Биография таривердиева композитор кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня его имя, судьба и творческое наследие по-прежнему вызывает интерес.

Тбилиси - полифонический город

Микаэл Таривердиев родился в Тбилиси,в армянской семье, которую в городе хорошо знали. Его дед Гришо Акопов был авторитетным человеком. Землевладелец, в городе у него был большой кирпичный дом в три этажа в районе Дидубе. Владел большими фруктовыми садами на берегу Куры, занимался торговлей. Сато, мать Микаэла Таривердиева, была одной из шестерых его дочерей. Была помолвлена с Иосифом Хуциевым, с которым рассталась, когда он уехал учиться в Москву. Вышла замуж за Леона Таривердиева, приехавшего в Тбилиси из Баку, где он окончил финансовую академию. Но родом он был из Карабаха. По семейному преданию предки появились в Армении с войском Чингисхана, в котором было немало христиан. Пра-пра-прадед был тысячником, персидского происхождения.

Из воспоминаний Арфени Елаговой, двоюродной сестры Микаэла Таривердиева:

Когда родился Балик (так его называла в детстве мать, Сато Григорьевна) и его показали матери, она сказала:

- За что меня наказал Бог? - таким некрасивым ей показался новорожденный сын.

В детский садик Балик ходил самостоятельно, так как садик находился в соседнем доме. Балик был влюблен в свою воспитательницу. Когда он узнал, что воспитательница вышла замуж, он перестал ходить в детский сад.

Когда Сато Григорьевна приехала повидать сына в санаторий и привезла ко дню рождения подарки, в том числе большой торт, Балик бросился к окну и громко крикнул, приглашая своих друзей:

- Ребята, рождения начинаются!

В этом приглашении он инстинктивно использовал множественное число, тем самым подчеркивая количество действующих лиц (он же всех позвал) и объем всеобщей радости.

12-летний Гарик - так тогда его все звали, - увидев, как все готовят к женскому дню 8 марта подарки, решил встать в очередь (очевидно, само по себе это явление - очередь - придавало намерению важность). Это были военные годы, и ему показалось, что очередь является признаком важной цели. Он выстоял в ней и купил зеленые трикотажные женские трусы и прибежал с подарком в отдел статистического управления к маме. Отдел был растроган, мама была растрогана до слез, хотя трусы, конечно, понравиться не могли. Даже несмотря на военные годы.

- Балик-джан, почему же зеленые?

- Мама, только такие продавались.

Гарик был очень любознательным и восторженным мальчиком. Эти свойства его характера всегда превалировали над осторожностью и страхом. В летнем саду Муштаид действовала парашютная вышка. Это было внушительное сооружение, и Балик решил прыгнуть с парашютом. Его отговаривали. Но он настаивал, и ему, наконец, разрешили подняться наверх. На него надели стропы, ремни, и он прыгнул. Но увы! Он повис в воздухе наверху, так как вес его тела был недостаточен для спуска. Пришлось его, болтающегося там наверху, крючьями притягивать к площадке. Затем к нему был прикреплен дополнительный груз, и он, наконец, приземлился.

Мика обожал лошадей. Он тренировался на ипподроме. Хорошо помню немые сцены за столом. Сахар в сахарнице таял на глазах, стоило Сато Григорьевне выйти из комнаты. Заметив это, она с укоризной смотрела на Мику. Сахара не хватало и людям. Мать и сын понимали друг друга, и укоризна была молчаливой. Мика ездил на трамвае на дальний ипподром и привозил лошади сладости, которых недоставало всем. Однажды они вместе свалились, не взяв барьер. Мика сильно разбил себе подбородок.

Пришли другие времена и увлечения: бокс, плаванье (он - очень хороший пловец). Из духовных увлечений тех лет (кроме музыки) - философия, литература (особенно поэзия), фотография.

В первые годы учебы музыке Балик очень сопротивлялся, и с мамой часто происходили такие диалоги:

- Мамочка, я не хочу, я только для тебя.

- Да, да! Вот и занимайся для меня! - приговаривала Сато Григорьевна, держа в руках линейку (хотя трудно себе представить, чтобы линейка пускалась в ход).

Увлеченность в познании мира, увлеченность литературой, спортом Микаэл Леонович пронес через всю жизнь. В детстве и юности он занимался боксом, конным спортом, мотоциклом - легче перечислить, чем он не занимался. Он был членом сборной Грузии по плаванью на дальние дистанции. Первый фотоаппарат ему подарил отец, и он ходил в фотокружок в Доме Пионеров. Но, конечно, главной его страстью была музыка.

Независимость

В 1949 году арестовали отца, который работал Директором Центрального банка Грузии. Несколько месяцев Сато Григорьевна с сыном скрывались, переезжая с квартиры на квартиру, голодали. Микаэл Леонович давал частные уроки, чтобы заработать на жизнь. Странно, но он не чувствовал себя несчастным.

Микаэл Таривердиев, как многие растиньяки тех лет, как он называет своих друзей тех лет, уезжает в Москву, чтобы поступить в Институт имени Гнесиных в класс Арама Хачатуряна.

Гнесинка

В эти годы Микаэл Таривердиев разгружает вагоны на Рижском вокзале, отказавшись от заманчивых предложений подработать тапером в ресторане, пишет первые свои вокальные циклы, которые впоследствии будут исполнять знаменитые певицы, знакомится со ВГИКовцами, начинает работать в кино.

За первыми работами последовали другие. Кино было пересечением главных дорог и общений в искусстве. В кино хотели работать все - сюда стремились не только актеры, режиссеры, но и литераторы, художники. Да и вообще, чем было кино, тогда, в шестидесятые? Оно было больше, чем просто искусство. Кино было воплощением мечтаний и тех, кто стремился работать в кино, и тех, кто даже не помышлял об этом. Кино было всем. Кино было больше, чем жизнь. Это была особая жизнь. Более настоящая, более реальная.

Он один из немногих композиторов, кто ездит в экспедиции со съемочной группой. Ему интересен весь процесс. И он с легкостью им овладевает. Он заканчивает курсы звукорежиссеров. Он проходит с режиссером все этапы – сценарий, съемки, монтаж, запись музыки, сведение, перезапись. Кино стало для него лабораторией, способом жить, творческой и профессиональной средой, и еще - способом защиты от академизма музыкальной среды.

Третье направление

Тогда он работает с Еленой Камбуровой, создав ее стиль тех лет, он находит молодую Аллу Пугачеву, он творит не только музыку, но и ищет способ ее нового произнесения. И именно поэтому он начинает петь сам. Так рождаются монологи на стихи современных поэтов, уже перечисленных, к которым можно еще добавить Э. Хэмингуэя и М.Светлова, Е.Винокурова и Л.Мартынова, С.Кирсанова, Л.Ашкенази и Р.Рождественского.

Друзья и женщины

В шестидесятые это блестящие компании Растиньяков.

Микаэл Таривердиев:

Позже жизнь раскидала моих друзей тех лет. Но даже когда мы ссорились друг с другом, воспоминания о тех годах не давали сегодняшним обидам заслонить ощущение общности, которое возникло тогда. Сейчас такие общности называются группами. Нет, тогда это были не группы. Это были просто компании. Мои новые друзья – Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Олег Ефремов, Андрей Тарковский, Родион Щедрин. Все это была одна компания. Мы часто встречались. Да мы просто не расставались. Нам казалось, что дружбе не будет конца.

Женщины играли в его жизни чрезвычайно важную роль. Его отношение к ним меняется в разные годы диаметрально. Он их боготворит, потом он их презирает, но он невероятно от них зависил. И не мог без них жить.

Эта история действительно была в жизни Микаэла Таривердиева. Речь идет о романе с Людмилой Максаковой, в которую он был влюблен. Роман этот закончился трагически. Они ехали в машине ночью, она сидела за рулем его машины. Из кустов выскочил прямо под колеса человек. Микаэл Таривердиев пересел за руль и взял ответственность за случившееся на себя. Человек погиб. Начались судебные разбирательства. Дело передавали из инстанции в инстанцию. То, что во время судебного разбирательства нужно было находиться за решеткой, его просто убивало. Процесс длился около двух лет. В результате Микаэла Таривердива осудили. От тюрьмы его спасла амнистия. В один из критических моментов, когда решалась судьба дела, Максакова уехала из Москвы. У него отнимались ноги. Отношения с Максаковой он повал, хотя это стоило ему огромных душевных усилий.

Эта история перевернула его мир. Он столкнулся со смертью. Пусть не по своей вине. И еще он не мог пережить боли и унижения. Весь мир как будто отдалился от него, а он – от мира. Самым страшным, непереносимым для него были унижение и предательство. Мог ли он поступить по-другому? Нет, не мог. Это его поступок. Исключительно его. Если бы он жил на век раньше, он непременно бы дрался на дуэлях. Драться или нет, когда вопрос стоит о чести, – для него альтернативы не было. Живи он раньше, он бы погиб на дуэли. Но в ХХ веке дуэли были другими.

После этой истории он отдаляется от друзей, от тех артистических блестящих компаний. Да и компании изменились. Они становятся гораздо более светскими, в них нет уже того водоворота идей, которые бродили в компаниях 60-х. Каждый начинает жить сам по себе. Кто-то, как и он, уходит в свое одиночество, кто-то выстраивает карьеру. Нет, он не перестает любить и восхищаться своими многочисленными теперь уже знаменитыми друзьями. Но он проводит черту между собой и внешним миром, словно очерчивает вокруг себя границу, за которую он мало кого допускает. Он не становится циником, скептиком. Он по-прежнему непрактичен и по-прежнему романтик. Возможно, он разочарован в любви. Но, опасаясь женщин и не переставая ими увлекаться, он все же внутренне стремится к идеальной любви, в которой ищет возможность преодолеть свое одиночество.

17 мгновений или ирония судьбы

Но радость от успеха кончилась быстро и трагично. С приходом в Союз композиторов телеграммы, подписанной Франсисом Леем. Словно текст фильма стал разворачиваться в самой жизни. Эта история длилась несколько месяцев. Последствия же он испытывал всю жизнь.

Он видел в ней людей. Обращаясь к ним, он искал не успеха, но понимания.

В этой истории, подробно описанной в его книге, он словно попал в атмосферу шпионских страстей. В картине они намеренно сдерживаются. В жизни же страсти развертывались, словно компенсируя их умеренное присутствие в фильме. Слежка, прослушивание спецслужб, интерес и охота западных средств массовой информации, провоцирование на отъезд из страны. Композитор стал объектом повального интереса и словно сам стал героем шпионского фильма. Все развивалось так стремительно, так странно. Формальности зафиксированы тремя документами:

Любовь

Смерть

Он мог без многого обходиться. Но он не мог жить без любви. И эту форму своей жизни – с любовью – он вкладывал и в понятие своего дома. Поэтому он не уехал из страны Просто он считал ее частью своего дома. И еще он не уехал, потому что он знал, каким-то внутренним чувством, что ему нужно оставаться здесь, чтобы написать другую музыку.

Вот что он писал через некоторое время после поездки:

"Мы едем в сторону станции. Стоит ранняя осень. Деревья покрыты золотом и багрянцем. Чисто выбеленные хаты, огромные неубранные тыквы в огородах возле аккуратных деревенских домиков. Где-то раскрыты окна, как будто в этих домах кто-то живет. Детские игрушки в палисадниках. И тишина. Какая-то ненормальная тишина. Я не могу сначала понять, почему она такая. Потом понимаю: птицы молчат. Их просто нет. Совершенно пустое, огромное небо. Обочины, покрытые пластиком. Надписи: "Внимание: радиоактивность!" Навстречу нам мчатся бронетранспортеры с людьми в защитных масках. Все это напоминает поразительное предвидение Андрея Тарковского в фильме "Сталкер". Но это был уже не фильм. Это была жизнь.

Небо темнеет. На фоне сгущающихся сумерек проступает силуэт разрушенного реактора, почти скрытый возведенными стенами саркофага. Странно, но ощущения опасности нет. И только на обратном пути от станции появляется нечто странное, говорящее о том, что опасность все-таки есть. Просто ее не видишь. Она растворилась в теплом вечернем воздухе. Нас, как и всех, останавливают, проверяют степень зараженности. Датчики зашкаливают и звенят.

Впечатление, которое я вынес из этой поездки, было оглушительным. Поначалу я даже не предполагал, что оно окажется таким сильным. Как будто я сам стал частью этой Зоны. Как будто подвергся какому-то облучению. В моей жизни появилась новая точка отсчета. Не знаю почему, но то, что произошло в Чернобыле, связалось во мне с тем, что произошло с американским космическим кораблем "Челленджер". Может быть, потому, что мы впервые смотрели эти кадры из Америки в прямом эфире. В моей жизни появилось ощущение, что время конца света наступило. Апокалипсис сегодня. Вы ждете огненный дождь, который прольется на землю? Вот он. Он уже идет.

Я не собирался ничего писать о Чернобыле. Весной 1987 года Симфония для органа появилась во мне сама. Она пришла сразу, целиком. У меня было такое ощущение, как будто я всего лишь приемник, который уловил эхо какой-то волны.

Симфония появилась в нем как озарение, как откровение. Она была исполнена им, как это часто бывало, сначала в его студии звукозаписи и лишь потом - перенесена на бумагу. Он никогда подробно не комментировал свои партитуры. То, что процитировано выше - это все, что Микаэл Таривердиев на словах сказал о Симфонии. Уведенное в Чернобыле, поразило, потрясло его. Он писал только ту музыку, которую он слышал внутри себя. И как будто после Чернобыля он стал слышать ее острее и напряженнее. Так он услышал одну из самых необычных своих музык. Необычную своим масштабом, трагизмом, остротой поставленных проблем современности и вместе с тем преодолением времени, соединенностью ее внутреннего пространства с силой и мощью пророческих высказываний.

Последним сочинением с обозначенным опусом стало Фортепианное трио для классического состава - скрипка, виолончель фортепиано. Оно появилось в 1994 году, вскоре после написания Концерта для альта и струнных в романтическом стиле. Партитуру концерта Микаэл Леонович писал в Ялте, в доме творчества "Актер", где мы прожили чуть больше месяца и где мы были беззаботно счастливы. Работа над партитурой всегда доставляла ему какое-то почти наркотическое удовольствие. Потом, несколько лет спустя, когда я услышала его, я поняла его состояние души. Нет, не тогда, в Ялте. А в Концерте для альта. Состояние души героя. Это состояние души, которая расстается с телом. Прощение и вечный приют. Помните, у Булгакова, начало 32 главы "Мастера и Маргариты"?

"Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его."

- Какое любимое состояние природы?

- Рассвет. Я люблю, чтобы небо было голубое, а трава зеленая.

Он встает на рассвете. Оголтело поют птицы. Он выходит на балкон. Выкуривает сигарету. Смотрит в сторону рассвета. Небо голубое, а трава зеленая. Есть все, что он любит. Есть море, есть солнце, есть ощущение полета, есть любовь. Есть музыка.


Микаэл Леонович Таривердиев – советский и российский композитор, автор музыки к 132 фильмам, инструментальных концертов, опер, балетов и вокальной музыки.

Детство

Микаэл Леонович Таривердиев

Кроме музыки, одним из существенных увлечений композитора в детстве было чтение. Поскольку мама ко всему относилась серьёзно, домработнице Марусе было поручено следить за тем, чтобы Микаэл ежедневно упражнялся за инструментом. Ему удавалось всех обманывать – пока Маруся была на кухне, он ставил на пюпитр книгу и, не глядя на пальцы, импровизировал на пианино. Читал он много, поэтому неплохо овладел техникой игры.

Но прежде, чем музыка целиком овладела его жизнью, Таривердиев занимался боксом, фехтованием, лошадьми, мотоциклом и плаванием.

Микаэл Леонович Таривердиев

После ареста отца матери Таривердиева пришлось уволиться с солидной должности заведующей Главного статистического управления и какое-то время прятаться по знакомым. Она устроилась на работу в школу. Денег не хватало, поэтому Микаэл подрабатывал частными уроками музыки.

Войну композитор запомнил прежде всего тем, что многие уходили на фронт, а потом в их семьи приходили похоронки – то из одной, то из другой квартиры раздавался плач. Бомбёжек в Тбилиси почти не было, но по вечерам все обязательно зашторивали, улицы пустели – был комендантский час.

Юность

После школы Микаэл Таривердиев поступил в Ереванскую консерваторию (в Москву его мать не пустила). Он проучился там всего полтора года, на что были причины. Вышло так, что в консерватории его недолюбливали – считали армянином второго сорта, потому что он особенно не владел армянским языком и неармянскую музыку писал. Впечатлительный юноша почувствовал себя крайне одиноко и вернулся домой. Но в скором времени он отправился в Москву поступать в музыкально-педагогический институт имени Гнесиных.

Микаэл Леонович Таривердиев

Таривердиев стал любимчиком Хачатуряна. В общежитии института был всего один инструмент на восемь человек, поэтому мастер позволил талантливому студенту заниматься на его рояле.

Первый концерт музыки Таривердиева проходил в Концертном зале имени П.И. Чайковского Московской филармонии. Вокальный цикл на стихи Беллы Ахмадулиной исполняла оперная звезда Зара Долуханова. Автор романсов очень волновался, был счастлив, но на сцену на поклоны выходить отказался. Через неделю тот же состав музыкантов исполнил талантливую композицию дипломника в Большом зале консерватории.

Микаэл Леонович Таривердиев

По окончании Гнесинки в 1957 году Таривердиева приняли в Союз композиторов, причём приветствовал его Дмитрий Шостакович.

Жизнь в Москве для студента из Тбилиси оказалась дорогой, во время учёбы Таривердиеву приходилось искать подработку. Его не привлекала фортепианная игра в ресторанах, которой грешили многие гнесинцы, он предпочёл разгружать вагоны на Рижском вокзале. Благодаря такому выбору, на четвёртом курсе он познакомился со студентами ВГИКа, которые помогли ему получить первый заказ на музыку к кинофильму. Так в его биографии появилась новая станица, принесшая ему известность и хорошие гонорары.

Микаэл Таривердиев

Микаэл Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Тифлисе (ныне Тбилиси).

По национальности - армянин.

Отец - Леон Навасардович Таривердиев (1903-1977), директором Государственного банка, в 1937 году был репрессирован.

Мать - Сатеник Григорьевна Акопова (1902-1976).

Его родители были партийными работниками, убежденными коммунистами. Они с юности вели революционную борьбу. Его мать примкнула к революционерами в возрасте 17 лет, сидела в царской тюрьме. Родители познакомились на революционной работе.

К музыке его приобщила сестра матери, которая была глубоко музыкальным человеком, она училась в Тбилисской консерватории, обожала Шуберта и постоянно играла ему его произведения. Также, по воспоминаниям Микаэла Леоновича, сыграла роль сама атмосфера тогдашнего Тбилиси: "Это очень музыкальный город, и в нашем доме все дети занимались музыкой. Из окон летели звуки произведений Баха, Моцарта, Чайковского. Я жил в атмосфере всеобщего поклонения серьезному искусству. Это были самые первые детские впечатления".

Когда мне исполнилось пять лет, родители купили Микаэлу первый инструмент - пианино. С детства сам начал сочинять музыку.

Учился в 43-й тбилисской средней школе и в музыкальной школе-десятилетке при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, в музыкальном училище Тбилиси по классу композиции профессора Шалвы Мшвелидзе.

По настоянию матери он поступил в Ереванскую консерваторию, в которой проучился полтора года. За это время изучил армянский язык.

С 1953 по 1957 учился в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс композиции А. И. Хачатуряна), а дебютировал композитор в Большом зале Московской консерватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.

Микаэл Таривердиев в молодости

Микаэл Таривердиев в молодости

Всего написал музыку более чем к 130 фильмам.

Много писал для театральных постановок.

Театральные работы Микаэла Таривердиева:

Микаэл Таривердиев - Колыбельная

Основатель и президент Гильдии композиторов кино Союза кинематографистов России.

Песни Микаэла Таривердиева

композитор Микаэл Таривердиев

Смерть Микаэла Таривердиева

Похоронен на Армянском кладбище Москвы.

На доме № 9 по улице Усиевича, где композитор жил более тридцати лет, установлена памятная доска. Имя Микаэла Таривердиева носит единственный в России Международный конкурс органистов, который с 1999 года проводится каждые два года в Калининграде.

Личная жизнь Микаэла Таривердиева:

Трижды был женат.

Первая жена - Елена Васильевна Андреева (1926-2000).

Карен Таривердиев - сын Микаэла Таривердиева

Карен Микаэлович Таривердиев

Вторая жена - Элеонора Маклакова, художник-постановщик, профессор.

Микаэл Таривердиев и жена Вера Таривердиева

Микаэл Таривердиев и жена Вера Таривердиева

Фильмография Микаэла Таривердиева:

1972 - Гроссмейстер - гость у Володи (нет в титрах)
1980 - Адам женится на Еве - исполнитель песен
1984 - Мои современники (документальный) (нет в титрах)
1984 - Булат Окуджава поёт свои песни (документальный) - зритель на концерте
1988 - Осень, Чертаново. - камео

Вокал Микаэла Таривердиева в кино:

1975 - Ольга Сергеевна

Композиторские работы Микаэла Таривердиева в кино:

Песни Микаэла Таривердиева:

Нагрыды и звания Микаэла Таривердиева:

Микаэл Таривердиев

Ранее детство

Микаэл Таривердиев появился на свет 15 августа 1931 года в Тифлисе, городе который впоследствии стал Тбилиси. Его семья по происхождению армяне, поэтому и артист по национальности армянин. Родители занимали достаточно высокие должности. Так как маленький Микаэл был единственным ребенком в семье, он получил хорошее образование и максимальную любовь и заботу. Мать с обожанием относилась к сыну, поэтому потакала во всем, и поощряла его занятия музыкой и отдала на занятия в класс пианино.

Маленький гений быстро устал играть простые традиционные произведения. Но сложные пьесы ему пока не давались, поэтому он начал сочинять собственные. Сам процесс записи музыки стал для Таравердиева настоящим волшебством. В 8 лет у него уже были две собственные пьесы для фортепиано, в 10 уже написал симфонию, а в 14 лет – балет . Но его гениальность распространялась только на музыку, в школе с уроками почти не получалось, а дружить с ровесниками было сложно. Ребята в его возрасте играли в футбол и объединялись в группы, а он не мог разделить их интересы.

Микаэл Таривердиев


Микаэл Таривердиев в детстве

Таравердиев мало участвовал в общественной жизни школы, но сделал свой вклад и написал для нее гимн. Но все равно это его никак не спасло от отчисления. На комсомольском собрании он выступил против директора, который нанес травму его одноклассника и тот в результате оглох. Поэтому получать среднее образование ему пришлось в вечерней школе.

Юность артиста

После того как юному гению исполнилось 16 лет, он принял решение поступить в музыкальное училище. Обучение он смог завершить всего за год. Именно там он смог в полной мере продемонстрировать свой талант, так как его попросили написать пару одноактных балета. И он просто замечательно справился с поставленной задачей, так как произведения включались в репертуар на протяжении двух лет.

Но биография Таривердиева не история успеха и безоблачного жизненного пути, так как были и мрачные моменты. Отец музыканта занимал должность директора Центробанка Грузии, когда его арестовали. Поэтому вместе с матерью они отправились в бега, и долгое время находились в бедственном положении, иногда им приходилось даже голодать. Чтобы иметь возможность купить продукты, Микаэл начал преподавать музыку. Зарплаты учителя в школе, которую зарабатывала мать, катастрофически не хватало.

Микаэл Таривердиев


Многим композитор запомнился именно так за нотами и фортепиано

Жизнь артиста во время войны

Война запомнилась композитору в первую очередь потерей знакомых, ведь он наблюдал, как они уходят на фронт, но не возвращаются. Их семьи получали похоронки, которые становились причиной громкого плача, не утихающего в течение нескольких дней. В самом Тбилиси практически не было бомбежек, но по вечерам шторы плотно закрывали, а на улицах не было людей, ведь, как и по всей стране, тут был объявлен комендантский час.

В Тбилиси во время войны приезжали многие эвакуированные из Ленинграда и столицы артистов. Это не могло не сказаться на культурном облике города. Таривердиев получил возможность посещать многочисленные спектакли и концерты бесплатно, так как пропускали на них учащихся консерваторской музыкальной школы туда беспрепятственно.

В это учебное заведение Микаэл пошел учиться исключительно по настоянию матери. Но потом пошел учиться в музыкальное училище им. Гнесиных. Там он дебютировал в качестве композитора в Большом зале Московской консерватории. С его романсами на сцене выступала Зара Долуханова.

Микаэл Таривердиев


Таравердиев был не раз замечен в компании красивых женщин

Последняя картина стала началом дружбы Микаэла с режиссёром Михаилом Калика, которая стала решающей в жизни композитора. Ведь по дружбе он будет для своих картин заказывать музыку у друга регулярно.

Пик популярности композитора

Микаэл Таривердиев


Таривердиев в разные периоды жизни от юности к зрелости

Но один из недоброжелателей молодого таланта решил поставить под сомнение, автор ли он музыки к столь известной картины, которая сыскала такую популярность. От имени композитора Франсиса Лея была отправлена в Союз композиторов телеграмма, в которой сообщалось о плагиате. Началось очень громкое разбирательство, и репутация композитора серьезно пострадала. Но в результате было выяснено, что сам Лей не в курсе этого письма. Поэтому честь и достоинства гения была восстановлена. Но многие друзья и знакомые отвернулись от Таривердиева.

Творчество композитора

Таривердиев за всю свою жизнь поработал с немалым количеством талантливых людей и написал музыку к многочисленным фильмам, знакомым каждому советскому человеку. Но особого внимания заслуживают следующие его работы:

Микаэл Таривердиев


Таривердиев на сцене

Личная жизнь артиста

Композитор привлекал противоположный пор своей элегантностью, изысканными манерами, и безупречным отношением к женщинам. Он как настоящий джентльмен не позволял себе грубостей или неуважение. Но при этом не был ветреным и всегда искал ту единственную, с которой мог бы создать семью.

Многочисленные браки артиста

Но, несмотря на свои стремления, за всю жизнь у Таривердиева было несколько браков. И не один из них не продлился достаточно долго. Причины всегда были достаточно разные, и у каждой была своя неповторимая история.

Первая супруга – Едена Андреева, с ней композитор познакомился в филармонии. Она уже была востребованной солисткой, а он только выпускником института. Объединила молодых людей музыка, именно она была незыблемым связующим звеном. После тихой свадьбы они поселились в небольшой комнатке у родителей Елены. Там появился их единственный ребенок – Карен. Других детей в последующем у обоих не будет, даже от других супругов.

Микаэл Таривердиев


Таривердиев с супругой Верой

Проживание с родителями было мучительным для молодой семьи, особенно после пополнения. Но уже через два года они переехали в отдельную квартиру, но отношения между ними не наладились. Причиной стали регулярные увлечения композитора. И в результате он с одним чемоданом ушел из семьи.

Квартиру Таривердиев снимал на протяжении семи лет, пока не повстречал Людмилу Максакову. Бурный роман имел трагическое продолжение, и авария стала причиной их разрыва. После этого Микаэл принял решение, что пора остепениться и связал себя брачными узами с творческой личностью – художницей Элеонорой Маклаковой. Она была по натуре очень тихой и домашней. Но и тут он не удержался от измен, и жена подала в результате на развод.

Увлечения в жизни композитора

Кроме музыки и женщин, была и другая страсть в жизни Таривердиева. Одними из самых занятных его увлечений были:

  • Бокс.
  • Верховая езда.
  • Виндсерфинг.
  • Вождение катера.

Он часто с друзьями уходили серфить, где в километре от берега могли сложить паруса и распить коньку. В этом и была вся натура композитора.

Как ушел из жизни композитор

Читайте также: