Стихотворение в прозе это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Типичными признаками стихотворения в прозе, помимо небольшого объема, бессюжетной композиции, повышенной эмоциональности, является изображение характера в отдельном его проявлении, а не в относительно законченном кругу событий, повышенная выразительность и эмоциональность повествования, часто ритмичность речи. Стихотворение в прозе сочетает признаки стиха и прозы, что выражено в его названии. Характерной его чертой является лирика, где действительность изображается не через непосредственные объективные явления, а посредством субъективного переживания. В таком тексте присутствуют обилие и значимость пауз, восклицательных и вопросительных построений, относительная самостоятельность слова, интонационно равного целому предложению и т. д.

Стихотворение в прозе отличается от промежуточных между поэзией и прозой форм, таких как ритмическая проза и свободный стих, по метрическим признакам.

Стихотворение в прозе отличается от прозы отсутствием сюжета и установки на информацию или повествование, но отличается и от поэзии отсутствием сколько-нибудь строгой метрики, ритмики, строфики и отчетливой, регулярной рифмы. В этом плане, стихотворения в прозе не нужно путать ни с ритмической прозой (например, Андрея Белого), ни со свободным стихом (верлибр), широко распространившимся в ХХ в. Вместе с тем, для стихотворений в прозе характерны повышенная метафоричность, эмоциональность языка, упор на передачу субъективных впечатлений, которые обычно характеризуют лирическое высказывание.

ВложениеРазмер
statya_dlya_knigi.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жанр стихотворение в прозе

Стихотворение в прозе отличается от прозы отсутствием сюжета и установки на информацию или повествование, но отличается и от поэзии отсутствием сколько-нибудь строгой метрики , ритмики , строфики и отчетливой, регулярной рифмы . В этом плане, стихотворения в прозе не нужно путать ни с ритмической прозой (например, Андрея Белого ), ни со свободным стихом ( верлибр ), широко распространившимся в ХХ в. Вместе с тем, для стихотворений в прозе характерны повышенная метафоричность , эмоциональность языка, упор на передачу субъективных впечатлений, которые обычно характеризуют лирическое высказывание.

В русской литературе жанр стихотворения в прозе достиг своего поэтического совершенства в творчестве И.С.Тургенева. В его стихах наблюдаются ритмико-синтаксические конструкции, но рифм не было, потому что все стихи были написаны в прозаическом духе. С одной стороны их можно было сравнить с маленьким рассказом или частью одного большого произведения. Несмотря на то, что поэты выражали свои мысли в небольших абзацах, все же эти мысли были глубокие и нужные. Жизнь, в общем, и целом, эпоха, душевные переживания и сердечные муки – вот главные темы, которые волновали поэта.

Повествование в данном стихотворении ведется от первого лица. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения - одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова "смерть", "жизнь", "огонек" (в значении "жизнь"), "конец". В произведении можно выделить следующие микротемы: погода ("на дворе воет страшная, неистовая буря"), собака. В тексте присутствуют тавтологии, которые способствуют организовать композицию прозаического стихотворения: "гляжу в глаза", "она сама себя не понимает - но я ее понимаю", "две пары одинаковых глаз" и "в каждой из этих пар". Во втором случае повторение глагола "понимать" используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга. Также имеют место плеоназмы. Словосочетания "она немая" и "она без слов" близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии. Словосочетания "нет никакой разницы" и "мы тожественны" также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание "один и тот же" (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь). Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, И. Тургенев ставит рядом слова "человек" и "животное". Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. "Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой." Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения. "Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…" В данном месте имеет место незавершенность фразы. Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: "Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю". Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию. "И конец!"- подчеркивается необратимость, безвыходность. "Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…" - восклицательный знак используется для усиления отрицания. Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики: риторический вопрос. "Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?". Данный вопрос не требует ответа, так как из всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. При чтении текста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образом, И.Тургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течение мыслей человека.

Для И.С. Тургенева и последующих авторов характерно построение композиции прозаического стихотворения на основе использования таких стилистических приемов, как тавтология, риторические вопросы и восклицания, которые придают особую выразительность тексту. И. Тургенев объединяет свои прозовики в циклы, не делит их композицию на абзацы, в них лирический герой ведет повествование от первого лица. Так как его творчество тяготеет к прозе, то и в прозаическом стихе наблюдается преобладание прозаического начала над лирическим.

В условиях взаимопроникновения традиций и новаторства нашло отражение не только в содержании поэтических произведений, но и в их формальной стороне, где внешняя организованность стиха стала постепенно сменяться более глубокой, внутренней, способствующей изображению современного человека. Изменения в принципах и формах произведения связаны с общими тенденциями развития современной поэзии, с расширением диапазона образно-выразительных средств стиха. Явления аналогичного характера обнаруживаются в литературах разных народов, что является свидетельством закономерности и исторической обусловленности процессов, происходящих и в чувашской поэзии.

Передающиеся испокон веков жизненные каноны каждого народа, особенности восприятия мира, природы, гармонии определяют его характер, менталитет, в том числе и литературу. Изучение своеобразия жанра стихотворения в прозе как одной из главных проблем поэтики является подтверждением стремления раскрыть уникальность национальной поэзии.

- термин, которым обозначают прозаическое произведение, напоминающее по своему характеру лирическое стихотворение (см. лирика ), но лишенное стихотворной организации речи, то есть поэтическое по содержанию и прозаическое по форме. Как правило, в С. в п. можно определить размер (или несколько размеров, как в свободном стихе). К произведениям такого рода относятся известные "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева, "Поэмы в прозе" Ш. Бодлера и др. Таким образом, С. в п. характеризуется своеобразным сочетанием признаков стих а и прозы (см. проза ), чем и объясняется его оксюморонное наименование: обычно прозой называют как раз такие формы речи, которые по своей организации полярны стиху. Так организованная проза может быть вкраплена в общее повествование (например, авторские отступления в "Мертвых душах" Н.В. Гоголя), но может иметь и самостоятельное значение. С. в п. - явление, возникающее на "стыке" лирики и эпос а (см. лирика ) - двух основных форм развертывания образов и организации художественной речи в литературе. См. также лирическая проза

В объёме русской литературы И.С. Тургенев является основоположником данного жанра. У писателя не было предшественников в полном смысле этого слова. Да, существовали предпосылки появления стихотворений в прозе (творчество сентименталистов, отдельные моменты в творчестве Н.В. Гоголя), но всё это представлялось как отличительные черты писательского таланта, всё только подготавливало приход нового жанра. И последователей у Тургенева было немного. Стихотворения в прозе писали Я.П. Полонский, В.М. Гаршин, К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин.
Для стихотворений в прозе исключительно важно, чтобы они были объединены в цикл и представляли бы собой систему жанрообразующих признаков, выделить которые в отдельно взятом произведении представляется достаточно сложным. Собранные вместе стихотворения в прозе раскрывают сущность и глубину жанра, показывая его характерные черты именно в их совокупности, именно во взаимодействии. Именно в цикле авторский лейтмотив отражается наиболее полно.

Большинство исследователей соглашаются с определением М.Л. Гаспарова (Литературная энциклопедия терминов и понятий 2001):

18.03.2018, Китай
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков"
Лао-Цзы.

Давайте попробуем! Пусть мы неискушённые авторы, пусть мы только начинаем, но попробовать свои силы в новом жанре, немного изменить свой взгляд на свои возможности(которых мы не знаем на самом деле, пока не начнём работать)- это очень интересно, согласитесь. И! Любая работа над словом - ВАЖНА. Поэтому наши упражнения в жанре стихотворений в прозе принесут пользу и одну только пользу. Уверена.

Поддержим друг друга, друзья!

Проект интересен ещё и тем, что одинаково подходит и поэтам, и прозаикам. Прислушаемся к художественному слову!

Ссылка на "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева.

http://ilibrary.ru/text/1378/p.7/index.html
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков"
Лао-Цзы.

По настроению стихотворений в прозе . не обязательно, чтобы это были грустные стихи )) Время не стоит на месте, всё меняется, и настроение каждого из нас может быть разным, поэтому и стихи в прозе могут быть и радостными, оптимистическими. И (а почему нет?) в рамках заданного жанра можно поработать и в жанре фэнтези и в любых других (любимых нами жанрах), всё зависит от нашего настроя.

УДАЧИ ВСЕМ, ДРУЗЬЯ!
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков"
Лао-Цзы.

Читайте также: