Эстетика красоты спортивного соперничества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наиболее ярко эстетика физической культуры и спорта проявляется во взглядах на красоту тела человека, на красоту его движений, на красоту спортивного соперничества, при котором демонстрируются не только физические, но и духовные качества спортсмена. Отрасль знаний, изучающая методы количественных показателей физического развития называется антропометрией.

В настоящее время анатомо-морфологическое строение организма человека общепринято изучать и излагать в следующей последовательности: клетки, ткани, органы и системы. Клетка способна автоматически настраиваться на оптимальный режим работы в непрерывно меняющихся условиях функционирования. В организме человека насчитывается более 100 трлн. регулярно обновляющихся клеток. Основное жизненное свойство клетки – это обмен веществ или метаболизм.

Основу мышцы составляют белки, главными свойствами мышцы являются: возбудимость и сократимость. Работа мышц, движение отдельных частей тела происходит в результате способности клеток мышечной ткани переходить в состояние возбуждения и сокращения. Физические упражнения способствуют увеличению количества гемоглобина в эритроцитах и количества эритроцитов в крови. Количество крови составляет 7–8% массы тела человека. У человека насчитывается более 600 мышц.

Ритмика сердечных циклов состоит из трех фаз: сокращения предсердий, сокращения желудочков и общего расслабления сердца. Частота сердечных сокращений у здорового взрослого человека составляет 60-80 ударов в минуту.

Общая поверхность всех лёгочных пузырьков очень велика, она в 50 раз превышает поверхность кожи человека и составляет более 100 м 2 . В коре головного мозга насчитывается свыше 14 млрд. клеток и 100 тыс. млрд. межклеточных связей. Мозговая ткань потребляет в 5 раз больше кислорода, чем сердце, и в 20 раз больше, чем мышцы.

Прием пищи следует производить в оптимальных количествах за 2–3 часа до физических нагрузок.

Постоянную температуру тела человека поддерживает специальная система терморегуляции, состоящая из физических механизмов теплоотдачи: теплопроводности, теплоизлучения и испарения. Однако некоторый подъем температуры тела, в частности на 1–1,5°С, наблюдаемый при мышечной работе, способствует более эффективному протеканию в тканях окислительно-восстановительных процессов, повышению работоспособности организма и эластичности мышц. Повышение температуры тела до 38–38,5°С у нетренированного человека может привести к тепловому удару.

Глава 7 «Индивидуальный выбор видов спорта

Главной задачей врачебного контроля не является обеспечение правильности и высокой эффективности спортивных мероприятий.

Правильная организация занятий, но пренебрежение методическими принципами не дадут желаемых результатов.

В зависимости от состояния здоровья студентов делят на три группы, в которых здоровые студенты относятся к основной группе. Для подготовительной группы проводят обычные занятия и дополнительные для повышения уровня физподготовки. Студенты в специальной группе занимаются по особой программе, разработанной преподавателем с учетом их заболеваний. Все студенты специальной группы в конце семестра и пишут тематические рефераты, связанные с их заболеваниями.




Оценка физического развития определяется по состоянию основных тканей организма, по формам и размерам тела и его отдельных частей, по функциям организма. Физическое развитие определяется методами наружного осмотра, антропометрии и др.

С помощью наружного осмотра оценивается состояние кожи, скелета, мускулатуры и общая осанка. Для характеристики телосложения определяется форма спины, грудной клетки, живота, ног.

Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека. Нормальная форма спины имеет естественные изгибы позвоночника в переднезаднем направлении, в пределах 3–4 см по отношению к вертикальной оси, соответственно в поясничной и грудной частях позвоночника. Форма грудной клетки бывает коническая цилиндрическая и уплощенная.

Форма ног наблюдается нормальная, Х-образная и 0-образная. О- и Х-образные ноги могут быть результатом перенесенных заболеваний в детстве (рахит и др.), недостаточного развития мышц.

Форма стопы может быть полая, нормальная, уплощенная и плоская. Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством их отпечатков.

Астенический тип характеризуется длинными и тонкими конечностями, узкими плечами, длинной и тонкой шеей, длинной, узкой и плоской грудной клеткой, слабо развитыми мышцами.

Нормостенический тип характеризуется пропорционально развитыми формами тела, конической или цилиндрической формой грудной клетки, умеренным развитием костной системы, мышечной и жировой ткани.

Гиперстенический тип характеризуется короткими конечностями, массивной костной системой, толстой и короткой шеей, широкой, короткой грудной клеткой, развитой мускулатурой.

Для измерения силы мышц кисти используется динамометр. В особых случаях для определения осанки и пропорции тела производится фотографирование обследуемых в разных положениях (лицом, спиной, боком) на фоне специальной сетки (метод биофотометрии),

Оперативный педагогический контроль – это оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.

Поэтапный педагогический контроль – это оценка состояния спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.

Текущий педагогический контроль – это определение повседневных изменений в подготовке занимающихся.

Срочный тренировочный эффект – это изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха.

Отставленный тренировочный эффект – это изменения, происходящие в организме в поздних фазах восстановления (на другой и последующие дни после нагрузки).

Кумулятивный тренировочный эффект – это изменения в организме на протяжении длительного периода тренировки в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа тренировочных занятий.

Глава 11 «Основы методики самостоятельных

Наиболее ярко эстетика физической культуры и спорта проявляется во взглядах на красоту тела человека, на красоту его движений, на красоту спортивного соперничества, при котором демонстрируются не только физические, но и духовные качества спортсмена. Отрасль знаний, изучающая методы количественных показателей физического развития называется антропометрией.

Эстетика спорта – это часть спортивной философии, которая представляет собой феномен эстетической рефлексии в спорте и изучает общие эстетические закономерности, проявляющиеся внутри спортивной деятельности и в системе спортивных отношений.

Группы явлений, изучаемых эстетикой спорта

Предметом изучения эстетики спорта можно назвать комплекс вопросов, которые связаны с существованием, развитием и функционированием спорта с точки зрения эстетики его содержания.

Кроме того, к компетенции эстетики спорта относят вопросы, которые касаются эстетического компонента в генезисе спорта и технической подготовке атлетов, особенностей формирования эстетических чувств, потребностей и вкусов внутри спортивной сферы, отношений спорта и художественного творчества, места спорта в культуре и эстетике конкретного общества.

Мир спортивных эстетических явлений в спорте, как и в других отраслях эстетики весьма разнообразен. Прежде всего, он включает в себя конкретные эстетические ценности или объективно существующие особенности, аспекты, стороны спорта, которые в тех или иных условиях становятся эстетически значимыми.

Если у человека имеется эстетический вкус, а также эстетические потребности, то он стремится создать вокруг себя ряд эстетических ценностей, осуществить эстетическую деятельность, которая представлена также и в мире спорта.

Эстетика спорта изучает три группы явлений:

  • стороны спорта, которые составляют его эстетическое содержание, осознаются с эстетической точки зрения, выступают как ряд эстетических ценностей;
  • эстетические чувства, потребности, вкусы, взгляды, теории, которые формируют мир эстетического сознания;
  • эстетическая деятельность личности в сфере спорта.

Учитывая все вышесказанное, под эстетикой спорта понимают науку, которая исследует эстетическое содержание и эстетические ценности спорта, законы сознания, которые отражают спорт с эстетической точки зрения. Эстетика спорта также затрагивает и многие вопросы воспитания.

Готовые работы на аналогичную тему

Эстетика спорта возникает и развивается с одной стороны, как дисциплина, а с ругой стороны, как спортивная научная дисциплина. Общеизвестно, что эстетика спорта на ранних этапах развития ограничивала себя исключительно сферой искусства.

На самом деле мир эстетических явлений значительно разнообразнее и шире, чем представлено. Эстетические ценности воспринимаются и формируются людьми не только в сфере искусства, но и в других областях жизни, деятельности личности.

Эстетизация любого явления обуславливает взаимопроникновение жизни и искусства, что в полной мере определяется в современном постмодернистском культурном пространстве. Такая тенденция вполне закономерно наблюдается и в спорте.

Эстетика массового спорта: особенности восприятия

За последнее время большое количество людей приобщилось к активным видам спорта, а также принимает участие в спортивных соревнованиях, стремительно развивается спорт высших достижений. Широкое распространение также получает массовый спорт, многочисленные виды активности людей, а именно:

  • оздоровительный бег;
  • закаливание;
  • лыжные прогулки;
  • туризм.

В наши дни спорт приобрел высочайшую степень значимости, поскольку он стал важнейшим элементом системы ценностей внутри современной культуры.

Спорт – это активность человека, которая организуется по конкретным правилам, состоит из процесса сопоставления интеллектуальных и физических особенностей личности, а также включает в себя межличностные отношения и деятельность с органическими едиными компонентами.

Существуют разные виды спорта, внутри которых реализуется эстетический компонент. В связи с этим становится совершенно очевидно, что активная физическая деятельность может быть красивой и отличаться органическим единством компонентом.

Характерной особенностью спорта называют спортивное соперничество, которое также содержит в себе некоторую долю эстетики. Спортсмены, которые вступают в соперничество, проходят необходимую психофизическую, техническую, а также тактическую подготовку. Часто в спортивных состязаниях участвуют равные соперники, а победителем становится только один человек.

Поэтому с эстетической точки зрения спортсменов и зрителей красота спортивного соперничества заключается в возможности творческой реализации спортсменом собственных физических возможностей, а также всех сторон своей подготовки на фоне предельного напряжения психики и всего организма в целом.

В спорте кроется возможность наблюдать красоту проявления душевных и физических сил человека в максимально трудных условиях. Сама атмосфера соперничества вовлекает в процесс восприятия с точки зрения эстетики самих соперников, но и зрителей. Тем самым создаются предпосылки для копирования и переноса всего лучшего, эстетического не только в сферу спорта, но также обычную жизнь и спортсменов, и зрителей.

При просмотре спортивного состязания происходит наслаждение спортивной борьбой, в которой происходит единоборство характеров и реализация тактических замыслов, что привлекает к спорту все большее количество людей.

На стадионах происходит духовное и эстетическое соединение спортсменов и зрителей. В связи с этим следует признать, что спорт обладает многими признаками, которые позволяют рассмотреть его как один из видов художественного творчества. К таким признакам относят: целостность, мотивацию, добросовестность к участию.

При просмотре спортивного состязания воспринимается пластика и темп движения, ритм и характер музыкального сопровождения, развиваются многие части человеческой души. Нужно отметить, что отдельные виды спорта (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и др.) даже при острейшей спортивной борьбе уже стоят на стыке спорта и искусства.

Также эстетическая сторона соперничества в спорте тесно связывается с нравственной окраской спортивного противоборства. Часто эстетика проявляется в правилах, поступках, общепринятом поведении спортсменов в ходе напряженных единоборств.

Кажущаяся независимость спорта от повседневных узкопрактических интересов не означает его отрыв от реальной общественной практики. Спорт и прямо и опосредованно может готовить людей к повседнев­ной жизни, к труду. Он способствует не только их физическому разви­тию, но и духовному, в том числе и эстетическому, воспитанию.


Характерная особенность спорта - спор­тивное соперничество атлетов, которые про­шли специальную психофизическую, техниче­скую, тактическую подготовку. По большому счету в спортивном противостоянии участвуют, как правило, равные соперники, а победителем бывает только один. Поэтому с эстетической точки зрения самих спортсменов и зрителей красота спортивного соперничества заключает­ся в творческой реализации спортсменом своих возможностей, всех сторон своей специальной подготовленности для достижения победы на фоне околопредельного физичеасого и психического напряжения.

Это имеет бесспорную эстетическую окраску — мы наблюдаем красоту проявления человеком своих духовных и физических сил в труднейших условиях. При этом сама атмосфера соперничества на спортивной арене вовлекает в процесс эстетического восприятия спортивного противостояния не только самих участников соревнова­ний, ДО и зрителей. Тем самым создаются предпосылки для копирова­ния и переноса всего лучшего, эстетического не только в сферу спор­та, но также обычную жизнь и спортсменов и зрителей.

То есть происходит духовное, эстетическое соединение спортсменов и зрителей. Поэтому следует признать, что спорт обладает некоторыми признаками, позволяющими рассматривать его как один из видов худо­жественного творчества (добровольность участия, целостность, про­странственно-временная ограниченность, красота, стремление к со­вершенству и т.д.).

Нужно отметить, что отдельные виды спорта (спортивная и худо­жественная гимнастика, фигурное катание и др.) даже при острейшей


рис. 2.7. Победителем бывает только один.

спортивной борьбе уже стоят на стыке спорта и искусства. В этих видах спорта процесс эстетического восприятия плас­тики движения, темпа, ритма, музыкаль­ного сопровождения происходит на фоне демонстрации незаурядных физических и творческих возможностей спортсменов. Кроме того, эстетическая сторона спор­тивного соперничества тесно связана с нравственной окраской спортивного про­тивоборства. Она нередко проявляется в правилах, поступках и общепринятом по­ведении спортсменов во время напряжен­ных единоборств.

Большую роль в эстетическом воспри­ятии спортивного соперничества играют аккуратность и красота спортивной эки­пировки, должное поведение спортсменов, их благородные поступки по отношению к соперникам. Мы можем часто наблюдать при просмо­тре футбольных матчей профессионалов, как игрок сознательно оста­навливает игру, выбивая мяч в аут, если видит, что соперник получил травму и лежит на поле. А это ведь профессионалы, где победа — боль­шие деньги! Подобные поступки всегда вызывают аплодисменты зри­телей. Они же придают определенную эсте­тическую окраску всей игре в целом.

Однако следует сказать, что эстетическое наслаждение от спортивного соперничества атлетов в различных видах спорта требует от зрителей, как и от слушателей классической


рис. 2.8. При такой борьбе равнодушных нет.


Рис. 2.9. Красота взрыва энергии

У подготовленного зрителя успеш­ная игровая комбинация, в которой непосредственно участвуют 2—3—4 иг­рока (со сложными разумными пере­мещениями на спортивной площадке), вызывает эстетическое чувство восхищения прекрасной игрой в целом, тактической мыслью и испол­нительским мастерством игроков.

Даже в таком неигровом и несколько однообразном и затянутом по времени виде легкой атлетики, как прыжки в высоту, могут возникать интриги и напряжение, которые эмоционально захватывают в едином порыве переживаний не только участников, но и тысячи зрителей. Для примера приведем финальное противостояние двух прыгунов в высоту на Студенческой универсиаде в Пекине в 2001 г. — российско­го спортсмена Алексея Кравцова и белорусского Геннадия Мароша. Закончили соревнования с равным результатом 2 м 28 см три участни­ка, но 1—2-е места заняли два названных прыгуна (затратили одина­ковое количество попыток на всех предыдущих высотах — см. верх­нюю часть протокола соревнований на рис. 2.10).

И здесь начинают действовать правила соревнований о перепрыж­ке для определения победителя (допускающие повышение и пониже­ние высоты). Посмотрите на протокол (О — удачная попытка, X — не­удачная) — и вы поймете колоссальное напряжение двух участников перепрыжки. Так вот эта заключительная часть соревнования двух ос­тавшихся соперников продолжалась почти 40 минут. Все другие виды соревнований закончились. И в эту острейшую борьбу характеров включились тысячи зрителей полностью заполненного стадиона Пе­кина — никто не уходил, несмотря на поздний час. Они получали гро­маднейшее эстетическое чувство удовольствия, наблюдая за этим спортивным противостоянием двух достойных атлетов, а присутство­вавшие россияне — и чувство гордости и удовлетворения от победы нашего соотечественника! Вот один из наглядных примеров красоты спортивного соперничества!

Сказанное выше позволяет утверждать, что сама суть острого спортивного соперничества, где проявляются и демонстрируются разносторонняя общая и специальная физическая подготовленность спортсменов, их морально-волевые качества и способность рацио­нально мыслить в условиях колоссального физического и психичес­кого напряжения, не может не вызывать чувства восхищения и на­слаждения у спортивных специалистов и зрителей при наблюдении за подобным спортивным соперничеством.

Таким образом, эстетика спорта — это многостороннее индивиду­альное чувственное восприятие:

• телесной красоты, основанной на достижении пропорциональ­ности форм тела и здоровья человека;

• красоты его движений, в которых ярко выражена целесообразность, рациональность и эффективность активного двигательного действия;

" • красоты спортивного соперничества, когда спортсмены полно­стью проявляют свои психофизические возможности, моральные и нравственные принципы в стрессовых условиях громадного напряже­ния спортивной борьбы.

Все это свидетельствует о том, что сам спорт, эстетика спорта, имея гуманистическую направленность, может способствовать не только физическому, но и духовному становлению молодого человека.

С понятием прекрасного тесно связано понятие возвышенного.В спорте, в сфере спортивных отношений, особенно ярко проявляется глубокое взаимопроникновение прекрасного и возвышенного. Прекрасные моменты спортивных событий часто носят и возвышенный характер. Это не раз отмечали многие известные спортсмены, описывая те чувства, которые они испытывали на верхней ступени пьедестала почета. Отличительная особенность возвышенных явлений состоит в том, что они связаны с определенными общественными идеалами, отражают силу характера человека, его нравственное величие, могущество духа. Такие проявления возвышенного весьма характерны для спорта высших достижений, в котором человеку необходим громадный запас духовных сил, помогающий ему преодолевать физические страдания и боль.

С прекрасным и возвышенным в спорте самым тесным образом связано и проявление героического. Героический поступок требует от человека мобилизации всех сил, напряжения воли, ума, проявления мужества и храбрости. Героическое в спортивном поединке может принять форму кратковременной вспышки всех физических и духовных способностей человека, а может потребовать и длительного напряжения, великого усилия воли, ума и сердца. Героизм всегда предполагает яркие проявления мужества, верности долгу, понятие о чести. Эти этические нормы, воплощенные в поведении человека приобретают статус эстетических явлений.

Если трагическая ситуация в целом нетипична для спорта, то для проявления другого эстетического явления – комического здесь имеются широкие возможности. Чаще всего оно проявляется в таких формах, как юмор и ирония. Различного рода финты, обманные движения, остроумный обыгрыш нередко ставят соперника в смешное положение. Иногда высококлассные игроки специально используют эти приемы, чтобы в иронической форме подчеркнуть свое превосходство над противником и вывести его из психологического равновесия. Тем самым, комическое может содействовать достижению победы. Зрители обычно подмечают и ценят такие комические ситуации, бурно реагируют на них, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом для игроков в создании таких ситуаций. В наибольшей степени эта черта характерна, например, для южноамериканских футболистов или американских баскетболистов, которые стремятся позабавить публику различными трюками. Для спортсмена важно, однако, обладать чувством юмора, но не превращать комическое в самоцель.

Таким образом, спорт действительно предоставляет огромные возможности самим спортсменам и зрителям для созерцания разнообразных эстетических ценностей для наслаждения ими. В этом отношении спорт не только не уступает другим сферам жизнедеятельности, но порой и превосходит их. Особенно яркими и выразительными в этом плане являются спортивные праздники и парады.

Принципы воспитания

В воспитании, подобно любому процессу, имеется перечень технологических условий, невыполнение которых приводит к браку в работе – это принципы воспитания. Принципы воспитанияэто основополагающие требования и ли основные положения, которыми руководствуется педагог при организации воспитательного процесса.

Читайте также: