Цветопись в лирике есенина кратко

Обновлено: 06.07.2024

Комфортное цветовое значение: огонь, капот, оттенок, платок, небо, закат, рубаха, лента.

Субъективное цветовое значение: степи, туман, водь, день, купол, конь, икона, лик, волна, печь.

Аналогичный небольшой разрыв в пользу субъективной цветокоррекции по розовому цвету — 8 против 10.

То есть поэтический мир Есенина скорее субъективный, чем объективный. Однако его цветовая палитра не радикальна и более-менее приближена к цветовосприятию читателя евразийской картины мира.

При подсчете (было проанализировано 50 стихов), данные сведены к среднему показателю в одном стихе Есенина используется с помощью разных художественных средств три цвета.

Вот оно, глупое счастье С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихий закат. Здравствуй, златое затишье С тенью березы в воде! Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде. Где-то за садом, несмело, Там, где калина цветет, Нежная девушка в белом Нежную песню поет. Стелется синею рясой С поля ночной холодок… Глупое, милое счастье, Свежая розовость щек!

Вот уж вечер. РосаБлестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки. И вдали за рекой, Видно, за опушкой, Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой.

Поэзия существует не только для того, чтобы размножаться, а значит, даже используя научные парадигмы в качестве подсказки, нельзя не признать, что поэтический мир всегда имеет свою особую цветистость. То есть Сергей Есенин, писавший в то время, когда существовало черно-бело кино, уже использовал самые замысловатые инструменты цветокоррекции.

В следующей статье — анализ цветокоррекции стихов Марины Цветаевой.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СЕМАНТИКА ЦВЕТА В ЛИРИКЕ А. С. ЕСЕНИНА

Есенинская палитра цветов намного разнообразнее, чем у Блока. У Сергея Есенина даже трудно выделить преобладающие цвета. Хотя по частотности, это, наверное, синий и голубой. А белый и черный цвета у поэта представлены не так ярко, как у символистов.

Белый и черный

Как уже отмечалось, эти > цвета в лирике Сергея Есенина представлены мало. Конечно же, белого цвета больше, нежели черного. Своей семантикой > Есенин практически всегда олицетворяет чистоту, зиму, нежность или цветущий сад. Примеры: >.

Все пройдет, как с белых яблонь дым>>.

Черный цвет в лирике представлен достаточно скупо. И отсюда сразу можно понять, что он не несет в творчестве Сергея Есенина особое символическое значение. В каждом конкретном примере > имеет собственное значение. Например, сравните: >.

Красный, синий и голубой

В этой главе, посвященной лирике Сергея Есенина, мы выделили отдельным параграфом красный, синий и голубой цвета. Красный цвет нами был выбран

15 исключительно для сравнения есенинского использования семантики цвета с блоковским. А синий и голубой цвета являются доминирующими в лирике Есенина.

Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами радуги. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина.

Контрастные цвета несут настроение тревоги, беды. В цветовом образе — красном по белому предчуветвуютея беды: > Но иногда красный цвет несет семантику значения красивый. Для Есенина, цветовые значения у которого постоянно перемежаются с природными явлениями, красный цвет обозначает зарю, рождение нового дня, появление света. Так:

Шапку-месяц пригнув под кустом, И игриво взмахнет кобылица

Там, где капустные грядки Крой водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет>>.

Особо необходимо остановиться на семантике синего цвета. Синий цвет у Сергея Есенина имеет огромное множество значений.

Если определить коротко, то можно сказать: Сергей Есенин — живописец слова. Сочетания красок в есенинских стихах самые разнообразные: порой гармоничные, порой контрастные, порой редкостные.

Цветовая палитра Есенина создает не только зримую картину природы, но и настроение:

Горит в нем бирюза.

Я играю на тальяночке

Про синие глаза>>.

В этих четырех строчках синий цвет несет семантику юной влюбленной души. Подобных стихотворений, когда синева определяет настроение влюбленности, множество

> часто является синонимом >, > Например:

Семантика синего цвета может иметь также противоположное значение.

Так: > > глаз у Есенина может иметь и отрицательное значение например, >:

Вообще, частотность прилагательного > довольна высока. Оно часто применяется в описаниях деревенской жизни, и несет особый смысл: нежное отношение к деревне, любовь к просторам (даль и просторы сельской местности отдают голубоватым оттенком) и свежесть самой деревенской жизни. Например, в стихотворении > прилагательное > используется трижды в трех различных сочетаниях:

Опрокинулась над окном>>.

Цветопись в поэзии С. А. Есенина

Категория: Сочинения по творчеству Есенина С.А.

Блок и Есенин. Основные особенности их лирики

Незадолго до смерти Есенин писал: >. Блок и Есенин по-своему близки, так как были современниками, но в описании действительности они совершенно уникальны.

Имя Александра Блока тесно связано в сознании читателя с символизмом. Это литературное течение превратилось в самостоятельное литературно — философское течение и важный фактор русской культурно-духовной жизни. Образы, созданные Блоком, занимают особое место. Своеобразие его поэзии во многом отразилось уже в первые годы творчества в образах лирического героя.

Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего > и >, >, до создателя поэмы >, где с огромной силой выразил страшную музыку разрушения>> и тоску по другой музыке — музыке >, который >.

Сергей Есенин — оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия_ Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности образов.

Стихи Есенина — не фотография жизни. Жизнь для него — лучший учитель в создании поэтических произведений.

Есенин жил связями с миром, с людьми, В его отчетливо слышен свой голос, своя песнь о родине, своя удаль и грустная боль, в которой звенит народная душа. Любовь к родине, ненависть к войне, тяготение певца крестьянской Руси к передовым общественным силам и идеям помогали поэту в бурные революционные годы находить свой путь к правде.

Лирический герой поэта — современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, характер драматичен.

В стихах Есенина нас покоряет и захватывает в > удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью.

Оба рассматриваемых поэта имели трагическую судьбу. В них отразилась вся глубина коренной ломки российской действительности. Как пишет Смола 0. ,

6 пучину черной точки и разочарования. В них сказалось не больше того, что заложено в живой природе, — необходимость жизни и смерти. Тончайшая диалектика начала и конца, расцвета и увядания, > и > и составляют, в сочетании с обаянием гуманности, > есенинского лиризма>>[1]. У анализируемых нами поэтов свое восприятие действительности. > революции умолк — умолк и поэт.

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом. Подробнее >>>

Зимние учеты птиц России!
Приглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц принять участие в программах зимних учетов птиц "Parus" и "Евроазиатские Рождественские учеты" в зимний сезон 2020-2021 годов. Подробнее >>>

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Соревнования по полевой ботанике "ВЕСЕННЯЯ ФЛОРА" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографиям). К участию в соревновании приглашаются школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе Европейской части России. Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>

Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.

Символика цвета в поэзии С.Есенина

Мария Панарина, ученица 10-го класса
лицей станицы Азовская Краснодарского края

руководитель – Наталья Георгиевна Прохорова, учитель литературы

I . Символика цвета

1.1. Психология и символика цвета в психологии

1.2. С.А.Есенин. Поэзия в цвете

II . Практическая работа

2.1. Частотность употребления цвета в лирике С.А.Есенина

2.2. Идейно-смысловой анализ цветописи в творчестве С.Есенина

Мы хотим проследить изменения цвета в творчестве С.Есенина, соотнести их с восприятием революции поэтом, определить частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина; провести идейно-смысловой анализ цветописи. Актуальность нашего исследования определяется низкой степенью изученности цветовой гаммы поэзии С.Есенина именно в связи в определенными историческими событиями, в частности с революцией 1917 года.

Объект исследования – поэтический мир С.Есенина.

Предмет исследования – цветовая символика в поэзии С.Есенина.

Проблема: какова символика цвета в поэзии С.Есенина и как она меняется в разные периоды его творчества?

Цель исследования: проанализировать цветовую символику в разные периоды творчества С.А.Есенина.

Гипотеза состоит в предположении, что цветовая гамма поэзии С.Есенина связана с изменением его мироощущения различных исторических событий, происходящих в России. Мы предполагаем, что после изменения восприятия революции, в творчестве поэта изменилась и цветовая гамма.

Цель и гипотеза обусловили задачи исследования:

    1. собрать и систематизировать литературно-критический материал по теме исследования;
    2. провести текстовый анализ стихотворений С.А Есенина;
    3. описать особенности символики цвета в психологии и в поэзии С.Есенина;
    4. проанализировать изменения цветовой гаммы в творчестве поэта в зависимости от исторических событий;
    5. определить частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина;
    6. провести идейно-смысловой анализ цветописи и социологический опрос лицеистов разного возраста и взрослых.

    Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ поэтических текстов, сопоставление цветовых ассоциации, частотный анализ, математическая обработка полученных данных.

    Новизна исследования заключается в обращении к малоизученной стороне поэтического творчества поэта и в том, что в ходе исследования нами проведён сравнительный анализ символики цвета в психологии и в лирике С.Есенина, классифицированы цитаты из стихотворений поэта, распределённых в соответствии с цветом, проведены статистический идейно-смысловой анализ цветописи в творчестве С.Есенина, поэтому данная работа может быть использована при изучении поэзии С.Есенина для лучшего понимания внутреннего мира поэта.

    Работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

    Глава I . Символика цвета

    Говоря о значении цвета, важно учитывать тот факт, что в различных культурах существуют разные и общие точки зрения на символику цвета. Цвета в психологии имеют как позитивное, так и негативное значение.

    Однако белый цвет может получать и противоположное значение: обозначать смерть, болезнь, зло, страдание. По своей природе он как бы поглощает все остальные цвета и соотносится с пустотой, ледяным молчанием и в конечном итоге – со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племён Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае белый – цвет траура. В старину белый траур использовался и у славян.

    Чёрное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и чёрные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву чёрных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в чёрное.

    Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит своё подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали И. Гете, швейцарский психолог М. Люшер и другие психологи. Исследования, проведенные российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (жёлтый и красный), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (чёрный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и жёлтого и предпочтение серого и синего цветов. Синий, таким образом, отражает не только безмятежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности.

    В этой главе мы представили негативные и позитивные характеристики цвета, показали соответствие цвета и доминирующего эмоционального состояния человека. Последовательность изложения обусловлена частотностью употребления данных цветов в лирике С.А.Есенина.

    I .2. Поэзия в цвете.

    II . Практическая работа

    2.1. Частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина

    Взяв за основу стихотворения С.Есенина, написанные с 1910 по 1925 годы, мы посчитали количество слов, обозначающих цвет. Мы можем сделать вывод о частотности употребления цвета в поэзии С.Есенина.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    В ранний период творчества основными цветами являются белый и зеленый . Белый цвет обозначает доброе начало, чистоту, радость , обновление. Зеленый цвет символизирует весну, молодость, приносит спокойствие , свежесть .

    «Белая береза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    «…Деревья оделись

    Зеленой листвою,

    Луг зеленеет,

    Открытие Есенина состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложные мысли-образы.

    Образы-символы

    Есенин – признанный мастер пейзажа

    Природа у Есенина играет и переливается всеми цветами радуги. В них разнообразны

    • оттенкикрасного цвета:розовый, алый, малиновый, багряный;

    1) Над окошком месяц. Под окошком ветер.

    Серебристый тополь серебрист и светел.

    2) Спит ковыль. Равнина дорогая,

    И свинцовой свежести полынь…

    Никакая родина другая

    Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

    Поэтизация природы

    В течение всей жизни

    Белое и чёрное в лирике Есенина

    е и блычерн, и света,

    Белый цвет практически всегда олицетворяет чистоту, зиму, нежность или цветущий сад:

    3)«Не жалею, не зову, не плачу,

    «Черная, потом пропахшая выть!

    В чёрном цвете скрывается нечто опасное и таинственное.

    Ещё в древнерусской литературе была традиция употребления двух цветов: белого - для обозначения добрых начал и побуждений

    чёрного - символизирующего зло .

    Эту традицию и впитал в себя Есенин .

    Лирика поэта поражает насыщенностью красок, тонкостью оттенков переживаний, задушевностью. Использование цветов в поэзии является значимым средством выражения мысли, чувств и эмоций.

    Есенина пользовался яркими красками, которые символизируют радость, надежду, восхищение.

    Сысова Валентина Александровна

    Работа раскрывает многообразный мир цвета в поэзии Сергея Есенина.

    ВложениеРазмер
    cvetopis_v_poezii_s._esenina..doc 96.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное образовательное учреждение

    Учебно-исследовательская работа по литературе

    «Цветопись в поэзии

    Автор Пономарева Маргарита

    ученица 7 класса

    Руководитель учитель русского

    языка и литературы

    § 1. Лексемы белый и черный……………………………………………………. 5

    § 2. Лексемы синий и голубой…………………………………………………… 7

    § 3. Лексемы красный, розовый, малиновый…………………………………. 10

    § 4. Лексемы желтый и ржавый…………………………………………………..12

    § 5. Лексемы зеленый и золотой………………………………………………….13

    Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные.

    Поэзия Есенина всегда привлекала внимание не только любителей поэзии и почитателей его творчества, но и людей далеких от литературы, своей лиричностью, простотой и красочностью. Актуальность нашей работы предусматривается тем, что поэзия Сергея Есенина всегда была на литературном небосклоне как нечто светлое, ясное, доступное сердцу каждого россиянина. В то время когда литературное творчество уступает информационным технологиям, захватившим современное общество и информационное пространство, просто необходимо говорить о поэзии, пробуждать читательский интерес молодежи.

    Цель нашей работы : изучение и анализ лексем изображения цвета в поэзии Есенина; введение учащихся в яркий по своей образности, но внутренне сложный поэтический мир Сергея Есенина.
    Руководствуясь данной целью, перед нами стоят следующие задачи:

    - проанализировать стихотворения Сергея Есенина, выделив семантические особенности изображения цвета, показав, что цвет – важное составляющее поэзии С.Есенина.
    - проследить закономерность цветового восприятия мира поэтом;

    -воспитывать у учащихся любовь к родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

    Предмет исследования: семантический анализ цветообозначений стихотворений Сергея Есенина.

    Объект исследования: поэзия Есенина.

    Методы исследования:
    - теоретические: анализ научной литературы; обобщение и систематизация
    полученных сведений;
    - практические: методы сплошной выборки, наблюдения и анализа.

    §1 Лексемы белый и черный.

    Сергей Есенин - оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности образов.

    Есенин жил связями с миром, с людьми. В его творчестве отчетливо слышен свой голос, своя песнь о родине, своя удаль и грустная боль, в которой звенит народная душа. Любовь к родине, ненависть к войне, тяготение певца к крестьянской Руси, к передовым общественным силам и идеям помогали поэту в бурные революционные годы находить свой путь к правде.

    Лирический герой поэта - современник эпохи грандиозной ломки
    человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и
    противоречив, характер драматичен.

    Лексемы белый и черный.

    § 2. Лексемы синий и голубой.

    Особо необходимо остановиться на семантике синего цвета. Синий цвет у Сергея Есенина имеет огромное множество значений.

    Цветовая палитра Есенина создает не только зримую картину природы, но и настроение:

    В этих четырех строчках синий цвет несет семантику юной влюбленной души. Подобных стихотворений, когда синева определяет настроение влюбленности, множество

    Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно:

    « Гой ты Русь, моя родная,

    Хаты – в ризах образа…

    Не видать конца и края

    Синие: платок, рюмка, глаза, вода, залив, небо, море, брызги, сумрак, мгла, воздух, туман ночи, ширь, вьюга, дали, вечер, май, осень, день, час, лязг, край, дрёмы, взгляд, дрожь, оскал, руки, счастье, овечка, голубь, изба, ясли, звёздочка, листья, язык, колокол.

    Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина.

    §3. Лексемы красный, розовый, малиновый.

    За долгой весной в поэзии Есенина наступает короткое красное лето – двухлетний период революционного энтузиазма.

    § 4. Лексемы желтый и ржавый.

    § 5. Лексемы зеленый и золотой.

    «Только б тонко касаться руки

    «О любви вздыхают лишь украдкой,

    Сергей Есенин – великий русский поэт. Его имя в ряду гениев русской литературы – Пушкина, Лермонтова, Блока – занимает свое, особое место. Оно определяется в первую очередь тем, что Есенин – один из самых читаемых поэтов России, его стихи знают, любят и помнят. Их певучесть, их простота и ясность сродни русской речи. Не случайно многие есенинские строки вошли в народную речь, как не случайно и то, что народ считает Есенина своим поэтом.

    Когда мы произносим имя Есенина, говорим о нем и его творчестве, нам всегда приходят на память его чистые, прекрасные стихи. Говорят, что в приходе Есенина в русскую поэзию было что-то от чуда и с этим нельзя не согласиться. Его можно читать постоянно и постоянно восхищаться, удивляться ему. Казалось бы, все, о чем рассказывает Есенин в стихах, он рассказывает о себе. Поэзия Есенина, это не просто стихи, это радуга, эта яркая картина жизни. Цветопись помогает глубже понять смысл стихотворения, погрузиться в мир эмоций автора.

    Сергей Александрович Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Есенин любил эту землю, он не желал другой. На этой земле и для неё он родился. Людям этой земли он дарил самоцветы своей души. Поэт любил так, как мог любить только поэт – нежно, страстно и больно. От злобы людской, от жестокости он уходил в себя, царапая и раня душу равнодушием и опустошенностью. Умел дружить, прощать, но умел и ненавидеть. Был жесток и зол ко злу, но добр и понятлив к добру.

    В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

    - в стихах Есенина природа вся в вечном движении, в бесконечном
    развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает,
    поет и шепчет, грустит и радуется;

    - в поэтической образности С.Есенина важное место занимает цветопись;

    - семантика цвета в лирике Сергея Есенина претерпевает свои изменения в зависимости от тематики и периода создания стихотворения.

    Читайте также: