Легитимность полит власти кратко

Обновлено: 02.07.2024

Легальность власти – это узаконенная деятельность власти, основанная на общепринятых нормах и документах, понятие отображающее формально-юридическую законность.

Объектом легальности власти являются власть, политические организации и политические институты, субъекты политики. Легальность устанавливается властью и гарантируется ею. Основное свойство легальности – рациональность. Для граждан легальность представляет повиновение законам и надлежащее их исполнение.

Формой легализации власти является законодательство. Легальность отображает юридическую правомерность настоящей политической власти (главы государства, правительства, парламента, избранных в соответствии с законодательством).

Легальность предполагает, что:

  • власть устанавливается исключительно посредством закона;
  • власть имеет законное происхождение;
  • власть подчиняется закону.

Легитимность власти

Легитимность власти – это политико-правовое понятие, характеризующее согласие народа с настоящей властью, добровольное признание за властью права принимать ответственные и обязательные решения.

Легитимность отображает политическое свойство государственной власти, при котором большинство граждан страны признают законность и правильность ее формирования и функционирования. Всякая власть, опирающаяся на народный консенсус, является легитимной. Легитимность указывает на признание населением бесспорного основания у должностных лиц права на осуществление функций правления. Легитимность противопоставлена узурпации и незаконному захвату власти.

Основные типы легитимности:

  1. Традиционная (структурная, легальная) легитимность. Опирается на совокупность исторически признанных традиций и обычаев, привычку опираться на эти обычаи. Определяет структуру всей политической системы. Легальная легитимность отображает общественное признание передачи власти в соответствии с действующими законами о выборах органов власти.
  2. Харизматическая легитимность. Характеризуется личной преданностью и верой людей, подчиненных и подвластных делу определенного человека, доверие к нему, как к лидеру-вождю. Основывается на вере в особый дар и талант лидера. В этом случае доверие граждан носит основывается на личной симпатии к лидеру и имеет эмоциональный характер. Во взаимоотношениях между лидером и гражданами значение правовых норм принижается. Данный тип легитимации используется чаще в периоды политических волнений и революций.
  3. Демократическая (рационально-правовая) легитимность. Происходит из соответствия власти рациональному принципу, благодаря которому устанавливается правовой порядок политического строя.
  4. Этническая легитимность. Формирование властных структур происходит по национальному признаку. На выборах используется (явно или неявно) ценз национальной принадлежности.

Готовые работы на аналогичную тему

Чем в государстве ниже уровень легитимности, тем чаще властные органы прибегают к силовому принуждению. При легитимном действии – это действие, которое не оспаривается никем из участников процесса, имеющих право оспорить это действие. Если субъект действия должен приложить специальные усилия для защиты своего права поступать так, как поступил, действие больше не является легитимным.

В политологии под легитимностью понимают положительное отношении населения государства, общественного мнения к действующим институтам власти и признания их правомерностью. Процесс легитимации представляет собой процесс признания действий политического лидера и действий власти.

В ситуациях, когда власть теряет доверие народа, наблюдается делигитимация власти. В процессе кризиса легитимности входят в противодействие интересы политической элиты и народа, происходят конфликты между разными ветвями власти, нарастает угроза национализма и т.д.

Нормативная структура политической легитимности Дэвида Битэма включает следующие положения:

  • власть полностью соответствует установленным и принятым в обществе правилам;
  • данные правила оправдываются верой управляющих и управляемых;
  • есть доказательства согласия на имеющиеся отношения власти.

Легитимность власти реализуется через признание власти населением. Легитимность предполагает, что власть является справедливой и правомерной, обладает в глазах населения определенным авторитетом.

Соотношение легальности и легитимности политической власти

Легальность и легитимность власти – понятия тождественные. Легитимность является оценочной, этической характеристикой власти: справедливой или несправедливой, хорошей или плохой, честной или нечестной и т.д. Легальность является этически нейтральной, юридической характеристикой власти.

Легитимность отображает принятие власти общественным сознанием, доверие к ней, оправдание действий. Население одобряет или не одобряет власть, исходя из моральных критериев, представлений о справедливости, добре, совести, порядочности. Легитимность должна обеспечить согласие без принуждения, повиновение, а в случаях, когда оно не достигается – оправдать применение силы и принуждение. Политика и легитимная власть эффективны и авторитетны.

Для того, чтобы получить и удержать доверие и легитимность народа, власть использует аргументацию собственных действий – легитимацию, оперируя к высшим моральным ценностям (правде, справедливости), к эмоциям, настроениям и чувствам, к истории, вымышленной и реальной воле народа, требованиям производства, научно-технического прогресса, историческим задачам страны и др.

Перед населением на определенном этапе развития легальная власть может стать нелегитимной. Порог легитимности власти показывает, что, если по результатам соцопросов более 30% населения выражает к действующей власти свое доверие, она является легитимной. Если доверие выражает менее 30% населения – власть нелегитимная.

В случаях, когда власть становится нелегитимной, возрастает вероятность противодействия ей со стороны населения. В демократической практике распространена одна из форм выражения недоверия и сопротивления власти, как средства ненасильственной борьбы - акции гражданского неповиновения.

Легитимность – это одно из основных понятий политологии, которое возникло в охваченной революцией Франции начала XIX века. Несогласие народа с действующим в то время политическим строем привело к окончанию абсолютной монархии и возникновению республики.

Понятие легитимности и легитимных действий

Термин состоит из двух аспектов – согласия и подчинения. Общество признает существующий политический строй, одобряет действия и решения органов власти.

Легитимность

В то же время каждый гражданин обязуется следовать указам правительства, соблюдать установленные законы, соглашается с правом государства на принуждение к их выполнению.

Из этого следует, что легитимность означает согласие общества подчиняться институтам государственной власти. Она строится в первую очередь на моральной оценке членов общества о справедливости и является социально-психологическим явлением.

Согласие с властью приводит к добровольному подчинению ее решениям. Любое действие, не оспариваемое обществом или индивидами, которые имеют способность и право его оспорить, признается легитимным.

Признаки легитимности власти

Эффективность и стабильность работы государства неразрывно связаны с уровнем доверия к руководству страны.

Легитимность власти

Признаки, характерные для легитимной власти, можно разбить на группы:

Психологические. Народ доверяет государству и убежден, что оно действует в его интересах, способно обеспечить защиту и достойные условия жизни как для общества в целом, так и для каждой социальной группы. Большинство индивидов одобряют политику, проводимую правительством.

Формальные. Эти признаки описывает главный документ страны – Конституция. Традиционно она опирается на основные принципы демократии – свободное волеизъявление, всеобщее равенство перед законом, выборность власти. Следовать обезличенным правовым нормам должны как те, кто правит, так и те, кем правят.

Концептуальные. При доверии граждан к власти политическая система устойчива – государственное руководство успешно решает стоящие перед ним задачи, сохраняет равновесие политических сил. Также оно владеет текущей ситуацией в стране – способно влиять на систему распределения и перераспределения ресурсов, расстановку и деятельность политических субъектов для наилучшего функционирования экономики и общества.

Легитимизация власти – признание ее значимости и необходимости социумом – достигается при наличии перечисленных признаков. В противном случае в обществе будет назревать напряжение, ухудшающее работу государства и способное привести к смене политического режима.

Как определить, что власть в стране нелегитимна

Расхождение целей и интересов государства и общества приводит к падению уровня доверия к власти и ее делегитимизации.

Нелегитимность

Поступки, идущие вразрез с общественным мнением, становятся нелегитимными, встречают сопротивление в обществе.

Социальное напряжение и недовольство действующей в стране властью появляются, когда наблюдается:

расхождение официально провозглашенных и реально осуществляемых целей и задач;

негативное отношение населения к проводимым реформам;

низкий уровень доверия к основным социальным институтам;

высокое расслоение доходов;

частое принуждение к подчинению;

ограничение демократических прав и свобод.

Чтобы легитимизировать существующую власть, правительство использует разные способы: вносит изменения в законодательство, напоминает о традициях населения, использует харизматические личности для поддержания своего образа.

Необходимый эффект достигается при успешном осуществлении национальных проектов, программ по поддержке всех слоев населения, эффективной работе экономики, соблюдении и поддержании правопорядка.

Легитимность и легальность власти – в чем различия

Легальность власти

Коренное отличие понятий кроется в том, что легитимность – оценочное суждение о власти, а легальность – ее юридическое обоснование.

Легальная власть опирается на принципы:

осуществления деятельности в рамках правовых норм;

подчинения действующему законодательству.

Легальность, являясь юридическим определением, характеризует власть нейтрально, в соответствии с установленными законами. Недовольство большинства, подрывающее легитимность действующего политического режима, не оказывает влияние на его легальность до изменения законодательства.

Типы легитимного правления

Типы легитимного правления

Основоположник традиционного подхода к социологии и политологии, немецкий социолог и философ Макс Вебер, выделял три типа легитимного правления:

Разница между ними заключается в мотивах общества к повиновению. На практике эта граница зачастую размыта, и характерные признаки тесно переплетены.

Традиционный

Традиционная легитимность, по Веберу, в качестве мотивации к подчинению ссылается на устоявшиеся с давних времен традиции.

Монарх

Вошедшие в привычку правила и нормы не вызывают сомнений в исключительности действующего правителя, передающего власть по наследству.

Легитимность монархического строя сохраняется в некоторых странах Ближнего Востока и Юго-Западной Азии. В ряде европейских государств (Бельгия, Испания, Англия) также сохранились монархические династии, однако их титул стал символическим.

Харизматический

В кризисные времена политические, военные или религиозные деятели способны набрать немалый вес в обществе.

Махатма Ганди

Харизматический лидер, наделенный, по мнению народа, выдающимися способностями, обладает абсолютной легитимностью. Он воспринимается как мессия, чьи авторитет и навыки способны разрешить любую проблему, сплотить людей, заразить своими идеями. Среди подобных лидеров можно выделить библейского Моисея, пророка Мухаммеда, Будду, Сталина, Черчилля, Ганди.

На харизме отдельных личностей держится власть в молодых африканских странах. В сочетании с народными традициями, в менталитете жителей этих государств заложено чувство почтения к вождю нации.

Легальный (рациональный)

Согласно классификации Вебера, признаком данного типа легитимности является уверенность общества в легальности власти.

Выборы

Закон, установленный конституцией, является основой деятельности государственного аппарата и всех индивидов. Выражение предпочтений граждан обеспечивается посредством выборов. Этот тип легитимности присущ власти в большинстве развитых стран.

Выводы

Легитимность и легальность власти – обязательное условие сильного государства. Действующая в рамках закона власть, подкрепленная одобрением народа, способна эффективно развивать экономику страны, улучшать благосостояние граждан, решать внутренние и внешние проблемы.


Что такое легитимность. Понятие и суть простыми словами. Легитимность государственной власти - ее составляющие. Типы легитимности власти по Веберу: традиционная, легальная, харизматическая.

Фото Легитимность - это… Легитимность государственной власти и типы легитимности

Что такое легитимность

Легитимность - это признание власти обществом, добровольное согласие народа подчиняться решениям политических лидеров и государственных органов.

В демократическом обществе легитимность власти подтверждается на свободных выборах.

Составляющие легитимности - это:

Положительная оценка власти населением.

Признание власти мировым сообществом.

Легитимность существует в общественном сознании и связана с моральной оценкой. Граждане одобряют или не одобряют власть, исходя из своих представлений о добре и зле, о справедливости и порядочности, высших ценностях.

Что такое легитимная власть

Легитимная власть - это власть, которую массы принимают без принуждения, считают справедливой и авторитетной, наилучшей для страны в данный момент. Это не значит, что легитимная власть имеет 100-процентную поддержку. Легитимность означает, что власть поддерживает большинство, основная часть общества исполняет решения власти.

Нормативная структура политической легитимности по версии английского политолога Дэвида Битэма выглядит следующим образом:

Власть соответствует принятым в обществе правилам.

Эти правила оправданы верой, которую разделяют управляемые и управляющие.

Имеются доказательства согласия на существующие отношения общества и власти.

Легитимация, делигитимация и кризис легитимности

Легитимация - это процесс признания обществом власти или политического лидера.

Пример: в России в начале XVII века воцарилась династия Романовых. Поначалу ее легитимность была под вопросом - цари вынуждены были созывать Земские соборы для обсуждения важнейших решений. Однако к концу XVII века положение династии упрочилось, ее легитимность перестала вызывать сомнения, и в стране установился абсолютизм - абсолютная власть монарха. Так произошла легитимация власти Романовых.

Делигитимация власти - это обратный процесс, потеря народного доверия. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власти приходится опираться на силовое принуждение.

Кризис легитимности - это крайняя ситуация, в которой народ не верит в право политической элиты руководить государством, открыто выражает недоверие власти и не хочет подчиняться ее решениям. Кризис легитимности может быть вызван вызвана противоречием интересов народа и политической элиты, конфликтами между ветвями власти и т.п.

Легитимность и легальность: в чем разница

Легитимность - это признание власти населением.

Легальность - это законность, соответствие правовым нормам.

Легитимность не юридический факт, а социально-психологическое явление. Любая власть, издающая законы и обеспечивающая их выполнение, легальна. Но легитимна только та власть, которую признает население.

В обществе может существовать и нелегальная власть, которая может восприниматься как легитимная либо нелегитимная. Пример такой власти - мафиозные структуры.

Три типа легитимности по Максу Веберу: традиционная, легальная и харизматическая

Делить легитимность по трем типам - традиционному, легальному и харизматическому - предложил немецкий социолог и философ Макс Вебер. Это идеальные, абстрактные типы, в конкретных политических системах они могут сочетаться в разных пропорциях, подчеркивал Вебер.

По Веберу, у политической власти могут быть три источника правомерности: традиция, харизма и рационально-правовая основа.

Традиционная легитимность основана на верности принятым образцам. Стабильность власти опирается на историю и опыт прошлого. Традиционная легитимность часто связана с наследственным типом правления в монархических государствах.
Например, в Саудовской Аравии король имеет право руководить страной, потому что происходит из правящей династии, и жители этого не оспаривают.

Рационально-легальная легитимность опирается на закон и процедуры, которые население признает справедливыми. Подобная легитимность характерна для современных демократических стран, где легитимность подтверждается народным волеизъявлением.
Например, власть президента США основывается на том, что он победил на общенациональных выборах.

Важнейшим условием функционирования политической власти является ее легитимность. Она составляет фундамент власти, определяет ее эффективность, обеспечивает общественный порядок, стабильность и устойчивость политического строя. Что такое легитимность и почему она так важна?


Что это такое?

Легитимность (от лат. legitimus – правомерный, надлежащий, должный) – длительное согласие большинства принять правление данного класса, группы, личности в качестве законного, правомочного, соответствующего данному обществу. Власть является легитимной, если народ признает ее господство, соглашается с политическими решениями и выполняет властные распоряжения без сопротивления. Термин означает:

  • моральную и социальную оправданность власти, политических процессов и институтов;
  • согласованность решений и действий с юридическими законами.

Власть легитимна, если обладает следующими признаками:

  • соответствует правилам, принятым в обществе или установленным с ее приходом;
  • эти правила базируются на вере или идеологии, разделяемой властью и народом;
  • обладает авторитетом для народа и имеет поддержку с его стороны.

Выделяют 3 уровня легитимности:

  • национальный – признание власти населением данной страны;
  • внешний – признание власти со стороны других государств и международных организаций;
  • индивидуальный – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.

Источниками легитимности служат:

  • убежденность граждан в справедливости и целесообразности политического строя;
  • консервативность общества, его приверженность устоявшимся структурам и нормам государственной власти, механизмам ее формирования;
  • положительная оценка личностных качеств политического лидера;
  • политическое принуждение – убеждение, поощрение, демонстрация превосходства.

Легитимность может инициироваться и формироваться не только населением, но и правительством, и проправительственными политическими структурами. Она зависит от способности властей создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости, оптимальности сложившихся политических институтов и проводимого ими курса. В особых условиях легитимность может формироваться под воздействием внешних сил – дружественных государств, международных организаций.

Легитимность и легальность

В международном праве легитимная власть – та, которая получена на легальных (законных) основаниях и функционирует в нормативно-правовом поле. Такую власть признает не только народ данного государства, но и все мировое сообщество. В политологии легитимность и легальность – разные понятия, характеризующие природу политического лидерства и мотивацию подчинения.

Легитимность – это этический, оценочный, моральный аспект власти, отражающий лояльность граждан к ней, одобрение и добровольное подчинение. Показателями легитимности служат:

  • уровень принуждения при поведении в жизнь властных решений;
  • наличие попыток свержения;
  • соотношение гражданской поддержки и неповиновения;
  • результаты выборов и референдумов.

Легальность (от лат. lex – закон)– юридический, этически нейтральный аспект власти, характеризующий ее законность, юридическую правомерность. Подчинение власти носит формальный характер, базируется исключительно на силе принуждения и не предполагает ни одобрения народа, ни согласия подчиняться. Легальность и легитимность могут находиться в состоянии конфликта: законно функционирующая власть не признается народом или напротив – народ признает власть, приобретенную в результате государственного переворота, революции.

Легитимация и делигитимация

Легитимация – процедура обретения общественного признания политическим лидером, институтом или политической системой, опирающаяся на принятые в данном обществе ценности. Легитимация призвана подтверждать авторитет власти, обеспечивать повиновение без принуждения. Основой легитимации могут быть:

  • традиции и обычаи;
  • харизма политического лидера;
  • конституционные нормы;
  • демократические выборы;
  • референдум или плебисцит.

Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Она не означает юридически оформленной законности власти, ее не следует путать с легализацией.


Власть не может быть одинаково легитимной для всех – в любом обществе всегда будут силы, социальные группы, не признающие ее, не одобряющие ее действий и отказывающиеся подчиняться. Кроме того, легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, то есть характер и степень поддержки общества. Существует понятие порога легитимности – уровня доверия населения к действующей власти. Считается, что если он опускается ниже 30%, такая власть не является легитимной, то есть утрачивает поддержку и признание у народа. Кризис доверия – утрата уверенности в способность политической силы решать социально-экономические проблемы, обеспечивать нормальные условия жизни граждан и их социальную защищенность.

Ситуация, в которой правомерность существующего социального порядка подвергается сомнению, называется кризисом легитимности. Его основные причины:

  • противоречия между господствующими в обществе идейными ценностями и стремлениями правящей элиты;
  • противоречия между официально провозглашенными принципами правления и реальной политической практикой;
  • присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия;
  • неспособность правительства осуществлять свои функции и адаптироваться к изменяющимся условиям;
  • бессилие власти перед преступностью, коррупцией, бюрократией;
  • давление на средства массовой информации;
  • невыполнение политическими лидерами программ и обещаний;
  • раскол внутри правящей элиты;
  • конфликт ветвей власти.

Неразрешенность, откладывание решения проблем приводит к социальным конфликтам, межгрупповой борьбе. Итогом развития кризиса легитимности становится полная утрата властью общественного доверия – делигитимация власти. Для предупреждения кризисных состояний и поддержания доверия общества правящей элите следует:

  • поддерживать постоянный контакт с населением;
  • проводить разъяснительную работу относительно своих целей;
  • контролировать соблюдение прав граждан;
  • обновлять законодательство;
  • обеспечивать равновесие ветвей власти;
  • обеспечивать равные возможности всем участникам политических отношений;
  • повышать правовую грамотность и политическую активность граждан.

В каждой стране есть своя система обеспечения легитимности власти. Ее элементами являются органы государственной власти и управления, средства массовой информации, силовые структуры. Режим может оставаться легитимным даже при выраженном недоверии к отдельным институтам власти или руководителям государства.

Типологии легитимности

Основателем теории легитимности является немецкий социолог и философ М. Вебер. Ученый утверждал, что характер легитимности власти определяет ее природу, выделял 3 типа легитимного господства:

  • Традиционный – опирается на силу обычаев и привычку людей жить согласно этим обычаям, присущ патриархальным и сословным обществам.
  • Харизматический – преданность подданных обеспечивается доверием к лидеру, признанием его выдающихся личностных качеств. Такой тип легитимности возникает в моменты социально-политических кризисов, когда народные массы наделяют властью вождей, веря, что они способны изменить ситуацию в лучшую сторону.
  • Рационально-легальный– основан на вере в правильность формальных правил, по которым формируется власть. В нем выделяют демократический тип легитимности (власть основана на свободном волеизъявлении граждан) и технократический (власть базируется на умении властвовать при помощи политических технологий).

Американский политолог Д. Истон связывает легитимность с истинностью и справедливостью власти. Ученый рассматривает власть как социально-психологическое отношение между индивидами и правящей элитой, в основе которого лежит согласие по основным политическим вопросам. В его концепции выделено 3 типа легитимности:

  • идеологический – основан на разделении большинством населения идеологии правящей элиты;
  • структурный – строится на убежденности граждан в ценности структуры и норм политического режима;
  • персональный – основан на оценках личности, осуществляющей управление обществом и соответствия ее качеств занимаемой должности.

Согласно теории Д. Истона отношение индивидов к власти определяется политическим доверием – суждением граждан о способности политиков, институтов, политических курсов реализовать их интересы и ожидания. Дальнейшее развитие теоретической мысли раскрывает различные аспекты легитимности власти, ее взаимосвязи с эффективностью управления, гражданско-политической активностью общества, постоянным наращиванием социальных обязательств государства перед гражданами. Выявленные типы легитимности идеальны: в чистом виде не существуют ни в одном обществе. Легитимность строится, как правило, на многоэлементной основе.

В большинстве государств мира легитимность является основой существования и гарантией эффективности власти. Но существуют страны, где она отсутствует. В тоталитарных режимах, где власть отражает интересы и ценности правящего класса и обладает достаточными ресурсами для навязывания своих стандартов всему обществу, попытки оспорить ее легитимность жестоко подавляются и потому крайне редки. Например, в беднейших странах Азии и Африки население не связывает социально-политические проблемы с неэффективностью власти, вопрос ее легитимности отсутствует в сознании большинства.

Заключение

Легитимность является важнейшим стратегическим ресурсом власти. Если граждане признают законность и справедливость власти, они воспринимают государственное принуждение как должное и не оказывают ему сопротивления. В этом случае власти не требуется прибегать к насилию для реализации своих решений, требований, приказов: в обществе работают механизмы саморегуляции, а само принуждение сводится к защите гражданских прав и свобод граждан.

1. Легитимность как условие функционирования политической власти.

2. Понятие легитимности, ее признаки. Уровни легитимности:

  • национальный;
  • внешний;
  • индивидуальный.

3. Источники легитимности:

  • убеждения граждан;
  • консервативность общества;
  • доверие к личностным качествам лидера;
  • политическое принуждение.

5. Понятие легитимации и ее основы.

6. Понятие порога легитимности, кризиса доверия. Кризис легитимности и его причины.

Читайте также: