Картина караваджо лютнист описать кратко

Обновлено: 03.07.2024

Караваджо имел очень скандальную репутацию человека вспыльчивого и несдержанного. Несмотря на это мир получил множество шедевров, вышедших из под его пера, которыми восхищаются любители искусства.

Одно из таких произведений ” Лютнист”, которое находится в хранилищах Эрмитажа. Картина была написана в 1595 году, ее заказал художнику кардинал Франческо дель Монте. Он был покровителем художника и большим ценителем его творчества.

Некоторое время картина называлась “Лютнистка”, так как современники художника были уверены, что на картине изображена девушка. Но в начале XX века специалисты все же сошлись во мнении, что художник изобразил молодого человека, играющего на лютне.

Предположительно моделью молодого лютниста стал друг Караваджо художник Марио Миннити. Лютня и скрипка в то время считались мужскими инструментами. Еще одним подтверждением тому, что на картине изображен юноша служит выбранная мелодия для исполнения.

На столе можно увидеть ноты с партией мадригала Якоба Аркадельта “Вы знаете, что я люблю вас”. Эта партия предполагает наличия у исполнителя баса, вряд ли может сочетаться с хрупким женским голосом.

Историки так и не смогли четко сформулировать жанр картины. Караваджо одновременно изобразил музыкальную гармонию, вдохновленный звуками лютни и умением музыканта, и грусть о мимолетности и быстротечности жизни.

И в то же время на картине можно заметить некие христианские знаки — слева изображен букет цветов, в котором художник использовал их символическое значение для изображения криптограммы земной жизни Иисуса.

Эта картина была переписана художником еще два раза. Самая первая и наиболее удачная из трех версий сегодня находится в Эрмитаже. Эрмитажная копия картины хранится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, а третья картина, которая считается наиболее поздней из всех трех картин выставлена в галерее усадьбы Бадминтон-хаус.

Это произведение кардинально отличалось от версии, хранящейся в Эрмитаже. На цветах в букете с полотна из Бадминтон-хаус видны капельки росы, а прозрачная стеклянная ваза отражает окно и другие детали комнаты. Картина немного больше Эрмитажной версии, в которой частично обрезаны цветы.


Биография мастера

Творчество Караваджо вобрало в себя традиции северо–итальянского ренессанса, пронизанное глубоким гуманизмом. Оно в значительной степели определило ход развития искусства в последующие годы. Результаты художественного ремесла Караваджо оказали сильное влияние на художников во всех регионах Италии и в Западной Европе, что в итоге определило его как отца–основателя реалистического стиля итальянского барокко. Эмоциональное, полное драматического эффекта, его искусство отражало страстный, необузданный характер самого художника.


Сюжет картины

Фрагменты

Лютнист или лютнистка?

Биограф итальянских художников XVII века Джованни Беллори принял героя за девушку. Лента, вплетенная в волосы героя, очень мягкие и даже нежные черты лица, персиковая бархатная кожа, утонченные тонкие пальцы подчеркивают скорее женственные черты, нежели мужественные. Именно поэтому Беллори видел на картине лютнистку.
Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все–таки юноша (позировал художнику, предположительно, его друг и коллега Марио Миннити). Эту версию доказывают ноты мужского композитора, созданные под мужской голос. Кроме того, на картине изображены музыкальные инструменты (лютня и скрипка), которые в эпоху Караваджо считались мужскими.
Уникальность и красоту окружающего мира Караваджо передал через лицо героя и объекты, составляющие натюрморт.

Натюрморт


Цветы в букете, помещенные в прозрачный стеклянный сосуд, образуют изысканную гамму цветов. Здесь есть ирисы, дамасская роза, гвоздика, жасмин, маргаритки, цветы тимьяна (букет указывает на сезоны с конца весны до начала лета). Персик, апельсин и виноград, груши, инжир, слива и огурец образуют изысканный фруктово–овощной натюрморт. Кусочки фруктов лежат на мраморной плите, они чрезвычайно яркие и блестяще окрашенные. В хрустальной вазе зритель видит букет цветов, который заставит ревновать даже Яна Дэвидса де Хема. В натюрморте Караваджо проскальзывает символика картины.

Символизм

Композиция картины

Резкий падающий слева свет освещает юношу, делая его фигуру объемной и трехмерной, остальные элементы картины находятся в намеренной полутени. Ракурсная лютня с изогнутой клавиатурой демонстрирует виртуозное владение Караваджо перспективой. А четкий контраст света и тени уже намечает начальный интерес художника к технике кьяроскуро.



Лютнист. Караваджо. Эрмитаж

Насколько дурная была репутация у художника, настолько прекрасны были его произведения. Скандальный Караваджо оставил после себя шедевры, один из них хранится в крупнейшем российском музее — Эрмитаже.

Автор: Караваджо (полное имя художника -Микеланджело Меризи да Караваджо). Даты жизни художника 1573-1610 гг.

Дата создания: 1595 год

Размер полотна: 100 × 126,5 см

Место постоянного экспонирования: Эрмитаж (Санкт-Петербург)

История картины

Загадки и символы

Цветы, плоды и сосуд — символы Бога: он одновременно и цвет, и плод мироздания, и сосуд истины. По наполненности тайным смыслом это самая интересная часть полотна. Во времена Караваджо широко распространилась мода на шифры. Издавались специальные книги с пространными толкованиями всевозможных символов. Известно, что Караваджо пользовался ими. Каждый предмет имел сразу несколько значений, что еще больше расширяло смысловое пространство композиции.

Лютнист. Караваджо

Знаменитая картина в залах Эрмитажа


  • Ирис — символизирует явление Христа, несущего мир на землю. Поскольку этот символ связан с явлением Бога в мир, ирис еще воспринимался как цветок Девы Марии и иногда изображался вместо лилии в сцене Благовещения
  • Роза — символ страстей и крови Иисуса. Встречаются картины, на которых венец Христа представлен в виде венца из роз. Часто этот цветок связывают и с Богородицей, но она держит розу без шипов
  • Жасмин — символ любви и всепрощения. Белый цвет напоминает о чистоте и непорочности Иисуса
  • Маргаритка — символизирует детство Христа: Мадонна, желая подарить младенцу Иисусу цветок зимой, не нашла ничего и сделала его сама из белого шелка — получилась маргаритка
  • Шиповник — один из символов тернового венца Иисуса. Его красные плоды ассоциируются с каплями крови Христа, которые стекали с его лба во время пути на Голгофу
  • Апельсин — символ вечной праведности Господа. Ассоциация возникла потому, что у этого дерева не опадают листья. Апельсин также представляет собой символ мира, и его может держать в своих руках Иисус. Одновременно белые цветы апельсина ассоциируются с непорочностью и потому традиционно украшают Богородицу или венок невесты. Плод апельсина воспринимался и как символ райской жизни
  • Инжир (смоковница) — символ крестной муки и воскресения, то есть Божьего милосердия к людям. В Евангелии от Луки приведена притча. Некто имел в винограднике смоковницу, но на ней не было плодов, и хозяин хотел срубить ее. Однако виноградарь предложил подождать еще год: если и через год смоковница не принесет плодов, то тогда следует ее срубить. Так же Господь откладывает судный срок земному миру, надеясь на исправление людей
  • Слива — считалась символом верности, но принимала дополнительные значения в зависимости от цвета. Темная фиолетовая слива указывает на страдания и смерть Христа, желтая — на чистоту Иисуса, а красная представляет собой символ его милосердия. Белая говорит о его смирении
  • Груша — своей мягкостью и сладостью уподобляется мягкости и любви Бога к миру.

Караваджо

На картине Караваджо перед лютнистом лежат раскрытые ноты мадригала Якоба Аркадельта, скрипка, фрукты и букет цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза, листья апельсинового дерева, инжир, слива, груши).

Лютнисты караваджо

О Караваджо

Помимо уникального таланта художник был неординарной личностью со сложным характером. Сама история его жизни – живописное полотно, полное контрастов: творческие взлеты и успехи соседствуют с дуэлями, драками и дебоширством, а за посвящением в рыцари следуют тюремные заключения, побег из Рима из-за убийства, скитания по разным городам Италии и смерти в возрасте 37 лет от малярии в одиночестве и печали.

Начиная свой творческий путь с бедствования в Риме: случайных заработков и дописывания картин признанных мастеров, Караваджо достиг престижного положения и добился однозначного одобрения своих работ при жизни, с чем не всегда везло многим талантливым мастерам. Ему давали множество заказов.

Портрет Караваджо. Оттавио Леони. Около 1600 года. Флоренция. Библиотека Маручеллиана

Портрет Караваджо. Автор- Оттавио Леони. Около 1600 года. Флоренция. Библиотека Маручеллиана

Стоит заметить, что не всегда заказчики понимали новаторство художника: некоторые работы из-за неотступного следования правде жизни и изображения тела во всей естественности считались неприличными, однако это не мешало продавать отвергнутые работы просвещенной публике, высоко ценившей талант живописца.


Шедевры мирового искусства

Автор картины

Караваджо (1571-1610) оставил в истории след как первый реалист в живописи и яркий её новатор, крупнейший мастер барокко, оказавший огромное влияние на ведущих мастеров следующих поколений. Манера художника выделяется яркими контрастами света и тени, а также отсутствием подготовительных эскизов – живописец приступал к работе непосредственно на холсте. Выходец из народа, не аристократ, обладая талантом, страстным желанием рисовать и верой в себя, художник, несмотря на взрывной характер, всегда находил влиятельных покровителей. Вся жизнь его – качели между вдохновенным созданием шедевров и разгульной жизнью, драками и заключениями.

Лютнист около 1595 г.

Лютнист около 1595 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Предыстория создания

Оригинальный стиль художника и художественные достоинства картин, не вызывающие никаких сомнений у образованных и разбирающихся в искусстве влиятельных людей, римских меценатов, привлекали к нему немало внимания – эти господа могли себе позволить быть заступниками и заказчиками. Кардинал Франческо Дель Монте, передовой политик, заступник науки и знаток искусства, и поручил своему протеже Караваджо написать юношу с лютней, главным сольным инструментом того времени.

Три варианта шедевра

О существовании третьего варианта стало известно совсем недавно, когда в 2001 году она появилась на торгах аукционного дома Sotheby’s. Все три варианта написаны около 1595 года – к однозначному мнению, в каком порядке они появлялись на свет, специалистам прийти не удаётся.

Описание героя картины

Главный герой всех трёх картин – миловидный круглолицый юноша, почти мальчик, играет на лютне и, судя по приоткрытым в полуулыбке губам, напевает. Его волнистые каштановые волосы собраны на затылке лентой. Черты лица мягкие и спокойные, выражение глаз задумчивое и загадочное, на щеках нежный румянец. На юноше белая широкая рубаха из простой ткани, её крой оставляет свободными шею и грудь молодого человека, обнажая по-детски белую кожу. Плавные линии кистей рук, женственных и чувствительных, деликатно перебирающих струны инструмента изящными пальцами, завершают образ кроткого и милого лютниста.

Лютнист около 1596 г.

Лютнист около 1596 г. Бадминтон-хаус, Глостершир

Дополняющие картину атрибуты и их толкование

Музыкальные инструменты призваны дарить чарующие звуки, вызывая в душе зарождение любви. Вместе с тем популярность на рубеже XVI-XVII веков философской идеи бренности жизни Vanitas (от Vanitas vanitatum et omnia vanitas, что в переводе Суета сует и все – суета) даёт основание для несколько иного толкования. Музыка, на которую указывают ноты и музыкальные инструменты, символизирует быстротечность, мимолётность и эфемерность бытия: струна тронута, родился звук, а через миг его уже нет, тишина.

В те времена издавались сборники-пособия для расшифровки картин, ведь предметы на полотнах были не просто вещами, а символами – картины часто представляли собой послания определённого смысла. Есть сведения, что Караваджо, создавая свои произведения, использовал книги-толкователи символов.

Художественные приёмы мастера

На глубоком тёмном фоне картины в потоке света от единственного его источника, небольшого окна, юный лютнист. Караваджо мастерски передал эффект светового влияния друг на друга предметов разного цвета, фактуры, геометрического строения: на щеке юноши отблеск белой ткани рубахи, на влажных белках ясных глаз живые блики, на тыльной, выпукло-округлой стороне лютни отражается белизна нотной бумаги. Отблески на вазе с цветами и отражение окна (на картинах, которые находятся в России и Великобритании) точно соответствуют законам оптики.

Девушка или юноша

К такому выводу исследователи склонились по причинам:

Мягкость в облике и руках музыканта объясняется его юным возрастом и хорошим здоровьем. К тому же образ жизни юноши, который очевидно не принадлежит к аристократам, всё же явно лишён тяжёлого физического труда.

Впечатление

Российский экземпляр ценители считают наиболее удачным из трёх.

Лютнист, Микеланджело Меризи да Караваджо

Творчество знаменитого итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо повлияло на развитие мирового искусства, породив целую плеяду подражателей и последователей, так называемых караваджистов как в родной Италии, так и в других европейских странах. Мастер выработал новые форму, идеи, образы, темы и резко порвал с господствовавшим в Италии строгим академическим каноном. Эмоциональность произведений Караваджо усиливало новаторское введение в живописный обиход изображения искусственного или дневного света, пронизывающего темноту и ярко вырывающего из нее отдельные фигуры и предметы.

Художник, обладавший весьма резким характером, вел полную приключений жизнь, успевая при этом создавать прекрасные живописные произведения. Он много странствовал и скрывался, ему пришлось покинуть родной город после произошедшего в драке убийства.

Читайте также: