х в. восточнояванским раджой Дхармавамцой, кодифицировавшим яванские законы. Другая кодификация - "Кутараманава", созданная в империи Маджапахит и завершенная к 1350 г. Вскоре за ней последовали еще два кодекса, по-видимому, дополнявшие ее, - "Гаджа Мада" и "Аджагама".

Голландские колонизаторы принесли на архипелаг свое право. С начала это было римско-голландское право, затем, в XIX в., его сменило современное романо-германское законодательство, основанное на кодексах Наполеона. Первоначально голландские кодексы в сфере частного права применялись только в отношениях между европейцами или с их участием. Постепенно местное население также стало обращаться к европейскому законодательству, особенно в тех случаях, когда соответствующие нормы отсутствовали в системе обычного права либо требовалось урегулировать отношения между представителями общин с различными системами права. Тем не менее до конца колониального периода голландское частное право так и не было воспринято большей частью индонезийцев. Напротив, в области уголовного права голландский УК был распространен (с 1918 г.) на все население архипелага независимо от происхождения.

Основы правовой системы независимой Индонезии были заложены с принятием Конституции 1945 г. Она закрепила принципы государственной идеологии и философии "панчасила", которых обязаны придерживаться все партии и организации: вера в единого Бога, что означает равенство всех существующих в стране религий и свободу вероисповедания; справедливая и цивилизованная гуманность; национализм, означающий создание независимого национального государства, построение единой нации; демократия, направляемая разумной политикой консультаций и представительства; социальная справедливость.

Основные законодательные акты колониального периода (включая ГК и УК) остались в силе и после обретения независимости. Национальные власти сосредоточили внимание преимущественно на законодательстве в сфере политического устройства, экономической политики, аграрной реформы.

На протяжении ряда лет после получения независимости (1945-1965 гг.) страна развивалась, проводя активную антиимпериалистическую, антиколониальную политику. Голландские и английские предприятия были национализированы, сильным ограничениям подвергся американский капитал. Были сделаны попытки провести аграрную реформу и ряд других важных социально-экономических мероприятий.

На рубеже 1950-1960-х гг. в Индонезии устанавливается режим "направляемой демократии", означавший на практике значительное усиление власти Президента.

Острые экономические и политические противоречия привели к трагическим событиям 30 сентября 1965 г. Противостояние между компартией (крупнейшей в развивающихся странах) и армией закончилось победой последней и отстранением от власти Сукарно. Фактически во главе государства встала военная верхушка. Около 500 тыс. человек было убито без суда и следствия. Компартию и другие левые организации запретили. Новый режим взял курс на постепенное укрепление частнокапиталистического сектора. Лишь в 1998 г. массовые выступления протеста привели к падению авторитарного режима Президента Сухарто и положили начало демократизации общественно-политической жизни.

Основным источником права в современной Индонезии является законодательство. Иерархию нормативно-правовых актов составляют Конституция, декреты Народного консультативного конгресса, законы парламента, подзаконные акты Президента, Кабинета министров, министерств и ведомств. Конституция (ст.22) предусматривает институт чрезвычайного законодательства, осуществляемого Кабинетом министров с последующим утверждением парламентом.

Вторым по значению источником права остается обычай, регулирующий повседневную жизнь большинства индонезийцев, особенно в сельской местности. Адатное право не кодифицировано и не унифицировано: существуют 19 исторических областей, имеющих собственные варианты этого права.

Хотя судебный прецедент официально не обладает обязательной силой, на практике он также составляет один из источников права в Индонезии. Верховному суду принадлежит важная роль в интерпретации и унификации запутанной системы индонезийского права, а нижестоящие суды стараются строго следовать ранее вынесенным решениям высших инстанций.

Авторы: Н. В. Мазеин (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. Н. Алексеева (Природа), М. Ю. Ульянов (археология), С. В. Кулланда, В. А. Тюрин, А. Ю. Другов (Исторический очерк), В. В. Горбачёв (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), Н. М. Смурова (Литература), Г. М. Сорокина (Изобразительное искусство и архитектура), А. С. Алпатова (Музыка), П. М. Степанова, Н. П. Чукина (Танец и театр), К. Э. Разлогов (Кино) Авторы: Н. В. Мазеин (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. Н. Алексеева (Природа), М. Ю. Ульянов (археология), С. В. Кулланда, В. А. Тюрин, А. Ю. Другов (Исторический очерк); >>


ИНДОНЕ́ЗИЯ (Indonesia), Рес­пуб­ли­ка Ин­до­не­зия (Republik Indonesia), ост­ров­ное го­су­дар­ст­во в Юго-Вост. Азии.

Государственное устройство Индонезии – президентская республика. Высший законодательный орган Индонезии — Народный консультативный конгресс, который собирается один раз в пять лет. Текущими законодательными вопросами занимается парламент — Совет народных представителей, в котором насчитывается 550 мест.

Депутатами Народного консультативного конгресса являются все депутаты Совета народных представителей, а также ещё 195 депутатов, избираемые непрямым голосованием. Депутаты Совета народных представителей избираются на 5 лет по пропорционально-списочной системе в многомандатных округах. Наибольшее число мест в парламенте принадлежат демократическим партиям и исламским.

20 сентября 2004 генерал в отставке Сусило Бамбанг Юдойоно стал первым всенародно избранным президентом Индонезии, завоевав свыше 60 % из 122 млн. проголосовавших избирателей и значительно опередив свою соперницу, действующего президента Мегавати Сукарнопутри. Ранее президент избирался Народным консультативным конгрессом.

Сусило Бамбанг Юдхойоно — кадровый военный, сделавший карьеру в период правления президента Сухарто. Он получил образование в Индонезии и США. С 1975 года участвовал в боевых действиях против сепаратистов Восточного Тимора. В 1999 году Юдойоно ушёл в политику, возглавив Демократическую партию. На состоявшихся 8 июля 2009 выборах Юдхонойо был переизбран на второй срок.

Правительство Индонезии ведет себя очень активно на мировой арене, особенно в исламском мире, в котором оно явно настроено стать лидером в ближайшие годы. Последние годы Индонезия стремится играть более заметную роль в решении глобальных проблем мирового сообщества, например, в разрешении конфликта между Израилем и Палестиной и других ближневосточных конфликтов. Правительство Индонезии довольно часто устраивает форумы исламских стран. С помощью таких методов она пытается расширить свое влияние на Ближнем Востоке.

Будучи крупнейший в мире по населению мусульманской страной, Индонезия принадлежит к числу стран, которые сформировались на перекрестке различных цивилизаций и стали местом их сосуществования. Ее конфессиональная картина весьма пестра, сказывается на ней отголоски отношений мусульманского мира в целом с другими цивилизациями. А на конфессиональную и этническую неоднородность картины накладывается различия в уровне социально-экономического развития, которые нередко становятся главным источником трений. Всё это не может не усложнять решение проблемы достижения цивилизационной гармонии.

Проблема сосуществования и взаимодействия исламской и христианской цивилизаций приобрело особую остроту в 90-х годах. Дестабилизирующие процессы, связанные с "азиатским" кризисом в 1997-98 годах и ослаблением основ государственности результате падения режима Сухарто, оказали негативное влияние на все сферы и привело к развитию исламского радикализма. Дело дошло до межконфессиональных конфликтов.

Совпадение по времени социальной напряженности и экспансией исламизма не случайно. Чем слабее государство и его институты, тем выше роль религиозных организаций и тем эффективней их призывы. Активизация исламского радикализма была непосредстенно связана с ослаблением жесткого контроля военно-полицейского аппарата над ситуацией и обеспечением внутренней безопасности. Резкое ослабление этого института власти в стране, терзаемой религиозными конфликтами и сепаратистическими настроениями, поставило под угрозу сохранение безопасности и целостности Индонезии.

Имели место серии терактов в 2000, 2007, 2009 годах, религиозные столкновения в 2000-2002, восстание в Аче длившееся почти 30 лет.

Нет никакого сомнения, что за отмеченными событиями с их религиозными мотивами лежат более глубокие причины. И то, что представляется, на первый взгляд, лишь как противоречия, в большинстве случаев отражает социальные, политические и экономические различия. Практически всегда за религиозными лозунгами стоит политический или экономический интерес.

Гимн Индонезии
Герб Индонезии
Карта Индонезии


Индонезия. Традиционное жилище.


Озера в кратере Келимуту. Остров Мони. Индонезия.


Побережье одного из островов Индонезии.
Руины древнего храма. Индонезия.
Султанский дворец в Джакарте.
Водяной дворец в Джакарте.
Ладшафт острова Ява.

ИНДОНЕЗИЯ, Республика Индонезия (Republik Indonesia), государство в Юго-Восточной Азии, на островах Малайского архипелага (Большие и Малые Зондские острова, Молуккские острова) и западной части острова Новая Гвинея (Ириан-Джая). Граничит с Малайзией и Папуа —Новой Гвинеей. Площадь 1904,5 тыс км2. Население 234,89 млн человек (2003, 4-е место в мире). Столица Джакарта. Крупнейшие города: Джакарта, Сурабая, Бандунг.

Государственное устройство Индонезии

Унитарная республика президентского типа. Глава государства и правительства — президент. Высший орган государственной власти — Народный консультативный конгресс. Он собирается на сессии не реже одного раза в пять лет. Половина депутатов назначается президентом. Другая половина — депутаты однопалатного совета народных представителей (парламента). 400 из них избираются всеобщим голосованием и 100 назначаются президентом. Это военные (армия не участвует в голосовании).

Административно-территориальное деление Индонезии

24 провинции и приравненные к провинциям особые административные единицы — Большая Джакарта (столичный городской округ), Джокьякарта, Ачех (2 специальные единицы).

Население Индонезии

97% индонезийцев составляют более чем 150 близких народов, которые говорят на более чем 1000 различных языков и диалектов (яванцы, сунданцы, мадурцы, батаки, малайцы, балийцы и др.). Многие племена до сих пор не знают земледелия и живут в основном охотой (напр., папуасы Новой Гвинеи). Живут также китайцы, арабы, выходцы из Южной Азии. Официальный язык — индонезийский.

Индонезия — крупнейшее в мире исламское государство. Большинство верующих — мусульмане, гл. обр. суннитского толка (87,2%), есть христиане (9,6%), индуисты (гл. обр. на о-ве Бали), буддисты, конфуцианцы; сохранились традиционные местные верования.

2/3 населения проживает на островах Ява и Мадура. В некоторых районах острова Ява плотность сельского населения доходит до 2500 человек на 1 км2 (самая высокая в мире величина для сельских районов). 78% населения живет в сельской местности.

Природа Индонезии. Географическое положение Индонезии

Индонезия — крупнейшее в мире островное государство, занимающая 6-е место по площади среди крупнейших стран Азии. Всего в состав Индонезии входит 13667 островов, из которых заселены чуть менее 1000 (крупнейшие — Ява, Суматра, Сулавеси, Калимантан, Новая Гвинеи). Большинство других островов представляют собой отдельные скалы или небольшие атоллы. Больше половины площади островов занимают горы (высота до 5029 м, г. Джая на о. Новая Гвинея). На островах расположены ок. 400 вулканов, в т. ч. св. 100 действующих. Самый высокий из них — Керинчи (3800 м) на Суматре. Особенно много вулканов на о-ве Ява. В 1883 в результате извержения вулкана Кракатау, расположенного на небольшом острове между Явой и Суматрой, возникла 20-метровая морская волна, а вулканический пепел покрыл почти треть территории Индонезии.

Индонезия расположена в экваториальных широтах: большая ее часть находится в Южном полушарии, а северная часть о-вов Суматра, Калимантан, Сулавеси и Молуккских о-вов — в Северном. Климат экваториальный и субэкваториальный, с обилием осадков, выпадающих в виде мощных ливней, часто сопровождаемых грозами. На большей части страны осадки выпадают равномерно (до 4000 мм в год), на юге — непродолжительный сухой сезон. Реки почти везде образуют очень густую сеть. Самые крупные из них: Капуас и Барито на Калимантане; Хари, Кампар и Муси на Суматре; Мамберамо и Дигул на Новой Гвинее. Из-за обильного отложения речных наносов в низовьях равнинные реки постоянно меняют русла,

Св. 1/2 территории покрыто влажными вечнозелеными тропическими лесами с большим разнообразием флоры и фауны. Вдоль побережий — мангровые заросли. На юге встречаются участки саванн, в горах — высотная поясность. В многочисленных заповедниках и национальных парках (Гунунг-Лесер, Комодо-Падар-Ринко, Уджунг-Кулон и др.) охраняются суматранский носорог, слоны, малайский медведь, тапир, крокодилы, гигантские вараны, орангутаны. Значительная часть девственных лесов сведена под с.-х. угодья (особенно на о-ве Ява). На западе Явы, в городе Богор, находится всемирно известный ботанический сад, в котором представлены самые разнообразные формы экваториальной флоры.
Индонезия богата полезными ископаемыми. Имеются крупные месторождения нефти и газа, бурого и каменного угля, руд железа, меди, никеля, олова; бокситов, серы; средние и мелкие – руд марганца, хрома, свинца, цинка, золота, серебра, молибдена; алмазов, фосфоритов, пемзы, асбеста и др.

Экономика Индонезии

Индонезия — индустриально-аграрная страна, с крупнейшим в Азии плантационным хозяйством и развитой горнодобывающей промышленностью. ВНП на душу населения упал с 980 долларов в 1995 до 580 в 1999. Падение рупии в конце 1997 — начале 1998 гг. привело к сокращению ВВП на 13,7% в 1998 г. МВФ предложил помощь стране в размере 42 млрд. дол. в обмен на выполнение ряда требований. Правительство первоначально отказалось выполнять требования МВФ, но опасаясь дальнейшего оттока капиталов из страны, пошло на заключение договора. Нефтехимическая отрасль контролируется государственной компанией Pertamina. Основа экономики — добыча и переработка нефти и газа (гл. обр. на экспорт) на Суматре, Яве, Калимантане и в западной части Ириан-Джая. Основные промышленные центры: Джакарта, Сурабая, Джокьякарта, Палембанг (нефте- и газопереработка, металлургия, машиностроение, химическая пром-сть и др.). 2/3 занятых приходится на пищевкусовую и текстильную промышленность.

Орошается почти 1/3 обрабатываемых земель. Основные экспортные культуры: каучуконосы (одно из ведущих мест в мире), кокосовая и масличная пальмы, чай, кофе, табак, какао, перец, сейба (капок), агава (сизаль); пряности — мускатный орех, гвоздика и др.; кора хинного дерева (Индонезия — основной поставщик в мире). Главные продовольственные культуры: рис (основной продукт питания населения), кукуруза, кассава, батат, арахис, соя. Животноводство развито слабо. Важное значение имеет рыболовство, лов омаров, креветок, трепангов. Заготавливают древесину ценных пород.
Сохраняются традиционные ремесла: производство батика (как промышленное, так и кустарное), чеканных изделий из серебра, керамические сосуды, художественная резьба по кости, плетение циновок, шляп и др.). Большое значение имеет иностранный туризм, которому угрожают акции террористов.

Денежная единица — индонезийская рупия.

История Индонезии

В результате массовых народных выступлений президент Сухарто 20 мая 1998 подал в отставку и его сменил Б. Ю. Хабиби. Под воздействием непрекращающейся борьбы за независимость Восточного Тимора и под давлением мирового общественного мнения 30 августа 1999 состоялся референдум, на котором 78,5% населения территории высказались за независимость Восточного Тимора, что послужило толчком к новой вспышке насилия. 12 сентября 1999 в бывшую провинцию были введены международные силы ООН, а индонезийские войска покинули территорию. 20 октября 1999 новым президентом страны стал лидер исламской Партии национального пробуждения А. Вахид, а вице-президентом дочь первого президента страны и лидер Индонезийской демократической партии борьбы Мегавати Сукарнопутри. С 2001 в результате импичмента Вахиду президентом стала Сукарнопутри.
Национальный праздник — 17 августа (День провозглашения независимости).

Читайте также: