Социум южной кореи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для того чтобы рассмотреть социальную систему, следует дать определение этого понятия. В современном научном знании под социальной системой понимается упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен. Социальная система выступает как сложная целостность, так как в ней можно выделить несколько взаимосвязанных различных структур – компонентов системы.

Обычно в их качестве рассматривают: социально-этническую (родоплеменные объединения, народности, нации); демографическую (половозрастная структура населения, соотношение самодеятельного и нетрудоспособного населения, характеристика здоровья); поселенческую (селяне и горожане); стратификационную (страты) и профессионально-образовательную (образовательный уровень населения и профессиональное разделение труда).

Стратификационный компонент социальной системы позволяет охарактеризовать неоднородность общества, структурируя его по группам, выполняющим определенные функции и тем самым вносящим свой вклад в существование всего общества. Под стратами понимается совокупность людей одного статуса, для которых характерен общий образ жизни, мировоззренческие установки и стереотипы поведения.

Профессионально-образовательная структура указывает на основные сферы приложения социально значимой активности человека. Как правило, выделяют следующие сферы деятельности: семья, образование, здравоохранение, экономика, транспорт и связь, наука, управление, оборона, искусство, религия, экология и информатика.

Общая характеристика социальной сферы РК

В рамках данного пособия рассматривается социально- политическая система, поэтому мы не будем подробно останавливаться на социально-этническом её компоненте (это дело историков- этнографов). Сразу перейдём к демографической составляющей.

В настоящее время в РК сложилась довольно непростая демографическая ситуация. Так, по данным переписи 1993 г., население в Республике Корея составляло 44 млн. человек, а в 2000 г. – 47 млн. 275 тысяч человек, плотность населения – 476 человек на 1кв. км.[1]

Самый быстрый рост населения в стране наблюдался в 60-е годы XX в. Он составлял ежегодно 3 %, но уже в следующее десятилетие он замедлился до 2 %. В настоящее время темпы роста населения находятся на уровне всего лишь 0, 89% и ожидается их дальнейшее снижение. В этой связи меняется и структура населения. В 60-е годы схема населения Кореи по возрастным группам выглядела как пирамида: с высоким уровнем рождаемости и сравнительно короткой продолжительностью жизни. Сейчас эта схема имеет скорее форму колокола и характеризуется низкой рождаемостью и увеличивающейся продолжительностью жизни. С каждым уходящим годом население становится старше.

Что касается поселенческой характеристики, то послевоенная Корея была по преимуществу аграрной страной. Особенностью Южной Кореи стала быстрота перехода от аграрного общества к индустриальному. После разделения страны РК пошла по пути быстрой индустриализации, которая привела к 1960-гг. к уменьшению аграрного перенаселения, тем самым, создав социальные предпосылки перехода от традиционного мелкого крестьянского хозяйства в фермерское. В распределении рабочей силы между промышленным и сельскохозяйственным секторами экономики наблюдалась тенденция перехода от сельскохозяйственного труда к другим видам деятельности. Быстрая индустриализация и урбанизация страны в 60-е и 70-е гг.XX в. сопровождались продолжающейся миграцией сельских жителей в города, особенно в Сеул. Это привело к высокой концентрации населения в городах. Однако в последние годы всё большее число граждан стремятся обосноваться в пригородных районах Сеула.

Исторически население многих восточных государств, в том числе и Кореи, относят к традиционным общностям. Но происходящие процессы модернизации политической и экономической сфер обусловили и изменение общественных структур. В традиционный восточный мир всё больше проникают западные и американские жизненные стандарты и ценностные ориентиры.

В первой половине 80-х гг. XX в., в Южной Корее начина­ется формирование значительного по численности среднего клас­са, состоящего из владельцев мелких и средних предприятий, вы­пускников высших учебных заведений, профессионалов со спе­циальной подготовкой, административной бюрократии и горожан. Именно средний класс становится носителем идеи демократиза­ции режима и движущей силой этого процесса.

Рассматривая стратификационный компонент корейского общества, следует отметить и его конфессиональную дифференциацию. Свобода вероисповедания гарантируется Конституцией РК, и корейская культура объединяет несколько разнообразных верований, оказывающих влияние на формирование образа мыслей и поведения людей. Одним из факторов, способствовавших популяризации религиозных учреждений и их превращению во влиятельные общественные организации стала быстрая индустриализация страны. Так, по данным статистики за 1995 г. 50, 7 % корейцев являются приверженцами какого-либо религиозного направления; среди наиболее крупных можно назвать буддизм, христианство, ислам.

Как и большинство государств Восточной Азии, Корея -- это страна всепроникающей иерархии. Жесткая иерархия пронизывает все корейское общество, она определяет как личные, так и служебные отношения любого его корейца. Каждый сверчок очень хорошо знает здесь свой шесток. Приехавшему из Европы, Америки или России иностранцу бросается в глаза то, насколько царящий в корейских фирмах стиль отношений отличается от стиля, принятого на Западе. На Западе открытая демонстрация служебной иерархии зачастую воспринимается как нечто неприличное, начальство и подчиненные внешне держатся или уж, по крайней мере, стараются держаться как равные. В Корее это немыслимо, и поясные поклоны, отвешиваемые начальнику по поводу или без повода -- это нормальное поведение корейского служащего.

В конфуцианской традиции общество, государство, а позднее -- и частная фирма всегда отождествлялись с патриархальной семьей, равенства в которой не могло существовать просто по определению: отец был старше матери, родители - старше сыновей, сыновья - старше сестер. Не случайно, что ни в корейском, ни в китайском языке просто не существует понятий "брат вообще" или "сестра вообще": и брат, и сестра могут быть только либо старшими, либо младшими. Представление о том, что общество представляет из себя строго иерархизированную пирамиду, в которой просто не может быть двух человек, совершенно равных по своему социальному статусу, сохраняется на Дальнем Востоке и поныне. Эссеист Ли Кю Тхэ, который в современной Корее заслуженно считается ведущим авторитетом в вопросах национального характера, как-то заметил: "Иерархичность - способ существования корейца, а выход из иерархической структуры равносилен выходу из корейского общества".

Исходя из своего личного опыта, я не могу не согласиться и с другим замечанием Ли Кю Тхэ: "Когда два корейца встречаются друг с другом, то первое, что они хотят знать, это то, к какой [иерархической] лестнице принадлежит собеседник, и какое на ней он занимает место". Именно с этим, в частности, связано необычайное пристрастие корейцев к визитным карточкам. Ведь визитка -- это самый простой и надежный способ понять, с кем ты имеешь дело, она отражает и то, к какой иерархической лестнице относится человек (служащий ли он, предприниматель ли, чиновник ли, преподаватель ли), и то, какое место на этой лестнице он занимает. Первое, что хотят уяснить два незнакомых корейца, впервые встретившись друг с другом -- это то, кто же из них, собственно, является старшим (не по возрасту, но по общественному положению). Поэтому при первой встрече корейцы всегда задают друг другу серию стандартных вопросов, некоторые из которых кажутся чужеземцам весьма странными и слишком личными (сами корейцы, разумеется, воспринимают их совершенно нормально). Принято спрашивать о возрасте, семейном положении, месте работы и должности, а также, в некоторых случаях, о месте рождения и об оконченном учебном заведении. Вся эта информация нужна корейцу в первую очередь для того, чтобы установить социальные координаты своего нового знакомого и, соответственно, понять, как же следует с ним себя вести. Для корейца вполне очевидно, что, скажем, женатый человек находится на иерархической лестнице чуть повыше холостяка, а выпускник сеульского университета -- заметно выше выпускника провинциального вуза.

Мне в аспирантские годы приходилось много работать гидом-переводчиком с корейскими туристическими группами. Состояли они, разумеется, из случайно подобранных людей, но при этом в группе быстро возникала своя иерархия. Порою этот процесс происходил буквально на глазах, и к концу первого же дня всем уже было ясно, кто есть кто". Иерархия выстраивалась в соответствии с возрастом, образованием, местом работы и служебным положением. В группе быстро выделялся общепризнанный лидер и несколько человек, которые образовывали своего рода "совет старейшин".

В руководствах для молодых служащих, которые в изобилии появляются на полках корейских книжных магазинов, подробно объясняется, как следует выражать свое почтительное отношение к тем, кто находится выше тебя на общественной лестнице. Авторы таких пособий делят всех сослуживцев на три категории: во -первых, сослуживцы, находящиеся примерно на том же иерархическом уровне, во-вторых, всяческое "начальство", и, в -третьих, старшие коллеги, которые формально не являются, однако, прямыми начальниками. Уже по отношению к старшим коллегам следует проявлять всяческое уважение. Одно из пособий, предназначенное для молодых конторских барышень, прямо советует им: "Не умничай перед сонбэ!". В случае же с прямым начальником его высокий статус надо подчеркивать постоянно и всеми доступными способами.

Непонимание всех этих ритуалов -- едва ли не основная причина служебных конфликтов для работающих в Корее иностранцев. В лучшем случае они просто не понимают местных правил игры, а в худшем -- забывают древнюю (и очень любимую корейцами) пословицу "В Риме делай так, как делают римляне", и пытаются перестроить свои отношения с коллегами и начальством на основании "принципов демократии". Понятно, что последствия подобных перестроечных экспериментов обычно оказываются печальными, в первую очередь -- для самого экспериментатора.

Влияние, которое оказывает иерархичность на жизнь современного корейского общества, нельзя оценить совсем уж однозначно. С одной стороны, нравится это или нет, но именно иерархичность и конформизм во многом способствовали корейскому "экономическому чуду". Дисциплинированность рабочей силы, готовность корейцев без ропота сносить лишения и без пререканий исполнять приказы стали одним из факторов, который обеспечил и политическую стабильность, и высокую производственную дисциплину. Без стабильности и дисциплины был бы невозможен успех в тот период, когда развитие страны зависело от копирования зарубежных технологий. С другой стороны, излишняя иерархизированность становится в последнее время серьезной проблемой, ибо она во многом сковывает творческое мышление. Сами же корейские социологи часто высказывают мнение, что в Корее, например, невозможны настоящие научные дискуссии. Причина этого проста: из-за присутствия на семинарах учителей и учеников, начальников и подчиненных, никто не решается поставить под сомнение мнение, высказанное учителем или старшим коллегой, даже если это мнение -- явно ошибочно.

Говорить о тех факторах, что в современном корейском обществе определяют положение человека на иерархической лестнице- значит говорить о корейском обществе в целом, о всей существующей в нем системе ценностей. Первым критерием, безусловно, является возраст: чем человек старше, тем большим уважением он пользуется. Вторым, столь же традиционным, критерием остается половая принадлежность: женщина по определению ниже мужчины, хотя жена до некоторой степени разделяет статус своего мужа. Третьим фактором, который принимается в расчет, является уровень образования и престижность диплома (в Корее она определяется не специальностью, а исключительно престижностью университета), а четвертым, наиболее интересным и одновременно трудным для описания - род занятий и служебное положение. Несмотря на сложность и неоднозначность критериев, по которым корейцы определяют социальный статус своего знакомого или партнера, на практике оценка эта происходит очень быстро и бывает весьма определенной.

Иерархия во многом поддерживается даже самим корейским языком, его грамматикой. Одной из характерных особенностей корейского языка является наличие так называемых "степеней вежливости" - особых глагольных грамматических форм, которые в обязательном порядке употребляются в конце каждого предложения и сигнализируют, на какой ступени общественной лестницы, по мнению говорящего, находится и он сам, и его собеседник. В определенной степени эта система напоминает русское разграничение "Вы/ты", однако, во-первых, она имеет не две, а четыре или даже пять ступеней и, во-вторых, носит куда менее факультативный характер: в речи корейца практически любая фраза, вне зависимости от ее содержания, просто в силу используемых грамматических форм, не только показывает, кто из беседующих занимает более высокое положение на иерархической лестнице, но даже, во многих случаях, примерно обозначает социальную дистанцию между ними (ступеней вежливости четыре!).

Следует отметить и специфическую для корейцев, занимающих высокое положение в иерархии, манеру говорить и держать себя. Традиционно в Корее считалось, что уважающий себя человек должен быть немногословен, и эти представления сохранились и до нашего времени. В особой степени это относится к тем, кто занимает высокие места на иерархической лестнице. Настоящий начальник и вообще "большой человек" в идеале говорит мало, тихим и несколько монотонным голосом, двигается неспешно и солидно. Склонность к многословию, привычку открыто выражать свое мнение и демонстрировать окружающим свои эмоции корейцы воспринимают как признак несерьезности, легкомыслия. Старая традиция требовала, чтобы человек, и в особенности - представитель конфуцианской элиты, был внешне абсолютно бесстрастен, чтобы его лицо было "подобно дереву или камню"

Эта культурная особенность при отношениях с европейцами сплошь и рядом ведет к неприятным коллизиям. С одной стороны, многие европейцы (равно как и русские или американцы) из-за свойственной им общительности воспринимаются как люди "легковесные" и "несерьезные" и, вследствие этого, не слишком достойные доверия. С другой, обычные для образованного и высокопоставленного корейца старой закалки немногословие и подчеркнутое отсутствие эмоций (точнее, их внешнего выражения, ибо по сути корейцы - очень эмоциональный народ) зачастую вызывает у европейцев подозрения в "восточном коварстве" и, соответственно, инстинктивное недоверие.

Для большинства корейцев их общественный престиж не менее важен, чем материальное благосостояние, и порою для того, чтобы повысить свой общественный статус, они идут на весьма большие финансовые жертвы. Для дальневосточного массового сознания, в отличие от, например, американского, понятия "высокооплачиваемая работа" и "престижная работа" - не синонимы. Престижность и прибыльность той или иной деятельности образуют сложный комплекс, который и определяет степень ее привлекательности. Впрочем, это уже -- тема иного рассказа.

Фото: GoranQ

Чудо на реке Хан приучило южных корейцев к трудолюбию, но теперь правительство вынуждено отключать компьютеры в 6 часов вечера. Журналист и автор книг о корейской культуре Олег Кирьянов рассказывает про секреты азиатской души, замешанной на остром перце.

В стиле палли-палли

Река Хан

Корейцев нельзя назвать любителями гастрономических экспериментов. Корейские туристы, особенно пожилые, тем и славятся, что за границей едят только в своих ресторанах. А местную еду если и попробуют, то, как говорится, без фанатизма, лишь чтобы убедиться, что без острой закуски кимчхи и прочих блюд, зачастую обильно сдобренных перцем, им просто не жить.

Хотя существует один проверенный способ убедить жителя Страны утренней свежести попробовать незнакомое блюдо. Надо просто сказать, что оно очень полезно для здоровья. Забота о своем здоровье — еще одна свойственная корейцам черта. Впрочем, это характерно для народов всего региона — японцев, китайцев, вьетнамцев и других. И корейцы здесь не отстают. Какую закуску ни возьми, она окажется либо полезной для печени, либо улучшит цвет кожи, либо повысит потенцию — это еще один бзик местной кухни.

Фото: Henry Hyeongrae Kim / gettyimages.com

Кимчхи

То ли медицина в Корее такая хорошая, то ли в местной кухне действительно много полезных для здоровья блюд, то ли всеобщее увлечение физкультурой берет свое, но факт остается фактом: несмотря на широко распространенную любовь в спиртному, корейцы — одни из мировых лидеров по долголетию. Средняя продолжительность жизни в Южной Корее уже превысила 80 лет. Вообще, корейские пенсионеры — очень активные люди. В тех же горах значительную часть туристов, если не большинство, составляют именно пенсионеры — у них есть время на такие прогулки, но главное — у них есть желание поддерживать свое здоровье.

Фото: COPYRIGHT, Jong-Won Heo

Без права на отдых

Сеул, Южная Корея

Болеть тут неделями тоже не принято. Если уж действительно грипп валит с ног, то терпят до последнего, а потом берут лишь один, максимум два дня в счет отпуска, принимают лошадиную дозу очень сильных лекарств и немедленно снова бросаются в пучину работы.

Центр Сеула

Европа, в которой живут азиаты

Сеул нравится всем. Тут действительно хватает и красивых улиц, и модных современных зданий из стекла и бетона. Но в том-то и проблема, что они некорейские. Вернее, они совершенно не похожи на корейские. Жестокий каток братоубийственной войны 1950–53 годов, когда города по несколько раз переходили из рук в руки, не пощадил ничего. Начав строить новое, корейцы стали копировать красивое, интересное, модное, но чужое. В их городах в общем не хватает изюминки. Даже многие памятники старины — это зачастую новоделы, в лучшем случае копии.

Сеул, Южная Корея

Что там с собаками?

Посинтхан

Вулкан страстей и эмоций

Про азиатов есть некий стереотип, что их лицо представляет собой неподвижную маску, по которой невозможно понять, о чем человек думает, какие чувства испытывает. В Корее именно такое восприятие существует в отношении японцев. Сами корейцы в подавляющем большинстве своем отнюдь не люди–маски. По лицу у них чаще всего прекрасно понятно, радуются они или недовольны, раздражены или спокойны.

Корейцы весьма эмоциональны по своей сущности. Возможно, перед иностранцами они могут попытаться быть сдержаннее, но все равно эмоции у них клокочут, что по ним и видно. Корейская эмоциональность — это выражение своего рода энергии, внутренней силы, заряда, который у них, безусловно, очень велик. Чудо на реке Хан — доказательство огромного потенциала нации. Конфуцианская традиция, трудолюбие, грамотное руководство и именно внутренняя сила и позволили совершить этот прорыв.

Фото: AlxeyPnferov / gettyimages.com

По своей натуре корейцы легко возбудимы, мобилизуемы, в какой-то степени вспыльчивы. Практически порох, а не люди: поднеси спичку — вспыхнут. За примерами далеко ходить не надо. Вспомните, как в 2016 году поднялась действительно вся страна, когда посчитала, что президент Пак Кын Хе не оправдала доверия. Бурю народного негодования можно видеть и на примере разных скандалов, когда крупные бизнесмены позволяли себе грубые выходки на публике. Как только об этом узнавали сми, эмоции возмущенной общественности обрушивались на этих хамов, вынуждая их публично просить прощения, а зачастую и уходить с высоких постов. Эта эмоциональность — своего рода стихия. И как любую стихию ее почти невозможно остановить. Поэтому иногда некоторые кампании превращаются в травлю, а наказание для провинившихся, по крайней мере для стороннего наблюдателя, выглядит чрезмерным.

Так что корейцы — душевные, отзывчивые, мирные, но в то же время эмоциональные, временами вспыльчивые, настоящие горячие парни. И не зря шутят, что душа у корейцев замешана на остром перце, который они так любят добавлять себе в пищу.

Вообще корейцы весьма приятные люди и к зарубежным гостям стараются относиться приветливо. Обратитесь к ним с просьбой — они обязательно помогут или как минимум сделают все возможное, чтобы вы не были разочарованы общением.

Ю Корея 57 Жизнь в Корее. Социум. Плюсы и минусы

Социум Кореи и его определенные характерные черты, на которые я в данный момент больше обращаю внимания.

25 КОММЕНТАРИИ

Вернулась из отпуска, а тут столько нового. С удовольствием посмотрела о
жизни в Корее, вообще подсела на твои видео. Продолжаю смотреть остальные:))

Ирэна, спасибо большое за неподдельный интерес!

Красивая) Спасибо) Мне интересно было Вас слушать. Не очень люблю кимчи, но
говорю себе тоже — это полезно)))Но ее запах(

Спасибо) Кимчи, конечно, это вопрос времени и настроения лично для меня

Да именно настроение) Но всегда говорю себе — нужен отдельный холодильник
для тайской и корейской еды))) Шучу конечно)))

На Марсе еще лучше! Пока не сравните по показателям и международным
сертификатам, бессмысленно делать такие заявления.

Было очень интересно,спасибо!

Спасибо за просмотр!

Какие интересные видео у Вас! Попала на канал и с удовольствием
подписываюсь. А Вы давно в Корее живете? И как туда попали?

Доброе время суток ! очень интересные видео , у меня есть один вопрос !
есть ли возможность получить гос. скидки в дет. сады, приблизительно как у
вас от государства?

Очень приятно,что вы не навешиваете ярлыки и делаете чёткой классификации
корейского общества.абсолютно согласна с вами,что невозможно как-то
однозначно описать страну и тем более всех живущих в ней людей

Я уже начала учить язык,и построила не большие планы как там развита
профессия переводчика ? Каую помощ оказывает государство для начинающих в
бизнесе?:-) спасибо за ваши видео смотрю всегда. )))

Адина, спасибо) Корейско-русский-английский — беспроигрышная связка. А
насчет бизнеса не знаю

да я была там 10 лет назад—-очень интересно как там сейчас

Мне очень нравится стиль жизни Ю Кореи! ))

Привет Гульноз!! У вас хорошее видео мне нравиться))) Спасибо))

Интересные рассказы. Спасибо. Но немного сложновато слушать, волнение как у
студента на экзамене перед аудиторией.

Губителен не насколько градус алкоголя, а насколько его красители, хим
добавки и друга ерунда. Молодежь пьет в основном пиво на гормонах и т д.
Лучше 100 грамм дорогой водки если на то пошло. Корейцы любят выпивать,
особенно свое Соджу, но у них не принято нажираться, как часто делают у
нас)))

Бухают все до поросячего визга….алкоголь есть алкоголь…и не важен какой
процент крепкости.. От всего мрут и деградируют.

Читайте также: