Антропогенез и этногенез казахского народа кратко

Обновлено: 30.06.2024

Формирование народа – проблема очень сложная. Для формирования народности необходимы следующие условия:

1. определенный уровень развития культуры;

2. территория с обозначенными границами;

3. сформированное общественно-этническое сознание;

4. сформировавшийся язык;

5. определенный характерный внешний облик, присущий большинству этнических представителей;

6. название государства, отражающее главные этнополитические или историко-географические признаки этноса.

При изучении проблемы возникновения казахского народа надо обратить внимание на историю жизни древних племен населявших земли Казахстана. Хотя однозначно нельзя сказать, что прямыми предками казахского народа являются племена, которые кочевали по территории современного Казахстана 3-2 тысячелетия назад. Тем не менее, если возникновение народа напрямую связано с развитием хозяйственной деятельности, появлением самобытной культуры, формированием языка, то эти племена имели непосредственное отношение к формированию казахской народности.

Изучение жизни племен, населявших Казахстан в древние времена, традиционно начинается с бронзового века. Племена, которые проживали на территории Казахстана и в приграничных регионах между 2-1 тысячелетиями до нашей эры, соответственно их культуре называют андроновцами. Об андроновских племенах точных сведений нет. Однако ученые считают, что расово-генетическое развитие казахского этноса берет свое начало с бронзового века. Это подтверждается некоторыми сходствами казахской национальной и древней андроновской культур. На территории Казахстана сохранились многочисленные памятники андроновской культуры в виде различных построек – захоронений. Узоры андроновцев на гончарных изделиях сочетаются современными узорами казахских ковров, украшений, в убранстве юрт.

Поклонение огню, духам предков, выращивание большое количество овец, лошадей и использование их продукта в пищу свидетельствуют о родственной близости жизненного уклада андроновцев и казахов.

Существует этногенетическая связь казахов с более поздними племенами: саками, гуннами, уйсунями, кангюями, сарматами, и т.д.

По мнению некоторых ученых, существует прямая связь между племенами уйсуней и позже сформировавшимся казахским этносом, о чем свидетельствуют общие черты жизненного уклада. Это определяющая роль скотоводства в сочетании с кочевым образом жизни, использование юрты в качестве жилища, комплексное хозяйство (скотоводческо-земледельческое), молочно-мясное питание, выпекание хлеба из зерна и т.д. Кроме того, наблюдается сходство и в общественно-социальном устройстве. По данным источников уйсунское общество делилось на три части: левое крыло, центральное крыло и правое крыло, что можно провести параллель с тремя казахскими жузами. Это подтверждает этногенетическую преемственность.

Ученые считают, что непосредственное сложение казахской народности относится к началу тюркского этногенеза. Образцы хозяйственно-культурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев, туркменов).

Тюркские племена, населявшие территорию Казахстана перед монгольским завоеванием, были готовы к образованию единого народа. Примером является союз кимако-кипчакской конфедерации. Территорию от Алтая до Волги, занимаемая кипчаками, персидский поэт, путешественник и государственный деятель Насир Хосроу называет Дешт-и-Кипчак (Степь кипчаков). Этногенез казахов

Однако нашествие монгольских войск замедлило это процесс, фактически отодвинув его на несколько веков назад. Было разрушено сложившиеся хозяйственно-экономические и культурно-этнические связи. Многие тюркские племена были разобщены, лишены были прежней сплоченности. Под влиянием монголов произошли изменения и в системе руководства племен, в хозяйственной деятельности, обычаях, традициях.

Вместе с тем захватнические действия монголов внесли значительные изменения в этнический состав населения Казахстана. С монголами на территорию Казахстана прибыли с востока и обосновались такие племена как киаты, мангиты, барласы, коныраты, татар и др. Этногенез казахов

Для того, чтобы народ стал единым в этническом и политическом отношении, он, прежде всего, должен иметь собственную независимую государственность. Племена, стремящиеся к единению, были раздроблены в политическом отношении на различные государства, как Белая орда, ханство Абулхаира, Ногайская орда и Могулистан. Однако эти государства стали основой формирования казахской государственности, становления собственного этнического пространства. Хотя, все казахские племена и роды ушли в различные государства, говорили они на одном языке.

Формирование казахского народа закончилось между второй половиной XY в. и началом XYI века, когда было создано самостоятельное независимое Казахское ханство. Таким образом, было достигнуто еще одно условие формирования народности – название собственного государства.

Завершающий этап формирования казахской народности – это процесс выделения, обособления определенной группы племен из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей, находившихся на различных стадиях своего развития, каким было население Восточного Дешт-и Кипчака к началу второй половины XY века. Этот процесс выделения произошло под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических.

Таким образом, как видно из вышеизложенных фактов, формирование народности является очень длительным процессом. Его окончательное формирование охарактеризовать определенным временным периодом невозможно. Однако исторические, этнографические, антропологические и лингвистические источники, позволяют ученым – историкам Казахстана сделать вывод о том, что в XIV - XV вв. процесс формирования казахской народности завершился.

Антропологические аспекты происхождения казахского народа

Поиск истоков этнообразования казахского народа чрезвычайно сложен, и теснейшим образом связан с изучением седой древности Казахстана, а также сопредельных территорий.

ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА

Антропологические аспекты происхождения казахского народа

Поиск истоков этнообразования казахского народа чрезвычайно сложен, и теснейшим образом связан с изучением седой древности Казахстана, а также сопредельных территорий, насельники которых участвовали в обширных этногенетических процессах Евразии.

Среди множества аспектов происхождения казахского народа можно выделить два стержневых: лингвистический и антропологический. Есть все основания полагать, что оба процесса на рассматриваемой территории развивались параллельно, главным образом по исторической вертикали. Такой подход позволяет проследить преемственность и сохранившиеся “предковые” черты. Правда, в отдельные исторические эпохи определенную роль сыграло и развитие по горизонтальной линии. Примечательно, что в древности коренные насельники региона имели общую лингвистическую и антропологическую основу, и у современных потомков генетическая кластеризация в основном соответствует лингвистической. Древнюю историю Казахстана можно разделить на два больших периода: индоевропейский и тюркский. *

Первый период, несмотря на свою значительную временную отдаленность, пред стает перед нами как реально сформировавшаяся фаза не только с выраженными хозяйственно-культурными традициями, но и рядом известных этнических объединений и расовых образований. В лингвистическом отношении на этом этапе насельники не только Казахстана, но и обширного региона Евразии входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи'. Хронологически рассматриваемый период в Казахстане охватывает III—I тысячелетия до н. э.

Имеющиеся археологические артефакты Казахстана, связанные с этим периодом, свидетельствуют, что на его большей части была распространена так называемая андроновская культура эпохи бронзы. В его западной части наибольшее распространение получила срубная культура. В целом эти культуры обладали выраженными региональными чертами, которые, в свою очередь, послужили основой для нового уклада жизни потомков в виде номадизма в последующую эпоху раннего железного века. На этом этапе преемственность культурно-исторической общности местных насельников раннего железного века с периодом эпохи бронзы Казахстана, о чем свидетельствуют многочисленные археологические источники, не вызывает сомнения 2 .

В рассматриваемый период территория Казахстана по существу становится центром распространения так называемой “кочевнической триады”, характерной для всех евразийских степей, т. е. ареалом повсеместного бытования классических предметов вооружения, конского снаряжения и “звериного стиля” в оформлении изделий. Истоки этой триады, как полагают некоторые исследователи, восходят к древним казахстанским племенам андроновской культуры середины П тыс. до н. э. 3 Однако с открытием аржанской фазы развития номадических культур в последнее время региональные особенности евразийских племен от Хуанхэ до Дуная стали рассматриваться на фоне общего взаимодействия всего кочевого мира в целом 4 . Однако этот обширный кочевой мир имел своебразные локальные хозяй- Жтвенно культурные варианты. Одним из них являлись кочевые пле-Кена Казахстана эпохи раннего железного века.В этот период в евразийских степях в виде отдельных этнических Общностей зафиксированы индоевропейские племена под названием “скифы” (“саки”). Эти термины в сущности отражают одну и ту же Общность кочевых племен. Современниками сако-скифского племенного союза были савроматы, обитавшие в Западном Казахстане и за его пределами. Вместе с тем в древних источниках упоминаются их многочисленные подразделения с довольно туманной локализацией в европейских степях. Да и современная литература пестрит противоречиями об их местонахождении. Наиболее широкую освещенность в литературе получили племена массагетов, исседонов, аримаспеев и др. Некоторые исследователи последних лет настойчиво подчеркивают, что эти и другие этнонимы евразийских племен отражают не целостное этническое образование, а скорее обобщенное наименование нескольких определенных хозяйственно-культурных общностей 5 . Поэтому этническое определение в древних письменных источниках и современных археологических исследованиях относительно локализации различных кочевых объединений в евразийских степях эпохи раннего железа и античности становится слишком гипотетичным и нуждается в серьезном критическом изучении, возможно, и в пересмотре. Несмотря на это, сако-скифский племенной союз в Казахстане сохранил индоевропейскую общность в своем этнокультурном развитии до рубежа новой эры.

Такова в общих чертах этнокультурная ситуация, которая лежала в основе этнообразовательного процесса местных насельников в эпоху бронзы и раннего железа. На этом этапе вся совокупность важнейших компонентов хозяйственно-культурных традиций, этнического развития и лингвистической близости, в конечном счете, образовала предковую основу последующего процесса формирования культурно-исторической общности союзов племен Казахстана, включая и казахскую народность в целом. В пользу этого говорят основные результаты исследований по этнической археологии, этнологии, исторической этнографии и топонимике Казахстана. Это концептуальное положение находит наиболее важное обоснование в палеантропологических материалах Казахстана.

Как известно, объективным носителем, творцом и проводником ценностных ориентации всего этнокультурного наследия в различные исторические эпохи был сам человек. Но существует и биологическая сторона его природы, когда одновременно он составляет часть естественноисторической общности людей, генетически связанных между собой разной степенью родства. В геноме человека заложены его внутренние и внешние особенности, а родственная группа людей обладает своим определенным комплексом этих особенностей.

Замечено, что в силу географических и исторических причин в отдельных этнических группахчастота проявления наследуемых признаков варьирует по-разному. Именно характер распределения тех или иных генов среди представителей определенной общности людей может многое рассказать об этнической истории народа, его миграциях, контактах, смешениях или обособлениях в разные периоды. В основе данного антропологического исследования лежат принципы этноисторического развития и географического распределения генетических особенностей насельников Казахстана на протяжении ряда тысячелетий.

Обратимся к палеоантропологическим данным Казахстана эпохи бронзы, так как находки останков человека более ранних периодов очень фрагментарны. Согласно палеоантропологическим и археологическим данным, древнее население Казахстана в этот период сосрс-

|| доточивалось в центре большой этнокультурной области — Евразии ?; — и было одним из представителей обширного антропологического i пласта; степного типа протоевропейского расового ствола. Основная ;. часть этого большого региона, включая Казахстан и Среднюю Азию, была самой ранней областью обитания и расселения племен индоиранской культурно-исторической и лингвистической общности. На протяжении ряда тысячелетий носители этойдревнейшей цивилизации оставались важнейшим ядром в формировании более поздних региональных антропологических образований.

Палеоантропологические исследования позволили охарактеризовать внешний облик древних популяций Казахстана эпохи бронзы. В этот период на всей его обширной территории были распростране-, ны различные варианты древних европеоидов, но преобладающим .; антропологическим типом был степной, называемый также андро-новским по названию археологической культуры; Он имел мезокран-ный череп, низкое, широкое и хорошо профилированное в горизонтальной плоскости лицо, сильно выступающие носовые кости и низкие глазницы. Вместе с тем в некоторых частях Юго-Восточного (Семиречье) и Западного Казахстана обитали племена, сходные по фенооблику с локальным вариантом восточносредиземноморской расы. В целом эти и другие местные европеоидные расовые типы являлись тем мощным антропологическим пластом, на базе которого происходила дальнейшая трансформация генома древнего населения Казахстана'. Таким образом, у истоков древнего антропологического пласта Казахстана находились хорошо отличимые, ярко выраженные варианты европеоидной расы без следов притока генов восточного (азиатского) расового ствола. Следовательно, европеоидный облик древних популяций Казахстана был изначально явлением исключительно автохтонным, и важнейшие фены-признаки облика передавались из поколения в поколение.

Изучение палеоантропологии Казахстана эпохи раннего железного века показало, что население всего региона по-прежнему характеризовалось выраженными чертами европеоидной расы, известными и в эпоху бронзы. Другими словами, прослеживается четкая генетическая преемственность между населением двух рассматриваемых периодов Казахстана. Однако при скрупулезном анализе краниологических серий раннего железного века все же нельзя не отметить тенденцию, которая, несомненно, развивалась под воздействием фенов-признаков, привнесенных популяциями восточного происхождения (Центральная Азия). Но удельный вес монголоидных элементов был еще незначительным в фенооблике древних популяций Казахстана. В целом у местных племен скифо-сакского времени 1/6 часть физических черт уже принадлежала “восточному” комплексу, представители которого впервые с данного периода фиксируются на данной территории. На этом основании можно говорить, что середина I тыс. до н. э. стала началом инфильтрации восточных популяций и метисационного процесса у древних насельников Казахстана, когда ^элементы “восточного” расового ствола на рассматриваемой территории стали постепенно нарастать по мере приближения к позднему "I; Этапу средневековья. "" В раннежелезном веке несколько иная этнокультурная картина наблюдается в западной части Казахстана, где обитало кочевое объединение скифо-савроматских племен. Культурные очаги этой общности найдены в современных Актюбинской, Западно-Казахстанской, Атырауской и Мангистауской областях. Однако большая часть памятников скифо-савроматского времени обнаружена за пределами Западного Казахстана, а именно, в Среднем и Нижнем Поволжье и Южном Урале. Историю развития этой культурной общности некоторые исследователи связывают с указанными регионами. Вместе с тем савроматы Западного Казахстана обнаруживают ощутимую антропологическую связь с андроновцами степной зоны. Таким образом, в эпоху раннего железа на территории Казахстана мы сталкиваемся сдвумя культурными центрами: скифо-сакским и скифо-сармат-ским. Творцами первого были потомки местных популяций андро-новской культуры, второго — потомки древних популяций срубной культуры. В общем по археологическим данным между казахстанскими саками и савроматами прослеживается историческая близость в материальной культуре и укладе жизни 6 .

В антропологическом отношении черепа савромато-сарматского времени из Западного Казахстана характеризуются выраженным фенообликом южной ветви европеоидной расы. В масштабе этой расы по ряду морфологических признаков они сближаются с локальным вариантом восточносредиземноморского антропологического типа 7 .

В целом скифо-сарматские племена рассматриваемого региона по основным краниометрическим признакам все же оказываются близкими по фенооблику к сако-усуньскому миру Юго-Восточного Казахстана, представляя собой огромный сармато-усуньский континуум. Палеоантропологические материалы собственно усуньского времени представляются довольно информативными. Как известно, в конце I тысячелетия до н. э. в юго-восточной части Казахстана на смену этническому объединению племен сакского времени приходит новый племенной союз с этнонимом “усуни”, который, как полагают исследователи, в сущности является последней фазой развития сак-ской культуры. Поэтому подразделение племен на саков и усуней является условным, отражающим лишь разные этапы эволюции единой этнической общности 8 . В пользу этого говорят и данные палеоантропологии.

Рассмотрение краниологических серий усуньского времени демонстрирует непрерывную генетическую преемственность с предшествующим периодом, т. е. антропологическая основа местных популяций античйого времени по-прежнему остается древнеевро-пеоидной. Что касается генетической примеси восточных племен, то ее удельный вес несколько возрастает по сравнению с предшествующей скифо-сакской эпохой. В целом доля этого компонента среди местных популяций уже составляла 1/4 часть от общей массы.

Основная причина обнаруженной тенденции в расовой морфологии местных насельников несомненно связана с проникновением и оседанием хуннских племен из Центральной Азии. Однако на данном этапе наших исследований конкретный вклад в генофонд местных популяций пока остается не раскрытым из-за фрагментарности па-леоантропологических материалов по сармато-гуннским племенам,

|хотя их этнокультурное развитие оставило глубокий след в древней | истории Казахстана. К тому же проблемы тохарской (юэчжийской) ? цивилизации, оказавшей огромное влияние на этнокультурное развитие местных племен, еще слабо разработаны. ,1 ^ а остове приведенных и других данных можно заключить, что на | протяжении более двух тысячелетий до н. э. насельники Казахстана ? в антропологическом отношении обладали единой основой морфо-? физиологических особенностей. Она оказалась довольно устойчивой и, несмотря на многие эпохальные исторические события, происходившие в евразийских степях в I и II тысячелетиях н. э., в дальнейшем сохранилась в генетическом портрете современных казахов в виде предковых компонентов, характерных для населения бронзового и раннего железного веков Казахстана. Основанием для такого суждения служит весь обширный антропологический материал по современным казахам.

Начало I тысячелетия н. э. для большей части Евразии, включая Казахстан и Среднюю Азию, ознаменовалось новым этапом взаимодействия внутренних и внешних факторов в этно-и расогенетичес-ком развитии, вследствие чего наступила кардинальная трансформация древнего культурно-исторического уклада жизни местных племен и совершился переход к прототюркской этно-культурной и языковой общности.

Как известно, во втором периоде происходили многочисленные локальные миграции кочевых племен на Запад и образование разных кочевых объединений с тюркоязычными наречиями на территории Казахстана. Огромная площадь последнего с относительно стабильными хозяйственно-культурными традициями в силу своего исторического развития и географического положения надолгие тысячелетия стала естественным мостом между Востоком и Западом, а ее коренные насельники были в самом центре миграционных путей Евразии. Что касается генофонда местных популяций этих периодов, то посредством ряда миграций и последующего смешения населения его состав, несомненно, подвергался неоднократным генетическим

“добавкам” со стороны кочевых племен восточного происхождения. Палеоантропология Казахстана этого времени свидетельствует об этом (рис. 1.). Масштаб притока этих генов был разным и, естественно, оказал определенный эффект на фенооблик местных популяций. Это особенно заметно при сопоставлении краниологических серий усуньского и тюркского периодов. Тем не менее основная масса местных этнических образований тюркского времени оставалась европеоидной, сохраняя генетические особенности предшествующих им древних племен. Если обратиться к общему соотношению двух ведущих расовых компонентов в физическом облике местных насельников рассматриваемого времени, то условная доля монголоидных элементов в целом составила 1/3 часть генофонда популяций. В ряде локальных групп уровень примеси достигал 1/2 части от общего генофонда. В некоторых краниологических сериях, в частности в притобольской серии VIII—Х вв. н. э. из Северного Казахстана, условная доля монголоидности достигла 2/3 части от общей массы 9 . Аналогичное явление наблюдается в пограничных зонах (Поволжье и Приуралье), близких к западной части Казахстана, где у локальной популяции XI и XII—XIV вв. монголоидная примесь составляла столько же, сколько у нынешних представителей казахстанского варианта тураноидной (южносибирской) расы 10 . Все это указывает на то, что степень смешения физических черт на древней европеоидной основе с пришлыми монголоидами, характерная для современных казахов, имела место в отдельных частях Казахстана уже в тюркское время.

Для большинства популяций казахстанско-среднеазиатского региона конец I и начало II тысячелетия н. э. ознаменовались успешным социально-экономическим и культурным развитием. В ряде оседлых и полуоседлых районов Казахстана усилился процесс консолидации между близкими и далекими племенными объединениями. Для населения Казахстана этой эпохи в целом характерна выраженная тенденция к сложению определенной единой общеэтнической основы, обусловленной как географическими, так и культурно-историческими факторами. Таковыми являются расселенность в основном на территории с однообразным ландшафтом и схожим климатом, однотипность хозяйственно-культурных традиций, единство языка и общность происхождения. Однако нашествие монголов в начале XIII в. и создание на территории Казахстана монгольских улусов приостановили на долгие годы процесс завершения этнокультурного образования единой казахской народности.

При сопоставлении краниологических серий казахов с сериями черепов “монгольского” и тюркского времени обнаруживается, с одной стороны, непрерывная генетическая преемственность между населением указанных периодов, с другой — дальнейшее усиление притоков генов “восточной” ориентации (см. рис. 1). В целом, за время монгольского господства условная доля восточного компонента у местных насельников увеличилась примерно на столько же, насколько и в тюркское время (около 20%). На этом основании можно утверждать, что монгольская экспансия не сопровождалась массовым переселением центральноазиатских племен или полным вытеснением местных племен в другой регион и в целом не могла

вызвать резкой смены генетической структуры местных популяций. Антропологически ее основная роль свелась к очередному усилению метисационного процесса среди древних потомков края. Вместе с тем следует указать, что этот не столь уж большой приток генов в “монгольское” время в масштабе всего Казахстана оказался достаточно эффективным, чтобы в фенооблике популяций формально стал превалировать восточный компонент над западным, т. е. за все время истории контактов доля привнесенного компонента достигла 2/3 части от общего генофонда. Такое соотношение главных составных компонентов в антропологическом составе населения Казахстана остается относительно устойчивым от позднего средневековья до сегодняшнего дня (рис. 2).

Расовое своеобразие казахов: в нас столько всего намешано…

Загадки этногенеза

Какие исторические процессы происходили на территории Казахстана 4-5 тыс. лет назад, каково соотношение индоевропейского/индоиранского/индоарийского, тюрко-монголоидного и славянского компонентов в нашей хаотичной этногенетической истории? Когда и откуда индоевропейцы (индоиранцы и индоарии) появились на просторах Великой казахской равнины, какими были их антропогеноз и культурогенез, вклад в этноисторию казахов, след в их физическом облике?

Например, почему у казахов 70% монголоидных и 30% европеоидных черт? Дает ли это нам право считать себя потомками древнейших индоевропейцев, индоиранцев и индоариев? Почему северные казахи более европеоидны и менее монголоидны, а южные, наоборот, – более монголоидны и менее европеоидны ?

При этом неплохо бы поучиться у более развитых народов почитанию своей истории. Например, в Европе создана единая этноисторическая база данных, где исследованы, подтверждены и задокументированы миграции, передвижения и расселение на территории Старого Света 891 этнической группы за последние 4 тысячи лет. Таким образом, европейцы – потомки отвратительных неандертальцев и малосимпатичных кроманьонцев, а также различных племен-мигрантов со всего света – имеют полную картину своего далекого темного прошлого для строительства светлого будущего.

Неплохо бы и нам подсчитать и составить такую же таксономическую схему или таблицу с информацией обо всех племенах, народах и этносах, проживавших на современной территории Казахстана в течение 5 тысячи лет, чтобы получить подробную этногенетическую, антропологическую и лингвистическую картину. Вне сомнения, чтение этого увлекательного тезауруса было бы не менее интересным, чем таксономическая история европейцев, американцев или китайцев, а, может быть, более захватывающим и даже в чем-то интригующим.

История Казахстана на протяжении тысячелетий – это история обширной контактной зоны Большой Евразии, где происходили непрерывные миграции (в самых разных направлениях) многочисленных этнических групп, племен, народов с иными языками и культурами, носителями разнообразных антропологических типов. Все они приняли участие в формировании различных протогосударственных объединений, племенных союзов и ранних государств, в этногенезе протоказахов и современного казахского этноса.

Из глубины тысячелетий

Эти положения требуют выяснения времени начала формирования на территории Казахстана арийского ираноязычного населения, реконструкции этногенетических процессов, начиная с эпохи энеолита в IV-III тыс. до н.э., бронзы в II-I тыс. до н.э. и эпохи ранних кочевников железного века в VIII-II вв. до н.э. Для чего необходимо обратиться к истории древнейшего индоевропейского народа планеты.

Позднейшие тюрки переняли и развили достижения индоевропейцев-ариев, доведя степную цивилизацию до высшей степени совершенства. И если древние индоиранцы и индоарии были чистыми европеоидами средиземноморского типа, то в древнетюркскую эпоху и в средневековье стал формироваться современный монголоидный антропологический тип казахов.

Зарождение номадизма

Самый сложный и спорный вопрос историко-лингвистической науки – прародина индоевропейцев и его составной части - индоиранских этносов, которые внесли огромный вклад в историю мировой цивилизации. Исследователи этой проблемы, основываясь на одних и тех же археологических, антропологических и лингвистических данных, часто приходят к противоположным выводам.

На протяжении последних 150 лет ученые помещают индоевропейскую прародину в самых разных ареалах Евразии. Ни одна гипотеза не является абсолютно убедительной, тем не менее принято считать, что причерноморско-прикаспийская гипотеза их прародины является если и не наилучшей, то и не самой худшей среди других.

Великая Евразийская степь - уникальная экологическая система, с запада на восток она протянулась на 7500 км от Дуная до Великой Китайской стены. Составная ее часть - Каспийско-Причерноморская зона – это обширная степная полоса, природно-климатические особенности которой создавали идеальные условия для экстенсивного скотоводства. Степь располагала бескрайней кормовой базой для скота, обладала необходимым биологическим фоном (наличие диких лошадей, верблюдов и овец), открывала большие перспективы для освоения новых пространств, дальнейшего развития подвижных форм скотоводства, получения значительного и даже избыточного прибавочного продукта, а также выработки новых форм общественной жизни.

Таким образом, во второй половине IV тыс. до н.э. – первой половине III тыс. до н.э. в степной полосе Восточной Европы, включая Волжско-Уральское междуречье, начал формироваться принципиально новый тип хозяйства – подвижное скотоводство. Наиболее приспособленное к экологической нише степей, оно породило экономику, развитие которой в дальнейшем привело к формированию номадизма. Номадизм, без сомнения, в данной экологической зоне был экономически более выгоден, чем примитивное земледелие. Важнейшим прорывом стало приручение дикой лошади-тарпана, который в свете хромосомной теории рассматривается палеозоологами как наиболее вероятный предок домашней лошади.

От европеоидов к монголоидам

Сегодня окончательно утвердилась мнение ученых о восточно-европейской прародине индоевропейцев и степной прародине индоиранцев и индоариев. Бассейны рек Урал, Эмба, Иргиз, Нура, Есиль, Тобол, Торгай, Иртыш, горы Мугоджары и Улытау, просторы Сары-Арки стали этапными маршрутами продвижения индоевропейских племен к восходу солнца, в поисках новых пастбищ и рудников. Отсюда индоевропейские и индоиранские племена расселились на занимаемых ныне их потомками территориях. Поэтому нет никаких сомнений в том, что далекие индоарийские предки казахов составляли часть большой индоевропейской общности.

Во 2-й половине III тыс. до н.э. единая индоевропейская общность стала на путь распада и территориального разобщения, когда образовались две большие новые общности, кардинально изменившие этническую карту Евразии.

Первая - среднеевропейская общность в составе будущих славян, балтов, германцев, кельтов, италиков. Она переместилась на территории Центральной Европы, Северо-Западного Причерноморья и Балкано-Дунайского региона, где возникли современные европейские народы.

Вторая – арийская общность в Юго-Восточной Европе. Примерно 2500 лет назад она распадается на две ветви - протоиндоиранскую и протоиндоарийскую, которые уходят на восток, за Волгу, постепенно заняв обширные степи Казахстана. Затем одна из этих групп, индоарии, через Южный Казахстан и Среднюю Азию достигла Индии, где смешалась с древнейшими жителями цивилизаций Мохенджо-Даро и Хараппы, а часть индоариев переселилась в Восточный Иран и даже Шри-Ланку.

Замечательной иллюстрацией прогресса индоираноарийского мира в середине II тыс. до н.э. стала уникальная андроновская культурно-историческая общность, охватившая территорию Евразии от Урала до Енисея. Ее ярким памятником является бегазы-дандыбаевская культура ариев Центрального Казахстана на этапе поздней бронзы в XII-IX вв. до н.э., открытая выдающимся ученым А.Х.Маргуланом. Этот регион длительное время был центром всего индоиранского мира, где господствовала молодая и энергичная раса андроновцев-ариев. Они были чистыми европеоидами без какой-либо примеси монголоидных признаков, отличались высоким ростом, могучим телосложением и массивными черепами. В них можно увидеть черты древнейших индоариев, обитавших прежде на всей территории Казахстана. В позднейшую скифскую и гунно-сарматскую эпохи типичные европеоиды и классические монголоиды центрально-азиатского происхождения мирно сосуществовали друг с другом.

До эпохи Великого переселения народов в II-VII вв. н.э. физический тип протоказахов (усуней, канглы) был еще близок к европеоидному расовому типу. И лишь с началом древнетюркской эпохи (середина VI в. н.э.) возникает явление, которое в науке называют антропологической диффузией: в физическом облике протоказахов-европеоидов растет чуждый им антропокомпонент, который впервые принесли орды азиатских гуннов. Антропогенез предков казахов начинает кардинально меняться, приобретая все более очевидные монголоидные расовые черты (прежде всего краниологические признаки и особенности строения туловища). Позже этому также способствовали завоевательные походы каракитаев (киданей) в XI-XII вв., возникновение государства Караханидов в X-XII вв., переселение найманов в конце XII- начале XIII вв., нашествие монголов Чингисхана в XIII-XIV вв. и агрессия джунгарских захватчиков в XVII-XVIII вв.

Что будет завтра?

Таким образом, этногенез казахского народа с антропологической точки зрения представляет собой процесс автохтонного развития первоначально на индоевропейской расовой основе, начиная с эпохи энеолита и ранней бронзы, но сопровождавшийся затем мощной антропологической монголо-тюркоязычной диффузией с первых веков нашей эры.

И сегодня в физическом составе казахской нации присутствует редко встречающееся антропологическое своеобразие: 70% монголоидных признаков и лишь 30% прежних европеоидных отличий (возможно, даже меньше). В то же время у современных казахов встречаются как ярко выраженные монголоиды, так и европеоиды, представители средиземноморской и даже экваториальной рас как итог смешения и метисации разных народов и этносов на протяжении веков и тысячелетий.

В заключение отмечу, что в исторической перспективе не приходится надеяться на кардинальную перестройку физических особенностей основной массы ярко выраженного монголоидного облика казахского народа. Можно лишь предполагать, что с дальнейшим развитием урбанизации и переселением основной массы казахов в современные мегаполисы типа Астаны и Алматы культурогенез и морфология казахов будут постепенно изменяться. Особенно в центральных и северных регионах Казахстана, где это будет происходить под влиянием столичного мегаполиса.

В настоящее время среди 228 стран мира Казахстан по уровню урбанизации занимает 140-е место. Доля городского населения в РК составляет 57%, тогда как в развитых европейских странах она колеблется от 75% до 85%. По мере усиления урбанизации начнет формироваться неоказахская европеоидная группа: ее представители станут высокообразованными англоязычными интеллектуалами с европейским менталитетом, синтетической культурой и психологией, рослыми, светлокожими и кареглазыми, с мягкими шелковистыми волосами и отсутствием эпикантуса.

То есть, они будут напоминать представителей промежуточной австралоидной расы, станут носителями более европеоидной и менее монголоидной комбинации расовых признаков. Но при этом неоказахи, разумеется, не перестанут быть истинными казахами, поскольку многие вековые традиции и привычки сохранятся как реликт былой эпохи. Как говорили древние, можно покорить кочевников, но невозможно изменить их.

Если же в перспективе, ближайшей или отдаленной, новая волна антропологической диффузии придет с востока (активное проникновение и заселение Казахстана ханьцами - потомками синантропов), то это может привести к сильному изменению физического облика наших потомков в сторону азиатов-монголоидов: вьетнамцев, малайцев, тибетцев, филиппинцев, островитян Океании и других. В таком случае нельзя исключать и исчезновения казахов как этноса. Кому как нравится, но лично я хотел бы, чтобы наши потомки были больше похожи на европеоидных ариев-индоиранцев, чем на монголоидов-китайцев…

Автор: Мурат Абдиров, доктор исторических наук, профессор Университета международного бизнеса
Источник

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели, задачи:Определять этапы этногенеза на территории Казахстана, выявляя преемственность этнических процессов.

План учебного занятия

(теоретического обучения)

Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана.

(тема занятия)

Наименование модуля /дисциплины__ история Казахстана

Подготовил педагог __Рихтер Ольга Антоновна

1. Общие сведения

Курс, группа _ 1 курс_________________

Тип за­нятия изучение нового

2. Цели, задачи: Определять этапы этногенеза на территории Казахстана, выявляя преемственность этнических процессов.

3. Перечень ожидаемых результатов, которыми овла­деют обучающиеся в процессе учебного занятия:

-анализирует этапы этногенеза на территории Казахстана, устанавливая связи между историческими событиями древности и средневековья;

-выявляет преемственность этнических процессов.

4. Необходимые ресурсы:

- техническое оснащение, презентационный материал,

учебник по Истории Казахстана 10 класс, §§17-23.

- УМО - раздаточный материал.

5. Привитие ценностей:

-Воспитание чувства патриотизма и сопричастности с историей Отечества и базовыми ценностями казахской государственности, осознание своих исторических корней.

6. Языковые цели: формирование и осмысление понятий: этнос, этногенез, этническое самосознание, ассимиляция, интеграция, дифференциация, культурно- генетический код.

7. Исторический концепт – причина и следствие, изменение и преемственность, доказательство, сходство и различие, интерпретация.

8. Межпредметные связи- взаимосвязь с предметами: всемирная история, культурология, социология.

Начало урока

(10 мин)

Организация атмосферы дружелюбия.

1.Приветствие, отметка присутствующих и отсутствующих.

2.Психологический настрой на изучение темы.

- Приветствуют педагога и друг друга.

-Слушают педагога, отвечают на вопросы, формулируют тему, цель урока и записывают в тетрадь.

Середина урока

(40 мин)

Педагог знакомит обучающихся с заданием и дескрипторами.

Обучающимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника стр.69-72. (получают рабочие листы с заданиями).

Обучающимся предлагаются таблица с терминами, которым они должны дать пояснение:

Читайте также: