Неореализм в кино кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ещё до войны и во время неё в Италии выпускались журналы о кино - Cinema и Bianco e Nero (последний существует до сих пор), – где молодые критики, не стесняясь выражений, комментировали выходящие фильмы. Помпезные провластные картины им не нравились, зато более реалистические работы они оценивали высоко. Когда в июне 1944 года Италия была освобождена, они взялись за кинокамеры. Вот так и появился неореализм.

(Тут, конечно, вспоминается французская Новая волна, про которую говорят, что её двигателями были вчерашние кинокритики, которые решили показать, каким должно быть настоящее кино. Особенно это трудно не вспомнить сейчас – редакция Cahiers du Cinéma, в которую все эти французские ребята писали, ушла в отставку буквально на прошлой неделе.)

С течением времени во многих областях человеческой деятельности происходит переход от взаимодействия с какими-то сконструированными объектами к работе с жизнью и натурой. Такое случалось и в живописи, когда импрессионисты вышли из душных мастерских на открытый воздух, и, например, в лингвистике, – и, рано или поздно, такое должно было произойти и в кино. В 40-х годах это наконец случилось.

После этого начало выходить огромное количество неореалистских фильмов, которые снимали и люди, до этого только писавшие о кино, и люди с кинематографическим опытом, такие как Витторио де Сика и Лукино Висконти.

Пусть неореализм ушёл в историю и даже люди, которые снимали фильмы этого направления, в итоге от него отказались, он всё равно остаётся вехой в истории кинематографа – как итальянского, так и мирового.

Неореализм — одно из самых ярких художественных явлений послевоенных лет в мировой культуре. Возникший одновременно и в литературе, и в изобразительном искусстве, мощнее и дольше всего неореализм развивался именно в кино.

С чего все началось?

Движение неореализма не было никак оформлено, по сути это было движение единомышленников. Творческие манеры режиссеров-неореалистов весомо различались.

Основные черты

В центре внимания неореалистов всегда находился трудящийся, простой человек — партизан, безработный, рыбак, крестьянин — и рассказ о его жизни, о столкновении с враждебным ему, несправедливым и жестоким обществом.

Рассказ этот был прост и безыскусен, максимально приближен к подлинной жизни.

Фильмы снимались в документальной манере, в тех местах, где действительно происходили показанные события: в разрушенных городах и сельской местности.

Максимально доподлинны были и исполнители ролей — в большинстве своем непрофессиональные, взятые из гущи народной жизни. Профессиональные актеры, если и присутствовали, то исполняли совершенно нетипичные для себя роли, сливаясь с ансамблем непрофессионалов.

Диалоги часто носили импровизированный характер , в них использовался разговорный язык, часто — местный диалект.

Неореалисты намеренно отказались от демонстрации природных красот и величественной архитектуры Италии, они впервые показали подлинное лицо страны, разрушенной войной.

Почти все неореалистические фильмы черно-белые, и почти в каждом из них присутствуют дети - одновременно безвинные жертвы несправедливого общества и надежда на лучшее будущее.

В общем и целом, неореалистические ленты отличает стремление к максимальной правдивости с помощью минимума изобразительных средств.

Закат и влияние на кинематограф

Почти на десять лет неореализм стал господствующим направлением в итальянском кино. Как определенная поэтика, стилистика и киноязык он перестал существовать к середине 50-х. В работах Феллини и Антониони социальные проблемы, рассматриваемые неореалистами, уступили место исследованию внутреннего мира отдельной личности. Её потребности, отчуждение от общества и трагическая неспособность общаться стали главной темой итальянских фильмов 60-х.

Достижения неореалистов во многом предопределили будущие успехи итальянского киноискусства. Кроме того, неореализм повлиял и на мировое кино: на прогрессивное кино Франции, Испании, Соединенных Штатов, Японии, Индии, Латинской Америки, а также на молодое кино Кубы и Советского Союза.

Больше материалов об авторском кино ищите на канале в Telegram.

История

К 1952 г. популярность неореализма сошла на нет: послевоенная нищета и неустроенность уходили в прошлое, доходы итальянского населения неуклонно росли, коммунисты стали терпеть поражения на выборах. На первый план в итальянском кинематографе выступили более утонченные режиссеры-модернисты — Федерико Феллини и Микеланджело Антониони. Помимо них, с неореализма началась карьера выдающихся актрис Анны Маньяни и Сильваны Мангано. Многие принципы неореализма оказались востребованными пришедшими ему на смену движениями — такими, как французская новая волна, новое немецкое кино и Догма 95.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Неореализм в кино" в других словарях:

КИНО — искусство, не просто специфическое для ХХ в., но в определенном смысле создавшее сам образ ХХ в. Поэтому естественно, что К. разделяет с ХХ в. самую острую его онтологическую и эстетическую проблему: проблему разграничения текста и реальности (см … Энциклопедия культурологии

НЕОРЕАЛИЗМ — (от греч. neos новый и позднелат. reales вещественный), мощное идейно художественное направление, в итальянской культуре, преимущественно в кинематографе, с окончания Второй мировой войны, в первые послевоенные годы. Был вызван к жизни… … Энциклопедия кино

Неореализм (направление в итал. кино и лит-ре) — Неореализм, направление в итальянском кино и литературе середины 40 ‒ середины 50 х гг. 20 в.; новая форма реализма, сложившаяся после 2 й мировой войны 1939‒45, в борьбе за антифашистское и демократическое национальное искусство. Историческая… … Большая советская энциклопедия

НЕОРЕАЛИЗМ — 1) направление в итальянском кино и литературе сер. 40 х сер. 50 х гг. 20 в. Фильмы, основанные на документальнх фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями. Художественный манифест фильм Рим открытый город… … Большой Энциклопедический словарь

НЕОРЕАЛИЗМ — НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итальянском кино, возникшее на исходе 2 й мировой войны. Фильмы 1945 52 (режиссеры Р. Росселлини, В.Де Сика, П. Джерми, Дж. Де Сантис, Л. Висконти и др.) запечатлевали жизнь Италии последних военных и первых послевоенных … Современная энциклопедия

Неореализм — направление в итальянской живописи и графике середины 1940 х середины 50 х гг. Получило название по одноименным и одновременным направлениям в итальянском кино, литературе и театре. Основные предпосылки сложения неореализма в итальянской… … Художественная энциклопедия

Неореализм — НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итальянском кино, возникшее на исходе 2 й мировой войны. Фильмы 1945 52 (режиссеры Р. Росселлини, В.Де Сика, П. Джерми, Дж. Де Сантис, Л. Висконти и др.) запечатлевали жизнь Италии последних военных и первых послевоенных … Иллюстрированный энциклопедический словарь

неореализм — а; м. 1. Современное философское направление, связанное с возрождением и развитием идей реализма (1 зн.). // Направление в изобразительном искусстве (главным образом США) 50 60 х гг. 20 в., пропагандировавшее возврат к реалистическим традициям, а … Энциклопедический словарь

Неореализм — • НЕОРЕАЛИ ЗМ НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итал. кино, возникшее после 2 й мировой войны и представлявшее собой новую форму критич. реализма. Н. был вызван к жизни антифаш. Движением Сопротивления, ставшим для Италии великой демократической… … Кино: Энциклопедический словарь


Суть неореализма заключалась в том, что в центре его сюжета находился маленький простой человек, — это мог быть партизан, рыбак, рабочий на заводе, крестьянин, — и повествование велось о его жизни, о трудностях, которые подстерегали его при любом столкновении с большим и враждебным миром. Неореализм отражал правду без прикрас и был максимально приближен к реальной жизни.

Непреодолимое стремление неореалистов после многолетней фашистской лжи, демагогии, подмены понятий и цензуры отразить правду жизни отчетливо отразилось в их новом искусстве.



Рим освободили союзные англо-американские армии 5 июня 1944 года. Война шла еще целый год, — фронт долгое время находился у Флоренции. Но молодое кино, как только страна избавилась от фашистских оккупантов, вышло из подполья и стало активно развиваться чтобы наверстать упущенное.


Время, место и кино: Италия. 1940-е. Неореализм

Time Out запускает новую познавательную рубрику. Дважды в месяц мы будем рассказывать о ключевых явлениях мирового кинематографа на примере 5 знаковых фильмов в их историческом, политическом и культурном контексте. Все как в заглавии — время, место и кино. Начинаем с Италии и неореализма, первого и самого влиятельного направления европейской культуры в послевоенные годы.

Roma città aperta


Режиссер: Роберто Росселлини

В ролях: Альдо Фабрици, Анна Маньяни, Марчелло Пальеро

Был принят ряд протекционистских законов.




Что это был за фильм? Реализовав сразу все принципы революционного течения, открыв миру живой итальянский народ и страну, показанную с невиданными прежде свободой, состраданием и социальным оптимизмом, он еще и стал точкой пересечения судеб трех знаковых для всего итальянского кино фигур.

Не было, кажется, еще ни одного учебника по истории кино, где послевоенный период обошелся бы без черно-белых кадров убийства героини Маньяни на изуродованной войной улице открытого в августе 43-го Рима.


Time Out разобрался в том, как устроен современный русский дубляж, с чего он начинался и с какими сложностями сталкиваются люди, переводящие зарубежные фильмы.


Ladri di biciclette


Полуразрушенные улицы вместо студийных павильонов, непрофессиональный актерский состав, обыденные ситуации. И, конечно, целенаправленно выбранный документальный стиль: естественный свет, долгие планы, отказ от сложных монтажных приемов. Все это подчеркивала разнородность приобретенной у уличных фотографов пленки. Вот главные принципы неореализма.

Режиссер: Витторио Де Сика

В ролях: Ламберто Маджорани, Энцо Стайола, Лианелла Карелль, Елена Алтери

Изображение слилось с реальностью, сделав своих авторов проводниками аутентичной итальянской действительности на экранах кинотеатров по всему миру.



Главной целью режиссера было показать драматическую, поразительную сторону событий, о которых никогда не написали бы газеты. Так героем стал расклейщик афиш, а трагедией — кража велосипеда, жизненно необходимого для только что найденной работы.

Фильм был построен как безнадежное блуждание мужчины и его сынишки, семенящего рядом, по римским улицам в поисках пропажи. При этом и сюжет, и актерская игра, и сама режиссура — на деле тщательно проработанные, опробованные и продуманные до мельчайших подробностей — в нем словно отсутствовали.

Все, что случалось на экране — кража, дождь или ложные наводки — казалось случайным и воспринималось как хроника.

На фоне этой ясности и проявился гуманизм авторов и всего неореализма: безликий, недостойный газетной заметки случай вырос в трагедию. Социальная драма обрела этическую глубину благодаря присутствию в кадре ребенка.


Time Out собрал 9 тематических программ из фестивальных лент, доступных для просмотра в онлайн-кинотеатрах.



Режиссер: Альберто Латтуада

В ролях: Анна Маньяни, Амедео Наццари, Карла Дель Поджо, Карло Кампанини


Социальная повестка таких фильмов заключалась главным образом в том, что запечатленный в них криминал зачастую возникал там, где возвращавшиеся из Германии, России, Греции, Северной Африки и Восточной Европы солдаты встречались с невозможностью найти легальную работу и адаптироваться к мирной жизни честно. Таких случаев тогда насчитывались тысячи. Другой их стороной были расколотые семьи и перемены в традиционном укладе жизни итальянских женщин, многие из которых выживали только в публичных домах.



Time Out составил расписание из 10 важнейших кинофестивалей России и мира, которые имеют точные даты проведения и уже готовятся к приему гостей.



Режиссер: Джузеппе Де Сантис

В ролях: Витторио Гассман, Дорис Даулинг, Сильвана Мангано, Раф Валлоне

Франческа примыкает к сборщицам урожая, а Вальтер, соблазнив главную среди них красавицу, замышляет с ее помощью новое, еще более масштабное преступление…

Раскручивая этот мелодраматический сюжет, с успехом дебютировавший в режиссуре коммунист Де Сантис не только покажет современные фильму проблемы провинции — дефицит продовольствия, нелегальную работу, тяжелейшие условия труда и мизерную за него плату. Параллельно с этим он воспоет солидарность и силу рабочего класса и обличит дурное влияние популярной американской культуры на итальянцев.


Обладая невозможными для малобюджетного неореализма средствами и техникой, краном и специальной деревянной долли для влажного поля, работая на натуре целых 75 дней и мучительно долго репетируя ключевые сцены, он снял свой неореалистический шедевр по зрительским законам заокеанских студий.

Вместо разговоров девушек за работой у него, как в мюзикле, звучали песни, сцены уборки риса напоминали рабский труд на хлопковых полях Америки, а сексуальное притяжение считывалось в страстных буги-вуги. Эффектейший финал был решен в духе классического гангстерского фильма.



Time Out собрал список постельных сцен, которые в свое время произвели настоящий фурор и повлияли не только на развитие кинематографа, но и на восприятие сексуальности в целом.


L’amore in città


Основной массив неореалистических фильмов был снят в первую послевоенную пятилетку, образовав единый и беспредельно доминирующий в итальянском кино фронт борьбы за повседневное.

Позже, когда разруха во многом была преодолена, в кино пришли деньги, а зритель на фоне экономических и социальных перемен устал от достоверности, неореалистические работы появлялись скорее вспышками.

Режиссеры: Карло Лидзани, Микеланджело Антониони, Дино Ризи, Федерико Феллини, Альберто Латтуада, Франческо Мазелли и Чезаре Дзаваттини

В ролях: Рита Йоса, Розанна Карта, Энрико Пелличчия, Донателла Марросу, Паоло Пачетти, Нелла Бертуччьони



Почерк, которым он написал случай из жизни брачного агентства — раскачивающийся ритм, наполненность фона персонажами, некий фантастический отсвет истории — все это уже скоро получит новые, далеко выходящие за рамки неореализма воплощения.


Теоретики: Чезаре Дзаваттини, Умберто Барбаро

Режиссеры: Роберто Росселлини, Витторио Де Сика, Лукино Висконти, Джузеппе Де Сантис, Альберто Латтуада, Пьетро Джерми, Луиджи Дзампа и другие

Актеры: Анна Маньяни, Марчелло Пальеро, Альдо Фабрици, Массимо Джиротти, Сильвана Мангано, Витторио Гассман, Раф Валлоне, Лючия Бозе, Карла Дель Поджо, Амедео Наццари и другие

Читайте также: