Государственное значение царской свадьбы кратко

Обновлено: 02.07.2024

В ней содержатся краткие сведения и иллюстративный материал по теме.

Может использоваться на уроках истории, МХК или классных часах

ВложениеРазмер
tsarskaya_svadba.rar 2.57 МБ

Подписи к слайдам:

Царская свадьба. Воспитание царских детей

Сколько браков разрешала церковь? Что ценилось в русской невесте? Каково было положение женщины в русской семье?

Русские цари женились по любви, а не для династических связей Выбор царской невесты

Выбранной царем девушке меняли имя Придворные присягали ей Родители не осмеливались больше называть ее дочерью Царские смотрины

Золотые блюда с хмелем Платки и полотенца для подарков гостям Фата и кика невесты Свадебные свечи в 30-50 кг весом Особый каравай Предметы для царской свадьбы

Жизнь русской царицы

У царевен куклы У царевичей – игрушечное оружие, лошадки, охоты, голуби, игра в войну Игрушки царских детей

Заучивание наизусть азбуки и церковных книг Письмо Церковное пение Обучение

Когда царевичу исполнялось 16 лет, его впервые показывали народу на Лобном месте

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Мифы Древней Руси
тест по теме "Культура Древней Руси"

Контрольный тест по МХК в 10 классе по теме "Культура Древней Руси".

Конспект урока. Нравственные заветы Древней Руси. "Поучение" Владимира Мономаха.

Конспект содержит элементы кейс-технологии.


Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение

Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и резул.


Свадьба — всегда особо волнующее событие в жизни любого человека. У разных народов сложились многообразные свадебные традиции, но суть у них одна — торжественное создание новой семьи и ритуальные пожелания молодым долгой и счастливой совместной жизни.

К.Е. Маковский. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем

По традиции царские свадьбы проходили в Грановитой палате Московского Кремля (первоначально она называлась Большой золотой), кроме того, использовались Царицына и Жилецкая палаты.

К.Е. Маковский Под венец

Царь выходил в Грановитую палату после невесты, его сопровождал тысяцкий (свадебный распорядитель) и ближайшие бояре. В Грановитой палате происходил своеобразный ритуал подготовки к венчанию. На богато украшенном возвышении (рундуке) был установлен царский стол, накрытый тремя скатертями (верхняя — венчальная, на ней в богатых блюдах хлеб, сыр и соль, следующая — свадебная, на ней молодым в опочивальню унесут угощения, а последняя скатерть останется на столе до конца торжеств).

Молодых усаживали за стол и под молитву священника проводили ритуал расчесывания волос, символизирующий прощание со старой жизнью. Обычно расчесывание волос сначала жениху, а затем невесте выполняла жена тысяцкого. Делалось это богато украшенным гребнем, который обмакивали в специально подготовленное вино. После этого на невесту надевали фату, символизирующую невинность и скромность. Молодых обсыпали хмелем, символом плодородия, и обмахивали связками соболей, символом богатства.

А.П. Рябушкин. Свадебный поезд в Москве XVII века

В это время гостей угощали хлебом и сыром. Особо почетным гостям дружка жениха подавал угощение с царского стола. От имени невесты жениху вручались символические подарки (если невеста была из небогатой семьи, подарки готовились за счет казны). А от имени молодых подарки вручались родным, родственникам, особо почетным гостям.

Следующим этапом ритуала было прощание невесты с родителями, которые передавали её жениху. После этого молодые отправлялись в собор на венчание. До второй половины XVII века венчания проводились в Благовещенском соборе, а затем в Успенском. Летом под перезвон колоколов молодые шли, взявшись за руки, по дорожке, устланной коврами и драгоценными тканями. Зимой же жених в сопровождении свиты первым выезжал верхом или в санях и ждал невесту у собора, куда её привозили в разукрашенных санях. Иногда для большей торжественности подобный способ передвижения на венчание использовался и летом.

Сам обряд венчания практически не отличался от того, что проводится в православных церквях в наши дни. После венчания все возвращались в Грановитую палату, где проводился свадебный пир. Царь с царицей садились за стол, на котором теперь были выставлены яства, а гостей рассаживали в соответствии с заранее составленной росписью. По традиции молодожены на свадебном пиру не ели и не пили, но блюда и вина с их стола могли посылаться особо почетным гостям.

Царский пир в Грановитой палате

На пиру царь с царицей оставались недолго. Обычно после третей смены блюд они в сопровождении тысяцкого, дружек и постельничих отправлялись в опочивальню, куда им приносили на скатерти блюда с царского стола, включающие традиционную жареную курицу. Перед опочивальней жена тысяцкого, одетая в овчинную шубу навыворот, осыпала молодых хмелем. В опочивальне возвышалась громадная постель, увенчанная балдахином, сооружение которой проводилось по особым правилам. Сначала укладывались ржаные снопы, покрываемые коврами, затем перины, накрытые шелковой простыней, изголовье, подушки, пуховые и меховые одеяла, специальное покрывало. Постель получалась высокой, поэтому перед ней ставилась скамеечка. В ноги на постель дополнительно могли уложить царскую шубу.

После ухода царя и царицы свадебный пир продолжался под руководством тысяцкого, но на нем оставались только мужчины. Вслед за молодыми с общего пира уходили женщины, для них накрывали столы в палатах царицы.

И.Е. Репин. Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны. (Последняя царская свадьба в России)

Утром молодые мылись в бане. Царь вместе с тысяцким и дружками, которые натирали его медом и вином, а царица со своими боярынями. Завтракали молодожены отдельно от гостей на царской половине, куда могли быть приглашены избранные гости. Свадебные торжества продолжались еще несколько дней. Давались отдельные пиры от имени царя и царицы, продолжался прием поздравлений. Всем, кто участвовал в свадебных торжествах, раздавались подарки, многие получали очередные чины, поместья, денежные выплаты. В Москве выставлялись угощения для простого люда, раздавались царские милостыни, могла проводиться частичная амнистия узников. Правителям иностранных государств направлялись специальные послания. Во все концы страны отправляли гонцов с известием о царской женитьбе и царице, за здравие которой теперь следует молиться.

Последний раз подобный свадебный ритуал проводился, когда женили Петра I на дочери окольничего Евдокии Лопухиной в январе 1689 года. В годы правления Петра многие исконно русские традиции стали уступать место ритуалам, пришедшим из-за границы. Не избежали этого и царские свадьбы, в которых неизменным оставалось только венчание. Любопытно, что чем дальше от престола, тем меньше изменений вносилось в свадебные обряды. Так, в крестьянской среде свадебные ритуалы без особых изменений просуществовали до начала ХХ века.

Традиции живучи, и в современных свадебных ритуалах сохранились многие отголоски той далекой эпохи.


Дореволюционная свадьба

♦ Великокняжеская
свадьба

Великокняжеская свадьба

Придворный церемониал великокняжеской, а затем царской свадьбы, опиравшийся на византийские православные традиции, включавший в свой состав давние общепринятые обычаи и обряды, те или иные компоненты народной обрядовой символики, представляет собой сложное, исторически видоизменявшееся явление.

Когда улаживались все брачно-бюрократические проблемы, начиналась подготовка к переезду невесты на новую родину. После прибытия в Россию проходило знакомство с будущими родственниками.

Очень важное место в готовящейся свадебной церемонии занимала процедура подготовки и демонстрации приданого. Установленная тогда процедура комплектации приданого и перечень вещей стали почти обязательными для всех последующих поколений невест из рода Романовых. Российский Императорский двор был достаточно консервативен, и если что-то в перечне приданого и менялось, то только внешний вид вещей, согласно господствующей на тот момент моде.

Постепенно жизнь в России входила в нормальную колею. Отряды казаков, так досаждавших властям, либо рассеялись, получив земли, либо их разбили в сражениях правительственные войска. После гибели Лжедмитрия II Иван Заруцкий сошелся с Мариной Мнишек. Он рассылал по всей стране грамоты с требованием присягать малолетнему сыну Марины, царевичу Ивану Дмитриевичу. В конце 1613 г. в кровопролитном сражении под Воронежем войско Заруцкого потерпело поражение, и атаман, вместе с Мариной и Иваном, бежал в Астрахань. Захватив город и убив воеводу, он хотел поднять на Россию ногайских татар, волжских казаков, просить помощи у персидского шаха и турецкого султана. Тут правительство действовало незамедлительно – стрельцы внезапно осадили Астрахань. Застигнутые врасплох приходом московских полков, казаки поступили в силу своих исконных обычаев. В обмен на помилование они схватили и выдали Заруцкого, Марину и Ивана властям. Заруцкого посадили на кол, а 4-летнего Ивана повесили в Москве. Марина умерла в тюрьме от болезни и тоски.

Став у власти, Филарет хотел упрочить положение новой династии удачным браком Михаила. Поначалу он искал сыну невесту за границей. Племянницу датского короля Христиана русским дипломатам сосватать не удалось, как и родственницу шведского короля Густава II Адольфа. Обязательный переход невесты в православие не устраивал королей-лютеран.

Тогда обратились к русским красавицам. В невестах долго ходила Марья Хлопова. Обычно вокруг выбора невесты кипела борьба – ведь родственники царицы взлетали очень высоко. Поэтому неудивительно, что Марью, как-то раз переевшую сластей и застрадавшую животом, оговорили перед царем, сказав, что она неизлечимо больна. Михаил тотчас отрекся от невесты. Из множества девиц он выбрал Марью Долгорукую, но через год юная царица умерла – кто-то отравил ее. Наконец в 1626 г. Михаил сыграл пышную свадьбу с Евдокией Лукьяновной Стрешневой, красивой, но незнатной дворянской дочерью, ставшей матерью 10 его детей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Завершение смуты

Завершение смуты 16 января 1547 года шестнадцатилетний отрок Иван венчался на царство, приняв титул царя. До этого царями на Руси называли только могущественных иноземных правителей, византийских императоров, ханов Золотой орды, казанских и крымских ханов. Образованный

I. КОПТСКИЕ СВАДЬБЫ

I. КОПТСКИЕ СВАДЬБЫ МАСКА И ПОКРЫВАЛО В Каире, как нигде на Востоке, женщины и по сей день закутаны в покрывало. В Константинополе и Смирне легкий черный или белый муслин порой позволяет угадать, что под ним прячется красавица: самые суровые предписания не могут

1. ВРЕМЕННОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ СМУТЫ В ИМПЕРИИ. НЕУДАВШАЯСЯ ПОПЫТКА РЕСТАВРАЦИИ И НОВЫЙ РАЗГАР СМУТЫ. ПРИХОД К ВЛАСТИ РОМАНОВЫХ

1. ВРЕМЕННОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ СМУТЫ В ИМПЕРИИ. НЕУДАВШАЯСЯ ПОПЫТКА РЕСТАВРАЦИИ И НОВЫЙ РАЗГАР СМУТЫ. ПРИХОД К ВЛАСТИ РОМАНОВЫХ На какое-то время смута в Руси-Орде была преодолена. Опричнина была разгромлена и ордынская власть временно, на 25–30 лет, была восстановлена под

Свадьбы

Глава 1 Бог — покровитель свадьбы

5.3. Воцарение династии Романовых и завершение Смуты

5.3. Воцарение династии Романовых и завершение Смуты В январе 1613 г. собрался Земский собор, который избрал нового царя. Дворяне и казаки выдвинули кандидатом на русский престол 16-летнего Михаила Федоровича Романова (1613–1645). Представитель старомосковского боярского рода

Вместо свадьбы

7.1. Временное преодоление смуты в империи Неудавшаяся попытка реставрации и новый разгар смуты Приход к власти Романовых

7.1. Временное преодоление смуты в империи Неудавшаяся попытка реставрации и новый разгар смуты Приход к власти Романовых На какое-то время смута в Руси-Орде преодолена. Опричнина разгромлена, и ордынская власть временно, на 25–30 лет, восстановлена под правлением новой

После свадьбы

После свадьбы Может быть, не все новобрачные так глубоко и радостно переживали обряд венчания, как Левин и Кити, но для большинства из них устройство семейной жизни было делом непонятным и пугающим.Церковь и традиция учили, что муж должен во всем руководить своей

День свадьбы

День свадьбы Тезей Час нашей свадьбы близок, Ипполита: Всего четыре дня до новолунья. Но старая луна так долго тает И сбыться не дает моим желаньям, Как мачеха с пожизненным доходом, Зажившаяся пасынку во вред. Ипполита Четыре дня легко в ночи потонут, Четыре ночи сон

Две свадьбы

Две свадьбы Заключение брака — событие большой важности в жизни человека любой эпохи. Особенно в Средневековье, когда разводы были практически невозможны, и выбор супруга или супруги означал, по сути, выбор своей судьбы. Поэтому к созданию семьи подходили обдуманно, не

После свадьбы

После свадьбы Венчание молодых произошло в Петербурге в августе 1745 года и было очень пышным. Весь церемониал был расписан загодя. Указ императрицы, выпущенный за полгода до назначенной даты, повелевал двору, а также вельможам первых четырех классов и их женам, обновить

День свадьбы

День свадьбы Тезей Час нашей свадьбы близок, Ипполита: Всего четыре дня до новолунья. Но старая луна так долго тает И сбыться не дает моим желаньям, Как мачеха с пожизненным доходом, Зажившаяся пасынку во вред. Ипполита Четыре дня легко в ночи потонут, Четыре ночи сон

Глава 1 Подлинные причины и условия смуты, ее режиссеры Кое-что малоизвестное из истории Смуты. Кем был Борис Годунов? Татары в Московии и в Улусе Джучи в период Смуты

Глава 1 Подлинные причины и условия смуты, ее режиссеры Кое-что малоизвестное из истории Смуты. Кем был Борис Годунов? Татары в Московии и в Улусе Джучи в период Смуты С правления Бориса Годунова, этого величайшего собирателя державы, русские начинают Смуту, есть такой

Царская свадьба Романова Георгия и Ревекки Беттарини

Провокационным было венчальное платье, пошитое модельером из Голливуда (вероятно, шьет костюмы для актеров) с нашей государственной символикой на шлейфе. Византийский двуглавый орел с достоинством помещается на флагах и знаменах, на государственных штандартах. Этой символике военные салютуют и отдают честь. И российский герб самозванцы поместили на хвост длинного платья Ревекки. Гражданка Италии могла бы волочить свой фамильный вензель (если он есть), свой автограф, герб родного города или символику папы римского – что угодно, но не герб Российского государства!

Хотя, мы не видели семейных праздников представителей нашей доморощенной элиты, наверное, это будет в разы отвратительнее. Монархические отпрыски хоть пока ничего не воровали у нас, а элита скрывает свои праздники, так как всегда найдется желающий оценить стоимость банкетов.

Царская свадьба Романова Георгия и Ревекки Беттарини

Марье же Владимировне и сыну Георгию, по всей видимости, просто не на что-то жить, и они готовы выполнить любую задачу. И все эти свадьбы, банкеты олицетворяют торжество той части Романовых, которую как раз не любили Государь Николай Александрович и Государыня Александра Федоровна, от которых подальше отстраняли своих детей, как от чего-то дурного. Но кто-то хочет вознаградить потомков Кирилла Владимировича за своевременный красный бант в феврале 1917 года и все последующие деяния.

Ну и под занавес, обратим внимание на расположение сабель Преображенского полка по выходе пары из Исаакиевского собора. Салютование пеших преображенцев саблями на ступенях Исаакиевского собора для свадебного фото – это какое-то кинематографическое новшество и несуразица, к военному церемониалу не имеющее отношение. Да и Георгий к российским воинским традициям совсем не причастен, чтобы ему салютовать. К числу первых лиц государства он тоже не относится.

Но люди, обращающие внимание на картинку, могут быть объяты дважды ужасом: с одной стороны от грозности кадра – десяток острых сабель занесенных с двух сторон над головами Георгия и Ревекки – это вам не пальмовые веточки, цветочки и шарики, а какое-то предупреждение на будущее… А с другой стороны, углом поднятые шашки с двух сторон в виде треугольника как бы указывают на необходимый градус развернутого циркуля над этой парой, что может послужить отгадкой ко всему происходящему ныне февралистскому бесчинству и глумлению над Россией и памятью династии Романовых, созидавшей святое Отечество наше.

Русскому народу давно пора обратиться к Богу и с Божьей помощью прекратить это глумление, этот февралистско-карбонарский карнавал.

Читайте также: