Проблема познаваемости мира структура и сущность познания кратко

Обновлено: 03.07.2024

Человеческая сущность от природы всегда стремилась к накоплению и приобретению все новых и новых знаний. Овладение секретами бытия является выражением наивысших устремлений творческой и креативной активности разумного сознания, которое составляет гордость человеческого мира.

За всю свою историю существования теория познания проходила очень тяжелый и тернистый путь, от примитивного и ограниченного познания, к более глубокому и всестороннему развитию и внедрению в существо окружающего мира.

На протяжении всей своей истории в теорию познания внедрялись огромное количество свойств, фактов, законов природы, жизни человека и общества, одна картина мира заменяла иную устаревшую. Развитие рационального знания возникало с развитием производственных параметров общества, с развитием художественного творчества и искусства.

Знание являет собою самую сложную систему, какая выступает в форме социальной памяти, ее сущность передается от поколения к поколению, от одной культуры к другой, от одного этноса к другому. Делается это посредством механизма социальной наследственности и, конечно же, культуры.

Теория познания

Теория познания являет собою общую теорию, которая уясняет саму природу познавательной функции человеческой деятельности. Это обозначение применяется вне зависимости от области искусства, науки, житейской практики, мировоззренческой позиции и т.д. Теория познания берет начало своего развития сразу же после возникновения философии еще в эпоху Античности.


Важно заметить некоторое разделение теории познания на несколько ответвлений. Теория познания гносеология означает узнавание и познание, в то время как эпистемологическая концепция характеризует умение и науку.

Готовые работы на аналогичную тему

В русском языке понятия знания и познания имеют два основных значения: Это добытый факт, определенная данность или информация, а во-вторых, это процесс добычи знания, узнавания в первом смысле.

Следует знать, что гносеология не может не затрагивать указанных сторон. В узком смысле понятие гносеологии скорее будет исследованием человеком природы существующего знания, нежели методов его добычи. Таким образом, гносеология равняется знанию о знании.

В современном мире философы все больше обращаются к дилемме процесса приобретения знания, его развития и приращения, а это предполагает использование и изучение достижений истории наук, данных когнитивной психологии, учет личностного фактора в познавательной деятельности.

Проблема познаваемости мира и философский скептицизм

Человеческий разум, поднимаясь по спирали познания, на каждом новом витке вновь и вновь пытается ответить на вопрос: как возможно познание, познаваем ли мир в принципе? Это не простой вопрос. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос преследовал философскую мысль в самых разных формах. Вспомните слова Фауста По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Теория познания в произведении Гёте "Фауст" подробнее :

"Природа для меня загадка, Я на познании ставлю крест. В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира".


Проблема взаимосвязи чувственного и рационального в познании и различные подходы к ее решению

На протяжении всей истории человеческого познания существовало два вида его интерпретации: рациональное и чувственное. Чувственное познание связано непосредственно и неразрывно с деятельностью всех человеческих органов чувств. Это эмпирическое познание. Теория рационального или логического познания подразумевает работу разума в абстрактно-понятийном мышлении человеческого разума.

К главным формам эмпирического познания необходимо отнести восприятия, представления и ощущения.

Логическое познание, или рациональное в своем большинстве сводится к единому понятийному всеобщему мышлению. Абстрактное мышление являет собою целенаправленное и обобщенное воспроизведение в отличном виде закономерных и существенных качеств, отношения и взаимосвязи вещей. Главные виды рационального познания характеризуются умозаключением, теорией, гипотезой и понятием.

Сознание, знание и познание тесно связаны между собой не только потому, что у этих слов один корень, но и потому, что они не существуют друг без друга. Когда в марксистской философии утверждается, что сознание не только отражает мир, но и творит его, речь идет не о первичности сознания, а о его активности. Человек, владея сознанием, способен познавать мир и использовать полученные знания для преобразования его. Как же происходит процесс познания? Какова его структура? В каких формах существует и функционирует полученное в результате познания знание, какова логика процесса познания? Каковы критерии процесса познания и его результатов? Эти проблемы относятся к такому разделу философии, как гносеология и будут рассмотрены в последующих лекциях.

1.Сущность и структура познания.

Познание – это всегда субъект-объектные отношения. Субъектом познания может выступать как индивид, так и различные социальные общности, вплоть до человечества. Объект – то, на что направлено наше познание. Даже когда человек занимается самопознанием, эти отношения не исчезают. Просто человек в этом случае выступает и субъектом и объектом познания.

Хотя большинство философов признавали познаваемость мира, это не означает, что они одинаково рассматривали этот процесс. При рассмотрении познания возникает целый ряд вопросов, ответы на которые помогают по-нять всю сложность стоящей перед философами задачи. К таким вопросам относится исторически оспариваемый философами разных школ и направле-ний вопрос о роли в процессе познания чувств и разума, об их приоритете. Древнеиндийские философы, принадлежавшие к школе чарваков, утверждали, что важнейшую роль в познании играют чувства, а разум – только мешает. Это – сенсуализм, имеющий многовековую историю. Демокрит, Платон, элеаты, Декарт и многие другие, утверждавшие, что главную роль в познании играет разум, принадлежат к отряду рационалистов. Но уже Аристотель счи-тал, что в процессе познания функционируют две ступени: чувственная и умственная (т.е. рациональная). При этом познание начинается с чувственно- го восприятия мира, а сущность постигается разумом.

Но здесь речь идет о тех философах, которые так или иначе признавали познаваемость мира человеком. Но ведь история знает немало таких филосо- фов, которые считали, что мы можем познать только свои ощущения, что мир – это только комбинация ощущений, что нельзя утверждать о существовании чего бы то ни было за пределами наших ощущений, что внешний мир непозна-ваем. Это – агностицизм (греч. а – не, gnosis – знание), присущий представи-телям субъективного идеализма.

Агностицизм вырос из скептицизма древнегреческого философа Кратила, сомневавшегося в возможностях познания постоянно изменяющего- ся мира. В Новое время в философии Д.Юма, а затем и И.Канта скептицизм был доведен до предела и перерос в полное отрицание познаваемости мира – в агностицизм. Он характерен для представителей субъективного идеализма. Об этих философах речь шла более подробно в лекциях по истории философии.

Конечно, определенная доля скептицизма в научном познании должна иметь место, чтобы избежать догматизма. Не случайно, в ХХ веке возникла фальсификационная модель развития науки, предлагающая не превращать в догму прежние знания в изменившихся условиях.

Познание, как и сознание, связано со способностями нашего мозга отра- жать в виде субъективных и идеальных образов все то, что мы воспринимаем от действительности с помощью наших чувств. Этих чувств (академик И.П.Павлов называл их анализаторами) у человека пять: слух, зрение, обоня-ние, осязание, вкус. Эти чувства и служат проводниками информации от пред-метов и процессов действительности к соответствующим участкам коры головного мозга, где и возникают образы объективной действительности. Отражение вообще это – фиксация свойств одних предметов в свойствах других предметов при их взаимодействии. Адекватное отражение субъектом объекта и составляет суть процесса познания. Но на процесс познания оказывают существенное влияние потребности и интересы субъекта, система его ценностей, жизненный опыт, имеющиеся знания. Поэтому познание выступает как обобщенное отражение, итог всей предшествующей жизни человека, да и истории всего человечества.

Таким образом, можно сказать, что субъектом познания, носителем активности, направленной на объект, выступает человеческое общество, которое через своих индивидов адекватно отражает действительность. Отсюда ясно, что процесс познания носит общественно-исторический характер.

Объектом же познания человечества является весь объективный, субъек-тивный и трансцендентный мир – природа, общество, человек, его психиче-ские сознательные и бессознательные процессы. Но так как мир в целом бес-конечен, то бесконечен и процесс познания.

Познавая мир, человек использует эти знания для практического преобразования действительности. Если сознание – отражение мира в виде субъективных и идеальных образов, то познание – это чувственная и логическая обработка человеком поступившей в мозг в виде образов инфор-мации с целью приспособления окружающей его действительности или изме-

нения ее в соответствии с его потребностями и интересами.

Структура процесса познания

его использования и т.п., чувствами невозможно. Дело в том, что сущность не совпадает с явлением, она скрыта от глаз исследователя и познается только в процессе логического мышления, т.е. умственно. Поэтому-то в отличие от обыденного, житейского уровня познания, познания на уровне явлений, необходимо теоретическое, систематизированное познание действительности.

Научное познание и идет от явления к сущности, от сущности первого порядка – к сущности второго порядка и т.д. до бесконечности.

Платон и Аристотель

Одним из важнейших приоритетов для человечества всегда было познание окружающего мира, объяснение происходящих явлений, обнаружение законов природы и поиск способов использовать их себе во благо. С античных времён философы и мыслители хотели понять, как работает познание, как человек отличает истину от заблуждения и как можно отделить одно от другого. Так возникла гносеология – наука, изучающая познание. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, что изучает, какова её структура и какие принципы она использует.

Что такое гносеология?

Данный термин имеет греческое происхождение. Он образован от слов γνω̃σις (гносис – знание) и λόγος (логос – учение). Таким образом, гносеология – это учение о знании. Если быть более точным, это раздел философии, в рамках которого изучается познавательная деятельность человека, характерные для неё процессы и определяющие её механизмы.

Ключевая задача гносеологии заключается в изучении того, как устроена и как работает познавательная деятельность, какими возможностями она обладает и какими пределами ограничена, какие критерии истинности и достоверности использует. Основным предметом её изучения является научное знание. Гносеология изучает специфику научного знания, его отличия от обыденного знания, многообразие его видов и взаимосвязь между ними.

Существует смежное понятие – эпистемология. Иногда её отождествляют с гносеологией, но это не совсем правильно. Основное различие между ними состоит в том, что гносеология изучает познание, а эпистемология – знание.

Гносеология изучает и сравнивает различные способы познания, стараясь найти оптимальные варианты, обеспечивающие высокий уровень точности и достоверности. Познание в рамках гносеологии рассматривается не как цель, а как инструмент, направленный на получение знания. Поэтому возможности и средства познания для данного учения более важны, чем его виды.

Что изучает гносеология?

Гносеология – это философская дисциплина, изучающая сущность познания человеком окружающего мира. Эта функция обеспечила ей одну из главных ролей в развитии философии. Именно она занималась оценкой и обоснованием различных критериев познания. А поскольку познание на всех этапах развития человеческой цивилизации было важнейшим компонентом человеческой деятельности, именно гносеология определяла направление развития философии и других наук, постепенно обретавших самостоятельность.

Интересно, что до недавнего времени гносеология была преимущественно теоретической наукой, поскольку люди мало что знали о том, как устроен и как работает наш мозг. Но в 20 веке понимание того, что такое гносеология поменялось, поскольку она получила мощный фундамент, обеспеченный новыми знаниями о когнитивной деятельности. Кроме того, она активно пользуется знаниями из психологии, позволяющими лучше понять, как и почему возникают заблуждения. Сегодня гносеология активно взаимодействует с современными науками, но несмотря на это, сохраняет свою специфику философской дисциплины.

История зарождения и развития гносеологии

Сократ (469-399 до н. э.) считается создателем майевтики – одного из первых методов познания, заключающегося в раскрытии заведомо существующей истины через последовательные вопросы и испытания. Аристотель (384-322 до н. э.) считается создателем аналитики – метода познания, основанного на последовательном рассуждении с использованием законов логики.

В средневековой философии знание рассматривалось как благодать, исходящая от Бога. Поскольку основное внимание гносеологии того времени было направлено на поиск истины в религиозных писаниях, на её основе возникла герменевтика – учение о толковании текстов (в современной философии герменевтика рассматривается как инструмент интерпретации не только текстов, но и других произведений и символов).

Очередной виток развития гносеологии пришелся на 17-18 века – период философии Нового времени. Существенный вклад внесли такие ученые как Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Рене Декарт (1596-1650), Готфрид Лейбниц (1646-1716) и Дэвид Юнг (1711-1776). По мнению Рене Декарта, человеческий разум ничем не ограничен на пути достижения полной достоверности в любой области знаний.

Разделы гносеологии

В рамках данного учения существует 2 раздела с противоположными подходами: гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Гносеологический оптимизм

Сторонники данного подхода считают, что все процессы окружающего мира можно изучить и познать. Даже если какие-то явления недоступны для полного понимания на сегодняшнем уровне развития наук, они обязательно станут доступными в будущем. Материалисты являются принципиальными сторонниками данного подхода. Идеалисты придерживаются его лишь частично, полагая, что возможности нашего сознания по познанию мира имеют определенные ограничения.

Идея данного подхода основывается на принципе непрерывности, гласящем, что с ростом количества знаний возможности нашего сознания тоже растут, а значит, открываются возможности для понимания более сложных процессов. В рамках гносеологического оптимизма границы между предметами и явлениями считаются несущественными, в то же время изученные и неизученные сущности считаются разными. Главная задача оптимистического подхода состоит в том, чтобы создавать новые инструменты познания, позволяющие выходить за существующие границы познаваемого.

Гносеологический пессимизм

Ключевое отличие пессимистического подхода состоит в том, что возможность познания считается ограниченной. Пессимисты исходят из того, что всегда будут существовать вопросы, ответы на которые получить невозможно. В рамках пессимистического подхода действует два философских направления:

  1. Скептицизм. В рамках данного направления подвергается сомнению возможность надежно отличать истину от вымысла. Сомнение считается принципом мышления, необходимым для получения информации.
  2. Агностицизм. Эта философская концепция строится на утверждении, что познать мир невозможно, и люди не могут получить достоверных знаний о его устройстве, поскольку его природа выше нашего понимания.

Направления гносеологии

Чтобы лучше понять, что такое гносеология, необходимо разобраться с основными её направлениями. Эти направления определяются механизмами познавательной деятельности, которые изначально заложены в нашем сознании:

  • интуиция (иррациональный механизм);
  • рассудок (рациональный);
  • инстинкт (эмпирический);
  • сенсуальное познание (чувственный опыт, основанный на субъективных ощущениях).

На основе этих механизмов были выделены соответствующие направления гносеологии. Рассмотрим подробно каждое из них.

Иррационализм

Данное направление стремится объединить разные философские системы, используя в процессе познания интуицию. Это приводит к формированию мистической картины мира. Данная форма познания обычно используется в различных религиозных течениях. Также её могут использовать творческие люди, исследователи и ученые, ищущие озарения. В качестве способа поиска истины используется только один метод – созерцание.

Рационализм

В рамках данного направления источником истины считается разум, способный строить точные и однозначные умозаключения, отличая истину от заблуждения с помощью законов логики. Любые умозаключения должны быть логичными и определенными.

Эмпиризм

Данное направление возникло и развилось в 17-18 веках. В качестве источника знания в нём принимаются чувственное познание и опыт. Предполагается, что все знания являются либо следствием каких-либо ощущений, либо могут быть описаны через ощущения. В рамках эмпиризма выделяют два подхода:

  • идеалистический – опирающийся на инстинкты и чувства;
  • материалистический – основанный на теориях материалистов 18 века.

Сенсуализм

В рамках данного направления основным источником знаний считаются телесные ощущения и прочие чувства. Получение информации об окружающем мире происходит через наблюдение посредством органов чувств. При этом выделяется три основных формы познания:

  • ощущение – проекция структуры, формы и характеристик предмета в человеческое сознание через органы чувств;
  • восприятие – образ предмета, формирующийся в сознании во время наблюдения;
  • представление – образ предмета, который формируется в памяти с помощью двух предыдущих форм, сохраняется там и может быть вызван в любое другое время.

Среди наиболее известных представителей данного направления можно отметить Аристотеля и Эпикура, а также Дидро и Ламетри.

Принципы познания в гносеологии

В современной гносеологии основополагающими являются следующие принципы:

  • принцип диалектики (поиск истины основывается на анализе противоречий, возникающих в процессе познания);
  • принцип историзма (предметы и явления рассматриваются с точки зрения истории их возникновения и становления);
  • принцип практики (практическое взаимодействие человека с окружающим миром является главным способом познания);
  • принцип познаваемости (уверенность в том, что познание возможно);
  • принцип объективности (признание того, что предметы существуют в материальном мире, независимо от воли и сознания);
  • принцип конкретности истины (достоверная истина всего одна, не может существовать двух истин, противоречащих друг другу).

Заключение

Гносеология – это философская дисциплина, изучающая познание, его структуру и особенности его функционирования. Когда-то она была лишь разделом философии, но сегодня является самостоятельным учением, тесно связанным с многими другими научными дисциплинами, такими как методология, психология, логика и другие. Задача гносеологии в современном научном мире состоит в том, чтобы контролировать целостность и объективность всех наук.

Познание в философии – это, в первую очередь, приобретенные знания человека о мире вокруг, о законах окружающего его мира. Кроме этого, познание в философии – это житейские знания, знания человека о самом себе.

Теория познания

Познание в философии

Познание в философии – это полученные человеком знаний об окружающем мире и самом себе. Тему изучали философы древней Греции и Рима, однако сам термин был введен лишь в 1854 г. шотландским профессором Дж. Феррером.

Субъект и объект познания

Элементами процесса постижения являются субъект и объект. Субъект — это тот, кто осуществляет процесс познания на практике. Объект – это то, на что направлено познавательная деятельность субъекта.

Например, человек, как индивид, является субъектом, а его внутреннее самосознание, которое он познает всю жизнь, является объектом.

Основные виды познания

Теоретическая структура познания, как предмета философии, состоит из видов постижения, добытых практическим путем, которые по определенным критериям были выделены в конкретные группы.

Формы познания

Основные виды познания:

Житейское - основано на наблюдении и кругозоре человека. Согласовано с жизненным опытом. Основу вида составляют здравый смысл. Житейский вид разный у каждого поколения, потому что на него влияет научный прогресс, развитие культуры.

Рациональное - строится на трех формах: понятие, суждение и в конце происходит умозаключение.

Интуитивное - структуру интуитивного познания составляет.

Интуиция при первом контакте с предметом - мгновенное чувство.

Интуиция, основанная на интеллектуальном аспекте.

Интуиция, полученная зрительным способом.

Древняя Греция и Древний Рим

Платон

Познание по Платону

Согласно Платону, все, что доступно для процесса постижения, можно разделить на две формы:

Чувственное восприятие, которое помогает на первом этапе познавать предметы, хоть и не всегда достоверно.

Познание с помощью ума – способ, помогающий узреть истину.

Эпикурейцы

Познание по Эпикуру

Филон Александрийский

Филон Александрийский считал, что конечным фактом нашего знания является то, что мы ничего не знаем. Согласно ему человек никогда не узнает настоящую истину.

Философия Филона Александрийского

Объект, который он подразумевает как истину, на самом деле лишь ее проблеск среди хаоса вероятностей.

Плотин

Плотин, как и Платон, считает, что познать истину можно двумя способами:

с помощью чувств;

при помощи умственных способностей.

Философия Плотина

Однако согласно Плотину, чувство нельзя считать первоначальным постижением, а все варианты умственного познания не могут привести к чему-то единому.

Каждый предмет – это Единое, и имеет Душу. Если постижения Души и Единого совпадают, то в конечном результате и происходит истинное постижение объекта.

Типы познания - их особенности и признаки

Типы классифицируют исходя из того, каким способом осуществляется истинное, по мнению каждого типа, постижение. Каждый из типов имеет свой набор черт, который отличает его от другой классификации.

Типы познания

Мифологическое

Мифологическое познание было одно из первых, еще при первобытном строе. Осуществлялось чувственным и зрительным путем.

Мифологическое познание

Для постижения характерны явления, при которых необъяснимые и сложные понятия представлялись в виде богов.

Религиозное

Согласно ему, объяснение истины мира делается на основе веры в сверхъестественные силы. Объект религиозного познания – это Бог.

Религиозное познание

Целью является не нахождение истинного лица и сущности Бога, а спасение души человека.

Научное

Постижение окружающего мира научным способом.

Научное познание

Сущность научного познания выражается в:

разделении действительности и ее понимании в прошлом, настоящем, будущем;

точном обобщении всех фактов;

том, что нет ничего случайного, все имеет значение.

Философское

Основной чертой является стремление найти смысл бытия и определить, какое место человек занимает в нем.

Философское познание

Предметом познания является весь мир вместе с человеком в этом мире. Субъекту важно, помимо постижения мира и места человека в нем, найти и создать их идеал.

Чувственное

Чувственное познание

Осуществляется с помощью чувств и выражается в трех основных формах:

ощущения (слуховые, вкусовые, зрительные и остальные ощущения);

восприятие (создается обобщенный образ объекта из ощущений);

представление (в воображении появляется образ на основе созданного из ощущений и воспринятого образа).

Моторное

Наиболее современный тип познания. Возник на основе наук: психологии, нейробиологии и нейрофизиологии. Постижение мира, согласно данному типу, происходит во время действия.

Моторное познание

Моторная система приравнивается к умственной обработке информации, полученной при познании объекта. Главная единица моторного типа - действие.

Заключение

Как и в древнем мире, современные философы и ученые пытаются найти и познать настоящую истину. Возможно ли человеку вообще ее познать?

На самом деле сущность изучения теоретической части познания в философии претерпела небольшие изменения, как и практическая часть.

Человечество продвинулось в научном плане, но эти функции не очень помогают постижению. Познание доступно только самому человеку.


Читайте также: