Жан мишель жарр биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Детство и юность

Жан-Мишель Андре Жарр родился 24 августа 1948 года, мальчик с раннего детства жил в мире музыки. Его дед числился среди изобретателей-звукоснимателей для проигрывателей виниловых дисков. А отец сочинял музыку к кинолентам, которые впоследствии стали популярными.

Жан-Мишель Жарр в молодости

Жан-Мишель Жарр в молодости

Когда мальчику исполнилось 5 лет, родители развелись: отец переехал в Америку, а Жан-Мишель жил с мамой в пригороде Парижа. Отношения у отца и сына не сложились. В это же время Жан-Мишель учится играть на фортепиано, берет уроки гармони, контрапункта и фуги в консерватории Парижа.

Музыка

Для достижения успеха Жарр с удвоенной энергией погрузился в мир электронной музыки. В успех Жан-Мишеля поверил Фрэнсис Дрейфус, без его поддержки талант музыканта мог бы остаться незамеченным. Он - первый из французских продюсеров, который сконцентрировался на джазе и электронике.

Жан-Мишеля часто сравнивают с Дидье Маруани, который в те времена был известен как участник группы Space. Одни считают, что композиции Жан-Мишеля многомернее, а воздействие музыки – глубже. Другие выделяют треки Маруани как гораздо более чувственные.

После выхода двух успешных работ последовал грандиозный проект. Одним июльским вечером 1979 года в Париже на площади Согласия на концерт Жан-Мишеля собралось больше миллиона человек. Имя композитора попало в Книгу рекордов Гиннесса, а в музыке появились новый формат и неординарный стиль.

Шоу Жан-Мишеля Жарра и Дидье Маруани (группа Space)

Шоу Жан-Мишеля Жарра и Дидье Маруани (группа Space)

Последующие альбомы раз за разом поднимали французского композитора-мультиинструменталиста на вершины чартов, а Жарр постоянно находился в поисках нового. После мини-турне по Китаю Жан-Мишель находит вдохновение в совмещении непохожих культур. Мелодия электронного синтезатора гармонично соединилась с китайскими инструментами в последующих произведениях. Это обогатило его индивидуальный стиль и принесло автору ещё большую популярность.

Это должно было стать грандиозным событием, но так и осталось несбыточной мечтой из-за трагедии с шаттлом Челленджер, где музыкант потерял друга. Потрясенный Жан-Мишель уже собирался отменить концерт. Но астронавты NASA уговорили не делать этого, объяснив, что концерт должен состояться, уже как дань уважения погибшим астронавтам.

Другая мечта музыканта, запланированная в этом же году, едва не осталась просто мечтой. Во времена, когда Францию захлестнула волна терроризма, Жан-Мишель должен был провести концерт перед Папой Римским. Это мероприятие было под угрозой срыва, но усиление мер безопасности позволило осуществить задумку.

Личная жизнь

Первой женой Жан-Мишеля стала Флор Гийяр, отношения продлились 2 года. В этом браке родилась дочь Эмилия. Вторую жену мужчина встретил на обеде в Сен-Тропе, когда оба состояли в неудачных браках. Ею оказалась Шарлотта Рэмплинг, с которой в 1978 году Жан-Мишель узаконил отношения, просуществовавшие 18 лет. От союза родился сын Дэвид.

Жан-Мишель Жарр и Шарлотта Рэмплинг

Жан-Мишель Жарр и Шарлотта Рэмплинг

После второго развода у Жан-Мишеля были отношения с Изабель Аджани, но они не продлились долго. В мае 2005 года музыкант женился на французской актрисе Анн Парийо, но через 5 лет было объявлено о разводе. В качестве причины называют нежелание актрисы мириться с плотным рабочим графиком Жарра.

Жан-Мишель Жарр сейчас

Сейчас композитор ведет активную социальную жизнь. Жан-Мишель является президентом Всемирной ассоциации авторско-правовых обществ CISAC. По словам композитора, большая часть денежных средств оседает в корпорациях, которые за бесценок выкупают разоряющиеся контент-компании и забирают их в состав структуры. Жарр считает, что государства обязаны усилить роль и влияние в области культуры и искусства. А страны, отдающие эту отрасль на откуп корпорациям, не имеют будущего.

Жан-Мишель Жарр в 2018 году

Жан-Мишель Жарр в 2018 году

Жан-Мишель увлечён деятельностью в CISAC, так как организация серьезно помогает авторам. В марте 2018 года музыкант выступил в Брюсселе с предложениями касательно авторского права. Европарламент не принял эту директиву, но проект закона отправится на доработку и после внесения правок, возможно, будет принят.

Там, где у многих музыкантов заканчивается карьера, талант Жан Мишеля находит новые возможности, поэтому он один из немногих, кому удалось наполнить Парижскую Оперу звуками электронной музыки. До него еще ни один молодой музыкант не выступал в престижном французском зале, представляя масштабный проект-оперу из семи частей по количеству цветов радуги.

Жан-Мишель Жарр

Предопределено судьбой

Учебу в средней школе юному Жану пришлось совмещать с занятиями в Парижской консерватории, где он обучался игре на фуге, а до этого освоил фортепиано. В 60-х Жарр увлекся игрой на электрогитарах, и в составе одной из групп-однодневок завоевал первую награду — приз Фестиваля Улиц.

Увлечение музыкой не проходит, более того, усиливается после окончания филологического факультета. Теперь Жан Мишель серьезно увлечен сольфеджио и звуками окружающего мира. Параллельно опытный музыкант приобретает музыкальные инструменты и открывает студию звукозаписи. Приблизительно в это время выходит акустическая пьеса и два небольших инструментальных произведения для магнитного альбома, очерчивая пристрастие к электронной музыке.

Первые шаги и творческий потенциал

Жан Мишель Жарр википедия

Концепция Городов в Концерте

За выходом двух успешных альбом и женитьбой последовал новый грандиозный проект. В один из вечеров июля 1979 года французская столица была парализована грандиозным и не знающим аналогов по масштабу концертом, когда на площади Согласия под открытым воздухом собралось чуть более миллиона человек. Имя Жана Мишеля Жарра попадет в Книгу рекордов Гинесса, а в истории музыки появится новый формат и получит признание неординарный стиль.

Последующие альбомы французского композитора-мультиинструменталиста будут раз за разом поднимать его на вершины чартов и становиться золотыми дисками.

Жарр не остановится в своих поисках нового, и после мини-турне по Китаю, где он даст пять концертов и станет едва ли не первым западным европейским музыкантом, выступающим перед жителями Поднебесной, найдет вдохновение в столкновении двух непохожих культур. Звуки электронного синтезатора тонко соединятся с китайскими инструментами в новых произведениях Жана Мишеля, что только обогатит его индивидуальный стиль и сделает еще более популярным.

Череда грандиозных проектов

Другая мечта Жарра, которую он планировал осуществить в том же году, едва не осталось мечтой. Францию захлестнула волна терроризма, но усиление мер безопасности все же позволили провести концерт перед Папой Римским.

Музыка Жан-Мишеля Жарра всегда соответствовала его твёрдому убеждению, что прогресс может быть достигнут только путем смелых отклонений от нормы. Родившийся в семье известного композитора и режиссёра музыки для кино Мориса Жарра, JMJ изучал гармонию и контрапункт, стал учеником великого музыковеда Пьера Шеффера и начал делать собственные творческие шаги смело балансируя между сферически-абстрактной и очень прямой мелодической основой… Жарр сумел воссоздать поэзию встречи и связи: между людьми, между ручной работой и высокими технологиями, между органическим и искусственным, между мудростью и видением.


Ранние годы…

Музыкант Жан Мишель Жарр

Ранние работы Жарра были в значительной степени неудачными и мало указывали на то, что ему предстояло сделать… Пытаясь обрести собственный голос, он писал для разных певцов (в том числе для Франсуазы Арди) и фильмов.

Цитаты Жан Мишель Жарра.

Цитаты Жан Мишель Жарра.

Цитаты Жан Мишель Жарра.

Цитаты Жан Мишель Жарра.

Цитаты Жан Мишель Жарра.

Стремясь оттолкнуть электронную музыку от её минималистских основ, а также от формальных абстракций её самых экспериментальных практиков, он медленно развил оркестрованный мелодизм своей прорывной работы 1976 года Oxygène, огромного коммерческого хита, который занял второе место в Британии. Жан-Мишель Жарр родился в Лионе, Франция, в 1948 году. Его отец был популярным композитором. Вскоре мужчина уехал в Америку, оставив семью… Так, Жарра воспитывали его мать, бабушка и дедушка. Мальчик был вдохновлён на то, чтобы построить музыкальную карьеру, после просмотра выступлений уличных артистов. Под руководством матери он начал брать уроки музыки. Он также был искусным художником и в детстве зарабатывал деньги, продавая свои картины!

open tg

В 1967 году Жарр играл в The Dustbins: он стремился объединить звучание разных инструментов, таких как электрогитара и флейта, добавляя ко всему этому магнитофонные эффекты… Он продолжил экспериментировать в составе Groupe de Recherches Musicales. Первым коммерческим релизом Жарра стал La Cage & Erosmachine…

Основные этапы творчества…

Жан Мишель Жарр в студии

В конце 70-х музыкант вошёл в Книгу рекордов Гиннеса за самое большое количество зрителей на концерте под открытым небом: в День взятия Бастилии на парижской площади Согласия собралось свыше 1 млн человек… Позже в свет вышел Les Chants Magnétiques.

Следующим полноценным релизом Джарра стал Zoolook 1984 года, который не смог привлечь аудиторию с таким же успехом, как его предшественники.

Перерыв и новые работы!

Последовал двухлетний перерыв, прежде чем Жарр вернулся 5 апреля 1986 года с экстравагантным живым выступлением в Хьюстоне по случаю празднования серебряной годовщины НАСА: в дополнение к более чем одному миллиону зрителей, концерт транслировался по мировому телевидению. Rendez-Vous появился несколько недель спустя, и после ещё одного визуального концерта в Лионе, Франция, Жарр собрал лучший материал с этих двух событий в виде живого LP Cities in Concert: Houston / Lyon 1987. Revolutions, с участием легендарного гитариста Shadows Хэнка Б. Марвина, последовал в 1988 году, а год спустя вышел третий концертный LP, названный просто Jarre Live… После En attendant Cousteau 1990 года Жарр продемонстрировал свой самый большой концертный опыт, собрав более двух с половиной миллионов фанатов в Париже, в честь Дня взятия Бастилии…

Последующее десятилетие оказалось на удивление тихим, и, если не считать редких выступлений вживую, Жарр в значительной степени ускользнул от внимания… В 1993 году вышел Chronologie, а четырьмя годами позже — Oxygène 7–13.

В 2016 году Жарр выпустив Oxygène 3: все три альбома Oxygène также были изданы как Oxygène Trilogy. В ноябре 2018 года вышел Equinoxe Infinity, ставший продолжением его альбома 1978 года Equinoxe…

Живые выступления…

Концерт Жан Мишель Жарра (Москва, 1997 год)

Дальновидный творческий потенциал Жарра неразрывно связан с его новаторским исследованием новых технологических тенденций. От первых модульных и полифонных синтезаторов и драм-машин до цифровых клавиатур, плагинов и приложений — JMJ всегда был на шаг впереди своих коллег… Он был одним из тех, кто популяризировал лазерную арфу: он использовал горизонт Хьюстона на гигантском концерте под открытым небом в 1986 году в качестве проекционной поверхности для первого в истории масштабного лазерного картирования и установил прямую видеосвязь с космонавтами МИР во время его эпического московского выступления в 1997 году. Его концерт Millennium в Египте стал первым концертом, транслировавшимся в прямом эфире в Интернете. Жарр был первым, кто использовал 3D-аудиотехнологию.

Жарр, трижды входивший в Книгу рекордов Гиннеса по крупнейшим выступлениям на открытом воздухе, всегда стремился представить свою музыку на разовых мероприятиях и превратить их в незабываемое воспоминание для присутствующих. Жарру пришла в голову идея создать совершенно новую форму живого опыта: грандиозные и яркие высокотехнологичные выступления!

Жан Мишель Жарр, концерт.

Зрелищные шоу с мощной звуковой инженерией и футуристическими лазерными и световыми проекциями: бесплатные концерты под открытым небом, которые объединили культовые городские и природные окрестности в незабываемые мультисенсорные ощущения. Жарр организовал эти концерты на самых красивых площадках под открытым небом по всему миру: представление 2000-го года у пирамид в Каире, первое западное живое выступление в Китае после Мао, приветственное шоу для Папы в Лионе, Поминальный концерт НАСА в центре Хьюстона, выступления в Запретном городе Пекина. Жарр быстро стал эталоном мероприятий на открытом воздухе! Он является обладателем мирового рекорда Гиннеса по количеству 3,5 млн гостей на его московском концерте в 1997-ом…

Заключение…

Жан Мишель Жарр

Хотя Жарр находится в авангарде художников, использующих новые технологии в музыке, его искусство всегда сопровождалось глубокими размышлениями о роли технологий для будущего нашей планеты. Знаменитая обложка Oxygene 1976 года, на которой была изображена загрязнённая мать-земля в форме черепа, обложка Equinoxe художника Мишеля Грейнджера, которая одновременно завораживала и тревожила…

Альбом Oxygene 1976 года

Затем ажиотаж наделала обложка Equinoxe Infinity: альбом был выпущен в двух версиях — один визуал изображает утопическое будущее, в котором человечество мирно сосуществует с природой и технологиями, а другой рисует мрачную картину страха и искажения…

Оптимистичный по натуре, но в то же время критик по духу, Жарр всегда привлекал внимание к вопросам, связанным с природой и технологиями, и стал всемирно известным экспертом по этим темам. Он был награждён медалью Стивена Хокинга за научную коммуникацию, сотрудничал с Эдвардом Сноуденом, тестировал искусственный интеллект для музыкальных композиций и постоянно приглашался делиться своими мыслями в выступлениях и на форумах. ООН назначила Жарра представителем ЮНЕСКО по вопросам окружающей среды и образования. Опыт Жарра востребован, а его вклад неоценим…

Жан-Мишель Андре Жарр (Jean Michel Andre Jarre) – французский композитор, исполнитель и продюсер, пионер электронной музыки. Известен нестандартным шоу с лазерами и фейерверками. Любовь прививалась с раннего возраста, играл в нескольких группах, где выработал нестандартный стиль и музыкальную подачу. Успех начался с дебютного альбома 1976 года Oxygène, который распродали в количестве 12 миллионов копий. Рекордное выступление дано в Москве, где пришло более 3,5 миллиона человек. К 2004 году продажи альбомов перевалили за отметку в 80 миллионов копий.

СтранаФранция
ЖанрыAmbient – Synthpop – Trance – Electro – New wave
Время карьеры1969 – настоящие дни
  • Жан-Мишель Андре Жарр (Jean Michel Andre Jarre).

Начальное творчество и достижения музыканта

Начальное творчество и достижения музыканта

Жан-Мишель Жарр (Jean Michel Jarre) родился 24 августа 1948 году в Лионе. В возрасте 5 лет родители развелись, мальчик остался с матерью. Долгое время жил с бабушками. Дед играл на гобое, а также мастерил различные музыкальные инструменты. В юном возрасте у ребенка появился собственный аудиомикшер и первый магнитофон. Мишеля определили обучаться игре на фортепиано, чем последний часто противился. Любил посещать музыкальные постановки и пьесы. Также на становление повлияли работы Пьера Сулагеса (Pierre Soulages).

Из более современного творчества ему нравились творения Рэя Чарльза (Ray Charles), а самой любимой композицией стала Georgia on My Mind. Основной заработок состоял из продажи собственных квартир, которые выставлялись к местной галерее, также музыкант выступал с группой Mystère IV. Позже играл на гитаре в The Dustbins. Этот период отличался экспериментами, объединением различных инструментов. Особое влияние на дальнейшее развитие стало знакомство с модульным синтезатором Moog.

На кухне собственной квартиры исполнитель создает личную студию, где располагалось несколько инструментов и ленточная машина Revox. В качестве демозаписи записывается пятиминутная песня, которая нашла отклик. Коммерческий релиз именовался La Cage / Erosmachine, который отличался смешением гармони, ленточных эффектов и синтезаторов.

Пик популярности и достижения Жана-Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre) в 70-х

Пик популярности и достижения Жана-Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre) в 70-х

В 1971 году хореограф Норберт Шмуки (Norbert Schmucki) поручил начинающему исполнителю записать дорожки для балета. Позже количество клиентов увеличилось, музыку и тексты требовали другие артисты регионального рынка. Жарр написал композицию Les Granges Brûlées для Международного фестиваля магии, а также пишет дебютный альбом электронной музыки. Исполнитель совершенствовал собственные умения, которые вылились в издание следующего релиза Oxygène. Публикация готовилась в его домашней студии и состояла из шести дорожек.

Для записи применялись Eminent 310, Korg Minipops и рекордер Skally. Необычное эхо создавалось с использованием VCS3. Релиз оказался трудным для продажи, так как лейблы не желали заключать контракт и продвигать работу. Тем не менее музыканту удалось сотрудничать с Disques Motors. Первое издание выполнено в 50 тысяч копий, но уже через несколько месяцев продали 70 тысяч. Сегодня продано более 12 миллионов копий и считается самым продаваемым лонгплеем во Франции за все время.

Незамедлительно начинается творчество над Équinoxe, который появился уже в 1978. Релиз отличался от предыдущей работы, наблюдался бас и добавление классики. Альбом оказался меньшее влияние, но продажи оставались хорошими. Через год Жан-Мишель Жарр (Jean Michel Jarre) устанавливает рекорд, собирая 1 миллион зрителей под открытым небом. 40-минутное мероприятие удивляло лазерным шоу, использованием фейерверков. К концу десятилетия музыкант знакомиться с Фарнцуа Римбером (Francis Rimbert), с которым сотрудничал последующие периоды на постоянной основе.

Деятельность артиста в 80-е и выход на мировую сцену

Деятельность артиста в 80-е и выход на мировую сцену

К 1981 Oxygène и Équinoxe достигали пиковых продаж по всему миру – более 6 миллионов копий продано. Исполнителя начинают называть пионером электронного звучания, ему подражали и ставили нестандартные музыкальные эксперименты. Начинается дебютный зарубежный тур, в том числе по Китаю. Жарр стал первым, кто попал в эту страну по приглашению и исполнил несколько десятков концертов. Во время первого выступления начались технические проблемы. Аудитория также не была вовлечена, им не были интересны световые шоу, лазеры и музыка в целом. В 1982 появилась запись двухдискового LP с живыми выступлениями.

К 1983 появляется третий альбом, в котором появилась свежие композиции Zoolook, Diva и Blah Blah Café. Первая содержала фрагменты речи разных языков мира. Издание оказалось менее успешным, в том числе по продажам. В 1985 Мишеля приглашают в Техас на важное событие, после посещения этого города музыкант решился дать концерт. Через 2 месяца после выступления пишется лонгплей Rendez-Vous, который содержал переделанные треки прошлой публикации. Здесь использовались барочные звуки, применяется смесь тромбона, скрипки и валторна.

Планируется серия выступления, в том числе Rendez-vous Houston. Событие поразило масштабом, для реализации поставленной задачи применялось более 2 тысяч проектов, которые освещали здание. Концерт посетило 1,5 миллиона человек, что вошло в Книгу рекордов Гиннеса. К 1988 выпускается очередной альбом Revolutions. LP охватывал несколько жанров, в том числе индастриал. В этот период запланирован двухчасовой концерт, который должен был пройти в Лондоне, но власти отказали. Выступление состоялось на плавающей платформе, где специально построили большие экраны и огромный зеркальный шар.

Музыкант в 90-х: смена стилистики и очередные достижения

Деятельность музыканты в 90-х - смена стилистики и очередные достижения

В 1990 Жан-Мишель Жарр (Jean Michel Jarre) выпускает En Attendant Cousteau, материал для которого издавался под впечатлением достижений Жаком-Ивом Кусто (Jacques-Yves Cousteau). В Париже проводится очередной концерт, который оказался рекордным – сюда прибыло более 2 миллионов человек. К 1993 появляется релиз Chronologie, который ознаменовал возвращение к оригинальным корням. Здесь представлена традиционная коллекция инструментов, в том числе синтезаторы Kurzweil K2000 и Roland JD-800.

На основании лонгплея ставится серия спектаклей по всей Европе. Масштаб был меньшим, но шоу сопровождалось фурором. В 1994 появляется на открытии стадиона в Гонконге, где музыкант исполнил наиболее популярные хиты. К 1997 Жарр окончательно вернулся к аналоговым синтезаторам, чтобы посвятить композиции наставнику и другу Пьеру Шефферу (Pierre Schaeffer). Последний умер в 1995 году. В сентябре 1997 установил очередной рекорд, выступив на праздновании 850-летия Москвы. В итоге на мероприятие прибыло 3,5 миллиона человека. Появляется превью к очередному релизу.

В 2000 выходит первый вокальный альбом с цифровым звуком. Это стало символом отхода от старых традиций и использования современных технологий. К 2001 последовал еще один релиз Interior Music, но он не получил коммерческого признания. Через год выпускается сборник джазовых произведений на основе синтезатора Sessions 2000. Работа продвигалась выступлениями в Дании и других городах Европы.

Появление в 2000-х и расширение музыкальных направлений Жана-Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre)

Появление в 2000-х и расширение музыкальных направлений Жана-Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre)

Для поддержания творений проводится серия концертов, которые позже издавались в качестве живых лонгплеев. 2009 отличился туром по крытым аренам Европы, который завершился только в конце 2010. В июне его удостоили награды журнала Mojo. Май 2011 отличился выходом сборника Essentials & Rarities, которая стала последней с Disques Dreyfus. Издание включало треки, которые до этого не были опубликованы. Начинается масштабный тур по Монако, гастрольный график завершился только к 2013.

Весной 2015 появляется информация о свежем альбоме. Electronica 1: The Time Machine включало сотрудничество с множеством музыкантов. Издание попало на хорошие позиции в Британии, артист получил Грэмми в 2017. Вторая часть релиза появилась в 2016, здесь велось сотрудничество с Гэри Ньюманом (Gary Numan), Pet Shop Boys и другими. Появляется информация о деятельности над Oxygène 3, который посвящался 40-летию первого релиза. В мае 2017 Жарр впервые совершил поездку в США и Канаду, а в марте 2018 в Южной Америке. К сентябрю 2018 издается сборник Planet Jarre — 50 Years of Music, а в ноябре полноценный альбом Equinoxe Infinity.

Клипы Жана-Мишеля Жарра (Jean Michel Andre Jarre)

Читайте также: