Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1 3 марш маневр

Обновлено: 02.07.2024

«Наступление началось 5 июля маневром, давно известным русским по многочисленным предыдущим операциям, а потому заранее ими разгаданным. Гитлер хотел уничтожить выдвинутые вперед в виде дуги позиции русских двойным охватом. и захватить тем самым инициативу на Восточном фронте снова в свои руки.

С1. О какой битве Великой Отечественной войны идет речь в мемуарах Гейнца Гудериана? Назовите ее, датируйте (год).

СЗ. Какое значение для общего хода войны имело описываемое сражение?

2.Ниже приведены две точки зрения на вопрос о роли Западного и Восточного фронтов во Второй мировой войне:

2.1. Победа над фашизмом была одержана прежде всего благодаря западным странам (США и Великобритании), благодаря их победам в Северной Африке и Западной Европе.

2.2. Главный вклад в победу над фашизмом внес СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи.До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!


-->


Задание 13 № 368

На основе текста и знаний по истории укажите задачи названной военной операции. Приведите не менее трёх положений.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения историка.

Несмотря на то, что Наполеон разослал по всем дорогам отряды, чтобы установить направление движения главных сил русской армии, ему так и не удалось это сделать. Наполеон не знал, где находятся Кутузов и его армия. В военной истории нет, пожалуй, подобного примера, когда бы почти 100-тысячное войско могло бы "исчезнуть" на глазах у противника. В умении оторваться от французской армии, ввести её в заблуждение, в способности замаскировать истинное направление движения войск, совершить столь искусно фланговый марш- манёвр — одна из крупнейших заслуг русского командования. Завершив манёвр, русская армия прикрыла Калугу, где были сосредоточены огромные военные запасы, Тулу с её оружейным заводом.


Задание 12 № 367

Тест составлен в виде заданий ОГЭ, охватывает исторические события XIX в. и рассчитан на учеников 9 класса.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Имена российских государей следует писать только буквами.

Задание 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

Отмена крепостного права;

Задание 2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Тильзитский мир

Б) Денежная реформа С.Ю. Витте

B) Венский конгресс

Г) Введение чугунного устава

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 3. Ниже приведён перечень понятий, терминов. Все они, за исключением двух, относятся к преобразованиям Николая I.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Задание 4. Напишите пропущенное слово.

Творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов, называлось ………
Ответ:

Задание 5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)

А) Крымская война

Б) династический кризис

В) отмена крепостного права

1) создание Уфимской директории

2) приход к власти Николая I

3) появление временнообязанных крестьян

4) создание Государственной Думы

5) запрет детям простолюдинов обучаться в гимназиях

6) запрет для России иметь военный флот на Черном море

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «. 4) Крестьяне и селения, от помещиков. с землёю отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.

Б) « 1.Уничтожение бывшего Правления.

2. Учреждение временного до установления постоянного, выборными.

3. Свободное тиснение и потому уничтожение цензуры.

… 5. Уничтожение права собственности….

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный документ был издан в эпоху Великих реформ.

2) Данный документ был составлен в период династического кризиса.

3) Данный документ носил разрешительный, но не обязательный характер.

4) Следствием события, последовавшего после написания этого документа, стало ужесточение самодержавного режима.

5) После издания этого документа большая часть дворян отпустила своих крепостных на волю.

Задание 7. Какие три имени государственных деятелей из перечисленных ниже относятся к X IX в.? Соответствующие цифры запишите в ответ.

Задание 8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) В ________ г. состоялась продажа Аляски США.

Б) Согласно Пекинскому договору ______________________ был объявлен владением России.

В) Первым из русских, кому удалось побывать в закрытой Японии и подписать там договор, был________________ .

5) Уссурийский край

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 9. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и науки и сферами их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов и каких-либо символов (не более четырех цифр).

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 10. Прочтите отрывок из речи государственного деятеля и укажите его фамилию.

Задание 11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Государственный или

общественный деятель

1) создание III отделения царской канцелярии

2) отмена крепостного права

5) издание Конституции

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 12. Прочтите отрывок.

«1.Революционер – человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью – революцией…

6. …Денно и нощно должна быть у него одна мысль, одна цель – беспощадное разрушение. Стремясь хладнокровно и неутомимо к этой цели, он должен быть всегда готов и сам погибнуть, и погубить своими руками все, что мешает ее достижению…

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Человек, который написал этот документ, относился к народникам.

2) Документ написал В.И.Ленин.

4) Документ предполагал создание демократического государства .

5) Документ был написан в 1825 г.

6) В период написания документа в стране правил Александр II .

Задание 13. Назовите имя главнокомандующего русскими войсками в период боевых действий, изображённых на схеме.

t1594624365aa.jpg

Задание 14. Укажите время года, когда был совершён манёвр главных сил русских войск, обозначенный на схеме.

t1594624365aa.jpg

Задание 16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

t1594624365aa.jpg

1) На схеме обозначена Отечественная война 1812 г.

2) Среди участников военных действий, обозначенных на схеме стрелками, был П. И. Багратион.

3) В ходе обозначенных на схеме событий главнокомандующим русскими войсками был Д.В.Давыдов.

4) Современниками обозначенных на схеме событий были М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев.

Задание 17. Установите соответствие между произведениями культуры и их создателями (авторами): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Б) Казанский собор в Петербурге

4) А.А. Вознесенский

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 18. Рассмотрите изображение и выполните задание


t1594624365ab.jpg

Какие суждения о изображенном правителе являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

1) На портрете изображен Александр I

2) при этом правителе произошла отмена крепостного права

3) в годы правления этого императора произошла Отечественная война 1812 г

4) отцом этого императора был Николай I

5) данный правитель был ярым противником каких-либо реформ

Задание 19. Какие из архитектурных строений были созданы в тот период, когда в России правил император, изображённый на портрете? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

1) 2)

3) 4)

Задание 20. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения историка.

Несмотря на то, что Наполеон разослал по всем дорогам отряды, чтобы установить направление движения главных сил русской армии, ему так и не удалось это сделать. Наполеон не знал, где находятся Кутузов и его армия. В военной истории нет, пожалуй, подобного примера, когда бы почти 100-тысячное войско могло бы "исчезнуть" на глазах у противника. В умении оторваться от французской армии, ввести её в заблуждение, в способности замаскировать истинное направление движения войск, совершить столь искусно фланговый марш- манёвр — одна из крупнейших заслуг русского командования. Завершив манёвр, русская армия прикрыла Калугу, где были сосредоточены огромные военные запасы, Тулу с её оружейным заводом.

Укажите название и дату войны, о событиях которой идёт речь в источнике. Приведите название военной операции.

Задание 21. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения историка.

Несмотря на то, что Наполеон разослал по всем дорогам отряды, чтобы установить направление движения главных сил русской армии, ему так и не удалось это сделать. Наполеон не знал, где находятся Кутузов и его армия. В военной истории нет, пожалуй, подобного примера, когда бы почти 100-тысячное войско могло бы "исчезнуть" на глазах у противника. В умении оторваться от французской армии, ввести её в заблуждение, в способности замаскировать истинное направление движения войск, совершить столь искусно фланговый марш- манёвр — одна из крупнейших заслуг русского командования. Завершив манёвр, русская армия прикрыла Калугу, где были сосредоточены огромные военные запасы, Тулу с её оружейным заводом.

На основе текста и знаний по истории укажите задачи названной военной операции. Приведите не менее трёх положений.

Задание 22. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения историка.

Несмотря на то, что Наполеон разослал по всем дорогам отряды, чтобы установить направление движения главных сил русской армии, ему так и не удалось это сделать. Наполеон не знал, где находятся Кутузов и его армия. В военной истории нет, пожалуй, подобного примера, когда бы почти 100-тысячное войско могло бы "исчезнуть" на глазах у противника. В умении оторваться от французской армии, ввести её в заблуждение, в способности замаскировать истинное направление движения войск, совершить столь искусно фланговый марш- манёвр — одна из крупнейших заслуг русского командования. Завершив манёвр, русская армия прикрыла Калугу, где были сосредоточены огромные военные запасы, Тулу с её оружейным заводом.

Используя текст источника, укажите, в чём, по мнению автора, заключалась заслуга главнокомандующего русскими войсками в ходе проведения названной военной операции? Приведите не менее двух положений.

Задание 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её . При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко от­ветьте на вопросы С1- СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также прuменение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова:

«В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты.

Это была картина огромной впечатляющей силы.

Наша авиация шла над полем боя волнами.

Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны 3ееловских высот своей артиллерией, минометами. появи­лась группа бомбардировщиков. И чем ближе подходили наши войска к 3ееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага.

С1. К какому периоду истории страны относятся описанные в тексте события? Укажите хронологические рамки этого периода. О каком сражении идет речь?

С2. Что по тексту и на основе знаний по истории вы можете ска­зать об особенностях этого сражения? Какое отношение к нему имел маршал Г. К. Жуков?

С3. Какое значение имело это сражение? Какие события за ним по­следовали?

Элементы ответа и указания относятся к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
С1 1. События относятся к периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 2. Речь идет о битве за Берлин
Верно названы 2 элемента ответа
Верно назван 1 любой элемент ответа
Элементы не названы или все названы неверно
Максимальный балл
С2 1. Могут быть названы следующиеособенности сражения: - в Берлинской операции был использован накопленный в войну опыт крупных сражений; - огромная концентрация артиллерии по фронту наступления; - новым тактическим приемом было применение света мощных прожекторов для ослепления войск противника 2. Г.К Жуков был командующим одним из фронтов в Берлинской операции
Верно названы 2 или более элементов ответа
Верно назван 1 любой элемент ответа
Элементы не названы или все названы неверно
Максимальный балл
С3 Могут быть приведеныположения о значении сражения и последующих событиях: - это была завершающая операция советских войск в Великой Отечественной войне; . - Советская Армия опередила союзников, овладев Берлином; - за штурмом и взятием Берлина последовала капитуляция гитлеровской Германии (9 мая - День Победы в Великой Отечественной войне)
Верно названы 2 или более элементов ответа
Верно назван 1 любой элемент ответа
Элементы не названы или все названы неверно
Максимальный балл

С4. Задание предусматривает представление обобщенной характе­ристики исторических событий и явлений.

Назовите основные черты, характеризующие отношения СССР и социалистических стран в период 1953 -1964 гг. (укажите не менее трех черт).

Приведите не менее двух любых примеров внешнеполитической дея­тельности СССР, отражающих эти отношения.

Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко от­ветьте на вопросы С1- СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также прuменение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова:

«В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты.

Это была картина огромной впечатляющей силы.

Наша авиация шла над полем боя волнами.

Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны 3ееловских высот своей артиллерией, минометами. появи­лась группа бомбардировщиков. И чем ближе подходили наши войска к 3ееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага.




С1. К какому периоду истории страны относятся описанные в тексте события? Укажите хронологические рамки этого периода. О каком сражении идет речь?

С2. Что по тексту и на основе знаний по истории вы можете ска­зать об особенностях этого сражения? Какое отношение к нему имел маршал Г. К. Жуков?

С3. Какое значение имело это сражение? Какие события за ним по­следовали?

Элементы ответа и указания относятся к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
С1 1. События относятся к периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 2. Речь идет о битве за Берлин
Верно названы 2 элемента ответа
Верно назван 1 любой элемент ответа
Элементы не названы или все названы неверно
Максимальный балл
С2 1. Могут быть названы следующиеособенности сражения: - в Берлинской операции был использован накопленный в войну опыт крупных сражений; - огромная концентрация артиллерии по фронту наступления; - новым тактическим приемом было применение света мощных прожекторов для ослепления войск противника 2. Г.К Жуков был командующим одним из фронтов в Берлинской операции
Верно названы 2 или более элементов ответа
Верно назван 1 любой элемент ответа
Элементы не названы или все названы неверно
Максимальный балл
С3 Могут быть приведеныположения о значении сражения и последующих событиях: - это была завершающая операция советских войск в Великой Отечественной войне; . - Советская Армия опередила союзников, овладев Берлином; - за штурмом и взятием Берлина последовала капитуляция гитлеровской Германии (9 мая - День Победы в Великой Отечественной войне)
Верно названы 2 или более элементов ответа
Верно назван 1 любой элемент ответа
Элементы не названы или все названы неверно
Максимальный балл

С4. Задание предусматривает представление обобщенной характе­ристики исторических событий и явлений.

Назовите основные черты, характеризующие отношения СССР и социалистических стран в период 1953 -1964 гг. (укажите не менее трех черт).

Приведите не менее двух любых примеров внешнеполитической дея­тельности СССР, отражающих эти отношения.

1)правитель выбирал наследника,что,например для старшего сына было равно краху;восхищался Петровским абсолютизмом.
2)дворянство от императора за верную службу и тд.
3)после смерти огромная власть оказалась не в чьих руках,и каждый старался урвать себе кусок побольше,следствие-дворцовые перевороты

Единоборства, бег, конные забеги (колесницы), пенталон, соревнования трубачей (не знаю, можно ли это считать видом спорта)

В северном русском городе размещались немецкие и готские торговые дворы. В зарубежье новгородцы везли меха, воск, мёд, лён, кожу и моржовые клыки. В город привозили заморские вина, медь, олово, оружие, украшения, сукно, различные сушёные фрукты и сладости.

Господин Великий Новгород – так звучало полное название этого административного образования. В городе использовались свои деньги, было своё войско, а жители подчинялись местным законам, игнорируя законы других русских земель.

До XII века северный город входил в состав Киевской Руси. Великие князья, сидевшие на княжении в Киеве, сажали в Новгороде на княжение своих самых любимых сыновей и держали местное население в повиновении. Но и в то время власть киевского ставленника была сильно ограничена. Высшим органом власти считалось новгородское вече. Представляло оно собой собрание всех мужчин, а собиралось всегда по звону специального колокола. Его называли вечевым. Призывный звон слышали во всех концах города. И люди шли на центральную площадь, чтобы решать важные общественные вопросы.

В мае 1136 года новгородское вече при поддержке зависимых городов Пскова и Ладоги решило разорвать все отношения с Киевом. Жители северного города выгнали князя из города и объявили свои земли независимыми.

С тех пор новгородцы сами решали, какого князя пригласить на княжение. Выбранный ими человек подписывал специальный договор и клялся соблюдать местные законы, даже если они полностью противоречили законам Киевской Руси.

Князь не имел права приобретать в свою собственность новгородские земли и вмешиваться в дела города. Он считался всего лишь наёмным военачальником. В его задачу входило руководить войском и защищать жителей от внешних врагов. Именно таким князем был и Александр Невский. Княжеская власть имела множество ограничений и полностью зависела от решений новгородского вече. Если князь не нравился, его изгоняли без каких-либо объяснений и приглашали другого.

На вече обсуждались важнейшие вопросы городской жизни. Народные собрания иногда проходили очень бурно. Бывало, что горожане не могли прийти к единому мнению. Свою правоту доказывали криками и кулаками. Драки при этом происходили на Волховском мосту. Побеждала, как правило, сила. Но к мнению серьёзных и рассудительных людей прислушивались все. Поэтому нельзя сказать, что подобные сборища не несли в себе никакого позитива.

Новгородское вече выбирало посадника, тысяцкого и архиепископа. Это были главные должностные лица города. Посадник и тысяцкий выбирались только из среды бояр. Даже очень богатые купцы не могли занять эти должности.

Посадник – это по нынешним понятиям губернатор. Он управлял городом и всеми новгородскими землями. Торговыми делами руководил тысяцкий. В его задачу входило назначать торговые пошлины, давать добро на строительство торговых дворов, следить за правилами торговли и безжалостно карать мошенников.

Новгородский князь формально не подчинялся посаднику. Но, являясь лишь министром обороны при президенте, если перевести на современный лад, вынужден был считаться с его мнением. Высшим же органом власти являлось новгородское вече. Оно могло сместить со своих постов и посадника, и тысяцкого, и князя, и даже архиепископа.

Подобное общественное самоуправление имело как плюсы, так и минусы. Все мужчины принимали активное участие в управлении новгородской земли. Руководители понимали, что их могут сместить в любую минуту, поэтому работали добросовестно и честно. В то же время женщины вообще не имели права голоса, а многие вопросы решались не умом, а горлом и силой.

Но позитивные ростки демократии уже в XVI веке сошли на нет. Страшный урон городу нанесла опричнина во времена правления Ивана Грозного. Она поставила крест на свободомыслии и независимости. В памяти людей остались только смутные воспоминания о былых временах, когда всё решал народ, а не кучка вельмож, приближенная к царствующей особ

Читайте также: