Государственные органы и должностные лица уполномоченные осуществлять уголовное преследование кратко

Обновлено: 05.07.2024

Уголовно-процессуальное законодательство указывает на то, что уголовное преследование осуществляется стороной обвинения (п.55 ст.5 УПК). Кроме того, бремя доказывания виновности обвиняемого и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, возлагается на сторону обвинения и в силу существования принципа презумпции невиновности (ч.2 ст.49 УПК).

Согласно п.47 ст.5, гл.6 УПК к стороне обвинения относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель.

Обязанность уголовного преследования возлагается прежде всего на государственные органы— органы предварительного расследования: следователя, руководителя следст­венного органа, орган дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя. Иные участники, отнесенные законом к стороне обвинения, могут лишь принимать участие в уголовном преследовании, но не обязаны этого делать.

Законодатель в п.56 ст.5 УПК разъясняет, что уголовное судопроизводство включает в себя досудебное и судебное производство по уголовному делу.

Уголовное преследование в досудебном производстве представляет собой деятельность, направленную на подготовку и обоснование обвинительного тезиса.

Действующее нормативное регулирование возлагает на органы предварительного расследования следующие обязанности.

2. После возбуждения уголовного дела произвести расследование, установить все обстоятельства преступного деяния, определить квалификацию содеянного по УК и при наличии оснований сформулировать обвинение. При этом в ходе предварительного следствия существует возможность корректировки обвинения путем его изменения или дополнения. Окончательное обвинение формулируется следователем в обвинительном заключении. При производстве дознания обвинение излагается в обвинительном акте.

3. Прокурор вправе после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве.

4. В зависимости от результатов расследования на основе собранной совокупности доказательств по своему внутреннему убеждению принять решение о направлении уголовного дела прокурору и в суд или его прекращении. В соответствии с ч.4 ст.37 УПК прокурор вправе в порядке и по основаниям, установленным УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

Уголовное преследование в судебном производстве выражается в поддержании обвинения в суде государст­венным обвинителем (прокурором), обеспечивающим его законность и обоснованность (ч.3 ст.37 УПК).

В рамках судебного следствия государственный обвинитель излагает существо обвинения, приводит доказательства виновности подсудимого в инкриминируемом преступлении, опровергает доводы стороны защиты, дает оценку собранным доказательствам, выступает с обвинительной речью, высказывает предложение о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

Государственному обвинителю предоставляется право отказаться от обвинения полностью или частично. Отказ государственного обвинителя от обвинения в соответствии с ч.7 ст.246 УПК влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части.

Право участвовать в уголовном преследовании закон предоставляет также потерпевшему и его представителю (ст.22 УПК). По уголовным делам публичного и част­но-публичного обвинения названные участники уголовного судопроизводства могут лишь оказывать содействие органам предварительного расследования в изобличении подозреваемого и обвиняемого, поскольку обязанность уголовного преследования в данном случае возлагается на государственные органы, а по уголовным делам частного обвинения потерпевший и его представитель выдвигают и поддерживают обвинение.

Возможности потерпевшего участвовать в уголовном преследовании различаются в зависимости от того, к какой группе относится конкретное уголовное дело - делам частного, частно-публичного либо публичного обвинения.

Наибольший объем полномочий потерпевший приобретает по делам частного обвинения. По этим делам он выдвигает и поддерживает обвинение в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом. Подавая заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, установленном ст. 318 УПК, и поддерживая обвинение в суде, потерпевший (его представитель, законный представитель) становится частным обвинителем и в связи с приобретением этого процессуального статуса наделяется дополнительными правами, предусмотренными ч. 4-6 ст. 246 УПК.




По делам частно-публичного обвинения потерпевший выдвигает обвинение, а затем участвует в осуществлении уголовного преследования в публичном порядке.

По делам публичного обвинения потерпевший участвует в уголовном преследовании лица, совершившего преступление, наряду с должностными лицами, осуществляющими обвинительную деятельность (следователем, дознавателем, прокурором).

17. Понятие и общая характеристика участников уголовного судопроизводства, их классификация

Участники уголовного судопроизводства (уголовного процесса) по-разному вовлекаются в сферу уголовно-процессуальных отношений: одни — в силу должностных обязанностей (суд, судья, прокурор, следователь, дознаватель), другие — посредством реализации своих субъективных прав (потерпевший, гражданский истец, их законные представители), третьи — по воле должностных лиц (подозреваемый, обвиняемый, свидетель, понятой и др.), четвертые — путем исполнения поручения, полученного от иного субъекта (защитник, представитель и т.п.).

Участники уголовного процесса могут быть классифицированы по различным признакам. Наиболее предпочтительным представляется такой подход, при котором учитываются: цель участия субъекта в процессе, направление его деятельности, связь последней с задачами уголовного процесса, отношение к результатам производства по уголовному делу. С учетом этого УПК выделяет следующие группы участников уголовного судопроизводства:

участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения;

участники уголовного судопроизводства со стороны защиты;

Вне зависимости от принадлежности к той или иной из указанных групп можно констатировать, что участники уголовного судопроизводства— это лица, наделенные уголовно-процессуальным законом правами и обязанностями сообразно их процессуальному положению.

Все они вступают в уголовно-процессуальные отношения с другими участниками (субъектами) этих отношений.

Деление участников уголовного судопроизводства на те или иные классификационные группы имеет познавательное значение, позволяет на основе принадлежности к той или иной группе определить интересы субъекта, его процессуальные права и обязанности.

участник и субъект — тождественные понятия;

участник — более узкое понятие, чем субъект. К участ­никам следует относить лиц, которые отстаивают личный интерес либо представляют чьи-то личные интересы в уголовном судопроизводстве. Все остальные лица, участвующие в уголовном судопроизводстве, выступают в качестве субъектов уголовного процесса.

18. Суд. Особый статус суда в государстве

В соответствии с Законом о судебной системе правосудие по уголовным делам осуществляют федеральные суды общей юрисдикции (в том числе военные суды) и мировые судьи. Уголовно-процессуальный закон особо подчеркивает, что только суд правомочен признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание (п. 1 ч. 1 ст. 29 УПК).

Большинство уголовных дел до суда проходит стадию предварительного расследования, материалы которого, как и выводы лиц, ответственных за его проведение, имеют для суда лишь предварительное значение. Суд основывает свой приговор на доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании, он не связан при вынесении приговора ничьим мнением.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ).

Уголовно-процессуальный закон только суд наделил правом применения к лицу принудительных мер медицинского характера (гл. 51) и мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних (гл.50).

Суду предоставлены значительные полномочия по решению в ходе предварительного расследования важнейших вопросов, связанных с ограничением прав и свобод человека и гражданина, в том числе: избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста; продления сроков содержания под стражей; помещения подозреваемого, обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар; проведения в жилище обыска, выемки (в том числе вещей из ломбарда), осмотра; наложения ареста на корреспонденцию, разрешения на ее осмотр и выемку в учреждениях связи (ч. 2 ст. 29 УПК). Наконец, суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы заинтересованных в том участников уголовного процесса на действия (бездействие) и решения прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя.

Суд действует в уголовном судопроизводстве либо как коллегиальный орган, либо в составе одного судьи. Единолично рассматриваются дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в п. 2—4 ч. 2 ст. 30 УПК.

Коллегиальный порядок рассмотрения уголовных дел сохраняется в суде первой инстанции в составе трех федеральных судей (п. 3. ч. 2 ст. 30 УПК), а также в судах с участием присяжных заседателей. В судах кассационной и надзорной инстанций также действует коллегиальный состав судов: при рассмотрении дела в кассационном порядке — в составе трех федеральных судей, при рассмотрении дела в порядке надзора — в составе не менее трех судей соответ­ствующего федерального суда общей юрисдикции. Лишь при рассмотрении жалоб и представлений на приговоры и постановления мировых судей в апелляционном порядке дело рассматривается единолично судьей соответствующего районного суда.

Надо отметить важную роль судьи, председательствующего в судебном заседании при рассмотрении дела в первой инстанции коллегиальным составом суда. На председательствующего закон возлагает принятие мер и осуществление многих других действий по обеспечению прав участников процесса и правильного хода судебного разбирательства, а также исследования материалов дела. Председательствующий руководит совещанием судей при постановлении приговора (ст. 301 УПК).

В УПК имеются и другие положения, свидетельствующие о том, что судья (или председательствующий) осуществляет ряд уголовно-процессуальных действий единолично. В законе очерчен круг этих действий, равно как и вопросов, по которым он вправе или обязан выносить процессуальные акты (постановления).

Придавая большое значение объективности и беспристрастности суда, закон исходит из того, что один лишь факт наличия оснований, позволяющих усомниться в беспристрастности судьи, должен повлечь его устранение из процесса. В связи с этим в ст.61 УПК дан перечень обстоятельств, устраняющих судью от участия в рассмотрении дела.

Прокурор— наделенный властными полномочиями участник уголовного судопроизводства, который может вступать в уголовно-процессуальные отношения во всех его стадиях. УПК определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37).

Существенными полномочиями УПК и Закон о прокуратуре наделяют прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства — в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Определяя основные направления деятельности прокурора в указанной сфере, Закон о прокуратуре констатирует, что прокурор осуществляет:

а) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие;

б) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

в) координацию правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью (п. 2 ст. 1 Закона).

Прокурор, в частности, уполномочен: давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; давать ему согласие на возбуждение перед судом ходатайств об избрании, отмене и изменении меры пресечения, о производстве других процессуальных действий; разрешать отводы, заявленные дознавателю, и его самоотводы; отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования; изымать уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю; утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу (п. 4, 5, 9—11, 13 ст. 37 УПК).

Закончив расследование, следователь составляет обвинительное заключение, а дознаватель — обвинительный акт (утверждаемый начальником органа дознания) и направляют дело прокурору, который, проверив материалы и утвердив обвинительное заключение (обвинительный акт), передает дело в суд (ст. 222, п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК).

Процессуальное положение прокурора в ходе судебного производства дано в ст. 37 УПК лишь в самой общей форме, так как его правовой статус на этом этапе определяет положение стороны в состязательном судопроизводстве. На прокурора как на представителя власти возложено осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения (ч. 3 ст. 37). Впрочем, в законе оговорено, что по основаниям, установленным УПК, он вправе отказаться от уголовного преследования (ч. 4 ст. 37).

Следователь— это должностное лицо, на которое законом возложено производство предварительного следствия.

Предварительное следствие осуществляют следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ, ОВД, ФСБ России и ФСКН России. Объем процессуальных прав и обязанностей следователей не зависит от их ведомственной принадлежности. Закон лишь разграничивает их компетенцию (подследственность) в зависимости от предмета расследуемого дела, что находит внешнее отражение в квалификации преступления (ст. 151 УПК).

Обязанностью следователя является раскрытие преступления, установление и изобличение лиц, его совершивших, а также выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Следователь наделяется широкими правами и обязанностями. Решения о направлении следствия и производст­ве следственных действий он принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Подчеркивая самостоятельность следователя, действующий уголовно-процессуальный закон ограничил ее случаями, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения.

В частности, необходимо получить решение суда, когда планируется проведение действий, направленных на ограничение конституционных прав граждан, связанных с ограничением:

личной неприкосновенности (п.1—3, 6 ч. 2 ст. 29 УПК); а)

неприкосновенности частной жизни (п. 8, 11 ч. 2 ст.29); б)

неприкосновенности жилища (п. 4, 5 ч. 2 ст. 29); в)

имущественных прав (п. 5 г) 1 , 7, 9 ч. 2 ст. 29);

временным отстранением обвиняемого от должности д) в соответствии со ст. 114 Конституции РФ (п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК).

Решение прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть им обжаловано с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 221 УПК).

Существенны полномочия следователя по даче поручений органу дознания в связи с расследованием уголовного дела. Во-первых, в п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК подчеркнута обязанность исполнения органами дознания полученных от следователя поручений. Во-вторых, имеющим юридическую силу является только поручение, данное в письменной форме. В-третьих, УПК подтверждает положение о праве следователя дать поручение органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдель­ных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Однако следователь не вправе возлагать на органы дознания производство действий, которые согласно закону он должен проводить сам (привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы и т.д.).

Следователь-криминалист

Следователь-криминалист — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий при производстве предварительного следствия по уголовному делу (п. 40 1 ст. 5 УПК). Кроме того, следователь-криминалист по поручению руководителя следственного органа вправе производить по уголовному делу, находящемуся в производстве другого следователя, отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству. Поручение руководителя следственного органа должно быть дано в письменном виде.

УПК РФ Статья 21. Обязанность осуществления уголовного преследования

1. Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель.

2. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

3. Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса, уполномочены осуществлять уголовное преследование по уголовным делам независимо от волеизъявления потерпевшего.

(в ред. Федеральных законов от 12.04.2007 N 47-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 02.12.2008 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных настоящим Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Прокурор вправе после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве.

В соответствии с п. 31 ст. 5 УПК прокурор – Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. В соответствии с п. 41 ст. 5 УПК следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. В соответствии со ст. 38 УПК следователь уполномочен: 1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК; 2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; 3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа; 4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; 5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков; 6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Государственные органы и должностные лица, осуществляющие в уголовном процессе властные полномочия

  • - Только суд в силу презумпции невиновности полномочен признать обвиняемого виновным, а также в силу принципы состязательности сторон разрешить уголовное дело.
  • - Помимо разрешения дела, в проверочных стадиях суд рассматривается вопрос о законности и обоснованности приговора или иного итогового судебного решения (понятие итоговых решений дано в п.53 ст.5 УПК), а также о справедливости приговора в части назначенного наказания.
  • - Кроме того к ведению суда отнесены вопросы, связанные с ограничением конституционных прав и свобод личности (избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, дача согласия на производство обыска в жилище и т.д.) – ч.2 ст.29 УПК; с жалобами на действия и решения на действия и решения дознавателя, следователя, прокурора – ч.3 ст.29 УПК; с исполнением обвинительного приговора (УДО; досрочное снятие судимости и т.д.) – ст.396 УПК.

2. Прокурор. В организационном смысле – это ДЛ, возглавляющее соответствующее звено прокуратуры: прокурор района, области и т.д.

Т.о. конкретное ДЛ может занимать разные должности в системе органов прокуратуры, но в процессуальном смысле обладатели этих должностей являются прокурорами.

  • - В досудебном производстве он также осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч.1ст.37).
  • - В ходе судебного производства по делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч.3 ст.37). Если государственный обвинитель откажется от обвинения, дело будет прекращено.

3. Следователь и руководитель следственного органа (СО). Следователь – ДЛ, правомочное осуществлять предварительное следствие по делу - п. 41 ст.5. При этом осуществлять предварительное следствие он правомочен лишь по делу, принятому им к своему производству - ч. 1 ст.156 УПК.

Следователь-криминалист – отличается от следователя тем, что помимо обычных полномочий следователя в праве участвовать по поручению Р СО в отдельных следственных и иных процессуальных действиях или самостоятельно производить их без принятия дела к своему производству (п.40 ст.5).

Согласно п.47 и 55 ст.5 УПК следователь отнесен к стороне обвинения, осуществляющей функцию уголовного преследования. Однако закон возлагает на него ряд полномочий, выходящих за пределы этих функций. Например: разъяснить подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечить возможность осуществления этих прав (ч.1 ст.11, ч.1-2 ст.16); обязанность собирать не только обвинительные, но и оправдательные доказательства (ст.73, 85, 86 УПК).

Таким образом, процессуальная деятельность следователя не сводится только к обвинению.

УПК провозглашает процессуальную самостоятельность следователя, выраженную в его праве самостоятельно направлять ход расследования (п. 3 ч.2 ст. 38). Однако, эта самостоятельность во многом блокирована полномочиями РСО давать следователю обязательные указания о направлении расследования и по иным ключевым вопросам (п.3 ч.1 и ч.3 ст.39).

Следователь выступает как поднадзорный субъект прокурора, при этом в праве обжаловать требования прокурора об устранении нарушений УПК (ч.3 ст. 38, ч.4 ст.39) и о направлении дела для производства дополнительного следствия (ч.4, 5 ст.221).

Можно заключить, что следователь находится под сильным ведомственным контролем со стороны РСО и под ослабленным (с 2007 г.) прокурорским надзором.

4. Орган дознания, дознаватель и начальник подразделения дознания. П.24 ст.5 – орган дознания.

Начальник подразделения дознания - ДЛ, возглавляющее соответствующее подразделение в органе дознания. Например: начальник отделения дознания отдела МВД по конкретному району (п.17 ст.5).

Читайте также: