Гляциология это наука изучающая кратко

Обновлено: 02.07.2024

Океаноло́гия (от океан и др.-греч. λόγος — суждение, слово.) или океаногра́фия (от океан и др.-греч. γραφειν — пишу, описываю) изучает крупномасштабное взаимодействие океана и атмосферы и его длиннопериодную изменчивость, химический обмен океана с материками, атмосферой и дном, биоту и её экологические взаимодействия, геологическое строение дна, устанавливает местные или локальные процессы, происходящие за счет обмена энергией и веществом между различными районами океана.

Геофи́зика (от др.-греч. γῆ — Земля + φύσις — природа) или физика Земли — комплекс научных дисциплин, исследующих физическими методами строение Земли процессы, происходящие в геосфере, а также о специфические методы исследования упомянутых объектов и процессов.

Климатоло́гия (от др.-греч. κλίμα (род. п. κλίματος) — наклон и др.-греч. λόγος — учение, наука) — наука, раздел метеорологии, изучающая климат — совокупность погодных характеристик за многолетний период, свойственных определённому месту или Земному шару в целом. Климатология рассматривает закономерности климатообразования, их распределение по территории Земли, их предшествующую историю и предстоящие изменения.

Упоминания в литературе

ГЛЯЦИОЛ?ГИЯ, наука о природных системах, свойства и динамика которых определяются льдом. Предметом её изучения служат природные льды на поверхности Земли, в атмосфере, гидросфере и литосфере – режим и динамика их развития, взаимодействие с окружающей средой, роль льда в эволюции Земли. Единым природным объектом изучения гляциологии являются гляциосфера и составляющие её нивально-гляциальные системы. Гляциология изучает атм. лёд, снежный покров, снежные лавины и гляциальные сели, речные, озёрные и морские льды, подземные льды и наледи, ледники и ледниковые покровы. Вместе с геокриологией объединяется в криологию Земли, объектом которой служит криосфера в целом. Быстро растёт практическое значение гляциологии. Сформировалась инженерная гляциология, к которой в соответствии с объектами приложения примыкают ледотехника и снеготехника.

Связанные понятия (продолжение)

Палеогляциология — отрасль гляциологии, которая изучает природные льды прошлого, а в широком смысле — природные нивально-гляциальные системы прошлого, в которых главную роль играли ледники.

Палеогеография (от др.-греч. παλαιός — древний + география) — наука, изучающая физико-географические обстановки, их динамику, источники (факторы) этой динамики — изменения климата, тектонические движения — на поверхности Земли в геологическом прошлом.

Физи́ческая геогра́фия — система наук, изучающих структуру, динамику и функционирование географической оболочки и её структурных частей — природно-территориальных комплексов и их компонентов, для целей научного обоснования территориального размещения общества, рационального природопользования и географического прогноза. Физическая география является частью географии и естествознания.

Четвертичная геология (или четвертичная наука) — раздел геологии и палеогеографии, изучающий четвертичную систему и соответствующий ей период истории Земли, который начался примерно 2,6 млн лет назад и продолжается до сих пор. Современное развитие науки началось в конце 1920-х годов.

Геодина́мика — раздел геологии, изучающий природу глубинных сил и процессов, возникающих в результате планетарной эволюции Земли, и обуславливающих движение вещества внутри планеты.

Геотектоника — раздел геологии, наука о строении, движениях и деформациях литосферы, о её развитии в связи с развитием Земли в целом. Геотектоника составляет теоретическую сердцевину всей геологии.

Геокриология (мерзлотоведение) — раздел геологии и криологии, изучающий криолитозону (мёрзлую зону литосферы).

Гляциотектоника — раздел гляциальной геологии и геоморфологии, предметом которого являются нарушения в залегании горных пород, вызванные действием ледников (гляциодислокации).

Петрология (от греч. πέτρος — камень, рус. устар. камневедение) — ком­плекс геологических на­ук o горных породах, про­цес­сах их фор­ми­ро­ва­ния и пре­об­ра­зо­ва­ния. Вклю­ча­ет науки: петрография, петрохимия, петрофизика, пет­ро­тектоника, а так­же экс­пе­ри­мен­таль­ную (петрургия), тео­ре­ти­че­скую, тех­ни­че­скую и кос­ми­че­скую петрологию.

Междунаро́дный геофизи́ческий год (МГГ) — условный период, в течение которого проводятся согласованные геофизические исследования по единой программе и методике.

Ледни́к — масса льда преимущественно атмосферного происхождения, испытывающая вязкопластическое течение под действием силы тяжести и принявшая форму потока, системы потоков, купола (щита) или плавучей плиты. Ледники образуются в результате накопления и последующего преобразования твёрдых атмосферных осадков (снега) при их положительном многолетнем балансе.

Геоэкология — междисциплинарное научное направление, объединяющее исследования состава, строения, свойств, процессов, физических и геохимических полей геосфер Земли как среды обитания человека и других организмов. В некоторых случаях геоэкологию определяют как комплексную прикладную дисциплину, которая отличается от биологических и соответствует географическим или геологическим дисциплинам. Основной задачей геоэкологии является изучение изменений жизнеобеспечивающих ресурсов геосферных оболочек под.

Сейсмология (от др.-греч. σεισμός — землетрясение и λόγος — учение) — наука о распространении сейсмических волн в недрах Земли, землетрясениях и связанных с ними явлениях. Находится на стыке многих наук — геологии, геофизики, физики, химии, биологии, истории и других.

Шельфовый ледник обычно формируется там, где ледники и ледяные потоки, стекающие с континентального ледникового щита, впадают в залив. Спустившись по дну до определённой глубины — обычно 300 м, — лёд переходит в плавучее состояние, и различные ледники сливаются в единое поле. Это поле продолжает расти, пока не заполнит залив. Выходя за пределы залива, как бы тот ни был велик, передняя часть ледника, лишившаяся сдерживающего влияния устья залива, утрачивает стабильность и становится уязвимой для сил.

Стратигра́фия (от лат. stratum — настил, слой + др.-греч. γράφω — пишу, черчу, рисую) — наука, раздел геологии, об определении относительного геологического возраста слоистых осадочных и вулканогенных горных пород, расчленении толщ пород и корреляции различных геологических образований. Один из основных источников данных для стратиграфии — палеонтологические определения.

Криосфе́ра (от др.-греч. κρύος — холод и σφαῖρα — шар) — одна из географических оболочек Земли, характеризующаяся наличием или возможностью существования льда.

Криолитоло́гия — наука, изучающая геологические процессы и их литологический и геоморфологический эффект в связи с промерзанием и протаиванием горных пород, то есть с льдообразованием или исчезновением льда в земной коре. Может рассматриваться как раздел мерзлотоведения (геокриология) или отдельное направление в географии. Это пограничная научная дисциплина, развивающаяся на стыке литологии, геокриологии, гляциологии и четвертичной геологии.Криолитология разрабатывает собственные методы, изучает.

Гидроло́гия су́ши, — раздел гидрологии, изучающий поверхностные воды суши: реки, озёра, водохранилища, болота и ледники.

Ландшафтоведение — наука, изучающая строение, происхождение, функционирование и трансформацию земных ландшафтов.

Металлогени́я (от фр. Métallogénie, образован от лат. metallum — рудник (или греч. μέταλλο — металл) и греч. γενητως — порождающий) — наука о закономерностях образования и размещения месторождений полезных ископаемых в пространстве и времени.

Советская Антарктическая экспедиция (САЭ) — постоянная экспедиция Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Академии наук СССР (1955—1992 годы).

Тектоническая карта — разновидность геологической карты, отображающая историю тектонических движений и строение земной коры.

Четвертичная гляциогидрология (палеогляциогидрология) — раздел гляциологии, изучающий механизмы формирования горных и равнинных скэблендов, а также геолого-географическую основу их появления.

Вулканизм — собирательное название широкого круга эндогенных природных явлений, связанных с расплавленными магматическими массами и их побочными газообразными продуктами как в глубинных недрах, так и на поверхности Земли и других планет. Как правило, вулканизм считается частным проявлением магматизма, однако в расширенном значении к нему также причисляют газовые выбросы в нефтегазоносных районах, активность грязевых вулканов, образование протуберанцев на поверхности Солнца и др. Изучение вулканической.

Спелеоло́гия (от греч. σπήλαιον — пещера + λόγος — учение) — наука, занимающаяся всесторонним исследованием природных подземных пространств (пещер), — их происхождения, эволюции, возраста, морфологии, минералов, состава и миграции подземных вод, вмещающих пород, органического мира (подземных экосистем), остатков древней материальной культуры, а также вопросов современного практического использования пещер. Является разделом наук о Земле, а именно карстоведения; находится на стыке физической географии.

Науки о Земле (геонауки или геономия) — науки, изучающие планету Земля (литосферу, гидросферу и атмосферу), а также космическое пространство вокруг Земли. Изучение Земли служит моделью для исследования других планет земной группы.

Земна́я кора́ — внешняя твёрдая оболочка (кора) Земли, верхняя часть литосферы. С внешней стороны большая часть коры покрыта гидросферой, а меньшая находится под воздействием атмосферы.

Новейшая тектоника (или неотектоника от англ. Neotectonics) — раздел тектоники, занимающийся рассмотрением структуры литосферы и изучением структурных форм, породивших и развивающих современный рельеф.

Академик Владимир Михайлович Котляков. Фото Наталии Лесковой

А через год известный в ту пору гляциолог Пётр Александрович Шумский предложил мне поехать на зимовку на Новую Землю. Я согласился и провёл там больше полугода, в основном зимние месяцы. Когда же вернулся уже с опытом полярных работ, Пётр Александрович включил меня в состав его отряда, отправлявшегося в Антарктиду. И так сложилась судьба, что я стал не просто географом, а именно гляциологом.

Современная гляциология — это наука обо всех видах льда, в том числе атмосферном. Гляциология включает в себя и выпадающий снег, и снежный покров, и лёд на реках, и лёд под землёй, и вечную мерзлоту. Поэтому гляциология — очень широкий предмет, она изучает все виды природных льдов. Русское географическое общество — можно сказать, мой второй дом — развивает эту науку начиная с XIX века. Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский, тогдашний президент Общества, исследовал ледники на хребтах Тянь-Шаня. Гляциология изучает льды не только в Арктике и Антарктике, но и на всех широтах Земли. Ведь ледники встречаются во многих горных системах Европы, Азии, Северной и Южной Америки. Даже в Африке на вершине Килиманджаро лежит лёд.

Ледник Килиманджаро, 2000 год

Ледник Коропуна, Перу. 2004 год. Фото Р. А. Чернова

Серьёзные исследования ледников начались с XVI века в Альпах, потому что там ледники соседствуют с населёнными пунктами. Гляциология изучает и такое опасное явление, как снежные лавины. Именно в Швейцарии ещё в XVIII веке придумали, как с ними бороться. Дома там строили так, что стенка, обращённая к горным склонам, имеет треугольную форму с выступом в их сторону, и при сходе лавина как бы обтекает этот выступ. Все старинные церкви, а там много церквей в горах, имеют такую же нехитрую защиту.

У нас сейчас на опасность схода снежных лавин и селей тоже обращают внимание при строительстве, хотя, может быть, и недостаточное. Например, некоторые олимпийские объекты в долине реки Мзымта были возведены без должного учёта этих факторов. Некоторые из построенных объектов могут не устоять в случае катастрофических дождей в горах.

При сильном насыщении грунтов водой есть риск схода селей, которые тоже изучает гляциология, так как многие сели порождаются таянием ледников. Нередко с ледников спускаются водные потоки с массой камней. Это очень опасное явление. Все мы помним историю гибели съёмочной группы Сергея Бодрова в Кармадонском ущелье недалеко от Владикавказа при сходе ледника Колка. Так вот, в долине Мзымты, в окрестностях Красной Поляны тоже существуют подобные опасности. Обычно во время Олимпийских игр, проходящих в ледниковых районах, работают специальные службы, которые следят за возможными неприятностями, которые могут возникнуть из-за снега и льда.

Иногда меня спрашивают, где интереснее, красивее — в Арктике или Антарктике? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Оба материка по-своему прекрасны. Но они ведь совершенно разные. В Арктике господствует океан, скованный льдом. Да, там есть острова и архипелаги с ледниками, но главное — океан. Поэтому Северный морской путь, проложенный во льдах, имеет такое большое значение для нашей страны.

В антарктических льдах

А Антарктида — это, прежде всего, материк. Огромный материк, величиной почти с Европу, который едва ли не целиком покрыт панцирем изо льда. В центральной части Антарктиды толщина льда более трёх километров. Эта территория никому не принадлежит и имеет совершенно особый статус на нашей планете. Здесь никто не имеет права создавать военные базы, здесь процветает международное сотрудничество, потому что у отдельных стран собственных сил на организацию исследований в Антарктиде часто не хватает.

В советские времена мы работали в Антарктике более активно и даже возили туда иностранных учёных, в том числе китайских. А сейчас Китай сам встал на ноги, построил ледокол и ведёт бурение ледниковой толщи в центральной части Антарктического материка. Гляциология у них развивается быстрыми темпами.

В корне отличаются Арктика и Антарктика в геополитическом отношении. В 20-х и 30-х годах прошлого века в Антарктиде были проведены границы: семь государств, в то время активно работавших на её территории, разделили континент на сектора. Однако после Второй мировой войны самыми сильными державами оказались Советский Союз и США. Они интересовались природой Антарктики, никаких секторов здесь не имели, хотя Антарктический материк открыли русские ещё в 1820 году. Интересы двух сильнейших государств мира совпали — редкий случай в то время, — и в 1959 году было принято международное соглашение, заморозившее существовавшие политические границы в Антарктиде и сделавшее Антарктику областью совместных научных исследований.

Ситуация в Арктике совершенно другая. Пять арктических стран — Россия, США, Канада, Норвегия, которой принадлежит Шпицберген, и Дания, владеющая Гренландией, — имеют выход к Северному Ледовитому океану и, согласно Морскому праву, совершенно законно претендуют на свою часть морской акватории. Ныне существует международное соглашение, согласно которому между этими странами будет разделён и арктический шельф, обладающий огромными минеральными и рыбными богатствами. Россия, как и другие арктические страны, претендует на значительную его часть.

Первый летний снегопад на Шпицбергене. 2010 год. Фото Р. А. Чернова

Ясно, что при добыче полезных ископаемых неизбежно возникнут экологические проблемы. Они не имеют окончательного решения просто потому, что люди, увы, даже декларируя правильную позицию, в большинстве своём всё-таки ей не следуют. Когда возникает интерес к природным ресурсам, в проблему вмешиваются политика и экономика, и нередко они становятся антагонистами экологического благополучия. Эгоистические интересы корпораций противоречат самой системе охраны природы. Например, более 50 лет назад, когда был принят Антарктический договор, в нём не был учтён шельф, так как о его богатствах тогда ещё очень мало знали. Но оказалось, что именно на шельфе находятся огромные запасы полезных ископаемых, нефти и газа. Прилегающие к антарктическому морскому шельфу страны стали претендовать на шельф. Пока международному сообществу удаётся противостоять такой тенденции, но это очень непросто.

А жаль! Я бы приветствовал международное решение сделать Антарктический материк неприкосновенным. Ведь экологические проблемы — это проблемы человечества на всём пути его развития. Очень важно сохранять природу, все это понимают, все об этом говорят, но возникает множество сложностей. Взять, например, ситуацию с глобальным потеплением. Эта мировая проблема начинает эксплуатироваться и экономикой, и политикой. Нам внушают, что глобальное потепление будет продолжаться неограниченно долго и к концу века температура на Земле поднимется минимум на два, а то и на пять градусов. Я же утверждаю, что такой зависимости нет.

Конечно, математические модели говорят о продолжении потепления, но они несовершенны: модельные расчёты позволяют получить результат, который зависит от исходных данных и предпосылок. Модели не могут использовать все природные факторы, потому что мы их до конца не знаем.

Главное свойство климата — его изменчивость. Климат никогда не остаётся неизменным: холодные периоды на Земле сменяются тёплыми, а затем снова наступает похолодание. Так было всегда, и нет никаких оснований утверждать, что климат может меняться по-другому. В наше время действительно происходит потепление в масштабах десятков лет, но если взять тысячелетний масштаб, то мы точно знаем, что на Земле идёт медленное похолодание.

Науке известно, что самое тёплое время было на Земле 5,5–6 тысяч лет назад. Это был пик голоцена — послеледникового периода, в котором мы живём. И с тех пор непрерывно холодает, но на этом фоне бывают периоды и похолодания, и потепления. Например, около тысячи лет назад на Земле было очень тепло, намного теплее, чем сейчас. На это время пришлось открытие викингами Гренландии. Они увидели землю и назвали её зелёной страной, именно так переводится название.

Тепло на Земле было и две тысячи лет назад, во времена Римской империи, а затем наступило холодное время, и многие перевалы в Альпах покрылись снегом и льдом. Но когда в очередную эпоху потепления лёд здесь растаял, из-под ледников вытаяли дороги римского времени. Известно, что Ганнибал прошёл через перевалы со слонами — ясно, что никакого снега тогда не было.

Да, в наше время почти повсеместно ледники тают и отступают. Но в геологическом смысле совсем недавно на Земле был так называемый малый ледниковый период, он продолжался с XIII по XVIII век. Было очень холодно, и в странах Западной Европы зимой замерзали многие реки и каналы. Если вы придёте в любую картинную галерею — в Эрмитаж, Лувр, в музеи Ватикана, то увидите картины голландских мастеров XVI–XVII веков. На многих из них изображена самая настоящая зима и масса людей, катающихся на коньках. В то время голландские каналы замерзали, и коньки появились впервые не в северных странах, а в Голландии.

А что значит — холодный климат? Это беды и неурожаи, из-за которых рушились целые империи. Все эти годы были очень тяжёлыми и на Руси. Во время царствования Бориса Годунова три года подряд были неурожайными в России, что ускорило его падение. Если б не холод, всё могло бы быть иначе. Ведь Борис Годунов пытался ввести в России совсем другие правила жизни. Но бояре ему этого сделать не дали, списав на него все неудачи. А на самом деле в России были просто холод и голод.

Сейчас почти все хором говорят об определяющей роли человека в процессе глобального потепления. И это тоже неверно. Конечно, деятельность людей имеет своё значение, но мы не можем разделить здесь роль природных и антропогенных факторов. Мы хорошо знаем, что за последний век глобальная температура на Земле в целом поднялась на 0,7 градуса Цельсия, но не знаем, какая часть этой величины вызвана ростом в атмосфере парниковых газов. А насколько температура поднялась вследствие естественных причин? На эти вопросы пока нет ответа.

Всё это, конечно, не означает, что нам не о чем тревожиться. Климат постоянно изменяется, и человеку приходится приспосабливаться. А это очень сложный процесс, потому что нужно менять навыки, привычки, знания. Ведь, например, чтобы вырастить рожь, а затем на той же территории вырастить пшеницу, нужны разные технологии. Или другой пример: в 2005 году из-за происходившего потепления вдруг стал расширяться ареал бурого медведя в Сибири, и эти животные в большом количестве появились в тех местах, где раньше их не было и в помине. А люди к такому были совершенно не готовы.

Адаптация к изменениям климата требует огромных денег, — но не только денег, а в первую очередь перестройки навыков и сознания. Приходится переналаживать хозяйство, переучиваться. При этом будущее, на мой взгляд, не может быть определено никакими моделями.

Непростые природные и хозяйственные процессы, связанные с изменениями климата, отражены в международных документах: в недавнем прошлом — в Киотском протоколе, а ныне — в Парижском соглашении. Но вот американцы вышли из этого соглашения: причина в том, что следовать предлагаемым правилам в масштабах их грандиозной экономики, перестраивать предприятия для уменьшения влияния на атмосферу чрезвычайно дорого и не под силу даже богатым Соединённым Штатам.

Я считаю, что современное потепление играет большую роль в природе и хозяйственной деятельности людей, но мы настолько малы и ничтожны по отношению к природным процессам, что изменить их не можем. В мире постоянно взаимодействуют четыре огромные природные составляющие — суша, океан, атмосфера и оледенение. Между ними существуют прочные связи. Человек (и в этом наше счастье) пока воздействовать на эти процессы не в силах. Масштабы природных механизмов и человеческого воздействия на природу несопоставимы. Всё, на что мы способны даже при всех технических возможностях, не идёт ни в какое сравнение с масштабом природных процессов.

Природная сила огромна и неисчерпаема. Именно она является источником нашей жизни, она же может нас погубить, если мы вступим с ней в неразрешимый конфликт. Возьмём для примера те же оледенения. Согласно современным воззрениям, оледенение в Антарктиде существует не менее 35 миллионов лет. А до этого оледенения там не было. С точки зрения многих геологов, именно наступление ледников сыграло определяющую роль в формировании и развитии жизни.

Ледники — это огромное благо для поступательного развития жизни, в том числе и человеческой. Даже сейчас, потому что дают важные ресурсы. Скажем, многие реки в пустынях начинаются на ледниках, поэтому от ледников напрямую зависит урожай на полях. Мы это прекрасно знаем на примере Средней Азии: вода с ледников поступает на поля в засушливое время и способствует произрастанию хлопка. Она превращает безжизненную, засушливую местность в богатую и плодородную.

Если говорить о древних временах, роль ледников тоже переоценить невозможно. Представьте себе древнего человека, нашего предка. Он живёт в тёплом климате, довольствуется тем, что даёт природа. Но начинается очередной ледниковый период, идёт похолодание. Такое изменение природных условий вынуждает первобытных людей совершенствовать свою одежду, использовать огонь, чтобы согреться в холодное время, а это важнейший толчок для развития человеческого разума. Так что холод и ледники определённо сыграли прогрессивную роль в развитии человека.

Российская антарктическая экспедиция, начало 2000-х годов

Конечно, гляциология — лишь одно из направлений, которые развивает Институт географии. Сейчас он находится на взлёте. Директор — в прошлом моя сотрудница, член-корреспондент РАН Ольга Николаевна Соломина, молодая, энергичная. Что главное? У нас около 20 научных подразделений, которые охватывают все виды географии, все её направления, мы не только занимаемся нашей страной, но и работаем за рубежом, выполняя совместные проекты.

Наш институт уникален своей комплексностью, ведь природные проблемы тесно связаны между собой. Вот вам любопытный пример. Много лет назад в Соединённых Штатах мы знакомились с крупной гидроэлектростанцией, и нам рассказали, как создавался проект этого комплекса и как проводилась экспертиза проекта, внедряемого в окружающую среду. Свои заключения по проекту писали многие узкие специалисты, каждый определил, что будет с окружающей природой после завершения строительства. Но это были отдельные заключения, а общее понимание будущего развития территории было под силу только географу, который мог связать их воедино. Поэтому труд географа там ценится чрезвычайно высоко.

У нас, к сожалению, далеко не всегда географов привлекают к подобным экспертизам. Хотя осознать перспективы развития обширных территорий, как и перспективы пространственного развития всей страны, могут лишь географы широкого профиля, а не экономисты, которым трудно охватить сложные взаимосвязи, возникающие в окружающей среде. Но, сколько мы в этом направлении ни делаем, слушают нас недостаточно. А ведь страна большая и настолько разная, что учитывать различия надо непременно. На очереди — толчок в развитии Сибири и российского Дальнего Востока, решение транспортных проблем, связанных и с совершенствованием Северного морского пути, и с коренной модернизацией Транссибирской железнодорожной магистрали. Так что проблем хватает.

В 2007 году я снова побывал в Антарктиде — наверное, в последний раз. Меня пригласил Артур Николаевич Чилингаров, который тогда активно ею занимался. Это была большая экспедиция, инспектировавшая антарктические научные станции. В нашу экспедицию входил и князь Монако Альбер II — большой любитель путешествий. Мы с ним тогда подружились. Его дед — известный учёный-океанолог, основатель всемирно известного Океанологического музея в Монако.

Посещение Антарктиды для меня — огромное счастье. Когда я попал туда в первый раз, сразу после Арктики, был потрясён. Совершенно неземные, фантастические ландшафты. С тех пор так и остаюсь в этом потрясении.

Принято считать, что Антарктида — мёртвая, безжизненная земля. Безусловно, безжизненная. Там так холодно, что даже простейшие организмы выживают с трудом. Но я бы никогда не назвал эту землю мёртвой. Льды — это неотъемлемая часть нашей прекрасной, живой планеты. Это сама жизнь!

Кстати, я себя там прекрасно чувствую. Конечно, надо потеплее одеваться, защищать глаза. Но в остальном ничего экстремального для меня там нет. И жить, и работать в Антарктиде мне всегда было комфортно. Куда тяжелее жара. Вот её не люблю и стараюсь избегать.

Записала Наталия Лескова
Иллюстрации предоставлены Институтом географии РАН

Гляциология – это наука о чем? Чем занимаются специалисты, что работают в данной сфере? Давайте постараемся отыскать ответ на эти и другие вопросы.

Гляциология что изучает?

гляциология это наука изучающая

В задачи, поставленные перед наукой, входит:

  • изучение особенностей формирования ледников, условий их существования;
  • исследование состава, физических свойств льда;
  • рассмотрение геологического воздействия ледников на поверхность планеты;
  • изучение географии распространения ледяных образований.

Гляциология – это наука о льдах, что неразрывно связана с физикой, геологией. Специалисты в данной сфере широко используют в работе методы механики, географических наук.

История становления науки

гляциология что изучает

Конкретный круг проблем, который стоит перед гляциологией, наметился в 19-м веке. Однако в это время ученые ощущали недостаток в систематических материалах о ледниках. Не хватало специалистам знаний о физических свойствах льда, его поведении. Поэтому первый серьезный этап становления гляциологии как науки характеризовался в основном накоплением знаний, формированием научных методов.

Начало 20-го века ознаменовалось для науки стартом целого ряда масштабных экспедиций, направленных на исследование оледенений, сконцентрированных в области полярного круга. Способствовало раскрытию сути физических явлений, что происходят в ледниках, появление таких точных методов, как: аэрофотосъемка, фотограмметрия, термическое бурение, зондирование почвы. В этот период ученым удалось разработать единую классификацию льдов, отследить особенности передвижения, формирования и таяния ледников.

На протяжении прошлого века были собраны обширные сведения о географическом распространении мерзлоты. Ученым удалось открыть новые ледники и составить каталоги с их подробным описанием.

Чем занимаются гляциологи?

гляциология это наука о

Гляциолог – профессия, суть которой заключается в исследовании ледяных образований, сформированных в природной среде. Такие специалисты изучают особенности появления ледников, их поведение, процессы, что ведут к таянию льда.

Гляциолог – работа, которая предполагает исследование лавин, водоемов, которые образовались в результате таяния льда. Более того, специалисты данной категории составляют опасные маршруты на картах, предупреждая таким образом возникновение несчастных случаев и природных катастроф.

Какое практическое значение имеет гляциология?

гляциолог профессия

Гляциология – это наука, изучающая, прежде всего, широкое распространение ледников на поверхности планеты. Согласно подсчетам ученых, такие образования занимают около 11% всей суши. В них заключено порядка 29 млн км 3 пресной воды. Развитие науки способствует рациональному использованию водных ресурсов рек и озер, которые формируются по причине таяния ледников.

Кроме того, гляциология – это наука о том, как предотвратить природные катастрофы, причиной возникновения которых является изменение поведения ледников. Практическая сторона развития учения также заключается в ведении учета территорий, которые высвобождаются в результате перемещения ледников, с целью осуществления хозяйственной деятельности.

Научные институты

гляциолог работа

Для изучения ледников сегодня создана целая сеть специальных учреждений, которые имеются в России, США, Швейцарии, Италии, Канаде, Великобритании, прочих высокоразвитых странах мира. Начиная с 1894-го года, действует Международная гляциологическая комиссия, что занимается изучением снега и льда.

В целях развития науки организован ряд станций, которые сконцентрированы на Полярном Урале, Земле Франца-Иосифа, Алтае, Новой Земле, в Северо-Восточной и Средней Азии.

Важные гляциологические исследования

Первые серьезные экспедиции, направленные на изучение крупнейших ледников мира, были организованы в период с 1923-го по 1933-й год советскими учеными. Наблюдения проводились в Средней Азии, на Урале, Новой Земле. Целью походов являлся в основном сбор полезных сведений о ледниковых образованиях.

Внушительный толчок развитию науки дала экспедиция, организованная советским исследователем Г. А. Авсюком в период с 1950-го по 1960-й год. Направлена она была на наблюдение за ледниками Тянь-Шань. В результате ученым удалось установить темп и закономерности передвижения мерзлоты.

В 2012 году отечественным гляциологам, которые работали в Антарктиде, удалось осуществить успешное бурение ледяной шапки, толщина которой составляла порядка 4 км. Ученые получили доступ к водам доисторического подледного озера. Исследование уникальной экосистемы, которая формировалась на протяжении нескольких миллионов лет, позволило выявить микроорганизмы, ранее не известные науке. Открытие имело значение для развития не только гляциологии, но и сферы космических исследований. Его неожиданные результаты позволили предположить, что подобные биологически активные бульоны имеются не только под ледяной шапкой Земли, но и на других планетах, а также их спутниках.


Боковой морена на леднике, соединяющем Ледник Горнера, Церматт, Альпы Швейцарии. Морена - это высокая насыпь в левой верхней четверти изображения.


Содержание

Обзор

Ледник - это обширная масса льда, образовавшаяся в результате падения снега и накопления в течение длительного периода времени; ледники движутся очень медленно, либо спускаются с высоких гор, как в долинных ледниках, либо движутся наружу от центров накопления, как в континентальные ледники.

Области изучения гляциологии включают ледниковую историю и реконструкцию прошлого оледенения. Гляциолог - это человек, изучающий ледники. Ледниковый геолог изучает ледниковые отложения и ледниковые эрозионные элементы ландшафта. Гляциология и ледниковая геология - ключевые области полярных исследований.


А Остров Байлот ледник Сирмиликский национальный парк, Нунавут. Этот горный ледник - один из многих, спускающихся изнутри. ледяная шапка сверху Горы Байам Мартин.

  • Альпийский - лед течет по долинам горных районов и образует ледяной язык, движущийся к равнинам внизу. Альпийские ледники, как правило, создают топография более надежный за счет добавления и улучшения масштаба существующих функций. Различные особенности включают большие овраги, называемые цирки и Arêtes, которые представляют собой гребни на стыке краев двух цирков.
  • Континентальный - ледяной щит, встречающийся сегодня только в высоких широтах (Гренландия/Антарктида) площадью в тысячи квадратных километров и толщиной в тысячи метров. Они имеют тенденцию сглаживать пейзажи.

Зоны ледников

    - где образование льда происходит быстрее, чем его удаление.
  • Потери (или абляция) - когда сумма таяния, отел, а испарение (сублимация) больше, чем количество снега, добавляемого каждый год. - область перехода от ледниковой аккумуляции к зоне абляции и наоборот.

Движение


Ледник Хурдопина и Шимшал Река, Гилгит-Балтистан, северный Пакистан 2017. Несколько ледников впадают в долину Шимшал и могут блокировать реку. В 2016–2017 годах ледник Хурдопин поднялся, образовав большое озеро. [2]


Ледники долины Шимсал из космоса, 13 мая 2017 г. Ледник Хурдопин перекрыл реку Шимшал, образовав ледниковое озеро. Река начала прокладывать путь сквозь ледник. К началу августа 2017 года озеро полностью высохло.

Когда на ледник выпадает количество осадков, превышающее количество выпадающего, ледник продвигается. И наоборот, если выбросы от испарения, сублимации, таяния и отела превышают поступления осадков от ледников, ледник отступает. Это называется межледниковым периодом. В периоды, когда лед продвигается с экстремальной скоростью, обычно в 100 раз быстрее, чем считается нормальным, это называется пульсирующим ледником. В периоды, когда поступление осадков в ледник эквивалентно потере льда в результате отела, испарения и таяния ледника, существует стационарное состояние. Внутри ледника лед имеет движение вниз в зоне накопления и движение вверх в зоне абляции.

Ледниковая терминология

Абляция Разрушение ледника из-за сублимации, таяния льда и айсберга отел. Зона абляции Площадь ледника, в котором ежегодная потеря льда за счет абляции превышает годовой прирост от осадки. Arête Острый горный хребет на стыке двух цирков. Bergschrund Трещина образовалась около вершины ледника, где ледяная масса вращалась, раскалывалась и разрывалась на части, как геологический разлом. Цирк, Корри или cwm Впадина в форме чаши, вырытая у истока ледника. Слизняк Корректировка к стресс в молекулярный уровень. Поток Движение (льда) в постоянном направлении. Перелом Хрупкое разрушение (разрыв льда) под действием напряжения, возникающего, когда движение слишком быстрое, чтобы его могло компенсировать ползучесть. Это происходит, например, когда центральная часть ледника движется быстрее, чем края. Морена Накопленные обломки, перенесенные ледником и осевшие на его сторонах (боковая морена) или у его подножия (конечная морена). Névé Район на вершине ледника (часто цирк), где скапливается снег и питает ледник. Рог Скальный шпиль, также известный как пирамидальный пик, образованный направленная эрозия трех или более цирков вокруг одной горы. Это крайний случай arête. Выщипывание/ Карьерные работы Где адгезия льда к скале сильнее, чем сплоченность скалы, часть скалы уходит вместе с льдом. Тарн Последниковое озеро в цирке. Туннельная долина Туннель, образованный гидравлической эрозией льда и горных пород ниже границы ледникового покрова. Долина туннеля - это то, что осталось от нее в подстилающей скале после таяния ледяного покрова.

Скорость движения

Движение ледника очень медленное. Его скорость колеблется от нескольких сантиметров в день до нескольких метров в день. Скорость движения зависит от ряда факторов, перечисленных ниже:

Читайте также: