Охрана окружающей среды сахалина кратко
Обновлено: 02.07.2024
от 6 августа 2013 года N 415
Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области"
(с изменениями на 27 декабря 2021 года)
1. Утвердить государственную программу Сахалинской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области" (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Сахалинской области
С.Г.Шередекин
Утверждена
постановлением
Правительства Сахалинской области
от 06.08.2013 N 415
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Наименование государственной программы
"Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области"
Ответственный исполнитель государственной программы
Министерство экологии Сахалинской области
Соисполнители государственной программы
Участники государственной программы
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области (с 2014 года по настоящее время);
Министерство строительства Сахалинской области (2014 - 2019 годы);
Министерство имущественных и земельных отношений (с 2014 года по настоящее время)
Подпрограммы государственной программы
Подпрограмма N 1 "Отходы производства Сахалинской области".
Подпрограмма N 2 "Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы Сахалинской области".
Подпрограмма N 3 "Региональный мониторинг атмосферного воздуха в Сахалинской области".
Подпрограмма N 4 "Формирование бережного отношения к природе".
Подпрограмма N 5 "Развитие водохозяйственного комплекса в Сахалинской области"
Цель государственной программы
Обеспечение благоприятной экологической ситуации в Сахалинской области, развитие минерально-сырьевой базы
Задачи государственной программы
1. Создание условий для обеспечения экологически безопасного обращения с отходами в Сахалинской области.
2. Выявление и подготовка к лицензированию перспективных месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
3. Разработка структуры сети регионального мониторинга для обеспечения постоянного контроля за состоянием атмосферного воздуха.
4. Совершенствование системы экологического просвещения населения на базе совмещения теоретических знаний и практики.
5. Защита от негативного воздействия вод. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов
Этапы и сроки реализации государственной программы
2014 - 2025 годы без деления на этапы
Объемы и источники финансирования государственной программы
Целевые индикаторы государственной программы и их количественные значения
1. Доля захоронения твердых коммунальных отходов после внедрения технологий их обработки к 2019 году - 100%.
2. Площадь восстановленных, в том числе рекультивированных земель, подверженных негативному воздействию накопленного экологического вреда (га), - 7,33.
3. Количество участков недр местного значения, подготовленных к лицензированию, - до 100 ед.
4. Охват территории области мониторингом атмосферного воздуха - до 100%.
5. Количество муниципальных образований области, охваченных мероприятиями экологической направленности, - до 12 ед.
6. Доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности - до 100%.
7. Доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности, - до 48,3%
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ
Предметом особого внимания государства является регулирование отношений в области охраны окружающей среды, использования и охраны природных ресурсов, которые представляют собой не только основу для развития экономики и социальной сферы, но и гарантию нормальной жизнедеятельности для нынешних и будущих поколений.
В целом экологическая ситуация в Сахалинской области не является кризисной, но все же далека от благополучной. Анализ существующей ситуации показывает, что в области имеются экологические проблемы, не позволяющие в полной мере достичь требуемого качества окружающей среды.
В настоящее время одной из основных экологических проблем является высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в результате выбросов от промышленных предприятий и автотранспорта.
Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2016 году составили 138,3 тыс. тонн в год, в том числе выбросы от стационарных источников составили 76,9 тыс. тонн в год, от передвижных - 61,3 тыс. тонн. С 2015 года г. Южно-Сахалинск по уровню загрязнения атмосферного воздуха из разряда очень высокого перешел в высокий, г. Корсаков и пл. р/н Новоалександровск из высокого - в повышенный. В Сахалинской области контролируется содержание в воздухе 14 загрязняющих веществ (взвешенные вещества, сажа, диоксид серы, сероводород, окись углерода, сернистый газ, окислы азота, аммиак, формальдегид, бенз(а)пирен и др.). В настоящее время в области на постоянной основе за счет федерального бюджета ведется государственный мониторинг атмосферного воздуха в 6 населенных пунктах на 9 стационарных постах наблюдения. Кроме того, осуществляется региональный мониторинг атмосферного воздуха в форме маршрутных наблюдений в населенных пунктах тринадцати муниципальных образований: Ногликском, Томаринском, Углегорском, Холмском, Невельском, Смирныховском, Тымовском, Долинском, Макаровском, Анивском, Южно-Курильском, Курильском, Корсаковском городских округах. Информация о состоянии атмосферного воздуха по муниципальным образованиям области приведена в подпрограмме N 3 "Региональный мониторинг атмосферного воздуха в Сахалинской области" Госпрограммы.
Речная сеть Сахалинской области насчитывает более 65000 рек, из которых на Курильских островах протекает около 4000 небольших водотоков.
Одной из характерных проблем является недостаточная рациональность использования водных ресурсов. Основными факторами, оказывающими негативное влияние на уровень рациональности использования водных ресурсов, являются применение устаревших водоемких производственных технологий, недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами приборного учета, а также высокий уровень потерь воды при транспортировке.
Достаточно остро стоит проблема загрязнения, зарастания и заиливания водных объектов области. Антропогенная нагрузка на реки в ряде населенных пунктов нарушила гидрологический баланс водотоков. Аккумуляция наносов, техногенных загрязнителей приводит к снижению пропускной способности рек, происходит обмеление, зарастание растительностью, мелколесьем, что ведет к уменьшению пропускной способности русла и в дальнейшем к выходу воды на пойму и затоплению. Водные объекты утратили способность к самоочищению.
Для предотвращения этих процессов необходимо провести природоохранные мероприятия по расчистке русел рек в черте населенных пунктов.
Важной проблемой, требующей безотлагательного решения, является обеспечение защиты населения и объектов экономики области от негативного воздействия вод.
На территории области, подверженной негативному воздействию вод, проживает 2,9 тыс. человек.
В связи с тем, что Сахалинская область относится к паводкоопасным районам Российской Федерации, серьезной проблемой является возникновение чрезвычайных ситуаций в результате наводнений.
В периоды половодий и паводков также наибольшее развитие получает боковая эрозия, происходит размыв берегов, что приводит к выведению из землепользования значительных площадей сельскохозяйственных угодий, а также развитию оползневой опасности на застроенных территориях.
— Наша главная задача — это привлечь внимание общества к вопросам экологического развития, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
План основных мероприятий по проведению Года экологии, утверждённый правительством РФ, включает в себя 234 мероприятия. В их числе — сбор и вывоз на специализированный полигон химических веществ с территории двух муниципальных образований нашей области для утилизации или обезвреживания. Всего же на Сахалине необходимо провести 47 мероприятий разной направленности: экологическая безопасность, сохранение биологического разнообразия, обращение с отходами, снижение негативного влияния на воздух и водные ресурсы, экологическое образование и воспитание.
Кроме того, свой план проведения Года экологии есть в каждом районе области. О том, как именно Год экологии проводится в Сахалинской области, можно узнать на сайте регионального Минприроды. И любой желающий может принять участие в том или ином мероприятии.
— Большое внимание мы уделяем формированию экологической культуры населения. Поэтому в регионе организовывались выставки, круглые столы, краеведческие конференции и другие мероприятия, посвящённые удивительной природе Сахалина и Курил и необходимости её охраны. В январе и феврале удалось сделать две прямые телефонные линии об изменениях природоохранного законодательства, которые кардинально меняют существующие подходы к государственному регулированию в области охраны окружающей среды.
Это здорово: распространяются принципы экологического движения, в котором участвуют дети, подростки, молодёжь, помогая решать насущные экологические проблемы.
Снижение выбросов парниковых газов
— Принимала ли участие Сахалинская область в Общероссийской климатической неделе, которая проводилась в стране с 15 мая по 15 июня?
Как спасти природу
— Сахалин славится своим богатым животным и растительным миром. Что делается в области для его сохранения?
Стратегия направлена на разработку эффективной долгосрочной политики Сахалинской области в сфере предотвращения снижения биологического разнообразия. В случае её принятия Сахалин станет первым и пока единственным регионом, имеющим документ долгосрочного стратегического планирования в области биологического разнообразия.
— А какова ситуация в области с чистотой атмосферного воздуха?
— Больше всего воздух загрязняют: автотранспорт (его доля — 46 процентов выбросов) добытчики полезных ископаемых (28 процентов), теплоэнергетика (18 процентов), прочие отрасли (8 процентов выбросов).
— Александр Владимирович, что хотели бы пожелать коллегам?
— Хочется ещё раз напомнить, что Сахалин и Курилы — то редкое место на Земле, где сохранилась первозданная чистота и удивительное разнообразие флоры и фауны, но при этом активно развивается производство. Именно поэтому приоритетом нашей деятельности являются вопросы охраны окружающей среды. Улучшение условий жизни населения нашей области сегодня невозможно представить без труда экологов: людей, целью жизни которых стало сбережение природы для настоящего и будущего поколений. Ведь ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды влечёт за собой снижение качества жизни.
Каждый из нас, каждый из тех, кто считает себя частицей мирового человечества, обязан знать, какое влияние оказывает наша деятельность на окружающий мир и чувствовать на себе долю ответственности за те или иные действия.
Экологическое состояние городов Сахалинской области ухудшается с каждым годом. Не становится в этом исключением и наш город. Примерами тому:
- Почти на 80% изношенность системы ЖКХ, множественные порывы трубопровода.
- Несовершенство, а порой и полное отсутствие, фильтрационных и очистных сооружений на основных жизнеобеспечивающих предприятиях города.
- Использование угля в качестве энергоносителя, как на городской котельной, так и в частном секторе.
Помимо этого существует немало экологических нарушений, а их у нас на острове немало:
- Браконьерское истребление диких животных, толкающее многие виды на грань вымирания; пресноводных и морских рыб, наносящее ущерб рыболовному промыслу.
- Лесные пожары, разрушающие целые экосистемы и массивы лесов.
- Засорение нерестилищ лосося и утрата рекреационных зон.
- Плохо оснащенные, устаревшие системы канализаций, приводящие к химическому загрязнению и загрязнению нечистотами рек и ручьев, подземных вод и почв.
- Неудачно расположенные мусорные свалки, отравляющие водоемы, грунтовые воды, почву и воздух диоксидами.
- Усиливающееся загрязнение пластиковым мусором и металлоломом, почти на всех обитаемых территориях, самовольные свалки.
- Загрязнение водоемов всеобщей привычкой мыть автомобили по берегам рек и озер
- Не отвечающие экологической безопасности объекты хранения горюче-смазочных материалов.
- Заброшенные скважины нефтепроводов и многое другое.
Главные направления работы организации - сохранение лесов и повышение экологической безопасности при разведке и добыче нефти и газа на шельфе.Сахалинская область является одним из наиболее развитых нефтегазодобывающих районов Дальневосточного экономического региона и относится к числу старейших в России.
Всего на территории области открыто 69 месторождений углеводородного сырья, в том числе: 11-нефтяных, 17-газовых, 6-газоконденсатных, 14-газонефтяных, 9-нефтегазовых и 12-нефтегазовоконденсатных.
Н ефтедобыча несет опасность для окружающей природы. А особенно разливы нефти.
Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в Мировом океане. Попадая в морскую среду, нефть сначала растекается в виде пленки, образуя слои различной толщины. По цвету пленки можно определить ее толщину. Пленка мощностью 30-40 микрон полностью поглощает инфракрасное излучение, что приводит к гибели многих живых организмов. При этом ущерб от разлива только 100т нефти может достигать миллионов долларов, не считая средств на аварийно-спасательные работы и ликвидацию последствий аварии.Большие массы нефти поступают в моря по рекам с бытовыми и ливневыми стоками.
Северо-восточный шельф Сахалина лежит на пересечении нерестовых миграционных путей лососей. Однако при прокладке траншей и любых земляных работ образуется взвесь минеральных веществ, покрывающих нерестовые участки илистым слоем что, либо затрудняет нерест лососевых, либо рыба уходит в другие, экологически чистые, реки.
В зоне развития проекта встречается 108 видов морских рыб, а на Охотское море приходится 70% всего вылова рыба в России. В северной части Татарского пролива, в районе потенциального воздействия проекта, находится самая большая зона нереста минтая в Японском море.
В зоне шельфового проекта обитает 34 вида птиц, занесенных в Красные Книги, в т.ч. белоплечий орлан, охотский улит, сахалинский чернозобик, длинноклювый пыжик, камчатская (алеутская) крачка– наиболее уязвимые виды, не терпящие беспокойства. Причем заливы Чайво и Пильтун являются важнейшими местами гнездовий, что крайне важно для репродуктивности популяций.
Мы не можем оставаться равнодушными к тому, что происходит в нашем городе, на нашем острове,это наша земля, наш дом. Игнорирование всех этих фактов могут ввергнуть Сахалин в глубокую пропасть и лишить перспектив на улучшение положения. Ведь главное – это построить общество, процветающее в экономическом, социальном и экологическом отношении.
КАК ЖИТЬ НАМ В XXI ВЕКЕ?
Что натворили мы в двадцатом веке!
Что стало с экологией земли.
Леса сжигали, засоряли реки.
Мы и не делать этого могли.
Могли не портить внутренние воды,
Ужиться мог с природой человек.
Могли не строить в городах заводы,
а как же нам прожить грядущий век.
Прожить без техногенных катаклизмов,
И, не рискуя умереть в дыму.
С безвредною водой для организма.
Внемлите, люди, слову моему
Чтоб человечеству от газов не погибнуть,
От вымирания живое уберечь,
Нам надо одно правило постигнуть
Площадь территории – 87,1 тыс. км 2 . Численность населения - 490,2 тыс. человек, из них сельское население составляет 88,1 тыс. человек (на 01.01.2018). Плотность населения - 5,6 чел./1 км 2 . Валовый региональный продукт - 767 839 млн руб. (по состоянию на 2016 г.).
Атмосферный воздух
Мониторинг состояния атмосферного воздуха проводился в 6 городах на 9 станциях наблюдения. В 2017 г. общий объем выбросов загрязняющих веществ (включая выбросы от ж/д транспорта) составил 166,7 тыс. т, что на 20,5% больше, чем в 2016 г. В последние годы наблюдается уменьшение выбросов от автомобильного транспорта на 11,1%, объем выбросов от стационарных источников вырос на 4,6%.
В структуре выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников прослеживается уменьшение выбросов твердых веществ на 42,9%, снижение выбросов диоксида серы на 67,8%, выбросов оксидов азота –на 17,4%, выбросов ЛОС - на 17,4%. Наблюдается рост выбросов СО на 97,3%.
Выбросы, тыс. т | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Всего | 100,4 | 92,5 | 86,5 | 76,8 | 65,0 | 72,5 | 77,0 | 105,1 |
твердые | 33,1 | 30,9 | 25,5 | 18,7 | 15,1 | 12,6 | 19,6 | 18,9 |
СО | 30,3 | 25,8 | 26,8 | 28,5 | 23,1 | 32,9 | 28,0 | 59,8 |
SO2 | 13,9 | 12,9 | 10,1 | 6,3 | 4,5 | 4,2 | 4,8 | 4,5 |
NOx | 16,1 | 15,1 | 15,8 | 15,0 | 13,2 | 14,1 | 13,2 | 13,3 |
ЛОС | 4,6 | 5,3 | 5,6 | 5,1 | 5,4 | 5,0 | 4,1 | 3,8 |
Водные ресурсы
Среднее многолетнее значение водных ресурсов в области составляет 57,3 км 3 /год, ресурсы речного стока в 2017 г. были на уровне 56,2 км 3 /год, отклонение от среднего многолетнего значения составило -1,9 %. Забор пресной воды в 2017 г. составил 107,44 млн м 3 , что на 2,0% меньше, чем в 2016 г. По сравнению с 2010 г. забор воды уменьшился на 8,5%.
Год | Забор воды | Использование пресной воды | Оборотное и повторно-последовательное водоснабжение | |
из подземных источников | из поверхностных источников | |||
2010 | 56,69 | 60,75 | 98,90 | 272,55 |
2011 | 55,19 | 60,25 | 89,67 | 262,74 |
2012 | 53,67 | 62,20 | 89,36 | 277,08 |
2013 | 56,33 | 61,27 | 92,03 | 217,15 |
2014 | 56,29 | 55,33 | 86,69 | 220,34 |
2015 | 55,92 | 53,93 | 84,11 | 187,36 |
2016 | 54,40 | 55,28 | 82,44 | 192,60 |
2017 | 54,55 | 52,89 | 82,23 | 190,36 |
Общее использование свежей воды в 2017 г. составило 154,76 млн м 3 , что на 56,5% больше, чем в 2010 г.
По левой оси - потребление воды (млн м 3 ); по правой оси - бытовое водопотребление на душу населения (м 3 /год на чел.).
Показатель водоотведения сократился по сравнению с 2010 г. в 1,8 раза.
Биологическое разнообразие
Растительный и животный мир
Растительный мир насчитывает более 2 000 видов сосудистых растений, животный мир включает 67 видов млекопитающих, 378 видов птиц, 7 видов пресмыкающихся, 5 видов земноводных. На юге Охотского моря насчитывается 276 видов рыб, на севере - 123 вида, в Японском море - 603 вида. В морях обитает около 30 видов морских млекопитающих. Подлежат охране 8,9% видов высших растений, 19,4% видов млекопитающих, 24,3% видов птиц, 2,5% видов рыб, 57,1% видов рептилий. Перечень охраняемых видов животных утвержден в 2011 г., растений - в 2015 г. Красная книга животных издана в 2016 г., Красная книга растений - в 2005 г.
Наименование | Кол-во,ед. |
Млекопитающие | 13 |
Птицы | 92 |
Рыбы | 7 |
Пресмыкающиеся | 4 |
Земноводные | 0 |
Беспозвоночные | 38 |
Сосудистые растения | 177 |
Прочие | 90 |
Итого: | 421 |
---|---|
Из них: Вероятно исчезнувшие | 0 |
Находящиеся под угрозой исчезновения | 31 |
Сокращающиеся в численности | 64 |
Редкие | 312 |
Неопределенные по статусу | 9 |
Восстанавливаемые и восстанавливающиеся | 5 |
Лесные ресурсы
Земли лесного фонда в 2017 г. занимали 6 981,4 тыс. га (80,2% площади области), из них покрыты лесной растительностью - 5 774,2 тыс. га. Площадь лесопокрытых земель с 2010 г. увеличилась незначительно - на 65,9 тыс. га или на 1,2%. Площадь защитных лесов - 1 403 тыс. га. Лесистость по всем землям - 68%. Преобладают спелые и перестойные леса (332,63 млн м 3 ), по породному составу - хвойные (528,9 млн м 3 ).
Особо охраняемые природные территории
Площадь ООПТ регионального и местного значения в области составила 686,06 тыс. га.
Отходы
В 2017 г. количество образованных отходов уменьшилось на 9,997 млн т или на 27,3% по сравнению с 2010 г. Количество утилизированных отходов уменьшилось в 1,9 раза.
Год | Показатель | |||
образование | утилизация | хранение | захоронение | |
2010 | 36,584 | 34,623 | 0,451 | 1,391 |
2011 | 30,653 | 27,365 | 1,449 | 1,751 |
2012 | 39,718 | 37,261 | 0,219 | 2,169 |
2013 | 23,432 | 12,222 | 0,132 | 0,392 |
2014 | 14,277 | 12,989 | 11,994 | 0,311 |
2015 | 15,453 | 15,034 | 0,039 | 0,310 |
2016 | 36,669 | 34,004 | 0,039 | 2,571 |
2017 | 26,587 | 18,162 | 0,032 | 2,751 |
В 2017 г. твердых коммунальных отходов было вывезено на 4,7% меньше, чем в 2010 г. Вывоз ТКО на предприятия по переработке отходов не осуществлялся.
Затраты на охрану окружающей среды
Всего в 2017 г. на охрану окружающей среды было инвестировано 1 985 186 тыс. руб. Наибольшее количество инвестиций было направлено на охрану и рациональное использование водных ресурсов - 89,5%. Текущие природоохранные затраты в 2017 г. составили 1 885 380 тыс. руб. Из них 39,1% затрачено на обращение с отходами, 29,5% - на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата.
Читайте также: